Аннотация: Про поэтессу, конечно и без того достаточно популярную, но по поводу издания в "Новом мире" новой подборки стихов.
Вера Павлова в любовь
Если 60-ые годы 19 века был временем юношей в журналистике (Добролюбов, Писарев, etc.), то конец 20 и начало 21 века несомненно - время стариков (Кушнер, Кружков, другие...) и женщин в литературе (Толстая, Павлова, ещё много). Как ни стараются нашуметь идущие следом, мастерство и самоирония всё ещё оружие стариков и женщин.
Вера же Павлова ещё и нашумела тем, что многие не поверили в её существование. Слишком свободна, слишком похожа на персонаж, стихи чересчур физиологичны, откровенны - будто их писал искушённый в эротизмах мужчина. Свинские стереотипы всё ещё рождают пугливый взмёт бровей: "Ах, неужели эта богиня, ангел, пёрышко, невесомость... и такая живая, такая земная". Где же паника при виде мыши, где же стыдливость поцелуев?
Однако Вера Павлова не боится тела в поэзии, больше того, тело и секс благословенны:
Молитва в минуту оргазма
внятней господу богу.
Лиричность стихотворений поэтессы пробивается из отказа от нарочитой женственно-ханжеской лиричности:
Надежда пахнет свежим огурцом,
а вера - луком, жаренным на сале.
Однако эта открытость, готовность рассказать об умалчиваемом, о "непристойном" не только сделала Веру Павлову популярной, но и перетянула на себя внимание уважаемой публики. Нешуточный накал иронического самопознания, попытка Бога, поиск поэзии - вторым планом, необходимым фоном и основным смыслом просвечивают в её книге "Небесное животное" (1997). ("Просьба делать ссылку на источник -//тихий иск художника к природе...") Но необязательные, часто довольно бестолковые, стихи-шутки, эротески, разбавляют, разжижают текстовое молоко. В позднем интервью поэтесса призналась, что публикация стихотворений с ненормативной лексикой в этом сборнике была ошибкой.
Действительно Вера Павлова меняется и меняет свои стихи как любой живущий поэт (уже не персонаж мистификации!), умелость делания сочетается у неё с игрой в непосредственность нарушения правил. В октябрьском номере "Нового мира" за 2005 год она публикует очень сдержанный цикл "Частный случай счастья...", заканчивающийся стихотворением со строкой в 32 слога(!). Но больше всего мне нравится вот это: