Проскуряков Д.Л. : другие произведения.

Эссе "Много мыла из ничего (тезисы по избранному творчеству Ника Перумова)"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    К обсуждению литературного наследия данного афтара приглашаются все желающие
    (и НЕ желающие:-).

  
   Приветствую всех читателей фэнтези и приглашаю к обсуждению моей пробной статьи. В ней я высказываю свои мысли по поводу нескольких романов Н.Перумова, прочитанных около года назад (теперь уже более четырех лет назад - примечание 2009 года).
  
  Список рецензируемых произведений таков:
  
  1-3) Хроники Хьёрварда: Гибель богов [ГБ], Воин великой тьмы, Земля без радости;
  4-5) Техномагия: Разрешенное волшебство [РВ], Враг неведом;
  6) Кольцо Тьмы: Книга I-II [КТ];
  7) Алмазный меч, деревянный меч [АМДМ].
   Список, как видите, неполон, но, по моему мнению, вполне репрезентативен.
  
   А теперь эпиграф.
  Вопрос к А.Н.Стругацкому:
  - Аркадий Натанович, как вы относитесь к книгам Александра Казанцева?
  - Я никак к ним не отношусь. Казанцев занимает слишком много бумаги, а я человек пожилой, мне волноваться вредно.
  
    []
  
   Итак, рабочая гипотеза статьи: основная цель г-на Перумова при написании своих романов - коммерческий успех; всё остальное - вторично.
  
   Насколько мне известно, КТ - первый удачный литературный опыт Перумова. В принципе, большинство его последующих вещей были написаны уже, так сказать, по следам. Сообразно однажды найденному рецепту. Исходя из краткого анализа КТ, можно вывести несложную формулу перумовского успеха. Формула эта вполне укладывается в рамки канонов современной массовой культуры.
  1) приключения тела;
  2) мексиканское мыло;
  3) все повести - одна большая эпопея.
  4)-...) пунктов может быть и больше, но на данный момент их пока три.
   Ну, и конечно, сразу сделаем ремарку, что Перумов отнюдь НЕ является плохим писателем. У него и впрямь - недюжинный талант. Да и фантазия у Николая Даниловича - дай бог каждому. Он вообще молодец. Просто есть серьезные вопросы.
  
   Итак, по тезисам. Пункт 1). Разубеждайте меня как хотите, но ничего, кроме приключений тела, я в перумовских опусах не вижу. Увлекательные, интересные приключения - но и только. Такие книги тоже хороши и имеют полное право на существование, ибо литература должна быть развлекательной, просто обязана. Но по-настоящему хорошая книга, на мой скромный взгляд, помимо всего прочего пробуждает мысль. Мысль пробуждает. Заставляет думать и примерять события книги к себе. Хорошая книга - это книга, к которой через некоторое время хочется возвратиться, так как ты знаешь, что прочтя ее вторично, ты обнаружишь там что-то новое, натолкнешься на ранее не замеченное. На что-то, искусно запрятанное между строк. На что-то, до чего ты смог дорасти только сейчас, накопив определенный жизненный опыт. Хорошая книга при каждом новом погружении немного не та, что раньше - как та самая гераклитовская река, в которую дважды не войти. Это есть, скажем, у братьев Стругацких, у Пелевина (список каждый продолжит сам). [Вот, кстати, один из наглядных примеров - Рецензия на роман В.Пелевина "Т"]. У Ника Перумова этого нет: он предлагает нам одни сплошные приключения. Но фантастика, как метко подмечали в свое время все те же Стругацкие - это литература. А не только подробное описание гор, рек, полей, холмов и подробных отчетов, какой герой куда пошел и что там нашел. Перумова захочется перечитывать только в одном случае - если вдруг окажется, что забыл, кто там куда пошел и что нашел. Мысли же в его книгах искать бесполезно.
   То же, увы, я бы сказал и о ГБ - безусловно, классике русскоязычного фэнтези. Классике во всех смыслах - и положительном, и отрицательном. Эпохальный, многотысячелетний охват событий, борьба с самими богами, эпические картины битв, написанные с больших букв слова Магия Медленной Воды, Стражи Обетованного, Ученик Мага ("принцип Капс Лока") - все это, безусловно, впечатляет. Но вот в итоге, по прочтении, задаешь себе вопрос: а что, собственно, я почерпнул из романа ГБ? Что Хедин - величайший боевой Маг, что Хаген - величайший Воин, а Ракот - у-у, так тот вообще просто супер-пупер-мегачел. А, ну еще Хрофт - бывший скандинавский Один, оставшийся в живых после Рагнарёка. Ну, и стоило оно того? Мысль-то где, хоть одна? Что можно даже самих богов победить и влезть в их теплые тапочки - это что ли, мысль?
   Кроме того, есть ощущение, что как таковое развитие героев у Перумова отсутствует начисто. Да, персонажи становятся сильнее, мужественнее и все такое прочее. Разучивают все новые и новые заклинания, побеждают все новых и новых монстров. Но ничего принципиально нового я тут не вижу - это общее место для творений типа "боевик". Радостным исключением в этом ряду является разве что явный внутренний рост главгера книги РВ. РВ, кстати, вообще возможно лучшая вещь Перумова - в ней мы находим и оригинальную идею, и захватывающий сюжет... Но, дочитав книгу до конца, мы понимаем, что не все так хорошо,как хотелось бы. Главный минус, который низводит книгу в разряд масскульта - коротенькая приписка: "продолжение следует..." Мы имеем дело с обыкновенным сериалом, с мыльной оперой. Хорошая книга убита наповал.
  
