Прокудина Юлия, Яровая Ольга : другие произведения.

Переосмысление понятий "свет" и "тьма" в современном женском фэнтези

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тезисы на Международную научно-практическую конференцию "ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ" г. Львов | 13-14 февраля 2015 г.

  Разделение мира на добро и зло, Свет и Тьму, черное и белое традиционно. Оно зародилось в мифологии, закрепилось в священных текстах различных народов, перешло в фольклор и литературу. Наибольшее значение для становления европейского мироощущения имеет библейское противостояние (Бог - дьявол), породившее множество образов и мотивов в художественном творчестве. В классике фэнтези разделение мира на "добрых" и "злых", "черных" и "белых" выражено довольно четко. Родоначальник жанра Дж.Р.Р. Толкин создает Арду, в которой противостоят две силы - добрая, созидающая, и злая, разрушающая. Как и в библейской истории, Черный Враг Мира, получив от Творца величайшую силу, "пал через высокомерие до презрения ко всем, кроме себя самого - и стал духом пустым и безжалостным" [3, с. 25]. Толкин при создании своего мифа закрепляет традиционное соотношение добра со светом, зла с тьмой: "Начал он с жажды Света, но когда не смог завладеть им единолично, низвергся сквозь огонь и ярость во Тьму" [3, с. 26]. Здесь же возникает параллель с геенной огненной, "где будет плач и скрежет зубов" (Мф., 13:42) - Моргот наполняет свое царство страхом и ужасными тварями. Таким образом, в жанре фэнтези утверждается равенство понятий зло, смерть, тьма, страх (и, соответственно, свет воспринимается как высшее благо, истина); в созданном писателем языке многие слова, отражающие понятия "темного" мира, содержат корень "мор" - черный.
  Ставшие уже в определенной мере классикой произведения Дж. Роулинг о Гарри Поттере продолжают эту традицию. И хотя в романах упоминаются только "темные искусства", "Темный Лорд" (белая магия не противопоставляется черной, магия в Хогвартсе априори светлая), автор однозначно оценивает тьму как силу зла, негативное явление.
  Однако в современном женском фэнтези дело обстоит несколько иначе. Конечно, некоторые писатели продолжают следовать устоявшейся традиции. В первую очередь это связано с богами и их приверженцами: писатель создает пантеон, где борются добрые и злые божества. И, соответственно, последователи темного бога (например, орки, поклоняющиеся кровавому Хашургу у Н. Кузьминой в циклах "Наследница драконов" и "Тимиредис") и сами олицетворяют зло и Тьму.
  Но в большинстве произведений однозначность оценки "тьма = зло" оспаривается. Так, одним из ярких примеров сосуществования и противостояния в едином мире сил Тьмы и Света являются книги М. Николаевой о Сапфировой принцессе ("Спецшкола для нечисти", "Академия для королевы", "Империя для дракона"). Мир и магия разделены на два противоборствующих "лагеря", однако автор показывает, насколько неоднозначно позитивное отношение к Свету. Светлая инквизиция уничтожает темные народы, заставляет отступать и прятаться, навязывает им свои идеалы. Судить могут даже за внешность: темные волосы, темные глаза - враг, нечисть. Категоричность и жестокость светлых сил, их количественное превосходство принесли Свету первенство, победу. А историю, как известно, пишут победители... Романы М. Николаевой - о темных. О том, что человечность, гуманность, честность свойственна Тьме не меньше, а то и больше, чем Свету; о том, что интриги инквизиции могут обернуться против нее самой. Темный мир представляется со знаком "плюс", Свет же показан во всей красе бессмысленного фанатизма.
