- Спасибо. До свидания, - попрощался Денис и вышел в коридор.
Закрыв за собой дверь, Денис немного прошел по коридору в сторону, оглянулся и под-прыгнул с криком: "Ях!". После юноша три раза хлопнул ладоши и только потом достал из нагрудного кармана удостоверение. На стандартном, устоявшемся еще с незапамятных времен, заламинированном куске пластика была фотография Дениса, сбоку, на четырех основных языках (русском, английском, китайском и арабском), была сделана надпись: "Денис Юрин, пилот класса А".
Наглядевшись на удостоверение, Денис положил его обратно в нагрудный карман и усмехнулся. Повод для веселья у юноши был: несмотря на то, что уже четвертое столетие люди живут под водой, людей, управляющих подводными машинами, называли пилотами. Тем не менее, об этом звании мечтал каждый мальчишка. Конечно, увидеть солнце и про-нестись на бешеной скорости сквозь облако было не дано, однако плавания от колонии к колонии сквозь толщу воды, возможность наблюдать за обитателями океана тоже стоили немало. Хотя Денису больше хотелось взглянуть на солнце.
Возможности видеть небо люди лишились чуть более трехсот лет назад. Тогда, в конце двадцать второго века произошла страшная катастрофа - Первое затопление. К тому времени человеческая цивилизация достигла многих высот, однако практически все двадцать второе столетие прошло под лозунгом "Не было бы счастья, да несчастье по-могло". Транспортные средства работали либо на солнечных батареях, либо на атомных двигателях из-за того, что мировые запасы нефти практически истощились; близок был к завершению проект по разработке искусственного озонового слоя "Новый озон", так как естественную защиту от ультрафиолетовых лучей и прочей неприятности люди разру-шили. Таких примеров много. Естественно, наука также шла вперед, и ученым удалось предсказать то, что уровень воды очень сильно повысится. Была даже назначена дата - 2188 год. Однако катастрофа произошла на два года раньше. Тем не менее, в запасе у лю-дей было свыше семидесяти лет. К тому времени уже были созданы подводные станции, на которых можно было прожить несколько лет автономно. Поэтому многие страны стали разрабатывать проекты подводных городов, где и должны были жить люди после потопа. Данные проекты еще даже не оформились на бумаге, а каждый человек хотел быть уверен в том, что и ему достанется такое жилище. Жители не имеющих выхода к морю стран го-товы были платить любые деньги за комнату в подводном доме. Однако помимо подвод-ных домов разрабатывались также проекты горных жилищ. Люди справедливо полагали, что высокогорные районы Земли под водой не окажутся. "Выше и глубже", под таким де-визом жило человечество в то время. Усилилось религиозное давление: толпы длинново-лосых бородатых "пророков" вещали о конце света, втором всемирном потопе. Несколько десятков людей, объявивших себя новыми Ноями, во всех концах света строили свои ков-чеги. Некоторым из этих Ноев удалось даже выпросить солидные суммы под постройку спасительного корабля. Чрезвычайно активизировался культ Ктулху и Дагона. Начитав-шиеся Лавкрафта психологически неустойчивые люди начали вещать о грядущем пробу-ждении Ктулху. Правда, в отличие от довольно безобидных ковчегостроителей, служи-тели Ктулху начали приносить человеческие жертвы, за что и были справедливо наказаны. Однако культ не умер: пара психопатов-генетиков создали Ктулху. Правда, плод генной инженерии был мертв, но почитатели Лавкрафта утверждали, что он спит и ждет своего часа. Представители официальных религий высмеивали подобные психозы и делали го-раздо больше полезного для общества: в отличие от предсказателей конца света служи-тели различных культов вселяли в прихожан надежду на лучшее, что это только страшное испытание, пережив которое человечество избавиться от многих грехов.
К две тысячи сто восемьдесят шестому году были готовы и подводные, и горные жилища. Начало катастрофы было страшным: несколько недель стояла страшнейшая жара, в результате которой растаяли ледники, потом пошел нескончаемый дождь. Когда продолжительный ливень закончился, под водой оказалась большая часть суши. Лишь не-сколько возвышенных районов и горных цепей остались на поверхности. Почти все на-земные животные утонули, но некоторые достроенные ковчеги собрали многих предста-вителей земной фауны. Правда, многие животные умерли, не приспособившись к закры-тым, постоянно качающимся помещениям. Ковчеги плавали до Второго затопления.
