Молитвослов : другие произведения.

Двунадесятые праздники

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



   []
  
   Церковный год - это чередование будней и праздников. По хронологии церковный год начинается 1 (14) сентября.
    
   В будни человек призван трудиться "в поте лица добывать хлеб свой". Праздники же даны для того, чтобы почувствовать раскрепощение, подняться над суетой и обыденностью мира, ощутить себя причастным к высшему из миров, "где нет болезней, печалей и воздыхания, но жизнь бесконечная".
    
   Особенностью Русской Православной Церкви является то, что до сих пор праздники отмечаются по старому стилю, поэтому в современных календарях указаны две даты: по старому и новому стилю.
    
   Православные праздники - или священные дни - установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета.
   К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время.
   Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божией Матери или памяти святых угодников.
    
   Торжественным образом совершаемые годовые службы называются праздничными службами.
    
   Первым и древнейшим праздником является воскресный день или Воскресение.
   В книге Бытия вслед за рассказом о сотворении мира говорится: "и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел " (Быт. 2, 3). Таким образом, людям был подан пример, чтобы они шесть дней трудились, а в седьмой прекращали свои дела.
   Из десяти заповедей, данных Богом на Синае и содержащих в себе весь нравственный закон, четвертая заповедь обязывает человека шесть дней работать, а в седьмой прекращать свои дела и служить Богу (Исх. 20, 8-10).
   В Новозаветное время при учениках Иисуса Христа - апостолах празднование воскресного дня началось в Воскресение - первый день недели.
    
   В книге "Деяния апостольские" рассказывается, что они собирались для преломления хлеба (Деян. 20, 7), молились с верующими, пели гимны, тогда же производился сбор в пользу бедных и нуждающихся (1 Кор. 10, 2). Так сформировалось праздничное богослужение или Божественная литургия, обязательная для дня праздника.
   В течение трех первых веков христианства воскресный день соблюдался, как день святой радости и благодарения.
   Для ежегодного воспоминания о великих событиях истории искупления человеческого рода первые христиане, по примеру ветхозаветной церкви, кроме дня воскресного установили празднества в некоторые другие дни.
    
   Из числа таких дней особенно почитается праздник Пасхи, заключающий в себе воспоминание о распятии и Воскресении Господа нашего Иисуса Христа.
   В зависимости от негопразднуются день Вознесения Иисуса Христа - через сорок дней после Пасхи, и Сошествия святого Духа на апостолов - через 50 дней после Пасхи, дни рождения и крещения Спасителя, сретения Его во храме Симеоном.
    
   Наряду с этими праздниками воспоминались события из жизни Пречистой Богородицы: Введение Ее во храм, Благовещение и другие памятные дни.
    
   Поскольку Церковь была враждебно встречена противниками христианства, то скоро в ней появились и мученики, чья жизнь была поучительна для верующих - и потому дни их кончины свято чтились, в их честь составлялись церковные песнопения. Многие из великих отцов и учителей Церкви, прославившиеся своими сочинениями и благочестием, были также причислены к лику святых и дни кончины их сделались днями праздничными.
    
   Так составился годичный круг памяти святых - и появился месяцеслов; в книге, именуемой Минеей, содержатся службы святым на каждый день года.
    
   Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
   В 4-6 вв. покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий (274-337) запретил производить в воскресные дни торговлю.
    
   Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть во многих государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан.
    
   С принятием веры христианской на Руси все порядки церковной жизни, а также месяцеслов и богослужебные книги были восприняты из Греции. Те праздники, которые отмечали греки, стали праздноваться и на Руси.
    
   Но с течением времени совершались важные церковные события, появлялись свои святые. В память их установлены особые праздники. В их числе - 26 ноября - день освящения митрополитом Иларионом в 1051 г. церкви святого великомученика Георгия в Киеве.
  
   На Руси стали праздновать происхождение Честных древ Животворящего Креста (1170), явление чудотворных икон Божией Матери: Тихвинской (1383), Казанской (1579), в честь святых равноапостольных Ольги и Владимира, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских и всея Руси чудотворцев, Митрофана и Тихона Воронежских и других святых подвижников.
  
