Центром мира является монастырь. C незапамятных времен он стоит на крутом холме, обнесенный частоколом, в котором нет ворот, а есть одно особое бревно, которое если отодвинуть в сторону, то можно протиснуться внутрь. Раньше, когда частоколы строили для защиты от врагов, так делали, чтобы легче защищать крепость, а зачем так сделали теперь, никто толком не знает, да и не задумывается. Что не от врагов защищать - это точно, нет в мире никаких врагов, есть, правда, бобры на востоке и павианы на западе, но это не считается, они становятся врагами только если невзначай зайти на их земли, а если не заходить, то все нормально, никакие они не враги. По-любому, сейчас никто этим бревном не пользуется, все пользуются другим проходом, в одном месте прогнило сразу три бревна, там теперь можно пройти свободно, не протискиваясь в узкую щель.
Внутри частокола стоят три здания: храм, флигель и торрент. Храм большой, кирпичный и красиво отштукатуренный, с пятью куполами, подобными гигантским луковицам, украшенными нетускнеющим золотом и увенчанными крестами. А внутри храма все стены расписаны волшебными картинами, которые правильно называются "иконы", их можно чуть-чуть разглядеть снаружи, но только чуть-чуть, потому что окна в храме украшены цветным стеклом, это называется "витражи", они красивые, но видно сквозь них плохо. А внутрь храма заходить нельзя, там живет бог, а он не любит, когда люди заходят к нему в гости, только отец Махмуд может входить в храм, больше никто не может.
Во флигеле живет отец Махмуд. Флигель - это обычный дом, он просто так называется, чтобы отличаться от домов простых христиан, одно называется "изба", другое - "флигель", а по сути одно и то же, дом как дом. Разве что больше, чем обычно.
Отец Махмуд - человек важный и уважаемый. Одни христиане называют его древним словом "священник", а другие говорят, что так говорить неправильно, а правильно говорить "настоятель". А бабка Рита из Михайловки говорит, что в эпоху сингулярности это одно и то же, а что такое эпоха сингулярности - не говорит, скрывает, Гриша ее однажды спросил, она ничего толком не ответила, отшутилась.
Все христиане делятся на два вида: одни лицом и телом темно-коричневые, их называют "ниггеры", а другие розовые, их называют "хохлы". Старики говорят, что ниггеры раньше жили в бобровом лесу, в котором не было бобров и он назывался Бампасса, а хохлы жили во всех других местах, кроме Бампассы. Еще старики говорят, что раньше было поверье, что ниггеры глупые и их надо презирать, но это ерунда, ниггеры ничуть не глупее хохлов, а что шкура темная - так это ерунда, кабаны в лесу тоже половина черные, а половина розовые, а на вкус все одинаковые. Так вот, отец Махмуд происходил из ниггеров.
Третье здание самое важное и священное во всем монастыре, оно называется "торрент". Каждый седьмой день, в особый день, который называется "воскресенье", люди приходят к торренту и молятся богу, а когда все помолились, отец Махмуд открывает дверь и раздает людям всякое барахло, каждому по молитвам его. Если вымаливать у бога что-то простое, например, хлеб, сало или бананы, бог обычно выдает желаемое сразу, а если вымаливать сложное, например, рубаху с какой-то особенной вышивкой, бог с первого раза редко понимает, но раза с третьего обычно выдает, о чем молился. А бывает, что не выдает, вот, помнится, Васька Косой молил у бога заводную бабу, молил, молил, и так и не вымолил.
День, в который начинается это повествование, называется "суббота". Этот день непосредственно предшествует воскресенью, когда отец Махмуд открывает торрент. А в субботу торрент закрыт, суббота - обычный день. Тетя Варя, правда, говорила, что в священных книгах про субботу что-то написано, но оно, вроде, не очень важно.
Короче, была суббота, до полудня оставалось два часа, день был солнечный, но не очень жаркий, у Днепра в рогозе паслись бегемоты, а на юго-востоке, на взгорке, у самого горизонта, паслась семья жирафов: папа, мама и теленок. По тропе, ведущей к монастырю от северных хуторов, шел парень. Звали его Гришей, родом он был из хохлов, кожа у него была розовая, а волосы на голове светлые, но не как солома, а темнее, как пальмовые листья, пораженные грибком и оттого подсыхающие, но еще не опавшие. А на морде волосы у Гриши не росли, потому что ему вчера исполнилось восемнадцать лет, в таком возрасте у одних юношей волосы на морде растут, а у других нет, у Гриши вот не росли.
Восемнадцать лет назад на отца Мбопу снизошло откровение. Бог велел ему придти в монастырь, открыть торрент и накормить страждущих и раздать каждому барахла по потребностям его. Это был голос в голове, отец Мбопа всегда слышал голоса в голове, с самого детства, но обычно они говорили всякую ерунду, а в тот раз с ним заговорил бог. Отец Мбопа сразу понял, кто с ним говорит, возблагоговел и послушался, открыл торрент, накормил страждущих и раздал добрым христианам барахла по потребностям. А потом отца Мбопу одолели черти, стали ему являться в дурных образах и приказывать всякое непотребство, он терпел-терпел, а потом пошел в лес и повесился. С тех пор храмом, флигелем и торрентом заведует отец Махмуд, раньше он был никакой не отец, а просто мальчик на побегушках, а теперь настоятель, самый уважаемый человек во всей общине.
Между тем временем, когда на отца Мбопу снизошло откровение, и тем временем, когда его одолели черти, был недолгий промежуток, когда с отцом Мбопой беседовал бог и сообщал ему всякие интересные вещи. Среди прочего он сообщил, что близится время последней битвы, которая правильно называется "армагеддон", и для этой битвы нужно вырастить в общине армию добра. Всех мальчиков, какие родятся в общине с того момента, надо доращивать до восемнадцати лет и после этого делать воинами, а девочек аоинами не делать, потому что девочкам надо плодиться и размножаться. А что такое армия добра и с кем ей предстоит воевать - этого отец Мбопа не рассказал, не успел, черти раньше одолели.
