Это случилось несколько лет назад, именно случилось, а не произошло.
Так случается любовь, горе, радость неожиданной встречи, внезапное падение,
вывих руки, ноги ... души. Все то, что находится в ведении великого мага "Случай".
В моем доме временно, до отъезда за границу, жил мой старый приятель.
Как-то утром он сказал мне, что ждет одного художника, грузина, который
должен ненадолго зайти по делу.
Ты пришёл в 11 часов.
Вошёл в дом быстро, стремительно и уверенно, будто впрыгнул.
Как сигаретный дым, вокруг тебя вилось облако собственного достоинства. Лицо показалось мне знакомым, но разглядеть я не успела.
Изящно поздоровавшись, ты сразу прошел на кухню.
Моя душа, будто учуяв "что-то", приняла позу кошки, которой угрожает опасность. Замерев и притихнув, я стояла у двери еще несколько секунд.
Это "что-то" разливалось по моему телу, а я отслеживала его путь. "оно" вначале опустилось в нутро матки, поднялось к груди, добралось до кончиков сосков и начало застывать между лопаток. Оторвавшись от ручки двери, я проследовала за тобой на кухню и начала с интересом разглядывать свою "опасность".
Я вспомнила, где видела такое лицо: на работах ПИРОСМАНИ, только там, на клеенке, а здесь живое.
Голова твердо и уверенно посажена на плечах.
Изящное тело.
Небольшой рост.
Темные, густые волосы, почти до плеч.
Ярко-черная борода.
Грустные глаза, цвета переспелой сливы.
Наши взгляды встретились.
Интерес был взаимным.
В тот же день ты пригласил меня к себе.
Мы сидели у тебя в квартире друг против друга.
Ты в одном конце комнаты, а я в другом.
Пили пиво. Молчали.
Неожиданно ты показал мне альбом репродукций грузинского художника,
у которого ты учился в Тбилиси.
Тогда же впервые, я увидела твои куклы.
Я глядела на них, а они - на меня.
Они словно присматривались ко мне, а я боялась смотреть на них.
Их было много, все очень разные, уродливые, красивые. Каждая будто рассказывала свою личную историю, свою правду о жизни.
Этой правды для меня одной было слишком много.
Я быстро собралась уходить, просила не провожать.
Неожиданно ты подарил мне свою работу.
Я этого не ожидала.
Неловко и скомконно поблагодарила тебя и быстро ушла.
Это был твой первый подарок.
И Я БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ЭТО.
Спустя несколько дней, ты снова пригласил меня к себе.
Было и несколько удачных портретов, остро и непринужденно передающих
идею данного человека.
Больше всего меня потрясли твои уродцы, хваткие
зарисовки того, что люди хотят скрыть.
Я молча разглядывала работы, одну за другой.
Ты молча наблюдал за мной.
Твои работы рассказывали мне о тебе.
Ты им не мешал.
Они рассказали мне о том, что ты мастер смелый, независимый, верящий своему мастерству. Художник зоркий, правдивый и не щадящий.
Какие-то незримые силы благоволили к тебе и давали тебе возможность видеть и причудливые и трагические лики жизни.
Ты явно не страдал пороком поверхностного ума.
Напротив, был щедро награждён своим, особым видением того, что тебя окружало.
Как и в первый раз, мы сидели по разным сторонам, но, уже не комнаты,
а стола. Пили вино, ели конфеты "Мишка на севере" и закусывали колбасой.
Играла кассета с грузинскими песнями.
Вдруг ты сказал: "Между нами натянулась струна".
Это прозвучало, как приговор, а куклы на стенах и обезглавленные
женщины на полу, - молчаливые свидетели.
Наступила громовая тишина.
Слышно было только мурлыканье рыжего кота, который тоже жил в этой квартире.
Я ничего не ответила, но почувствовала, что струна натянулась не только
между нами, но и внутри меня.
Спина выпрямилась,
Шея вытянулась из плеч
Глаза ищут точки опоры.
Ты заметил моё напряжение и спросил: "Что с тобой. Чего ты боишься? Это же мой дом"
"Нет, не твой" - тихо ответила я.
И была права, но ты понял это позже.
Больше я никогда не была в этой квартире.
И Я БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ЭТО.
Время шло.
Мы не виделись.
Днем раздался телефонный звонок. Я случайно была дома.
Твой голос. Очень тревожный.
Убили твоего друга. Запутанное убийство, почти без следов.
Мало шансов на быстрое раскрытие.
