Правдин Александр Геннадьевич : другие произведения.

Многобашенные танки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Танк был создан как оружие наступления. Это его главная функция. Но советские танки на фоне иностранных образцов выглядели самыми агрессивными, если так можно сказать о танке. Некоторые типы советских танков использовать в обороне было вообще невозможно. Несмотря на передовые достижения в танкостроении советские танкисты начали ВОВ с катастрофических поражений, а на финской войне подмочили свою репутацию. В данной главе описаны причины неудач советских танковых войск.

   Многобашенные танки.
  
  Ниже приведёны отрывки из текста моей книги "Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции". Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве "Бригантина". Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.
  
  
  
  В конце 1929 года* СССР закупил в Англии танк "Виккерс" и лицензию на его производство. В Англии этот танк на вооружение не приняли, но производили и продавали его в другие страны, например, в Финляндию и Польшу.
  "Легкий танк "Виккерс", шеститонный, разработанный по собственной инициативе британской фирмой "Виккерс - Армстронг", по иронии судьбы не получил призвания у себя на родине. Однако под обозначением "Виккерс МКЕ" или "Виккерс" - 6-тонный, этот танк продавали более чем в десяток стран Азии и Европы, и он послужил образцом для подражания и дальнейшего совершенствования машин такого типа в СССР, Италии и Польше.
  Основными достоинствами танка в период с 30-х годов были простота, надежность и дешевизна. Достаточно высокими считались и боевые характеристики обоих вариантов МКЕ - двухбашенного (А) с чисто пулеметным вооружением и однобашенного (В) со смешанным. Все танки оснащались системой внутренней связи, а некоторые варианты имели радиостанцию фирмы "Маркони".
  Машина обладала хорошей проходимостью и отличалась плавностью хода благодаря удачной системе подвески ходовой части. Самый важный элемент ходовой части - мелкозвенчатая гусеница из марганцевистой стали - выдерживал пробег до 4800 км, что превышало аналогичный показатель у других танков в несколько раз. Недостатком танка был двигатель воздушного охлаждения, который постоянно перегревался и мог стать источником пожара даже в небоевой обстановке.
  В 1930 году 15 двухбашенных "шеститонников" заказал Советский Союз - год спустя усовершенствованный вариант этого танка под обозначением Т-26 запущен в массовое производство. Серийный выпуск "Виккерсов 6-тонных" развернула также на своих заводах Польша, установив на танках новое вооружение и дизельный двигатель "Заурер" мощностью 110 л.с. (Р. Исмагилов, "Танки мира", стр. 18).
  Сначала все Т-26 строились двухбашенными. Башни на нём располагались сбоку друг от друга. Танк мог вести огонь вправо и влево одновременно, но не мог концентрировать весь огонь на одну сторону. Из-за этого от производства двухбашенных танков Т-26 через некоторое время отказались. Но такое расположение башен давало танку возможность зачищать вражеские окопы в обе стороны одновременно. Такой танк, поравнявшись с окопом противника, мог остановиться и вести огонь в обе стороны до полного уничтожения всех солдат противника находящихся в окопе.
  "Самым массовым танком СССР предвоенного периода был Т-26. Из построенных 11218 экземпляров к началу Великой Отечественной войны на вооружении Красной Армии насчитывалось свыше 9 тысяч Т-26.
  Танк был создан на основе английского образца "Виккерс 6-тонный" и находился в производстве с 1931 по 1941 год на заводе "Большевик" в Ленинграде. За это время было выпущено свыше 50 его вариантов, из которых 23 были серийными. По числу башен, их форме и вооружению различают 11 основных модификаций, которые выпускались в наибольшем количестве. Среди них двухбашенный Т-26 с двумя пулеметами ДТ. Другая его версия - с пушкой "Гочкис" калибра 37 мм вместо ДТ в правой башне. Всего двухбашенных танков построили 1626. Еще 96 аналогичных машин, но с радиостанциями и поручневой антенной на корпусе машин были выпущены в качестве командирских. Из цехов завода вышло также 2127 Т-26 образца 1933 года - с цилиндрической башней и вооружением, как у танков БТ-5. "Радийные" Т-26РТ, построенные в количестве 3938 экземпляров, отличались от предыдущей модификации отличались наличием в нише башни радиостанции, поручневой антенной и уменьшенным боекомплектом. Т-26 образца 1939 года с конической башней, общее число которых составляло 1975 штук, имели разные подбашенные коробки с прямыми и наклонными листами. Из них 204 машины были вооружены третьим, зенитным пулеметом". (Там же, стр. 50).
