Издательство Геликон Плюс : другие произведения.

Рецензии на рассказы Финала

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


   Места:
      1 - Виктор Лановенко "Очарованная даль"
      2 - Сергей Кишларь "Синеет парус"
      3 - Павел Белянский "Танк"
      4 - Итта Элиман "Белый город"
      5 - Алексей Казовский "Солнечное затмение"
      6 - Джи Майк "Маленькие"
      7 - Morgenstjerne "Andante, con anima"
      8 - Марина Эшли "Из жизни Деда Мороза"
      9 - Пик Апачи "Бремя белых"
      10 - Guinplen "Тверская область, остров Таити"
  
  
   Guinplen "Тверская область, остров Таити..."
   Мужчина на грани нервного срыва, которого окружает совершенно неидеальный мир. Об этом и повествует автор рассказа "Тверская область, остров Таити...", т.е. о недовольном человеке, срывающего свою злость на родных и знакомых. Главный герой Быков до того свиреп, что буквально превращается в настоящего быка, перед которым трясут красной тряпкой на корриде. Он считает, будто он пострадавший, люди и события только втыкают в его спину пики, а окружающие видят перед собой только разъярённое животное, потому что человек не может быть столь агрессивен. Быков кричит на жену, равнодушно разводится с ней, кричит на сослуживцев, равнодушно уходит с работы и продаёт свои машины... чтобы обрести немножко покоя. Он пытается сбежать от мирской суеты в маленький домик в деревне Лешачьи Ключи, но его соседями оказываются его уже бывшая семья: жена, двое детей и тёща. Сбежать герою не удаётся.
   Читатель абсолютно не сочувствует герою, потому что ярость героя ничем не мотивирована. Приятно, что герой осознаёт, что ему надо бы поскорее вырваться из всех цепей, что сковывают его: семейных, рабочих. Но делает это он только ради себя, а не ради тех, кого так достал и кому испортил нервную систему. Отношение автора к своему герою из текста никак не вынести. Возможно, это симпатия, поскольку иногда появляются определения Быкова как "умного" человека, хотя свой ум он ни к чему не прикладывает и им никак не пользуется. Но если это действительно симпатия, то она не передаётся читателю. По ходу повествования автор часто раз меняет своё отношение к героям, точнее, как только в центр выходит новое лицо, то весь свет софит, все лавры успеха достаются только ему, оставляя предыдущих героев в тени. Затем, при смене героев, происходит то же самое.
   Через текст рассказа пробираться сложно, каждое предложение продумано до того, что становится передуманным, сам текст отталкивает своей нервозностью. Текст про большого хулигана написан по-хулигански коряво и с вызовом, с плевком в сторону читателя. Видно, что это лишь особенности стиля, но ни один читатель не будет рад почувствовать себя оплёванным после прочтения рассказа "Тверская область, остров Таити...".
   Тем не менее, Guinplen - молодец. Уже отмечалась его "передуманность", т.е. излишняя надуманность фраз. Тот же приём он переносит и на описываемые события. Этим автор удивляет читателя. Простыми семейными ссорами и скандалами никого не удивишь: можно кидать в стену стулья, рвать книги и таскать супруга за волосы, но часто ли вы надеваете своему избранному кастрюлю с супом на голову? Часто ли Вы на корпоративном собрании разбиваете перед сослуживцами горшки с цветами, заставляете их трогать землю, поскольку уже давно их огороды окучивают персональные садовники? Такие эпизоды достойны экранизации.
   Будь мы в Интрнете на каком-нибудь форуме байкеров-литераторов, то несомненно оценка была бы "Эта пять! Аффтар, пеши ищо!", но для литературного конкурса это слишком анархично, дерзко, в то же время не вызывает никаких эмоций и не наводит на размышления. Ведите себя прилично, граждане. Любите читателя.
  
