В последнее время всё большее число людей задается вопросом: в чем смысл жизни?
Поводом к этому служат метания души, поиски духовной основы жизненного пути, неудовлетворенность тем, что происходит внутри и вокруг нас.
Глядя вокруг, современный человек видит недоброту, стяжательство, зло, насилие, беззаконие, суету. Видит, как с огромной скоростью множатся болезни, происходят экологические катастрофы, возникают войны, а люди живут в обществе потребления и бездуховности.
И мы погружаемся в состояние безысходности, уныния, начинаем осуждать всех и вся.
И выбираем наиболее легкий, с нашей точки зрения, путь: жить одним днем, получать от жизни все удовольствия, какие только можно: обманываем, блудим, прелюбодействуем, объедаемся и опиваемся, стремимся любыми способами заработать как можно больше денег, воруем, убиваем (аборты!), завидуем, предаем, сквернословим. И прочая, и прочая...
О пагубности такого отношения к собственной жизни и душе, о том, к чему это приводит, в конечном итоге, о путях выхода и спасения рассказывают проповеди, произносимые отцом Николаем (Генераловым) - иеромонахом русского монастыря св. Пантелеймона со Святой Горы Афон.
Это православные аудио-проповеди, составленные отцом Николаем на основании трудов Святых Отцов Церкви, признанных авторитетов и проповедников Православия.
Часть их является переводом проповедей известных греческих священников, которые получили широкое признание у себя на родине.
Это не случайно, так как в Греции православные традиции никогда не прерывались, а также всегда было сильно непосредственное влияние Святого Афона, являющегося одним из четырех уделов Пресвятой Богородицы (Святая Гора Афон, Киево-Печёрская Лавра, Иверия, Дивеевский женский монастырь), что дало греческим проповедникам высокую духовную силу и меткость их слов.
Проект "Афонское Благословение" создан для того, чтобы любой человек мог через Интернет прослушать или скачать проповеди по множеству актуальных вопросов современной жизни.
Проект создан для достижения следующих целей:
--
объяснения роли Православия в жизни человека и в мире;
--
устранения множества современных мифов и еретических выдумок относительно Православия, Таинств Церкви, вопросов канонического вероучения;
--
подробного ответа на сложные вопросы Православия с позиции трудов Святых Отцов;
--
развития и популяризации Православия путём просветительской деятельности.
Святая Гора Афон является мировым духовным центром и духовной родиной многих святых, в том числе, оказавших огромное влияние на становление Православия в России: преп. Антоний Печёрский, преп. Максим Грек, преп. Силуан Афонский и многих других.
Древнейшая русская православная церковь находится именно на Святой Горе Афон, в скиту Ксилургу (Богородица) - это храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Монахи говорят, что алтарь храма является современником преп. Антония Печерского (около 1000-го года) и, возможно, помнит великого святого.
Проект "Афонское благословение" создан по благословению старцев Святой Горы Афон.
Проповеди, размещенные на сайте "Афонское благословение"
Что такое Святое Причастие и для чего оно. Об установлении Таинства Евхаристии. Как преосуществляются хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. Ветхий Завет о Божественной Евхаристии. Как приступали к Божественной Евхаристии древние христиане. О безкровной жертве во время Божественной Литургии. О Святой Евхаристии как Союзе с Богом во Христе, Божественной пище, памяти о Жертве Христовой и восхвалении Богу. О характерных чертах Божественной Евхаристии: единая, святая, соборная, апостольская. О причащении детей. Как нужно готовиться к Святому Причастию и принимать в себя Святые Кровь и Тело Христовы. Рассуждения о Теле и Крови Христовых в Святой Евхаристии. О единении и обожении всех участников Таинства Божественной Евхаристии. О Божественной Литургии. Как часто можно приступать к Божественному причастию. О "нескончаемой Пасхе" - радости частого Божественного причащения. Евхаристическая поэзия: тропари, гимны.
Продолжение бесед о таинстве Евхаристии - по святителю Иоанну Златоусту.
Как мать питает дитя свое молоком своим - так и Господь наш Иисус Христос питает нас Своей Плотью и Кровью в знак самой сильной любви Его к человеку и для возбуждения в нас безграничной любви к Богу и к человекам - и это является нашим прикосновением к Самому Богу. Не священник освящает хлеб и вино, но Сам Господь Иисус Христос.
