Аннотация: Посвящается истории создания в Харькове фонтана "Зеркальная струя"...
Е.А.Приходько, Е.П.Петрова, А.И.Приймак
СОЛО ДЛЯ КАМЕРТОНА
ИЛИ, ЕЩЕ ОДНО ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ
Одноактная пьеса с прологом и эпилогом
по мотивам поэмы Елены Приходько
"Памятник Победы"
Посвящается истории создания в Харькове
фонтана "Зеркальная струя"
Действие происходит в Харькове в период с 1936 по 1948 гг.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
• ОН - первый секретарь Харьковского горкома партии, Чураев В.Н., возраст - ровесник века. Одет во френч с портупеей, галифе, сапоги.
• ОНА - главная героиня, в начале пьесы ей 17 лет, в конце - 29. Одежда героини: в начале пьесы преобладают светлые тона, праздничность, торжественность. По ходу пьесы - всё больше добавляется тёмных тонов, в финале основной мотив костюма - траур.
• СВЕТ ДУШИ (Чураева) - юная девушка, одета в белое, главное впечатление образа - воздушность, чистота. В прологе пьесы этой же актрисе отводится роль СЕКРЕТАРЯ ЧУРАЕВА (одета соответствующим образом).
• АВТОР - одновременно олицетворяет дух времени. Одежда: основу составляет чёрный костюм; присутствие белых деталей в зависимости от мизансцены.
ПРОЛОГ
Занавес закрыт. Музыка.
ГОЛОС ЗА СЦЕНОЙ: Соло для камертона.
Эпиграф:
Камертон - это устройство для проверки чистоты звучания музыкального
инструмента и голоса.
Музыкальная энциклопедия, том третий...
Музыка продолжает звучать. Занавес открывается. В глубине сцены на чёрном фоне - белые контуры Зеркальной струи. Перед ними - возвышение-помост. Справа от помоста - фортепиано и белый стул, на его спинке висит чёрный газовый шарф. На авансцене справа - белый куб, место для
героини, а слева - два белых куба, стол и стул, на столе красная папка. Эт -рабочий кабинет Чураева.
На помосте - застывшая скульптурная группа: в центре помоста, возле Зеркальной струи, выше всех стоит Она; слева рядом с помостом, лицом к Ней, к зрителю в профиль, стоит Он; впереди справа на помосте сидит Свет Души (в костюме Секретаря Чураева). Справа возле пом.оста,лицом , Ней, к зрителю в профиль, стоит Автор.
Музыка продолжает звучать. В ходе пролога скульптурная группа постепенно "оживает".
ОН (оборачиваясь лицом к залу): Любимому городу Харькову и его гражданам посвящается.
АВТОР (оборачиваясь лицом к залу):
Здесь место встречи в городе моём.
Здесь времена встречаются и рифмы.
Здесь иногда бывает эхо днём,
И голоса на миг как будто стихнут.
Причудливо вдруг заиграет свет,
Послышится как будто отстранённо:
"Хранима будь любовью потаённой..."
-И промелькнёт как будто силуэт.
Автор делает паузу, садится на помост.
Послышалось? Привиделось? Зови
Всё мистикой и поспеши доверить
Фотографу
день встречи, день любви
В открытом в честь Победы тихом сквере.
Музыка смолкает.
А можете ли вы представить Харьков без Зеркальной струи?
ОН (вполоборота к залу): Памятник Победы - так называлась Зеркальная струя в 1947 году, когда была построена по образцу кисловодского фонтана-беседки "Стеклянная струя".
АВТОР: Но контуры немного изменены, они как бы напоминают, что раньше здесь стояла Мироносицкая церковь.
СЕКРЕТАРЬ ЧУРАЕВА (встаёт с помоста, выходит на авансцену): Но не по этой причине, начиная с тысяча девятьсот сорок восьмого года и до конца пятидесятых во всех путеводителях по Харькову о Зеркальной струе - ни слова. Откуда же взялся этот фонтан, возведённый в "пожарные" сроки? (Обращается к Чураеву) Но как же это строить здесь, у нас? Там, в Кисловодске, природный водопад и озеро, а здесь - Сумская...
