Околостругацкиечтения : другие произведения.

Маленький карманный цитатник с картинками

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    выдержки из интервью Б.Н.Стругацкого о журнале "ПОЛДЕНЬ XXI век" и так, вообще и в частности...

  Отрывок из Интервью Б.Н.Стругацкого в Еженедельнике "Секретные Материалы" (2003)
  (интервью брали: Павел Гросс, Антон Первушин и Ник Романецкий)
  
  http://zhurnal.lib.ru/p/pawel_g/interwxjubnstrugackogoezhenedelxnikasekretnyematerialy.shtml
    []
   - "Полдень, XXI век" - журнал, о котором мы с АНС мечтали много лет. Подзаголовок у него - "Новый мир русской фантастики", а это значит, что мы намерены печатать все лучшее, что пишут по-русски писатели, использующие специфический литературный прием, делающий произведение фантастическим: вводят в произведение сюжетообразующие элементы чудесного, невероятного и невозможного вовсе. Спектр фантастических произведений, понимаемых так, невероятно широк и многообразен: здесь и реалистическая, и научная, и философская фантастика, и магический реализм, и современная сказка (фэнтези), и остранненная проза, и альтернативная история... Мы постараемся выпускать журнал, который будет интересен не только людям, читающим по преимуществу фантастику, но и квалифицированному читателю вообще - именно в этом, да еще и в том, что зарубежную фантастику мы, как правило, печатать не намерены, - этим и отличается (по замыслу) наш журнал от всех аналогичных.
  
  
   Выдержки из креатива под названием "БОЛЬШАЯ СТРУГАЦКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ"
  
   http://www.rusf.ru/abs/encycly/bse4.htm
  
    []
  
   Чисто коммерческий издатель ставит себе задачу выколачивать деньгу, с него и спроса нет иного. Издатель-меценат ставит целью облагодетельствовать читающее человечество. Первый в природе существовать может. А второй - нет. Культуртрегерское издание убыточно всегда. И если вы хотите нести в мир разумное-доброе-вечное и только разумное-доброе-вечное, то должны найти где-то источник дополнительного дохода. Например, можно выращивать парниковые овощи - это выгодное занятие в нашу эпоху дефицита, а особенно дефицита продовольствия. Это занятие принесет миллионы, и часть этих миллионов можно выделить на публикацию разумного-доброго-вечного.
  
   Таким образом, занимаясь ТОЛЬКО книгоиздательством, вы будете вынуждены, наряду с тем, что вы полагаете разумным-добрым-вечным, выпускать 'парниковые овощи', расхватываемые как... горячие пирожки.
  
   (БЕЛЫЙ ШУМ: Было бы что 'раскручивать'. Мыльный пузырь при раскрутке лопнет, а мячик еще попрыгает и даже в ворота влетит. Мы по-прежнему живем в стране, где скромность почитается если не доблестью, то признаком ума. Но, по Ларошфуко, скромность - лучший путь к неизвестности. Когда слесарь говорит: 'Я высококвалифицированный слесарь, золотые руки!', ему отвечают: 'Ты-то нам и нужен!' Когда же писатель заявляет: 'Я замечательный писатель'...), то тут же, по Хармсу, появляется тот же слесарь и говорит: 'А по-моему, ты...' (лакуна в записи, см. Хармса), и писателя тут же уносят. Я человек старого закала. Да, вероятно, это у меня отрыжка социалистического прошлого. Я считаю, что писатель, как и любой другой представитель творческого труда, не должен говорить о себе, пока его не спросят. А когда и если его спросят, он должен быть взвешен в своих высказываниях. Пусть за него говорят сами книги. Или, по крайней мере, кто-либо другой.
  
  
   Стругацкий, Борис Натанович - Энциклопедия 'Вокруг света' (Удачные цитаты)
    []
  
  - Настоящая фантастика - это чудо-тайна-достоверность.
  - Как сладостно сообщить читателю: произошло то-то и то-то, а вот почему это произошло, как произошло, откуда что взялось - не существенно!
  - Великая вещь творческий кризис! Переживать его нестерпимо мучительно, но когда он пережит, ты словно заново рождаешься и чувствуешь себя ... всемогущим, прекрасным и великим.
  - Щедрость воображения всегда окупается. Не надо бояться отставить идею, которая кажется дьявольски соблазнительной, но по какой-то причине сопротивляется своей реализации.
  - ...в наше вpемя дьявол в человеке получил больше свободы. Когда свободы не было вообще, то ее не было ни для ангела, ни для дьявола в человеке. А сейчас, когда она появилась, влияние дьявола более заметно. Распоясавшиеся люди всегда заметнее, чем делающие добpо.
  - Каждая сколько-нибудь приличная книга живет два человеческих поколения: пока ее читают отцы и - пока отцам удается убедить своих детей, что книжка стоит чтения. Далее, как правило, наступает книжкина смерть.
  
