Прохорова Наталья Григорьевна : другие произведения.

Решает ли Нострадамус философскую проблему синхронистичности, поставленную Юнгом?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Решает ли Нострадамус философскую проблему синхронистичности, поставленную Юнгом?
  
  
  "Карл Гу́став Юнг 26 июля 1875, Кесвиль, Тургау, Швейцария - 6 июня 1961, Кюснахт, кантон Цюрих, Швейцария) - швейцарский психиатр и педагог, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии. С 1907 по 1912 год был близким соратником Зигмунда Фрейда.
   "Синхроничность (синхронистичность, нем. Synchronizität) - термин, введённый швейцарским психологом и мыслителем К. Г. Юнгом в одноименной статье "Синхронистичность: акаузальный связующий принцип". Юнг противопоставляет синхронистичность фундаментальному физическому принципу причинности и описывает синхронистичность как постоянно действующий в природе творческий принцип, упорядочивающий события "нефизическим" (непричинным) путём, только на основании их смысла"".
  https://ru.wikipedia.org/wiki/Синхроничность
  1) В книге "Сознание и бессознательное" раздел "О синхронистичности" Юнг описывает совпадение событий как вероятность и возможность, но с долей неопределённости. Пред знание он не относит к научному понятию. В результате работы с экстрасенсами он приходит к выводу, что психика может стирать фактор времени.
  К синхронистичным Юнг относит события, которые могут быть проверены впоследствии. И, о чудо, отзывается положительно об астрологии! Он рассчитывает простейшее мат ожидание и описывает коньюкции Лу с Лу, Со с Лу, Лу с Со и с As, он видит связь между излучением протонов и астрологическими данными. Юнг изучил к сравнению 360 гороскопов супругов со своей сотрудницей.
  
  "Как наглядно показал профессор Макс Кнолль (Max Knoll)*, планетные конъюнкции, оппозиции и квартильные аспекты в такой степени влияют на поток протонов, излучаемых Солнцем, что появление магнитных бурь может быть предсказано с достаточной вероятностью. Можно также установить соотношения между кривой геомагнитных возмущений и уровнем смертности, которые подтверждают неблагоприятное влияние конъюнкций, оппозиций и квартильных аспектов, но благоприятное влияние треугольных и секстильных аспектов. Поэтому речь здесь, вероятно, идет о причинной связи, то есть о естественном законе, исключающем или ограничивающем синхронистичность. В то же время, зодиакальное определение домов, которое играет большую роль в гороскопе, создает осложнение в том смысле, что астрологический зодиак, хотя и согласуется с календарем, не совпадает с действительным (астрономическим) положением звезд. Созвездия изменили свое положение почти на целый теоретический (platonic) месяц в результате прецессии с того времени, когда точка весеннего равноденствия находилась в 0е Овна, приблизительно в начале нашей эры".
  "Синхронистические феномены удостоверяют одновременное появление многозначительных эквивалентностей в разнородных, причинно не связанных процессах; другими словами, они доказывают, что воспринимаемое наблюдателем содержание может, в то же самое время, представляться внешним событием в отсутствие какой-либо причинной связи. Из этого следует, что либо психика не может быть локализована в пространстве, либо пространство относительно для психики. То же рассуждение применимо к темпоральной детерминации психики и психической релятивности времени".
  *Макс Кнолль (Max Knoll) 17.07.1897 - 6.11.1969 - немецкий инженер электрик, изобрёл электронный микроскоп с коллегой Эрнст Руска.
  Юнг понимает, что что-то есть общее и даже связывает предсказания с физикой процессов, он правильно разносит понимание событий человеком во времени.
  
