Мы сделали небольшой крюк над рекой Надым и приземлились на песчаной косе возле небольшого поселочка. Бортмеханик Михаил Котов спросил у рыбаков:
- Где Аполлон?
- А брошеный балок ему отдали после пожару. Санька отведи! - прокричали с лодки. И минут через пять нам открыл дверь внимательный старик, с очень ясным, пронзительным взглядом.
Аполлон Николаевич Кондратьев, он же "Граф", 1898 года рождения, "крестный отец" пятьсот первой стройки, осуществлял проектирование и авторский надзор в 1947-1953 годах - это все я унал о нем позже. А сейчас растерянно сказал что-то типа "милль пардон, но не изволите ли Вы... мне сказали что Вы..." И так далее, робея в духе некрасовского Ванюши в кучерском армячке - помните? - "Кто построил сию дорогу? Граф Клейнмихель, душа моя!" Это перед тем, как автор читателю истину самодержавного гнёта раскрывает:
"Добрый папаша, нельзя в обаянии умного Ваню держать.
Вы мне позвольте при лунном сиянии правду ему рассказать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден, не по плечу одному.
В мире есть царь, этот царь беспощаден..." и т.д.
Хрестоматия российского железнодорожного прошлого.
Но что удивительно - на мой простодушный вопрос Аполлон Николаевич отвечал вполне в духе и стиле тех еще, светских, досоветских речей:
- Руководил всем полковник путей сообщения Гроссман Сергей Сергеевич, с тем я счастлив был дело иметь. (И далее пошел сыпать фамилиями и должностями - они все записаны на пленке, если кому интересно, например родственников найти - это в музее школы Љ13 города Ноябрьска хранится, здесь же отдельные пометки приведем - прим авт.) - В общем нас 25 человек было в руководстве на этом участке.
Здесь нас прервали. Вертолетчики попросили позволения перейти в художественную мастерскую графа, дабы не теряя время даром может быть купить что-либо.
- Только поглядеть можете и заказать копию. Ибо всё это уже куплено, под заказ пишу. - сухо отвечал Кондратьев. Но в мастерскую мы всё-таки перешли. Здесь было просторнее. И я еще раз извинился, и попросил позволения, и... снова смягчилось сердце старика. Согласился говорить в микрофоны под лампионами.
Господи, когда меня вологодская бабуся-дворянка учила всем этим манерам, как ругал ее дед-разночинец: "Кому он эти франсезы говорить будет?" "Молчи, мужик," - отвечала воспитанница прогимнасии, - "умел бы сказать, а уж выслушать всяк волен". И действительно Аполлон Николаевич был весьма расположен мною к душевному разговору.
В его семье был юрисконсульт самого Государя императора. Отец дал сыну блестящее образование - Аполлон Николаевич в ходе нашей беседы легко переходил на английский, французский, немецкий и лукаво поглядывал на меня - успеваю ли за мыслию? По-немекци я честно сказал, что кроме "Их бин, дубин, полено, бревно" ничего не знаю, и старый граф весело посмеялся старой гимназической прибаутке.
Перед войной четырнадцатого года 16-ти летний юноша Аполлон успел объехать с папа всю Европу и даже Африки часть - в пределах Средиземноморского побережья. В семнадцать лет ушел на войну и честно сражался до одна тысяча девятьсот двадцать второго года. Последнее поле боя - полуостров Крым.
Когда наши буденновцы разбили нашего Врангеля, Аполлон ушел на Дон. Переплыл на лодке через Керченский пролив и попытался дойти пешком до своей невесты. Однако был арестован некими оболдуями и отсидел полгода в ожидании расстрела.
