Propedevtika : другие произведения.

Тесты для 3 к к теме 3 обследование легких

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


  
   МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
   К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ N 3.
   ( 5 семестр )
  
   ТЕМА: Обследование больных с заболеваниями органов дыхания.Расспрос.
   Анализ жалоб легочного больного.Общий осмотр.Форма грудной клет-
   ки.Синхронизм движения,типы дыхания.Пальпация.Техника и методы
   перкуссии.Определение границ легких,подвижности легочных краев.
  
   ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить схему обследования больного с заболевания-
   ми органов дыхания, научить студентов проводить расспрос, анализ
   жалоб, общий осмотр и пальпацию грудной клетки, перкуссию лег-
   ких, интерпритировать полученные данные.
  
   КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ:
   1. Изучить ведущие жалобы легочного больного, механизм их возникнове-
   ния, научить выявлять их при расспросе (кашель, выделение мокроты,
   одышка, боль в грудной клетке, кровохарканье, повышение температу-
   ры).
   2. Научить выявлять опорные пункты в анамнезе заболевания, которые
   свидетельствуют о характере развития заболевания, его начале,хрони-
   зации,динамике.
   3. Научить выявлять"факторы риска" в развитии легочных заболеваний при
   выяснении анамнеза жизни (профессиональные вредности, вредные при-
   вычки, особенности быта, аллергический фон).
   4. Обучить правилам проведения общего осмотра грудной клетки; основные
   формы ее и научить выявлять их у больного.
   5. Научить определять тип дыхания.
   6. Научить определять частоту, глубину и ритм дыхания.
   7. Научить определять синхронность движения обеих половин грудной
   клетки при дыхании.
   8. Научить определять участие вспомогательной мускулатуры в дыхании.
   9. Обучить правилам пальпации и научить определять болезненные места
   на грудной клетке.
   10.Научить определять резистентность грудной клетки.
   11.Научить определять голосовое дрожание.
   12.Обучить правилам перкуссии легких.
   13.Научить определять границы легких.
   14.Научить определять подвижность легочных краев.
  
   СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
   1.Вступительное слово преподавателя.Формулировка цели занятия.
   Мотивация. - 5 мин
   2.Определение исходного уровня знаний. Програмированный и
   дополнительный опрос. - 30 мин
   3.Демонстрация сбора жалоб,анамнеза,осмотра, пальпации и пер-
   куссии грудной клетки у легочного больного - 30 мин
   4.Курация больных с заболеванием системы дыхания (расспрос,
   общий осмотр,осмотр грудной клетки,пальпация,перкуссия) под
   контролем ассистента - 30 мин
   5.Клинический разбор больного с наиболее характерными жа-
   лобами,анамнезом,демонстративным внешними данными,изменен-
   ным голосовым дрожанием,перкуторными данными ( студент
   докладывает в палате всей группе,разбор в учебной комнате) - 50 мин
   6.Заключительное слово преподавателя. Подведение итогов
   занятия. - 30 мин
   Задание на дом - 5 мин
  
   КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
   1. Перечислите основные жалобы при заболеваниях органов дыхания. назо-
   вите их в латинской транскрипции.Какие симптомы выявляются при ста-
   тическом и динамическом осмотре?
   2. Перечислите наиболее частые дополнительные жалобы при заболевании
   органов дыхания.
   3. При каких заболеваниях легких бывает боль в грудной клетке?
   4. При каких заболеваниях и почему появляется кашель с мокротой?
   5. Для каких заболеваний характерен утренний кашель с мокротой? Каков
   механизм его возникновения?
   6. При каких заболеваниях появляется "лающий кашель","сиплый" или без-
   звучный" кашель?
   7. Что такое кровохарканье?
   8. Какова классификация мокроты по консистенции и цвету?
   9. Что такое одышка? Каков ее механизм при заболеваниях системы орга-
   нов дыхания?
   10.Что такое субъективная одышка?
   11.Назовите основные признаки объективной одышки.
   12.Перечислите основные виды одышки. Какие патологические процессы
   способствуют экспираторной одышки?
   13.Что такое астма?
   14.Назовите основные факторы, понижающие сопротивление организма, спо-
   собствующие возникновению острого заболевания дыхательной системы.
   15.Какие заболевания ,перенесенные в прошлом, имеют существенное зна-
   чение в развитии хронических поражений?
   16.Какое положение занимают больные с односторонним легочным заболева-
   ниям? Почему?
   17.Что такое ортопноэ?
   18.Чем обусловлен цианоз при заболеваниях органов дыхания?
   19.Перечислите причины ,при которых легочный звук становится коробоч-
   ным? Притупленным? Тимпаническим? Притупленно-тимпаническим?
   20.Каков характер перкуторного тона при:
   - инфильтрации легочной ткани?
   - ателектазе?
   - пневмосклерозе?
   - скопление жидкости в плевральной полости?
   - пневмотораксе?
   - над большой пустой полостью?
   - над полостью , содержащей жидкость и воздух?
   - при повышении воздушности легочной ткани?
   Изобразить графически:
   - схему звуковых колебаний тихого и громкого звука
   - физические свойства ясного легочного звука
   - физические свойства тупого (безр.звука)
   Выпишите правила проведения сравнительной перкусси,то-
   пографической перкуссии,определения подвижности легочного края.
   Оформить в виде таблицы нормальные показатели границ
   легких,получаемые при топографической перкуссии легких.
  
   ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ПРОВОДИТЬ ПЕРКУССИЮ ЛЕГКИХ:
   Обработка практических навыков возможна только в условиях знания мето-
   дики и ясного понимания целей проведения методов обследования.
   Студенты пользуются "Схемой истории болезни" - раздел "Системы дыха-
   ния" и руководствуются основными правилами и порядком проведения пер-
   куссии,приведенными в учебнике Василенко В.Х. , которые должны быть
   выписаны в рабочую тетрадь. Полученные данные заносятся в протокол
   обследовани.
   При проведении перкуссии должны учитываться следующие возможные
   ошибки:
   - палец-плессиметр слабо прилежит к телу обследуемого
   - при нанесении ударов движения осуществляются в локтевом,а не в лу-
   чевом суставе
   - перкуторные удары наносятся не коротко и упруго, а палец-молоточек
   задерживается с пальцем-плессиметром.
  
   ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПЕРКУССИИ:
   1.Сравнительная перкуссия проводится не на строго симметричных участ-
   ках грудной клетки.
   2.При перкуссии используется удар разной силы.
   3.При перкуссии некоторые участки оказываются не исследованными при
   нарушении плана сравнительной перкуссии.
   Студенты могут ошибочно выявить патологические очаги в легких при
   их отсутствии (например, студент расценивает некоторое притупление
   звука над верхушкой правого легкого в правой подмышечной области и
   некоторых областях как патологическое явление).Надо помнить, что у
   здорового человека в симметричных точках перкуторный звук может
   быть не совсем одинаков по силе,продолжительности и высоте,что за-
   висит и от толщины легочного слоя и от влияния на перкуторный звук
   соседних органов.При интерпритации данных перкуссии надо учитывать
   и толщину грудной стенки больного.
  
   ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ ПЕРКУССИИ И
   ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОДВИЖНОСТИ НИЖНЕГО ЛЕГОЧНОГО КРАЯ:
   1.Границы легких оказываются неверно определенными, если нарушаются
   правила топографической перкуссии:
   - перкуторный удар слишком сильный
   - студент делает отметку по краю пальца-плессиметра,обращенного к
   тупому звуку, а не к легочному
   2.При определении подвижности нижнего легочного края данные исследо-
   вания оказываются неверными:
   - если студент не делает четких разъяснений,когда требуется маси-
   мальный вдох,максимальный выдох,задержка дыхания, или не следит
   за действиями больного в момент перкуссии (Больной во время опре-
   деления смещения легочного края неправильно дышит)
   - Если студент не дает четких разъяснений, когда требуется mах вдох,
   mах выдох,задержка дыхания, или не следит за действиями больного
   в момент перкуссии(больной во время определения смещения легочно-
   го края неправильно дышит)
   - если определяя смещение нижнего легочного края на максимальном
   выдохе (когда перкуссия проводится от ясного легочного звука к
   притупленному), студент делает отметку не на границе притупленного
   с ясным звуком , а с другой стороны пальца-плессимета.
   5
   ПРОТОКОЛ ПО ТЕМЕ "ПЕРКУССИЯ ЛЕГКИХ":
   Ф.И.О. студента_____________________ группа___________________________
  
