Проняев Валерий Сергеевич : другие произведения.

Бд-19. Голливуд в раздумьях?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  БД 19. Голливуд в раздумьях?
  
  В качестве автора и критика я участвую в конкурсе третий раз. В этот раз решил посмотреть на него с другой стороны. Критиковать легко. Можно в пух и прах разнести любое произведение. А ведь автор старался преподнести своё "гениальное произведение". Ночами не досыпал, творил, неоднократно вычитывал и искал ошибки, логические, пунктуационные, правописания. Поистине, велик и могуч русский язык( не я это сказал). Только он может для усиления восприятия разрешить автору поставить запятую там, где тот хочет обратить на это внимание. Кстати, некоторые рецензенты это упускают. Но вернёмся к произведениям. Я люблю фантастику, как любите её вы, и хочу, чтобы она была качественной. Мне своих идей хватает. Они, как рой пчёл, летают вокруг и больно жалят мой мозг. Может поэтому я не могу писать романы. Слишком много идей и всего не объять. При этом смотрю новую фантастику от гуру этого жанра. От западных фантастов, и в первую очередь - Голливуда. Да, скажете вы, там сценарии пишут целые бригады писателей. А в чём успех? Нельзя выделить лишь одно. Это и мощный неповторимый сценарий со своей идеей (Интерстеллар) , и заставляющий держаться в постоянном напряжении "экшен"( Терминатор, Армагеддон) , отличная идея и непревзойденное воплощение (Гравитация). Именно так создаются культовые блокбастеры. Не скрою, фильм Бондарчука "Притяжение" не супер, но тоже меня порадовал. С нетерпением жду его продолжения. Читаю старые рассказы БД-18. Ясно, что пресловутые 12Кб налагают большие ограничения. Попробуй-ка и образы героев раскрыть, идею подать и представить подобие экшена. Типа - впихнуть в этот объем "невпихуемое". Практически нереально. Тогда и судьям, включая критиков из числа участников конкурса, все карты в руки: "А я не понял, почему так? Этого не может быть по определению!". Вот и выходят в финал рассказы с куцей идейкой, но вписывающиеся в рамки русского правописания, образности и стилистики. Есть какая-то идейка, пресловутый фантэлемент, ну и слава богу! Это неважно, что герой весь свой "экшен" простоял в подъезде, провисел в колодце, завис в портале, или просто о чём-то думал. Попробуйте предложить это даже в качестве отрывка сценаристам Голливуда. Однозначно, засмеют. А ещё проще, посмотрите на него со стороны сами. Просто проиграйте в видеоплейере вашего мозга. Думаю, что вы сами станете критиком своего произведения. Нередко звучат слова: "с этим автором я дружу, он такой хороший". Чистое предвзятое кумовство. Есть и такие оценки: "этот жанр я не люблю и не уважаю, поэтому он уже мне не интересен. Ну ладно, снизойду...". И ещё, если вы когда-нибудь сталкивались с размещением своего произведения в печатном издании, то должны знать, что одним из требований к ним будет "социальный посыл". То есть, он должен быть социально значимым, и на чем-то акцентировать внимание читателя. Идеи могут быть самые разные. От общечеловеческих, до нравственных и личностных. Главное, чтобы они были актуальны. Отдельное слово о наших критиках. Немного коробит от "профи" с редким набором своих произведений. Разобрать любой рассказ на атомы, сжать их до размеров нейтронной звезды и вытереть о них ноги, может каждый. Дело лишь в уровне подвешенности языка и умного словоблудия. Считаю, что не совсем верно устроена сама система оценки. Идея должна быть превыше всего. При оценке баллы за неё должны быть гораздо весомее. Это как ноу-хау, как украденная у нашего дагестанского писателя идея "Аватара". Он, кстати, подал в суд на Голливуд, но воз и ныне там. Поэтому, сама идея должна быть во главе угла. Манера подачи тоже немаловажна. В своей статье за прошлый год я уже упоминал мастеров логического "экшена", и очень сожалею, что не все они не прошли в полуфинал. Заметно кто и зачем идёт на этот конкурс. Кто-то просто пиарится. В надежде на успех и раскрутку своих произведений старается представить давно забытое, но рейтинговое старое. Другие, совершенствуя свое мастерство, честно выставляют на суд своё новое, а третьи просто приходят потроллить и засветиться. Неискушенному