В этом очерке нам хотелось бы поговорить о том, как влияет распространение и популяризация боевых искусств на менталитет российских граждан.
Общеизвестно, что всякое явление, переходящее за определенные критические пределы, перестает волновать людей и привлекать к себе их внимание, в некоторых случаях даже вызывая отторжение и неприязнь. Можно утверждать определенно, что для любой категории новостей и событий справедлива этакая кривая Лаффера, отражающая максимальный интерес к явлению при определенной доле в поле информации среди других категорий.
Так, например, стихийные бедствия, катаклизмы, начавшиеся войны вызывают интерес, любопытство или страх у людей, застигнутых обстоятельствами, только в первое время. Дальше человек сосредотачивается на выживании, спасении близких, спасении имущества, поиске вариантов дальнейшего существования.
В менее критических и более приятных обстоятельствах внимание к событию также имеет склонность к кратковременности (при достаточном осведомленности) или среднесрочности (при недостатке информации). Интерес к явлению может поддерживаться изменениями в интересующей теме или искусственно, с помощью СМИ. И если событие приняло широкие масштабы, то чем большее количество людей захвачено событием, тем меньшее значение оно имеет для одного конкретного человека.
Когда боевые искусства только проникли в нашу страну, и ими занимались единицы, то слух о них распространялся не очень быстро. Затем популярность единоборств выросла, в основном благодаря появлению фильмов-боевиков и видеомагнитофонов в стране. В определенный момент интерес стал угасать, но вскоре получил новый импульс, когда боевые искусства официально запретили в СССР. Показательные судебные процессы, неодобрительные статьи в печатных изданиях, да и сам запрет - всё это, по сути, послужило средством привлечения внимания к явлению. Хаотически возникали подпольные "секции", "залы" и "додзё". Я хорошо помню это время, полное романтики и партизанщины. Коммерческая составляющая тогда сильно пострадала, и на тренировках собирались не платежеспособные мальчики-мажоры, не граждане, дорожащие своим реноме, а близкие по духу люди, братья по оружию, если позволите так выразиться.
Отмена запрета практически совпала с перестроечным периодом в России, и многие бывшие бойцы, к сожалению, примкнули к бандитским кругам или сами сколотили криминальные "бригады". Именно тогда понятие "воинского духа" и чести претерпело ряд изменений и окрасилось в темные тона. Вчерашние поборники совести и справедливости нашли новое поле деятельности и применение приобретенным навыкам. И если еще недавно мораль боевых искусств подразумевала защиту достоинства человека, его права на выбор собственного пути, а правилом было ограничение агрессии по отношению к кому бы то ни было и неприметное существование в обстановке нелегитимности занятий восточными единоборствами, то теперь эти аспекты оказались замененными примитивными "понятиями" и уголовными "правилами". Фактически транслировалось положение "кто сильнее, тот и прав", и до сих пор подобные утверждения находят свой отзвук в среде многих приверженцев боевых дисциплин. И поскольку в ситуации постоянно растущей социальной напряженности и снижения роли личности в общественной жизни "правым" желал бы быть каждый, то максимальное распространение и развитие до сих пор имеют направления и школы, так или иначе основанные на данном принципе. Это является причиной, по которой отношение к восточным единоборствам сегодня имеет преимущественно негативный подтекст, и они привлекают не столько своей целостностью, практической и прикладной составляющей, сколько возможностью проявить накопившуюся агрессию получить дополнительное обоснование ее необходимости ("я - боец, поэтому имею право быть агрессивным") при меньшем риске потерпеть поражение. Впрочем, это касается так называемых контактных боевых искусств.