   Марина Эшли "Из жизни Деда Мороза"
   "И кто тут у нас Дед Мороз?" - эта шутка ходит за Димкой Морозом с самого детства. Даже в армии к нему прикрепилось прозвище Дед Мороз. Он верит, что на белом свете будет всё хорошо, пишет тёплые письма матери с сестрой и думает о девушках. Но это всё в свободное время, которого у него практически не бывает. На самом деле его чаще других ставят в наряд по столовой, где он варит, чистит картошку, трёт жирные полы вонючей тряпкой и заканчивает так поздно, что приходится ночевать там же на скамьях. С приходом первого снега часть роты увозят на "объект", а он простужается и остаётся в абсолютном одиночестве. Всё становится ему безразличным, в груди каждый день болит. После драки с солдатом не смог сам подняться. Попадает в госпиталь. Кто же знал, что именно госпиталь, такое невесёлое место станет для него таким значимым для него! В госпитале он впервые за долгое время почувствовал настоящую заботу, медсестра Марина зорко следила за ним и очень переживала. Она ежедневно приходила поговорить с Димкой, поддержать его. Димка влюбляется в Маринку, с ней ему так просто и свободно. Но что-то его рассказы ему напоминают, будто он их где-то слышал... Будто он и Маринку уже когда-то знал, но никогда не видел... Откуда? Однажды он ясно вспоминает это. В его роте был Максим, который рассказывал о своей любви, о девушке Марине из медучилища, которую он случайно встретил и случайно потерял. Искал, но так и не смог найти её, а теперь её нашёл Димка. Димка, Димка... Он же Дед Мороз. Он делает чудеса. Переступая через себя, он соединил воедино две части одной любви - Маринку и Макса. Благодаря Димке они нашли друг друга. Он боялся, что ему будет больно терять так полюбившуюся ему Маринку, но его накрыло огромным счастьем. Помогая другим, ты и сам становишься счастливее - он почувствовал это. Он ведь всегда знал, что всё будет хорошо.
   Очень приятный и трогательный рассказ про обычного человека, творящего большие чудеса. Отчётливо видны все чувства героя, читатель начинает переживать вместе с ним. Герой умеет мыслить самостоятельно, он ни на кого не перекладывает ответственность. Он учится у жизни: усваивает уроки армии, уроки дружбы и любви. И принимает решения, не оборачиваясь назад и смотря только вперёд. В добрый путь, Д. Мороз!
  
   Пик Апачи "Бремя белых"
   "Бремя белых" - это скорее эссе, вольное сочинение по произведению Редьярда Киплинга "Бремя белого человека", а не полноценный самостоятельный рассказ. К Киплингу читателя отсылает эпиграф, поэтому, читатель, возьми с полки томик стихотворений Киплига и читай его параллельно с текстом Пика Апачи.
   По тексту "Бремя белых" читатель с героем оказываются "в туманных горах и душных джунглях Коста-Рики". Ага, сочинение на тему "как я провёл лето". Главный герой - турист из Чикаго, которого даже в отпуске донимают те, "домашние" проблемы. Он никак не может с головой погрузиться в новую среду, он теряется в страницах путеводителя и чувствует себя чужим, непрошенным гостем. Герой рад был бы рад слиться с природой и народом неизвестной страны, но ему предписано "гордо нести своё бремя белых". В этом его отличие и превосходство. В парке Националь герой встречает ярко-праздничного старичка, которому очень неудобно просить, но очень нужны деньги. Кто этот человек, почему он просит денег? В тот момент нашему герою абсолютно всё равно. Увидев бедность, он снова осознаёт своё превосходство, и это чувство давит на него, прижимает к земле, портит настроение на весь период отпуска. Герой даёт старичку денег и убегает прочь - думать и пытаться успокоить совесть. Ведь все люди равны, почему он ощущает себя другим? Почему к коста-риканскому старичку он чувствует не сочувствие, а жалость? И самое главное, что не даёт успокоиться его сознанию - последнее воспоминание о том туземце: его растерянный взгляд. "Выражение, в котором смешались одновременно надежда и разочарование, отрешенность и стыд". Этот взгляд мучит героя, и он пытается переложить свою "ответственность" за весь народ на другого... Но как! Во-первых, эту ответственность ощущает только он. Во-вторых, свою ответственность на другого не переложишь. Рассказчик и сам это понимает, но, делясь своими переживаниями с читателем, он немного успокаивает свою совесть.
  
