В последние годы внимание исследователей все больше привлекают две проблемы: во-первых, становление и развитие российско-американских отношений и, во-вторых, формирование и функционирование российского общественного сознания /1/. Однако, до сих пор не ставился вопрос о русском американизме, как составной части российского менталитета, хотя попытка трактовать использование американского опыта в России была предпринята еще в самом начале XX в. К. Циллиакусом /2/. Правда, появились работы, в которых исследуются отдельные моменты формирования образа Америки в русском общественном сознании, рассматривается деятельность некоторых российских американофилов /3/.
Вопрос о русском американизме, между тем, становится все актуальнее в связи с реставрацией капитализма в России. Американская культура в этот период настолько мощно вторгается в русскую жизнь, русский американизм получает такое распространение, что это вызывает негативную реакцию в обществе, порождает явление прямо противоположное - антиамериканские настроения не инспирированные властью, как прежде, а возникающие в низах общества.
В обыденном сознании имеется представление, что русский американизм появился в России вместе с "перестройкой", был порожден ею и использовался как инструмент в реформировании страны. Однако, русский американизм, представления о США как об эталоне и стремление "обустроить" российскую жизнь по американскому образцу, возник еще в конце XVIII в. Он - составная часть российского менталитета, и с момента своего зарождения прошел большой путь развития, оставив заметный след в отечественной истории, в русском и российском сознании, в личных судьбах большого числа людей.
Русский американизм - составная часть общемирового процесса взаимодействия культур, их взаимопроникновения, взаимовлияния и сотрудничества, рождающих новое, качество. В тоже время, в определенном смысле, он сугубо русская особенность, поскольку продолжает традиции поиска Беловодья, "жирного", "Опоньского" царства русского менталитета.
Цель данной работы - очертить круг проблем, связанных с возникновением, формированием и развитием русского американизма, определить хронологические рамки основных периодов его существования в российском общественном сознании и российской практике.
1. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО АМЕРИКАНИЗМА В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XX В.
В период с конца XVIII до начала XX в. происходило формирование идей и традиций русского американизма. На его появление решающее воздействие оказали несколько факторов. Во-первых, перманентное недовольство российских интеллектуалов положением дел в России. Академик Д. С. Лихачев отмечал, что "настоящее всегда воспринималось в России как находящееся в состоянии кризиса" /4/. Причины этого недовольства в том, что основу менталитета русского образованного слоя составляло западное воспитание, идеи которого, существовавшие в русских умах, расходились с русской реальностью. В поисках рецепта исправления действительности радикальная мысль устремлялась за рубежи Отечества, вначале в Европу, связанную с Россией петровской пуповиной, а затем и за океан, в Новый Свет. В этом заключался второй фактор формирования русского американизма. Америка воспринималась как альтернатива русской жизни, как эталон, по которому можно и нужно "обустроить" Россию. Негативное отношение к отечественной действительности и восприятие США как эталона - основа формирования русского американизма. Такая оценка США и России была свойственна уже А. Н. Радищеву, считавшему Соединенные Штаты страной свободы, а Россию - страдающей. "Прощай, немытая Россия, - писал М. Ю. Лермонтов, - страна рабов, страна господ..." "Жалкая страна", "жалкая нация", "нация рабов", - констатировали Н. А. Добролюбов в стихотворении "Газетная Россия" и Н. Г. Чернышевский в романе "Пролог". Подобная позиция, при всех благих намерениях авторов, не могла не воздействовать на общественное сознание.
Существенным моментом, определившим появление русского американизма, следует признать то, что между США и Россией в ту пору не существовало глобальных противоречий. Более того, монархическая Россия и республиканская Америка находили точки сотрудничества - "вооруженный нейтралитет" Екатерины Великой, участие американских врачей в Крымской войне, помощь России Соединенным Штатам в 1860-х гг., пребывание русских эскадр у берегов США в годы гражданской войны в Америке, визит американской эскадры и государственных деятелей США в Россию после окончания этой войны, явились отправной точкой для резкого роста симпатий к Соединенным Штатам. Пребывание делегации американского конгресса в России в 1866г. было апофеозом русско-американской дружбы. Тогда американцев восторженно встречали по всей стране. Побывавший годом позже на юге России американский писатель Марк Твен отмечал: "...здесь мы чувствовали, что достаточно быть американцем, никаких других виз нам уже не требовалось... Где только мы не побывали... всюду встречали радушие и внимание" /5/.
