Панорама села. Размеренная сельская жизнь: гуси не спеша переходят улицу, коровы в загоне задумчиво что-то жуют. Женщина неторопливо развешивает белье для сушки, рядом - ребенок, также не спеша помогает.
Виден край пустыни, которая начинается за огородами местных жителей. Неподалеку - столбик с табличкой "Чорнобривцевка".
Взгляд на село с другого ракурса, глазами кого-то, высунувшегося из песка. Вздох, зарывание в песок.
НАТ. ДОРОГА В ЧОРНОБРЫВЦЕВКУ УТРО
По дороге идут двое парней лет 16-ти - МЫКОЛА и ПЕТРО. Беседуют, слов не слышно. Петро - рослый брюнет, лицо простое. Мыкола - по контрасту - невысокий шатен, лицо более выразительное, задумчивый взгляд, немного хмурит сросшиеся у переносицы брови. В руке у Мыколы - книга. Мыкола спокоен в разговоре, Петро жестикулирует.
НАТ. ЧОРНОБРЫВЦЕВСКАЯ ПУСТЫНЯ УТРО
ДЕВУШКА лет 16-ти выходит из села с пустыми ведрами на коромыслах. Одета просто, что не умаляет симпатичности. Заходит в пустыню, подходит к бархану, начинает набирать песок.
Девушка зачерпнула первое ведро и поставила на песок, начинает набирать второе.
Тут первое ведро качнулось в один бок, в другой - чувствуется, внутри кто-то есть. Ведро падаeт на бoк, начинает катиться. Видим, как оно, в результате толчка изнутри, становится вверх ногами. Ведро начинает прыгать дальше.
ДЕВУШКА
(замечая движущееся ведро)
Куда это оно гайнуло? Эй, стой!
Девушка бросается в погоню за ведром. Оно прыгает дальше, уверенно набирая скорость. Девушка начинает отставать; ведро останавливается передохнуть.
Девушка тоже останавливаются, запыхавшись; решает залечь и ползти к ведру.
Девушка подползает... Ведро неожиданно срывается с места и прыгает дальше.
Погоню замечают проходяшие невдалеке Мыкола и Петро. Бросаются догонять ведро, стремясь помочь девушке. Ведру удается оторваться и свернуть за бархан.
Парни и девушка забегают за бархан - видят пустое ведро, лежащее на боку. Подбирают его, возврашаются, обговаривая произошедшее:
ДЕВУШКА
Я песок набирала, видно зачерпнула кого-то.
МЫКОЛА
Все-таки интересно, кто в этом ведре был...
ПЕТРО
Ну, в следуший раз, если догоним, спросим.
Разговор затихает.
НАТ. ДОМ МЫКОЛЫ ВЕЧЕР
На скамейке возле дома сидит ДЕД Мыколы, в соломенном брыле и вышиванке, в окружении детворы. Неподалеку Мыкола с Петром поливают огород.
Дед продолжает свой рассказ.
ДЕД
С давних времён ходят легенды... что звери есть в наших краях - невиданные никем. Как бы - волшебные...
Мыкола издалека прислушивается к рассказу Деда.
ДЕД
Будто бы, если изловишь какого из них, самое заветное желание исполнится.
Мыкола прислушивается всё сильнее, изгибается в сторону Деда.
ПЕТРО
(Мыколе)
Та пойди вже послушай.
НАТ. ДОМ МЫКОЛЫ ВЕЧЕР
Детвора уходит, на скамейке остаются сидеть Мыкола и Дед.
МЫКОЛА
Хорошо, если б легенды правду говорили... В школе объявление повесили: "начат областной конкурс на лучший исследовательский...
Мыкола старательно цитирует объявление по памяти.
МЫКОЛА
...проект среди школников". Если выйдешь в призеры - тебя в университет вне конкурса возьмут, на следущий год.
Мыкола задумывается.
МЫКОЛА
Вот если найти бы из этих зверей, кого-то.
ДЕД
А ну, погодь... Пойдем-ка со мной.
ИНТ. ЧЕРДАК ДОМА МЫКОЛЫ ВЕЧЕР
Мыкола, Дед и БАБКА, колоритная дама в вышиванке и платке, находятся на чердаке. Дед роется в запыленном старом сундуке, наконец, с торжествующим видом достает оттуда книгу.
ДЕД
Вот она, книжка с легендами.
Дед протягивает Мыколе книгу с надписью "Небачени звири".
Мыкола раскрывает книгу и погружается в чтение.
БАБКА
А хто писал? Хто рецензент?
Дед прикладывает палец к губам, делает знак "Тихо".
Мыкола на секунду отрывается от чтения, открывает небольшое оконце чердака, кричит на улицу.
МЫКОЛА
(громко)
Петь! Иди сюда!
НАТ. ПУСТЫНЯ ВОЗЛЕ ЧОРНОБРЫВЦЕВКИ ВЕЧЕР
Парни вернулись к бархану, где видели последние прыжки ведра. У Петра в руках бинокль, у Мыколы - книга, оба они с рюкзаками. Кладут пустое ведро на песок, отходят, устраивают засаду за барханом. Парни высматривают тушканчика из засады, не взирая на то, что темнеет.