ОН (в это время выходит на авансцену, говорит тоном приказа): Ваше дело выполнять, а не рассуждать! На Сумской будут водопад и озеро. Вопросы есть? Или Харьков хуже Кисловодска?
СЕКРЕТАРЬ (обиженно): Но какой же это памятник Победы? В нём не будет ничего героического. Одна лирика и романтика.
ОН (обращаясь в зал): В том-то и был парадокс, что инициатором этой "народной стройки" был тот, в ком не было не только никакой лирики и романтики, но и вообще ничего человеческого.
АВТОР (представляя Его): Первый секретарь Харьковского горкома партии Чураев В.Н.
ОН: Он руководил нашим городом с 1935-го по 48-й год. Но в справочниках этого периода об этом партийном деятеле ни слова. Сведения о нём можно найти только в архивах спецхрана. Но те, кто работал с ним или хотя бы мельком сталкивался, фамилию Чураев вспоминают с содроганием. Жёсткий, беспощадный, настоящий большевик, готовый за любую оплошность отправить человека в НКВД на Совнаркомоскую.
СЕКРЕТАРЬ ЧУРАЕВА: И потому в сторону строящегося фонтана нельзя было даже косо взглянуть.
(Присаживается на краешек стола Чураева, продолжает с лукавой улыбкой.)
В народе отважились лишь на одну вольность. (Говорит, как бы выдавая сокровенную тайну. Во время фразы встаёт и уходит за спинку стула). Фонтан назвать Бахчичураевским!
Чураев с негодованием смотрит на Секретаря, затем резко садится на своё рабочее место.
И народ был неделек от истины. (Пауза). Фонтан посвящался любимой женщине... Чураев и любовь? Абсурд! Чураев и любовь! Что может быть более несовместимо? (Убегает за кулисы).
ОНА (сходит с помоста, подходя к Автору, как бы подхватывая разговор): И кто же была эта женщина, благодаря которой этот железобетонный монстр превратился в человека?
АВТОР (подхватывая): И её тоже не должно было быть, врождённый порок сердца, несовметимый с жизнью.
ОНА: Но на момент встречи ей было семнадцать, и она была удивительно духовно зрелым человеком. Оборачивается к Автору, который подаёт ей камертон. Звук камертона. Автор уходит за кулисы. Она идёт к роялю.
КАРТИНА ПЕРВАЯ
ОН (сидя за столом): На школьный вечер, посвящённый Александру Грину, Чураев приглашён в качестве почётного гостя. Идти туда он не собирался. Да уговорила племянница, зачитывавшаяся Грином... (Встаёт, идёт по направлению к роялю). Он шёл по школьному коридору. Слева - классики марксизма, справа - классики литературы. Будто бы стенка на стенку!
(Она начинает играть на рояле и тихо распеваться. Он останавливается). И вдруг (Она поёт громче) он услышал голос. Её голос... Он пошёл на этот голос, забыв обо всём на свете, и о классиках марксизма, и о классиках литературы, а они с недоумением смотрели ему вслед. (Подходит к Ней, останавливается сзади, стоит по стойке "смирно". Протягивает руку к Ней и резко отдёргивает. Она продолжает играть, не обращая на него внимания. Он кашляет, чтобы это внимание привлечь. Она перетаёт играть и оборачивается).
ОН (с интонацией допроса): Вы будете Ассоль?
ОНА (со смешанным чувством жалости, удивления и иронии): Нет, Ассоль не я. Я отвечаю за музыкальную часть.
ОН (назидательно): А причём здесь музыка? Грин ведь писатель.
ОНА: Тем и замечателен Грин, что читая его произведения, чувствуешь запах моря и слышишь музыку.
ОН: И Вы уверены, что слышите именно ту музыку?
