Правдин Александр Геннадьевич : другие произведения.

Танки серии Бт

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Танк был создан как оружие наступления. Это его главная функция. Но советские танки БТ на фоне иностранных образцов выглядели самыми агрессивными, если так можно сказать о танке. Некоторые типы советских танков использовать в обороне было вообще невозможно. Несмотря на передовые достижения в танкостроении советские танкисты начали ВОВ с катастрофических поражений, а на финской войне подмочили свою репутацию. В данной тексте описаны причины неудач советских танковых войск.

  Танки серии БТ.
  
  Ниже приведёны отрывки из текста моей книги "Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции". Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве "Бригантина". Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.
  
  "Советской военной теорией фактически упускался из виду вариант продолжительной стратегической обороны с нашей стороны: действия Красной Армии в начале войны представлялись в основном наступательными". (Советские вооруженные силы. Вопросы и ответы. Стр. 199).
  В 1929 году советские коммунисты совершенно официально закупили в США колесно-гусеничный танк "Кристи". С танка сняли башню и перевезли через таможню в Советский Союз. Главной особенностью танков Д.У. Кристи был смешанный колесно-гусеничный ход. По замыслу конструктора танк мог использоваться гусеницы на бездорожье, а колеса на дорогах с твердым покрытием.
  Первую машину такого типа Кристи построил ещё в 1919 году. Следующие модели он создал в 1921 и 1926 годах. В 1928 году он создал модель Т3. Скорость машины 74 км/ч на колесах и 43 на гусеницах. Армия США закупила у Кристи всего несколько машин. После этого интерес у американских военных к колёсно-гусеничным танкам иссяк. А вот в СССР его танк запустили в серийное производство, усилив вооружение.
  В СССР танк Кристи получил марку БТ - быстроходный танк. И уже с 1931 года началось массовое производство этих машин. Колесное шасси имеет ряд преимуществ перед гусеничным: оно в несколько раз дешевле, моторесурс в сотни раз больше, скорость выше, расход бензина меньше. Гусеничное шасси имеет только одно преимущество -более высокую проходимость. Смешанное шасси стоит дороже любого из них, и вдобавок оно капризнее любого из них.
  Зачем Красной Армии нужен был такой танк, если в то время на территории СССР было очень мало шоссейных дорог? Ведь даже если Красной Армии придётся защищать эти дороги от вторжения врагов, то свои танки будет выгодней располагать в стороне от их асфальтированного полотна. Танковую засаду лучше всего устраивать в стороне от дороги, спрятав танк в лесу или просто окопав его так, чтобы над землей торчала только одна башня. А вне дорог колёсный ход танку не понадобиться. Вывод: в Советской России колесный ход для танка ненужная обуза.
  Танки БТ могли использовать свой колесный ход с пользой для дела только в наступлении на той территории, где было много шоссейных дорог. Если посмотреть на соседей СССР, то мы увидим, что с юга в то время не было государства с такими дорогами. Танкам БТ там нечего было делать. В Восточной Европе дороги с твердым покрытием в то время тоже были редкостью. А вот в Западной и Южной Европе таких дорог хватало. Значит, танки БТ можно было использовать только там. Восточную Европу танки БТ могли пройти на гусеницах, а дальше они могли идти на колесах по хорошим европейским дорогам с твёрдым покрытием.
  Гитлер пришел к власти только в 1933 году, а танки для освобождения Европы Сталин начала строить еще в 1931-ом. Гитлер еще не пришел к власти, а Сталин уже готовил танки для завоевания Европы. При этом Сталин строил танки пригодные только для завоевания Европы, а Гитлер делал танки совершенно непригодные для войны в России. Вот вам отличная почва для глубокомысленных рассуждений.
  Гитлер еще мечтает прийти к власти в Германии и потом когда-то начать войну против Франции. А Сталин уже наладил конвейерное производство инструмента для завоевания Франции, Германии и других стран Европы. А не приди Гитлер к власти, что бы Сталин сделал со своими танками БТ?
