Тот, чьи произведения, залезают глубоко под кожу, будоража разум и эмоции. Некоторые из рассказов вообще кажутся съехавшими с катушек, но так до стыда правдивы, отражая весь сущий мир вокруг нас. Антоша Чехонте. Великий русский прозаик и драматург был известен за свои реальность- отражающие произведения, одно из которых "Беседа пьяного с трезвым чертом".
Думая о произведениях Чехова и сопоставляя по специфике с "Беседа пьяного с трезвым чертом", на ум приходит совсем не "Вишневый сад", а "Палата Љ6". Рассказ и повесть имеют одну схожую черту -символ сумасшествия как реальность, происходящая вокруг нас. Что же такого удивительного происходит с нашим героем с говорящей фамилией Лахматов в высокохудожественном рассказе "Беседа пьяного с трезвым чертом"?
Рассказы А. П. Чехова по обыкновению не большие, хотя до полна содержательны, также как и произведения мастера слова О"Генри или современного Сергея Георгиева. Бывший чиновник, не выговоришь какого управления(интендатского), автор использует художественный прием аллитерации согласных, для того, чтобы показать читателю, что на месте Лохматова может быть любой другой человек запутавшийся душой, напивается в одиночку. Рядом однородных членов автор показывает нам три основных вещи, о которых рассуждает наш герой-"О братстве, равенстве и свободе". Скрытая антитеза между революционными идеями наполнявшими общественную жизнь России конца 19 века и художественная деталь- рюмка, позволяет нам почувствовать негативное восприятие окружающей его действительности. Противопоставления между образом жизни человека и его философской думой. Точного описания главного героя нет, зато, как подробно автор описывает существо, выглянувшее из за лампы. И вдруг, Чехов, обращается к женскому полу, кто вдруг решил прочесть сие творчество. "Но не пугайтесь читательница." Чего же нам бояться? Ведется разговор с читателем и автор спрашивает "Вы знаете, что такое черт?" Такого вопроса мы явно не ожидали услышать! Хотя названия рассказа говорит само за себя, и следовало бы обратить внимания на это, но, это нисколько не пугает, так как взятое мной произведение наполнено ужасной правдой, которая была актуальна и 100 лет назад и, к сожалению, сейчас. Большинство великих русских писателей, были православными людьми и поэтому Чехов не мог написать этот рассказ про пьяного и черта, с целью нагрешить или смутить верующего. Нет, ни в коем случае. Вернувшись к тексту и становясь зрителем сей пугающей картины, я обращаю внимание на то, какую лексику и особенности описания черта использует автор. Грубое разговорное слово "рожа", сравнивая ее с такими же черными сапогами. "Вместо пальцев-когти, вместо ног- лошадиные копыта" Знакомьтесь! Возникший диалог между человеком и его пьяным бредом, несколько поражает и наталкивает на мысль о том, что люди настолько безбожны, до такой крайней степени, хоть и в нетрезвом состоянии ведут непринуждённый разговор с "рогатым", сваливая все это на алкоголь и считая это нормальным. Лохматов человек, как он говорит, без предрассудков. Он задает бессмысленный вопрос
"- С кем имею честь говорить?", смущая самого черта и добро подталкивая его к беседе "Вы не стесняйтесь." Так как текст построен в общем на диалоге, то его основные действия тоже находятся в репликах того или иного героя. Начиная читать рассказ, мы фокусируемся на пьяном чиновнике, как на положительном герое рассказа, но нет. К кульминации их личности сращиваются в одно единое целое-"ад". В развязке мы же наблюдаем такую картину, как черт превращается в простого человека, который запутался на своем жизненном пути и которому так нужна обычная человеческая поддержка и забота. Такой вот необычный прием использует Чехов. Что же мы видим? Наш, на первый взгляд, отрицательный герой ведет себя, как вежливый, непрошенный гость. Представляясь Лохматову он непринужденно говорит "Состою чиновником особых поручений при особе его превосходительстве директора адской канцелярии г. Сатаны!" И именно с этого момента, я предполагаю, что это не черт, точно нет. Это символ людей, которые смешали прошлый чистый человеческий мир с адом. Смешали понятия о добром и злом - "пути добра нет уже, не с чего совращать". "Есть даже такие, которые бросили ад и поступили в люди"- вот, о чем я и говорила. Люди "очень дельные и уважаемые" перевоплотились в чертей.
Общество в данный момент- маски тех, кто стремиться быть тем, кем не является; тех, кто имеет начало страшного зла внутри себя, хотя кажется добрым и порядочным; тех, кто, к сожалению, настолько обжегся, когда был самим собой, что уже страшно снимать второе лицо и личность. Жить страшно, потому что не различаешь, кто есть кто.