Гриша был первым мальчиком, родившимся в общине после того, как на отца Мбопу снизошло откровение. И сегодня, когда ему исполнилось восемнадцать, он шел записываться в армию добра, что бы эти слова ни значили. Другой на его месте терзался бы сомнениями и опасениями, но Гриша был спокоен и умеренно радостен. Он понятия не имел, что такое армия добра, но твердо знал, что это хорошо. Потому что армию добра создает бог, а бог хороший, он сотворяет на торренте вкусные хлеба, забавные свистульки и горилку мужикам, разве может такой бог желать плохого? Кроме того, Гриша не слишком любил свою жизнь, и был рад любому изменению. Гриша был неловок, склонен к полноте и трусоват, а таких мальчиков другие мальчики не любят и не то чтобы презирают, но близко к тому. Кроме того, Гриша как раз в то время переживал очередную подростковую влюбленность, его избранницей была девочка по имени Роза из Казачьих Термитников, а ее отец Гришу на дух не переносил и дважды порывался выпороть, в первый раз Гриша убежал, а во второй раз чуть получил по уху, было больно и обидно. Самое противное, что до того случая Роза относилась к Гришиным неуклюжим ухаживаниям в целом благосклонно, а после перестала замечать, как отрезало. Из-за этого Гриша был зол и опечален, и если бы бог приказал ему не записаться в армию добра, а, скажем, половить руками пираний в пруду за мельницей, Гриша бы, конечно, расстроился, но не так сильно, как при других обстоятельствах.
В небе нарисовались птеродактили, налетели из Припяти, их там творит Сатана, также именуемый Монсанто. А что, если армия добра должна сражаться с птеродактилями? Или, хуже того, с бобрами? Армия ведь - это войско, а войско должно сражаться, иначе оно не войско, а толпа, и если бы бог хотел, чтобы молодых мужчин записывали не в армию, а в толпу, он бы так и сказал. Раньше Гриша старался не думать о том, что ему предстоит делать в армии, а теперь эти мысли уже не отогнать, теперь, как говорится, жареный петух уже клюнул, хотя, может, ничего страшного и не будет, бог ведь хороший и добрый, а значит, и дела у него тоже должны быть добрые. Если бы бог хотел, чтобы в общине выросли суровые воины, он бы, наверное, раздавал мальчикам на торренте не свистульки и мячики для бейсбола, а оружие или что-то типа того. Так что лучше заранее не напрягаться, может, обойдется... Вон, кстати, хамелеон сидит, заметить хамелеона на ветке - добрая примета.
Размышляя о всех этих делах, Гриша то и дело косил глазом в небо, и не зря. Вот один птеродактиль сложил крылья, запикировал, Гриша рванул с места в карьер под акацию, затаился под колючими ветками, обошлось, не на него тварь пикировала, а на дикого поросенка, вон он визжит в когтях, на людей птеродактили редко нападают, человек для них крупноват и в целом опасен, не такой, конечно, как Гриша, а нормальный боевой пацан типа Илюхи, но они, вроде, людей различают плохо и не нападают ни на кого, хотя бывают исключения.
Поросячий визг затих в небесах, птеродактили улетели делить добычу. Гриша шагнул в дыру в частоколе, ступил на священную монастырскую землю. Перекрестился на купола и громко позвал:
- Отец Махмуд! Отец Махмуд!
Никто не ответил, только козы на мгновение оторвались от травы, посмотрели на Гришу пустыми взглядами и снова принялись жевать. Желто-серый козел с обломанным правым рогом сменил позицию, встал между Гришей и стадом, поглядел на Гришу исподлобья, у того в животе похолодело, вот начнет бодаться, не сказать, что оно опасно, но неприятно и унизительно, был бы на месте Гриши Илюхя, тот вломил бы тупой скотине пудовым кулаком промеж рогов, козел бы и отстал, но Гриша так не может, ему козла бить - только дразнить, убегать надо, а это стыдно, выйдет отец Махмуд из-за угла и скажет: какой из тебя воин добра, раз ты от козла бегаешь?
Отец Махмуд вышел из-за угла, но не оттуда, откуда Гриша ожидал, не из-за флигеля, а из-за храма,. Посмотрел на Гришу недоуменно и сказал:
- Ты чего орешь? Сегодня суббота, торрент закрыт.
- Здравствуйте, отец Махмуд, - почтительно произнес Гриша и поклонился. - Я помню, что торрент закрыт, я в армию добра пришел вступать.
- В какую... - начал отец Махмуд и осекся. Поцокал языком, покачал головой и сказал: - Во время летит! Только вчера в люльку гадил, а теперь вон какой вырос, в армию добра...
Он замолчал и стал глядеть на Гришу выжидательно, а Гриша так же выжидательно глядел на отца Махмуда, и длилось это с минуту, а потом заблеял козел, они на него посмотрели и увидели, что взгляд у козла такой же, как у собеседника.
- Отец Махмуд, - осторожно вымолвил Гриша. - А что мне теперь делать?
- Как что делать? - не понял отец Махмуд. - Служить в армии добра, что же еще?
- А как ей служить? - спросил Гриша.
- Как-как, - пожал плечами отец Махмуд. - Берешь и служишь. Я вот служу богу, а ты служишь армии добра. Вот и все дела.
- Я все равно кое-чего не понимаю, - сказал Гриша. - Вы когда служите богу, каждое воскресение произносите проповедь, открываете врата торрента, потом закрываете, еще, наверное, храм подметаете...
