Аннотация: В Америке( в Новом Свете) я делаю все, что мне запрещалось или не удавалось сделать в старом Свете.Список моих американских побед над собой я помещу к
Рождеству, в которое исполнится 5 лет моего пребывания здесь, а пока я иду своей дорогой...
РУССКАЯ ЖЕНЩИНА НА АМЕРИКАНСКИХ ДОРОГАХ.
" Мне - 43. Я впервые села за руль."
С детства мне не везло со всеми средствами передвижения. Отношения не складывались. Вернее мне не разрешалось заводить никаких отношений с тем, что двигалось и чем можно управлять. В четыре года я заявила маме, что хочу велосипед как у Сережки Шпагина.
Нет - сказала мама.
Посмотри на свои коленки.
Я посмотрела. Коленки были с двумя синяками и одной свежезапекшейся ссадиной.
--Можно тебе доверять управление велосипедом, если ты ходить -то нормально не хочешь, никогда не смотришь под ноги, поднимешь глаза в небеса и мечтаешь? Когда ты ходишь и бегаешь , нужно смотреть в ту сторону, куда бежишь и идешь, а не по сторонам.
Подрасти. Там посмотрим.
--Ну мамочка! - канючила я.
Мама в молодости была спортсменкой , играла в русский хоккей 1953 -54 годы( капитаном команды), имела разряды по волейболу и баскетболу. Играла в сборной института по волейболу и умела стоять на руках. Машину не водила, т. к . не была стахановкой, а училась на инженера.
Отец - офицер имел права и водил машину с 16, так же был спортсменом -прикладное пожарное многоборье и лыжи (чемпион области в 1960года на длинные дистанции)
Я болела ангинами и с детства занималась в музыкальной школе.
На коньках я каталась и в волейбол играла, но не была спортивной по духу.
В тринадцать власть родителей кончилась, я проскакала в пионерском лагере на спор с подружкой на лошади без седла и без стремян, с одной уздечкой.Ужас! Каков был первый опыт! - лошадь понесла, я закричала, скакала долго по лугам, потом лошадь остановилась от моего крика и прижала уши.
--Что с него взять? Колхозный мерин - думала я , чуть не плача...
Запомнился страх и боль...
Но я выиграла спор...
В четырнадцать - попытка водить машину.
На лугу, армейский газик. Персональный шофер отца, ему 25 - мне 14.
Отец расположился с друзьями на природе, варилась уха, я была под его присмотром.
Парень показал на что нажимать, но учитель он был некудышний.
Машина рванулась с места с такой скоростью, что у меня дыхание зашлось.Парень помог мне остановить машину.Сказал - мала еще. От отца получил предупреждение.
Итак до 30 лет меня возили на всех транспортных средствах, но к рулю даже не подпускали...
Аргументами были ужасные ледяные дороги, пьяные водители, патологический мамочкин страх и работа отца ( он возглавлял Областное управление ГАИ и видел много последствий аварий на дороге Москва - Ленинград) Говорил , что нарушителей ему хватает без меня.
У нас есть огромный подарочный самовар ко дню рождения отца - подарок от его близких друзей с надписью - ОТ НАРУШИТЕЛЕЙ.
С мужем у нас были другие взгляды на жизнь - он водил мотоцикл в 17 , затем научился водить трактор, получил водительские права, был в аварии, но легко отделался.
Сыну купили велосипед "Дружок" на первый день Рождения. В январе.
В доме появился первый водитель велосипеда.
Затем после покупки дома в деревне пришлось купить велосипеды- доехать до хозяйки коровы, у которой брали молоко и за хлебом в магазин.
Там я села впервые на велосипед. Великовозрастная тетя , мать двоих детей, которые уже шпарили будь здоров на велосипедах -сын и дочь .
Стала ездить в село , до церкви, для занятий спортом,затем с дочерью на багажнике в соседние деревни. Все без происшествий. Но поворачивать на узкой дороге, до сих пор не умею, падаю. По прямой - пожалуйста.
И вот переезд в Америку.
Здесь все возят себя сами , автобусы только в больших городах и то для бедных и немощных( в основном для афро - американцев и пенсионеров) Остальные , только вставая на ноги ,
в этой стране первым делом покупают автомобиль.
Но перед этим надо сдать устный экзамен на права, а затем экзамен по вождению.
