Прудиус Елена Константиновна : другие произведения.

Там водятся волшебники

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эта книга в помощь родителям, но может быть полезна психологам и педагогам, которых интересует такое направление работы, как сказкотерапия и вообще применение сказки в воспитании детей. В книге довольно много авторских сказок, на которые автор оказался вдохновленным разными детьми или же они были сочинены совместно с ними. По условиям издательского договора оставляю на странице ознакомительный фрагмент книги.


   Елена Прудиус

Там водятся волшебники

(Сказки и были для родителей)

  
   Всем детям на свете, моим дочерям Анне и Анастасии, внуку Вовчику, а также - тому чудесному внутреннему Ребенку, который оживляет бытие каждого взрослого, в том числе мое - посвящается эта книга.
  
   Содержание:
  
   Вступление
   Глава первая. Потерялся мальчик
   Сказка "Чудо-рыба"
   Глава вторая. Почему они врут?
   Сказка "Мышонок Пик"
   Глава третья. Кое-что о марсианах (или первое предательство)
   Сказка "Лес Миловзоры"
   Глава четвертая. Ода ослам и папе Карло
   Сказка "Яйцо"
   Глава пятая. Великаны и карлики
   Глава шестая. Такого в театре еще не бывало
   Глава седьмая. О покемономании, канале "Foxkids" и взрослых страхах
   Сказка "Мальчик-призрак"
   Глава восьмая. Любят ли дети болеть?
   Глава девятая. Болезни роста и короткие штанишки
   Глава десятая. Можно ли обижать слабых?
   Глава одиннадцатая. Зачем Ване баба Яга?
   Глава двенадцатая. Гребешок для лесного духа
   Сказка о Василисе, ее тигренке, их друзьях и злом волшебнике
   Глава тринадцатая. История Тыквоголового Джека
   Глава четырнадцатая. Гарри Поттер в зеркале тролля
   Глава пятнадцатая. Воображаемые друзья и сказка на вырост
   Сказка для Алисы.
   Глава шестнадцатая. Синдром Подменыша
   Сказка "Мальчик-змей и радужная фасолина"
   Глава семнадцатая. Прошлое, настоящее и будущее сексуального просвещения
   Глава восемнадцатая. О, хищные вещи века!
   Глава девятнадцатая. Мама и папа не сошлись характерами
   Сказка "Сон и калика перехожий"
   Глава двадцатая. Трава под сапогом и стеклянный слоник
   Глава двадцать первая. Магия - материнская и психотерапевтическая
   Сказка "Мир мультипликации в Новый год"
   Сон про филина
   Глава двадцать вторая. О сказках и алгоритмах
   Глава двадцать третья. Философ с пустышкой и тайна Теремка
   Глава двадцать четвертая. Новый Домострой
   Глава двадцать пятая. Техническая
   Глава двадцать шестая. Рекомендуемая литература
   Глава двадцать седьмая. Кино для всех
  
  
  
   "Надо в детство почаще впадать".
   (из одной песни, которую исполнял Г.Ф. Миллер - Актер божьей милостью)
  