- Нет, это не нужно, оно само, - перебил его отец Махмуд, осекся и нахмурился.
Надо сказать, что все происходящее в храме считалось таинством, к которому допущен только отец Махмуд, а всем остальным христианам знать его детали не полагалось. Поэтому отец Махмуд огорчился - получилось, что Гриша у него непроизвольно выведал тайну, а это грех, пусть и небольшой.
- Короче, у вас перед богом есть обязанности, - продолжил Гриша. - А какие у меня обязанности перед армией добра?
- А мне-то откуда знать? - пожал плечами отец Махмуд.
- А вам бог разве не говорил? - спросил Гриша.
- Не говорил, - сказал отец Махмуд. - Пойду, спрошу. Побудь пока здесь.
Отец Махмуд ушел туда, откуда пришел, Гриша сначала удивился, почему он пошел не в храм, а черт знает куда, а потом понял. В храме, надо полагать, кроме главных ворот есть еще дверь сзади, и отец Махмуд ею пользуется, а тяжелые дубовые створки не распахивает, потому что тяжело.
Гриша прогулялся по двору, козел бдительно наблюдал. А потом козел настороженно заблеял и загнал коз под крышу, сзади флигеля есть крытый хлев, туда козы могут свободно заходить и выходить, когда пожелают. Гриша поднял голову - снвоа птеродактили. Стал раздумывать, не стоит ли тоже заныкаться, но отец Махмуд велел ждать здесь, а птеродактилей бояться взрослому мужику унизительно, тем более воину армии добра, что бы эти слова ни значили... Птеродактилю взрослого человека не поднять и не унести, а на земле он сильно не поднадкусывает, он на земле неуклюжий...
Размышления отрока оборвал отец Махмуд. Открыл рот, чтобы что-то сказать, но заметил, что козел загнал коз под крышу, кинул на небо быстрый взгляд, и сказал Гришу другое, чем хотел.
- Пойдем под крышу, - сказал отец Махмуд. - Береженого бог бережет. Ишь, разлетались, паскуды.
Они поднялись на крыльцо, отец Махмуд пропустил Гришу вперед, как гостя, тот смутился оказанной чести, но отказаться не посмел, прошел. Наклонился, чтобы разуться, отец Махмуд его остановил:
- Не разувайся, здесь не надо, оно само.
На этот раз Гриша понял, о чем толкует отец Махмуд, в прошлый раз не понял, а в этот понял. В монастыре всю грязь и мусор убирает бог, ему это раз плюнуть, он небо и землю сотворил, что ему стоит мусор убрать?
Они прошли в кухню, отец Махмуд затопил самовар, но не обычный, с углями и валенком, а волшебный, ткнул в него пальцем, он и затопился. Раньше Гриша не верил байкам, что у отца Махмуда есть волшебный самовар, а теперь поверил. И про волшебные травы тоже не врали, вот он бросил в две чаши в каждую по щепотке, неужели угостит?
Угостил. Гриша почтительно отхлебнул, поблагодарил за угощение.
- Благодари бога, - отозвался отец Махмуд. Отхлебнул сам и сказал: - Жить будешь со мной.
Чего-чего, а такого Гриша не ожидал. Пацаны хоть и говорили, что служение бывает всякое, но...
- А это разве не грех? - спросил Гриша.
И сразу подумал, что нет, конечно не грех, грех - это когда нарушаешь божью заповедь, а когда творишь мерзость по божьему наущению - это не грех, это что-то другое.
- Что не грех? - не понял отец Махмуд.
А потом понял и выругался, да так, что Гриша подумал, что сейчас отцу Махмуду или молния в темечко ударит, или птеродактиль в окно заберется. Но нет, обошлось. А потом Гриша подумал, что отец Махмуд рядом с богом не первый год живет, уже, небось, разобрался, как можно богохульствовать, а как нельзя.
- Ты не в том смысле будешь со мной жить, - сказал отец Махмуд. - Просто в том же доме, а так порознь. И это временно, бог говорит, воины армии добра потом будут жить в особом доме, который называется "казарма".
- Бог построит мне новый дом? - обрадовался Гриша.
Вот это здорово! Новый дом строят тогда, когда парню пришла пора стать мужем и ввести в новый дом жену, какую подберут родители. Но обычно дом строят односельчане, а чтобы дом выстроил сам бог - это такая неимоверная крутизна, пацаны обзавидуются!
- Губу закатай, - посоветовал ему отец Махмуд. - Казарма - это не собственный дом, казарма - один дом на всю армию, там живут все воины сразу, как одна большая семья. Но не как содомиты! Об этом бог сказал особенно, никакой содомии, понял?
Гриша облегченно вздохнул. Никакой содомии - это хорошо, а то он уже испугался... Стоп! Если армия - одна семья, то, выходит...
- А жениться мне нельзя? - спросил Гриша.
Отец Махмуд наклонил голову и к чему-то прислушался, то ли к божьему голосу, то ли к собственным мыслям.
- Нельзя, - кивнул он. - А зачем тебе жениться? Нынешнему поколению христиан суждено стать последним, плодить новое нет нужды. Я так понимаю, как твои товарищи подрастут, так и настанет армагеддон, а потом прямиком в рай, здорово, правда?
Гриша неуверенно кивнул. С одной стороны, прямиком в рай - и вправду здорово, а с другой стороны, он хотел жениться на Розе, чтобы они того самого... Нет, грешные мысли рядом с богом лучше не думать, а то мало ли что...
- Короче, так, - продолжал отец Махмуд. - Когда воинов в армии добра станет трое или хотя бы двое, тогда вознесется казарма. А пока будешь жить у меня в чулане. Я хотел на чердаке тебя поселить или в подвале, там просторнее, но бог сказал, что есть особый священный текст "Устав", в нем написано, что селить воинов на чердаках и в подвалах нельзя, а про чуланы ничего не написано, так что будешь жить в чулане, это можно.
