Аннотация: У России, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других дерев. Мы не знаем о себе самых простых вещей. И не думаем об этих простых вещах. //Д.С. Лихачёв
Всем привет.
Недавно отыскал в одном из изданий более-менее обширный список славянских имён. В наше время, когда всё исконное энергично забыто, мне бы хотелось представить вашему вниманию, уважаемые лицеисты и их родители, сей список.
Возможно, предлагаемые здесь имена окажутся востребованными в плане имянаречения. Сейчас, когда детей почему-то называют "Ия", "Миа" (откуда что берётся ?!), сей список может стать оправданно востребованным. Мне бы хотелось этого.
Естественным является то обстоятельство, что определённая часть имён покажется непривычной, - сколько уж лет неупотребления прошло, - но есть и те (выделены мной), что, так сказать, "на слуху"; недавно общался с человеком, у которого отчество - Краснославович.
К слову, большинство из приведённых имён вполне привычны и употребимы в других ветвях Славянства, славняского народа (у сербов, например).
Нынче исконная культура коренного государствооразующего народа не в чести у СМИ. Настойчиво воспитывается отношение к ней, как к провинциальной. Есть над чем подумать.
СЛАВЯНСКИЙ ИМЕНОСЛОВ
Список имён, которые могли бы носить
потомки древних славян и русичей-русских
В ведической культуре имянаречение непосредственно связано с эволюционным уровнем развития человека. Если хварна (варна, Жарье тело) родившегося ребёнка соответствует священнослужителю (волхв, ведун, ведьма - ведающая мать; варна брахмана), то его имя состоит из двух корней. И один из корней обычно "слав" (т.е. славящий) или "любо" (любящий). Например, "Богуслав" - славящий Бога, "Доброслав" - славящий добро; "Любомир" - любящий мир, "Любомысл" - любящий мыслить и т.п.
Двухкорневое имя говорит о том, что сей человек является дваждырождённым - в теле и в духе (приобрёл Жарье тело).
Если Жарье тело соответствует воину-витязю (варна кшатрия), то ребёнку также даётся двухкорневое имя, имеющее обычно корни "мир", "влад". Например, "Бранимир" - сражающийся за мир, "Творимир" - творящий мир-гармонию; "Владдух" - владеющий духовным телом, "Владимир" - владеющий миром.
Если Жарье тело соответствует весю (орачи-крестьяне, варна вайшьи), то у имени только один корень, а если смерду (шудра), то даётся простое прозвище.
Имена бывают домашние, общинные, духовные, тайные, обманные.
В современном именослове из 150 имён только 15 - собственно славянские, остальные иного происхождения (Например, Сергей - римское родовое имя со значением "ясный, высокочтимый"; Фёдор - греческое: "дар Бога").
- Были в ходу у славян и прозвища, дополняющие имя. Вот одно из них:
Мазай - тот, кто мажет; или сам помазанный. Уп. в 1236 г., поляк (зайцы его помнят).
Журавушка - верная жена, домовитая, счастье в дом.
Дурак, Дураш, Дуров, Дурята - санскр. dur - "дверь"; dur-anta - "бесконечность". Имя это и прозвище загадочные, они уходят корнями в бесконечность и хаос первозданного мира (и мира наидревнейших предков), поэтому характеризуются как положительным, отрицательным, так и обманчивым смыслом (нераспознанного, например, "дурачить"). Именно такой смысл в именах Дурак, Иван-дурак, Иванушка-дурачок в русских народных сказках. Дурак, у которого есть связь (дверь) с потусторонним миром предков и первопредков ("внуки Дажьбога"), с Богами, с бесконечностью космоса, понимающий язык зверей, трав, стихий, - совсем не глуп. Уп. в 830 г. (Дурник) воспитанник лучанского князя Владислава;..."
ИМЕНА ВИТЯЗЕЙ-ВОИНОВ
Мужские имена
АРИСТАРХ - арий, принадлежащий к роду Тарха (сына Бога ПЕРУНа).
СВАРУНА (Сварог, Сварожич, Свар, Свах) - небо (одно из небес); Бог неба Сварог у славян. Уп. в 555 г. (Сваруна) славянский воин (видимо, "сварить", "сварганить" - однокоренные слова).