   Ф.И.О.больного______________________ палата___________________________
  
   Возраст__________________________профессия____________________________
  
   1.Органы дыхания: жалобы _____________________________________________
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   2.Общий осмотр:_______________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   ______________________________________________________________________
   3.Осмотр грудной клетки:
  
   - 4 -
  
   форма_______________________________________________________________
   симметричность______________________________________________________
   участие в дыхании___________________________________________________
   4.Тип дыхания_________________________________________________________
   5.Ритм дыхания________________________________________________________
   6.Число дыханий в 1 мин.______________________________________________
   7.Окружность грудной клетки:
   при спокойном дыхании_______________________________________________
   при mах вдохе_______________________________________________________
   при mах выдохе______________________________________________________
   экскурсия гр.клетки_________________________________________________
   8.Голосовое дрожание__________________________________________________
   9.Сравнительная перкуссия_____________________________________________
   ______________________________________________________________________
   10.Топографическая перкуссия:
   положение верхних границ легких:
   справа___________________________слева_____________________________
   спереди____________________________________________________________
   сзади______________________________________________________________
   поля Кренига_______________________________________________________
   нижние границы легких
   место перкуссии: справа слева
   окологрудинная линия______________________________________________
   срединно-ключичная_________________________________________________
   передняя подмышечная_______________________________________________
   задняя подмышечная_________________________________________________
   лопаточная_________________________________________________________
   околопозвоночная___________________________________________________
   подвижн.лег.края в см______________________________________________
   Топограф.линии: левого правого
   на вдохе на выдохе на вдохе на выдохе
   срединно-ключичная____________________________ ___________________
   средняя подмышечная___________________________ ___________________
   лопаточная____________________________________ ___________________
   11.ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   - 5 -
  
   ТЕСТЫ N 3:
  
   1. Для какого из перечисленных заболеваний наиболее характерен
   кашель с выделением слизисто-гнойной мокроты:
   а) первая стадия крупозной пневмонии
   б) сухой плеврит
   в) обострение хронического бронхита
  
   2. Экспираторная одышка наиболее характерна для:
   а) экссудативный плеврит
   б) приступ бронхиальной астмы
   в) сердечная астма
   г) бронхоэктатическая болезнь
  
   3. Сухой кашель наиболее характерен для:
   а) вторая стадия крупозной пневмонии
   б) период после прорыва абсцесса легкого
   в) обострение хронического бронхита
   г) ларингит
  
   4. Боли в грудной клетке, усиливающиеся при дыхании и кашле, воз-
   никают при:
   а) сухой плеврит
   б) бронхоэктатическая болезнь
   в) экссудативный плеврит
   г) хронический бронхит
  
   5. Для какого синдрома наиболее характерно кровохарканье ?
   а) синдром повышенной воздушности легочной ткани
   б) синдром скопления жидкости в плевральной полости
   в) синдром скопления жидкости и газа в плевральной полости
   г) синдром полости в легком
  
   6. Усиление голосового дрожания наблюдается при:
   а) острый бронхит
   б) вторая стадия крупозной пневмонии
   в) бронхиальная астма
   г) эмфизема легких
  
   7. Ослабление голосового дрожания происходит при всех заболевани-
   ях, кроме:
   а) приступ бронхиальной астмы
   б) эмфизема легких
   в) экссудативный плеврит
   г) вторая стадия крупозной пневмонии
  
   8. Для какого типа грудной клетки характерно: приблизительное ра-
   венство переднезаднего и бокового размеров,уменьшение ширины
   межреберных промежутков,почти горизонтальное направление ребер
   в боковых отделах,сглаженность надключичных ямок, тупой эпи-
   гастральный угол ?
   а) нормостеническая грудная клетка
   б) гиперстеническая грудная клетка
   в) астеническая грудная клетка
  
   9. Какой патологический тип грудной клетки характеризуется выра-
   женным удлинением переднезаднего размера за счет выступающей
   вперед грудины ?
  