  Допустим, вам нужно добраться до ледового катка через глубокий снег. Вам придется взять с собой в дорогу и лыжи, и коньки. Дойдете до катка - снимете лыжи и оденете коньки. Вот и для танков БТ гусеницы нужны были для того, чтобы пройти бездорожье. Добравшись до шоссе, танки БТ могли скинуть гусеницы и ехать дальше на колесах. А гусеницы экипаж мог уложить сверху на надгусеничные полки и везти их с собой. В любой момент экипаж вновь сможет "обуть" БТ в гусеницы. Танк БТ это гибрид танка и бронеавтомобиля, уникальная боевая машина созданная специально для завоевания Европы.
  Управление танком было двойным. На колесах танк управлялся через передние поворотные колеса рулем, как у автомобиля, на гусеницах рычагами через боковые фрикционы. Ведущее колесо располагалось сзади, при переходе на колесный движитель оно соединялось "гитарами" с задней парой катков. Такой механизм был очень сложен в обслуживании, часто ломался и занимал много объема. Но в Красной Армии мирились с этими недостатками танков БТ. Ведь недостатки - это продолжение достоинств. А достоинств у БТ было предостаточно.
   Танки БТ строились для решения только одной задачи - не позволить противнику вновь организовать свою оборону, а для выполнения других задач в Красной Армии имелись другие танки. По замыслу советских стратегов танки БТ должны были стремительно, двигаясь по тылам врага, нарушать его коммуникации, громить его штабы, склады, аэродромы. Для таких действий танкам БТ были нужны большая скорость и большой запас хода, поэтому их броня была легкой и рациональной. На БТ впервые установили наклонные броневые листы. Тонкая лёгкая противопульная броня позволяла танку БТ развивать более высокую скорость и экономить горючее. При этом наклонные листы брони способствовали не только улучшению защиты внутреннего пространства, но и облегчали общий вес танковой брони.
  Официально считается, что танки БТ на колесах могли развить скорость до 70 км/ч, но многие западные специалисты считают, что танки БТ могли развить боле высокую скорость до 70 миль в час. Возможно, в СССР специально занижали технические характеристики танков БТ, чтобы не пугать ими своих вероятных противников. Достоверно известно, что на танках БТ устанавливались ограничители скорости, так как на плохих советских дорогах слишком мощный двигатель рвал силовую передачу. При выходе на хорошие европейские дороги, этот ограничитель мог легко снять любой член экипажа.
  На асфальтированных дорогах у танковых гусениц, при большой скорости, плохая сцепка с поверхностью. Танк на асфальте ведёт себя как человек на льду в скользкой обуви. Водитель привык всем телом на рычаг давить, на асфальте чуть сильнее придавил - танк затанцевал, повернул черт знает куда, и в кювет. Перед поворотом на асфальтированной дороге надо посильнее скорость сбрасывать, иначе танк будет скользить по асфальту как по льду. Допустим, если застопорил водитель обе гусеницы на земле, то танк гусеницами грунт продавит и поэтому быстро остановится. А на бетоне и асфальте при большой скорости застопоренные гусеницы все равно, что стальные лыжи. Если здесь танк набрал большую скорость и резко затормозил, его еще долго будет тащить по инерции. А танку БТ это не грозит, он гусеницы сбросит и на обрезиненных катках двинется вперед, на максимальной скорости. Благодаря хорошей сцепке резины и асфальта, ему не надо будет так же сильно как обычному танку сбрасывать скорость на поворотах.
  Танки БТ лучшее средство для захвата Европы. Ничего лучшего для этой цели еще не придумали. Но применить их можно было только во внезапном нападении, при условии полного господства в воздухе своей авиации. Ведь у танков БТ не было средств для борьбы с воздушным противником. Красные стратеги планировали напасть внезапно и подавить всю авиацию противника на аэродромах первыми авиаударами. Поэтому решили зенитные пулеметы на БТ не устанавливать. На базе БТ даже не делали экспериментальных зенитных самоходных установок, в то время как на других советских танках такие опыты проводили.