ОНА: Почти... Впрочем, меня каждый может поправить.
ОН (иронично): И даже я?
ОНА: А почему нет? (Берёт в руки камертон).
ОН: А это что?
ОНА: А это камертон.
Не обойтись без чистоты звучанья.
ОН: Всегда он с Вами?
ОНА: Да, таков закон -
Всегда со мной. А впрочем, на прощанье
Я Вам его сегодня подарю. (Протягивает Ему камертон. Он вначале
протягивает руку, чтобы взять, затем отстраняет камертон.)
ОН: А мне-то он зачем? Какая польза от него в работе?
ОНА: Настройка ведь - стремленье к чистой ноте.
В словах, поступках, помыслах, во всём. (Кладёт камертон ему в нагрудны
карман. Он придерживает Её руки)
ОН: Задор и грусть. Печаль и вознесённость.
Зачем Вам крылья в страшный век даны?
ОНА: Что делать с ними? - Трепетать безвольно,
Или подобно Грину явь и сны
Вдруг перепутать, душу сделать старше
Себя самой. Так сквозь себя растут. (Глядят друг на друга. Музыка. Он
возвращается в свой кабинет).
КАРТИНА ВТОРАЯ
ОН (иронизируя над собой):
"Вы будете Ассоль?" Ну, ты шагнул...
Откуда столь "изысканные" жесты?
Как руку ты ещё не протянул
Потрогать чтоб, а из того ли теста
Она, как все мы, сделана? Дикарь...
Что ты нашёл в ней? Подтвержденье Грина?
Несокрушимый первый секретарь!
Начни своих крушений список длинный.
Мечтатель Грин, мне надоел твой стих!
Твой белый стих - безумию причал.
Я не встречал посланников твоих,
Да ты их сам, наверно, не встречал...
Стоп! А что, собственно, произошло? Ну, пригласили на школьный вечер -свадебным генералом. А вот и досье на юное дарование, посмотреть не мешает... (Просматривает досье) Круглая отличница - ах, ах, ах... Всегда носит кружевные воротнички. Ну, кружева - это махровое мещанство! В школе её называют тургеневской девушкой - ну, ну... сочиняет музыку к стихам, поёт их под гитару в поездах... Гитара- мещанский инструмент... т слова поэтов - кого-кого?!? (Смотрит в досье). Слова поэтов-декадентов? Но ведь с ними давно уже разобрались! (Досматривает досье). А ей почему то всё сходит с рук! Так кто же она7 А ты-то хорош - закалённый боец! А при первых же звуках сладкого голосочка размяк и потерял бдительность. Нет, так кто же она? И почему я всё время о ней думаю? Мне что - уже больше думать не о чем, что ли? (Закладывает руки за голову, вздыхает. Пауза. Из-за Его спины возникает
Свет Души.)
СВЕТ ДУШИ: Грустишь?
ОН (медленно опускает руки): Что?
СВЕТ ДУШИ: Не грусти.
ОН (здесь и далее выражение лица и интонации приобретают сомнамбулический оттенок): Кто это? Что это?
СВЕТ ДУШИ: Я - часть'тебя. Просто раньше была не нужна, и ты меня не замечал. Я - Свет твоей души...
ОН: Свет? Моей души? А без тебя - никак?
СВЕТ ДУШИ: А без меня - теперь - никак. Можно и без меня. Будет всё та же нормальная жизнь: бюро горкома, встречи с трудящимися, заседания, но -без Неё...
ОН: А зачем мне она? Мечтательница, каждый шаг которой чреват объяснениями с НКВД. И вообще - почему (утыкается в досье и перелистывает) её до сих пор не исключили из комсомола?
СВЕТ ДУШИ: А для Неё ваши законы не писаны. Она ничего этого не боится. Потому что давно уже должна была умереть. Она узнала об этом, когда ей было восемь лет. Ей было страшно, надо было за что-то зацепиться душой. Она нашла спасение в поэзии, в музыке, и так создала свою Вселенную, силы которой Её защищают. Она там - хозяйка, а вы -пришельцы. И потому для ваших законов Она неуязвима. Её закон - свобода в несвободном мире.