  Следующим примером можно назвать романы М. Завойчинской "Иржина. Все не так, как кажется", "Иржина. Случайное - не случайно" и "Иржина. Предначертанного не избежать". Мир этих произведений очень четко разделен на Светлую и Темную империи. Идеология каждого государства насаждает негативное отношение к другому, жители разных стран взаимно считают "чужаков" чуть ли не чудовищами. Контакта между жителями нет: материки разграничены магической завесой. Главная героиня - девушка из Светлой империи, которой приходится искать убежища у темных. Именно через Иржину читатель воспринимает то, что Темная империя - куда более человечная и справедливая страна, император добрее, а люди (и нелюди) стремятся понимать и прощать друг друга. Само разделение мира также произошло по вине светлых: "В те времена весь мир Алсарил был един и не делился на два материка, как сейчас. <...> Стала появляться в Алсариле нежить и нечисть. Успешнее всего с ней удавалось справляться светлым магам. Но и темные были не бессильны. Однако тщеславие стало затмевать глаза тем, кто владел магией Света. Стали они считать себя более могущественными, более чистыми. Ведь именно Свет успешнее всего уничтожал страшных порождений Тьмы" [1, с. 11]. Пролилась кровь, началась война. Чудом разделился мир на две половины. "Одна из них Светлая, и всё так же непримиримы и безжалостны маги Света к Тьме в любом проявлении. Вторая империя - Темная. И с тех пор накрыта она божественным куполом, оберегающим ее жителей от жаждущих крови светлых фанатиков" [1, с. 12]. Опять же, мы видим, что Тьма не является злом. Куда страшнее - бездумное, фанатичное соблюдение жестоких законов Света, возомнившего себя истиной в последней инстанции.
  Интересно представлена проблема "черного" и "белого" у Е. Звездной. Мир, созданный ею в сериях книг "Академия проклятий", "Темная империя" и др., очень своеобразен. Во-первых, темные лорды - не обычные люди, они потомки выходцев из Хаоса. Довольно жестоки, циничны, но искренни в своих чувствах - как ненависти, так и любви. В "Академии проклятий" действие в основном происходит в Приграничье Темной империи, и такой уклад воспринимается как верный. Люди соседствуют с гномами, вампирами, дроу, темными, оборотнями и прочими не всегда канонически положительными существами. Однако за семь книг серии читатель успевает узнать, что "темные" герои искренни, и смотрит на них с позитивной точки зрения. Зло исходит со светлых, человеческих земель. Маги Третьего королевства без зазрения совести приносили в жертву своих же последователей, насаждая жестокий и несправедливый режим и пугая население темными. И когда в книгах "Темной империи" главной героиней становится человеческая девушка из светлого королевства, ей очень тяжело принять, что темный - не значит злодей.
  Н. Видина в книгах "Академия Черной магии", "Лабиринт агатов" и "Башня первого мага" уравнивает черный и белый цвета. Ребенок рождается нейтральным, его магия бесцветна. И только воспитание формирует "цвет". При этом как светлые, так и темные маги могут совершать одинаково хорошие и плохие поступки, при желании приемы магии одного "цвета" можно трансформировать в другой. Автор показывает, что разделение по цвету - лишь миф, что добро и зло зависят не от Света и Тьмы, а от души человека.
  Таким образом, мы видим, что в современном женском фэнтези происходит переосмысление традиционных представлений о добре и зле, которое связано, по-видимому, с неоднозначностью и сложностью окружающего мира. Авторы пытаются через выдуманные миры показать проблемы современности, главная из которых - внутренние метания человеческих душ, не способных верно определить свою жизненную дорогу и необходимость поиска истинного пути. "Человек - это не свойство характера, а сделанный им выбор" [2, с. 462],- говорит великий волшебник и учитель Альбус Дамблдор. И задача познать себя стоит перед каждым - дорога определяется самой личностью, а не принадлежностью к клану "белых" или "черных".
  
  Список литературы:
  1. Завойчинская М. Иржина. Случайное - не случайно / М. Завойчинская. - М.: "Издательство АЛЬФА-КНИГА", 2014. - 313 с.
  2. Роулинг Дж.К. Гарри Поттер и Тайная комната / Дж.К. Роулинг. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. - 473 с.
  3. Толкин Дж. Р.Р. Сильмариллион / Дж. Р.Р. Толкин. - М.: Астрель, 2012. - 432 с.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"