Я долго присматривалась к американским женщинам из которых 95% водят машину с 16, чем они отличны от меня. И думала - ну чем я хуже тех, кто рулит? Шестнадцатилетних детей и 95 летних старушенций?Неужели это так сложно ? Неужели сложнее компьютерных технологий , которые я изучала?
Итак, предыстория моего детства свидетельствует о том, что я была абсолютно неспособна к водительскому ремеслу или слишком опекаема, или родители мои были во власти традиций России, что женщина и руль - понятия несовместимые.
Устный экзамен я сдала шутя, пристроившись в длинную очередь, чтобы спросить , есть ли у меня 6 points(условия получения водительских прав).
Дело было в Нью -Йорке 23 января после Нового Года. Очередь была огромная на три часа., я была робкая и стеснялась спросить сразу о нужных документах, но дежурная , посмотрев мои документы , насчитала 5 points и шестым сказала может быть statement из банка( сообщение о движении капитала), я порылась и нашла один в папке. Денег у меня с собой наличных не было, только Credit Card. Дежурная сказала , что могу сдавать сегодня.Я стояла и судорожно читала по -английски правила в книжечке, которую мне выдали. Дело в том, что я до этого выучила Нью -Джерзийские правила по -русски и замучила своих американских друзей вопросами - Сколько метров в тормозном пути в 149 футов ? Про градусы алкоголя в крови в N Y иN J штатах была небольшая разница в ответах. Очередь приближалась так медленно, что английскую версию Нью -Йоркских правил я также проштудировала.
Знаков в Америке всего 17, многие из них - надписи по - английски...
Меня сфотографировали для пермита (разрешения водить машину с кем -то более опытным.) и тогда я перешла в зал с креслами, где держала свой номер в руке, а на табло мой номер должен был зажечься как приглашение на экзамен в специальный зал.Там спросили , какой язык я предпочитаю?
--Русский.- ответила я. Легкое дрожание в конечностях выдавало страх, но я начирикала 20 крестиков в вариантах ответов на двадцать вопросов - 16 из них должны были быть правильными.
Села на скамеечку в ряд и ждала с остальными , как приговора. Называют только прошедших экзамен т. е. победителей. Я сидела и молилась, хотя это было бесполезно, - что написала, за то и получишь . ..
Вдруг как выстрел - Mrs Proussakova !Я вздрогнула и пошла получать номер для получения документов и оплаты- 37.50 $ за квитанцию на будущий пермит ( удостоверение) в виде пластиковой карты с фотографией, где указан рост, цвет глаз, пол, дата рождения, адрес и имя а также штат , где было получено.
Опять пришлось подождать, но радости уже не было конца...
Зашла на разведку называется...по дороге в Манхэттэн...
День был убит на важную вещь, хоть Манхэттен и пришлось отложить со всеми его удовольствиями.
Была среда! - пасмурный и дождливый день, но с 10 до трех часов пришлось провести в большом павильоне , где этих будущих водителей как муравьев - тысячи.... я- одна из них.
С получением Permit(а) опять были приключения. Сдав экзамен, я через неделю изменила адрес , и как мы ни караулили - пермит пропал с письмом.
Дозвониться до столицы штата N Y -Олбани- труд не из легких, но я все -таки дозвонилась и заказала новый .За мои потраченные деньги. Выслали.Через две недели опять исчез без следа.
Уже живя в N J , я третий раз пошла на поиски удостоверения. - Прислали через две недели с двумя ошибками в адресе очень красивую пластиковую карточку с моим лицом, что является моим удостоверение личности в Америке. Многие не водители имеют Driver license ( non -driver) только для удостоверения личности.
На этом эпопея с первым шагом закончилась.
Моя записная книжка с телефоном учителя вождения лежала в Трентоне после болезни воспалением легких с остальными вещами- я жила уже в другом месте. Весной были другие проблемы и денег на уроки пока не было. Наконец в июле вещи мне привезли. В начале лета я познакомилась с женщиной , которая живет в моем городе и водит машину уже год и была уже в различных штатах.
Это был толчок для меня - я поняла, мой день настал.
Позвонила учителю , назначила урок в N Y , т. к. никого не знала в N J. И мысль о том, что надо учиться, где труднее , не давала мне покоя.
Зеленый автомобиль японская Тойота , маленький и юркий с белой рекламой школы вождения " Кристал".
Учитель представился, потребовал посмотреть Permit, спросил водила ли я когда -нибудь машину?
--Нет, сказала я. Только велосипед.
Хорошо, - сказал он. Это лучше , чем ничего.