  
   ...........и как писали братья Стругацкие в "Стажерах":
  
  "...писатели чем-то похожи на покойников: они любят, когда о них либо говорят хорошо, либо ничего не говорят..."
   (http://rusf.ru/abs/books/s09.htm)
  
   так что лучше ничего не говорите........... а если все-таки говорите, то сперва думайте.........
  
  
   Еще одна хорошая цитатка:
  
   Нужно быть оптимистом. Как бы плохо вы ни написали вашу повесть, у вас обязательно найдутся читатели, сотни читателей, которые сочтут ее шедевром.
  
   Нужно быть скептиком. Как бы хорошо вы ни написали свою повесть, обязательно найдутся читатели, и это будут тысячи читателей, которые сочтут ее сущим барахлом.
  
   Нужно просто трезво относиться к своей работе. Как бы хорошо и как бы плохо вы ни написали свою повесть, всегда найдутся миллионы людей, которые останутся к ней совершенно равнодушны.
  
   Б.Н.Стругацкий.
  
  
   К вопросу о Стругацких.
  А вот и та самая картина Рериха 1914 года.
  
    []
  
   "... и приняли окончательное название - 'Град обреченный' (именно 'обречЕнный', а не 'обречённый', как некоторые норовят произносить). Так называется известная картина Рериха, поразившая нас в свое время своей мрачной красотой и ощущением безнадежности, от нее исходившей".
  
   Б.Н.Стругацкий, 'Комментарии к пройденному' http://www.rusf.ru/abs/books/bns-07.htm
  
   ГРАД ОБРЕЧЕННЫЙ
   На картине огнедышащий дракон окружил телом своим город, наглухо закрыв все выходы из него. На фоне грозного огненно-красного неба стоит огромный темный замок, стоит, видимо, века. В его окнах отражаются красные отблески зарева. Кровавое небо - символ грядущей войны, а красные и алые краски - символ идущей за ней революции. На фоне этих красок обреченность старого замка [особенно очевидна]. Художник предвидел неизбежность кровавой войны и революции. И то, что старый мир бесповоротно осужден законом исторической справедливости и законом развития общества, явствует из самого названия картины "Город обреченный". "Обреченный, в западнях у змия, стоял обложенный город. А еще долго никто ничего не знает и не чует беды - люди пили и ели, женились, выходили замуж. И когда пришел час, забили в набат, а уже никуда не уйти",- писал Рерих. Именно в связи с этой картиной Горький назвал Н.К.Рериха величайшим интивитуистом современности.
  
   http://grani.roerich.com/gallery/velint/gradobr.htm
  
   [Фантастика; кто такой интивитуист? :)]
  
  
   Ну, и уж раз речь пошла о картинах...
  
   Еще одна та самая картина, вдохновившая одного известного писателя на один (а потом и еще, и еще...) известный роман
  
    []
  
   'Ночной дозор' (нидерл. Nachtwacht) - название, под которым традиционно известна картина Рембрандта 'Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга', написанная в 1642 году.
   Картина была написана по заказу Стрелкового общества - мушкетёрского отряда гражданского ополчения Нидерландов... Часть изображённых оказались на заднем плане, что вызвало неудовольствие заказчиков, так же как и изображение на картине посторонних лиц (самое заметное из которых - девочка в жёлтом платье в центре полотна). Плату Рембрандту выдали с большой задержкой...
   Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой...
   Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали 'Ночной дозор', и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём: мушкетёры выходят из тёмного дворика на залитую солнцем площадь.
  
   http://ru.wikipedia.org/wiki/Ночной_дозор_(картина)
  
   Помимо Лукьяненко и нескольких фильмов, посвященных картине (в том числе Питера Гринуэя, и о которых я ничего не знаю), нельзя не упомянуть, что картина вдохновила Роберта Фриппа и Ричарда Палмера-Джеймса на написание песни 'The Night Watch', которая вошла на альбом группы KING CRIMSON "Starless And Bible Black" 1974 года.
  
   http://musicmp3.spb.ru/info/347928/the_night_watch.htm
  
  
   Это время Стругацких. Писатели - братья - судьба
  
   http://echo.msk.ru/programs/kazino/708989-echo/
  Воскресенье, 12.09.2010
  Передача
  Книжное казино
  
   Ант Скаландис, автор книги о братьях Стругацких, сам писатель. Виталий Бабенко, издатель первого полного собрания сочинений братьев Стругацких. И Владимир Гопман, литературный критик, также исследователь творчества Стругацких.
  
    []
  
   К. ЛАРИНА: Какое произведение Стругацких вам кажется наиболее актуальным именно сегодня?
  
   В. ГОПМАН: Наверное, нужно начать с 'Трудно быть богом'. 'Трудно быть богом' и 'Улитка на склоне'. И 'Сказка о тройке'... пожалуй, вот такая тройка.
  