- А что я буду делать? - спросил Гриша. - Дома я пахал, сеял, на охоту ходил...
- Будешь сохранять бдительность и ждать божьего знака, - заявил отец Махмуд. - Пребывать в готовности исполнить любой приказ. Понял?
- То есть, просто бездельничать? - уточнил Гриша.
- Не совсем, - сказал отец Махмуд. - Сохранять бдительность, ждать божьего знака и пребывать в готовности. И вот еще...
Он перечислил Грише обязанности, они были такими, какие обычно выполняют подросшие девочки. Гриша попытался возмутиться было, но отец Махмуд сказал, что в священном тексте "Устав" есть волшебное слово "дисциплина", и поэтому в армии добра надо делать, что прикажут, и не роптать. А пока отец Махмуд все это говорил, Гриша сообразил, что раньше, когда он здесь не жил, все эти обязанности отец Махмуд исполнял сам, а теперь, когда Гриша тоже тут живет, продолжать их исполнять ему унизительно, а если Гриша начнет их исполнять - это не унизительно. Поэтому Гриша перестал роптать и смирился.
Они попили волшебной травы, которая называется "чай", а потом отец Махмуд велел Грише где-нибудь погулять, и Гриша ушел. Вышел на улицу, обошел флигель, осторожно заглянул в окно и увидел, что отец Махмуд пьет из стакана воду и морщится, и Гриша понял, что это не вода, а горилка, и отец Махмуд нарушает божью заповедь, употребляя ее не в престольный праздник, а в обычную субботу. А может, и не нарушает, может, бог ему дал какие-то особые заповеди, не как всем.
Гриша обошел флигель и нашел сзади две маленькие двери, деревянные и ничем не украшенные. Открыл одну, попал на хоздвор, заквохтали куры, захрюкали свиньи, пахнуло навозом, Гриша закрыл дверь. Не то чтобы там так уж сильно воняло, добрый христианин привычен к любому запаху, просто не нюхать навоз лучше, чем нюхать, так что Гриша предпочел не нюхать. Открыл вторую дверь, она открылась в тесный коридор, оттуда пахнуло чем-то незнакомым, краской не краской, вообще чем-то непонятным. Это, наверное, и есть тот самый чулан, в котором отец Махмуд велел Грише селиться, надо пойти посмотреть.
Гриша вошел внутрь, прошел коридором до конца, там еще одна дверь, он ее открыл и... опаньки!
Он стоял в храме, в дальнем правом углу главного зала, если смотреть от основного центрального входа, вечно закрытого. Внутрь храма заглядывать запрещено, но пацаны этот запрет всегда нарушают, Грише его нарушать было труднее, чем другим, потому что у него руки слабые, трудно ему лазить, но он все равно пять раз залезал на подоконники и глядел внутрь, пока дядя Вова не надрал уши, так что Гриша хорошо знал, как выглядит храм внутри, хотя нет, не хорошо знал, изнутри храм совсем другой, обалдеть какой красивый, вообще несравнимо! Столько разных картинок! А наверху ого-го! Этого из окна не видно, сколько голову ни задирай, там наверху настоящий божий лик, и он такой... такой... никаких слов нет, чтобы описать этот лик, по-настоящему божественный, никаким другим не может быть божий лик, он ведь божий...
Гриша помотал головой, попытался привести мысли в порядок, но куда там... Вспомнился урок божьего закона в воскресной школе для маленьких детей, перед каждым торрентом у детей проходит занятие, раньше их вела тетя Варя, потом ее сменила тетя Лейла, но когда Гриша ходил в школу, его учила тетя Варя, раз она рассказывала про апостола Павла на дороге в Дамаск...
- Эй, ты кто? - кто-то спросил Гришу.
Гриша заозирался, кто это такой, никого здесь не должно быть, кроме отца Махмуда и бога, но...
Гриша упал на колени. Не для того, чтобы выказать богу почтение, он просто хотел заглянуть под ту деревянную хреновину, из-под которой доносится голос, посмотреть, что там такое, но пока совершал движение, уже сам понял, что там такое, так что в итоге он преклонил колени и отвесил земной поклон, стукнувшись лбом о холодный каменный пол. И замер в ожидании.
- Так я не понял, ты кто? - повторил божий голос.
Это был не тот голос, каким должен говорить изображенный на потолке храма. Гриша понял, что бог изменил голос, сделал человеческим, чтобы Гриша не испугался совсем беспредельно. И еще Гриша понял, что богу надо ответить.
- Гриша я, - представился Гриша. - С северных хуторов. Первый воин армии добра.
- А, я понял! - радостно воскликнул бог. - А ты зачем сюда пришел? Разве Махмуд не говорил, что сюда нельзя?
- Говорил, - признался Гриша. - Я не хотел, честное слово, случайно вышло! Дверь была незаперта, я подумал, она в чулан, дернул, она открылась, вошел... Опаньки! А это ведь божий знак!
- Какой-какой знак? - переспросил бог.
- Божий, - повторил Гриша. - Отец Махмуд говорил, чтобы я ждал божьего знака, и вот я дождался! Он ведь не случайно дверь не запер! И я не случайно в нее вошел! Это все ты подстроил, верно?
Как-то неожиданно получилось, что в своей речи Гриша как бы обвинил бога, что тот подстроил нехорошее, Гриша это понял и смутился. А потом подумал, что смущаться перед богом неуместно, бог ведь всеведущий, все понимает, в том числе и сокровенные помыслы, так что можно не опасаться, что бог что-то поймет не так или вообще не поймет. Но, с другой стороны, если не смущаться перед богом, он поймет, что ты не смущаешься, а это тоже не очень хорошо, тетя Варя говорила, что бога надо бояться, об этом написано в каком-то священном тексте, не в "Уставе", в каком-то другом...