ОН: (отодвигает и захлопывает досье): Значит, так! С ней покончено. Навсегда. Даже имя её - забыть!
СВЕТДУШИ: А душа не болит?
ОН (загибает пальцы на руке): Душа должна болеть - за пятилетний план, за соцсоревнование, за выявление врагов народа...
СВЕТДУШИ (перебивает): Когда приходит любовь, душа служит только ей.
ОН: Любовь!? Какая ещё любовь! (Звучит исполняемая Светом Души песня. Свет Души движется к центру сцены, постепенно увлекая Его за собой. Он, как сомнамбула, движется за ней).
СВЕТДУШИ (поёт):
Судьбы своей значенье обусловь,
Все вёрсты озаглавь, найди ответы -
Но вопреки всему придёт любовь.
Не испугайся чистоты и света!
Верь, кем бы ни был ты, придёт любовь. .
Сценарий жизни будто бы готов
И загодя расписаны все роли,
Но вдруг в сюжет вмешается любовь -
И ты её признаешь, против воли.
Верь, кем бы ни был ты, придёт любовь.
Дождись её, словечка не обмолвь,
Не ведая про все её секреты.
Побереги пришедшую любовь,
Не испугайся чистоты и света!
Верь, кем бы ни был ты, придёт любовь. (Музыка смолкает)
ОН (с досадой): И ты сладкоголосая! СВЕТДУШИ: Но это ведь твоя душа поёт. ОН: Что ж это ты? И болишь, и поёшь... Нельзя ли что-нибудь одно?
СВЕТ ДУШИ: Это и есть любовь. И болит, и поёт - всё сразу. Что? Слишком ново для тебя, непонятно? Но ты ведь сам говорил - надо идти навстречу своему страху.
ОН: Говорил... А что говорил Грин?
СВЕТ ДУШИ: И пусть никто не поверит, что можно жить так. Пусть даже не знает никто. Теперь не отделить меня от вас. (Вынимает из Его кармана камертон и подымает вверх)
ОН: А это что? СВЕТ ДУШИ: А это камертон - её подарок.
ОН: А может быть, вернём, пока не поздно? Мешать он будет только нам в работе.
СВЕТ ДУШИ: Но камертон - стремленье к чистой ноте...
ОН (резко уходя влево, на авансцену, с отчаяньем): ... в словах, в поступках, в помыслах, во всём...
СВЕТ ДУШИ (подходя к нему и протягивая камертон): Влюблён в неё?
ОН (поворачивается и смотрит на камертон): Да!
СВЕТ ДУШИ: Этому ты рад?
ОН (забирает камертон и кладёт в карман): Да!
СВЕТ ДУШИ: Но учти - двум идеям и двум богам не служат.
ОН: Да я и не служу двум богам. Единственный мой бог - согласье с самим, собой. Правда, мне к этому согласию пришлось идти всю жизнь. И только теперь понять, что такое любовь. (Резко уходит в правый край авансцены. Свет Души следует за ним, стоя за спиной. Звучит музыка).
Мечтатель Грин - мне надоел твой стих.
Твой белый стих - безумию причал.
Я не встречал посланников твоих.
Да ты и сам, наверно, не встречал...
Я не встречал посланников твоих
До сей поры, пока вошла Она.
Вдруг кто-то произнёс - был голос тих :
"Познавшему любовь - власть не нужна"
СВЕТ ДУШИ ( накрывает его шарфом в виде крыльев, повторяя за ним): Познавшему любовь - власть не нужна...
(Музыка смолкает)
ОН: Познавшему любовь - власть не нужна!
Но тогда чтто же мне делать?
СВЕТ ДУШИ: Поступать так, как ты поступаешь всегда - идти настречу всему непонятному.