  Запас хода танков БТ был доведен до 400 км на гусеницах и 900 на колесах. Для обороны такой запас хода был совершенно не нужен. Ведь большой запас хода - это прежде всего большой запас горючего в топливных баках. Это в первую очередь опасно для самого танка. Но большой запас горючего нужен был танкам БТ точно так же, как он был нужен дальним бомбардировщикам. Без большого запаса горючего далеко не уедешь и не улетишь. Большой объём топливных баков позволил бы танкам БТ, действовать длительное время в глубоком тылу врага без дозаправки. А уж если представилась бы возможность разжиться трофейным топливом, танк БТ мог бы взять его больше любого другого танка. Одно дело бак в сто литров, другое - в двести, или триста, или вообще полтонны. В рейде по тылам врага важна способность прихватить с собой побольше бензина. И уж если появлялась возможность разжиться в тылу врага трофейным бензином, то объёмные баки танка БТ позволяли использовать её по максимуму.
  Тут еще надо иметь в виду, что топливный бак в танке прикрывается броней. Каждый лишний литр в объеме танкового бака увеличивает площадь танковой брони. С увеличением площади брони увеличивается её масса. И при этом естественно возрастает вес самого танка. Эти лишние килограммы идут не на увеличение толщины брони, они лишь идут на увеличение ее площади. Танк просто увеличивается в размере и становится более удобной мишенью. Если объем бака уменьшить, можно вес брони уменьшить без ущерба для безопасности для экипажа. Танк при этом просто станет легче и меньше размером. Толщина брони останется прежней. Можно пойти по другому пути. Сэкономленную броню пустить на увеличение толщины брони. Масса танка при этом останется прежней. Толщина брони увеличится и естественно улучшиться бронезащита танка. Но ни один из этих вариантов развития танков серии БТ не интересовал советских конструкторов и командармов. Им нужен был танк, который бы на одной заправке мог бы проехать через всю Германию. Вот по этому пути и развивались танки серии БТ. Просто Гитлер, своим нападением, не позволил применить их по назначению. Танки БТ пришлось применять для обороны. А они для этого были не пригодны. Поэтому, когда началась Великая Отечественная война, выпуск танков БТ прекратили. Советские танковые конструкторы и военначальники понимали, что в сложившейся ситуации танки БТ просто бесполезны. Созданные для внезапной агрессии в Европу, они не могли защищать свою страну от вражеского нападения.
  И все-таки многие из танков БТ пройдут всю Великую Отечественную войну и уже потом в 1945 году они будут наступать в Европе и Манчжурии. Но до этого доживут немногие из них. А в 1941 году коммунисты могли бросить в Европу тысячи танков БТ и советские заводы могли начать массовый выпуск этих танков, восполняя любые потери. Танки в СССР делали на конвейере как машины у Генри Форда. В 1933 году на Харьковском паровозостроительном заводе, работая в укороченную смену, могли делать 22 танка в день. За 156 рабочих дней завод мог выпустить 3300 танков. Но на заводе в мирное время работали не в полную мощность. Годовой выпуск танков на всех заводах СССР составлять чуть более 3,5 тысяч. ("Оружие победы", стр. 194. Энциклопедия). Зато во время войны на заводе можно было резко увеличить производство танков, введя длинные смены и отменив выходные.
  Неиспользовавшиеся в мирное время производственные мощности советских танковых конвейеров можно было начать использовать после начала войны. Содержать много танков в мирное время накладно. В мирное время танку нужны ангары, мастерские и многое другое. А на войне у танка жизнь короткая. В военное время танк не простаивает годами где-нибудь в ангаре, с завода, его как правило, отправляют прямиком на фронт. Пока одни танки следуют к фронту по железной дороге, другие разгружаются на станции, третьи в это время воюют, а четвёртые уже горят ярким пламенем на поле боя. В связи с сокращением жизни танков резко сокращаются затраты на их содержание. В ходе войны их содержание становиться дешевле. Это одна из причин, по которой государство в военное время может позволить себе увеличить производство танков. Но есть и другая причина, более важная, в ходе войны большое количество танков себя полностью оправдывает (естественно если военное руководство их грамотно использует). А в мирное время излишне большое количество танков в строю может привести страну к экономическому краху из-за военного перенапряжения.