ПРИМЕЧАНИЕ: ГОЛОС ЗА КАДРОМ В ЭТОЙ И ДРУГИХ СЦЕНАХ ЗВУЧИТ ПО-УКРАИНСКИ С РУССКИМИ СУБТИТРАМИ
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Безводная пустыня возле села Чорнобрывцевка. Но и тут живут звери. Например, украинский загадочный тушканчик.
Мыкола достает электрический фонарик, ведет им, луч перемещается от бархана к бархану.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Днем он скрывается от палящего солнца, а ночью от лунного света, поэтому увидеть его очень тяжело...
Петро прикладывает бинокль к глазам.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
нужны полная темнота и приборы ночного видения. К сожалению, из-за отсутствия у местного населения этих приборов...
Петро постукивает по биноклю - ему ничего не удается рассмотреть.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
мы, наверное, так и не узнаем, существуют ли тушканчики на самом деле.
Мыкола жестами показывает Петру: "Ты, наверное, другой стороной смотришь! "
НАТ. ПОЛЕ ВОЗЛЕ ЧОРНОБРЫВЦЕВКИ ДЕНЬ
Видим, как люди в поле работают - косят траву... Вдруг неподалеку раздаются звуки - словно отбойным молотком что-то долбят. Люди продолжают косить, переглядываясь.
Заканчивают сенокос, решают пойти посмотреть. Переходят лесопосадку, выходят на край пустыни.
Косари видят какие-то скважины(дыры в земле), возле них - кучи песка. Заглядывают в скважины, обмениваются мнениями.
Среди косарей и Мыкола с Петром. Рассматривают скважины вместе со всеми.
НАТ. КРАЙ ЧОРНОБРЫВЦЕВСКОЙ ПУСТЫНИ ДЕНЬ
Видим, как косари и парни меряют диаметр скважин складным метром, или, за недостатком приборов - локтями, ладонями, ступнями. Кто-то заглядывает одним глазом в скважину, кто-то лезет туда рукой...
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Среди других зверей надо отметить такого, как украинский пустынный бурошахт.
Петро заглядывает в скважину в бинокль.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Он пробуривает дыры (скважины) глубиной до нескольких километров, и выбрасывает на поверхность
Мыкола стоит у скважины с картой.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
полезные ископаемые, если их найдет. Его также никто не видел, как и самих ископаемых.
Видим крупно карту в руках у Мыколы, сверху надпись: "Места возможной концентрации бурошахтов".
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
В связи с недостатком описания местное население не в состоянии поймать бурошахта
Мыкола обозначает на карте крестиком место.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
и использовать его для народно-хозяственных потребностей.
К группе подходит ГРИНЯ, местный участковый, парень "под мачо" лет 27-ми, с СОБАКОЙ. Собака обнюхивает край скважины, мотает головой, отходит в сторону. Мыкола пишет в дневнике: "Собака след не берет".
Парни берут частички грунта из скважин. Видят кусочки непонятно чего - шерсть? Ткань? Подбирают.
Люди по ходу поисков живо их обговаривают. Показывают жестами друг другу: "Вот-такой величины он должен быть"... "Нет, вот-такой!".
ИНТ. КОМНАТА МЫКОЛЫ ВЕЧЕР
Мыкола рассматривает найденные возле скважины кусочки материала через лупу. Откладывает в сторону, задумчиво чешет в затылке.
НАТ. ПУСТЫНЯ ВОЗЛЕ ЧОРНОБРЫВЦЕВКИ ДЕНЬ
Мыкола и Петро с рюкзаками бредут по пустыне. Внезапно парни слышат хруст неподалеку. Видят небольшой бархан, который постепенно словно бы уменьшается.
Глаза моргают(блым-блым). Парни удивленно моргают глазами в ответ.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Интересен и другой обитатель пустыни - украинский долгошерстный пескожер.
Двигаясь на звук хруста, хлопцы обходят бархан с двух сторон, выходят вместе в точку перед барханом.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Никто никогда не видел этого удивительного зверя, но по рассказам известно, что он должен прятаться от человека.
Хруст на миг замирает. Немая сцена: парни видят, как из бархана на них смотрят удивленные глаза.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Вот как описывает это стародавняя легенда: "Смотрят из песка умные такие глаза; ничего-ничего, а тогда: блым-блым...
Глаза моргают(блым-блым). Парни удивленно моргают глазами в ответ.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
...и шеберстание какое-то в
песке, наверное жере его". Почему пескожер назван долгошерстным, легенда не рассказывает.
Глаза закрываются, кто-то зарывается в песок.
ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Наверное, из-за длинной шерсти, которую должен иметь этот зверь, чтоб зашишать себя от человеческого глаза.
Мыкола достает из рюкзака врачебную трубочку, прикладывает к бархану, прислушивается. Петро - рядом со стетоскопом, тоже слушает бархан. В итоге обмен жестами: "Ничего", прячут трубочку и стетоскоп.
Приходят за песком девчата. Парни ощущают эмоциональный подъем, достают складной метр, начинают мерять бархан.
Парни меряют барханы в пустыне, заносят измерения в ежедневник.