ОН: Куда идти?
СВЕТ ДУШИ: На школьный вечер. Уходя с предыдущего, ты сказал, чтоб приглашали ещё.
ОН: Я такое говорил?
СВЕТ ДУШИ: Приглашение уже получено. (Идёт к Зеркальной струе, садится на помост)
ОН: И он вновь поехал на школьный вечер, с единственной целью - опять увидеть Её... (усаживается с левого края сцены)
КАРТИНА ТРЕТЬЯ
ОНА (выходит к роялю и объявляет): Песня на слова Мандельштама. Посвящается всем умершим во время голода тридцать второго - тридцать третьего годов. (Садится, играет и поёт)
Скудный луч холодной мерою
Сеет свет в сыром лесу,
Я печаль, как птицу серую,
В сердце медленно несу.
Что мне делать с птицей раненой?
Твердь умолкла, умерла.
С колокольни отуманенной
Кто-то снял колокола.
И стоит, осиротелая
И немая вышина,
Как пустая башня белая,
Где печаль и тишина.
Утро нежностью бездонное,
Полуявь и полусон,
В забытье неутолённое -
Дум печальный перезвон.
(Звучат аплодисменты. Чураев вначале хлопает с энтузиазмом, потом перестаёт)
КАРТИНА ЧЕТВЁРТАЯ
ОН: А чему это я радуюсь? (Встаёт, ходит по сцене, с возмущением) Этот поэт (пытается вспомнить) М-м-м... Какой-то там... штам написал пасквиль на вождя, а она поёт песни на его стихи!
СВЕТ ДУШИ: Так вызывай её к себе!
ОН: Да! Да!!! Вызвать её ко мне! И немедленно!!! (решительно направляется к себе в кабинет, садится за стол, раскрывает досье.
Входит Она).
ОНА: Здравствуйте. Вызывали?
ОН (подымая на неё глаза, смутившись и разозлившись на себя, снова смотрит в досье): Добрый день. У нас есть сведения, что Вы ездили в Воронеж, к этому поэту... М.-м-м ... Ну, вы знаете, о ком я. Который написал пасквиль на самого товарища... (резко обрывает себя) Вы знаете, я о ком.
ОНА: А где видно, что это о Сталине и что это Мандельштам?
ОН: Ну-ка, ну-ка! (Обходит её). Присаживайтесь и рассказывайте поподробнее. (Смотрит в зал).
ОНА: Я думаю, что это вообще не стихи Мандельштама. Это не его стиль. Я знаю, что это великий поэт. Я благодарна судьбе за эту встречу. Кстати, та песня, что вам понравилась, на его слова.
ОН (подходя к ней): Мне понравилось, как Вы пели, а слов я не понял.
ОНА: А я поняла, что живу в стране, где гибнут поэты'и дети. (Он отводит взгляд). Дети - наше будущее, а поэты - носители памяти о первозданной красоте мира. Если эту память уничтожить, зло не будет побеждено.
ОН (гневно): Зло? Выходит, советская власть для вас зло? Да Вы отдаёте себе отчёт в своих словах? (Резко подходит к Ней. Она встаёт, оказавшись лициом к лицу с Ним) И не боитесь?
ОНА: А почему я должна бояться? А вы - не боитесь узнать, как Ваши приказы исполняются на местах? (Он резко уходит влево, на авансцену) Смогли бы Вы сами навести винтовку на ребёнка и отнять у него последний кусок хлеба?
ОН (оборачивается и молча смотрит на Неё. Затем берёт со стола записку и отдаёт Ей): Ну, пожалуй, на сегодня хватит... А это прочтёте дома. (Она пытается заглянуть в записку) Дома!
КАРТИНА ПЯТАЯ
ОНА (разворачивает записку. Он появляется за Её спиной слева): Протокол одного весеннего дня тысяча девятьсот тридцать шестого года. Присутствовал:... (Начинает звучать музыка).