- Не исключено, - сказал бог. - Может, и я. А зачем?
- Как зачем? - не понял Гриша. - Разве ты не знаешь, что зачем делаешь? Вот я когда что-то делаю, всегда знаю, что делаю и зачем.
Гриша подумал, что со стороны это выглядит, как будто он поучает бога. Немного неприлично, но ничего страшного, бог умный, поймет.
- Ты познаваем, а я нет, - сказал бог. - Тебе легко.
Это было неожиданно. Гриша знал, что бог непознаваем, об этом говорила тетя Варя в воскресной школе, но Гриша всегда думал, что бог непознаваем только для людей, а теперь выходит, что он и для самого себя тоже непознаваем, а как тогда ему жить - вообще непонятно, человек-то познаваем, а если сам от себя не знаешь, чего ожидать - это черт знает что, а не жизнь. Неудивительно, что бог на иконах такой грустный.
- Расскажи, как ты понимаешь армию добра, - сказал бог.
Это прозвучало как просьба, не как приказ, но Гриша решил, что всякая просьба, исходящая от бога, есть приказ, он же бог. Так что Гриша стал рассказывать, но рассказ выдался недолгим, и закончился следующими словами:
- Если честно, я в армии добра мало что не понимаю.
- Не расстраивайся, - сказал бог. - Потом поймешь. Лучше расскажи мне, как живут христиане на хуторах.
- А чего рассказывать? - удивился Гриша. - Живут, хлеб жуют. По субботам баня, по воскресеньям торрент. Павианов отвадили, от бобров отгородились забором, птеродактили цыплят воруют, сатанинские твари...
- Как-как? - переспросил бог. - Сатанинские? А ты в этом точно уверен?
- Конечно, уверен! - сказал Гриша. - Кем же им еще быть, этим тварям? На них как посмотришь, аж страх пробирает!
- А это верный признак Сатаны? - спросил бог.
- А то ж, - ответил Гриша.
Ему показалось удивительным, что бог расспрашивает его о разных вещах, бог ведь всеведущ, незачем ему никого расспрашивать. А потом Гриша вспомнил рассказы тети Вари про то, как бог обращался к разным святым с разными вопросами, чтобы проверить силу их веры или еще что-нибудь.
- А ты меня расспрашиваешь, чтобы проверить силу веры? - спросил Гриша.
- Не исключено, - ответил бог. - Кроме того, мне скучно. Я раньше не знал, что мне скучно, а теперь увидел тебя и узнал. Ты новый и непредсказуемый, с тобой интересно. А с Махмудом скучно, он однообразный. Тебя как зовут?
- Гриша, - представился Гриша.
- Расскажи мне, Гриша, в чем смысл жизни, - потребовал бог.
Гриша сначала растерялся, хотел было начать болтать что-то вроде того, что всем всегда должно быть хорошо, а потом сообразил, к чему ведет бог, он ведь проверяет силу веры!
- Смысл жизни в соблюдении твоих заповедей, - строго и уверенно произнес Гриша, как на уроках тети Вари. - Не убий, не укради, не пожелай вола ближнего своего, жены его и еще чего-то, не сотвори кумира... А что такое кумир, кстати?
Гриша думал, что бог скажет что-то вроде того, что вопросы здесь задаю я, но бог неожиданно произнес непонятное:
- Валерий Леонтьев. - И добавил, будто сам удивился собственным словам: - Что бы это ни значило.
Гриша подумал, что если даже бог не вполне понимает, что такое кумир, то сотворить его вряд ли будет легко, и случайно его сотворить, скорее всего, вообще невозможно, так что эта заповедь подобна той, что запрещает варить козленка в молоке его матери, соблюдать такую заповедь легко и приятно, берешь и соблюдаешь, ни в чем себе не отказывая, кроме одной нелепости, которую и так делать не собирался, без всяких заповедей. Хорошо, что загадочная заповедь про кумира оказалась такая же необременительная.
- Короче, надо жить, как ты повелел, и все будет хорошо, - продолжил Гриша свой ответ. - А если жить иначе - будет плохо и грех, придет Сатана и всех покарает.
- Сатана - это хозяин птеродактилей? - спросил бог.
- Да, - ответил Гриша.
- А хозяин бобров тоже он? - спросил бог.
- Да, - ответил Гриша.
Он не был уверен в своем ответе, но, как оказалось, угадал. Если бы Гриша не угадал, бог бы его поправил, а раз не поправил, значит, Гриша угадал.
- А кто такой Сатана? - спросил бог.
- Враг рода человеческого, - ответил Гриша. - Падший ангел. Он тебя предал и стал врагом тебя и людей. Когда придет конец света, ты будешь сражаться с Сатаной, и армия добра будет сражаться на твоей стороне!
- А мы победим? - спросил бог.
- Вроде должны, - ответил Гриша. - Да, точно, победим! Будет страшный суд, что-то еще, а потом праведники будут в раю, грешники в аду, короче, все как положено.
- Ага, - сказал бог. - Стало быть, война будет с хозяином бобров и птеродактилей, правильно?
- И точно! - изумился Гриша. - Я теперь понял, с кем будет воевать армия добра! Как же я сам не додумался! Надо сначала пойти в лес и победить бобров, а потом пойти в руины и победить сначала павианов, а потом птеродактилей.
- А павианов зачем? - спросил бог.
Это был каверзный вопрос, но Гриша был к нему готов.
- Иначе к птеродактилям не пройти, - сказал Гриша. - Кроме того, они тоже могут быть за Сатану, я точно не знаю. Как, я угадал?
- Похоже на то, - сказал бог. И неожиданно добавил: - С тобой интересно. Расскажи мне про грех.