  2) В более поздней статье "Синхронистичность аказуальный(не случайный) связующий принцип" он продолжает рассуждения. Для понимания сложных вещей Юнг как психолог прибегает и к свойствам психики человека, и к физическим явлениям квантовой механики, и к астрологии. Он использует советы В.Паули, известных астрологов, а также труды Птолемея,
  
  а) В самом начале статьи Юнг делает неверные суждения с моей точки зрения, что большое - законы природы, на макро уровне должны быть решены статистически, а малые величины непредсказуемы и известные законы природы в ним неприменимы. Далее Юнг ищет причинно-следственные связи, случайностям он хочет найти причины, которые пока не найдены, но должны быть в принципе. Для случайностей он выбирает вероятностный подход.
  Для человека Юнг отводит причинную объективную связь природы, а также субъективную связь самого человека, существующую в нём. Обе связи взаимодействуют и существуют одновременно в одном событии.
  Далее он спорит с Шопенгауэром, сторонником общей идеи причинности как природного процесса.
  Непричинные комбинации событий Юнг доказывает на проводимых опытах, в частности игральных картах, и склоняется к статистическим данным даже при небольшой вероятности, главное, что она есть. Юнг ищет связь между восприятием и будущим событием. Причинность Юнг связывает с передачей некоей энергии, нет энергии, нет и причинности.
  Мы не будем строги к нему, так как тема действительно сложная, а Юнг психолог, а не математик и не физик.
  Структуру коллективного бессознательного Юнг строит на сумме бессознательного каждого, строящегося на эмоциях. Случайности Юнг трактует со своей точки зрения субъективности, одни события у него зависимы, другие нет, ход своих мыслей он же сам и запутывает, как можно сравнивать события, если нет прибора их измеряющего.
  " "синхронистичность". Я выбрал этот термин потому, что главным критерием мне представлялось одновременное возникновение двух событий, связанных не причинно, а по смыслу. Поэтому я использую общую концепцию синхронистичности в особом смысле совпадения во времени двух или более причинно не связанных между собой событий, которые имеют одно и то же или сходное значение".
  " ...Синхронистические события покоятся на одновременном существовании двух разных психических состояний. Одно из них является нормальным, вероятным состоянием (то есть таким, которому можно дать причинное объяснение), а другое, критическое ощущение, причинно никак не связано с первым".
  Синхронистичные события Юнг связывает со временем, но в пространстве события он не может объяснить. Например, события будущего. Причинность он связывает с временем и пространством, если оба понятия не будут далеки друг от друга.
  Время и пространство постоянны, пока в них не вмешивается психическая энергия. Причинность и синхронистичность не связаны между собой. С последним я не согласна, так как предложение выше опровергает это, Юнг противоречит самому себе.
  "...синхронистичность состоит из двух факторов: а) Находящийся в бессознательном образ проникает в сознание либо непосредственно (то есть, буквально), либо косвенно, в форме сновидения, мысли, предчувствия или символа, б) Объективная ситуация совпадает с этим содержимым. Как первый, так и второй фактор вызывают недоґумение. Каким образом возникает образ в бессознательном, и каким образом возникает совпадение?"
  Здесь я сделаю схему, а то Юнг заведёт нас в дебри непонимания.
  Синхнхронистичность: с 1 стороны - бессознательная мысль приникает (зависит от эмоций), с другой стороны она сбывается объективно. Объединить должно эти полярность эквивалентность смысла.
  Зато Юнг правильно пишет об эксперименте, в котором не должно быть правил, Природа должна иметь свой выбор, которого ей не оставляют.
  Далее Юнг поводит в астрологическому эксперименту.
  "Поэтому, если мы хотим, чтобы астрология поведала нам что-нибудь о непричинной связи между событиями, мы должны отбросить сомнительный диагноз характеґра и заменить его абсолютно неопровержимым фактом. Одним из таких фактов являются соединяющие двух людей узы брака".
  Вот как ЮНГ пишет О ЧИСЛАХ ВАСТРОЛОГИИ.
  "Последовательность естественных чисел неожиданно оказывается чем-то большим, чем простое нанизывание на одну нить идентичных единиц: в ней содержится вся математика и все, что еще будет открыто в этой области. Таким образом, число, в определенном смысле, является непредсказуемым единством. Хотя мне и недосуг просвещать читателя насчет существования внутренней связи между такими, на первый взгляд, несоизмеримыми вещами, как число и синхронистичность, я не могу удержаться от упоминания о том, что их всегда связывали друг с другом и что их общими характерными чертами являются сверхъестественность и таинственность".
  