читателю всё видно с первого взгляда. Открою ещё одну тайну: молодое и среднее поколение лучше воспринимают фантастику в качестве фильмов. Вот скажите, кто из вас смотрел фильм Георгия Данелия "Кин-Дза-Дза"?. Не удивлюсь, что будет не так много. Советую посмотреть в Яндексе. Вот кладезь идей и юмора! Это один из лучших советских фантастических фильмов. Хочу предупредить молодое поколение, тех, кому не более сорока (в начале июня я отметил 60), это первый советский киберпанк. Не думайте, что ваши предки (такие как я) только вчера спустились с деревьев и начали говорить. Как ровесник советского телевидения и полёта Юрия Гагарина, бывший военный инженер по радиоэлектронике, открою вам тайну - то, что было в военной сфере тайной и табу для "гражданки" только сейчас приходит в "народное хозяйство". Пример - "Роскосмос в этом году перешёл на цифру!". Так триумфально отрапортовал наш Рогозин. Я смеюсь - бортовые шестнадцатиразрядные БЦВМ я изучал в военном ВУЗе ещё в семидесятых. При этом, персональных компов у нас не было и в помине. Теперь подумайте, что ещё есть в наших "загашниках". Не удивлюсь, глядя на треугольные НЛО. Кстати, все наши современные военные разработки родом из СССР. В середине восьмидесятых, при Горбачеве, решили удивить американских сенаторов. Пригласили их в Крым. Там стоял экспериментальный лазер военного назначения. Долго думали, как преподнести его? Прожечь броню танка на расстоянии один километр? Не вариант. Решили проще - направили в небо и включили в режиме непрерывного излучения. Сенаторы были в шоке, когда увидели, как в луче лазера испаряется воздух! Был лишь один нюанс - он требовал отдельный мощный вход от электростанции. В наши дни вопрос решился малогабаритным ядерным источником питания. Так появился "Пересвет". Фантастика вокруг нас, только не всегда мы это замечаем... Я вырос на произведениях Жюля Верна, Рэя Брэдбери, Стругацких и Александра Беляева. У них есть чему поучиться. Вы удивитесь высказыванию Брэдбери: "Я не люблю машины, ненавижу Интернет, ненавижу компьютеры. Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают за компьютерами, они слишком много болтают, вместо того, чтобы слушать и слышать друг друга". Вы скажете, что это тот самый старческий маразм? С кем не бывает? Копайте глубже - это то, о чем я говорил выше. Пресловутый социальный посыл. Можно создать отличный экшен, но без этого он будет обглоданным скелетом. Сам Рэй Брэдбери о себе говорил так: "Я получил образование в библиотеке. Совершенно бесплатно". Он отличный философ. Возможно, что не все знают, что 451 градус по Фаренгейту - это температура воспламенения бумаги. Что он хотел этим сказать? Чтобы понять автора надо научиться читать между строк. А знаете, что он говорил о фантастике? "Фантастика - это наша реальность, доведенная до абсурда". Я читал все рецензии этого конкурса за последние три года. Когда начинают искать ляпы и говорят, что этого не может быть, сразу понимаю подход рецензента. Думаю, что сам Рэй сказал бы про него, что это простой прозаик, которого невзначай посетила идея фантэлемента. Уверен, что его поддержал бы и наш писатель-фантаст Александр Романович Беляев: " Не будем поэтому задавать автору и других неприятных вопросов, в частности относящихся к пребыванию под землёй на большой глубине, пройдём мимо и нескольких мелких ошибок и ляпсусов. Без этой доли легкомыслия и риска, и без этих ошибок, мы не сможем мысленно осуществить путешествие вместе с героями романа, и не обогатим своих знаний". Это лишь подчёркивает сказанное мной о значимости самой идеи и критиках. Хочу затронуть ещё одну тему. Частенько критикующие говорят о "слитом" конце. Мол не разжевал автор всё до конца и не положил в рот читателю. На мой взгляд, рассказ, как выстрел, как анекдот с непредсказуемым концом. Только тогда он будет интересен для читателя. Со мной согласен и Жюль Верн: "Если читатель может догадаться, как закончится книга, то её не стоило и писать". Вот теперь и подумайте, кто слез с дерева и научился говорить и писать. Может не стоит считать себя более умным, только потому, что у твоего поколения есть гаджеты и Интернет, а уместно вспомнить классиков жанра? Или хотя бы прислушаться к ним.