За одиннадцать лет, разделивших Первое и Второе затопления люди смогли укре-пить контакты между городами. В основном это была спутниковая связь. Некоторые по-селения даже удалось соединить проводами. Однако в две тысячи сто девяносто седьмом году произошло Второе затопление. Сначала на некоторых затопленных атомных стан-циях произошла утечка. Многие исконные обитатели океана мутировали. Почти сразу же после этих событий на Землю упал метеорит. Так как ученым было не до астрономии, па-дение метеорита предсказал любитель из Кордильер-сити, однако к нему никто не при-слушался. Метеорит упал на часть скрытой под водой Евразии. В результате столкновения тектонические плиты немного передвинулись, проснулись многие вулканы. Даже подвод-ные вулканы временами извергались. Это было страшное зрелище. К тому же, метеорит словно продырявил небо: снова хлынул дождь. Последние очаги суши скрылись под во-дой. Все жители высокогорных городов погибли. Ни один ковчег также не пережил ката-строфы. Подводные города оказались так глубоко, что даже до самых верхних поселений не доходил дневной свет. Ни одна из многочисленных экспедиций на поверхность не вер-нулась.
К тому времени, как Денис получил заветное удостоверение, люди приспособились к жизни под водой. Города функционировали нормально, техника, обеспечивающая нор-мальную жизнь таких подводных поселений, работала практически без сбоев. Правда о том, что такое говядина, пришлось забыть, но генные инженеры вывели целые культуры различных водорослей и рыб. Так что какое-то разнообразие в пище присутствовало. К слову, в первые годы после Второго затопления, генная инженерия пользовалась попу-лярностью, благодаря своему проекту "Человек-амфибия". Людям проводили операции по вживлению жабр, однако вскоре люди столкнулись с кровожадными обитателями океана. Проект был закрыт.
Но не морепродукты на завтрак, обед и ужин были главной проблемой. Хотя в под-водных городах и были свободны многие комнаты на случай образования новых семей, места всем стало скоро не хватать. Достраивать города под водой было очень тяжело, по-этому руководители подводных городов издали запреты на деторождение. Конечно, новые семьи появлялись, но для этого надо было получить разрешение. А уж о детях многие и думать не смели, чтобы получить разрешение на зачатие, надо было совершить что-либо важное для общества. Например, вывести новый тип съедобных водорослей. Однако вскоре ученые смогли разработать технологию, с помощью которой достраивать жилища стало намного легче. Запрет на деторождение частично сняли: теперь семьям позволялось иметь только одного ребенка. Для того чтобы получить разрешение на второго ребенка, опять-таки надо было совершить нечто важное.
Другой серьезной проблемой после Второго затопления стала связь. Если раньше, когда еще не вся земля скрылась под водой, люди держали связь с помощью спутников, то потом это стало невозможным. Недалеко расположенные города быстро смогли связаться между собой. Однако для достаточно удаленных друг от друга поселений это было про-блематично. Некоторые города пытались протянуть провода, однако акулы их перегрызли, и трудная и долгая работа пошла насмарку. Тогда люди обратились к дельфинам. Уже по-сле Первого затопления эти удивительные животные всячески помогали людям. Так, было много случаев, когда потерпевших кораблекрушение дельфины спасали, доставляя к не-многочисленным наземным городам. К тому времени, как дельфины стали "почтальо-нами", люди окончательно уверились в том, что эти обитатели океана по уровню интел-лекта лишь чуть-чуть не дотягивают до человека. Однако и такая связь была не очень на-дежна. После выброса радиации океан стал более враждебен, и многие послания не дохо-дили до места назначения: очень часто на дельфинов-посланцев нападали кровожадные обитатели подводных глубин.
