Аннотация: Сокращённый вариант статьи опубликован под заголовком "Икона Казанской Божией Матери. Святые образы не сгорают" в газете "Невское время". за 21.07.2015г.
Казанская Божия Матерь - заступница России
8 июля 1579 года по старому стилю (21 июля - по новому) русская церковь обрела одну из величайших своих святынь, которая дорога всем российским патриотам - икону Казанской Божией Матери.
Не было бы счастья, да несчастье помогло
В XVI веке городские постройки были в основном деревянными и потому часто горели. В летнюю сушь, да при ветреной погоде, пламя могло за два-три дня уничтожить большую часть города. Именно такой сильный пожар произошёл в Казани в первых числах июля 1579 года. Начался он недалеко от церкви святого Николая, затем огонь перекинулся на Кремль.
Жители сгоревших кварталов понимали: строиться надо быстро, чтобы до зимы въехать в новые дома. Люди расчищали пожарища, рыли ямы под фундаменты. Во время этих работ во дворе стрельца Даниила Онучина была найдена икона с изображенной на ней Богородицей и младенцем Иисусом. Народ сбежался посмотреть на обретённый образ. Даже простым людям было ясно, что икона очень старинная. Вскоре молва о ценной находке облетела город. Духовные власти во главе с Казанским архиереем Иеремией организовали крестный ход. Его участники торжественно отправились в ближайшую церковь. Впереди с иконой в руках шёл один из главных участников события, человек, доставший образ из земли - местный священник Ермолай, будущий патриарх Гермоген.
Икона государева
Вскоре святыня отправилась к Ивану Грозному. Если верить летописцу, "...царь с сыновьями дивились изрядному очертанию её". Явление новой иконы Иван IV воспринял как божественное одобрение своих завоеваний. В честь этого события он велел воздвигнуть Казанский собор и основать женский монастырь, в котором вскоре приняла постриг дочь стрельца Онучина - Матрёна. Согласно "Сказанию об иконе..." именно ей явилась во сне Богородица и указала, где искать образ.
Надо заметить, что эта икона и дальше воспринималась в России как "государева и воинская". Встретить на селе церковь, ей посвящённую - большая редкость. Ничего против Казанской Божией Матери крестьяне и помещики, конечно же, не имели. Что их смущало - так это престольный праздник в середине лета, в самую страду, когда "день год кормит".
Символ славных побед
Особенно сильно укрепилась репутация Казанской иконы после освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Ведь ещё во время "стояния в Ярославле" этот образ стал главным символом Второго ополчения. Перед ликом Казанской иконы молился Пожарский в тот день, когда разбил армию Ходкевича. Её образ вдохновил казаков на удачный штурм Китай-города 22 октября 1612 года. После чего капитуляция польского гарнизона Кремля стала лишь вопросом времени.
Вера в победоносность Казанской иконы продолжала расти. У одного из её списков молился Пётр I перед Полтавской битвой, к её образу обращались Александр Суворов и Михаил Кутузов. Слава их побед укрепляла и поддерживала боевую репутацию Казанской иконы, ставшей в народном сознании главной охранительницей России от внешних врагов.
Когда и кем она создана - мы уже не узнаем
Впрочем, всегда находились люди, для которых существуют лишь материальные ценности. Для бандитов религия, история и культура - ничто по сравнению с деньгами. К сожалению, от воровства не застрахованы даже иконы. В 1904 году Явленный образ Казанской Божией Матери украли из монастыря, где он хранился. Продать такую известную вещь было невозможно. Поэтому воры разобрали дорогой оклад, а саму икону сожгли в печке, чтобы скрыть следы преступления. Все ныне чтимые образы Казанской являются более или менее точными списками с того, первоначального.
Поскольку Явленная икона до нас не дошла, научно установить время и место её создания невозможно. Анализ сохранившихся копий позволяет утверждать, что это была икона византийского письма IX-XI веков. Историки считают, что прототипом ей послужила Пресвятая Дева Иерусалимская - достаточно редкий даже для Византии образ, который появился в Константинополе вскоре после смерти в 842 году Феофила, последнего из императоров-иконоборцев.
Но списки или оригинал - икона всё равно воспринималась как воинская. Уже во второй половине XX века в деревнях часто рассказывали, что Иосиф Сталин летом 1942 года по совету иерархов велел погрузить Казанскую икону на самолёт и облететь на нём три важнейших города страны - Ленинград, Москву и Сталинград - чтобы Богородица помогла нашим воинам... Конечно же, это легенда. Но ведь и легенды не возникают на пустом месте. В них, как в зеркале, отражаются людские представления о правде и справедливости. Примечательно, что для легенды народ выбрал именно этот образ.
Что она значит для меня
Обретение Казанской иконы - первый значимый шаг одного из самых ярких деятелей Смутного времени, патриарха Гермогена. Я убеждён, что этот человек - ключевая фигура нашей истории. Если бы не он, Россия могла навсегда исчезнуть с карты мира. Летом 1611 года, когда польские войска взяли штурмом Смоленск, а шведские ратники захватили Великий Новгород, Гермоген, заточённый оккупантами в подземелье Чудова монастыря, исхитрился отправить в Нижний Новгород письмо с призывом: начать сбор новой земской рати.
Герой-патриарх умер в польском плену 17 февраля 1612 года. Скорее всего, узник так и не узнал, что его страстное воззвание подняло народ на борьбу, что армия Минина и Пожарского двинулась в освободительный поход. И что главной святыней Второго ополчения стала икона Казанской Божией Матери, которую он, тогда ещё простой священник церкви святого Николая, перенёс с пожарища в храм 8 июля 1579 года.