  
  
  
  Кроме танкеток и легких танков были в РККА машины и помощнее. В 1933 году в СССР для прорыва укрепленных линий противника создали две модели специальных танков: Т-28 и Т-35.
  "Средний танк Т-28 был поставлен на производство на заводе "Красный путиловец" и с 1933 года выпускался серийно. Было изготовлено 523 танка. Этот танк предназначался для преодоления сильно укрепленных оборонительных полос противника и состоял на вооружении отдельных танковых бригад". ("Оружие победы", стр. 194).
  Здесь коммунисты фактически признают, что танк Т-28 они сделали для агрессии. Ведь для обороны нужно строить укрепления, а для агрессии - средства прорыва укрепленных линий. В 1937 году был испытан вариант этого танка Т-28ПХ (подводное хождение). Испытания показали, что все серийные танки Т-28 можно переделать для форсирования водных преград по дну. Допустимая глубина форсируемой преграды при используемом способе герметизации достигала 4,5 метра.
  Первые Т-28 весили 25,2 тонны и имели броню 20-30 мм. На последующих моделях броню усилили дополнительными экранами. В советско-финской войне участвовала модель Т-28Э с лобовой броней 50-80 мм и бортовой броней - 40 мм. Вес танка достиг 32 тонн.
  Экипаж танка Т-28 - 6 человек. Габариты Т-28: длина-7.44 м, ширина-2,8 м, высота-2,82м. Скорость - 40 км/ч по грунту и 45 км/ч по шоссе. Запас хода-180 км. Т-28 оборудовался двумя приборами дымопуска ТДП-3, которые размещались в специальных броневых ящиках. Радиостанция 71-ТК-3 обеспечивала дальность связи на ходу до 15 км и на стоянки до 30 км. Вооружение танка располагалось в трех башнях. В центральной башне кругового вращения - пушка КТ-28 и спаренный с ней пулемёт. Калибр пушки - 76,2 мм. Длина ствола - 16,5 калибров. Начальная скорость снаряда составляла 381 м/с. В 1937 году у немцев появился танк Т-IV с калибром пушки 75 мм. Снаряд у нее был чуть легче, поэтому и скорость чуть выше - 385 м/с. Дульная энергия обеих пушек была одинакова. Разве могли наши конструкторы смириться с таким равенством? Конечно нет! С 1938 года Т-28 стали выпускать с новой пушкой Л-10. Длина её ствола достигла 26 калибров. Начальная скорость снаряда достигла 555 м/с. Немцы до 1941 года пушку на T-IV не изменили.
  На первые модели Т-28 устанавливали 4 пулемета ДТ. Позже добавили ещё один - кормовой. Он располагался в задней стенке главной башни танка.
  Впереди центральной башни Т-28 располагались две малых пулеметных башни с ограниченным сектором обстрела. Это позволяло вести огонь по разным направлениям одновременно. Таким образом, облегчалась круговая оборона. Это было особенно важно в ситуации, когда танк терял возможность двигаться и оставался на поле боя в одиночку в окружении солдат противника. Во время боя экипаж основной башни мог вести огонь в любом выбранном им направлении, не заботясь о том, что с другого направления приблизится вражеский солдат с гранатой или огнемётом. Пулемётные очереди двух малых башен не позволят пехотинцам врага подбить танк, неожиданно высунувшись из какого-нибудь укрытия в секторе который в данный момент не может простреливаться из орудия и пулемётов центральной башни. Кроме того две пулемётные башни позволяли танку Т-28 зачищать, пересекаемые им, окопы противника пулемётным огнём при этом танк мог вести огонь из центральной башни по другим целям находящимся в глубине обороны противника. Т-28 поравнявшись с окопом противника, мог остановиться прямо на нём и огнём малых башен расстрелять всех солдат, которые в нём находятся, не отвлекаясь от стрельбы по находящимся впереди него целям.
   "В 1939 году выпускался Т-28, оснащенный противоминным катковым тралом нажимного действия. Несколько танков было переоборудовано в мостовые танки ИТ-28". (Р. Исмагилов, "Танки мира", стр. 55).