  В 1941 году для нападения на СССР Германия и ее союзники бросили против СССР 3410 танков (ИВОВСС, стр. 384, том I, 1960 г.). Из них 60 танков выставили румыны. Сами немцы выставили 3200 танков, используя, в том числе и трофейные, захваченные в разных странах Европы. Остальные танки от Финляндии (в основном это трофеи "Зимней войны"). Немцы и их союзники имели ничтожное количество танков в сравнении с СССР. Дела в танкостроении у них были так плохи, что они были вынуждены использовать танки Первой мировой войны.
  Другое дело - Советский Союз - за один год мирного труда его заводы могли выпустить 3,5 тыс. танков. Это больше, чем в Германии сумели накопить за несколько предвоенных лет. Начав войну собственным нападением, Советский Союз имел возможность резко увеличить производство танков. А вот у Германии такой возможности не было. В 1940 году ведя войну со многими странами, немцы произвели 2164 танка (Вернер Освальд, "Полный каталог военных автомобилей и танков Германии 1900-1982 гг"., стр. 441).
  "В автобронетанковые войска Красной Армии было передано более 8 тыс. танков БТ различных серий". ("Оружие победы", стр. 194, Энциклопедия). 8 тысяч танков одной марки БТ перед войной с немцами. А ведь кроме них советская промышленность выпускала танки других марок.
  Для удачных действий против вставшего в оборону противника нужно трехкратное превосходство в силах. Но в 1941 году ни фашистская, ни советская армия к обороне не готовились. И для удачного нападения никому из них трехкратного превосходства не требовалось. Гитлер бросил против СССР 3410 танков. Этого оказалось достаточно для победы. Сталин в 1941 году мог бросить в Европу тысячи танков БТ и многие тысячи других танков.
  Один танк, подготовив позицию для обороны, может противостоять трем, но в 1941 году ни один немецкий танк не стоял в обороне. Поэтому русским не потребовалось бы трехкратного превосходства над немцами. Одних танков БТ вполне бы хватило для победы.
  Конечно, не все 8 тысяч танков БТ в июне 1941 года находились на западной границе. Некоторые танки были в училищах, другие в различных частях, разбросанных по бескрайним просторам нашей страны, третьи на подходе к границе, четвертые вообще были потеряны в предвоенных конфликтах. Но даже трёх тысяч танков БТ было достаточно для первого удара. А для последующих ударов можно было, поэтапно собрать оставшиеся и произвести новые. Советские заводы ждали этого часа.
  Но Гитлер напал первым. Танки БТ стали больше не нужны. И конвейеры по производству танков БТ остановились. Кроме того, танковый завод, выпускавший БТ, находился слишком близко к западной границе, в Харькове. Его пришлось эвакуировать, чтобы завод не достался немцам. Завод построили поближе к границе в расчете на собственное наступление. Чем ближе завод к линии фронта, тем легче, быстрее и дешевле доставлять продукцию на фронт. При собственном наступлении фронт удалялся бы с каждым днем все дальше и дальше на запад. И доставлять танки под Берлин было бы гораздо легче из Харькова, чем из Нижнего Тагила. Когда немцы напали, оборудование для строительства танков из Харькова повезли в Нижний Тагил. Там спокойнее. Туда немцы не дойдут.
  Красная Армия начала в 1944 году освобождение Европы, но производство танков БТ не возобновили. Для этого надо было построить новые конвейеры. Пока их построишь - война кончится. Можно было и на старых конвейерах наладить производство танков БТ, прекратив выпускать другие. Но эта перестройка производства продлилась бы долго и привела бы к снижению производства общего числа танков. А главное - Западную и Южную Европу уже начали освобождать союзники.