Повернул на проспект, сказал :
--Садись за руль!
--Слушай меня.
Скажу Вам честно, я не испугалась
Только адреналин в крови подскочил от напряжения.
Он поставил мои руки в правильную позицию на руль, скомандовал -Breake -для ноги и сказал:
--Машина управляется правой ногой, две педали справа - газ, слева - тормоз.
Поверни ключ, переведи рычаг коробки скоростей с P на D- drive, но рычаг не пойдет без нажатия на кнопочку слева.
Теперь посмотри назад, поверни голову на 180 градусов и начинай движение. Сними ногу с тормоза и нежно коснись педали газа .Нежно!
Сними свои каблуки и купи тапочки для экзамена с тонкой подошвой.
--Балетные ? - спросила я.
--Не дерзи! Держи руль нежно, как ты гладишь ребенка или любимого мужчину.
--Пошла! Давай!
И я повела машину по проспекту в четыре полосы!
Когда я в первый раз выдохнула , то стала осознавать , какого удовольствия была лишена всю свою жизнь ! Это практически третье дело по силе ощущений после любви и игры на рояле!
Такая свобода! Прелесть!
Но в первый урок я училась держать линию, красиво и плавно трогать машину с места и элегантно тормозить на белой линии у перехода, повороты оговаривались учителем заранее, переключение на поворот освоила быстро - ручка вверх - направо, ручка вниз - налево.
На топливо и скорость я смотреть не успевала. Спросила - сколько миль я иду в час? - 25( 40 ) км
--Пока медленно, освоишься будет быстрей.
Знаки смотри - читай. Светофоры - не застревай на желтый, замешкаешься - останешься на перекрестке под красный, соразмеряй расстояние между автомобилями.
Не хватайся за руль от страха.
Думай, что делаешь!
Два раза я заработала по руке( человек от страха цепенеет и деревянеет).
Обещал принести иголку и колоть в критических случаях.
Сказала - дам сдачи. Он сказал , что занимался пятиборьем в Одессе , и дела мои плохи.
Повернули на улицу, которая идет под subway(ем)
Сверху несутся поезда метро. Под ними в первом этаже - шоссе и столбы опоры.
О, это было что-то! Боевое крещение или круги ада!
--Господи!- Закричала я, так узко!- я боюсь!
--Держи линию и будь спокойной! Закрой рот!
Опоры мелькают как сетка , кажется одно неправильное движение и воткнешься в столб, хочется провести машину на цыпочках сквозь этот ужас и скорость 25 миль и за тобой целая толпа автомобилей, которые следуют, ощущение на скорости совсем другое, вобщем - это третье измерение в жизни -водить машину!
Выскочили из тоннеля под subway(ем) на широкий проспект с чистым небом- уж здесь -то я одна и нет никого, прибавила скорость и задышала спокойнее.
Пропустили пешехода на перекрестке
--Человек на дороге! - говорю...
--Это не человек , а мусульманин, для них правил нет. Осторожнее.
--Ой, ребенок на дороге, черненький.
--Да , это ребенок, будь осторожна...
--Пешеход всегда прав... Когда подъехали к проспекту, откуда начался урок, я спросила:
--Ну и как я по шкале идиотов?
--Молодец ты! Если бы было иначе, стояли бы мы в школьном дворе и топтались на первом упражнении, как половина учеников.
--А били за что?
--Чтобы страх снять.
За рулем мы говорили о любви, о жизни , о философии...По -русски.
Собеседником он оказался хорошим, руководителем статистического управления на Украине.
Здесь - владелец частного дела...
Первый учитель оказался маэстро!
Второй урок я брала в N J. В этом штате я живу и легче сдать и страховка ниже. Марк оказался деспотом и хамом по натуре. Я спросила ,а сомневается ли он когда -нибудь в своей правоте ? Одна из его фраз была - Разбаловала советская власть русских баб, я бы их вот где держал ! И он ставил в пример порабощенных и туповатых индусок .Правда и они ему не нравились, от них плохо пахло!Было только одно чувство - мне хотелось его убить.
Но по дорогам N J тоже нужен опыт и сдавать мне придется в N J , так что выбора не было, я вела час машину , ненавидя преподавателя, или контраст меня убивал...
Сказала ему, что покорная женщина не имеет права выбора - позвонила через два дня - отказалась от его преподавания...
Позвонила диспетчеру с просьбой найти мне другого преподавателя интеллигентного и мягкого по характеру.