  "В 1940 году было выпущено 13 танков с конической главной башней. Тогда же бронезащита части танков прежних выпусков была усилена за счет установки дополнительных экранов на корпусе за счет установки дополнительных экранов на корпусе и башнях. Их обозначили Т-28Э". (Там же, стр. 55). То есть в СССР не только создавали новые модели, но и модернизировали старые. Кроме этого производили различные эксперименты с ними.
  Например, в 1940 году на Т-28 установили бронебойную пушку Ф-39. Калибр - 85 мм. Длина ствола - 52 калибра. Эта пушка, конечно, было мощнее Л-10, но теперь танк не мог взять прежнее количество снарядов. Чем крупнее калибр, тем меньшее количество снарядов может взять с собой танк. Так как в это время у наших вероятных противников броня танков не выдерживали даже 45-мм снаряды, устанавливать пушку Ф-39 на Т-28 просто не имело смысла. Пушка Ф-39 имело излишнюю мощность для того времени. Танку Т-28 было выгодней иметь 76-мм пушку Л-10 и возить с собой побольше 76-мм снарядов.
  "На базе танка была создана самоходная зенитная установка СУ-8. Ряд агрегатов машины применялся в конструкции САУ серии СУ-14". (Там же, стр. 55). Но руководство страны решило, что подобные машины в мировой революции не пригодятся, и в серию они не пошли.
  Ничего равного нашему Т-28 в 1941 году не было создано ни в Германии, ни в какой-нибудь другой стране мира. Немецкий Т-IV, созданный позже нашего на четыре года уступал Т-28 по всем параметрам. Т-IV был создан как легкий танк и позже переделан в средний. Вместо того, чтобы на смену ему создать новый танк, немцы без конца его модернизировали до самого окончания II мировой войны. А вот у нас на смену Т-28 в 1940 году пришел Т-34.
  В Германии пытались создать танк, подобный нашему Т-28. Но это дело закончилось провалом. "Правда, была выпущена небольшая партия тяжелых танков NbFz. Их вооружение состояло из двух пушек (37-мм и 75-мм) в центральной башне, и четырех пулеметов 7,92 мм, находившихся в двух небольших, диагонально разнесенных башенках. Вес танка - 35 тонн, скорость - 35 км/ч. Однако бронирование являлось слишком легким. Поэтому данная модель осталась, по существу, экспериментальной". (Бешанов, "Танковый погром 1941 года". стр. 77).
  По другим данным* этот танк весил всего 23 тонны. Было изготовлено лишь несколько образцов этой боевой машины. Они использовались в основном для пропаганды и устрашения. Например, эти танки направили в Норвегию после оккупации, где они своим видом и размером наводили страх на местное население. По советским данным еще два танка NbFz были направлены на Восточный фронт, где их подбили в первом же бою танки КВ. Советские источники, на редкость единодушно, дают низкую оценку этим экспериментальным танкам Третьего рейха.
  А вот Бешанов в своем описании, как обычно, совершено забывает сказать о том, что данная модель была совершенно непригодна для использования в бою. С его слов можно подумать, что данный танк был уж не так и плох. Что ж, послушаем немцев...
  "Так была приостановлена разработка более тяжелых танков - как оказалось в 1941 году, такое решение было ошибочным. Правда, один из прототипов этих машин в целях пропаганды был продемонстрирован вермахтом на автомобильной выставке в феврале 1939 года. Однако эта модель фактически не представляла интереса как боевая машина. Тем не менее три такие "машины новой конструкции" (NbFz) использовались при оккупации Осло в 1940 году. Позже две из них были уничтожены в Норвегии, третью подбили русские незадолго до окончания войны в Румынии". (В. Освальд, "Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982 гг.", стр. 344).
  "На Берлинской автомобильной выставке в феврале 1939 г., лишь за один год до начала войны, на стенде вермахта был показан этот тяжелый танк. Это был блеф чистейшей воды. В действительности речь шла об одной из машин новой конструкции NbFz, которые изготовлялись в 1933-1939 гг., но не пошли в серию и уже давно утратили свою актуальность, и вообще не были пригодны для ведения боевых действий. Тем не менее, три из имевшихся опытных образца этих машин были использованы при захвате Осло в 1940 г. Там, где показывались эти три танка, еще ни разу не видевшие до этого их солдаты говорили о них, как о стаде слонов". (Там же, стр. 364).