   К. ЛАРИНА: А почему? Объясните.
  
   В. ГОПМАН: Потому, что там, во-первых, очень много есть очень точных, очень острых аллюзий на нашу реальность. А, во-вторых, там есть, на мой взгляд, много такой многослойности, которую еще предстоит открывать и открывать. И вот еще хотел бы я сказать буквально два слова.
  
   Стругацких сейчас, к сожалению, читают очень немного. По сравнению с тем, что было в 60-е, 70-е, 80-е годы. И причина, как мне кажется, весьма проста и печальна. Потому что то, что сейчас выходит под грифом 'фантастики', - как бы ни относиться к этому слову, к этому термину, - это, по преимуществу, все то, что дискредитирует и фантастику, и литературу вообще. Но людям это нравится...
  
   Стругацкие писали всегда в расчете на человека читающего и думающего. Это знаменитая теза: 'думать - не развлечение, а обязанность'. А думать сейчас немодно. Думать сейчас не хочется очень многим людям. Более того, многие начинают понимать, что горе-то в наше время, действительно, от ума. И люди, которые не думают - они благополучно обладают всеми материальными благами. И вот этому недуманью очень хорошо способствует этот вал чудовищный, вал псевдофантастики, псевдолитературы, который захлестывает наши прилавки. И вот в этом тоже одна из достаточно тягостных, может быть, черт положения Стругацких сегодня в нашей культуре. Но я ни секунды не сомневаюсь, что это пройдет. Это не может не пройти, потому что Стругацкие - слишком великие писатели для того, чтобы не проглядеть в них то, что было сказано.
  
   Стругацкие одновременно и фантасты, и не фантасты. Но то, что они писали, разумеется, не о будущем, а писали о нас, и писали о том, не какими будут люди в будущем, а какими не должны быть люди в настоящем. Подлыми, жестокими, трусливыми и так далее. И когда они в своих книгах, особенно в ранних книгах, создавали утопии, то эти утопии были построены не на идее об обществе идеальном, в котором полное изобилие, а на обществе, в котором живут люди, которые были очень близки Стругацким, и, в общем-то, которыми и они сами и были, и Борис Натанович, слава богу, с нами он и есть. ...
  
   В. БАБЕНКО: ...мои произведения - это 'Град обреченный' и 'Отягощенные злом' и 'Жиды города Питера'.
  
   К. ЛАРИНА: Почему?
  
   В. БАБЕНКО: Страшные, страшные... о нас нынешних. Страшные вещи. Страшная правда о нас нынешних. При всей, как бы, фантастичности. Вот, наверное, это гениальное прозрение писателей. И тяжелое предупреждение, и страшная угроза, которая, к несчастью, реализуется на наших глазах. Там все написано. Там все об этом. ...
  
   К. ЛАРИНА: Антон.
  
   А. СКАЛАНДИС: А я очень коротко скажу. Я уверен, что самая актуальная на сегодняшний день книга - 'Это хищные вещи века'. По той простой причине, что именно в ней - и сам Борис Натанович с этим согласен - авторам удалось удивительно точно описать наш сегодняшний мир. Вот именно нашу сегодняшнюю страну. Это книга о бездуховности, это книга о наркотиках, это книга о внезапно свалившемся на людей изобилии... информационном изобилии, изобилии материальных вещей... Я понимаю, что у всех... собственно, и в том мире... там нету... не там, где все счастливы. Это именно, когда такое вот идет как бы бесконтрольное потребление, и во что это выливается. Это удивительно вот актуально сегодня. Я поражаюсь, что ни один из кинорежиссеров до сих пор это не экранизировал. Сегодня это будут смотреть.
  
   К. ЛАРИНА: Я в финале хочу вновь вернуться к интервью с Алексеем Германом. Вот как он отвечает на вопрос 'В чем актуальность Стругацких?':
  
   'Стругацкие необходимы читателю в трудный период его душевного состояния и сложные моменты жизни страны. Если бы наша страна необыкновенно процветала, то Стругацкие были бы никому не нужны. А сейчас на экранах опять появляются люди с лицами свиноматок, которые на одно время исчезли. Это стало падать на душу интеллигенции, учителей, библиотекарей, инженеров, врачей, ведь Стругацкие никогда не будут популярны среди неинтеллигенции. Их книги - это борьба с теми, кто хочет тебя оглупить'. Вот то, о чем говорил Владимир Гопман. У вас есть любимая цитата из 'Трудно быть богом'? - спрашивает корреспондент у Алексея Германа. И Герман отвечает: 'Умные нам ненадобны. Надобны - верные'. Спасибо большое.
  
  
Журнал Самиздат
МОЯ СОБСТВЕННАЯ СТРАНИЦА

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"