Молитвослов : другие произведения.

Жития святых на 29 апреля (16 апреля по ст. ст.)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:




Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц.

  
    
  
   Святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных;
   праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пасхе). 
   Мцц. Агапии, Ирины и Хионии (304).
   Мч. Леонида и мцц. Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258).
   Блгв. Тамары, царицы Грузинской (переходящее празднование в Неделю мироносиц).
   Ильинско-Черниговской (1658) и Тамбовской (1692) икон Божией Матери.
  

Страдание святой мученицы Ирины

В изложении святителя Димитрия Ростовского

   []
   Святая мученица Ирина пострадала во время праздника св. Пасхи в Греции1. Вместе со многими другими христианами она проживала в одной пещере, и все они проводили время в постоянных молитвах. Нечестивые служители идолов донесли на них правителю, и святая Ирина по его повелению была схвачена, приведена в оковах и заключена в темницу. Представ затем пред правителем, она на допросе смело исповедала Иисуса истинным Богом, Творцом и Спасителем всего сущего, Искупителем людей и разрушителем идолов. За это она была избита и снова заключена в темницу. После сего правитель занялся разбором дел, поступивших от городских жителей, а потом, освободившись от них, приказал опять вывести святую из темницы. Когда она была приведена к нему, то он стал принуждать ее отречься от Христа, но она и слушать об этом не хотела. Тогда, по повелению мучителя, ее предали жестоким мучениям: отрезали ей язык, выбили зубы и, наконец, отсекли мечом голову.

День память святого мученика Леонида и с ним святых жен: Хариессы, Нунехии, Василиссы и Феодоры, в Коринфе страдавших и в море потопленных в 251 г.

 []

   Святой мученик Леонид Коринфский пострадал за христианскую веру в III веке. Чтобы послушать наставления в христианском учении святой Леонид приходил в пустыню к своему учителю святому мученику Кодрату. Ни один из учеников святого Кодрата не отрекся от христианской веры перед ожидаемыми истязаниями и казнью. Согласно преданию, святой мученик Леонид погиб в первый день Пасхи 258 года. Его вместе с другими святыми мучениками бросили в море, но вера их была столь сильна, что они не утонули, а шли по воде, как по суше, и пели духовные гимны. Преследователи догнали их на корабле и, повесив им на шеи камни, утопили. 
  