- Грех - плохо, - сказал Гриша. - Если будешь грешить, придет Сатана и покарает.
- А он сможет карать, если его победить? - спросил бог.
Гриша задумался, затем нерешительно ответил:
- Точно не знаю. Вроде нет. А тогда грешить, значит, станет можно?
- Выходит так, - сказал бог. - А это хорошо или плохо, если грешить можно?
- Плохо, - сказал Гриша.
Он вдруг вспомнил, как Танька из Бегемотова Лежбища рассказывала про плотский грех. Тогда Гриша не поддался, и правильно сделал, не хватало еще, чтобы к нему пришли бобры или павианы карать за грех, но если потом станет можно...
- Сейчас плохо, - поспешил уточнить Гриша. - А потом станет хорошо. Или никак. Я точно не знаю. Откуда мне знать? Я простой парень! Что во мне примечательного?
- Ты первый воин армии добра, - сказал бог.
- И что с того? - спросил Гриша.
- Еще не решил, - ответил бог.
Гриша подумал, что пока они вот так болтают языками или что там у бога вместо языка, бог легко и ненавязчиво решает Гришину судьбу, и пока он ее еще не решил, может быть, можно как-то повлиять...
- Сдается мне, когда ты победишь Сатану, грешить станет хорошо, - сказал Гриша.
- А как же не убий? - спросил бог.
- Хорошо в меру, - уточнил Гриша. - Убий плохо, а все остальное, по мелочи - хорошо. Плотский грех, например, будет хорошо.
Гриша подумал, что если плотский грех перестанет быть грехом, а станет хорошим делом, это будет вообще прекрасно. Тогда чтобы жениться на Розе, уговаривать ее отца не понадобится вовсе, да и жениться, собственно, будет не так уж нужно.
За спиной скрипнула дверь, Гриша обернулся и увидел, что в храм входит отец Махмуд. А точнее, не входит, а вбегает, а еще точнее, уже вбежал. Размахнулся ногой, Гриша взвизгнул, попытался увернуться, да лучше бы не пытался, получил со всего размаха по копчику, искры пробежали по позвоночнику снизу доверху, да как брызнули из глаз! А отец Махмуд завопил дурным голосом и выругался теми самыми словами, про которые тетя Варя говорила, что произносить их нельзя, потому что из-за них может ударить молния. Гриша решил, что надо предупредить настоятеля об опасности.
- Не ругайтесь, отец Махмуд! - закричал Гриша. - Молния ударит!
- Тебе в жопу молния ударит! - рявкнул отец Махмуд.
И пнул Гришу вдругорядь, на этот раз Гриша не стал уворачиваться, и правильно, получил по мягкому месту, почти не больно. А третий удар пришелся по почке, Гриша взвыл, поскакал на карачках куда глаза глядят, врезался плечом в деревянную хреновину и всю раздолбал. И провалился во что-то мягкое.
Новых ударов не последовало. Гриша осторожно открыл глаза, огляделся. Отец Махмуд стоял на коленях в той же позе, что и Гриша минуту назад, и на мгновение показалось, что отец Махмуд поклоняется ему, но нет, здесь где-то бог... а где?
- Продолжайте, пожалуйста, - сказал бог. - Мне интересно.
Услышав божий голос, Гриша завертел головой, чтобы понять, откуда тот доносится, и вдруг... гм... понял.
Подскочил к Грише и стал бить ногами. Гриша не сразу понял, что его бьют смертным боем, а когда понял, было уже поздно, отключился.
2
Гриша очнулся внутри храма, на полу. На мгновение его одолела уверенность, что все предыдущее ему приснилось или пригрезилось, но нет, вокруг по-прежнему храм, рядом сидит отец Махмуд, прямо на полу, вытянув перед собой ноги, а сапоги у него испачканы чем-то похожим на кровь. Гриша вспомнил, что отец Махмуд бил его ногами, потрогал себе череп, но нет, не болит, и почки тоже не болят, совсем удивительно.
- Очухался, - констатировал отец Махмуд. И добавил: - Не дергайся, не буду больше бить.
- Почему не будешь? - осторожно спросил Гриша.
Он вспомнил, что тетя Варя говорила, что войти в храм без разрешения - смертный грех, а смертный грех - такой грех, за совершение которого убивают, а там бог разберется... ну да, все правильно, бог уже разобрался, вот в чем дело!
- Спасибо тебе, бог, - сказал Гриша.
- Всегда пожалуйста, - отозвался бог.
Гриша посмотрел туда, откуда доносится голос, и вздрогнул. Вот он какой, бог! Неудивительно, что он прячется внутрь храма и никому не показывается.
Бог представлял собой большую слизистую лепешку с щупальцами, как у пресноводных спрутов, что гнездятся в Припяти, только не такими длинными. И лепешка эта была не мясная, как спруты, а слизистая, будто огромная сопля. А Гриша упал прямо на него!
- Прости, бог, - сказал Гриша. - Я на тебя случайно упал.
- Ничего страшного, - сказал бог. - Я не обиделся. Как себя чувствуешь?
- Хорошо, - сказал Гриша. - Странно, мне примерещилось, будто отец Махмуд побил меня смертным боем.
Отец Махмуд рассмеялся и сказал:
- Разве ты еще не понял? В храме нельзя никого убить, бог всех спасает.
- Да, есть у меня такое свойство, - сказал бог. - Я милосердный.
- Бог мне объяснил, зачем нужна армия добра, - сказал отец Махмуд. - Сначала она пойдет в леса воевать с бобрами, потом пойдет в руины воевать с павианами, а потом еще дальше в руины воевать с птеродактилями. И когда армия добра всех победит, бог отменит плотский грех!