  Я прочитал почти четверть рассказов этого конкурса. В некоторых с трудом нашёл идею. Не берусь комментировать из-за сомнений. Не буду, как сказал выше, никого критиковать. Напротив, остановлюсь лишь на идеях, общем восприятии и соответствию жанру. ***
  Ковешников С. В. Питательная среда Четверга не будет
   Изящно и вкусно поданная идея Машины времени. Отличный и зрелищный экшен не даст читателю расслабиться. ***
  Зулейка Грин. Выборочный тест
  Идея с юмором: неземляне (инопланетяне или гости из другого измерения) тестируют ауру землян. Подопытная сделала свой выбор: "Учетчик в очередной раз оказался прав. Какая ирония - между раем и козами она выбрала коз!". Как плюс: читается легко. ***
  Гусаров Андрей. Не все попаданцы попадают в рай
  Оригинальная идея: "Судя по архаичному, но понятному говору, разум историка из будущего забросило в аборигена древней России". Логично и складно. Зачётный неожиданный финал с юмором. ***
  Стасисбрынза. Нечистая сила и фэншуй в голове
  Рассказ про Людку - риэлтора. "Как и большинство обманщиков она верит в приметы, в бога и в фень-шуй. Эти приспособления помогают её совести прятаться, когда приспичит. Так как приспичивает её часто, то совесть постоянно прячется. Спрятанную совесть никто ни разу и не видел". Здесь кроется пресловутый "социальный посыл". Как выяснилось, нечистая сила повсюду. Главная в шкафу. А фень-шуй в голове: "Как и большинство обманщиков она верит в приметы, в бога и в фень-шуй. Эти приспособления помогают её совести прятаться, когда приспичит. Так как приспичивает её часто, то совесть постоянно прячется. Спрятанную совесть никто ни разу и не видел. Даже ночью".
  Мистика с социальным уклоном. ***
  Тюлин Дмитрий Юрьевич. Чувство нереальности
  Идея: спустя четыре года на Землю возвращаются герои-колонизаторы Марса. Здесь они обнаружили причину потери связи: "США постиг очередной финансовый кризис. Марсианская программа была свёрнута в виду дороговизны и нерентабельности. Однако, на фоне спровоцированных кризисом феминистических волнений(?), к власти вернулись республиканцы. Они разорвали контракт с Илоном Маском и купили у России глушилки на его интернет". Сюжет видится продолжением фильма "Марсианин". Кейс с наличными долларами, как элемент юмора. ***
  Трищенко С. А. Всадники апока...