Параллельно в нашей стране развивались и бесконтактные и малоконтактные, а также спортивные единоборства, имеющие небольшую практическую ценность, но дающие наряду с регалиями и титулами некоторую уверенность занимающемуся и, в конце концов, прививающие здоровый образ жизни, а также выполняющие социальную нагрузку по занятости подростков. С распространением практики проведения семинаров и стажировок в странах-основателях единоборств (Японии, Китае, Вьетнаме, Корее) эта ветвь боевых искусств стала еще более привлекательной, несмотря на некоторую аттракционность подобных мероприятий. Скажем, знаменитый Шао-линь искусственно развивается как туристический бренд, способствующий популяризации Китая и китайских боевых искусств, а также дающий дополнительные поступления в казну страны. Пребывание здесь в течение небольшого срока (от двух недель до месяца) за относительно небольшую плату гарантирует получение диплома и острые ощущения желающим.
Третья составляющая российских единоборств - это компилированные стили, возникшие из традиционных боевых искусств и представлений авторов о них. Не будем подробно рассматривать эти направления, заметим только, что причины их появления, с нашей точки зрения, связаны с неудовлетворенностью традиционными, что, в свою очередь, связано с недостатком усердия или осведомленности в области последних, а также с желанием создать что-то "новое" и исключительное. Впрочем, нет ничего нового, и компиляция известного дает то же известное, но под другим именем. В частности, в этой связи можно отметить так называемые "новые" стили каратэ, которые по сути являются кик-боксингом при японском антураже и традиционной тренировочной одежде, в то время как сам кик-боксинг - уже компиляция и отчасти лайт-версия известного единоборства.
Итак, подведем итог отношения к боевым искусствам в нашей стране и его вкладе в менталитет граждан.
Во-первых, интерес к единоборствам чем далее, тем более угасает, поскольку они уже прошли пик популяризации и стали не более чем рудиментом общественной жизни. С определенной точки зрения это неплохо: случайные люди остаются под знаменами боевых искусств ненадолго, только по-настоящему целеустремленные и преданные идеям боевых дисциплин продолжают обучение и добиваются, мы надеемся, неплохих результатов.
Во-вторых, отношение к единоборствам и их носителям - настороженно-опасливое в силу того, что агрессивная составляющая при занятиях боевыми искусствами, как правило, не регулируется в школах, где преподаются единоборства, а зачастую и поддерживается (реальная прикладная ценность культивации жестокости весьма сомнительна, но, как известно, тешит тщеславие неуверенных в себе людей). В конечном результате настороженность и боязнь часто выражаются в "ответном" агрессивном отношении к боевым дисциплинам и их приверженцам. Известно, например, что один из первых организаторов популяризации единоборств Брюс Ли регулярно получал вызовы на поединок.
Заметим также, что боевые искусства, не имеющие четко выраженных аспектов, направленных исключительно на поддержание здоровья, не испытывают по отношению к себе того ошибочного отношения, какое незаслуженно следует за китайскими единоборствами. Известно, что именно они обладают огромным спектром различных прикладных возможностей и явились в свое время основой, на которой "выросли" другие боевые направления, но в силу разных фальсификаций в области преподавания и чрезмерно высокого распространения именно оздоровительных практик, китайские боевые искусства в нашей стране, наверное, менее популярны, чем тайские или японские. Но, как говорится, чем ниже ценность подделки, тем выше ценность оригинала. И тем сильнее желание обладать этим оригиналом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в целом боевые искусства в нашей стране, к сожалению, являются одним из катализаторов негативных процессов в системе общественных отношений (некоторое исключение составляют т.н. "спортивные" направления). И создание федераций и союзов, призванных регулировать вопросы преподавания единоборств, не помогло, а даже частично поспособствовало этим процессам, поскольку контроль над деятельностью школ и клубов, занимающихся преподаванием, только увеличивает коммерческую составляющую такого обучения и никак не сказывается ни на его качестве, ни на его моральном аспекте.
С другой стороны, у каждого человека есть выбор, и только Вам выбирать и школу единоборств, и то, как распорядиться приобретаемыми навыками, и то, какую смысловую нагрузку Вы вкладываете в Ваши занятия.