Тогда-то и были разработаны "Капли" - одноместные корабли, по своей форме по-хожие на капли воды. Выполнены они были из особого материала, который не могла про-кусить никакая тварь. Как работал двигатель, понимали только высококвалифицирован-ные физики и химики. "Капли" развивали очень высокую скорость, а благодаря сложной системе навигации корабль не сбивался с курса. Поэтому "Капли" стали главными связ-ными между подводными городами.
Пилоты класса А могли пилотировать "Капли". Денис направлялся к начальнику службы внешней связи города Подводные Сочи Вячеславу Жидкину. Именно этот чело-век заведовал всеми "Каплями".
- Ну как, успешно? - спросила Дениса секретарша Жидкина.
Денис улыбнулся и показал удостоверение.
- Молодец. Подожди немного, Вячеслав Витальевич сейчас занят.
В ожидании Денис сел на стул. Минут через десять из кабинета Жидкина вышел какой-то человек в форме технического обеспечения "Каплей". Денис встал, подошел к двери, постучал в нее два раза и, приоткрыв дверь, спросил:
- Вячеслав Витальевич, можно?
- Да, да, - не отрываясь от бумаг, сказал Жидкин.
Денис прошел, сел напротив Жидкина и положил на стол удостоверение. Жидкин отложил бумаги и взял удостоверение, повертел его в руках и отдал Денису.
- Молодец, Юрин. Сам понимаешь, тебе еще опыта поднабраться надо, так что в другие города я тебя пока не пущу. Поработаешь на месте. Можешь приступать с зав-трашнего дня. Документы на тебя уже оформлены, - Жидкин улыбнулся, - я знал, что ты сдашь экзамен. В принципе, сегодня уже можешь немного поработать. Привыкнуть, так сказать. Только у Анны Владимировны не забудь документы на "Каплю" забрать.
- Спасибо, Вячеслав Витальевич.
- Было бы за что, - Жидкин углубился в свои бумаги.
Денис вышел из кабинета и подошел к секретарше.
- Анна Владимировна, мне бы документы на корабль получить.
- Одну минуту, - секретарша выдвинула из своего стола один из ящиков и извлекла конверт. - Вот держи. Поздравляю с новой работой.
- Спасибо, - Денис взял конверт и удалился.
На пропускном пункте Денис приставил к небольшой коробке с мигающей зеленой лампочкой обнаруженную в конверте магнитную карту. Дверь въехала в стену, пропуская нового сотрудника. Где искать прикрепленный к нему корабль, Денис не знал. Конечно, юноша и раньше бывал здесь, но так до конца и не разобрался, где что находится.
- Простите, - окликнул Денис вышедшего из одной из многочисленных комнат че-ловека в форме технического обеспечения.
Когда тот оглянулся, Денис узнал того парня, что был у Жидкина.
- Извините, пожалуйста, - обратился юноша. - Подскажите, где находится корабль К-137?
- Новенький? - вместо ответа спросил парень.
- Да.
- Повезло тебе, новенький. Я как раз твой К-137 осматривал, - парень улыбнулся и протянул руку. - Леха.
- Денис, - ответил на рукопожатие юноша.
- Ден, значит, - подытожил Леха. - Пошли твоего красавца смотреть. Ох, и повезло же тебе. Как раз на новую разработку попал. Ученые над новой серией лет пять парились, зато вышла просто конфетка. Раньше-то на "Каплях" кучу всякого оборудования устанав-ливали для очистки воздуха, а теперь новая технология появилась, "жабры" называется. Под днищем корабля теперь небольшие продолговатые отверстия, типа как жабры у рыбы, сделаны. В эти отверстия воды наливается, и прямо из воды вырабатывается кисло-род и поступает в кабину. Систему очистки, конечно, оставили на всякий пожарный. А двигатель-то просто загляденье. Очень мощный, при желании можно и до поверхности добраться. Ой, - осекся Леха, - ты только не дури, сколько экспедиций на поверхность отправляли, так ни одна не вернулась еще.
- Да ты что, Лех, за психа меня что ли держишь? - обиделся Денис.
- Ладно, извиняй. Вот мы и пришли.
Леха открыл дверь, и они вошли в комнаты, большую часть которой занимал бас-сейн, в котором и находился К-137.