  Порядок числа является неким порядком свыше, оно уже существует независимо, просто есть. Юнг даже ссылается, что психические образы тоже имеют мат структуру, являются четвертными или кратными их числами. Спорить с этим не стану, так как не знаю, так ли это.
  
  б)Астрологический эксперимент по Юнгу.
  Как я писала выше, Юнг занимается гороскопами брачных пар: 180+180 штук он взял для количественного результата.
  Юнг видит между планетами и психическими проявлениями причинную связь. Наконец-то, хоть кто-то заступился за Астрологию. Синхронистичность отметается, так как её место заняла причинность, а как мы уже знаем, это 2 большие разницы.
  Юнг рассматривает соединение и оппозицию Лу и Со; Ма, Ве, As и De, всего 50 аспектов.
  Здесь Юнг приходит к тому, что статистика неполна - это абстракция, она не несёт какие-либо выводы, их делает человек. Я с этим согласна.
  Также Юнг заметил, что аспекты некоторые часто повторяются, строит статистические таблицы. Но Юнг не останавливается, продолжает критически изучать найденное и всё время делать выводы. Кто не верит, возьмите данную книгу Юнга и посмотрите на многочисленные таблицы и графики.
  Юнг прибегнул к помощи профессора математики Маркуса Фиерца из Базеля, который ему помог высчитывать распределение Пуассона, но доказать научность астрологии не смог. Примечательно, что в борьбе за истину Юнг используется разные науки и даже мистику. Юнг обнаружил связь между бессознательным и любимой им синхронистичностью, и уклонением в сторону астрологии, но объяснить тоже это не смог, отнеся за счёт результатов спонтанности. Юнг сделал вывод, что статистика не может описать нестандартные события. С этим я не согласна тоже, что значит стандартные или нет, такого набора нет в математике.
  Как психолог он приходит к выводу, что смысл лежит не только в психике человека, но и за её пределами. Первый вариант гипотезы, что бессознательное есть либо в каждом (сторонником смысла и является Юнг), либо везде одинаково. Второй вариант гипотезы, что трансцендентное есть и во внешнем, и в независимом событии (статистика и никакой магии, либо получается конфликт с общепринятыми и гносеологическими взглядами ) . Так что преобладает с точки зрения причинности: бессознательное, либо событие из другого времени вернулось в мозг человека?
  А как мы уже знаем ПО ЮНГУ: если время и пространство близки, то мы видим причинность, а если они далеки, то где эта переносящая энергия?
  "Для бессознательной психе пространство и время относительны; то есть знание оказывается в континууме пространства-времени, в котором пространство уже не пространство, а время уже не время. Стало быть, если бессознательное может развивать свой потенциал в направлении сознания, то возникает возможность восприятия (или "знания") параллельных событий".
  Проводимые эксперименты Рейна с картами, игральными костями Юнг относит к небольшим числам и статистике. Всё не объяснённое причинностью, относится к параллельным событиям, то есть аналогиям, то есть к смыслу.
  Дж Б. Рейн занимался изучение парапсихологии: телепатии, ясновидения и др.. в частном университете Дюка, г.Дарем, Северная Каролина, Америка.
  Вывод Юнга:
  "В выборе между магической причинностью и трансцендентальным смыслом нам не поможет и традиция, потому что, с одной стороны, вплоть до наших дней примитивное мышление всегда считало синхронистичность магической причинностью, а с другой стороны, философия уже с середины восемнадцатого века предполагала наличие тайного соответствия или "смысловой" связи между естественными событиями. Я предпочитаю последнюю гипотезу, потому что она, в отличие от первой, не противоречит эмпирической концепции причинности и может считаться принципом sui generis (специфический). Это обязывает нас если не исправлять общепринятые ныне принципы естественного объяснения, то, по крайней мере, увеличить их количество. Для операции такого рода нужно иметь очень веские причины. Однако я верю, что высказанные мною выше мысли представляют собой аргумент, требующий тщательного рассмотрения. Психология, как никакая другая наука, не может себе позволить не обращать внимания на эти вещи. Они слишком важны для понимания бессознательного, не говоря уже об их философском значении".
  