  В общем, из их танка боевой машины не вышло, хотя опыт создания многобашенных танков был. Некоторые немецкие фирмы в нарушение условий Версальского договора проектировали и строили опытные образцы таких машин. Но и эти машины были малопригодны в бою.
  А вот в Советском Союзе еще до создания Т-28 был выпущен небольшой серией танк Т-24. Это был танк с многоярусным расположением вооружения. Один пулемет располагался в танковом корпусе слева от места механика-водителя. Выше в основной башне находились 45-мм длинноствольное орудие и два пулемета ДТ; один в боковом листе справа от орудия, другой в левом борту башни. Сверху основной башни находилась маленькая башенка с пулеметом ДТ, оборудованная подвесным поликом. В боезапас пушки входило 89 снарядов, среди них были бронебойные осколочные и картечь. Экипаж танка состоял из пяти человек. Бортовая и лобовая броня толщиной в 20 мм обеспечивала защиту от огня крупнокалиберных пулеметов. Карбюраторный двигатель М-6 мощностью 300 л.с. позволял 18-тонному танку развивать скорость 22 км/ч. Запас хода составлял 120 км. Для улучшения проходимости танк был оснащен съемным "хвостом". Длина Т-24 - 6,5 м, ширина - 2,8, высота - 3 м.
  Т-24 изготовляли на Харьковском паровозостроительном заводе. В течение 1930-1931 гг. было построенное 25 танков. Расположение вооружения на танке позволяло вести огонь одновременно по нескольким целям. Но были у танка и недостатки: поворот основой башни сбивал наводку верхней, да и башенка увеличивала высоту танка, делая танк более заметным и уязвимым на поле боя.
  На этом же Харьковском паровозостроительном заводе в 1933 г. был создан уникальный пятибашенный танк. "Однако принят на вооружение он был только в 1935-м. Серийное производство Т-35 продолжалось до 1939 года, и за это время Харьковский паровозостроительный завод выпустил всего 61 танк. Из них к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии находилось 56 машин. Т-35 отражал военную доктрину советского командования, предусматривающую использование многобашенных танков для сокрушения вражеских укреплений и действий в тылу врага. Пятибашенный танк имел двухъярусное расположение вооружения. В главной верхней башне размещались 76-мм короткоствольная пушка и пулемет. 45-мм пушка и пулемет монтировались в двух нижних башнях, и еще две башни были вооружены одним пулеметом. Центральная башня отделялась от остальных отделений перегородкой, и в ней находились командир, пулеметчик и радист. Передние и задние башни сообщались между собой, и в них располагались еще 6 человек экипажа. Механик-водитель размещался перед передней пулеметной башней, а последний - одиннадцатый член экипажа (техник) обслуживал двигатель, установленный в кормовой части корпуса. Обзор из танка осуществлялся через перископы, смотровые щели со стеклоблоками и различные типы прицелов. Для внутренней связи имелось танковое переговорное устройство, для внешней - телефонно-телеграфная радиостанция с поручневой антенной вокруг основной башни... Бронирование последних серий было значительно усилено, а число пулеметов доведено до 7. В результате боевая масса Т-35 образца 1939 года возросла до 54 тонн, мощность двигателя - до 580 л.с.
  В производственных и эксплуатационных целях главная, и пулеметные башни Т-35 были унифицированы с башнями танка Т-28. Стремясь увеличить снарядостойкость машины, шесть танков образца 1939 года были выпущены с коническими башнями. Они в свою очередь различались подбашенными коробками с прямыми и наклонными стенами... в связи с подготовкой промышленности к выпуску новых тяжелых танков КВ-1 и КВ-2, было предусмотрено снять с вооружения все Т-35. Их шасси планировалось использовать для постройки тяжелых артиллерийских самоходных установок. Четыре опытные САУ с орудиями калибров 152 и 204 мм были созданы на базе Т-35 в конце тридцатых годов". (Р. Исмагилов, "Танки мира", стр. 56-57).
  Т-35 имел гораздо большие габариты, чем Т-28. У Т-35 длина - 9,72 м, ширина 3,2 м, высота - 3,4 м. Скорость у Т-35 была всего 30 км в час, а запас хода равнялся 100 км. Первый образец Т-35 весил 42 тонны, толщина брони - 20-30 мм. В 1938 году броню усилили до 50 мм. После войны с финнами усилили до 80 мм. Двигатель марки М-17, мощностью 500 л.с. заменили на новый мощностью в 580 л.с. Т-35 имел приборы дымопуска. Также как и на танки Т-28 на Т-35 сначала ставили радиостанции 71-ТК-1, а позже, их заменили на 71-ТК-3.