Инструментарий формирования американизма в России этого времени разнообразен. Важную роль в его внедрении сыграла литература, как отечественная, так и зарубежная, в первую очередь американская. В России были популярны сочинения русских литераторов, посвященные США, как, например, очерки и книга П. П. Свиньина "Опыт живописного путешествия по Северной Америке" - в начале XIX в., или сочинение К. С. Станюковича в конце столетия. Те произведения Станюковича, в которых он касается США, особенно повесть "Похождения одного матроса", с полным .правом можно назвать "гимном Америке". "... вольная сторона... /6/, ... Одно благоухание!" /7/, - так отзываются о Соединенных Штатах герои Станюковича. В России благожелательно воспринимали сочинения американских авторов - Д. Ф.. Купера, Майн Рида, В. Ирвинга, Э. По, Д. Лондона. На юное же поколение россиян сочинения Купера и Майн Рида производили огромное впечатление. В начале XX в. на всей территории империи подростки зачитывались русскими стилизациями о приключениях благородных американских сыщиков Ника Картера и Ната Пинкертона - в столицах и в провинции, в Одессе и Сибири.
Двадцатый век породил новый инструмент американизма русского сознания - кинематограф. Советский кинорежиссер, создатель фильмов "Поднятая целина", "Солдаты" А. Иванов вспоминал, какое большое впечатление произвел на него первый, увиденный им в Петрограде накануне первой мировой войны, вестерн.
Свой вклад в формирование русского американизма внесла печать. Она систематически информировала читателей о новостях американской жизни, в значительной степени сенсационного характера, но в то же время показывала реалии Соединенных Штатов, создавая в целом приоритетный образ заокеанской страны.
Важным фактором формирования американского синдрома русского сознания были непосредственные контакты с Новым Светом, Туда отправлялись за опытом люди разного положения, в том числе в деловые поездки или в эмиграцию. Среди них отставной офицер, будущий министр путей сообщения князь Хилков /8/, врач Омского военного госпиталя П. К. Левоневский /9/, инженер В.Г. Шухов /10/, театральный деятель князь С. И. Волконский, который писал: "Удивительная страна Америка, как она умеет заставить работать, как развивает работоспособность и работоготовность... какое гордое чувство испытываешь, приезжая в Америку со своим делом: входить на эту землю не в качестве туриста, а в качестве работника - эта есть одно из приятнейших оправданий своего существования" /11/.
Знакомство с реальными Соединенными Штатами вызывало желание перенести, американский опыт на русскую почву, как это случилось в 1893 г. с великим князем Александром Михайловичем, идея которого заключалась в том, чтобы перестать ориентироваться на Европу и взять в качестве образца США /12/. Американский опыт приносили на родину и реэмигранты.
В середине XIX в. начинается экспансия американского капитала, техники и технологий в Россию. В 1860-х гг. на русском Дальнем Востоке всех иностранных купцов, независимо от их национальной принадлежности, поселенцы называли американцами. Американцы приняли участие в железнодорожном строительстве в России, русский военно-морской флот пополнялся кораблями, построенными в США или с помощью американских материалов и оборудования. Русская армия вооружалась американским стрелковым оружием - винтовками Бердана, револьверами системы "Смит и Вессон", а с 1896 г. на вооружение российских войск стали поступать, знаменитые впоследствии, пулеметы X. Максима. Сельское хозяйство использовало американские машины, велась пропаганда американских агротехнических достижений.
Большое влияние на американизацию русского менталитета оказали связи России и США в области авиации. Одними из первых самолетов русских ВВС стали аппараты американских конструкторов братьев Райт. Русские пионеры авиации, например, Гризодубов, Арцеулов использовали для создания собственных конструкций идеи американцев. Авиация производила неизгладимое впечатление на россиян, особенно на молодое поколение. Непосредственное знакомство с достижениями американской техники, с ее технологиями, машинами и оборудованием способствовало усилению положительного образа США в русском сознании.