  в) Предвестники идеи синхронистичности.
  "Принцип причинности провозглашает обязательность причинно-следственной связи. Принцип синхронистичности гласит, что "смысловое совпадение" обусловлено "одновременностью" и "смыслом"". Последнее подтверждают эксперименты по ЭСВ(экстрасенсорное восприятие).
  В рамках статьи на тему Юнга я не привожу его рассуждения, что думали по поводу миропонимания древние Агриппа, Платон, Парацельс, Кеплер, Лейбниц и др.. Сам Юнг хочет видеть везде смысл и синхронистичность.
  Парацельс:
  "...Поэтому тот, кто будет закладывать фундамент медицины, также должен опасаться самой незначительной ошибки, и должен превратить микрокосм во вращение небес и земли, чтобы философ не нашел на небе и на земле ничего такого, чего бы он не смог найти в человеке, а врач не нашел в человеке ничего такого, чего не было бы на небесах и на земле. И эти двое отличаются только внешней формой, и при этом форма и того, и другого понимается как принадлежность к одной и той же вещи".
  Лейбниц придерживался принципа причинности и синхронистичности. Юнг пишет, что первобытной стадии развития люди признавали синхронистичность и отрицали случайность.
  "Синхронистичность предполагает наличие смысла, который a priori связан с человеческим сознанием и явно существует вне человека". При этом Юнг ссылается на Платона. Гаусс и Вейль считаются число продуктом разума, в отличие от Платона.
  "...современная психология и парапсихология доказали, что причинность не объясняет определенный класс событий, в случае с которым мы должны принимать во внимание существование первичного фактора, а именно, синхронистичности, как принципа объяснения". Сновидения Юнг относит в первичному фактору.
  
  г) Заключение книги
  Юнг признаёт синхронистичность абстрактным понятием, которое движущееся тело психической энергией. Психическое не связано с мозгом, которого по его мнению нет у простейших, а является неким осмысленным и первичным фактором.
  "Смысл" по Юнгу, я писала об этом выше:
  "И Гелинк, и Лейбниц считали координацию психического и физического деянием Бога, неким принципом, находящимся вне эмпирической природы. С другой стороны, предположение о наличии причинно-следственной связи между психе и physis приводит к выводам, которые слабо согласуются с нашим опытом: либо существуют физические процессы, вызывающие психические события, либо есть предсущая психе, которая организует материю. В первом случае трудно себе представить, каким образом химические процессы могут порождать какие-либо психические процессы, а во втором случае непонятно, каким образом нематериальная психе может приводить материю в какое-либо подобие движения".
  Юнг считает, что синхронистичность решает проблему душа-тело.
  Понятия знания=осмысленного Юнг считает трансцендентальным, которое есть в психическом пространстве-времени, которое непредставимо. Юнг при этом ссылается на чувство раненых, а также левитирующих, находящихся в коме. Что принято сейчас называть изменённым сознанием.
  Причинность Юнг отнёс к макромиру, а на микро уровне связана синхронистичность с психической энергий, с бессознательным. Например, радиоактивный распад беспричинен, но синхронистичен, является аказуально упорядоченным, также следствием без причины, такие выводы делает физик Джеймс Джине, на которого ссылается Юнг.
  Может ли так быть: следствие без причины? Тут я не соглашусь с Юнгом,
   "Тогда, к триаде классической физики - пространству, времени и причинности - добавился бы фактор синхронистичности, и она превратилась бы в тетраду, quaternio, которое дает возможность видеть всю картину целиком:
  