   В течение тысячелетия круг православных праздников продолжал расширяться за счет введения в месяцеслов имен новых подвижников. Так было, например, в период феодальной раздробленности, когда происходила канонизация местных святых - новгородских, владимирских, ростовских, черниговских, тверских, муромских.
  

Структура праздников

   В настоящее время все церковные праздники годичного круга разделяются на несколько групп.
    
   Большие христианские праздники делятся на 3 разряда.
   К первому относится величайший из праздников - Пасха, 
   ко второму - двенадцать праздников, известные под именем двунадесятых, 
   к третьему - недвунадесятые. 
   Помимо них есть еще Великие Праздники. 
    
   По предмету воспоминаний они разделяются на праздники: 
   - Господские
   - Богородичные
   - праздники святых
  
   К двунадесятым праздникам относятся Господские и Богородичные.
  

Господские двунадесятые праздники

(их всего восемь)

   Непреходящие:
      -- Воздвижение Креста Господня,
      -- Рождество Христово,
      -- Крещение Христово или Богоявление,
      -- Сретение Господне,
      -- Преображение Господне.
   Преходящие:
      -- Вход Господень в Иерусалим,
      -- Вознесение Господне,
      -- Пятидесятница.
  

Богородичные двунадесятые праздники

(их всего четыре)

      -- Введение во храм Пресвятой Богородицы,
      -- Успение Пресвятой Богородицы,
      -- Благовещение Пресвятой Богородицы
      -- Рождество Богородицы. 
  
   По времени празднования все христианские праздники разделяются на преходящие и непреходящие.
   Это различие праздников происходит оттого, что одни из них приурочены к числу, а другие ко дню. Поэтому одни из них меняют день недели, не меняя числа, другие меняют число, не меняя дня. Первые называются непреходящими, а вторые - преходящими.
    
   Во главе непреходящих праздников Господских стоит праздник Рождества Христова.
   Во главе преходящих - праздник Пасхи.
    

Двунадесятые праздники -   12 важнейших православных церковных праздников.

   К ним относятся:
  
  -- Рождество Богородицы  -- 8 (21) сентября;
  -- Воздвижение Креста Господня  -- 14 (27) сентября;
  -- Введение во храм Пресвятой Богородицы  -- 21 ноября (4 декабря);
  -- Рождество Христово  -- 25 декабря (7 января);
  -- Крещение Господне  -- 6 (19) января;
  -- Сретение Господне  -- 2 (15) февраля;
  -- Благовещение Пресвятой Богородицы  -- 25 марта (7 апреля);
  -- Вход Господень в Иерусалим -- воскресенье перед Пасхой -- переходящий;
  -- Вознесение Господне -- 40-й день после Пасхи, всегда в четверг -- переходящий;
  -- День Святой Троицы -- 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье -- переходящий;
  -- Преображение Господне  -- 6 (19) августа;
  -- Успение Богородицы  -- 15 (28) августа.
  
   Пасха к двунадесятым праздникам не относится, ибо она есть "праздников праздник"
  
   Все двунадесятые праздники имеют особые дни:
  
  -- предпразднство -- это дни, подготавливающие праздник,
  -- попразднство -- продолжение праздника (число дней попразднства бывает неодинаковым -- от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста. Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства бо?льшей торжественностью богослужения, имея в службе большую часть песнопений и молитв самого праздника),
  -- отдание -- заключительная точка в праздновании праздника, на богослужении повторяются основные моменты праздничной службы. 
   Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:
  
  -- Рождества Христова -- 5 предпразднственных дней;
  -- Богоявления -- 4 предпразднственных дня;
  -- Входа Господня в Иерусалим -- нет предпразднства;
  -- Вознесения Господня -- нет предпразднства;
  -- Дня Святой Троицы -- нет предпразднства.
  

Великие недвунадесятые праздники:

  
  -- По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого  - 1/14 января
  -- Рождество Иоанна Предтечи  - 24 июня/7 июля
  -- Святых первоверховных апостолов Петра и Павла  - 29 июня/12 июля
  -- Усекновение главы Иоанна Предтечи  - 29 августа/11 сентября
  -- Покров Пресвятой Богородицы  - 1/14 октября
  

Недвунадесятые праздники

   Праздники Русской православной церкви, за исключением праздников в честь святых, двунадесятых праздников и "праздника праздников" - Пасхи.
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"