- Ну, как? - спросил Леха.
- Красивый.
- Не то слово. Мне ж тоже повезло, я теперь за этим красавчиком ухаживать буду. Давай уже садись в кабину.
Денис запрыгнул в кабину - толстое стекло закрыло его от внешнего мира. Юноша показал Лехе большой палец и взялся за штурвал. К-137 погрузился в воду. Леха нажал на пульте управления нужную кнопку, и поверхность воды скрылась под стальным щитом. Леха нажал следующую кнопку - под К-137 открылся люк, и корабль, ведомый Денисом, устремился вниз.
- По сравнению с К-137 то, на чем я учился, безнадежное старье, - сказал Денис Лехе после возвращения.
- А я что говорил? Надо такое дело отметить. Пойдем, посидим в нашем кафе, там неплохое меню. Да не тушуйся ты так, сегодня можно в любое время отдохнуть. Вот зав-тра чтоб как штык в восемь утра был.
Юноши направились в кафе.
Две недели Денис привыкал к работе, осваивал технику. Все это время он плавал на К-137 по мелким поручениям на различные внешние станции города: "фермы", где в спе-циально огороженной территории выращивались различные виды морепродуктов; экспе-риментальную электростанцию и в другие места. Наконец, в сопровождении более опыт-ного пилота Денис отправился в первое плавание до другого города. Юноша быстро ус-воил правила таких путешествий, и уже через месяц после получения удостоверения Де-нис плавал в различные города.
Однажды, будучи в Новом Стамбуле, Денис посмотрел старый фильм про летчиков (люди сохранили много культурных ценностей). Большую часть экранного времени пока-зывалось небо, солнце и летящие самолеты.
- Вот бы увидеть небо собственными глазами, - пробормотал Денис, выходя из ки-нозала.
- Надеюсь, что когда-нибудь люди все же вырвутся на поверхность, - ответил юноше немолодой человек. - Но ни ты, ни я до этого времени не доживем.
Денис удивлено посмотрел вслед уходящему арабу. Конечно, русский входил в число главных языков, но учить все четыре наречия многим было необязательно. Как пра-вило, хватало знания родного и английского языков. Однако проходящий араб знал рус-ский. "Ну да ладно, может ему по должности положено", - подумал Денис и отправился к мэру Нового Стамбула, которому пилот К-137 привез важные документы.
Получив толстый конверт с ответом, Денис направился в Подводные Сочи. Дорога была трудной. Хотя корабли никогда не сбивались с курса, существовали подводные скалы и прочие опасности (многие течения еще не были изучены). Так что полностью до-вериться автопилоту было бы большим риском. Иногда беспечные пилоты погибали и на казалось бы полностью изученных маршрутах.
Денис вел корабль, а сам думал над фильмом и словами незнакомца. "Ни ты, ни я до этого времени не доживем". Денису хотелось дожить, от этих слов в нм проснулся азарт. Раньше Денис читал много старых книг, где герои живут на земле, а не под водой. Тогда Денису очень хотелось попасть на поверхность, он об этом мечтал. Сейчас давняя мечта напомнила о себе. "При желании можно и до поверхности добраться", - вспомнил Денис слова Лехи. О том, что ни одна экспедиция еще не вернулась, юноша предпочитал не думать.
Пальцы Дениса быстро пробежались по клавиатуре, отменяя курс на Подводные Сочи. Юноша взялся за штурвал и направил корабль вверх. Тут и без компьютера с курса не собьешься, надо только все время плыть наверх...
Словно пробка, К-137 вылетел из-под воды и плюхнулся на ее поверхность. Датчик показал, что внешний воздух пригоден для дыхания. Денис открыл кабину и задрал го-лову. Была ночь в настоящем понимании этого слова (в подводных городах ночь обозна-чалась три пронзительными сигналами). Небо было безоблачным. Сверху синим светили маленькие точки. Денис знал, что это звезды. Вдруг краем глаза юноша заметил нечто алеющее. Денис повернул голову. Из-за горизонта медленно показался красный диск. Это всходило солнце.