На третий урок в N Y явилась в черном платье и черных босоножках на шестисантиметровом каблуке, но с тонкой подошвой.
--Повыше каблуков у тебя нет?
--Жаль, -сказал учитель.
--Сегодня у меня день памяти, 20 лет как погиб мой отец, а к этому платью больше ничего не подходит.
--Ах вот оно что....
--Только не надо напоминать , давайте сменим тему!
Вела машину я уже уверенней , но один момент мне всю душу вынул.
На узкой улочке с двусторонним движением, по бокам в два ряда автомобили припаркованные у тротуара.
Я вела по правой стороне - навстречу мне кто-то ведет по левой и выезжает за желтую двойную линию прямо на мой путь - расстояние между встречными автомобилями 20 -40 см. Скорость миль 25 в час у меня, у него 35. учитель молчит, я веду навстречу, в последний момент он еще сильней выворачивает на мою полосу, объезжая выходящих из машины, совсем впритык с моей стороной, Я широко открываю глаза и вскрикиваю от страха , но руль не бросаю, только цепенею в последний момент. Учитель выворачивает в последний момент , исправляя ситуацию.
Я говорю ему,
--Что я должна делать с этим малахольным идиотом, если он торопится?
--Притормози , если торопится - пропусти.
Но с первого урока я научилась только держать линию и спокойно менять ряд, но не лавировать в сумасшедших ситуациях!!!
До этого были два огромных белых грузовика с черными водителями. Один проехал навстречу не задевая, -другой "вылез" из желтой полосы на мою - я сдержалась ( страх спрятала) только возмутилась.
Но когда на узкой улочке такое хамство на скорости...
Впрочем жизнь непредсказуема , как и дорога в N Y И хорошо , что это случилось, когда рядом сидит преподаватель, страхующий твою жизнь.
--Легче теперь чувствуешь себя , да ?
--Можно второй час?
--Нельзя. Это называется проматывать деньги на ветер.Твое внимание после часа езды по Нью -Йорку на нуле. Те, которые хотят тебя учить два часа, просто сдирают с тебя деньги. Я хочу, чтобы мои ученики оставались моими друзьями.
--Ну , Марк! Ну, хапуга! - подумала я - еще и денег хотел содрать , вспомнив его настойчивые увещевания по два часа урок!
Четвертый урок был очень интересным. В пылу раздражения и ненависти к Марку я позвонила его диспетчеру и боссу Стефану и на английском возмущенно "разнесла" преподавателя, его недостатки и непрофессионализм и рвачество.
Сказала , что мне нужен интеллигентный и мягкий человек. На любом языке... Независимо от национальности. Через 10 мин позвонил Абул -пакистанец! А -а-а-а-! Господи! Взмолилиась я, отнеси меня подальше, не хочу мусульманина , но вслух ответила - Я перезвоню до субботы подтвердить наш урок. У него не ладилось со временем для меня.
Подумала - Вот, хама выгнала, а на его место мусульманин хочет. Черт побери!
Только я взмолилась - звонок.
--Здравствуйте, это Григорий!
--Ой , как хорошо, что вы русский!
--Нет, я с Украины, из Винницы!
--А что Вы там делали ?
--Я был начальником турбинного цеха на Запорожской АЭС.
--Ого! Какие люди ! - воскликнула я.
Мы договорились на субботу на три.Сказала , что перезвоню подтвердить, что я могу. Он сказал
--Хорошо. Будем тяжело работать, т к у меня сдают с первого раза 95 % людей.
--Я согласна. До свидания.
--Ну вот, нашла хорошенького старичка с Украины - подумала я. Вот он -то меня и научит. Голос его показался мне таким уютным и ласковым, с небольшим и милым недостатком в произношении Р.
В субботу в три часа позвонил учитель и попросил direction доехать до дома с Wood avenu.
Я спросила у своей знакомой американки помощи. Через 5 минут кто-то позвонил, я была на втором этаже переодевалась- Барбара пошла открыть- у порога стоял молодой высокий мужчина в джинсах и черной рубашке с красивой сединой в волосах чуть - чуть после сорока...
Он приказал мне достать пермит сразу у моего крыльца.
Я обиделась-
--Не доверяете ?
--Вы случайно не работали в органах на Украине ?
--Что -то напоминает в вашей манере.
Я показала пермит.Удостоверившись в документах, он пригласил меня в машину - черную тойоту- Я в марках туго соображаю, только мерседес и вольво и шевроле могу отличить - сын научил.