Страдание святых мучениц Агапии, Хионии и Ирины

В изложении святителя Димитрия Ростовского

   0x01 graphic
   Когда император Диоклетиан1 находился в итальянском городе Аквилее2, ему было возвещено из Рима, что все римские темницы переполнены христианами, которые хотя и предаются многоразличным мучениям, однако не отрекаются от своего Христа. Они все имеют учителем Хрисогона и слушают его, твердо держась его учения. В ответ на это известие Диоклитиан повелел предать смерти всех христиан, кроме одного Хрисогона, которого велел привести к себе на мучение.
   Когда святого исповедника Христова Хрисогона вели связанного из Рима в Аквилею к императору Диоклитиану, святая Анастасия Узорешительница3 следовала за ним, как за своим учителем, издали.
   По прибытии к Диоклитиану мученик Христов был предан жестоким мукам, как не повинующийся нечестивому царскому повелению; потом он был осужден на смерть и обезглавлен4 вне города в отдаленном пустынном месте. Честное тело его лежало на морском берегу, брошенное на съедение зверям и птицам. Недалеко от того места имел пребывание один священник, по имени Зоил, благочестивый старец. Близ него жили три девы, сестры по телу и по духу, Агапия, Хиония и Ирина. Сей священник, узнав, по откровению Божию, о местонахождении тела святого мученика Хрисогона, взял его вместе с главою и, вложив в деревянный гроб, скрыл в своем доме. На тридцатый день после сего ему явился в видении святой Хрисогон и сказал: "Знай, что до истечения девяти дней живущие недалеко от тебя три девы Христовы будут взяты на мучение. Поэтому скажи рабе Господней Анастасии, чтобы она позаботилась о них, возбуждая их к мужественному перенесению подвига, пока они не будут увенчаны страдальческим венцем. Будь и ты в доброй надежде, что получишь сладкие плоды твоих подвигов, ибо вскоре освободишься от земных уз, с радостью отойдешь к Христу и упокоишься вместе со святыми".
   Такое же откровение было и святой Анастасии. Подвигнутая Божественным Духом, она пришла к дому пресвитера, которого раньше совсем не знала, и спросила его:
   - Где те девы, о мученической кончине коих было открыто тебе в видении?
   Узнав, где находится их жилище, она пришла к ним, с любовью приветствовала их и пробыла у них одну ночь, ведя с ними душеспасительную и исполненную божественной любви беседу, в которой возбуждала их мужественно, до крови, постоять за Жениха своего - Христа. Увидав в дому священника мощи святого мученика Христова Хрисогона, своего любимого учителя, Анастасия долгое время плакала над ними, обливая их слезами и поручая себя молитвам сего святого. После сего она снова вернулась в город Аквилею, и там продолжала совершать обычное свое служение узникам Христовым, заключенным в темницах, помогая им от своего имущества.
   Действительно, все так и произошло, как сказал в видении святой Хрисогон священнику Зинону: спустя десять дней сей святой пресвитер преставился ко Господу, а три святые девы Агапия, Хиония и Ирина были схвачены и отведены к императору Диоклетиану на мучения.
   Увидав их, император, спросил:
   - Какое безумие научило вас последовать жалкому и скверному заблуждению, унижая справедливый закон наш и презирая, как нечто нечистое, наших богов? Но так как я вижу, что вы знатного рода, молоды и прекрасны, то, сожалея вас, советую вам пощадить себя. Отрекитесь от вашего Христа и принесите жертву богам, и я дам вам из своей свиты трех юношей знатного рода, вполне достойных вашей красоты, чтобы вы имели славных мужей, ради которых и сами будете в почести.
   На сии царские прельщения ответила старшая сестра, святая Агапия:
   - Царь, тебе надлежит заботиться о народных делах, о иноплеменниках, о войсках, а ты говоришь многое несправедливое, унижая Живого Бога, помощь Коего тебе весьма необходима и благость Коего долготерпит о тебе; ты же Его хулишь.
   Тогда Диоклитиан сказал:
   - Сия девица безумна; приведите ко мне другую.
   После того к нему привели ее сестру, святую Хионию, которая сказала царю следующее:
   - Моя сестра, царь, не безумна. Наоборот, рассуждая здраво, она показал а неправоту твоего увещания - поклониться идолам.
   Царь же, не желая далее слушать и эту сестру, повелел подвести к себе поближе третью сестру, святую Ирину, и сказал ей:
   - Так как твои сестры обезумели, то ты, юнейшая из них, преклони свою голову пред богами, дабы и сестры твои, смотря на тебя, сделал и тоже самое.
   Но и святая Ирина с твердостью отвечала:
   - Пусть преклоняют свои головы пред идолами все обезумевшие в своем нечестии противники Истинного Бога. Что может быть суетнее и безумнее сего, как покланяться произведению художника, сделанному им за известную плату? Ибо сначала ты советуешься с художником, за какую цену и какого сделать идола, стоящего ли или сидящего, лежащего или скачущего, смеющегося или плачущего, из какого сделать материала - из дерева ли, или из камня, или из меди, или из иного какого материала. И если он сделает плохо, ты нарушаешь условие, а если хорошо, то отдаешь обещанную плату. А потом сему купленному и сделанному ты покланяешься, называя своим богом истукана, которого скорее подобает называть купленным рабом, нежели богом.
   В ответ на такие речи святых дев Диоклитиан сказал:
   - На таковые слова надлежит отвечать мучениями, - и повелел бросить святых дев в темницу. Между тем святая Анастасия (по своему обыкновению обходившая заключенных в темницах) пришла и к сим святым девам и утешала их упованием на помощь Божию и надеждою славной победы и торжества над врагами.
   По прошествии некоторого времени царю было надобно отправиться в Македонию5 для устроения некоторых народных нужд. За ним туда были отведены все христиане, находившиеся в заключении в Аквиле, вместе с коими были и три святые девы - Агапия, Хиония и Ирина; святая Анастасия также последовала за ними. Когда прибыли в Македонию, царь приказал игемону6 Дулкицию подвергнуть пыткам христиан, дабы принудить их к принесению идольских жертв; непокорных же приказал после различных мучений предавать смерти. Так как невозможно описать страдания множества святых мучеников, в то время там преданных различным мукам, то мы скажем только о страдальческих подвигах вышеназванных трех святых дев.
   Когда сии невесты Христовы были приведены на мучения пред игемона Дулкиция, тотчас он, увидав их необыкновенную красоту, воспылал к ним нечистым желанием. Он повелел заключить их под стражу и велел передать им через стражника, что они получат свободу и многие дары, если согласятся исполнить нечестивое желание князя. Но святые девы лучше желали тысячу раз умереть, нежели хотя один раз быть опороченными, так что ни ласками, ни угрозами, ни подарками, ни мучениями игемон не мог склонить их согласиться исполнить свое нечестивое желание. Не будучи в состоянии преодолеть сжигавший его пламень похоти, игемон задумал придти ночью к ним в комнату, в которой они содержались, чтобы опорочить их.
   При наступлении ночи святые девы стали на молитву, воспевая Богу всенощное славословие и псалмы. Игемон, желая войти к ним, лишь только коснулся порога их комнаты, тотчас обезумел и не мог идти дальше. Вблизи того помещения, в котором находились три сестры, была поварня, где стояло множество сосудов - горшков, котлов и сковород, черных от сажи. Не будучи в состоянии войти в комнату, в которой находились святые девы, игемон, обольщенный бесами, вошел в поварню, причем выпачкался здесь в саже, загрязнив ею свое лице, руки и всю одежду, и в этаком виде вышел к ждавшим его слугам, стоявшим около той комнаты с зажженными светильниками в руках. Слуги, увидав игемона всего черного, страшного, как эфиопа, сильно испугались и, бросив светильники, убежали оттуда. Игемон же, недоумевая, отчего побежали слуги при виде его, подумал, что они смеются и издеваются над ним и пришел в сильный гнев. В это время стало уже рассветать, и где бы ни проходил князь, всюду все разбегались при виде его - и слуги, и стражи, и воины, спасаясь от него как бы от какого страшилища. Тогда игемон отправился во дворец царский, намереваясь пожаловаться царю на воинов, бывших под его начальством, зато, что они не слушались его и даже насмехались над ним. Но лишь только он подошел к царскому жилищу, как услышал громкий и продолжительный смех, доносившийся до него оттуда, причем, некоторые из бывших там предались бегству испугавшись его, другие же стали бить его, отгоняя от дверей царского жилища, так как никто не мог подумать что это игемон Дулкиций, но все думали, что это был какой-нибудь юродивый. Однако игемон все еще не мог понять того, что он весь в саже, так как глаза его, по действу диавола, омрачились. Ему казалось, что он был бел лицом и одежда и руки его были чисты. Но когда, наконец, слуги его догадались, что господин их обезумел, тотчас побежали за ним и отвели его домой, говоря: "Посмотри на себя, каков ты!"
