Аннотация: Западные соседи Срединной Империи. Авторство Сергея Кашляка.
АНЬСИ.
"Спокойный Запад"
ЭРАНШАХР.
Государством правит шахиншах ("царь царей").
Наследник - шахзадэ ("сын царя") Всего царских правящих семей Пахлавов, из которых на собрании глав клана выбирается царь - четыре.
Затем идут шахи (цари) зависимых и буферных государств, княжеств и уделов.
За ними - семь высших княжеских родов, представители которых наследственно занимают семь "министерских" постов в стране (марзбаны): 1) Возлагает диадему на шаха при коронации - "первый министр, канцлер" (Арсакиды); 2) стоит во главе военных дел и назначает военачальников Артештансалар (Спендиаты); 3) ведает государственными делами (Карены); 4) решает споры относительно мятежей и среди нуждающихся в водворении порядка (Сурены); 5) руководит конницей Эранспахбед (Михраны); 6) ведает сбором налогов с царских подданных и наблюдает за казной (Зикхи); 7) заведует изготовлением оружия и военного снаряжения. Представители этих семи родов назначались также наместниками в области. Из представителей четырех царских семей, зависимых правителей, семи княжеских фамилий формировалась личная царская гвардия катафрактов - 1000 "бессмертных".
Затем идут 175 родов азатов - средних и мелких землевладельцев (дикхан) с собственными "замками" - кешками, традиционно составлявших тяжеловооруженную кавалерию "катафрактов" - основу военной мощи государства. Такой мелкий властитель имел небольшую дружину в 40 человек из сословия азатов - чакиров (47). Это сословие воинов.
"Даригбедцарскогостола" - почетный титул, его бизангинский аналог "куропалат". Всего - 600 чинов в надлежащей им последовательности.
Трактаты по военному делу: "Книга правил стрельбы", "Книга правил игры в поло", "Книга об обороне царями границ державы", "Книга о завоевании крепостей и городов, о засадах и лазутчиках".
Далее идут сословия скотоводов и земледельцев, а также жрецов. Добавлены отдельные группы ремесленников и торговцев.
"Народ персов порочен, лицемерен и раболепен, но любит свою родину и хранит ей верность; властителям подчиняется из страха. Вследствие этого терпеливо переносит тяготы и войны ради отечества.
...Персы отдают предпочтение боевому строю, а не безрассудной отваге и опрометчивости. Они легко переносят неудобства, связанные со зноем, жаждой и нехваткой продовольствия. Грозные при осуществлении осад, они еще более грозны, когда сами подвергаются осаде; имеют особенность скрывать невзгоды, мужественно переносить превратности судьбы и обращать их в свою противоположность.
Вооружены панцирями и кольчугами, луками и мечами; превосходят все воинственные народы в стрельбе из лука - скоростной, но не сильной.
В сражении выстраиваются тремя равными частями; в средней части максимально до 400 или 500 отборных солдат (катафрактов, "бессмертных"). Стараются разместить кавалеристов каждой тагмы в первую и вторую линии и сделать строй однородным и уплотненным. Запасных лошадей и обоз размещают позади боевых порядков. Предпочитают атаковать в самые жаркие часы.
В тягость стужа, дождь и дуновение южного ветра, ослабляющие силу луков; тщательно выстроенный боевой порядок пехоты; внезапные ночные нападения; фланговые и тыловые атаки" ["СтратегиконМаврикия"].
"И не следует войску сражаться с врагом, если его число не превышает в четыре или три раза число врагов; если же враг нападает на него, то оно [войско - С. К.] может сражаться, если превышает число врагов в полтора раза; если же враг вторгся в страну, то могут сражаться и будучи в меньшем числе" ["Аин-намэ"].
В первой линии - конница, во второй - пехота, которая особой роли в сражениях не играет. Боевой порядок расчленен на три части: центр и два фланга.
1000 "бессмертных" - личная гвардия шахиншаха.
Профессиональная армия (постоянная) - 12000 всадников.
Четыре "наместничества" - ополчение азатов и племен.
Пограничные части и вассальные племена.
Вооружение: шлем, мигфар, кольчуга, латы, наручи, поножи, меч, копье, щит, палица на поясе, секира или булава, колчаны с двумя луками, с тетивами и 30-ю стрелами, две крученные тетивы, лошадиный панцирь.
Каждый год рождается один человек с хварной царя, семь - с хварной жреца. Царь и пророк - одно и то же, ему ведомо грядущее и он ведет народ в будущее. Жрец - хранитель традиций, наследуемых в роду священников. Воин получает свою хварну в повседневной жизни, их - 360. Цари и жрецы соответствуют семи священным профессиям (семь уровней мастерства и восьмой - объединяющий все): Целитель, Учитель, Земледелец, Поэт, СтражЗакона, Кузнец, Астролог - "тот, кто овладел священной игрой Шатранг (шахматы)".