  "Тяжелый танк Т-35 имел наибольшую массу из всех танков, производившихся в Советском Союзе в то время. Танк выпускали в Харькове небольшими партиями, и если масса опытного образца составляла 42 тонны, то к концу срока выпуска (к 1939 году) она возросла до 55 тонн. Вооружение танка размещалось в пяти вращающихся башнях одной кругового вращения и четырех с ограниченными секторами обстрела. Этот танк считался танком резерва Главного командования и должен был применяться при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос". ("Оружие победы", стр. 184).
  Коммунисты сами пишут о том, что танки Т-35, как и Т-28 строились для агрессии. Естественно, что их экипажи отрабатывали на ученьях лишь штурм укреплений противника и наступательные операции в его ближайшем тылу. Когда немцы напали, нашим танкам пришлось обороняться. Но обороняться наши танкисты не умели.
  Несмотря на то, что броня Т-35 по толщине и качеству превосходила броню всех зарубежных танков, она не была абсолютно надежной защитой своему экипажу. Из-за этого многие писатели-"историки", не изучив толком танковую доктрину и средства противотанковой обороны того времени, несправедливо критикуют сам танк и его конструкторов.
  Поскольку в то время броня танков была лишь противопульной, главным качество противотанковой пушки считалась скорострельность и точность, поэтому противотанковые пушки делали калибром от 20 до 50 мм. Малый калибр давал ряд преимуществ. Такая пушка имела минимальный вес. Это облегчало ее перевозку и транспортировку. Её мог буксировать любой слабосильный легковой автомобиль и даже лошадь или мотоцикл. Она легко помещалась в кузов любого грузовика. А загрузить ее туда можно было силами боевого расчета. Орудийный расчет мог легко перекатывать ее на поле боя вручную. А её небольшой размер облегчал задачи по маскировке и окапыванию. Её легко можно было спрятать в высокой траве или в невысоком кустарнике. Орудие малого калибра быстрее перезаряжается, наводится на цель. Его снаряды весят меньше. Их легче и удобнее перевозить и переносить вручную, ведь вместо одного снаряда большего калибра можно взять несколько снарядов меньшего калибра. Противотанковые орудия малого калибра дешевле, поэтому, несмотря на то, что к концу 30-х годов броня на танках становилась все толще и толще, их калибр увеличивать не спешили.
  Французская кампания наглядно продемонстрировала общую отсталость противотанковой артиллерии европейских армий. "Остальные танки В1 активно использовались в боях во время Французской кампании в мае-июне 1940 года, и хотя были громоздкие и тихоходные, зато обладали хорошей защищенностью - ни одна немецкая противотанковая пушка не могла пробить их брони". (Р. Исмагилов, "Танки мира", стр. 79).
  А вот что пишет Гудериан: "Во время танкового боя я тщетно пытался подбить огнем французской трофейной 47-мм противотанковой пушки французский танк "Б" (так в тексте). Все снаряды отскакивали от толстых броневых стенок, не причиняя танку никакого вреда. Наши 37-мм и 20-мм пушки также не были эффективными против этой машины". (Гейнц Гудериан, "Воспоминания солдата", стр. 170).
  Напомню, что лобовая броня французского танка В1 - 60 мм, бортовая - 20. И вот это Гудериан обозвал "толстыми броневыми стенками"!!! После этого в России находятся "историки", утверждающие, что Т-35 был слабо бронирован для своего времени.
  Реальную опасность для брони Т-35 представляли не противотанковые пушки противника, а его полевые гаубицы, пехотные пушки и зенитные орудия среднего калибра. Но ведь и основной защитой Т-35 была не броня, а многочисленное вооружение. Черепаха защищена панцирем, а ёж иглами. У Т-35 три орудия и семь пулеметов. Его основная защита - огневая мощь. Тем более эти танки планировали использовать в группе. Вместе они могли устроить такой плотный перекрестный огонь, после которого бы на поле боя просто никто бы не уцелел.