Учитель пристегнул меня и сказал -
--Отвезу в тихое место , где начнем урок!
--А порулить -то дайте! - прикинулась я простушкой.( за мои -то деньги)
--Там и порулишь!
--Ого! - подумала я - С этим не пошутишь...
Он привез меня в Тихий район городка Эдисона и сказал --Садись за руль!
Достал листок бумаги и начертил перекресток и стал подробно и толково объяснять, как поворачивать.
Затем объяснил зеркала - правое и левое и центральное перед лицом.
Для этого вышел и сказал мне увидеть его фигуру в зеркалах.
Я отвлеклась , задумавшись о своей жизни и удивившись отличию его методики преподавания.
--Увидела ? -спросил он вернувшись.
--Простите меня , я не сконцентрировалась, я задумалась о своей жизни.
Он прочитал короткую мораль, о том , как ученица должна себя вести на уроке вождения.
Сразу подумала
--Да , это серьезный мужик , вот он -то меня и научит машину водить!
Я повела машину и стала делать повороты.Кругом были ошибки-
То одно неправильно, то другое нехорошо. После 15 поворотов налево и десяти направо стала кружиться голова. Ему позвонил диспетчер - он отвечал по телефону, давая мне побарахтаться самой.Я впервые почувствовала свободу и поняла , что машина слушает любое мое движение, стала делать маневры. До этого я была стиснута в жестких рамках Нью -Йоркских дорог, где напряжение в " пробках"( traffic) ужасное и не дано права на ошибку. Ты должен быть с первой минуты как солдат на параде, ни одного лишнего движения...
Здесь я поняла, что такое свобода управления автомобилем,под шумок назначающего новому ученику время урока учителя.
Одни повороты были недо, другие чрезмерны - в работе руля.
Там я недостаточно выезжала увидеть встречный транспорт - здесь я неправильно перехватывала руль, Оказывается его надо перехватывать крест накрест( требования)., как водитель грузовика в пять тонн !
Один поворот он промолчал, затем сказал, вот этот вроде неплохо...
Запомни, если я молчу , значит делаешь хорошо.
Я готова была заплакать...
Под конец урока приказал подъехать к тротуару и попросил показать , как я начинаю движение.
Отрепетировал поворот головы на 180 градусов, нашел ошибку , что нет ноги на тормозе, когда я касаюсь рычага автоматической коробки передач и переключаю с P на D(drive) предварительно нажав кнопочку слева.
Посмотрел на меня пристально и сказал:
--Уже заработала два минуса, красавица, на старте. Еще не ведя машину...
--Принимают экзамен строго, все решают мелочи. Ты еще мокрый котенок, сырой... На Highway с тобой рано. Надо подучить.Я расстроилась- ведь это был четвертый урок, а никто ко мне с мелочами не цеплялся .
А этот зануда - прав.Чувствовала себя двоечницей. И вот я выехала на шоссе четырехполосное между городами с моей любимой желтой линией. Он замолчал. Я - веду. Говорю : " Можно скорость прибавлю до 35 миль, ведь нет никого ?
-- Давай.
Въехала в какой-то тоннель короткий, под горочку.
--Ой , я никогда в таком не была...
-- А теперь будешь! Давай не зевай, веселей проезжай на желтый, не застревай!
--Здесь ты выглядишь лучше, когда я не делаю замечаний , значит хорошо. Про себя думаю:" Значит Нью -Йоркский преподаватель не зря мне влепил пару раз, страх отбил, и этот нюхом почувствовал руку мастера .Значит я не совсем безнадежна...
Привела автомобиль к дому.
Сказал - Ты сдашь и научишься, даже если тебе для этого придется немного похудеть! Я посмотрела на него и подумала :
--У тебя тоже вон живот начинает расти., программист придирчивый. Он работал программистом 6 лет в Америке до 11 сентября 2001 года. Получал 60 тысяч в год, купил дом в Эдисоне. Потерял работу - его уволили, на его место взяли индуса за 30 тыс в год! Григорий открыл свое дело в сотрудничестве с боссом.
Он удивил меня тем, что аккуратно сдал мне сдачи 5$ с 30$ ! А у всех остальных уроки стоили 30...
И назначил мне следующий урок в воскресенье.Также приказал узнать насчет сдачи permit(а) в N J. Позвонить в Трентон в справочную службу.