С момента зарождения русского американизма США представлялись в русском сознании землей обетованной. А. Н. Радищеву США виделись "словутой", т.е. "знаменитой", "ликующей" страной, где живут "счастливые народы", которым "случай вольность даровал" /13/. Современникам А. С. Пушкина США представлялась как "страна безопасная и цветущая, сильная миром, упроченным ее географическим положением, гордая своими учреждениями" /14/. Эмигрант из России В. К. Гейнс, принявший фамилию Фрей, писал в 70-х гг. XIX.; "В Америке можно научиться делу; здесь мы приучимся твердо держаться на своих ногах..." /15/. Из русской прессы читатель узнавал, что США - "богатая капиталами и мощная своей гигантской промышленностью" /16/ страна. "Янки - человек занятой, поглощенный делами" /17/. "Америка - настоящая, машинная страна" /18/. Менталитет американского общества характеризуется не иначе, как "американский гений" /19/.
Каждый, обращавшийся к образу или реальным США, искал свое: одни, как эмигранты, - "Беловодье", другие - инструмент для преобразования России. Русских радикалов, стремившихся изменить российскую жизнь, привлекало государственное устройство и функционирование общественных институтов США. С этой точки зрения - Соединенные Штаты интересовали А. Н. Радищева, декабристов, членов Кирилло-Мефодиевского общества. В воззвании Н. Г. Чернышевского "Барским крестьянам" говорилось, что особо разумно устройство, у швейцарцев и американцев, которые царей не держат, а избирают на срок "народного старосту". Страной свободы, где возможна честная и открытая политическая борьба считали США народовольцы, осудившие в 1881 г. убийство президента США террористом Ч. Гито. Народовольцы полагали, что политический террор в США - преступление, а в России террор - вполне приемлемый инструмент в борьбе против власти.
Наиболее полно и сразу русский американизм заявил о себе в Сибири, где в первой половине XIX в. возникла идея сепаратизма. Исследователь сибирской истории Б. Г. Кубалов, отмечая, что сепаратисты мечтали "не столько об автономии Сибири, сколько о возможном, по примеру Соединенных Штатов Америки, Канады или Австралии отделении ее от России" /20/. Сибирский исследователь Г. Ф. Кунгуров констатировал, что "сравнивать будущее Сибири с Америкой было особенно модно, это считалось вершиной желаемого" /21/. В 60-х гг. XIX в. сепаратисты готовили восстание, которое должно было привести к провозглашению в Сибири независимого государства "Свободославия". Важнейшей функцией нового государства должна была быть война с императорской Россией.
В этот период зародилась традиция союза российских революционно настроенных радикалов и американских граждан в борьбе против российского правительства. Важную роль в этом сыграл американский журналист и писатель Д. Кеннан, создавший в России сеть информаторов и распространителей нелегальной литературы. В это же время русские эмигранты и граждане США создавали совместные организации для борьбы с российским правительством. Эти же люди и организации активно работали под эгидой японского правительства по разложению русских военнопленных в Японии во время русско-японской войны 1904 - 1905 гг.
Под влиянием американской литературы совершались детские "побеги в Америку", когда подростки бежали из родных домов в поисках приключений или от рутины обыденности. Бежали или собирались бежать за океан дети из разных слоев общества. "Как большинство моих сверстников, я мечтал о побеге в Америку и выучил наизусть названия всех штатов и рек С. А. С. Ш." /22/, - писал великий князь Александр Михайлович о своем детстве в 1870-х гг.