  
   Вступление
  
   Мы живем на одной территории - мужчины и женщины, родители и дети, взрослые и маленькие - разные полюса одной сущности, поэтому потрясающе непохожие и вместе с тем не представляющие себе жизни друг без друга. С похожими на нас легко и удобно. А как быть с теми, кто противоположен и дополнителен нам? Как нежной женщине принять реальность грубоватого и не понимающего ее мужчины, как дисциплинированному взрослому не сорваться при виде вернувшегося с улицы ребенка (а настоящий живой ребенок в такой момент своей жизни должен быть грязен, оборван и исцарапан, даже если он - девочка).
   Эта книга осуществлена как психолого-литературное исследование самых важных для родителей вопросов воспитания и развития детей, а также включает в себя размышления о самих родителях. Четко выделить специфические детские проблемы мне не представляется возможным, т.к. дети в большинстве своем не круглые сироты и не Маугли среди волков, а живут рядом с нами, родителями и другими взрослыми, и растут в атмосфере нашей жизни. Цель книги - обобщение некоторой части профессионального и человеческого опыта общения с множеством детей и их родителей. При этом я пользовалась любимыми инструментами - сказкой, историей и стихотворением, как иллюстрациями к житейским коллизиям. Литературная метафора и ее использование не новость для профессионалов, но возможности ее применения представляются неисчерпаемыми, потому адресую книгу и детским психологам, и родителям - любящим, неравнодушным и любопытным, и прочим взрослым, которым интересны дети и детство. Использование сказки и метафоры для решения проблем здоровья и развития традиционно называется сказкотерапией. Она во многом погранична с библиотерапией, принципом которой является использование различного рода литературных текстов, в т.ч. стихотворения. Что ж, можно считать, что эта книга с точки зрения метода посвящена сказкотерапии и библиотерапиии. В данном случае этот сплав двух методов предназначен для родителей и воспитателей разного калибра и формата, в не меньшей, пожалуй, степени - для их детей и уж совсем нелишним это оказывается для самого психотерапевта. Другой мой профессиональный интерес состоит в возможности ощутить животворную связь между разными областями человековедения - психологией и литературой, той самой, которую творит художник, отражающий как зеркало, свою действительность.
   Для того, чтобы литература стала действительно областью человековедения, ей недостает регулярного и узаконенного союза с психологией (священного брака), для того, чтобы психология стала полноправной областью человеческой культуры, ей столь же нужен плодотворный союз с литературой, театром, кино.
   О своей работе хочу сказать, что по натуре я - собирательница, поэтому мой труд носит в немалой степени компилятивный, хрестоматийный характер, но мне самой от этого тепло. Это напоминает тот период моей юности, когда я собрала туристическую группу студентов-первокурсников своего медицинского института в поход по Молдавии, а со мной кроме них пошли еще два "зубра" из городского клуба туристов - Валерка и Юра. Им просто было приятно "прошвырнуться" еще раз по Молдавии в компании с молодежью. Надо ли говорить, что у меня не было никаких проблем с ориентированием на местности, и наш поход удался на славу?
   В этот путь я взяла с собой самых любимых и самых компетентных спутников. Это замечательные сказочники и прочие писатели - детские и взрослые. Кроме того, в эту книгу я включила и собственные сказки, написанные под впечатлением о некоторых детях и их родителях, с которыми мне выпала удача встретиться. Впрочем, с тем же успехом можно сказать, что эти сказки обо мне самой. Есть также сказки, сочиненные детьми или записанные мною по их сценариям. Какой смысл в этих сказках? Сказка наряду с мифом - естественная форма, вполне соответствующая миру внутренних переживаний человека, особенно, ребенка. Она отражает символический, образный характер мышления человека изначального, природного, каковым является ребенок и женщина - его мать. Помимо этого, как литературная форма, сказка является важной частью древней Традиции воспитания, частью архаической инициатической культуры, потребность в которой никуда не делась, а, видимо, обретает все большую актуальность, судя по приросту поголовья сказочников в среде психологов.
   Таким образом, мы совершим путешествие в такую далекую и все же бесконечно близкую страну детства. Туда, где водятся волшебники... Туда, куда не устаю ходить снова и снова.
   Надеюсь, что эта книга, промежуточный итог моего пути, поможет кому-то в его собственном поиске в мире людей, в мире отношений, в первую очередь, со своими детьми и со своим внутренним Ребенком.
  
   Глава первая
   Потерялся мальчик
  
   "Родители надоели. Они вздумали, что ты им принадлежишь. Что тобой можно хвастаться как электронной печкой" (из "Учебника детской жизни" Л. Жарова и С. Ермаковой)
   ***
   "Доверяй своему вкусу, а не чужому укусу" (рус. посл.)
  