   Алексей Казовский "Солнечное затмение"
   Главный герой рассказа "Солнечное затмение" Олег настолько привык к войне, что в спокойной жизни ему неловко, он теряется. Всё, он уже не на войне, он едет с отцом, которого лет десять не видел, на рыбалку, но война и ощущение опасности всегда в его сердце. Это ещё его жена отмечала, сказала, что ей страшно находиться рядом с Олегом, и навсегда ушла от него. Теперь, оставшись без любви и заботы близкого человека, он ещё острее чувствует опасность. Он боится не справиться с собой и с правилами обычной мирской жизни. Отец всматривается в образ сына: вроде свой, но в то же время какой-то чужой человек. Может хоть рыбалка их сблизит, хотелось бы в это верить. Но дорога до озера заболочена, нет никакой возможности добраться до цели их поездки. Они решают ненадолго остановиться у кого-нибудь, кто живёт у дороги, купить мёда и спросить, куда в их случае держать путь. Так они знакомятся с Виктором и Савелием, которые провожают их до "хорошего места".
   Вечером, у костра, Олег наконец даёт себе отдохнуть и отвлечься от тяжёлых мыслей. Ещё утром стоило ему увидеть женщину в траве, как ему показалось, что она лежит в луже крови вместе с убитым младенцем. Но это всё игры его воспалённого сознания, на самом деле женщина просто спала. Сейчас он не ощущает никакой тревоги и крепко засыпает... но ненадолго. Его покой нарушает шум любвеобильных парочек, и Олег до того гневается, что, будь он на войне, то убил бы! Но он не убивает, эту мысль хотел донести до нас автор: что солдат, живущий войной, в мирной жизни смог удержать себя от убийства.
   Мысль немного странная и в тексте видна очень смутно. После прочтения остаётся впечатление только обычного рассказа о рыбаках, без идей.
  
   Сергей Кишларь "Синеет парус"
   Гражданская война. Артём Железнов буквально опьянён своей властью, он начальник городской ЧК, у него в подчинении все, даже его бывшие школьные друзья. Артём думает, что всего можно добиться силой, даже любви. Как же он ошибался!
   Сильный рассказ. Атмосфера гражданской войны добавляет рассказу напряжения, несбывшиеся мечты добавляют отчаянья и тоски. Рассказ стоит прочитать и прочувствовать.
  
   Джи Майк "Маленькие"
   Двадцать пять лет назад Александр встретил Веронику, встретил всего на один день и одну ночь. Но этот далёкий день сложился для него в целую жизнь, потому что тогда он почувствовал себя по-настоящему влюблённым. Его Вероника - необычная девушка. Не только из-за того, что она талантлива и остроумна, она и внешне отличается ото всех. Она симпатична, но она лилипутка. Правда, себя называет "маленькой", что действительно звучит гораздо привлекательней. Александр был знаком с ней несколько часов, а потом проспал их следующую встречу. И потерял Веронику навсегда, больше не смог её найти ни в Петербурге, ни в Риге, ни где-либо ещё... Больше он не верит в чудеса. Чудом было встретить её однажды, но терять её оказалось слишком большим ударом.
   Приятный рассказ без счастливой концовки. И не только об утрате любви, а о многом другом: о настоящих чувствах, о внутренней человеческой красоте и, думаю, даже об ответственности. Саша же обещал Веронике снова прийти к ней, но, опоздав, их обоих лишил покоя. Она, вероятно, решила, что Саша обманул её, из-за чего потом и исчезла из города. Или только Саша так подумал и во что бы то ни стало пытался отыскать её, чтобы доказать, что он не бросает слов на ветер. Но двадцать пять лет в поиске не принесли никаких результатов.
  
   Morgenstjerne "Andante, con anima"
   Изящный и тонкий рассказ от лица девушки, окружённой искусством. Темп повествования дан в самом названии: анданте. Медленное, неторопливое описание всего, что окружает героиню, и совсем мало о том, что она чувствует в тот или иной момент. Вроде всё и описывается именно через чувственное восприятие, но образа героини не складывается. Она как человек-невидимка. Это было бы возможно, если б героиня выступала в тексте только в роли рассказчика, но в данном случае она полноправная героиня, к тому же занимающая главную роль. Весь рассказ очень музыкален, этому способствует обилие цитат из музыкальных произведений. Цитаты из литературы придают пикантности. Всё действительно красиво написано, точнее описано, но как-то искуственно, не "con anima", а "senza anima". По крайней мере, мне, читателю, не передалось всех финальных переживаний героини, когда самовлюблённый пианист Сергей резко ответил ей, тем самым разбив ей сердце. Почему она так отреагировала на слова обычного хвастуна? Героиня, возможно, была в него влюблена? Почему её маленький хрупкий мир рухнул в одно мгновение? Можно только догадываться. Слишком много читателю нужно работать над этим рассказом, а это хоть и интересно, но не всегда выигрышно для самого текста.
  