В рассматриваемое время возникла традиция все наиболее передовое связывать с США. Так, наиболее предприимчивых капиталистов, государственных деятелей, просто энергичных людей было принято сравнивать с американцами. Председателя Комитета Министров России второй половины XIX в. М. Х. Рейтерна называли "янки". "Русским американцем" называли удачливого промышленника, одного из крупнейших предпринимателей князя В. Н. Тенишева / 1843 - 1903 гг./. В рассказе В. Шишкова "Мериканец" деревенского кузнеца Модеста Иренева односельчане уважали за технические таланты: "Мериканец, - говорили про Модеста мужики. - М-да, мозга в башке густая..." /23/. И, хотя в это время США представали перед российскими читателями страной разнообразных курьезов, самых ловких авантюристов и жуликов, крупнейших преступлений и алкоголизма, страна, где господствует стандарт во всем, где назойлива реклама, а стимул жизни - жажда наживы, все же ведущей темой в формировании образа Америки оставалась динамично развивающаяся, мощная цивилизация. Обе страны еще не представляли опасности друг для друга. Образ далекой Америки в русском сознании был весьма привлекателен. Он систематически поддерживался, дополнялся новыми красками, обрастал все новыми чертами и все более влиял на общественное сознание в России. В результате к началу XX в. в русской обществе стала формироваться идея, о том, что использование американских качеств - деловитости, напористости, предприимчивости, стремления получить максимальную прибыль - это и есть путь к успеху, как для всей страны, так и для отдельной личности. В повести А. Толстого "Приключения Растегина" /1913г./ молодой помещик в поволжской глубинке так определял свое кредо: "... я в себе американскую складку нашел... вот мой принцип: каждую минуту я должен зарабатывать минимум одну копейку: итого в сутки четырнадцать рублей сорок копеек" /24/.
С момента своего зарождения в конце XVIII в. до начала XX столетия русский американизм проделал значительный путь распространения в русском сознании. Если на первых порах лишь отдельные радикалы видели в США эталон, то уже к середине XIX в. Соединенные Штаты были чрезвычайно популярны в широких кругах русского образованного общества, а к началу XX В. привлекательный образ этой страны сформировался во всех слоях населения России. В это же время возникла устойчивая тенденция переноса опыта США на русскую почву. Великого князя Александра Михайловича привлекла возможность использовать для реформирования России сходство между Россией и Америкой - такие же просторы, многонациональность, богатство природных ресурсов. При этом не учитывалось, что США и Россия - страны с совершенно различной историей, другими менталитетом, обществом, традициями и институтами. Тем не менее, идея использования чужого опыта продолжала существовать.
2. РУССКИЙ АМЕРИКАНИЗМ В 1917 - 1994 гг.
С падением монархии американизм в России достиг государственного уровня. Каждое из правительств страны этого времени возлагало свои надежды на США. "Мы верили, - писал А. Ф. Керенский, - что вступление Соединенных Штатов в войну обеспечит нашу победу. И мы думали, что час победы станет часом возрождения России" /25/. По свидетельству А. И. Деникина, в иностранной интервенции, в той числе и США, видели спасение большинство политических партий белого движения /26/.
Отношение советского правительства к США в 1920-1930-е гг. было неоднозначным. Безусловно, Соединенные Штаты трактовались как империалистическое государство, но в то же время И. В. Сталин заявил: "Мы бы хотели, чтобы люди науки и техники Америки были нашими учителями в области техники, а мы их учениками..." /27/. Такая позиция диктовалась потребностями социалистической реконструкции страны. В 1920-1930-е гг. лозунг "Догнать Америку" получил широкое распространение. В общественном сознании формировался устойчивый положительный образ США, в том числе, как это ни парадоксально, и через государственную идеологию. Интересы США и СССР еще не пересекались и обе страны не представляли опасности друг для друга. Эпизод американской интервенции не был, конечно, забыт, но он тускнел на фоне того участия, которое американский интеллект объективно принимал в социалистической реконструкции СССР, когда с использованием американских достижений создавались целые отрасли хозяйства, например автомобильная, тракторная, бронетанковая. В предвоенный период с началом производства самолета "Дуглас" ДС-3 были заложены основы современной транспортной авиация, а трансполярные перелеты из СССР в США 1930-х гг. резко приблизили Америку к советскому сознанию.
Американизм формировался через литературу и искусство. В 20 - 30-е годы был велик интерес к американской литературе. Особой популярностью пользовались Д. Лондон, любимый в комсомольской среде, и О. Генри. Популярной была и отечественная литература, связанная с Америкой. Для поколения 30 - 40-х гг. библией американизма стала вышедшая в середине 30-х гг. книге И. Ильфа и Е. Петрова "Одноэтажная Америка".