  Идея: вторжение инопланетян нарушило круговорот душ в природе. "Или - опять же по поводу вселения душ: почему-то именно там постоянно получаются какие-то сбои - вселят душу из тринадцатого века в тело двадцать первого. Я бы на месте шефа давно обратил на внимание на этот отдел". "Главное, что мне сразу показалось странным, когда я выскакал из ворот Спасской башни - эти зелёные человечки. Ну не должно на Земле таких быть!". Действительно, такой вариант апокалипсиса очень оригинален. ***
  Вербовая Ольга Леонидовна. Электричка до Балашихи
  Идея: правозащитница стала свидетелем сбывшегося предсказания и проклятия преступников. "Никто иная как Смерть носилась по вагону, размахивая косой. Трое мужчин, крича, в панике убегали, пытаясь увернуться от рубящего удара. Мощный взмах косой, и голова одного из них, отлетев от туловища, ударилась о стекло тамбурной двери. В раскрытых глазах застыло выражение ужаса и недоумения, словно молодой человек отказывался верить, что уже мёртв". Несложная, но качественная мистика. ***
  Галущенко Влад. Флакон
  Идея:" Вот и стали подселять сознание членов своего клана взрослым особям других цивилизаций, маскируя их под шпионов". Их цель - разведка при неукоснительном соблюдении своих запретов: "не лечится, не учиться, не жениться, не трудиться". Скорее, ироничный постмодерн.
  Инна. Придёшь после меня.
  Идея: изгои-беженцы возвращаются на территорию победителей. Несмотря на то, что по жизни скрытые "левые", они носители истины. "Передо мной сменялись картинки. Жизнь старухи и всех тех, кто был до нее, пройденный путь, и путь, который еще предстоит. Со временем зараженные земли излечатся. Мы не в состоянии ускорить процесс, в наших силах передать знания тем, кто сумеет. Из поколения в поколение, от женщины к женщине, от видящей к видящей". Динамичный, образный и волнующий рассказ. ***
  Берестенев Сергей Петрович. Явка с повинной
  Идея: жизнь в "ежовых рукавицах законов и правил"." Обновленцы утверждали, что гениальный Президент сможет найти себе приемника, способного продолжить его политику. Консерваторы считали, что при всей своей сказочной гениальности Президент не сможет найти приемника, сопоставимого с ним по мудрости и ему придётся оставить за собой руководство страной до достижения столетнего возраста. Дискуссия была очень жаркой, оппоненты чуть не подрались".
  "Ваниа работал продудавом. Сидя за рычагами бульдозера он давил продукты, незаконно ввезённые в Фуфляндию. Как раз позавчера было принято решение о запрете на ввоз бананасов из Тропикании, поскольку правительство этой страны неуважительно высказалось о внешней политике Фуфляндии".
  Фантастический памфлет. ***
  Флинт Киборд. Алгебра и магия мертвы
  Идея: киборги рождаются на свалках, которые создали люди. Оригинально." Если коротко... Интеллект идёт по пути наименьшего сопротивления. Как и люди. Он делает новый код из старого. А в старом скрытые баги... Ну, магия. Дремлющая. Понимаешь?"
  "Интеллект подумает, как - чтоб без ошибок уже.
   - Интеллект, ну да... Вообще! Зачем мы - люди - ему нужны? Он же всё может без нас!
   - Ответов два. Первый: всё движется как-то так... по инерции.
   - А второй?
   - Менее вероятный. Что он всё-таки не глуп. И мы зачем-то нужны".