  По такому же принципу был построен танк Фиат-2000 в Италии. Семь пулеметов в его корпусе располагались таким образом, что вперед могли стрелять два пулемета, в остальные стороны могли стрелять по три*. Сверху корпуса находилась башня кругового вращения с 65-мм горным орудием. Позднее два передних угловых пулемета заменили 37-мм орудиями. Таким образом, обеспечивался обстрел всех подступов к танку. А экипаж состоял из 10 человек, которые легко справлялись с таким количеством огневых средств. По замыслу конструкторов того времени, такой танк должен был своим огнем подавить вокруг себя все огневые точки и таким образом защитить себя на поле боя от противотанковых средств противника.
  В то время конструкторы не могли создать для танка мощный компактный двигатель и надежную ходовую часть, которые смогли бы на высокой скорости нести тяжеловесное противоснарядное бронирование. Поэтому в танкостроении появились две крайности. Одна - это легковооруженные малые танки и танкетки. Они были дешевым средством войны. Их можно было строить в огромных количествах. Благодаря малому размеру они были менее заметны, более подвижны и противнику было тяжело в них попасть из противотанковых орудий. Они могли легко спрятаться в складках местности, но их огневая мощь была ничтожной. Другая крайность - огромные танки с большим количеством пушек и пулеметов. Ими они должны были расчищать поле боя от вражеских солдат, орудий и другой техники. Конструкторы старались совместить в них пушки малого и среднего калибров. Орудие среднего калибра предназначалось против хорошо защищенных целей, орудие малого калибра против слабозащищенных или вовсе не защищенных целей.
  В 1939 году советское танкостроение сумело создать мощный компактный двигатель и качественную ходовую часть. И вот тогда родилась идея усилить броню, сократив число башен, орудий, пулеметов. Например, если убрать одну башню, то можно сократить подбашенное пространство. Если убрать одну пушку, можно не делать отсек для орудийного расчета. Сократив пулемет - сокращаем место для стрелка-пулеметчика. Весь внутренний объем танка ограждается броней. Сокращая внутренний объем, сокращаем площадь брони, экономя тонны металла. Вот эти тонны и решили пустить на усиление брони, создав сначала трёхбашенные танки Т-100 и СМК, потом двухбашенные Т-100 и СМК, а после КВ-1 и КВ-2. А до этого момента советское танкостроение успешно шло по пути строительства многобашенных танков с многочисленным пулемётно-пушечным вооружением
  В 1939 году на смену Т-28 и Т-35 были сделаны новые экспериментальные танки. Один из этих танков - СМК (Семен Миронович Киров. Первый вариант танка - трехбашенный. Передняя башня смещена влево, задняя вправо. Длина корпуса - 8750 мм, ширина - 3360. Центральная башня поворачивается на 360 градусов, передняя и задняя на 270. В центральной башне 76-мм орудие, в передней и задней 45-мм орудия. Боекомплект 150 выстрелов на 76-мм орудии и 360 выстрелов на две 45-мм пушки. Экипаж - 7 человек. Запас хода - 220 км, вес 55 тонн. Броня лобовая - 60 мм, бортовая - 60 мм, верх - 20 мм, днище - 30 мм. Скорость 35,5 км/ч. Потом решили убрать одну башню. Так появился двухбашенный СМК.
  На шасси СМК сделали танк КВ (однобашенный вариант СМК). Броня КВ достигла 95 мм. Масса 47,5 тонны. В экипаже осталось - 5 человек. Вооружение КВ - пушка калибром 76 мм и четыре пулемета по 7,62 мм, скорость - 35 км/ч. Вот так путем сокращения башен и вооружения построили более легкий танк с более мощным бронированием.
  Кроме этого был изготовлен танк Т-100. Первый вариант - трехбашенный, второй - двухбашенный. Вооружение такое же как и у СМК. Тактико-технические характеристики сходные. От серийного производства Т-100 отказались в пользу однобашенного КВ. После этого в СССР прекратили даже проектирование многобашенных танков и вооружать танки двумя пушками уже больше не пытались. Считали, что лучше вместо двух орудий поставить одно более мощное, тем более, что броня у зарубежных танков стала все больше и больше усиливаться.