Особая роль в формировании американизма в СССР принадлежала кинематографу. Даже тот, кто никогда ничего не читал, мог пойти в кино. Американские фильмы пользовались у советских зрителей огромным успехом. Советский кинематограф также пытался использовать для производства фильмов приемы Голливуда, а в 1935 г. была закуплена диснеевская технология производства мультипликационных фильмов, от которой советская мультипликация с большим трудом начала избавляться только в конце 50-х гг.
Облик богатой, добродушной, энергичной Америки, сформировавшийся в предыдущие десятилетия получил в период 20 - 30-х гг. новых адептов. Немецкий писатель Эмиль Людвиг констатировал в декабре 1931 г.: "Я наблюдаю в Советском Союзе исключительное уважение ко всему американскому, я бы сказал даже преклонение перед всем американским, т.е. перед страной доллара, самой последовательной капиталистической страной, эти чувства имеются и в... рабочем классе, и они относятся не только к тракторам и автомобилям, но и к американцам вообще" /28/. Предвоенное поколение советской молодежи, воспитанное уже при советской власти, представляло себе США таким образом: "...в Америке лучшие в мире автомобили...там прекрасные дороги... американцы очень хорошо одеваются... американцы безалаберны, смешливы, но в то же время невероятно работоспособны и деловиты. Именно в Америке случались самые большие кризисы, строились самые крупные сооружения всех предназначений и совершались самые сенсационные преступления" /29/.
Вторая, мировая война, ленд-лиз, второй фронт, совместная борьба против агрессии добавили новые штрихи к этому портрету. Участники войны, по свидетельству генерал-майора авиации И. О. Лебедева, пронесли через всю жизнь память "о той моральной поддержке, которую ощущали советские воины, видя, что американцы, участвует в нашей борьбе против фашизма" /30/ . Свою лепту в этот образ внесла и официальная идеология. 3 июля 1941 г. И. В. Сталин заявил: "В этой великой войне мы будем иметь верных союзников в лице народов Европы и Америки..." /31/. В "Обращении тов. И.В. Сталина к народу" 2 сентября 1945 г. провозглашалось: "Слава вооруженным силам Советского Союза, Соединенных Штатов Америки, Китая и Великобритании, одержавшим победу над Японией!" /32/.
Период от падения монархии в России до окончания второй мировой войны сыграл важную роль в развитии американизма русского менталитета. Традиционный образ Америки распространился глубоко и широко, став преобладающим в массовом сознании.
"Холодная война" положила начало резкому расхождение в трактовке США между государством и той частью советского общества, которая исповедала американизм. Государство заняло антиамериканские позиции, американофилы сохранили верность своим идеалам. "Признаюсь, - писал диссидент, эмигрант, редактор журнала "Континент" В. Максимов, - долгие годы, во всяком случае, большую часть сознательной жизни, я был убежденным проамериканцем. Мне казалось, что страна с такими гражданскими и религиозными традициями способна явить миру пример подлинного народовластия и, в конечном счете, указать ему путь к демократии к прогрессу. О том же могли бы, наверное, засвидетельствовать миллионы россиян, долгое время уповавшие на спасение, которое ожидалось с берегов Нового Света" /33/.
С началом хрущевской "оттепели" начинается новый виток в развитии русского американизма. Этому, как и прежде, немало способствовала официальная советская пропаганда, взявшая на вооружение старый лозунг - "Догнать и перегнать США". Этот прием пропаганды оборачивался против его авторов, создавая приоритетный образ Америки. Особенно сильно через государственные каналы американизм формировался в 70-е гг., во время так называемой "разрядки", когда советские средства массовой информации едва ли не соревновались в том, чтобы дать как можно больше сведений о США. В результате советские граждане могли не знать своих соседей, но фамилии американских президентов знали все. Эта было время неадекватного культурного обмена, когда СССР испытывал информационную агрессию. Такова была, как ни странно, государственная политика СССР.
Еще при И. В. Сталине на рубеже 40-50-х гг. советская молодежь читала доступную им американскую литературу "не очень-то вникая в... критику... буржуазной демократии, о чем талдычили комментарии, - вспоминал литературовед А. Зверев, - а больше шалея от описания роскошных отелей, яхт, баров и прочих абсолютно недоступных нам даров цивилизации" /34/. С началом "оттепели" состоялось второе пришествие американской литературы в СССР. Для молодых советских американофилов "солдат свободы" Хэмингуэй был выше капитана Иванова из "Живых и мертвых" К. Симонова потому, что на нем была иностранная этикетка. Беловодье опять замаячило перед русским сознанием.