  Чтобы правильно оценить замыслы красных стратегов, нужно изучить историю развития танков серии БТ. БТ-1 представлял собой опытный танк и в серию не пошел БТ-2, после испытаний был принят к производству в начале 1932 года. Для БТ-2 разработали специальную башню, оснащенную 37-мм-ой пушкой. Начиная с 61-го экземпляра, в башне начали устанавливать 7,62-мм-й пулемет ДТ в шаровой установке. Поворачивалась башня вручную с помощью планетарного механизма, а плечевой упор использовался для наводки пушки и пулемета в вертикальной плоскости. Из-за нехватки пушек 350 БТ-2 были выпущены со спаренными пулеметами ДА-2. А всего было сделано более 600 танков этой модели. Недостатком пушечного варианта было то, что пулемет ДТ устанавливался в правой стенке башни. А другого пулемета не было вообще. Экипаж танка состоял из двух человек. Механик-водитель мог лишь управлять машиной и следить за ограниченным сектором поля боя. Человек в башне совмещал обязанности командира, наводчика, заряжающего. И ему было крайне неудобно вести огонь из башни, где ствол орудия был направлен прямо, а ствол пулемета в сторону под углом примерно 50-45 градусов. При появлении цели встает вопрос, из чего вести огонь: из пушки или пулемета, когда пулемет спарен с пушкой, навел их на цель и стреляй из чего нужно. А когда пулемет и пушка смотрят в разные стороны, приходится башню поворачивать, если оружие для цели не подходит. А делалось это на БТ-2 вручную. Пока танкист будет метаться, он может свою цель упустить. Ну а возможность вести огонь в разные стороны, не поворачивая башни, в данном случае, не компенсировала последний недостаток.
  Конструкция ходовой соответствовала американскому образцу: 6 пар катков, из них 4 опорных. Крайние катки меньшего диаметра были расположены чуть выше остальных. При колесном ходе, задняя пара опорных катков становилась ведущей, а передняя пара опорных катков становилась рулевой. На американских танках вращение на заднюю пару опорных катков передавалась цепной передачей. На советских танках шестереночной. На БТ-2 ставили американский авиадвигатель М-5.
  "Уже 7 ноября 1931 года три серийных БТ-2 были показаны на военном параде в Харькове. Однако эксплуатация машин осложнялась их техническими недостатками и низким качеством изготовления танков. Авиадвигатели оказались капризными и часто выходили из строя или даже загорались из-за перегрева. Неплотные соединения были причиной вытекания масла из механизмов. Корпус машины не имел необходимой жесткости, что вело к поломке вала мотора". ("Танки мира", стр. 61)
  Танк имел хорошие динамические качества и способность преодолевать в прыжке различные препятствия. На БТ-2 безуспешно пытались установить 76-мм орудие и даже динамореактивную пушку. Четыре БТ-2 в 1937 году переделали в мостовые. Вес моста и его оборудования - 2670 кг. Время наведения 30-40 секунд. Грузоподъемность до 15 тонн. Масса танка БТ-2 с орудием 11,3 тонны. Длина - 5,5 м. Ширина - 2,23 м. Высота - 2,16 м. Лобовая и бортовая броня по 13 мм. Мощность двигателя "М-5" - 400 л.с. Максимальная скорость - 52-72 км/ч на гусеницах и на колесах соответственно.
  В 1933 году вместо танка БТ-2 начали выпускать танк БТ-5. Башня у него была двухместной. И в экипаже теперь было трое человек. Танк вооружался 45-мм пушкой со спаренным пулеметом ДТ, калибром 7,62 мм. Эти изменения облегчили работу экипажа. Башня танка имела нишу в кормовой части, на линейных танках в ней размещали часть боекомплекта, на командирских танках радиостанцию. Последние сначала выпускались с поручневой антенной вокруг башни. Она по своему виду напоминала ограждение - поручни для танкового десанта. В последующем от нее отказались, так как противник по ней легко и безошибочно определял командирские танки. После этого сосредотачивал на них огонь артиллерии и выводил их из строя. Танковые части оказывались без командиров.
  БТ-5 имел два прицела: телескопический (как на БТ-2) и панорамный перископический. "На БТ-5 устанавливались два варианта башен: клепаная и сварная. Цилиндрическая часть обеих собиралась из двух изогнутых листов - в переднем находились две смотровые щели и два специальных отверстия для стрельбы из револьвера". ("Танки мира", стр. 62).
