Произошла вся эта история не так давно: может, месяц, а, может и пару лет назад - это не так уж сейчас и важно. Ребята всем классом ездили с учительницей на большую экскурсию в Алапаевск. Прогулялись они по этому уральскому городку, где посетили старинный особняк, который и положил начало интересному событию, произошедшему после.
Ребята шли на экскурсию парами, одноклассники Ниночка и Ваня шагали вместе. Еще издали они увидели красивый дом с мезонином из прошлых столетий. Здесь некогда проживала семья великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Экскурсия была великолепна. С упоением слушали ребята рассказ экскурсовода, с большим интересом рассматривали коллекцию музыкальных инструментов и их миниатюрных копий, созданную основательницей музея Верой Борисовной Городилиной, наслаждались музыкой Чайковского, играли...
Незаметно подкрался вечер. Уставшие, но довольные ребята возвратились на автобусе домой, где их ждали родители. Ваню встречал папа, а за Ниночкой пришла мама. Все разошлись по домам.
Наступил новый день. Ярко светило солнце. Бежали по небу легкие облака. Пели птицы в зелени деревьев. Школа, как обычно, встречала распахнутыми дверями своих учеников. На крыльце стоял взволнованный Ваня и ждал Ниночку. Сегодня он пришел в школу раньше обычного. Что-то в нем переменилось за эту ночь.
А вот и Нина. Девчонка шагала, весело размахивая сумкой и напевая красивую мелодию.
- Ты чего? - спросила она, посмотрев на одноклассника, который явно был сам не свой.
- Здравствуй! Чего ты так долго сегодня?
- Да что с тобой, Вань? - вновь переспросила Ниночка.
- Я должен тебе кое-что рассказать. Только вот не знаю, с чего начать, - ответил мальчик. - А что ты сейчас напевала?
- Да я никак не могу отойти от вчерашней экскурсии, - сказала Нина. - Весь вечер слушала "Времена года" Чайковского. Знаешь, в них столько чувств, столько красок. Слушаешь их и, словно, ты уже не в сегодняшнем дне, а в заснеженном феврале, или ощущаешь прохладу октябрьского ветра. Просто волшебство какое-то!.. Так о чем ты хотел рассказать? - словно очнувшись от своих фантазий, спросила улыбающаяся девочка.
- А давай пойдем пока в сквер у школы, ведь у нас есть еще время до уроков. Там я тебе все и расскажу, - предложил Ваня.
И они отправились к ближайшей лавочке, что расположилась между деревьев на ярком солнце. Ниночка весело уселась и внимательно посмотрела на своего одноклассника, который начал свой рассказ...
"Сегодня ночью мне приснился странный и очень интересный сон... Будто стою я на пороге того дома в Алапаевске, где жил Петр Ильич будучи ребенком, только в те давние времена. Будто знакомы мы с ним. Ждал я его, словно вот сегодня тебя у школы, на ступеньках их особняка.
Выбежали веселые Петя (так я обращался к нему в своем сне) и Амалия, его кузина, и мы вместе отправились во двор играть в "Жрецов", игу, некогда придуманную самим Петром Чайковским. Во дворе стоит высокая горка для зимних забав. Но сейчас весна, поэтому горка служила храмом древних богов и местом для жертвоприношений. Тут же бегала ребятня: младшие братья и сестры Пети и другие дети. Мы, Петя, Амалия и я, как самые старшие, весело забрались на самый верх горки. И главный жрец, им практически всегда был Петя, обратился к собравшемуся "народу", то есть к малышам:
- О, мой народ! Призываю вас! Собирайте все ценное, что у вас имеется, и приносите в жертву небесам! И тогда будет вам добро и благодать!
Он восклицал эту забавную речь с таким серьезным видом, что мы с Амалией громко засмеялись и чуть не укатились кубарем с горки.
Малышня разбежалась и в скором времени вновь появилась во дворе. Кто-то тащил полные карманы гороха, кто-то несколько морковин, а маленькая девчушка несла два толстых огурца, еле умещающихся в ее маленьких ручонках. Все с весьма довольным и очень серьезным видом передали "жертву" в руки жрецов.
