Порфирьев Аверьян Аверьянович : другие произведения.

Психоделика в русской классике

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья 2011 года из ЖЖ. Решил разместить и на СИ.


  
  
   Николай Римский-Корсаков - "Фортепьянный концерт до-диез минор". Это одно из самых первых психоделических сочинений в русской музыке. Ощущение чего-то неземного и поистине русского. С самого начала концерта открываются ворота в иной мир. Причем чем быстрее его исполняют, тем больше разрастается чувство ирреальности происходящего. Магическое сочетание звуков в этом концерте доведено Р.-К. до совершенства, а плавучая мелодичная тема и тесная связь с народным фольклором - одной линией + виртуозная подача материала оркестром и пианистом - позволяют прочувствовать языческий дух русского леса, просторы природы во всеобъемлющем космическом смысле. Это не просто красивый романтический концерт, где нет никаких лишних звуков и ретардаций, это первый и неподражаемый самобытный образец русского романтического раннего минимализма в музыке, с ярко-выраженной не раздражающей сакрально-этнической темой. Это поистине психоделический концерт, при прослушивании которого и вникании в его одушевленную анимэл-структуру, способный увести человеческое сознание в "третий мир". Это своего рода русский музыкальный шаманизм. Ни в одном другом сочинении Римского-Корсакого вы ничего подобного не встретите.
  
   Александр Скрябин - "Поэма экстаза". Первое сочинение в русском музыкальном искусстве с откровенно-эротическим названием и содержанием. Её также можно назвать "Поэмой томления", так как почти всё произведение (за исключением финала), это как бы подготовительный этап к, собственно, самому музыкальному финалу. Сочинение одночастное, но его условно можно разделить на три части:
   1. Предэкстаз (прелюдия)
   2. Экстаз
   3. Оргазм.
   Суть замысла такова: на протяжении приблизительно 20 минут симфонический оркестр звучит и томится, не замолкая. Наконец, музыка прекращается и наступает непродолжительная тишина, после которой тем же скрябинским языком начинает вырываться наружу оглушительный финал, долго выдерживающий последний оргазмический аккорд. Всё.
  
   Игорь Стравинский - "Весна священная". Самый маститый монстр русского музыкального авангарда, с которого брал и продолжает брать пример весь музыкальный авангардный мир, и самое его психоделическое сочинение. Стравинского прекрасно знают по всей Европе, Америке, Японии и даже Австралии. Несомненный психоделик. Своим главным учителем считал Римского-Корсакова, кстати. "Весне священной" пытались подражать Прокофьев и Шостакович, композиторы Франции, Германии, Исландии и США. В музыке из голливудских кинофильмов часто можно слышать отголоски "Весны священной" Стравинского. В своё время музыка балета "Весна священная", а именно в 1913 году произвела фурор. Были сторонники и противники подобной музыки, был скандал. Это был первый русский (по тематике) авангардный балет. Тема, которая затронута в балете - непростая, это тема языческой Руси. Раньше за такие музыкальные эксперименты ортодоксальная церковь могла придать автора анафеме, как проделала это с великим русским писателем Львом Толстым. Сегодня такой номер в России вообще не пройдёт, или встретит всевозможные препоны на своём творческом пути. Так что судите сами, насколько этот балет психоделичен.
  
   Галина Уствольская - "Симфония N 2". Неуклюжее сочинение, как и вся музыка Уствольской, но конкретно бьющее по мозгам. Пробьёт любого, даже самого закоренелого, видавшего виды знатока психоделики. Это не просто симфония, а симфония-молитва. На протяжении симфонии безумный человески-нечеловеческий плачущий голос взывает к небесам, крича: "Господи!!!". После третьего крика - мозг улетает в недра Вселенной, постигая основы бытия внеземных цивилизаций. До прослушивания сего произведения искусства советую как следует подготовиться: дышать глубоко.
  
   Альфред Шнитке - "Симфония N 1". Одним из поводов к написанию этого полистилистического сочинения послужили похороны друга, что уже делает это музыкальное полотно отчасти психоделическим. Цитата из книги Д.И.Шульгина "Годы неизвестности Альфреда Шнитке" (Рассказывает А. Г. Шнитке):
   "В 67 году умер отец Марка Лубоцкого и хоронили его на кладбище. День был очень жуткий. Сильная жара... Приехали мы на кладбище -- Востряковское, -- и только сняли гроб с машины -- началась гроза. С покойником в грозу быть плохо, поэтому все были напуганы. За время грозы скопились еще две процессии с двумя духовыми оркестрами. Дождь закончился, и все потянулись в одно место, причем оркестры играли два разных марша одновременно -- страшнее я никогда еще ничего не слышал. Отсюда возникла эта идея объединения в финале нескольких похоронных маршей. Были и еще какие-то идеи, например, звуковые".
  
   Софья Губайдулина - "На краю бездны". Почти вся музыка этого композитора как будто бы придумана на краю бездны, и выверена соответствующим образом. Музыка Губайдулиной - это как бы обнажение того, что уже существует, но не каждому видно, авангардные мазки звуками, священные писания, отголоски Баха, синтез европейской и восточной культур. Музыкальный конёк Г. - это камерные сочинения. Большое влияние на Губайдулину оказало также и православие, в которое она обратилась. По словам Губайдулиной она не ищет там, где "далеко", она "отдирает коросту" здесь и сейчас, но в тех самых местах, которые недоступны или незаметны большинству обывателей. И это может означать только одно: Губайдулина - это подлинный русский композитор-психоделик, с хорошо развитым музыкальным чутьём и всегда чётко продуманным подходом к любому материалу. Губайдулина не любит преподавать, так как искренне полагает, что научить человека "правильно" писать музыку нельзя.
  
   Сергей Курёхин - "Психоделика". Сергей Курёхин - композитор и музыкант-авангардист, джазовый музыкант, основатель группы "Поп-механика". Обладал необычайной скоростью игры на фортепьяно. Творчество Курёхина выглядит одиозно-скандальным и, несомненно, психоделичным. Однако сама сущность К. несла добро, которое заключалось в продвижении авангардной культуры в массы, и преследовала цель - просвещать массы, расширять кругозор обывателя, дав ему альтернативу в музыке, предоставив ему возможность самостоятельно мыслить и выбирать. Курёхин одним из первых в союзе наглядно продемонстрировал, что музыкальное творчество может быть интенсивно синтезировано с любым другим, и вопреки советской пропаганде соцреализма само по себе не имеет границ, кроме границ-рамок закона.
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"