ОН (подхватывая текст): ... на школьном вечере. Выступили: на отлично все. Слушал: только солистку. Постановил: А) влюблён;
Б) не любим;
В) от встреч отказаться не способен. Предложено: переписка по доверенному адресу. Вместо подписи - обводить контуры камертона. Р.8.: Обязуюсь: в случае отказа репрессий ни к кому не применять. Пока ещё первый секретарь горкома Чураев В.Н.
ОНА: Мне страшно! Этот человек доверяет мне свою судьбу (возвращает Ему записку. Они меняются местами, так что Он оказывается на переднем плане и начинает читать).
ОН: Это может быть и не любовь. Наверное...
ОНА (подхватывает): .. .наверное, я чем-то похожа на ту Единственную, которую Вы ещё не встретили. Вас привлёк тот мир, в котором живу я, но который, к сожалению, не совместим с Вашим миром. Ведь нельзя соединить Северный и Южный полюса - земной шар взорвётся... Так и для Вас: всё может закончиться трагически. Начиная эту переписку. Вы делаете выбор -вы выбираете другой образ мыслей, другие нравственные законы, а значит, другие поступки. А этого вам никогда не простят. (Музыка обрывается.)
ОН (сокрушённо): Так ведь всё равно... служи я верой и правдой и поступай с такими любителями поэзии как положено - всё равно: сначала наградят, но потом - в расход... Да ещё назовут каким-нибудь врагом народа. (Возвращается в свой кабинет, садится.'Она уходит в противоположную сторону, за кулисы}
11
ОНА: А почему я должна бояться? А вы - не боитесь узнать, как Ваши приказы исполняются на местах? (Он резко уходит влево, на авансцену) Смогли бы Вы сами навести винтовку на ребёнка и отнять у него последний кусок хлеба?
ОН (оборачивается и молча смотрит на Неё. Затем берёт со стола записку и отдаёт Ей): Ну, пожалуй, на сегодня хватит... А это прочтёте дома. (Она пытается заглянуть в записку) Дома!
КАРТИНА ПЯТАЯ
ОНА (разворачивает записку. Он появляется за Её спиной слева): Протокол одного весеннего дня тысяча девятьсот тридцать шестого года. Присутствовал:... (Начинает звучать музыка).
ОН (подхватывая текст): ... на школьном вечере. Выступили: на отлично все. Слушал: только солистку. Постановил: А) влюблён;
Б) не любим;
В) от встреч отказаться не способен. Предложено: переписка по доверенному адресу. Вместо подписи - обводить контуры камертона. Р.8.: Обязуюсь: в случае отказа репрессий ни к кому не применять. Пока ещё первый секретарь горкома Чураев В.Н.
ОНА: Мне страшно! Этот человек доверяет мне свою судьбу (возвращает Ему записку. Они меняются местами, так что Он оказывается на переднем плане и начинает читать).
ОН: Это может быть и не любовь. Наверное...
ОНА (подхватывает): .. .наверное, я чем-то похожа на ту Единственную, которую Вы ещё не встретили. Вас привлёк тот мир, в котором живу я, но который, к сожалению, не совместим с Вашим миром. Ведь нельзя соединить Северный и Южный полюса - земной шар взорвётся... Так и для Вас: всё может закончиться трагически. Начиная эту переписку. Вы делаете выбор -вы выбираете другой образ мыслей, другие нравственные законы, а значит, другие поступки. А этого вам никогда не простят. (Музыка обрывается.)
ОН (сокрушённо): Так ведь всё равно... служи я верой и правдой и поступай с такими любителями поэзии как положено - всё равно: сначала наградят, но потом - в расход... Да ещё назовут каким-нибудь врагом народа. (Возвращается в свой кабинет, садится.'Она уходит в противоположную сторону, за кулисы}
КАРТИНА ШЕСТАЯ
СВЕ Т ДУШИ (встав с помоста, приближается к Нему): А ты знаешь, что Она любит другого? И что Эта любовь взаимна?