В это время возникает "шестидесятничество", в основе которого, как и сто лет назад, лежало негативное отношение к отечественной действительности. Поэт Иосиф Бродский писал о своем детстве: "Жил-был когда-то мальчик. Он жил в самой несправедливой стране на свете. Ею правили существа, которых по всем человеческим меркам следовало назвать выродками" /35/. "Шестидесятничество" - не только "кухонная" субкультура, распространившаяся затем в легальных средствах, но и различные диссидентские направления, - В. Буковский, А. Амальрик, Якир, Галансков, А. Гинзбург, разветвленная сеть информаторов из окружения А. Солженицына и др. Среди них террористические группы Э. Кузнецова, пытавшиеся убить советского премьера Н. С. Хрущева и захватить самолет с заложниками в Ленинграде. Э. Кузнецов так определял свое кредо: "Я всегда мечтал уехать из страны, сознательно. Это было мечтой моего детства... Я сионист" /36/.
Как и сто лет назад, диссиденты второй половины XX в. в своей деятельности обращались за помощью к Западу. Но теперь это сотрудничество шло на государственном уровне. США поддерживали диссидентов, координировали их деятельность, финансировали их борьбу против советского правительства. Именно американская разведка вывезла из СССР архив А. Солженицына, после его высылки из страны в 1974 г. И так же, как сто лет назад, во времена Дж. Кеннана, сеть информаторов в СССР собирала и переправляла на Запад сведения о действиях советского правительства, пытаясь таким образом сформировать общественное мнение против России /37/.
Возник и получил распространение мир "самиздата" и "тамиздата", опиравшийся на США. Он создал свою сферу адептов, отвергавших отечественную культуру. Зам. главного редактора популярного журнала "Иностранная литература" Н. Анастасьев признавал: "...я просто не мог читать наши журналы, они казались мне мертвыми. А каждый дошедший до меня... номер..." эмигрантских изданий" был как глоток свежего воздуха" /38/.
Для этого периода характерно возникновение американизированной молодежной субкультуры, со своим стереотипом поведения, со своим лингвистическим провинциализмом.
Тридцатилетний период после смерти И. В. Сталина был подлинно новый открытием Америки для русского сознания, испытавшего на себе прессинг официальной пропаганды. Американизм выжил и развился потому, что запретный плод был сладок.
С началом реставрации капитализма в СССР американизм превратился из общественного течения в государственную политику. На первом этапе, при "перестройке", когда речь шла о совершенствовании социализма, и требовались критерии, которые позволили бы определить состояние страны, и наметить ориентиры для дальнейшего развития, реформаторы предложили обществу пример США. Среди инструментов американизации сознания были "народная дипломатия", "детская дипломатия", а ведущие телемостов между США и СССР Ф. Донахью и В. Познер стали почти национальными героями СССР. Издающийся в США журнал "Свет" писал, что перестроечная печать, как правило, пишет об Америке с неподдельным восторгом и представляет ее образцом для подражания /39/. На российских телеэкранах доминируют сюжеты, связанные с Америкой, тогда как, по замечанию эмигранта физика М. Шифмана, сюжеты о России занимают на телевидении США только несколько секунд /40/
Следующий этап состоял в реализации американизма "новых русских" на государственном уровне. На США делали ставку различные политические силы. Н. Горбачев и Б. Ельцин свою политику координировали с Америкой, о будущем свержении М. Горбачева предупредили американского посла в Москве шеф КГБ В. Крючков и мэр столицы Г. Попов /41/. Победу в путче в августе 1991 г. Б. Ельцину помогла одержать американская разведка /42/.
Американцы принимают непосредственное участие в реставрации капитализма в России. Советник российского правительства профессор Гарвардского университета Д. Сакс любил лично представлять себя "архитектором российских реформ" /43/. С 1989 г. на территории СССР действовал американский институт Крайбла, который организовывал, координировал и финансировал предвыборную кампанию демократов /44/, а после выборов Конгресс США финансировал Межрегиональную депутатскую группу Верховного Совета СССР /45/. Подобная деятельность продолжалась и в последующем. Вообще, в основе политики реформаторов лежали надежды на получение западной помощи в размере 250 миллиардов долларов.
