Аннотация: Размышления о нашей жизни и стране. Ответы на вечные вопросы: кто виноват и что делать? - Читайте здесь!
О государстве и воспитании
Известный критик Добролюбов писал: хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, как это сделал кто-то другой.
Это тонкое замечание показывает нам истинную природу этики: человек должен быть терпим к чужим недостаткам, потому что соус на скатерть может пролить любой, даже Добролюбов. Но как быть, если те самые недостатки уродливо выпирают наружу, а их обладателю наплевать на людей, которые его окружают? С этим сталкиваешься повсю-ду и практически каждый день.
Что мы делаем, когда пьяный громко матерится на глазах у детей? Осуждаем в душе и проходим мимо. Неохота связываться... Что делаем, когда мамаша бьет свое чадо, и оно вопит на всю улицу? Ее ребенок, пусть, что хочет, то и делает... Что делаем, когда ви-дим школьника с сигаретой и бутылкой пива? Пусть себе, своему не дам, а за этим пусть его родители смотрят, я не нанимался, своих забот хватает...
Но что посеешь - то и пожнешь. Сея равнодушие, мы пожинаем то, что сейчас имеем. Чувствуя безмолвное соглашательство, шпана наглеет, дети вырастают такими же равнодушными, как и их родители, а политики играют нашим будущим и настоящим
Будем ждать, когда круг замкнется? Когда все мы превратимся в безликие винтики государственной машины? Но не ждите от машины сочувствия и справедливости. Ей на-плевать на отдельно взятый винтик. Придет в негодность - заменим другим...
Когда мы возмущаемся действиями правительства, мы забываем, что государство не знакомо с правилами этики. Оно не может общаться с людьми на языке взаимопонимания и доверия, потому что это невозможно изначально. Государство - это власть. А власть - это насилие. Сократив формулу, получаем итог: государство - это насилие. Прежде всего, над личностью. Любой человек с младых ногтей испытывает насилие, подчиняясь заведенным в обществе порядкам. Не все порядки плохи, скажете вы. Да, это так. Но, к сожалению, порядки некоторых государств направлены не на поддержку всех его граждан, а на защиту небольшой группы людей, обычно стоящих у власти.
Я уважаю Добролюбова, но когда соус льют не на скатерть, а тебе на голову, причем ничуть этого не стесняясь, хочется плюнуть на воспитание и задать негодяю взбучку. Но негодяй огромен и безлик. У него нет человеческого имени, ему не скажешь: Боря, ты не прав! Кого наказать, если ты силен, кому жаловаться, если слаб? "Я буду жаловаться королю, я буду жаловаться на короля?"
Вот оно, главное преимущество государства: спорить с ним все равно, что плевать против ветра. Большинство соглашается с этим доводом, боясь потерять то, что имеет, даже не имея ничего. Людям свойственно бояться нового, неизвестного, и всякое государство играет на этой слабости, обещая гражданам стабильность и защиту. Но и то и другое не более чем миф. Ни одно государство мира никогда не обеспечивало всех своих граждан защитой и стабильностью. Почему? Потому что невозможно защитить каждую клетку миллионноклеточного организма, проще заботиться о глобальном, нежели о частном.
Что же делать? Как клеточке на пятке докричаться до мозга, которому все едино: погибнет она или нет. Новые клетки вырастут...
Люди борются с раком, травят организм химикатами, облучают и режут, не вдаваясь в причины болезни. Когда опухоль завладевает всем телом, больному конец. Но есть те, которые выживают сами. Спросите их, как. Я не знаю, но уверен: они не бьются со своим организмом, они пытались понять и устранить ошибку, повлекшую болезнь.
И это правильно.
"Кто, если не я?" - прекраснейший лозунг, к сожалению, канувший в небытие. Сейчас только ленивый не кинет камень в коммунистов и большевиков. А ведь по части лозунгов им нет равных. Другое дело, что стояло за этими лозунгами... Но это уже другая история, разговор о другом.
Люди, станьте смелее! Ведь даже в годы сталинского террора находились те, кто плевал в лицо бесчеловечной власти, кто имел волю стоять за свои убеждения до конца. Сейчас не то время, скажете вы, никто никого не расстреливает, не гноит в лагерях (по крайней мере, в таком масштабе). Казалось бы: чего бояться? Ан нет, боимся и слова пик-нуть супротив власти, тех, кого мы сами же избрали, и кто клялся "блюсти и защищать". Как же?! Кто они и кто мы?
Я не люблю Америку, но думаю: если переложить на нее то, что случается в России за год - весь беспредел и безразличие чиновников, безответственность и ненаказуемость властных органов, гибель сотен молодых людей в армии (причем, не из-за военных дейст-вий), обнищание населения, издевательские "реформы", и так далее и тому подобное - думаю, люди вышли бы на улицы с оружием и свершили суд над такой властью. Да и Ев-ропа бы не отстала.
Впрочем, сейчас Америка не та, что раньше, но дело не в ней, а в нас.
Русский дух беспощадно выкорчевывал Сталин, уничтожая самых сильных, самых гордых, самых независимых. Но можем ли мы называться русскими, если не имеем этого духа, духа справедливости и веры в эту справедливость? Кто мы тогда? Рабы, трясущиеся над кучкой барахла?
Сейчас и в последнее время бродят разговоры о национальной идее. Верхи не знают, как еще увлечь за собой народ, давно осознавший свое место на обочине новорусской жизни. Верхи не смогут придумать такую идею, даже если захотят. Потому что любая идея, направленная на благо большинства, ударит прежде всего по им самим. Делать луч-ше народу - делать хуже себе. И никакая благая идея не изойдет от них, как не изойдет плод добрый от дурного дерева.