   Когда же он вошел в дом, то жена его и все домашние рабы и рабыни стали сильно плакать, думая, что он сошел с ума, а прочие сторонились его и не вступали с ним в общение. Сам же он все еще недоумевал и удивлялся, почему одни плачут о нем, а другие даже гнушаются им. Потом нечестивые глаза его открылись и он увидал себя загрязненным, заметив в зеркале, что лицо его было черно, как у эфиопа и поняв, что был посрамлен бесом. Тогда он сильно разгневался на святых дев, думая, что они посредством своего волшебства соделали с ним все это и придумывал, как бы им отомстить. Вымыв свое тело и переменив одежду, он сел на судейском месте в виду всего народа. Затем игемон повелел, приготовив орудие для мучений, снова привести святых дев. Когда же святые девы были приведены, игемон приказал обнажить их, дабы увидать их тела. Но лишь только начали вовлекать с них одеяния - не могли ничего соделать, ибо по Божиему изволению, одежды святых так крепко пристали к их телам, как бы кожа к телу, - и все дивились такому чуду. Слуги, хотя и долгое время старались снять со святых одежду, не могли этого сделать.
   Игемон же, сидя на судилище, внезапно задремал и вдруг уснул таким крепким сном, что его никак не могли разбудить: его и толкали и громко кричали, около него, но он спал, как мертвый. Тогда взяв его спящим, отнесли его в его дом. Но лишь только он был внесен в дом, как тотчас проснулся. Узнав обо всем случившемся с игемоном Дулкицием, царь сильно разгневался на него, и повелел отдать святых дев на истязание судье Сисинию. Этот судья начал свой допрос с младшей сестры, Ирины. Он спросил:
   - Повинуешься ли ты царскому повелению?
   Святая отвечала:
   - Нет, не повинуюсь, ибо я христианка, раба Всемогущего Бога.
   Тогда судья приказал отвести ее в темницу. Потом, повелев привести пред судилище Агапию и Хионию, сказал им:
   - Младшая сестра ваша прельщена и научена вами презирать божественные законы; посему я решил пока отложить мучения ее, дабы она, видя ваши мучения, убоялась и послушалась нас. Если же вы желаете избавиться от мучений, принесите жертву богам, как приносим мы, повинуясь царскому повелению.
   Святая Агапия ответила судье:
   - Вера наша непоколебима.
   Тогда судья сказал Хионии:
   - А ты что скажешь?
   Хиония отвечала:
   - Вера наша останется неизменною.
   Тогда судья спросил:
   - Есть ли у вас какие-либо христианские книги?
   Святые девы отвечали:
   - Есть книги, но они сокрыты в нашем уме, откуда их невозможно взять врагам Христовым.
   Судья спросил:
   - Кто научил вас добровольно предать себя на такие мучения?
   Святые девы отвечали:
   - Мучения эти временны и приносят большую пользу, ибо через них можно достигнуть вечной славы.
   Судья строго сказал:
   - Исполните царское повеление и принесите жертвы богам.
   Но святые девы сказали:
   - Мы приносим Богу жертву хвалы, диаволу же никогда не принесем жертвы. Не думай отвратить нас от Бога Господа нашего Иисуса Христа, но исполняй приказанное тебе твоим царем земным, как и мы исполняем повеления нашего Царя Небесного.
   Тогда, разгневавшись, судья Сисиний дал такое приказание относительно святых:
   - Повелеваю Агапию и Хионию, не согласившихся после судебного увещания исполнить царское повеление, сжечь живыми.
   Услыхав такой приговор, святые девы исполнились радости и громко воскликнули:
   - Благодарим Тебя, Господи Иисусе Христе, что сподобил нас быть исповедницами Твоего Пресвятого Имени. В руки Твои, Владыка, приими наши души!
   Брошенные в огонь, святые девы молились там и с молитвой предали души свои в руки Господа своего7. Между тем сильное пламя нисколько не повредило не только телам святых дев, но не коснулось даже и их одежд, так что никакого следа от огня не осталось на них. Произошло сие в знамение язычникам, что святые девы не от огня умерли, но своими молитвами испросили себе от Бога блаженную кончину. Честные тела их, не поврежденные огнем, слуги святой Анастасии Узорешительницы ночью взяли и принесли к своей госпоже. Святая же Анастасия, помазав святые тела их ароматами, с честью положила в новом гробе, радуясь духом и моля Господа, да сподобит Он и ее быть участницею в блаженстве тех святых дев.
   На другой день судья Сисиний снова сел на судище и приказал привести святую Ирину. Когда она была приведена, он сказал ей:
   - Принеси жертву богам, чтобы и тебе не погибнуть на огне так же, как погибли твои сестры.
   Но святая мужественно отвечала:
   - Не принесу жертвы, ибо весьма желаю быть участницею в блаженстве моих сестер, да не буду вдали от них, когда они предстанут пред лице Божие.
   - Послушайся нашего увещания, - сказал судья, - в противном случае ты будешь подвергнута еще более жестоким мукам, чем твои сестры.
   - Я готова на всевозможные мучения, - отвечала святая, - ибо желаю умереть за истину и чрез смерть получить жизнь вечную; я желаю, пройдя сквозь огонь, достигнуть утехи.
   Тогда судья сказал ей:
   - Я прикажу отвести тебя, нагую, в блудилище, дабы ты была там предана поруганию, пока не умрешь.
   Святая отвечала:
   - Тело мое также будет страдать от блудника, как от кусающегося пса, или от волка, или от медведя или от жала змеи. И для меня гораздо лучше, если будет страдать мое оскверненное тело, нежели я оскверню идолопоклонством свою душу, ибо грех, соделываемый поневоле, когда душа не соизволяет на это, не поставляется в вину пред Богом. Разве осквернились святые, раньше пострадавшие за исповедание имени Иисуса Христа, коим насильно мучители вливали в уста кровь идоложертвенную?
   - Неужели не осквернились вкусившие от наших жертв, - спросил судья.
   - Не только не осквернились, - отвечала святая, - но были увенчаны от Бога за это, так как им, имеющим связанные руки, насильно открывали уста и насильно же вливали в них идоложертвенную кровь. Грех, совершенный добровольно, заслуживает наказания, а совершенный против воли, не вменяется. Также и мне, отдавшей свое тело Христу моему, если сделаете что-либо насилием, - надеюсь, что не буду посрамлена пред моим бессмертным Женихом, но получу он Него награду, так как ради Него я терплю от вас насилие. Я не обращу внимания на то, что вы захотите сделать с моим телом: предадите ли вы его осквернению, или ранам, или огню, я готова все претерпеть ради имени Господа Бога моего. Но Бог мой имеет власть и силу и не допустит вам сделать то, что замыслили сделать со мной.
   Тогда судья повелел воинам отвести юную деву в блудилище и приказал, чтобы там она была отдана на поругание до тех пор, пока не умрет. На дороге, когда святую вели воины, их догнали другие два воина, весьма величественные по виду и светлые лицом, и сказали воинам, ведущим святую:
   - Судья послал нас сказать вам, чтобы вы отвели сию деву туда, куда мы вам покажем.
   И отвели их за город и, возведя на один, весьма высокий, холм, сказали воинам:
   - Ступайте, скажите судье Сисинию, что вы поставили деву на холме, как вам было велено.
   Воины отправились к судье, а два светлые мужа стали невидимы, ибо это были ангелы Божии.
   Святая же дева Ирина стояла на холме, хваля и благодаря Христа Бога, избавившего ее от рук блудников.
   Когда судье было донесено о случившемся, он сильно разгневался на то, что его повеление не было исполнено, и, сев на коня, поехал к тому холму. Подъехав, судья увидал святую деву, стоящую на холме, но не мог взойти на холм, ибо ему показалось, что холм был как бы огражден высокою стеною, которую невозможно было переступить. Объезжая вокруг холма, он пылал сильным гневом на то, что не мог приблизиться к святой деве и так ездил он от утра до вечера, ничего не добившись. Некоторые же из бывших при нем воинов, натянув свои луки, пустили в святую стрелы и ранили ее. Она же воскликнула, обращаясь к судье:
   - Я смеюсь над тобою, окаянный, что ты как бы на какого сильного мужа, вышел на меня, слабую женщину, с оружием. Но вот я, чистою и неоскверненною вами, отхожу ко Господу моему Иисусу Христу, Который ныне сопричислит меня к моим сестрам.
   Сказав так и воздав благодарение Богу, святая легла на землю и предала свою душу Господу. Случилось же сие за день до праздника святые Пасхи8. Когда наступила ночь, святая Анастасия послала своих слуг взять честное тело святой мученицы Ирины с холма и, помазав его ароматами, положила его вместе с телами сестер ее.
   Так совершили свой страдальческий подвиг святые мученицы три сестры девы - Агапия, Хиония и Ирина и предстали со славою престолу Пресвятые Троицы, Отцу и Сыну и Святому Духу, Единому Богу, Ему же слава во веки. Аминь.
   __________________________________________________________________
   1 Диоклетиан, император римский, царствовал с 284 по 305 г.
   2 Аквилея - в древности большой и знаменитый город в северной Италии, основанный римлянами за два столетия до Р.Х. В истории христианской Церкви город Аквилея замечателен как место нескольких поместных соборов и как колыбель особого символа веры (так называемого "аквилейского").
   3 Святой Анастасии присвоено наименование "Узорешителницы" потому, что она обходила христиан, заключенных в темницах (находившихся "в узах") и подавала каждому свою посильную помощь, как, напр., лечила их раны, выкупала их из темницы или утешала их в страданиях. Впоследствии она сама скончалась мученически, быв умерщвлена за исповедание имени Христова в 304 г. Память ее празднуется святою Церковью 22 декабря.
   4 Кончина святого мученика Хрисогона последовала ок. 304 г. Память его празднуется св. Церковью 22 декабря.
   5 Македония - страна на Балканском полуострове, примыкающая к северо-западному углу Эгейскаго моря (Салоникский залив).
   6 Игемон - областной правитель.
   7 Кончина святых дев-мучениц Агапии и Хионии последовала в 304 г.
   8 Кончина святой мученицы Ирины последовала в 304 г.
  