К осени 1994 г. выявились первые результаты американизации России. Спад производства превысил 50 процентов. Происходят распад социальной сферы, падение нравственности, рост преступности. Осенью 1994 г. президент Б. Ельцин констатировал, что Россия больше не питает иллюзий относительно помощи со стороны Запада /46/.
Идет американизация русской культуры, в том числе среднего и высшего образования под эгидой Фонда американского миллиардера Д. Сороса /47/. В США ведется переподготовка руководителей крупнейших предприятий российского военно-промышленного комплекса /48/ и высших офицеров российской армии /49/.
В Россию устремились американские религиозные секты, оттесняющие православие, о чем "новые верующие", для которых еще нет различия в конфессиях, не догадываются.
Началась массовая эмиграция. Если в 1948 - 1991 гг. 58% эмигрантов составляли евреи, а русских были единицы, то в 1992 - 1993 годах евреев было 17,6%, а русских - 22,6%. /50/. 24-летняя домохозяйка Марина заявила: "Верю, что две моих маленьких дочурки вырастут счастливыми и свободными в счастливой и свободной стране - Америке, куда мы с мужем скоро перебираемся... " /51/. Последний штрих к портрету новой России добавила новая Конституция, начало которой буквально цитирует Конституцию США.
Одновременно выявилось еще одно последствие американизации России: если раньше антиамериканизм был официальной доктриной власти, то теперь он базируется на низы общества, в оппозиции. В этом плане показательны выборы в декабре 1993 г., когда внушительную победу одержала Либерально-демократическая партия, сделавшая ставку на русский национализм. Резкая американизация русской жизни вызывает такую же резко отрицательную реакцию общества: "Все это глубоко оскорбительно для россиян и делается вполне сознательно с тем, чтобы унизить нас, вызвать чувство неполноценности и ущербности, сделать из нас Иванов, не помнящих родства" /52/.
Пройдя долгий путь развития в XX в., русский американизм из общественного течения превратился в государственную политику. Удастся ли силам, исповедующим американизм повторить дело Владимира Святого и Петра Великого, покажет время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За свое длительную историю русский американизм прошел целый ряд этапов, среди которых выделяются два основных. В конце XVIII - начале XX веха проходило его идейное оформление, расширение сферы его влияния. Уже в этот период имели место попытки использовать опыт, традиции, достижения США в России - стране совершенно иной истории и менталитета. В XX веке для русского американизма характерно резкое расширение сферы влияния и массированное внедрение в историческую практику не только на частном, но и на государственном уровне.
В процессе развития из узкого круга интеллектуалов русский американизм распространился в самые широкие слои общества, из течения общественной мысли он превратился в инструмент политической и экономической жизни. Более того, теперь он претендует на ту роль, которую в русской истории уже сыграли христианство, западная мысль и марксизм - из инструмента он стремится стать основой мировоззрения.
Возникнув в конце XVIII века, русский американизм к концу XX столетия занял лидирующее положение среди доктрин, определяющих картину российского общества, поскольку его адепты оказались во главе властных структур. Причины, породившие его: негативное отношение к отечественной действительности, поиски идеала за рубежами страны, отсутствие объективной информации - сохраняются. Условия его существования - мифологизация общественного сознания и насильственное внедрение, как это было с предшествующими идеологиями российского прошлого, тоже остаются реальностью российского бытия.
Русский американизм - факт. Изучение его - насущная потребность времени. Среди вопросов, требующих исследования - количественные и качественные характеристики его адептов, инструментарий его внедрения, сферы его влияния, сотрудничество граждан США и американского государства с соответствующими русскими структурами в борьбе против своих противников, детальное выявление хронологических рамок всех периодов развития этого явления. Более полную картину развития русского американизма можно будет получить, исследуя также проявления антиамериканизма в России.
Изучение проблемы позволит скорректировать взгляды на многие процессы российского прошлого и настоящего.
