http://lib.ru/PROZA/SLAPOWSKIJ/viselnik.txt (написана в 1994, переиздана в 2004 изд. Эксмо-Пресс)
На самом деле мне очень хотелось прочитать новый роман Алексея Ивановича Слаповского под названием "Они", вышедший в этом году. Роман широко рекламируется в книжных магазинах, вообще оформлен модно и с расчётом на коммерческий успех, войдя, несмотря на это, в лонг-лист Букеровской премии 2005 года, заинтриговал. Однако современный драматург, писатель и сценарист Алексей Слаповский является членом Союза Писателей уже с 89 дремучего года. Уже полдюжины раз его романы входили в длинный/короткий список Букера, пьесы ставятся в театрах, а в фильмах по его сценариям снимаются актёры вроде Безрукова.
Но ни одна из этих окололитературных заслуг значения не имеет, важны тексты, и в качестве таковых сгодились найденные в интернете довольно старые, но на волне нового успеха переизданные в прошлом году вещи.
"День денег" - ироническая игра автора в игрушечную какую-то народность: три народных персонажа (пьяница, политик, писатель), когда-то учившихся в одной школе, встречаются через много лет и нуждаются в деньгах на "святое дело". Зовут их Змей, Парфен и Писатель, хотя настоящие имена у них тоже есть, как есть и обрисованные стремительной ремаркой биографии-жизни, похожие на плохие маски начинающего сатирика. Деньги находятся в количестве большем, чем можно пропить сразу, но меньшем, чтобы стать на всю жизнь обеспеченными. С патологической честностью и порой маниакальной решительностью пытаются избавиться от денег персонажи романа, а в итоге устраивают вместе с хозяином денег сказочный пир на весь мир.
Смешной, увлекательный, простой роман эксплуатирует простую гордость за "нашего", "русского" человека, читается за один присест и может показаться простым приятным чтением, но становится больше, чем приятное чтение, потому что автор любит своих героев. Любит сильно, спасает от собственного авторского произвола и доводит сюжет до счастливого конца, до ослепительного какого-то единения народного, которое (и вот ирония!) случается в очередной гульбе-пьянке.
"День денег" - роман-невеличка и по объёму, и по силе/глубине своей. Это добрая, искренняя попытка реанимации простых ценностей и главной (важной для автора, судя по его статье "Самбр" в Љ10 журнала "Знамя" за 2004 год) "простой" ценности - чувства собственного достоинства. И на мгновения или даже на часы оживление происходит, улыбка и довольная радость заселяются, казалось бы в сердце...
И всё же самоироничный, неистребимый страх порой даёт о себе знать, и повесть "Висельник" - повесть о любви ли - немало пересыпанная литературными реминисценциями, не без юмора (как же без него), пугает:
"Надоело. Режу и режу. И все равно - гангрена. Маресьеву пилили ржавой пилой - встал на ноги, то есть на протезы. А эти - не хотят выздоравливать. Я ему ступню, а гангрена - выше. Я по колено - а она выше... Без толку..."