   Пространство
  Причинность + синхронистичность
   Время
   В данном случае синхронистичность является для трех других принципов тем же, чем одномерность времени является для трехмерности пространства, или напоминает упрямую "Четверку" из "Тимея", которую, как говорит Платон, можно добавить к тройке только "силой". Точно так же, как в современной физике введение времени в качестве четвертого измерения постулирует непредставимый континуум пространство-время, так идея синхронистичности с присущим ей качеством смысла создает ошарашивающе-непредставимую картину мира. Однако, польза от добавления этой концепции состоит в том, что она позволяет нам включить в наше определение и знание природы психоидный фактор - то есть смысл a priori или "эквивалентность"".
  Далее Юнг пишет об открытии радиоактивности и пересмотре некоторых понятий.
   "Паули предложил заменить классическое противостояние времени и пространства на сохранение энергии и пространственно-временного континуума. Это предложение позволило мне более точно определить другую пару противоположностей - причинность и синхронистичность - с целью установления некоей связи между этими двумя различными концепциями".
  Синхронистичность Юнг наделяет архетипами - то есть психологическими факторами.
   "Постоянная связь посредством следствия (причинность)+Непостоянная связь посредством случайности Эквивалентности или смысла Пространственно временной континуум..."
  Архетипы или случайные психо эквивалентности)внутренние) связаны с причинностью(внешним), но выходят за её рамки, Юнг не видит здесь закономерности, которая то есть, то нет. Архетип готовит психическую вероятность, а случайность при этом обладает функциональным значением формирующего мир фактора.
   " "Смысловое совпадение" или эквивалентность психического и физического состояний, между которыми не существует никакой причинной связи, - это, говоря общими словами, модальность без причины, "акаузальная упорядоченность". Теперь встает вопрос, не может ли быть расширено наше определение синхронистичности с учетом эквивалентности психических и физических процессов, или, если точнее, не требует ли оно такого расширения".
  То есть Юнг расширяет понятие синхронистичность до "аказуальной упорядоченности".
  К ней он относит все акты творения, свойства чисел, разрывности в физике, а также производимые Рейном работы по телепатии. Синхронистичность - часть аказуальной упорядоченности.
   "Эта форма упорядоченности отличается от упорядоченности естественных чисел или разрывностей физики в том, что последнее существует извечно и регулярно повторяется, в то время как формы психической упорядоченности являются актами творения во времени. Кстати, именно поэтому я выделил элемент времени, как характерную черту этих феноменов, и назвал их синхронистическими.
   Современное открытие разрывности (например, упорядоченности кванта энергии, распада радия и т. д.) положило конец безраздельному господству причинности и, тем самым, триаде принципов. Территория, потерянная последними, раньше принадлежала сфере соответствия и притяжения, концепциям, которые достигли наивысшей точки развития в идее Лейбница об изначально установленной гармонии".
  Беспричинные события Юнг отделяет и относит к непрерывному творению Бога, так как больше некуда их отнести. Действительно, не все события происходят в сфере психического.
   Отклонения от событий можно объяснить одновременно тем, что мы что-то не знаем.
  "Необъяснимость" причин: "Это необходимое состояние, когда пространство и время теряют свое значение или становятся ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ, ибо в этих условиях причинность, которая предполагает наличие пространства и времени, больше не может считаться существующей и становится совершенно немыслимой".
  Синхронистичность в психологии случайна и непостоянна, неопределённа и связана с причинностью. Но неопределённые факты иной раз выходят за границы причинности.
  Заканчивает Юнг наличием времени, пространства, причинности и четвёртой категории.
  