  В принципе только в СССР смогли создать многобашенные танки, реально пригодные для применения в бою. В Германии ничего путного из этой затеи не вышло. В США в 1940 году разработали двухбашенный танк МЗ "Генерал Грант". Опытный образец испытали в марте 1941. До декабря 1943 года было построено 6528 танков этой марки. Из них 1400 отправили в СССР. В корпусе у МЗ располагалась 75-мм пушка, в башне - 37-мм пушка, в маленькой башенке, расположенной сверху основной - пулемет калибром 7,62 мм. После войны многие из них экспортировали в другие страны. Но советским танкистам МЗ не нравился, его прозвали "братской могилой на шестерых". Его слабая броня пробивалась пулями противотанковых ружей. Пары бензина концентрировались до такой степени, что попавшие бронебойно-зажигательные пули воспламеняли их. Танк при этом выгорал изнутри самым ужасным образом, потому что стенки танка изнутри были отделаны пластиком, который при горении давал много дыма. Применение 75-мм орудия затруднялось ограниченным углом горизонтального наведения. А верхняя башенка приносила больше вреда, чем пользы. Из-за большой высоты танк нелегко было спрятать в складках местности. М-2 был неустойчив и часто опрокидывался на бок на крутых склонах. Русские солдаты обзывали его за это "колокольней".
  В Канаде в 1941 году начали производство двухбашенного танка МКI. В основной башне 40-мм орудие и два пулемета, в маленькой башне один пулемет.
  В СССР танкостроение развивалось быстрее, чем в других странах, поэтому, несмотря на достигнутые в создании многобашенных танков результаты, советские танкостроители первыми отказались от них в пользу однобашенных танков. За рубежом если и отказывались ранее от постройки многобашенных танков, то по другим причинам, как правило из-за неудач при конструировании, как например, в Германии или из-за слабости военной промышленности. Некоторые страны даже не брались за конструирование подобных машин. Ведь у них даже однобашенные танки путем не получались. Другое дело Америка, в этой стране и ранее строили многобашенные танки, правда, в небольших количествах. Воевать в то время американцы ни с кем не собирались и создавали свои танки главным образом для экспериментов. Но эти танки выходили вполне пригодными для боя. Когда началась война в Европе американцы продолжали разрабатывать и запускать в серийное производство многобашенные танки, в то время как в СССР уже перестали их проектировать.
  Во время Второй Мировой войны улучшение бронирования танка достигалось лишь двумя путями: увеличением толщины брони и увеличением угла наклона броневых листов. После Второй Мировой войны для усиления брони стали применять многослойное бронирование из металлических и композиционных материалов. Танк стали защищать экранами из обедненного урана, керамики, армированной резины. Обычные стальные слои имели разные по прочности и вязкости свойства. Танки стали защищать навесными комплектами динамической брони. В 1983 году советские танки получили комплекс активной защиты "Дрозд" для обнаружения и поражения нападающих противотанковых средств. В общем, толщина брони потеряла былое значение. А раз так, конструкторы могли позволить себе вернуться к старым традициям, и на многих танках вновь появилось второе вспомогательное орудие или вторая башня.
  Американский танк М60 получил командирскую башенку с 12,7 мм пулеметом. Она находится сверху основной. Наводчик 105-мм орудия на М60 может спокойно выбирать цель, не заботясь о близлежащих флангах. О них позаботится пулемет в верхней башне. Благодаря крупному калибру пулемет может бороться с легко бронированной техникой и расстреливать вражеских пехотинцев спрятавшихся за стенкой из мешков с песком. Такая же командирская башенка есть у японского танка "ТИП 61". На французском танке АМХ-40 такая башенка вооружена 20-мм орудием. 20-мм пушку, спаренную с основным орудием, имеют швейцарский танк PZ68 и французский АМХ-30. Для российского танка "Черный орел" разработана 30-мм автоматическая пушка 2А42. На следующих моделях установка с этой пушкой заменит 12,7-мм зенитный пулемет на башне. Это позволит эффективно бороться с авиацией и бронетехникой врага. Основное орудие в 125 мм планируют заменить на более крупные калибром от 135 до 152 мм. Получается, что современное танкостроение вернулось к старым идеям. Так что нечего критиковать советские многобашенные танки и наличие у них нескольких башен нельзя считать недостатком.
  
  
  
  На базе среднего танка Т-28 массой 25 тонн, был разработан колесно-гусеничный вариант - Т-29. Первые разновидности этой машины под маркой Т-29-4 и Т-29-5 рассматривались в научно-исследовательском отделе ещё в 1934 году в Военной академии механизации и моторизации РККА. Т-29 на гусеницах развивал скорость 54 км в час, а на колесах - 80 км/ч.