  На БТ-5 стоял тот же двигатель, что и на БТ-2. Для безопасности на БТ-5 в силовом отделении установили противопожарное устройство. Всего до 1935 года было построенное 1900 танков БТ-5. Они принимали участие в Гражданской войне в Испании, в боях на Халкин-Голе, и в советско-финской войне. На базе БТ-5 был построен мостоукладчик. В 1936 году несколько танков БТ-5 оснастили оборудованием для подводного хода. Для подвода воздуха на башне установили трубу длиной около трех метров. Все отверстия и люки закрыли деревянными уплотнителями. Эти танки получили обозначение БТ-5 ПХ (подводное хождение). Они могли преодолевать водную преграду глубиной 4,5 метра. Была предпринята попытка усилить вооружение танка установкой для пуска реактивных снарядов. Испытания прошли весной 1935 года. Несмотря на хорошие результаты, дальнейшие работы над ней были прекращены.
  Боевая масса танка БТ-5 из-за увеличения башни и установки более мощного орудия возросла на 200 кг и достигла 11,5 тонн. Лобовая и бортовая броня осталась прежней - 13 мм. Запас хода на гусеницах и колесах составлял 150 и 200 км соответственно. Боекомплект составлял 115 снарядов.
  На базе БТ-5 был сделан танк БТ-5А с 76-мм-м орудием. Индекс "А" означал артиллерийский. Эта модель предназначалась для подавления огневых точек врага. Башня была увеличена под новое оружие.
  На смену БТ-5 пришел БТ-7. Его скорость была чуть выше: 53 и 73 км/ч на гусеницах и на колесах соответственно. Новый, полностью сварной, корпус с измененной конфигурацией позволил повысить внутренние объемы без изменения габаритов. Это позволило увеличить боекомплект и емкость топливных баков. Танк получил новый карбюраторный двигатель "М-17Т" мощностью 400 л.с. Сперва на БТ-7 устанавливали цилиндрическую башню с вооружением от БТ-5. Позже стали устанавливать коническую башню. Такая форма повышала вероятность рикошета пуль и снарядов противника. Танки с конической башней имели усиленную подвеску и трехскоростную коробку передач. В ходе модернизации увеличилась толщина лобовой брони до 22 мм, а боевая масса достигла 13925 кг. Бортовая броня осталась прежней - 13 мм. БТ-7 имел несколько серийных моделей. БТ-7рад - командирский танк с радиостанцией. Таких танков выпущено 2017 машин. Обычных линейных выпустили - 2596 штук.
  На базе БТ-7 был выпущен БТ-7А. Он вооружался 76 мм пушкой Л-11 или Ф-32. Этот танк выпускался с 1936 года по 1938 год. Он имел три пулемета. Всего было сделано 154 танка этой модели. Масса БТ-7А достигла 14,4 тонны. Экипаж на БТ-7А как и на БТ-7 составлял три человека. Лобовая и бортовая броня по 13 мм. Размеры по ширине и длине у обоих танков одинаковы - 2,29 и 5,66 м соответственно. А так как башня у БТ-7А была больше, то его высота достигла 2,5 м. У БТ-7 высота была 2,42 м. Запас хода по шоссе у БТ-7 - 220/440 км, у БТ-7А - 200/400 км. На вооружении БТ-7 имел два пулемета ДТ калибром 7,62 мм, а БТ-7А имел уже три пулемета. Этот дополнительный пулемет устанавливался в задней стенке башни. На всех моделях БТ имелись специальные отверстия на башне для стрельбы из револьвера.
  Венцом развития танков БТ стал танк БТ-7М ("М" - модернизированный). Масса танка 14,6 тонны. Экипаж - 3 человека. Скорость доведена до 52 км/ч на гусеницах и 86 км/ч на колесах. Запас хода - 400/900 км. Вот тот танк, о котором мечтали советские стратеги. Именно он мог на одной заправке проехать через всю Германию. Танк имел дизельный двигатель В-2 с высокой топливной экономичностью и пожаробезопасностью. До начала войны с немцами было построено 715 БТ-7М. Но советская промышленность была готова начать массовый выпуск этих танков после начала собственного нападения. Танк БТ-7М могли выпускать десятками тысяч. Но нападение Гитлера сорвало все планы.