  Вывод: зачётный киберпанк. *** Перлы БД-19 *** "Солнце светило в открытое окно и нагревало спину Жилина как аскариду в пустыне" *** "Я достал ящик и попытался прикрепить его к голове котенка. Но не тут-то было. Зверек извернулся и укусил меня за руку". *** "Шепот послышался, неразборчивый. Прислушался Златуха, позволил шепоту поближе подобраться - расслышать, что там шепчут". *** " Кузнец повертел бутыль в руках, протянул старосте. - Маковый отвар. Время у вас будет, пока все подготовим. Должно на всех хватить". *** " Вы о Китайском синдроме слыхали? Если повреждение активной зоны реактора случилось - радиация землю насквозь пронижет". *** " Упс!... слишком много от лилового продуцента отъел. Ноги превратились в тумбы, ручищи - мечта орангутана. Как теперь из норы выбираться?" *** " Мы подождали минут пятнадцать, и в зал вкатился рой бабочек - больших, разноцветных, ярких. *** "Но прошло время. Саша вырос, стал Александром, женился на девушке по имени Наталья, которая подарила ему двух детей: мальчика и еще мальчика". *** "Мини она не носит: три ноги у девушки. Скрывать такое непотребство сам бог велел". *** "А её манера одеваться? Сегодня ей семнадцать, завтра - все семьдесят на вид". *** " В кабинете откуда-то явно сквозило и голой Душе сразу стало холодно. В коридоре было явно теплее". *** " - Я никогда не выходил за рамки своих обязанностей, но всегда старался их хорошо выполнять". *** " Ровно в полдесятого вечера, уже в сумерках, наш "развороченный" под провизионной телегой господин спокойно прошелся по брусчатке, с чувством покуривая мундштук". *** " Что-то грохнуло, кто-то загремел ключами, и я смылся!". *** " Второе - джентльмен, раздавленный повозкой, выходит только в сумерках. И носит парики! Скрывается?" *** " Идея Петрова - незаконный приют для бедняков, который устроил какой-нибудь сумасшедший хирург, лечащий их от зведной сыпи, чахотки и открытых переломов". *** " Если для появления мира Бог нужен, то для мира бессмертная душа не нужна". *** " Поясняю, сначала мы создадим искусственный интеллект, который раззовётся до такого уровня, что сможет разбить бесконечно сложную работу создания Бога на огромное количество мелких решаемых задач. А уже когда ИИ создаст Бога, всемогущий Творец, нарушая все парадоксы и причинно-следственные связи, воссоздаст этот мир в далеком прошлом". *** " Неужели ты, как и наши умники из головного офиса не можете понять, что от передачи изображения и звука прямо в мозг всего пол шага до передачи чувств, мыслей, души на конец". *** " Торопливо спускаясь по лестнице Денис просмотрел новостную ленту их института и тут же дернул молодого начальника за рукав, показывая на экране смартфона стрим из столовой". *** " На автопилоте сел на стул возле вешалки и переобулся в тапочки. Правой ступней младший научный сотрудник ощутил кошачьи говешки"." На смартфон пришло очередное сообщение от заведующего отделом: "Я сам в шоке! За тапочки прости, друг. Это получилось бессознательно, чисто автоматически. Вначале захотелось с тобой выпить. Потом понял, что не получится. Стало обидно. А потом так непреодолимо захотелось по-дружески насрать тебе в тапочки, что не удержался. И закрой варежку, сам не понимаю, как такое получилось, но это я - Антон." *** " Страшная горечь ударила мне в грудь, так, что на глазах выступили слёзы. Я замер, вдохнул промозглый болотный воздух, и огляделся. Вокруг - никого, только сова ухала за деревьями". *** " Горечь душила меня. Я посмотрел на пса. Я был уверен, что сейчас получу ответ - любой, какой угодно... И только теперь увидел, что лицо у пса - моё собственное". *** " - Киборги. Какая-то неизвестная нам, древняя, но весьма продвинутая цивилизация модифицировала часть здешних человеков, видимо, для добычи полезных ископаемых". *** " Седина в бороду, зелень по коже, бес в ребро". *** " Я взял психолога за горло и выбросил в окно. Стало легче. Кстати, это моё предложение делать психологов надувными". *** " Пытаясь успокоиться, я прошагал шесть с четвертью раз по периметру кабинета, мебель вежливо уступала дорогу". *** " Я растянул пошире экран монитора, один многодетный папаша придумал, и подключил вторую клавиатуру". *** " В кабинет, с возрастающей степенью самоуверенности, вошли надувной психолог, участковый и дворник. Опять будут выписывать штраф за порчу газона". *** "Ему на ум приходили девушки легкого поведения , которые пытались показать , что они неприступны". *** " В дали над горизонтом было видно круглое солнце слишком кирпичного цвета .Перспектива такова , что Солнце было не Земным. На мертвом белом дереве сидел черный голубь и слегка наклонив голову наблюдал за Александром своим рубиновым глазом. Этот взгляд вопрошал:" Ты кто?". *** "Вот бандит бежит зигзагами пригнувшись, оскальзывается и с грохотом падает. Потому что девочка отстрелила ему подошву, револьвер держала связанными руками за спиной". *** " - Бестелесные же! Сознания у них, конечно, роскошные, потому что ничего другого нет, сами видите, на что способны. Так ведь без нас даже зубочистку поднять не могут". *** " Петру пришлось выскочить из душа сверчком, в дверь звонили". ***** Прошу понять меня правильно, я не указываю названий рассказов и авторов. У вас ещё есть время до работы жюри всё исправить. Конечно, если это не вырвано из контекста, и автор не сочтёт эти перлы ошибками. *****************************
  
  Комментарии ещё будут. Следите за обновлением. Благодарю за прочтение.