   Святой мученик Леонид и святые мученицы Хариесса, Ника, Галина, Калиса (Калида), Нунехия, Василисса и Феодора
   Святой мученик Леонид и святые мученицы Хариесса, Ника, Галина, Калиса (Калида), Нунехия, Василисса и Феодора пострадали в Коринфе в 258 году. Их бросили в море, но они не утонули, а шли по воде, как по суше, и пели духовные гимны. Мучители догнали их на корабле, повесили на шеи камни и утопили.
  
  

Святой Иосиф Аримафейский и Никодим

  
   Церковь прославляет святых праведных Иосифа и Никодима. Мы знаем, что это были тайные ученики Христовы.
  
  
   0x08 graphic
  
   Святой Иосиф Аримафейский был тайным учеником Господа нашего Иисуса Христа. Как член синедриона он не участвовал в "совете и деле" иудеев, вынесших смертный приговор Иисусу Христу. После распятия и смерти Спасителя он дерзнул пойти к Пилату и просил у него Тело Господа, Которое и предал погребению при участии праведного Никодима, тоже тайного ученика Господа. Они сняли с Креста Тело Спасителя, обернули плащаницей и положили в новом гробе, в котором никто ранее не был погребен (этот гроб святой Иосиф приготовил заранее для себя) - в саду Гефсиманском, в присутствии Богоматери и святых жен-мироносиц. Привалив тяжелый камень к двери гроба, они удалились (Ин. 19, 37-42; Мф. 27, 57-61; Мк. 15, 43-47; Лк. 24, 50-56).
   Святой Иосиф скончался мирно в Англии.
    