  Большинство танков БТ вооружилось 45 мм пушками. В 1941 году ее снаряд пробивал броню любого иностранного танка. Масса снаряда 1,93 кг. Его начальная скорость равна 760 м/с. С расстояния 1000 м снаряд пробивал броню в 47 мм. Для действий по тылам противника эта пушка подходила наилучшим образом. 45-м снаряд занимал в танке меньше места, чем 76-миллиметровый. Значит 45 мм снарядов можно было взять больше. Это очень важно для действий в отрыве от своих войск. Именно поэтому 76-мм пушками вооружали небольшую часть танков БТ. Танки БТ с 76-мм пушками должны были действовать в боевых порядках остальных танков БТ; подавлять огневые точки врага и разрушать укрепления, которые в глубоком тылу врага попадаются не часто.
  Советские стратеги первыми разработали теорию применения танков в стратегической глубине обороны противника. БТ первый танк, созданный для этой цели. Вес танков увеличивался от серии к серии. Броня тоже усиливалась, но не за счет уменьшения скорости и запаса хода. БТ - танк блицкрига. Ему не нужна тяжелая броня. В готовящейся войне она ему помеха. Но пришла другая война, которую не ждали...
  После начала Великой Отечественной войны советские танкисты самостоятельно начали приваривать листы дополнительной брони на танки БТ иногда прямо в полевых условиях. После усиления брони скорость и запас хода танков БТ уменьшились. В этом не было ничего страшного, в обороне гигантский запас хода был не нужен, и уменьшение скорости больших проблем не создавала. В обороне танку спешить особо некуда. И далеко заезжать не нужно. А вот проходимость у БТ ухудшилась. Вот это создавало серьёзные проблемы.
  Советские танкисты и до нападения Гитлера понимали, что слабая броня - большой недостаток. Но никогда в предвоенных конфликтах броню БТ не усиливали. Даже в тяжелой советско-финской войне не провели усиления брони на танках БТ. В ту войну усилили броню на танках Т-26, Т-35, Т-28. А вот танки БТ этой мерой обошли. Почему? Потому что каждый танкист в Красной Армии понимал, что танк БТ устроен для своей задачи абсолютно рационально и менять в нём нечего. А в 1941 году каждый танкист понял, что освобождение Европы откладывается, и вот теперь надо усиливать броню.
  В 30-е годы танкам БТ у нас уделяли основное внимание. Один из этих знаков внимания - дизельный двигатель. За рубежом в это время почти все танки имели бензиновые двигатели. Это повышало пожароопасность танка. Бензиновые танки легко загорались и горели ярким пламенем. Установить дизельный двигатель на танк легко. Надо только создать двигатель достаточной мощности, пригодный для использования на танке. Вот этого за границей и не смогли сделать ни до войны, ни в ходе нее. На некоторые танки устанавливали слабые тракторные или автомобильные дизели. Это отрицательно сказывалось на ходовых качествах танка. В то время зарубежным танкостроителям приходилось выбирать: либо сильный бензиновый двигатель, либо слабый дизельный. Чаще предпочтение отдавали бензиновому двигателю. Кроме того, в то время дизельный двигатель стоил в несколько раз дороже бензинового и во многих странах просто не хотели на него раскошеливаться.
  В СССР создавали дизеля для многих танков, в том числе и для Т-26. Но дизельные двигатели для них не стали выпускать серийно. "В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода ?185, доведён до серии не был". (М. Свирин "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-1943". Стр. 23)
  Первый танковый дизель, запущенный в серийное производство, получил индекс В-2. Его мощность - 500 л.с. Его планировали установить на танки БТ-7 и Т-28. Но танки Т-28 так его и не получили. Это значит, что советское военное руководство отводило главную роль именно танкам БТ, а не каким-нибудь другим танкам. Т-28 и Т-35 были самыми мощными в мире. Пусть они вдобавок получат дизель. В-2 для них вполне подходит. Но нет, их роль в мировой революции была менее важной. Им дизель не достался.