Как следует приступать к Святой Трапезе Господней - со страхом, трепетом и благоговением, с чистотой души (через покаяние и прощение обидевших нас) и чистотой тела нашего (через пост).
Приступать к Святой Трапезе Господней следует в душевном мире, в благоговейном молчании, с усердной сердечной молитвой и великим уважением. Принесем в жертву Богу душу свою чистую, а не только золотые сосуды для служения.
"Святая святым!" - возглас священника, отделяющий "больных овец от здоровых".
С чистотою помыслов, с незловонной душою, со стремлением ко спасению, со страхом Божиим надо приступать к Трапезе Господней.
Кто недостойно причащается Святых Христовых Тайн, тот повинен в проливании Крови Святой Господней и неуважении к Телу Господню, в осуждение себе - и навлекает на себя наказание Божье. Не для устрашения говорится это, но для предостережения.
Через причастие Святых Христовых Тайн (Плоти и Крови Его) мы приобретаем жизнь вечную, соединяемся с Самим Господом нашим Иисусом Христом.
Святой Иоанн Златоуст говорит: "После Святого Причастия надобно вести себя чинно, хранить в чистоте тело и душу, соблюдать молчание, быть кроткими с ближними, творить милосердие, соблюдать воздержание".
После причасти Святых Христовых Тайн надо пребывать в молитве и воздержании, не теряя радости и сокровища от праздника Причастия. Надо воздерживаться от грехов (пьянство, переедание, осуждение и т.п.) После принятия Святого Причастия необходимо воздать Господу благодарственные молитвы, а не уходить сразу из храма.
Погрязшему в грехах и нераскаявшемуся опасно приступать к Божественному Таинству Святого Причастия. Сначала надо раскаяться, исповедоваться, попоститься.
Преподобный Дмитрий Ростовский об истинно и неистинно кающихся.
Никто не должен бояться приступать к Божественной Чаше, ибо нет недостойных, по милосердию Божьему, но должно приступать с чистой совестью.
Святой Престол, на котором стоит Божественная Чаша со Святым Причастием - это место, где Тело Христово и Кровь Христова: там сам Бог находится телесно. Там огонь Божественный, достойных просвещающий и очищающий, а недостойных опаляющий и сожигающий.
Проповедь о Святом Причастии (шесть бесед иеромонаха Николая (Генералова)
Таинство смерти есть дверь, которой душа, расставаясь с телом, входит в вечность.
Что происходит с душой по смерти.
О мытарствах. "Да возьмётся нечестивый, да не видит славы Господней" (Исайя 26:10).
Размышления о нашей земной жизни.
Остановись! Довольно! Пора раскаяться и покаяться!
Как один порок, по промыслу дьявольскому, ведет к другому: о пьянстве, зависти, суесловии, сквернословии, воровстве и убийстве.
О душевных страданиях в преддверии смерти.
В чем состоит вечная гибель души (червь неумирающий, огонь неугасающий, вечный позор и стыд).
Блаженство пребывания души в Царствии Божием.
Свидетельства святых Апостолов и угодников Божиих о рае.
О нашем собственном выборе между раем и адом.
Памятование о Господе - дорога к вечной жизни и вечному блаженству.
Беседа отца Григория (Постникова), митрополита С.-Петербургского и Новгородского, "О попечении и спасении души".
О возвышении души: "Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит" (Ин 14:12)
О безрассудстве заботы о теле и небрежении души.
О безрассудстве продажи души за блага земные.
О бесценности нашей прекрасной души, подобной Самому Богу.
О соблазнителях и убийцах душ наших близких: "А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф 18:6)
Спаситель и искупитель душ наших - Господь наш Иисус Христос.
Спасение собственной души - первая забота человека.
Забота о душах близких: родственниках, домашних - вторая забота.
Ревнование о спасении душ всех людей - долг христианина: через молитву, собственное благочестие и прекращение греха.
После смерти только две вещи останутся с нами: наши добродетели и наши грехи.
О величайших добродетелях: смирении Христовом и кротости.
"Без Мене не можете творити ничесоже" (Евангелие от Иоанна 15:5).
О терпении и всецелом предании себя воле Божией.
"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное" (Мф 5:3).
Что означает выражение "блаженны нищие духом".
О степенях смирения.
Что означает выражение "блаженны кротции".
О блаженном даре кротости.
Об "узких вратах" вхождения в Царство Небесное.
"Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы; научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим; иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть" (Мф. 11, 29).