1995 г.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. См.: Болховитинов Н. Н. Русско-американские отношения и продажа Аляски. 1834 - 1867. М., 1990; Его же. Россия открывает Америку. 1732 - 1799. М. , 1991. Лельчук В. С., Пивовар Е. И. Менталитет советского общества и "холодная война" /к постановке проблемы/. //Отечественная история, 1993, Љ 6, С. 63 - 78., Чистякова Е. В. Русские страницы Америки. М., 1993.
2. См.: Циллиакус К. Революционная Россия. СПб., 1906.
3. См.: Вайль П., Генис А. Интервенция. // Иностранная литература, 1991, Љ 2; Гросул В. Я. Российская политическая эмиграция в США в XIX в. //Новая и новейшая история. 1994, Љ 2, С. 49 - 69; Степанов В. Л. Михаил Христофорович Рейтерн. //Отечественная история, 1994, Љ 6, С. 33 - 50.
4. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире. //Новый мир, 1991, Љ 1, С. 7.
5. Твен М. Сочинения в 8-ми тт. Т. 1. М., Глагол, Голос. 1993, С. 284 - 285.
6. Станюкович К. С. Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 3, М., 1959, С. 373.
7. Там же, С. 374.
8. См.: Энгельгардт Б. А. Воспоминания камер-пажа. //Военно-исторический журнал, 1994, Љ 1, С. 54.
9. См.: Левоневский П. К. К хирургическим наблюдениям в Северной Америке. //Военно-медицинский журнал, Т. ССХХVI, октябрь 1909, С. 13.
10.См.: Советские инженеры. М., 1985, С. 21 - 23.
11.Волконский С. М. Мои воспоминания. В 2-х тт. Т. 1. М., 1992, С. 289.
12.См.: Великий князь Александр Михайлович. Книга воспоминаний. М., 1991, С. 103 - 104.
13.См.: Вольная русская поэзия втор. пол. XVIII - пер. пол. XIX в. Л., 1970, С. 117.
14.Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10-ти тт. Изд. второе. Т. 7, Изд. АН СССР, М., 1958, С. 434.
15.Цит.по: Гросул В. Я. Указ. соч. С. 59.
16.Нива, 1908, Љ 7, С. 137.
17.Там же, Љ 41, С. 704.
18.Там же, Љ 42, С. 724.
19.Там же, Љ 18, С. 329.
20.Кубалов Б. Г. Герцен и общественность Сибири. Иркутск, 1958,С.59.
21.Кунгуров Г. Ф.Сибирь и литература. Иркутск, 1975, С.13. 22. Великий князь Александр Михайлович. Указ. соч. С. 26..
23.Шишков. В. Я. Избранные соч. в 4-х тт. Т.2. М., 1958 С. 147.
24.Толстой А. Собр. соч. в 10-ти тт. М., 1958, С. 118 - 119.
25.Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте. //Вопросы Истории, 1991, Љ 11, С. 129.
26.См.: Деникин А. И. Очерки русской смуты. //Вопросы истории, 1992, Љ 8 - 9, С. 132.
27.Сталин И. В. Сочинения. Т. 13. М., 1951, С. 149.
28.Там же, С. 114.
29.Соколов В. Ледоколы военных лет. //Морской флот, 1991, Љ 10, С. 47.
30.Цит.по: Патрушев В. Ф. Авиационный ленд-лиз. //Военно-исторический журнал, 1991, Љ 2, С. 28.
31.Сталин И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1946, С. 15.
32.Там же, С. 183.
33.Максимов В. Янки, убирайтесь домой! //Правда, 1994, 17 августа.
34.Зверев А. Распавшийся ансамбль. Знаем ли мы американскую литературу? //Иностранная литература, 1992, Љ 10, С. 248.
35.Бродский И. Меньше единицы. //Иностранная литература, 1992, Љ 10, С. 239.
36. Цит. по: Медведев Ф. После России. М., 1992, С. 219.
37.См.: Эмиграция: капля крови, взятая на анализ? //Иностранная литература, 1990, Љ 7, С. 226.
38.Там же, С. 206.
39. Цит. по: Петров В. Правда об Америке. //Наш современник, 1992, Љ 2, С. 171.
40.См.: Шифман М. Письма из Америки. //Наука и жизнь, 1994, Љ 8, С. 83.