   - 6 -
  
   а) эмфизематозный
   б) паралитический
   в) рахитический
   г) воронкообразная грудная клетка
   д) ладьевидная грудная клетка
  
   10.При каком патологическом типе грудной клетки отмечается выбу-
   хание заднебоковых отделов, расширение межреберных промежут-
   ков,участие вспомогательных мышц в акте дыхания ?
   а) эмфизематозный
   б) паралитический
   в) рахитический
   г) воронкообразная грудная клетка
   д) ладьевидная грудная клетка
  
   11.Назовите расположение нижней границы правого легкого по средин-
   ноключичной линии у здорового человека нормостенического типа те-
   лосложения:
   а) YI ребро
   б) YII ребро
   в) YIII ребро
   г) IX ребро
  
   12.Назовите расположение нижних границ легкого по средней подмы-
   шечной линии у здорового человека нормостенического типа те-
   лосложения:
   а) YI ребро
   б) YII ребро
   в) YIII ребро
   г) IX ребро
  
   13.Двустороннее опущение нижней границы легких наблюдается при
   всех состояниях, кроме:
   а) сморщивание легкого при пневмосклерозе
   б) затянувшийся приступ бронхиальной астмы
   в) спланхноптоз
   г) эмфизема легких
  
   14.Уменьшение активной подвижности нижнего края легких наблюдает-
   ся при всем кроме:
   а) эмфизема легких
   б) острый бронхит
   в) экссудативный плеврит
   г) сращение и облитерация плевральных листков
  
   15.Какой перкуторный звук определяется при перкуссии полулунного
   пространства Траубе?
   а) ясный, легочный
   б) тупой
   в) тимпанический
   г) коробочный
  
   16.Какой перкуторный звук характерен для повышенной воздушности
   легочной ткани ?
   а) ясный, легочный
   б) тупой
   в) тимпанический
   г) коробочный
  
   - 7 -
  
  
   17.Какой перкуторный звук определяется при заполнении плевральной по-
   лости жидкостью?
   а) ясный, легочный
   б) тупой
   в) тимпанический
   г) коробочный
  
   18.Какой перкуторный звук определяется при заполнении плевральной по-
   лости воздухом?
   а) ясный, легочный
   б) тупой
   в) тимпанический
   г) коробочный
  
   19.Какой перкуторный звук возникает при отсутствии воздуха в целой до-
   ле легкого или части его?
   а) ясный, легочный
   б) тупой
   в) тимпанический
   г) коробочный
  
   20.Причинами появления патологической одышки являются все, кроме:
   а) препятствие в дыхательных путях
   б) сдавление легкого при скоплении жидкости или воздуха в плевраль-
   ной полости
   в) повышенная физическая нагрузка
   г) уплотнение части легкого при воспалении
  
   21.При жалобе больного на продуктивный кашель необходимо выяснить:
   а) количество мокроты, выделяемое одномоментно и в течение суток
   б) характер мокроты
   в) цвет и запах мокроты
   г) все вышеперечисленное
  
   22.Пальпация грудной клетки позволяет установить все, кроме:
   а) болезненность, ее локализация
   б) резистентность и эластичность грудной клетки
   в) характер патологического процесса в легких
   г) изменение голосового дрожания
  
   23.Частота дыхания у здорового человека в покое составляет:
   а) 10-12 дыхательных движений в минуту
   б) 14-20 дыхательных движений в минуту
   в) 20-25 дыхательных движений в минуту
   г) более 25 дыхательных движений в минуту
  
   24.При каком патологическом типе дыхания ритмичные глубокие дыха-
   тельные движения чередуются с дыхательными паузами ?
   а) дыхание Куссмауля
   б) дыхание Биота
   в) дыхание Чейна-Стокса
   г) дыхание Грокка
  
   25.Как называется глубокое редкое дыхание с большими дыхательными
   движениями ?
   а) дыхание Куссмауля
   б) дыхание Биота
  
   - 8 -
  
   в) дыхание Чейна-Стокса
   г) дыхание Грокка
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   ОТВЕТЫ:
  
   1/в 6/б 11/а 16/г 21/г
   2/б 7/г 12/в 17/б 22/в
   3/г 8/б 13/а 18/в 23/б
   4/а 9/в 14/б 19/б 24/б
   5/г 10/а 15/в 20/в 25/а
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"