   Никодим ночью тайно приходит ко Христу под покровом темноты и говорит с Ним о Царстве Божием, о том, как может человек родиться для истинной жизни (Ин. 3, 2-21). И когда иудеи в злобе искали обвинения на Христа, чтобы предать Его смерти, Никодим сказал им прямо в лицо: "Разве закон наш судит человека прежде, чем выслушает его?" (Ин. 7, 51).
  

Неделя святых жен-мироносиц Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных

  
  
   []

  
   В нынешнее, третье воскресенье после Пасхи Святая Церковь воспоминает и прославляет святых жен-мироносиц, первых свидетельниц Воскресения Христова, потому что Господь благоволил, чтобы именно они первыми увидели Его воскресшим из мертвых.

Христос не выбирал жен-мироносиц и не звал их следовать за Собою, подобно Апостолам и 70 ученикам, но они сами пошли за Ним как за единою целию своей возрожденной жизни, как за вечной истиной, как за своим Спасителем и Сыном Божиим, несмотря на Его видимую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвященников и народных наставников. Они сами покинули свои дома, дела, имущество, семьи и пошли за Господом, радуясь, что хоть чем-нибудь могут быть полезными Христу и Его общине. Во время крестного шествия Христа на Голгофу только женщины-мироносицы плакали и рыдали. Господь услышал вопль жен и обратился к ним со словом утешения. Что должны были испытать эти любящие жены, стоя у Креста Спасителя и видя весь позор, ужас и, наконец, смерть возлюбленного Учителя?!
  
   Все ученики от страха разбежались, даже Апостол Петр, обещавший умереть с Иисусом и трижды отрекшийся от Него, и только Богоматерь с Иоанном Богословом и жены-мироносицы остались у самою Креста. Затем Богоматерь унесли на руках, ибо Она лишилась чувств, но Мария Магдалина и другие жены-мироносицы, которых толпа отодвинула от Креста, пребывали здесь до самого конца. Когда Сын Божий испустил дух, те же жены-мироносицы поспешили домой, чтобы уготовить ароматы и миро, а Мария Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где полагали тело Иисусово во гроб. Они ушли только по наступлении совершенной темноты, чтобы пред рассветом опять прийти ко гробу. И за свое усердие к Сыну Божию, за решимость воздать Ему почестями при погребении, за свою непоколебимую веру эти святые жены первыми из человеков получили удостоверение о Воскресении Христа и сделались первыми и сильными проповедницами, как познавшие это из уст Ангела.
  
   Евангелие даровало женщине так много, оно одухотворило ее служение смыслом столь высоким, что никакие жертвы не казались ей слишком большими в чистом свете Божественной любви. С полным самоотвержением она разделяла подвиг апостольства: сколько женских имен, кроме Марии Магдалины, упоминается в 16-й главе Послания к римлянам! Затем мученичество во время гонений, когда на ее долю выпадали страдания вдвойне тяжкие -- не только физические, из-за слабости телесных сил, но, что страшнее, душевные: приходилось отрывать сердце от самых близких, оставлять на земле ребенка или видеть его истязания и гибель
  
   Если бы Господь хотел указать женщине ее место рабыни своего господина, то существует для этого удобный эпизод в доме Марфы и Марии (Лк. 10, 8...42). Восточный обычай вроде бы и теперь предписывает женщине вовремя подавать закуску и молчать, пока джигиты разговаривают, но Он -- совсем наоборот: не Марию отсылает на кухню, а занятую самым женским делом Марфу, хотя которую упрекает, любя и дружески, в суетности. Христос отнюдь не порицает догадливую Маркелу (так, по преданию, звали служанку Марфы), прервавшую Его речь восторженным возгласом: Блаженно чрево, носившее Тебя... (Лк. 11, 27). Ответы Иисуса на вопросы фарисеев о браке (Мк. 10, 2...12) также посрамляют ветхо-раввинские взгляды и обычаи: Господь утверждает совершенно равные требования к мужу и жене; более того, по Его слову именно муж должен оставить отца и мать и прилепиться к жене своей (Мф. 19, 5) -- то, к чему прилепляются, разве не должно быть основательным и надежным?