   Итта Элиман "Белый город"
   Почему Марика всегда влюбляется в художниц? Потому что художницы творят какой-то другой, неземной мир волшебства, в котором хочется жить и Марике. Но её художницы хотят жить одни, им тесно с остальными людьми, даже с Марикой, которая способна окутать своих художниц заботой и любовью. Петра, подруга Марики, рисовала дома. Очень много домов, её мир был заставлен домами, поэтому может показаться, что он совсем не отличался от нашего. Но нет, её дома были почти живыми, они могли испытывать симпатии и антипатии к своим жителям, да и вообще дома были такими же полноправными жителями мира Петры, как и её воображаемые люди. Петра ушла от Марики, но сейчас Марика не держит на подругу зла. Главное, чтобы ей было хорошо, - думает заботливая Марика.
   Не надо думать, будто Марика чем-то хуже своих художниц. Она так же очень много выдумает и живёт преимущественно в своих мыслях. И строит белый-белый город, где в каждом магазине продают только бумагу и краски, это такой мир художников, пародон, художниц. Марика так много фантазирует, что к концу рассказа читатель изумляется, может, она все события выдумала, ей они приснились?.. Возможно, что так.
   В рассказе много деталей, которые по ходу повествования никак не используются. Но всё равно впечатление от текста наиприятнейшее, очень похоже на сказку.
  
   Виктор Лановенко "Очарованная даль"
   Илюша Дрожжин настолько талантливый программист, что на работе ему абсолютно нечего делать. Он туда приходит, за пятнадцать минут справляется с проектом, данным на месяц, а потом только время тянет. Ему скучно, его взгляд потух, он всё спустил на самотёк. Дома жена и дочь справляются без него, никому, собственно, он не нужен, а ведь ему только 35. Только по просьбе матери возит ей спиртное, от чего она вмиг "отключается" от реального мира. Поговорить не с кем, бывшие приятели кто страшно занят, кто вообще уже умер. Женщина на машине, сбившая Илюшу, чуть было заинтересовалась им, но он не заинтересовался ею. Всё очень скучно и монотонно, только вот жена же скандал устроит, не поверит, что он задержался из-за того, что та женщина на машине всё пыталась удостовериться в нормальном самочувствии Илюши. Илюша - он даже для незнакомых "Илюша". Такой большой несамостоятельный ребёнок Илюша. Но скандала не последовало, потому что и жены дома нет и телефон её отключён. Нет, она не ушла навсегда от него, она лишь на "корпоративе", как доложила отцу послушная дочь. Хотя на самом деле его жена связалась с его шефом, это понятно, ведь она Илюшу устроила на эту самую работу программистом и шеф по какой-то странной причине всё время повторяет "коронные" фразочки его жены... Да, всё понятно. Никому не нужен, а себе просто противен. Ну как тут не повеситься?..
   Очень хорошо передана душевная опустошённость героя, его бесконечные поиски гармонии. Героя спасают, жена возвращается. Жизнь встаёт на свои места, хотя ещё чуть-чуть и она бы оборвалась. Но мы ещё поживём.
  
   Павел Белянский "Танк"
   Представьте себе дом культуры им. Ленина. А теперь танк. А теперь розовый танк. А теперь... розовый танк у входа в дом культуры. Ну, как картинка? Такое обязательно нужно сфотографировать на память и показывать знакомым! Так же и с рассказом, его можно пересказывать как анекдот. Сюжет, персонажи и авторский стиль до того ироничны, что невозможно сдержать смеховую волну, окатывающую читателя во время прочтения. Да, рассказ отлично создаёт настроение, или же создаёт отличное настроение, что так же верно.
   Замечаний нет.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"