--Босс мне сказал ,что у тебя отличный английский
--C чего Вы взяли?
--Стефан сказал мне:" Я могу ей дать любого преподавателя, но она просит интеллигентного... "
--Позвонишь и спросишь, хорошо?
Целый день в понедельник я пыталась дозвониться до дорожного управления в Трентоне. В справочную службу - бесполезно!Пломба!!! Busy all the time...
Рассердилась, позвонила учителю:
--Я упражняюсь 8 часов и бесполезно !
--Что за упражнения?
--Сексуальные!- говорю ему сердито.
--Мой английский не помогает , там не берут трубку.А у меня нет транспорта доехать и времени.
--Ты всегда такая бешеная? Смеется...
--Я не люблю , когда меня просят делать изначально бесполезные вещи!
--Так что насчет сексуальных упражнений?
--Со злости надерзила, к слову!
--Жаль.
--И Вы туда же? Я подумала , наконец -то я встретила одного порядочного,интеллигентного учителя в Америке, которого не интересует ЭТО !
--Как это НЕ ИНТЕРЕСУЕТ?- удивился он.
Он говорил мне смеющимся голосом,
и его серьезность расстаяла...
--Хорошо, я буду на экзамене в Rahway завтра, зайду все узнаю о тебе.
--Не переживай. Позвоню с результатами.
Странная и смешная страна- Америка...Только в ней могут встретиться такие разные люди по своему образу жизни как инженер- начальник турбинного цеха атомной станции и пианистка в роли учителя вождения и ученицы. Во второй раз мой учитель после слов приветствия у крыльца дома сказал:
--Садись за руль! Сегодня ты повезешь меня.
--Ура! - обрадовалась я . Хоть к рулю допускает.
Я долго грузилась в Тойоту, снимая босоножки с каблуками с ног, ( т к пока рулю босая, это очень помогает - чувствуешь наощупь педали, что-то родственное игре на органе- на ножной клавиатуре) натягивая шорты пониже на голые колени( жара 102 градуса по Фарингейту), чтобы выглядеть пристойно в глазах учителя, который на три года меня всего лишь старше и располагая свои длинные ноги в маленькой кабине Тойоты( получу лайсенс - куплю что-то просторное и большое( полицейский джип Capris, Вэн или Old Mobile- town car)у них у всех большие кабины и много преимуществ. Учитель отодвигает кресло вместе со мной от руля. Говорит
--Покажи , как ты начинаешь движение.
Я молча исполняю. Он молчит. Говорю
--Если Вы меня сегодня заставите опять повороты крутить по 15 раз с каждой стороны, я не выдержу, убегу.
После урока в прошлый раз я даже плакала от своего несовершенства.
Нельзя ли меня шпиговать немножко полегче ?
И второй вопрос
-- Когда я буду водить по highway(ю) ?
Сегодня второй урок у Вас и четвертый в общей сложности.
--Когда ?
--Ты хочешь сегодня, на highway?
--Да. Очень. 2 часа!
--Ну хорошо. Покажу тебе u-turn. Будешь читать знаки ? --Буду, обрадовалась я .
--Учти- там скорость 55 миль в час!
--Ничего , попробую .
--Только меня ты можешь склонить это делать, никто другой не разрешил бы тебе ничего подобного.
--Спасибо, я оценю.
--Ну , смотри, рот не разевай. Читай знаки.
Я остановила машину на добавочной дороге, примыкающей к шоссе.
От потока машин дух захватило.
-- Как сюда встроиться ? -думаю.
Учитель говорит,
--Я скомандую тебе - только слушайся беспрекословно!
--Вот сейчас посвободнее. Давай , пошла!
Я нажала нежно на газ и стала быстро набирать скорость - 30 -35 - 40 - 45 - 50 -55!Держу руль стараюсь адаптироваться к скорости, т е не бояться и что - то соображать.Выехала на вторую полосу , на первой нужно ехать очень быстро! На третью перестраиваются , если хотят съехать с шоссе .Причем там сразу указатель скорости 15 миль в час, т е повороты крутить на u -turn надо на медленной спокойной скорости, чтобы вписаться в них - там так закручено, что я взмолилась помочь мне крутить баранку, у меня -то повороты еще не отработанные до совершенстваУчитель дает ц. у. и требует читать знаки.
Читаю - с английским у меня хорошо . Названия в принципе простые и знаки кругом, повторяющие слова. Но есть знаки на белом - только текст - вот это ловушка для безъязыких.