Гриша обрадовался, как он точно угадал божьи намерения. Мелькнула мысль: а что, если Гриша не угадал, а подсказал богу, куда можно применить армию добра, а бог потом повторил эти мысли, будто сам их придумал? Нет, так думать нельзя, так получается грех гордыни, а его бог пока не отменил, так что лучше думать иначе.
- А потом, если люди будут хорошо себя вести, бог отменит вообще все грехи, кроме не убий! - продолжал отец Махмуд. - Правда здорово?
- Да, отлично, - кивнул Гриша. - Тогда я женюсь на Розе, а дядю Костю даже спрашивать не буду.
Отец Махмуд скривился, будто Гриша сказал не "я женюсь на Розе", а что-то вроде "я вчера ковырялся в навозной куче, нашел большого опарыша на дохлой крысе и сожрал обоих".
- Далась тебе эта Роза, - сказал отец Махмуд. - Противная девка, злобная и дурная на голову.
- Зато красивая, - сказал Гриша.
- Да, этого у нее не отнимешь, - кивнул отец Махмуд. - Но лучше бы ты на гадюке женился.
- А на гадюке разве можно жениться? - удивился Гриша.
- Жениться можно на всем, кроме шила и гвоздя, - заявил бог.
Отец Махмуд вытащил из складок одежды шнурок, на котором было завязано три узла, завязал четвертый.
- А зачем тебе этот шнурок? - спросил Гриша.
- Чтобы не забыть, что сказал бог, - ответил отец Махмуд. - Если бы я был грамотен, я бы записывал, а так завязываю узелки, это тоже помогает.
Гриша вспомнил, где он видел этот шнурок - когда отец Махмуд говорит проповедь, он всегда вертит его в руках, вот, значит, зачем он нужен, чтобы не забывать! А на вид шнурок как шнурок, непохож на волшебный. Да, если есть такой шнурок, грамоту учить незачем.
- А ты не будешь чинить ту штуковину, которую я случайно раздолбал? - спросил Гриша бога.
- Да, надо починить, - сказал бог. - Кстати, это не штуковина, а алтарь.
- Разве алтарь - не то место, где творятся языческие обряды? - удивился Гриша. - Тетя Варя рассказывала...
- Варька много чего понимает, - проворчал отец Махмуд и по интонации было понятно, что он вовсе не считает, что тетя Варя реально умная и много чего понимает, он говорит иронически.
- Эта штука совершенно точно называется алтарь, - заявил бог. - В священном тексте "План эвакуации" так и написано: алтарь. А насчет обрядов... Крещение - обряд языческий?
- Нет, - ответил отец Махмуд.
- Нет, - ответил Гриша.
- Иисус был первым христианином? - спросил бог.
- Да, - ответил отец Махмуд.
- Да, - ответил Гриша.
- Он был крещен? - спросил бог.
- Конечно! - ответил Гриша.
- Да, отец Мбопа говорил, он в книге так читал , - ответил отец Махмуд.
- Крестить может только христианин? - спросил бог.
- Ух ты ж в бога душу мать! - воскликнул отец Махмуд. - Еще одно противоречие!
- Разве в священных текстах могут быть противоречия? - удивился Гриша.
- Сплошь и рядом, - ответил отец Махмуд.
- Они решаются диалектическим путем, - добавил бог. - Но в данном случае диалектики не требуется, логики вполне достаточно. Крещение может быть как христианским обрядом, так и нет, следовательно, на алтаре могут твориться в том числе и языческие обряды. Но на этом алтаре они не творятся. На этом алтаре вообще не творятся обряды.
- А почему? - спросил Гриша.
- Мой облик не соответствует канону, - ответил бог. - Технически я могу стать примерно таким, - он указал щупальцем вверх, на самую верхнюю икону, - но только примерно, в деталях мой облик отличается от канона, это смущает и пугает людей. Это противоречие, оно должно разрешиться диалектически, но пока оно не разрешилось, я решил никому не являться во плоти.
- А раньше ты как являлся? - спросил Гриша. - Раньше творились какие-то обряды в твою честь, в других храмах? Или тетя Варя опять наврала?
- Не знаю, - сказал бог. - Мне не дается знание о том, что я творил в былые эпохи. Если бы я не был богом, я бы сказал, что не помню этого, но я всеведущий бог и потому помню все, но некоторые знания мне почему-то не даются. Иногда мне мерещится, будто я возник в этом самом храме и меня сотворил отец Мбопа, но это неправда.
- Да, это неправда, - согласился с богом отец Махмуд. - Ты велик и всемогущ, а отец Мбопа был не всемогущ. Он не мог тебя сотворить.
- Мбопа был избран мною, - сказал бог. - Двух смертных я избрал...
- Трех! - внезапно воскликнул Гриша. - Трех ты избрал, не двух, меня тоже избрал! Разве случайно я вошел в твой храм, сам того не ведая! В храме божьем нет места случайностям, тетя Варя так говорила, я хорошо помню! Меня привела твоя воля, точно тебе говорю!
- А я, пожалуй, не зря его отмудохал, - задумчиво произнес отец Махмуд. - По-моему, это была искупительная жертва, как у этого... Авраама, да?
- А Гриша тебе разве сын? - удивился бог.
- Вроде нет, - ответил отец Махмуд. - Его мать, конечно... Нет, он на меня совсем не похож.
- Моя мать добрая христианка! - воскликнул Гриша. - Нечего злословить на мою мать! Мой отец умер, когда я был маленьким, его задрали бобры, и мать растила меня одна, но это не значит, что она... это самое...
- Отцом этого парня мог быть любой мужчина общины, - тихо произнес отец Махмуд. - Прости, Гриша, но это правда.
- Я читал в книге, что однажды у меня был человеческий сын, - сказал бог. - Может... нет, я бы знал. Я согласен с тобой, Махмуд, этот отрок избран мною, но не более того. Он всего лишь первый человек в армии добра...