Незлобие есть мать всякого добра.
Как стяжать совершенное смиренномудрие.
"Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидите в царство небесное" (Мф 18:3)
"Многие же будут первые последними, и последние первыми" (Мф 19:30)
Святой Иоанн Златоуст о смирении.
Не ищи внешнего величия - и будешь велик
О гордых: Бог гордым противится, смиренным дает благодать
"Жертва богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс. 50:19).
Святитель Дмитрий Ростовский: Пресвятая Богородица Дева Мария - высочайший пример смирения и послушания.
Молитвы святого Ефрема Сирина и других святых к смиренной Пресвятой Богородице.
О высокосердии и гордыне как начале греха.
Святые Апостолы, Ветхозаветные пророки о смирении и кротости.
Что означает выражение "хвалиться Господом".
О внешнем и внутреннем (сердечном) смирении.
О высокомудрствовании и высокоумии как грехах гордости.
Святые отцы о смирении и кротости.
"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иакова, 4:6).
О собственных гордых помыслах: "Вся с советом твори, и без совета ничесоже твори" (Сир.32:21).
Кого можно назвать истинным учеником Христовым.
Кто является истинно смиренным.
Что такое кротость.
О необходимости постоянного самоосуждения и самоукорения.
Как достигать истинного смирения.
О бесстрастии и смирении.
О Иисусовой молитве при стяжании смирения: "Бей супостатов именем Иисусовым, ибо нет более сильного оружия ни на небе, ни на земле" (Лествичник 14)
О необходимости только Богу приписывать все добрые дела свои.
О жизни духовной в смирении.
"Да узрят нищии и возвеселятся: взыщите Бога, и жива будет душа ваша" (Пс 68:33)
Молитва преподобного Силуана Афонского в скорби о несмирении и о даровании смирения:
"Господи, дай мне смиренного духа Твоего, дабы снова не потерял я Твою благодать,
и не стал бы рыдать о ней, как рыдал Адам о рае и Боге. Господи, Ты Милостивый; скажи мне, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя? Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения.
Господи, даруй нам туне смиренного Духа Твоего Святого,
как туне пришел Ты спасти людей и вознести их на небо, чтобы видели славу Твою. Пресвятая Матерь Господа, испроси, Милостивая, нам смиренного духа. Все Святые, вы живете на небесах, и видите славу Господню, и радуется дух ваш, -- молитесь, чтобы и нам быть с вами. Аминь"
Ежедневные размышления о смертном часе, о страшном Суде Божьем, о неизвестности той участи, какая назначена будет каждому из нас - обращают души наши к молитве.
О необходимости ежедневного вопрошания собственной души.
Суетность жизни отвлекает от подготовки души к смерти, ведет к греху и погибели души.
Господь сотворил нашу душу бессмертною, а мы ввергаем её в мучения.
Час, отданный молитве в течение каждого дня, спасает душу.
"Непрестан-но молитесь" (Ап. Павел, 1 Сол. 5:17)
"Просите - и дано будет вам" (Лука 11: 9)
Что такое молитва, для чего она?
Кто не молится, тот лишается общения с Богом и уподобляется сухому, безплодному дереву, которое посекается и в огнь вметается
О чем и как нужно молиться. Как дОлжно приступать к молитве.
Об искушениях во время молитвы.
О смирении и сердечном сокрушении во время молитвы.
О непрестанной Иисусовой молитве.
О примирении перед молитвой.
О молитве домашней и молитве общественной: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" Матфей (18:20)
О крестном знамении во время молитвы: "Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами" (Марк 8:38)
О принуждении себя к молитве. О ночной молитве.
О благословении духовника к молитве.
О терпении, вере и надежде по молитве.
Необходимые и главные условия при молитве: совершенная преданность воле Божьей, сознание своего крайнего недостоинства и греховности, искреннее желание исправить жизнь свою.
Почему иногда мы просим, но не получаем по молитве?
Забота о спасении души - главная забота в молитве: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф 6:33)
Святые отцы о молитве.
О слезах благодатных при молитве.
При молитве отдаваться Воле Божьей.
Всесовершеннейшая молитва: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" (Мф 26:39)
Молитва - источник непрестанного духовного утешения.
Учение святого Иоанна Златоуста против сквернословия и невоздержанности языка.
"Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека." (Мф 15:11)
"Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься." (Мф 12:36-37)