   Идем далее; пункт 2). Сериалы. Мексиканское мыло. Кто-то, впрочем, даже находит в этой особенности плюс - те, кто обожает книжки с продолжениями. Но мое мнение таково: многословие - оно отнюдь не от обилия мыслей. А нескончаемость сюжетной линии не добавляет интриги и загадочности, а лишь утомляет. Классическая литература 19-20 веков изобилует толстыми романами. В наше время стереотипы и каноны поменялись, и романы по 1000 страниц должны содержать какую-то просто экстраординарную информацию. А что в данном случае у нас? Гольные приключения тела.
   Вспомним еще раз братьев Стругацких - почему бы нет? Согласитесь, они каким-то образом умудрялись сказать одной маленькой повестью раз в 10 больше, чем наш рецензируемый парой толстенных томов. КТ, продолжение "Властелина Колец", я долго не хотел читать, считая, что после классика говорить больше не о чем. Но нашлись люди, которые меня переубедили, сказав, что Перумов значительно переосмыслил Толкиена и придал его миру новый, неожиданный смысл, отказался от однозначной трактовки Добра и Зла, показал неоднозначность этих понятий... Я решил попробовать. Ну что ж, попробовал. Первую мысль я обнаружил только в середине второго тома - что меня чрезвычайно обрадовало. Ибо к тому моменту я уже подустал читать о том, кто куда пошел и кто что нашел. Перумов хорошо, талантливо пишет, да и стилизация под Толкиена получилась блестящая. Но одних приключений мало. К слову и о той самой главной мысли, якобы оригинальной и добавленной Перумовым к наследию сэра Толкиена. Я имею в виду тему, связанную с идеологической основой бунта Олмера против эльфов, богов и вообще всяких бессмертных личностей (подробней не буду - кто читал, поймет). Нова эта мысль только для тех, кто еще не сподобился прочитать "Сильмариллион": г-н Перумов проявил здесь талант лишь в том, что умудрился развить одну идею на тысячу страниц. Да и то не сумел книгу завершить. И это при том, что по объемам он мэтра все-таки превзошел, листаж выдал.
   Опечалило еще и то, что кроме еще одного Кольца (Кольца Тьмы), автор так ничего и не придумал: никаких других артефактов не нашлось? Зачем повторяться? Но это, впрочем, не так существенно.
   АМДМ (тоже, кстати, неплохой роман) оказался для меня напрочь убитым, когда я, прочитав его, понял одну вещь. Если я стану поклонником перумовщины и захочу узнать что стало с главгером Фессом, мне придется осилить огромный сериал о мире Эвиала (Рождение мага, Война мага и прочее, неисчислимое). Снова сериал. Снова наш уважаемый "аффтар" имеет что сказать народу. Хочется задать в этой связи вполне риторический вопрос: он ХОТЬ ЧТО-ТО может довести до конца? Или просто не желает, поскольку это - не более чем тонкий коммерческий ход? Пока закроем тему, ибо переходим к следующему пункту.
  