  "Проектируемый с учетом всех необходимых требований по вооружению, броневой защите и подвижности быстроходный танк Т-29 представлял собой совершенно новую машину, на три с лишним тонны превышающую по массе Т-28. По ширине он превосходил Т-28 на 350 мм, а по высоте на 200 мм. Экипаж новой машины был на одного человека меньше... Причем при движении на колесах три задние пары катков становились ведущими, а передняя пара - управляемой". ("Конструкторы боевых машин", стр. 50-51).
  "Котин много времени отдавал отработке опытных экземпляров Т-29. Вскоре собрали несколько машин установочной партии. На них испытывались узлы и механизмы нового типа, в том числе и оборудование для подводного хождения. Но в ходе испытании обнаружились трудности, связанные в основном со сложностью конструкции колесно-гусеничной ходовой части. Красная Армия нуждалась в первую очередь в простых машинах с более сильной броней, поэтому работу над сложным танком пришлось прекратить, на вооружение он так и не был принят". (Там же, стр. 51).
  То есть танк Т-29 представлял собой колесно-гусеничный вариант модели Т-28. Его ширина - 3,15 м, высота - 3,02 м, длина - 7,44. В центральной башне орудие 76 мм и пулемет ДТ - 7,62 мм в лобовом листе башни. Еще два башни с ограниченным сектором обстрела располагались впереди главной и имели по одному пулемету ДТ. Экипаж - 5 человек.
  Официальная причина, по которой танк Т-29 не приняли на вооружение: - смешанный колесно-гусеничный ход слишком сложен, капризен и при эксплуатации не оправдывает затрат. Но после этого в СССР продолжали строить и проектировать колесно-гусеничные танки БТ. Еще одна официальная причина: слишком слабая броня. Броня у танков БТ - 13 мм. У Т-29 лобовая - 30 мм, бортовая - 20. У Т-29 она явно толще. Даже у БТ-7 лобовую броню довели только до 22 мм, а бортовая осталась прежней - 13 мм. Так что и эта модель по толщине брони до Т-29 не дотягивала. Вывод один: броня здесь ни при чем.
  По некоторым данным Т-29 был почти вдвое дороже своего собрата Т-28. И многие утверждают, что именно это стало одной из причин, из-за которой в СССР отказались от его производства. Это утверждение не пройдёт в качестве аргумента, ведь в СССР выпускали в огромном количестве колёсно-гусеничные танки БТ, чей смешанный ход тоже в значительной мере поднимал цену танку. И никто при этом даже не подумал отказаться от их производства или выпускать их без колёсного хода в чисто гусеничном варианте.
  Настоящая причина была в том, что магистральный танк должен быть легким. В Европе мосты делились на классы через 20 тонн. Одни выдерживали нагрузку в 20 тонн, другие - в 40 тонн, третьи - в 60. Магистральный танк должен был весить меньше 20 тонн, чтобы спокойно переезжать через любой мост. Поэтому вес танков БТ держали подальше от 20-тонного предела. 20-тонный мост для танка Т-29 - преграда, поэтому, несмотря на наличие колесно-гусеничного хода, он на роль магистрального танка не годился.
  Когда тысячи танков устремятся в тыл противника, их нужно будет бесперебойно обеспечивать горючим. Среднему танку нужно больше горючего, чем легкому. Армады танков легче будет обеспечить горючим, если они будут состоять из легких танков. Поэтому для глубокого удара по тылам противника предпочтительней использовать именно легкие танки с массой менее 20 тонн.
  Кроме того, средний танк тяжело сделать плавающим. Гораздо легче для плавания приспособить легкий танк. Для танков БТ советский военпром уже создал навесное оборудование, состоящее из понтонов гребного винта и руля. Для БТ уже был создан танк - мостоукладчик, с грузоподъемностью моста 15 тонн. А для Т-29 нет. Вот еще две причины, по которым танк не стали запускать в серию.
  Отказ от Т-29 косвенно доказывает то, что советские конструкторы создавали танки со смешанным колёсно-гусеничным ходом не для того, чтобы экономить моторесурс танка и совершать с большей скоростью марши по дорогам. Им нужны были танки, которые могли стремительно действовать в тылу врага, используя его автострады и мосты. Именно поэтому от Т-29 отказались. А вот если бы колесно-гусеничные танки в СССР создавали для экономии моторесурса и для быстрого передвижения по дорогам, то тогда бы Т-29 выпускали вместо Т-28. Ведь Т-29 мог развивать горазда большую скорость даже на гусеницах.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"