По случаю, мой знакомый работал в полиции, как раз на этом участке,
где произошло убийство.
Ты знал об этом, просил меня помочь, навести более подробные справки о случившемся.
"Это - родной человек, понимаешь?"
Голос дрожащий, с придыханием.
Я обещала помочь.
Ты извинялся за беспокойство.
Благодарил.
Через полгода убийство было раскрыто. Убийца был найден.
Ты стал часто приходить в гости, но не ко мне, а к приятелю, который нас
познакомил.
Я работала, редко бывала дома.
Мы не встречались.
Я знала о твоих визитах и была рада этому.
ВРЕМЯ ПРИШЛО.
Однажды, в конце рабочего дня, ко мне подошла туристка из моей группы,
пожилая грузинка, вся в чёрном. Отозвала меня в сторону и протянула мне книгу со словами:
"Не знаю почему, но я хочу вам именно это подарить".
Я беру книгу в руки.
Это тот самый альбом репродукций, который ты мне показывал.
Альбом твоего учителя.
Испуг - вот что ощутила я в тот момент.
После испуга - желание тебе позвонить и рассказать.
Я позвонила.
Мы встретились.
Я рассказала тебе о случившемся, показала альбом.
Ты взял его в руки, начал листать.
Вдруг мой взгляд остановился на одном портрете.
Портрет очень красивой молодой женщины.
Я сразу узнала её, она была в этой же группе туристов.
Ты тоже её знал...
Это был портрет девушки, очень красивой, с которой ты
когда-то вместе учился.
Тогда, впервые ты начал рассказывать мне о Грузии и о своём прошлом.
И Я БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ЭТО.
Постепенно мы начали видеться чаще и лучше узнавать друг друга.
Ты не грешил многословием. Будто при рождении тебя наградили не только
талантом художника, но и благородством молчания.
Умел слушать, изредка вставляя меткие заметки или задавать вопросы, на которые сразу не ответишь.
Мы больше молчали, чем говорили.
Понимали друг друга с полуслова, кивком головы, поворотом плеча, лёгким прикосновением, строгостью или мягкостью взгляда. вздрагивание бровей, дрожание ресниц - и всё было понятно...
Никаких слов не надо.
Мы умели молчать вдвоем.
Ты касался меня.
Обнимал, прижимал к груди.
Целовал лицо, руки. Гладил волосы.
Я отвечала тебе тем же.
То были ласки души, не познавшие голода тела.
Моя зрелость мужала тебя.
Твоя молодость меня молодила.
Я часто ловила твой взгляд, смотревший на женщину во мне, и видела,
что нравлюсь тебе. Приливы девичьей застенчивости и кокетства кружили
мне голову.
Мои много видавшие глаза, откровенно, без стыда и смущения, рассказывали тебе, какого мужчину я вижу.
Твоя молодость гордо расправляла плечи, стремительным поворотом головы
откидывала назад густые, чёрные волосы и, чуть щурясь, улыбалась.
А зрелость, которая была рядом, смущалась и задумывалась.
Со временем, она стала задумываться всё чаще и чаще.
И Я БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ЭТО.
ВРЕМЯ ШЛО. ВРЕМЯ ПРИШЛО.
И ты начал делать мне подарки.
И какие!
Твои куклы переселились в мой дом.
Ты делал новые и тоже дарил мне.
Этими куклами ты будто говорил нам, женщинам, всё то, что не мог, не
хотел или боялся сказать в лицо.
У каждой из них была своя судьба, своя женская доля, своя радость и своя боль. Ты не щадил меня этими куклами.
Но ты никогда и не обещал меня щадить.
И Я БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ЭТО.
Ты подарил мне несколько своих рисунков, а чуть позже начал одаривать
меня подарками, которые ты называл " МОИ ЛЮБИМЫЕ ЛЮДИ",
знакомя меня постепенно со своими друзьями.
Ты всегда делал это неожиданно, без предупреждения, именно так, как и делают подарки любимым.
Извинялся за то, что не успел меня предупредить, что всё так спонтанно.
Я видела, что тебе нравится знакомить меня со своими друзьями.
Мне это тоже очень нравилось.
Многие из них стали и для меня близкими людьми.
И Я БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ ЗА ЭТО.
ВРЕМЯ ШЛО. ВРЕМЯ ПРИШЛО.
Я предложила тебе ключ от моего дома.
Сказала, что очень хотела бы, чтобы ты работал у меня, т.к. места для студии
у тебя тогда не было.
Ты сразу ничего не ответил, как-то очень резко замолчал.