   Ваш ребенок готовится в школу. Точнее, это вы готовитесь к его поступлению в школу. В наше время многие дети не горят желанием стать учениками. Они уже в садике учатся, и от школы ничего нового и особенно интересного не ждут. Во многих современных садиках интеллектуальный рацион детей настолько загружен, что до игровой комнаты они добираются только к вечеру, и приходящие забирать их родители нередко слышат такие реплики своих детей:
   - У-у-у, а мы еще только начали играть...
   Беззаботное детство кончилось задолго до школы. Эффекта новизны уже нет. Насыщения произвольной творческой игрой не произошло (а именно этот фактор является определяющим для дальнейшего нормального развития детей). В результате большинству современных детей в школу после каникул не хочется. Многие мечтают о садике - вернуться туда. Совсем другая ситуация была лет тридцать тому назад. В школу после каникул очень хотелось. Там было то, чего не было в других местах - там открывалась дверь в поистине волшебную страну знания. Это была прерогатива школы. Сейчас все перепуталось. Идея раннего интеллектуального развития детей беспощадно используется педагогической пропагандой, служит задаче создания искусственной озабоченности и без того волнующихся о будущем детей родителей и цели расширения своих приоритетов. Детей надо развивать, надо готовить к школе, иначе они что-то там потеряют в будущем. Что - никому неизвестно. И что сейчас приобретают современные школьники, кроме ранней близорукости, сколиоза и неврастении (это послушные) - еще большой вопрос. Но мы уже сейчас, пока ребенку три года, судорожно выискиваем самый лучший садик, где детей развивают. И огорчаемся, если наш малыш не развивается так же быстро, как и его товарищи. И начинаем его водить к специалистам по развитию, отдавать в какие-то дополнительные развивающие группы.
   Несколько лет назад молодая женщина, очень энергичная и ответственная, привела ко мне на прием четырехлетнего сына. Она хотела знать, не вредно ли будет водить его еще и на шахматы. А кроме шахмат его мама уже водила на каратэ, глиняную игрушку и уроки подготовки к школе с опытной учительницей. Мальчик сам ни от чего не отказывался. Он таинственно и неуверенно пожимал плечами и оглядывался на маму. Мама смотрела на меня. Я попросила мальчика нарисовать семью. Семья получилась неполная. Сын с папой сидели за столом. Мамы на рисунке не оказалось. Я спросила у ребенка, где же мама.
   - На кухне, - последовал ответ, - она готовит нам есть.
   В общем-то неважно, как ребенок объясняет отсутствие кого-то. Важен сам факт отсутствия этого человека. Отсутствует кто-то по причине сложных и неясных отношений, возможно, опасных для ребенка. Высказать об этом прямо не каждый сможет, а нарисовать - пожалуйста, дети подвоха здесь не видят.
   Вот и получилось, что мальчик своим рисунком дал маме ответ:
   - Мне с тобой плохо, лучше с папой.
   Папы обычно меньше "грузят" детей воспитанием и обучением. Они просто радуются ребенку после рабочего дня. Их общение обычно никак не структурировано, беспорядочно, представляет какую-то возню, вопли радости или просто блаженное присутствие возле уткнувшегося в газету или в телевизор отца, который явно не занимается воспитанием ребенка, но ребенку почему-то хорошо быть просто рядом. В таких случаях матери часто возмущены поведением отца.
   - Ты отец, ты должен воспитывать!
   Но с другой стороны, сколько же можно воспитывать? Когда-то ведь можно просто порадоваться присутствию друг друга. А папа целый день не видел своего малыша. А малыш - соскучился по нему. Вот и выходит, что общение отцов с детьми бывает более непосредственным, неформализованным и жизненно необходимым ребенку для того радостного мироощущения, без которого нет и не может быть здорового детства и здоровой взрослости.