  Впервые танковый дизель был испытан ноябре 1933 года на экспериментальном танке. "В марте 1935 года, после показа членам правительства очередной партии опытных двигателей, установленных на танки БТ, было принято решение о строительстве в Харькове цехов для производства двигателей". (Энциклопедия "Оружие победы", стр. 198). Первые опытные дизели были установлены на танк БТ-5, потом на БТ-7. А серийные стали устанавливать на танки БТ-7М в 1939 году.
  Советские конструкторы могли в первую очередь довести до серии уже разработанный дизельный двигатель для танка Т-26 мощностью в 150 л.с. Менее мощный двигатель сделать было бы проще. А Т-26 мог пригодиться и в наступлении и в обороне. Но у нас решили сосредоточить все усилия своих конструкторов на самом важном для мировой революции танке. После БТ дизели В-2 стали устанавливать на более сильных танках Т-34, КВ-1, КВ-2, а только потом создали дизель для легкого танка Т-50 (который был создан на смену Т-26). Это показывает, какие танки у нас считали более важными и какие менее важными, а какие по важности остались на третьем месте.
  
  
  Путь наступающим танкам преграждают реки. Для танков БТ были разработаны понтоны различного типа, при помощи которых они могли форсировать реки вплавь. Понтоны имели вытянутую форму длинного цилиндра с закругленными краями и крепились вдоль бортов танка. Понтоны были соединены разъемным креплением между собой и танком. При подготовки к форсированию водной преграды на танк можно было прикрепить навесной гребной винт, который приводился в движение через навесную передачу. Это оборудование мог использовать любой танк БТ.
  Танки БТ преодолев реку, могли сбросить понтоны. На суше это лишний вес. После этого они могли вступить в бой. Но понтоны могли и не сбрасывать, чтобы использовать их на следующей переправе. Понтоны были расположены сбоку от бортов и не мешали вести огонь из пушки и пулеметов. А вот к японскому танку Ха-Го понтоны прицеплялись спереди и сзади и водитель из-за переднего понтона ничего не видел и не мог вести огонь из пулемета. Поэтому при выходе на сушу, сброс понтонов для японского танка был обязателен и на вторую переправу этот танк уже был не способен.
  
  Танки БТ применяли во всех предвоенных конфликтах. Он сражались в Испании, Польше, Монголии, Финляндии. Во всех этих войнах танки применялись не совсем по своему назначению. Не было возможности. Но все-таки их применяли в наступлении. А в 1941 году пришлось применять их в обороне. А к этому они были совершено не приспособлены.
  Число танков БТ на момент нападение Гитлера - это отдельная тема для споров. Бешанов пишет, что их было 7519 ("Танковый погром 1941 года", стр. 119). Важно не это. Важно понять, почему они не сдержали наступления Гитлера?
  В обороне позицию для танка оборудуют заранее. Если ставят его в открытый окоп, то танк становится почти неуязвимым для настильного огня вражеской артиллерии. У танка из окопа торчит только одна башня. Наступающего противника он поражает огнем из орудия и пулеметов. Окоп устраивается таким образом, чтобы танк мог покинуть свое место, не высовываясь из окопа. Чтобы спрятать его от авиации, от артиллерийских мин и гаубичных снарядов, на некоторых участках окопа устраивают перекрытия из бревен в три и более накатов. А сверху насыпают слой грунта. Чтобы запутать противника, в стороне возводят макеты танков. Пусть бомбят по ложным целям!
  Для танка можно сделать специальный ДОТ. Из бетонных плит сделать стены и перекрытия. Сверху насыпать валунов. Они вызовут преждевременный взрыв авиабомбы. Сверху валунов добавляют грунт и дёрн для маскировки. Такую позицию танк может и не покидать. Здесь для авиации и артиллерии врага он практически неуязвим.
  Коммунистические историки утверждают, что танки БТ к 1941 году устарели и для войны с немцами не годились. Если в действительности так оно и было, тем более, следовало расположить их в окопах и в ДОТах.
  В середине 30-х годов советское командование, посчитав, что танки МС-1 устарели, начало изымать их из строевых частей. Но в переплавку их не отправили. Их использовали в качестве ДОТов на "Линии Сталина". Точно также можно было использовать танки БТ. Вместо этого, танки БТ огромными массами, собрали около западной границы.
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"