Никто из евангелистов не запомнил ни единого слова Спасителя, обидного для женского пола. Интересно провести параллель, размышляя, почему никто из женщин не предал Христа и почему Он по своем Воскресении явился прежде женщинам. Женщина по своей чувствительной природе пала первой, прежде Адама, но она же первая и восстала: первым получило искупление именно женское естество через Матерь Божию, выносившую и родившую воплотившегося Господа.
   Сколько раз Господь гневно обличал иудеев, да и самих апостолов: род неверный и развращенный! (Мф. 17, 17) косные сердцем, чтобы веровать (Лк. 24, 25). Но женщин Он не обличает, а только ободряет: Не плачь! (Лк. 7, 13) Ты освобождаться от недуга твоего (Лк. 13, 12). Иди в мире и будь здорова от болезни твоей (Мк. 5, 34). Я не осуждаю тебя (Ин. 8, 11).
  
   Жены перед тем стояли у Креста, и множество женщин плакали и рыдали о Нем (Лк. 23, 27), а та во многие грехи впадшая жена, которая омывала слезами Его ноги и предварила помазать тело Его к погребению (Мк. 14, 8), воспоминается в Великую Среду, разумеется, не случайно, а в противовес Иуде, предавшему Его в этот день. И по Воскресении Он явился прежде Марии Магдалине (Мк. 16, 9), ей и другим мироносицам первым открыв главную истину христианства, -- конечно, лишь потому, что представители сильного пола страха ради иудейска оказались в этот момент далеко от Его могилы.

И самая, может быть, дорогая для нас страница -- встреча с самарянкой (Ин. 1). Именно ей, женщине, открывает Господь сокровеннейшую и глубочайшую суть веры. И она, не постигая и не достигая, конечно, как и никто другой, уровня своего Собеседника, задает вполне осмысленные вопросы, поднимаясь на высоту догматов (как отметил это свт. Григорий Богослов) и сильно отличаясь, скажем, от Никодима (Ин. 3).
  
  

Память преподобной Тамары царицы Грузинской, 1213г.

(переходящее празднование в Неделю мироносиц).

  
  
   []
  
   Родилась ок. 1165 года. Происходила из древней грузинской династии Багратидов и с 1178 года являлась соправительницей своего отца, Георгия III. Время царствования святой Тамары известно как золотой век грузинской истории: царица Тамара отличалась высоким благочестием и, продолжая начинания своего деда, святого благоверного царя Давида III Возобновителя, способствовала широкому распространению веры Христовой по всей Грузии, строительству храмов и монастырей. 

       В 1204 г. правитель Румского султаната Рукн-эд-Дин обратился к царице Тамаре с требованием отказа Грузии от христианства и принятия ислама. Царица Тамара отвергла это требование, и в исторической битве близ Басиани грузинское войско разбило коалицию мусульманских государств. 

       Грузинские сказания прославляют ее кротость, миролюбие, мудрость, религиозность и красоту. Известно еще, что святая Тамара заботилась о бедном народе, о вдовах, сиротах и содействовала духовному развитию Грузии. Кроме того, она покровительствовала поэтам, писателям, построила много храмов, а также роскошный Вардзийский дворец. 

      Святая Тамара созвала церковный собор, который устранил неурядицы в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. Успешна была и ее государственная деятельность, благодаря которой Грузинское царство увеличилось и окрепло. 

       Мудрое правление благоверной царицы Тамары снискало ей всенародную любовь. Последние годы жизни она провела в пещерном монастыре Вардзиа. Благоверная царица имела келлию, сообщавшуюся посредством оконца с храмом, из которой она могла возносить молитвы к Богу во время богослужений. Скончалась мирно 1 мая 1213 года и была причислена к лику святых.
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"