   Пункт 3). Единый гипертекст. Моделирование единого литературного пространства из всех своих романов - смелый и достойный эксперимент. Когда тексты являются одновременно и самостоятельными единицами, и частями чего-то большего, некой единой сверхэпопеи, это как минимум впечатляет. И здесь мы не можем не выразить Нику Перумову глубочайший респект. Но, как говорится, есть одно но... Возникает неприятное чувство, что делается это главным образом с целью улучшения собственных продаж. Ибо методы порой слишком уж грубы, слишком уж прямолинейны. Возьмем, к примеру коду АМДМ. Ни с того ни с сего в последней главе вдруг появляются Мерлин и Ракот, герои ГБ - причем, их появление там, скажем прямо, абсолютно НИЧЕМ не обосновано, никакой насущной необходимостью. Или уж совсем бестолковые персонажи КТ Орлангур и Демогоргон, которые вообще не несут ни малейшей смысловой нагрузки. Они тоже, помимо КТ, ни к селу ни к городу проявляются в каком-то совершенно другом романе (по-моему, в АМДМ). И, что интересно, убрав этих Орлангуров и Демогоргонов из текста, мы НИЧЕГО не потеряем. Зачем они тогда вообще нужны?
   Какой же вывод? Ссылки на собственные романы делаются с одним, совершенно определенным умыслом - заставить читателя заинтересоваться и пойти купить роман из другой серии. Допустим, встретив упоминание о Мерлине в АМДМ, читатель должен захотеть узнать о нем подробнее. А купив первый роман из серии о Хьёрварде, он вполне может и все три романа хьёрвардского цикла отхватить... Ну, и так далее, в том же духе.
  
   [Интермедия.
  Хочу под конец высказать еще одно безумное предположение, связанное с ключевым (по-видимому) понятием, которое имеет место быть в ГБ и АМДМ. Пресловутое НЕНАЗЫВАЕМОЕ - то, с чем борятся Ракот, Хедин и Фесс. Видимо, фантазия - вещь все-таки не безграничная. Назвать самую огромную опасность для миров Упорядоченного автору не удалось. Слишком уж оно ужасное, просто сил никаких нет :-). Ну да ладно, дело не в этом. Мне вот что кажется: может статься, даже сам уважаемый автор не подозревает, что под видом Неназываемого на страницы романов прорывается не кто иной, как сам Читатель. Да, именно Читатель. Я, например. Или вы - тот, кто читает сейчас эти строки. Рвется изо всех сил - чтобы положить конец безобразию, чтобы закончился уже роман последней точкой, а не многозначительным многоточием... Но, увы, безуспешно: великие маги Хьёрварда сильнее - тем более, что им помогает сам автор, а его воля в романе - закон. Вот такие дела.]
  
   Итоги. По моему скромному мнению, гипотеза, высказанная в начале статьи, подтвердилась. К сожалению. Основная цель Н.Перумова при написании своих романов - коммерческий успех; всё остальное - вторично. Этот вывод следует из всех трех пунктов. Приключения тела и мексиканское мыло - для вполне непритязательных читателей, коих немало; гипертекст - для повышения уровня продаж.
   И я не хочу ни в чем обвинять уважаемого автора - глупо делать это в отношении маститого писателя с многотысячными тиражами. Тем более, что я и сам (каюсь:-) поимел немало приятных минут за его чтивом. Я лишь хочу упрекнуть его в том, что, как мне кажется, он разменивает свой талант на шелуху. Что гонит листаж, ориентируясь на интересы своей целевой аудитории, что потворствует усредненному вкусу. Что производит обыкновенный easy reading. И что самое важное, способствует тем самым дальнейшему процветанию массовой культуры.
  
   Что ж, остается лишь поздравить Николая Даниловича с верно выбранным курсом. Так держать. Пипл хавает, а значит, всё о-кей.
   Засим прощаюсь. Dixi et animam levavi, хе-хе.
  14-15.11.05
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"