   В нашем случае я объяснила маме, что ребенок ответил шахматам "нет", во всяком случае, на ближайшее обозримое время. Что ему сейчас нужнее всего не мама - бонна-гувернантка, а мама - теплая печка, возле которой можно отогреться после нелегких детских трудов. Тем более, что в возрасте 4-5 лет происходит раннее становление будущей сексуальности ребенка, и мальчики очень любят и предпочитают всем остальным своих мам, а девочки - обожают и боготворят своих пап. И если это не так, значит, вы делаете что-то не то с ребенком.
   Этот случай помог вспомнить недавний разговор со знакомым мальчиком-подростком. Речь шла на очень актуальную тему, как родители "грузят" своих детей. Дима предложил мне почитать Э. Успенского, а именно, "Следствие ведут колобки".
   - Там, - сказал он, - потерялся мальчик, и все из-за этого.
   Я нашла эту книгу, которая раньше как-то не попадала в поле зрения, и прочитала. С большим удовольствием. И с тех пор всегда рассказываю родителям, которые слишком торопят своих детей.
   А написано там было вот о чем. В кабинет Колобка и Булочкина ворвалась немолодая гражданка молодежно-спортивного вида в пальто наизнанку и с кашпо на голове. Это от спешки. У нее потерялся внук, талантливый дошкольник, надежда науки и искусства, будущее страны. Поиски дошкольника заставили Булочкина повторить обычный день жизни этого ребенка. И обычный день дошкольника Васи состоял из последовательных перемещений в сопровождении энергичной бабушки по извилистому маршруту. Первым этапом эстафеты была группа на сквере с английским языком, в которой происходили такие диалоги:
   - Мальчик, мальчик, вы мешаете мне идти. Можно я стукну вас лопаткой?
   - О, я буду просто счастлив!
   Затем был музыкальный класс, удержаться в котором Булочкину помогла "суровая, почти армейская дисциплина".
   Потом была секция фигурного катания, где юный Вася с прочими юными дарованиями тренировался на будущего чемпиона мира.
   Дальнейшее Булочкин помнил смутно. Было рисование, шедевры мировой литературы, бассейн, урок высшей математики. "У Булочкина потемнело в глазах. Ему захотелось назад к Колобку - задерживать нарушителей дисциплины, перебираться по веревке через пропасти, исследовать копии чертиков.
   Но отступать он не любил.
   Тем временем в НПДД Колобок успешно исследовал котлеты. Их не осталось ни одной. "Но если я один съел все котлеты, их мог съесть и этот инопланечайник... который похитил. То есть тот, которого похитили".
   Сначала у Колобка в голове все затуманилось, а потом прояснилось. Все стало ясно. Именно в это время дверь в НПДД распахнулась, и в комнату влетел Булочкин, на нем были ласты и плавки. В руках он держал пальто шинельного типа, куртку с погончиками и остальную одежду.
   - Шеф, - сказал он, - у меня версия. Никакого мальчика вообще не было, ни один нормальный ребенок не может выдержать такой жизни. Он от нее сбежит".
   Мальчик Вася все же существовал, и его потом нашли, правда, только с помощью талантливых профессиональных сыщиков Колобка и Булочкина.
   ***
   Для того, чтобы не терялись девочки и мальчики, не становились вам чужими и не избегали собственных родителей, нужно учитывать законы развития ребенка, открытые психологами.
      -- Основной вид деятельности дошкольника (т.е. ребенка до 6-7 лет) - это игра. Причем, чем меньше ребенок, тем большую долю должна составлять свободная, так называемая недирективная игра без правил, навязанных внешним миром. Это способствует развитию творческого начала ребенка, формированию свободного доступа к собственным потребностям (имеется в виду не капризам, а насущной необходимости). Именно в такой игре ребенок постепенно узнает то, к чему он уже готов. Например, что если в песок добавить воду, из него можно строить крепость. Или - что бумажный кораблик плывет по воде и не тонет, пока не размокнет. Или - что котенок тебя поцарапает, когда его дернешь за хвост, потому что ему больно. А так же множество полезных вещей, без которых в мире просто не выживешь. Чем старше становится ребенок, тем больше появляется игр с правилами. Причем, их не нужно навязывать детям. У них самих есть внутренняя потребность в самоорганизации, в отношениях с другими людьми, в которых без некоторых правил не обойдешься. Причем, дети сами очень строго следят за тем, чтобы никто из играющих не нарушал эти оговоренные правила. Похлеще взрослых (а чья наука?). Потребность детей в играх с правилами и является достоверным сигналом к тому, что можно вводить регламентированные занятия по развитию, причем, основаны они должны быть на непроизвольном интересе детей к ним, чтобы не отбить аппетит к процессу познания нового.