- О, люди! - вновь воскликнул на всю округу Петя, - да пребудет с вами благодать!
Я опять хихикнул, уж очень было смешно.
Мы слезли с нашего "храма" и начали вместе с "народом" поедать все, что принесли ребята. Мы смеялись, хвалили Петю за его игру - он сидел довольный и счастливый...
Потом все оборвалось и стремительно поменялось, как это часто бывает во снах. Картина передо мной была совершенно иная. И Петя немного взрослее стал, наверное, Нина, как мы сейчас с тобой.
Как я понял, попал я в тот день, когда Петя Чайковский после совместного длительного отдыха с самым своим любимым и близким человеком - мамой - провожал ее в Алапаевск, а сам должен был оставаться в Петербурге учиться.
Все суетились, начали прощаться. Я стоял в стороне и видел мокрые от наворачивающихся слез глаза Пети. Он старался до последнего быть спокойным. Но самообладанию пришел конец, и, припав к маме, он не мог оторваться от нее.
- Матушка! Родненькая! - не скрывая своих чувств, кричал мальчик, - не уезжай, молю тебя!
Горькие слезы катились по его лицу. Ни ласки, ни утешения, ни обещания скорого возвращения не действовали на него. Он ничего не слышал, не видел, просто вцепился в свою любимую маму и рыдал.
Все стояли с печальными лицами, не смея подойти к ним. Мне так стало жалко Петю, что хотелось вместе с ним зареветь.
Я до последнего верил, что его мама сейчас решит и останется с сыном, никуда не уедет, представил уже, как все обрадуются. Но, увы, этого не произошло.
Петя не отпускал свою маму. Пришлось остальным провожающим силой отрывать бедного мальчика от нее. Он цеплялся, за что мог, не желая отпускать маму от себя. Наконец это удалось. Она села в экипаж. Лошади тронули. Петя вырвался и побежал за тарантасом с криком безумного отчаяния:
- Мама! Мамочка!.. Нет! Не уезжай! Останься, матушка!!!
Мальчик старался схватиться за подножку, за крылья, за что попало, в тщетной надежде остановить повозку. Но вскоре тарантас скрылся из виду. Петя упал на колени, прямо на дорогу. Он опустил руки и уже не кричал, а тихо плакал, содрогаясь всем телом. Мне было безумно жалко его, но я не посмел к нему подойти...
И почему-то вновь сон резко переменился. Картинка стала другой. Уже жаркое лето, наверное, июль месяц. Мы с Петей в живописной деревне.
- Где это мы? - спросил я. И в ответ услышал:
- У моих родственников под Петербургом. Здесь так красиво! Пойдем, я покажу тебе!
И мы побежали. В лицо нам веял нежный ветерок. А солнышко так светило, что хотелось купаться.
Деревня располагалась высоко на холме. Петя весело с криками и улюлюканьем бежал впереди по аллее, которая вела к озеру.
-Ну, что, искупаемся? - предложил мне мой новый товарищ.
-Давай, - согласился я.
И мы, скинув с себя одежду, подошли к воде.
- Это озеро называется Долгое, - начал объяснять с серьезным видом Петя, - наверное, ввиду того, что на нем,.. - он немного помолчал, а потом с хитрым довольным видом продолжил, - можно долго дурачиться!
Неожиданно и ловко он окатил меня водой с ног до головы. Я не растерялся и ответил ему тем же. Мы там, действительно, долго веселились, потом плавали наперегонки, соревновались в пускании "блинчиков" по воде. А потом, сидя на мостике, сделанном одним из местных рыбаков, смотрели на прозрачные воды озера и говорили-говорили.
- Да, рыбы в этом озере много, - отозвался Петя, - а вот там, - и он указал в сторону от аллеи, - есть птичня. А по другую сторону холма - еще одна деревня, Надино называется. Я, бывает, засмотрюсь на эти просторы, сидя на этом холме, и любовь к земле Русской с каждым разом все с большей силой ощущается. А ты любишь Россию?
- Конечно, - ответил я смущенно, - это же Родина наша.
- А царя видел?
Я растерялся и отрицательно покачал головой.
- Я видел, - как-то просто, без хвастовства, сказал Петя.