  
   БД-19. "Митька, брат мой, ухи просит..." Дурацкое название, не правда ли? Скорее, понятное тем, кто оттуда, из прошлого... В фильме "Чапаев" белогвардейский казак говорит о человечности. Это почти аналог героев Шолохова. "Брат Митька помирает..., ухи просит...". Это боль и отчаяние, молитва о пощаде.... Проецируем на наш конкурс. Критики свирепствуют, но..., меня удивило смещение их приоритетов в сторону смысла. Хотел написать новые отзывы, но решил не писать маслом по маслу. Со многими из них я согласен. Есть явный акцент в сторону смысла. Но есть и нюансы. Так называемый перечень непопулярных тем и жанров. В него, без вариантов, росчерком красного пера вписаны все фанфики, попаданцы, некоторые идеи из НФ и прочее, но странным образом не требуют объяснений произведения в жанре фэнтези, мистики и сказки. Как говорится, магия не требует объяснений. Это слово разрешает все проблемы по определению. А разве нельзя посмотреть на это с другой стороны? Или у нас все авторы Гарри Потера? Богатая фабула русского языка, по-моему, даёт всем шансы на признание. Искренне порадовало, что на БД начали обращать внимание на рассказы с юмором. Сам замечен в этом грехе. Как-то в одном из комментов прошлых конкурсов мне ответили, что БД, это Блэк Джек (Чёрный Джек) , и по определению он не может нести юмор. И это здорово, что лёд сознания тронулся. Нам юмор строить и жить помогает. Есть, правда, немного политизированные, типа "страна Фуфляндии". Я теряюсь в догадках, о какой стране он писал? Если о своей, то почти Салтыков-Щедрин, а если о соседней, то это политика. Жаль, что в погоне за оригинальностью сюжета некоторые авторы опускаются до "амебы в стакане воды", а рассказы о космосе и Вселенной в глазах критиков выглядят, как фанфики. Типа: "Нечто похожее я когда-то читал". На мой взгляд, любая тема имеет право на развитие. Очень развита "фишка" сравнения с другими произведениями признанных писателей. Некоторые критики всегда стараются найти параллели. Безусловно, они всегда были, есть и будут. Но Чёрт, как говорят, прячется в деталях. Вы только подумайте, сколько этих параллелей! Карл Чапек ещё в двадцатом веке написал о роботах. Он считается их отцом-предсказателем. И что? Тема закрыта? Хватит об этом писать? Ответ, думаю, всем понятен. Ещё нюанс. Рассказы на стыке жанров. Есть удачные варианты, где автору удаётся найти разумный баланс, другие же лишь используют это для прикрытия. Частый пример - микс фантастики с мистикой. Очень удобно не объяснять, как это могло случиться. Вернусь к своей прошлой статье. Из всего обзора мне понравились всего два - три рассказа. Во многом, как упоминал, согласен с другими критиками. Даже тот же критик от фэнтези "Макарка" со своим эльфом-гоблином не вызвал у меня удивления. В целом, этот конкурс меня порадовал. Есть сдвиги в лучшую, по моим понятиям, сторону. Я совсем не претендую на абсолютную истину. Как и не могут претендовать на неё другие критики. Извините, что не не выдал очередную порцию обзоров ваших рассказов. Очень надеюсь, что вы, как продвинутые авторы, можете читать между строк. С уважением к вам! *********************************
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"