  Примечания Юнга:
  В абзаце 142 Юнг отрицает детерминированность и причинность, и отводит главную роль Богу, ссылаясь на Лейбница, Кеплера.
  В абзаце 155 Юнг пишет, что синхронистичность может зависеть, а может и не зависеть от психики человека, являясь эквивалентностью или соответствием.
  У Юнга много примеров из области мистики, сны и видения, которые сбылись и которые он тоже хотел бы объяснить научно.
  Абзац 179. Юнг объясняет, как думает Бог, у которого нет времени, он живёт в нём. А вот
   Для людей всё, что происходит не одновременно, происходит вне времени. Вот такая своеобразная "теория относительности".
  Кое-что из сказанного Юнгом я бы проверила формулами логики, но Юнг то ли не знал о них, то ли не хотел использовать.
  
  3) Нострадамус дал нам алгоритм Евклида как календарный расчёт. Но все вопросы алгоритм Евклида не решает, определяя ход истории.
  Например, скелеты высоких людей. От таких раритетных находок вопросов больше, чем ответов. Здесь должны помочь науки, находящиеся на стыке с историей, археология, биология.
  "Вблизи города Лисаковска (республика Казахстан) во время раскопок кургана найдена уникальная находка - захоронение человека, жившего почти три с половиной тысяч лет назад". Рост человека более 2 метров.
  https://chelyabinsk.bezformata.com/listnews/velikana-emu-tri-tisyachi/1020103/
  Находят людей с ростом 10 и 18 метров, настоящих атлантов.
   Зато могут решиться некоторые спорные факты и наслоения событий, они станут более прозрачными даже в плане "хорошее" или "плохое" было событие, так как сочетания звёзд расскажут нам о событии. Можно будет высвободить больше достоверных фактов.
  Да и не каждая общественная или иная наука может похвастаться персональной формулой математики, а история теперь может a=bq+r. С какого бы момента мы ни начали отсчёт времени, с библейских дат или ранее, или позже, он всегда будет правильным, потому что это алгоритм Евклида.
  В некоторой степени даже история располитизирует ряд событий, возможно достоверных, но подлежащих спору, что события не было, а пишут, что было. За примером не надо как говорится ходить далеко. Уже сейчас идёт замалчивания значимости того, что 2 мировую войну выиграли русские, а не американцы и англичане. Да, американцы принимали участие, но лишь в конце войны, когда русские войска уже поредели и выдохлись за 4 года войны, вся война велась силами русских. Некоторые страны уничтожают памятники русским воинам-освободителям, думают, что что-то это позволит замалчивать прошлое.
  Сейчас модно ругать историю, что она не наука на фоне более точных и "умных" наук, да и сама история не в моде. При этом же не пеняют на психологию или археологию, или социологию, например, что они не науки.
  История как наука опирается на факты, предполагается изначально, что они достоверны. Также история обрела благодаря Ностру новых влиятельных подружек, которые с ней связаны буквально на века: астрономию, астрологию, математику. А из фактов выводы делать уже предстоит и нам.
  Можно сказать, что проблема синхронистичность нам стала ближе благодаря Нострадамусу, а вот почему предсказания именно такие, какие есть, почему мы зависим от сочетания звёзд каждый по-разному; почему одни могут предсказывать события, а другие нет. однозначного ответа ещё нет. И Юнг правильно пишет о связи предсказаний с физикой.
  
  P.S. Меня Юнг натолкнул на некоторые интересные мысли. Одна из них о влиянии планет с помощью протонов и нейтронов на события в гороскопе человека. А вторая об относительности непонятого или не точного эксперимента.
  
  Литература:
  1) Карл Густав Юнг "Сознание и бессознательное", "Университетская книга" АСТ СП-Москва, 1997г..
  2) Юнг К.Г. "Синхронистичность аказуальный связующий принцип" М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 1997
  3) Вики - Синхронистичность: https://ru.wikipedia.org/wiki/Синхроничность
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"