Мы смотрели вдаль, каждый думал о своем. Мое внимание привлек белый клочок поля неподалеку от аллеи.
- А что там такое? - поинтересовался я и указал то место рукой.
- Это таким ковром растут ромашки. Только я к ним почему-то равнодушен, - ответил мой собеседник.
И тут я вспомнил про плющ, который нам показывали в музее:
- А плющ?
- Плющ? - переспросил Петя. И с какой-то тоской продолжил:
- В тот день, когда я уезжал из Алапаихи, я посадил плющ. Я всегда вспоминаю о нем одновременно с радостью и с грустью, потому, что он остался там с моими самыми любимыми - с родителями, с братьями и сестрами - а я уехал один.
Мне даже показалось в этот момент, что слеза навернулась на его глаза. Но он этого не показал и с какой-то слегка поддельной веселостью сказал:
- Я люблю ландыши!
И прочел:
- Ах, ландыш, отчего так радуешь ты взоры!
Другие есть цветы, роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры, --
Но прелести в них нет таинственной твоей
- Я сам это стихотворение написал, - немного смущаясь, признался Петр, - и еще у меня про Россию есть. Хочешь послушать? - спросил он меня.
Я утвердительно кивнул, и Петя прочел свое собственное стихотворение о нашей России на французском языке. И, знаешь, Нина, во сне я как будто понял его, хоть и не учил никогда французского. Смысл его был примерно таким: "О! обожаемая страна. Ты, о Россия возлюбленная. Приди! Приди ко мне. Ты, место, где я родился. Я тебя приветствую, о земля дорогая!"
- Стихами я никогда не умел выразить того, что чувствую, - продолжил Петр, - а вот музыкой... - и с интересом спросил меня, - любишь музыку?
Я снова утвердительно кивнул головой и спросил:
- Петь, а тебе, наверное, с самого рождения на пианино или рояле играли?
- Нет. У нас в доме вообще сначала только оркестрина была. Зато как она звучала! - мой собеседник произнес это с трепетом, закрыв глаза, словно в этот самый момент он вновь слушал ее переливы.
Он продолжал:
- Особенно мне всегда нравилось слушать сочинения Моцарта. А тебе кто из композиторов ближе?
Этим вопросом Петр застал меня врасплох. Я растерялся и чуть было не ответил "Чайковский", о вовремя спохватился:
- Мне тоже нравится Моцарт, - ответил я. И, чтобы перевести разговор, спросил:
- А ты с детства на пианино играешь?
- Моя мама подружила меня с этим чудесным инструментом, - начал рассказывать Петя, - и я уже в пять лет подбирал на фортепиано те произведения, с которыми познакомила меня оркестрина. Как же чудесно на ней звучала музыка Россини, Беллини, Доницетти!
- И Моцарта? - внимательно глядя на Петю, спросил я.
- Моцарт - это просто гений! - воскликнул мальчик, - я заслушивался его музыкой! Я всегда испытывал несказанное наслаждение, даже какой-то святой восторг, когда оркестрина играла произведения Моцарта. И я слушал, слушал... И я уже тогда просто обожал играть на фортепиано!
- Здорово! - не скрывая восторга от пламенной речи Петра, воскликнул я и спросил, - ты, наверное, все время проводил за инструментом?
- Что ты! - с досадой в голосе ответил он. - Родители ведь тоже заметили мое отношение к игре на фортепиано. Порой они запрещали мне быть около этого инструмента.
- И ты очень обижался на них?
- Не обижался, - сказал Петя. - Я просто играл на всем, что мне попадалось под руку.
- На всем, на всем? - с улыбкой поинтересовался я.
- Представь себе! Однажды, увлекшись такой немой игрой, перебиранием и бренчанием пальцев на стекле оконной рамы, я так разошелся, что разбил его!
- Сильно порезался? - с участием спросил я.
- Мама считала, что сильно, а мне не было больно, и скоро рана на руке зажила.
- Да, ты, наверное, долго тогда о музыке не вспоминал... - начал я рассуждать, но Петя перебил меня:
- Нет! Ведь музыка для меня - это все! Как облака на небе, как рыбы в озере, как луна на ночном небосклоне, так и музыка - неотъемлемая часть меня, - говорил Петя, и глаза его ярко светились, на всем лице отражалась трепетная нежная любовь, а пальцы, словно сами собой, наигрывали очередную мелодию.