Трижды его выводили "на балку", однако большевики к тому времени успели обюрократиться насотлько, что жизнь Аполлону Николаевичу спасала очередная комиссарская комиссия. В конце-концов его освободили и в том же 22-м году он обвенчался со своей невестой и молодая несоветская семья поселилась в родовом поместье Кондратьевых, на Черноморском побережье Крыма, близ села Оползневое. Но счастие в родовом гнезде было недолгим. Когда сыну Аполлона Николаевича исполнилось четыре дня, семью выкинули на улицу, так как поместье было национализировано. А сам юный граф был приглашен потрудиться на стройках социализма.
Аполлон Николаевич немного бравирует, ничуть не драматизирует свою судьбу. Ему удалось по уму и силе перейти из белой элиты в красную. Как это делается? Да что вы - обратный процесс сегодня не наблюдаете-с?
Но вот в чем вопрос - 39 лет назад (мы встретились в 1992-м году - авт.) закончилось здесь строительство. Отчего же он здесь? Этого спрашивать я почувствовал - не стоило.А впрочем - что же я сам не уезжаю 27-й год уже? И все построено, и все украдено у меня и у таких, как я - а не уезжаем... Ведь и у меня есть родственники на Черном море, да и у Аполлона Николаевича сын в Америке, сестра во Львове, а вот живём же здесь, на Северах. Пишет маслом граф Кондратьев по памяти копии картин Патрика Несмита. Ужасы стройки не рисует. Я задаю дежурные вопросы, микрофон равнодушно пишет:
- Главное - тогда дисциплина была в труде. Кто перевыполнял норму на 50% - тому шел день за три. По всем статьям сокращали. Основной была 58-я статья. Кормили лучше, чем в обычных лагерях. Сюда завезти людей и сегодня очень трудно и дорого. Давали в день по триста грамм хлеба. Мяса, конечно, не было, но рыба была. Так что на круг по 500 грамм полезных продуктов выходило. В выходной - по 500 грамм хлеба своей выпечки. (Кругом 500! - сказка?)Руководителям полагалось по полтора килограмма. Смертность? А Вы не были в 106-й колонне? Вот там был у меня смертный случай. Жарко было. Разрешил людям купаться. Вода ледяная. У одного сердце не выдержало - все-таки донный лед в реке был. Второй нырнул за другом и тоже утонул, вот два смертных случая в мою бытность. Каждый случай требовал исключительных объяснений перед руководством. Смертность? да не было никакой особой смертности. Завезтии сюда людей, лошадей, чтобы губить? Зачем? Это дорого. Социализм - это учёт. Стройка была нужна. А закрыли ее потому, что на Волго-Донском канале потребовались дополнительные людские ресурсы. Перебросили колонну туда. Еще при Сталине.
Да, стройка безусловно была нужна. Когда я приехал на Север, наша новая железная дорога, начатая в 70-е, только-только дошла до грузовой станции Пелей. Но насыпь песчаная шла до самого Нового Уренгоя. Кто ее строил? - этих сведений нет в городских архивах, да и кому интересны номера ЗК, положивших годы жизни в эту насыпь? Говорилось в 80-е и о том, что линия между Надымом и Салехардом будет восстановлена - ведь в 1952-53-м целый год ходили поезда, Функционировала параллельно Северному морскому пути всесоюзная и всесезонная железная дорога...
Аполлон Николаевич говорил не то, совсем не то, что нужно было для эфира, для разгрома сталинизма. Он не клеймил и не проклинал.
- Граф, на вас работало тысяч 10 человек?
- Что вы, что вы - более 50 тысяч! И эти люди не были учтены в статистике трудовых ресурсов края, по линии ГУИНа шел свой учёт.
- А вы помните кого-либо из примечательных заключенных?
- Никого.
- Лицо яркое?
- Нет.
- Но вы же помните мельчайшие детали на пейзажах Несмита.
- Да. Вот, взгляните, холмы Шотландии.
- А не желаете ли с нами взглянуть вместе на одну из колонн?
- Нет, благодарствую. Много работы. Градоначальной власти заказ. Полагаю - это не есть одно из условий предоставления мне новой квартиры, но как взаимный жест благоприятствия расцениваю. Посему спешу исполнить заказ.