      -- К 6-7 годам у ребенка закладывается основа произвольности поведения, т.е. его саморегуляции. Это совершенно не противоречит тому, что обучение должно представлять интересное и желанное занятие для ребенка. Ведь в каждом интересном занятии наступает пресыщение или усталость, неудача при усложнении задания, когда мотивация ребенка снижается. Тогда, если мы хотим, чтобы ребенок стал целеустремленным и трудолюбивым, нам важно побудить ребенка позаниматься ЕЩЕ НЕМНОЖКО, ни в коем случае не доводя состояние до отвращения к занятию. У ребенка останется приятное ощущение преодоления, чувство победы и роста. Важно, чтобы родители и педагоги испытывали аналогичные чувства удовлетворения, а не гнали ребенка, как лошадь на скачках, навстречу своим лаврам воспитателя. Очень опасно гордиться своим ребенком, тем более, хвастаться. "А мой-то ходит в секцию... Учится хорошо...Никаких замечаний в школе"...Если не отследите в себе червоточину тщеславия, то выражаясь народным языком, "сглазите собственного ребенка", "подставите" его неблагоприятным для него обстоятельствам, к которым он еще не готов, а потом будете искать причину в плохих учителях или злых соседях. Сейчас был упомянут паранаучный взгляд на мир, порожденный магическим (или символическим) мышлением. Он свойственен абсолютному большинству детей и львиной доле матерей и прочих женщин. Ему будет посвящена отдельная глава о материнской и психотерапевтической магии.
      -- У каждого ребенка свой индивидуальный маршрут развития, свой темп и направленность. Это необходимо выяснить уже при выборе дошкольного учреждения. Если ребенок нуждается в щадящем образовательном маршруте и большом объеме свободной игры, а его отдают в "развивающий" садик с плотным рабочим графиком, то он не сможет "взять" предложенные ему блага, мало того, у него в ситуации контраста с успехами других детей разовьется комплекс неудачника. Получится, что "поспешишь - людей насмешишь", а то и вовсе не до смеха будет. И, наоборот, если активный и быстро развивающийся ребенок попадает в бедную информацией среду, ему быстро станет скучно, его интеллектуальная незанятость обернется аберрациями поведения, он также рискует стать неудобным членом детского коллектива. Есть ли какой-то рациональный выход? Да, конечно. Детский психолог поможет вам определить вариант развития вашего ребенка и оптимальный маршрут его воспитания и обучения. И в садике и в школе.
   ***
   Услышать голос разума родителям мешает страх - страх не успеть, не соответствовать принятым представлениям, отстать от кого-то, прослыть неудачником. А именно под влиянием такого страха и воспитываются неудачники, которые тоже будут бояться остановиться, осмотреться, пересмотреть свои взгляды на жизнь, обновить с ней отношения, почувствовать себя хорошо реализованным и при этом востребованном людьми человеком.
   Вот и выходит, что для воспитателя детей самым важным качеством после интереса к жизни ребенка является его бесстрашие, мужество. При этом важно не перепутать человеческое чувство любви как осознанной привязанности и заботы со слепой стихией любви собственника к своей обожаемой вещи. Ладно, если к обожаемой, а то иной раз взрослый кроит по своей мерке ребенка просто потому, что тот в его власти. А вот и сказка к этому разговору, когда-то записанная самарским жителем, ныне покойным, Игорем Мухановым.
  