Я сидел и заворожено смотрел маленького, как я, мальчика, который мне казался в тот момент намного взрослее, чем он был тогда. Я раньше и представить себе не мог, что можно вот так вот сильно любить, и любить не кого-то из близких и знакомых, а любить музыку! Я, если честно, Нин, даже немного позавидовал ему: какая же огромная и чистая у Петра Ильича душа!
А он между тем продолжал:
- Музыка всегда звучит, даже сейчас.
Говоря это, мой собеседник смотрел серьезно куда-то вдаль.
- Где музыка? - спросил я, - ничего не слышу. Это ты, наверное, пение птиц имеешь в виду?
- Это, конечно, тоже, но я говорю о другом, - все так же серьезно продолжал Петя, - звуки постоянно преследуют меня, где бы я ни был, что бы ни делал, чем бы ни занимался. Знаешь, как-то у нас были гости. Весь вечер звучала музыка. Я тоже веселился вместе со всеми, но потом так утомился, что ушел к себе в комнату раньше обыкновенного. Вскоре пришла Фанни, наша первая и, пожалуй, самая моя любимая гувернантка. Она нашла меня рыдающим. На все ее расспросы, что со мной, я отвечал: "О эта музыка!.. она у меня здесь, - я показывал на свою голову, - она не дает мне покоя!" Этого никто не может понять!..
Я молчал в ответ. А Петя взволнованно, но все также серьезно говорил:
- Я тебе расскажу кое-что, пусть это, может быть, прозвучит слишком самоуверенно... Как-то, еще в Алапаихе, я сказал своей новой гувернантке Настасье Петровне Петровой, что я непременно буду великим музыкантом! Я в этом уверен и сейчас.
- Ты и стал великим музыкантом, великим композитором, Петр Ильич Чайковский! - сказал я, и сон оборвался".
- Да-а-а, - протянула задумчиво Ниночка, которая внимательно слушала рассказ Вани, - теперь я понимаю, почему ты сегодня сам не свой.
- Я проснулся, не было еще и шести часов утра. Какое-то внутреннее волнение не оставляло меня. Тогда я включил компьютер и стал искать в интернете информацию о семье Чайковского, о детстве Петра Ильича...
- Не томи, что интересного нашел? - перебила вопросом одноклассника взволнованная Нина.
- Представляешь, Нин, все, что мне приснилось, - это действительно происходило с Петей Чайковским! Об этом даже написал книгу один из его братьев, Модест Ильич, тоже, кстати, прославивший свою семью как драматург, оперный и балетный либреттист, переводчик.
- Ну и ну! - единственное, что произнесла уже тоже взволнованная происходящим девочка.
Прошло некоторое время, прежде чем ребята снова заговорили. Начала Ниночка задумчиво:
- Вань, а как ты думаешь, почему в музыке Петра Ильича так много чувств, отчего она такая... такая настоящая, красочная? Почему заставляет тех, кто слушает, думать, переживать?
- Не знаю, - ответил, пожимая плечами, мальчик, - может, оттого, что душа у него была чистой, светлой.
- Да, сейчас я понимаю, отчего музыка Чайковского мелодична, легко запоминается, ее нетрудно напеть; отчего музыка его очень искренняя, теплая, не надуманная. Все потому что написана она о том, что сам Петр Ильич испытывал и переживал, даже будучи еще только ребенком, - поделилась своими рассуждениями Нина.
- Не зря мне родители часто говорят, что все в человеке еще в детстве закладывается, - согласился с ней Иван.
И уверенный в своих словах мальчик серьезно добавил:
- Талант, дарованный ему судьбой, и, конечно, тонкая душа и пережитые чувства - это то, что сделало Петра Ильича Чайковского великим композитором, великим музыкантом, музыка которого делает чище и богаче души людей.
- Это точно! - отозвалась Ниночка. И, посмотрев на часы, сказала:
- Идем, сейчас будет звонок. Надо будет обо всем рассказать нашему классу!
И ребята отправились в школу, где их ожидали интересные открытия.