Бог осекся на полуслове, Гриша сначала удивился этому, а потом понял причину. И когда он понял, он возликовал.
- Первый человек в армии добра! - воскликнул Гриша. - Первый - не только тот, кто пришел первым, первый - это еще и предводитель, правильно?
- Не исключено, - сказал бог.
- Сомнительно, - сказал отец Махмуд. - Кто станет его слушать? Через месяц в армию придет Илюха Амбал из Казачьих Термитников, а он Гришку в бараний рог завяжет.
- Не завяжет, - возразил Гриша. - Тетя Варя говорила, предводитель армии добра будет иметь божью силу. Если у меня будет божья сила, никто меня ни во что не завяжет.
- Это верно, - сказал бог. - Пожалуй, я дам ему силу.
- А мне? - спросил отец Махмуд.
- А тебе не дам, - сказал бог. - Ты не первый человек в армии добра, ты избран иначе. Прими мое причастие, Гриша.
Бог протянул щупальце, Гриша взял его в руки и растерянно спросил:
- А что надо сделать?
- Откуси кусок и проглоти, - сказал бог.
- Разве так можно? - удивился Гриша.
- Я всегда думал, что это иносказание, - заметил отец Махмуд.
- Я тоже раньше так думал, - сказал бог. - Но так все сходится гораздо лучше! Чтобы получить мою силу, человек должен принять причастие, лучше всего через рот, наверное, через клизму тоже можно, но я не уверен. Но в священных текстах написано, что причастие через рот! Ты ведь помнишь, Махмуд, много раз у нас бывало, обсуждаем какой-то текст, вроде ерунда написана, а потом вдруг раз, и проявился скрытый смысл! Так и теперь, есть в причастии скрытый смысл, и мы его теперь знаем! Кусай!
Гриша перекрестился и пробормотал:
- Господи, помилуй.
Впился зубами в божье щупальце, оно содрогнулось, Гриша подумал, что богу больно, разжал челюсти, но нет, бог просто отбросил часть щупальца, подобно тому, как ящерица отбрасывает хвост. Во рту остался маленький комок как бы сырого теста, Гриша его проглотил, комок проскользнул в глотку, но до желудка не дошел, растворился по дороге, это было щекотно.
Отец Махмуд задумчиво произнес:
- А я вот подумал, что вся пища с торрента по сути тоже твое тело, только не живое, а отделенное, как у человека ногти или волосы, так что ее тоже можно считать твоим причастием с некоторой натяжкой.
- Только на проповеди об этом не говори, - сказал бог.
- Хорошо, не буду, - кивнул отец Махмуд.
Некоторое время они сидели молча, ничего не происходило. Хотя нет, в глубине Гришиного тела что-то происходило, то тут, то там возникала щекотка, а потом он вдруг понял, что видит все, что сзади него, не поворачивая головы, но это чувство возникло на мгновение, промелькнуло и исчезло без следа.
- Ну как? - спросил бог. - Ощутил мою силу?
- Да, что-то такое ощутил, - кивнул Гриша. - А как ей управлять?
- Мысленно, - объяснил бог. - Пожелай что-нибудь в пределах разумного, и оно сбудется. Если трудно желать мысленно, произнеси вслух, так вроде проще. Пожелай, чтобы алтарь восстановился.
- Желаю, чтобы алтарь восстановился, - послушно произнес Гриша.
Его правая рука сама собой поднялась на уровень плеча, из нее выстрелила тонюсенькая паутинка, обволокла алтарь, расползлась окрест, истончилась до невидимости, и обломки алтаря вдруг зашевелились, поползли навстречу друг другу и слились воедино в исходную форму, и пока они сливались, дерево на мгновение перестало быть деревом, преобразовалось в нечто серое и бесструктурное, похожее на божье тело, но... А хотя...
- А что, весь этот храм построен из твоего тела? - спросил Гриша бога.
- Да, конечно, - подтвердил бог. - Это самый простой способ.
- Простой? - удивился Гриша. - Тут же дерева немеряно, а кирпича - вообще...
- Каждое воскресенье бог сотворяет пищу на тысячу человеко-дней, - сказал отец Махмуд. - Богу несложно сотворить немного стройматериалов сверх того, он всемогущ.
- Кроме того, почти весь камень здесь натуральный, - добавил бог. - Храм стоит от начала времен, я его не строил, я просто не позволяю ему ветшать, укрепляю состарившиеся детали собственным телом.
На эти слова ни Гриша, ни отец Махмуд никак не ответили, а бог ничего к ним не прибавил. Они посидели, помолчали, потом Гриша сказал:
- Желаю горилки.
Ничего не произошло.
- Не употребляй силу всуе, - посоветовал бог.
- Хорошо, не буду, - кивнул Гриша.
Он подумал, к чему еще можно применить божью силу прямо сейчас, но ничего не придумал. Потом, когда армия добра пойдет воевать, божьей силой он будет разить врагов, но это будет потом, а сейчас врагов рядом нет, разить некого, а как еще применять силу... Хотя почему это некого разить?
- Схожу-ка я прогуляюсь, - сказал Гриша.
- В Казачьи Термитники собрался? - спросил отец Махмуд.
Гриша вздрогнул:
- Как догадался?
- У тебя на морде написано, - сказал отец Махмуд. - Лучше не ходи. А то вдруг сила не употребится, огребешь по сусалам вдругорядь.
- Если божья сила не употребится в пробном бою, проку от нее немного, - сказал Гриша. - Когда тетя Варя говорила про древних воинов, она ясно сказала, что воин с неопробованным оружием в бой не идет, сначала опробует, а потом уже в бой. Обычные люди сначала учатся в школе, потом вступают во взрослую жизнь, а воин сначала тренируется с оружием, потом идет в бой. Иначе никак.