   Чудо-рыба
  
   В солнечные правремена, согласно подгорским преданиям, жила в Каменном озере чудо-рыба. Глаза - изумруды, чешуя - зеркала, плавники - тонкий батист. Каждый вечер, лишь только медовый месяц над лесом показывался, закипала озерная гладь, и объявлялись на берегу четыре бобра. Не спеша, вразвалку, несли в голубые поля камышовый коврик. На том коврике чудо-рыба возлежала, светясь, как разноцветный фонарь. Подгорцы к ней, как к заозерному богу, относились. Издали полюбуются, радость благодатную в сердце получат, и по избам своим разбредутся. Никаких неумильных поступков по отношению к чудо-рыбе не совершали. Всякое семисложное дело проще простого решать умели. Птицы клевучие да звери рыскучие в дружбе с подгорцами жили. Не говорили подгорцы, а рекли. Алатырь-камень, зарытый в Жигулях еще при царе Горохе, знавали. Жили по триста лет и с песнями умирали. Про то подгорские предания говорят. А какая в них доля правды - уж каждый про себя пусть сам решает!
   Случилась эта история уже в наши, покорившие аэропланом небо времена. У фельдшера Казарина из села Рождествено заболел единственный сын Илья, гимназист. Болезнь какая-то странная - все мнит себя замурованным в бетонном подвале. Пугается, плачет, кричит. Сначала фельдшер пытался лечить своего сына сам, потом к помощи видных самарских врачей обратился. Не помогло. Илья сох на глазах, а на третий с начала болезни месяц погрузился в какой-то реликтовый бред.
   Фельдшер, сельская знать, большие надежды на своего сына возлагал. Мечтал видеть его юристом, с деньгами и с положением. А тут вот такая беда приключилась! Понятное дело, затуманился фельдшер лицом. Рыжие, торчавшие в стороны усы вскоре, как вымоченные в воде, повисли...
   Раз, в самый разгар болезни сына, проходил фельдшер мимо скамейки, на которой грелся на солнце хилый старик. Село Рождествено большое, фельдшер помнил по имени далеко не всех. Окликнул старик фельдшера, попросил подать выпавшую из его дрожащих рук клюку. Тот подал. Домой идти фельдшеру не хотелось. Подсел он к тому старику на скамейку, разговорился. А старик, словно ребенок малый, все к сказкам да небылицам в разговоре тянется. От него-то и услыхал фельдшер впервые предание о чудо-рыбе. И только носом в ответ заорганил - он, человек крещеный, языческие бредни всегда осуждал!
   А ночью приснилась вдруг фельдшеру чудо-рыба, такая, какою ее старик описал. Уставилась на него пилюлевидными глазами и такое человечьим голосом поведала: "Хочешь, чтобы твой Илья выздоровел, вырой в огороде новый колодец!"
   Фельдшер над таким сном сначала только посмеялся. Но и впрямь надо было рыть новый колодец - старый-то совсем пересох! Чудо- рыба в этом была совершенно права. И хоть не был фельдшер суевером, а все же тайным, скрытым в сердце умом, подумал: "А вдруг?" Короче говоря, нанял фельдшер землекопов и вырыл новый колодец.
   К тому времени Илья уже совсем задалеченный, с полузакрытыми глазами в постели лежал. Стал фельдшер, ругая себя за суеверие, поить его водою из нового колодца - не помогло. Плюнул - и перестал. А дня через три пошел, уже для хозяйственных нужд, за водой, и зачерпнул из колодца матросскую бескозырку. Наверное, соседские мальчишки подбросили! Увидел случайно ту бескозырку Илья - замычал, как теленок, восковыми ручонками к ней потянулся. Надел ее себе на голову - и первый раз за долгой время болезни улыбнулся!
   Вскоре Илья и совсем поправился. С матросской бескозыркой - словно она заколдована была! - ни на минуту не расставался. А как стал ему отец снова про юридический факультет толковать, - сбежал. Плавал сначала юнгой на пароходе, а много лет спустя и до капитана дослужился.
   Объездил Илья весь белый свет. Видать, есть судьба у человека. А жила ли в солнечные правремена в Каменном озере чудо- рыба - кто ж ее знает!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"