Аннотация: Рецензия на роман французского писателя Мишеля Уэльбека "Расширение пространства борьбы".
Мишель Уэльбек (Michel Houellebecq)
Расширение пространства борьбы
пер. с французского Нины Кулиш
М.: Иностранка: 2003.
Взявшись писать о книге Уэльбека, я был вынужден сначала сходить поблевать. Неплохое начало для критической работы, во всяком случае не хуже других. Тем более что герой "Расширения пространства борьбы" изрыгает из себя пищу по всякому поводу, особенно когда видит красивых женщин и размышляет о сексуальной свободе.
В отличие от меня Уэльбек не стесняется называть половые органы своими именами, но никаких соблазнительных сцен в его романе нет, все намёки на них неизбежно заканчиваются либо полубредовыми морализаторствами, либо маниакальным желанием оскопить самого себя. Всё дело в том, что главный персонаж романа ненавидит, испытывает непреодолимое отвращение к любым системам. А значит, не выносит ни своей бесполезной работы, ни жизни в современном Париже, ни корпоративных вечеринок. Он сознательно и очень последовательно отказывается любить кого бы то ни было. Не доказывает, что любви нет, а только отказывается от этой естественной способности человека. И ему остаётся только отвращение: не ненависть, а лишь отвращение и скука.
Мишель Уэльбек мог бы быть только эпигоном уважаемого Ж-П. Сартра, но хитрее, умнее и талантливей, чем простой плагиатор. От его небольшой книжки трудно оторваться, настолько она увлекательна, настолько здорово сделана. Внутренний сюжет освобождения от собственного двойника-предателя, того, кто живёт в выдуманном правильном мире, внутренний сюжет напряжённо развивается, несмотря на вялость сюжета внешнего (какие-то командировки, беседы с начальством, с психологом, с коллегами, писание диалогов... всё несущественное). Освобождение логично обретается, но каким образом!
Одна из немногих книг с напрочь отсутствующей "положительной" программой: освобождение от системы воспроизводства систем происходит только через полное отторжение, через выблёвывание больного элемента. Аутичный персонаж романа впадает в депрессию и пьёт безумное количество транквилизаторов, благодаря чему теряет способность системно планировать свою жизнь, отвечать за поступки, общаться с людьми. Он едет на велосипеде в лес и теряется в нём. Его больше нет.