Павел Маркелов "Колокольная теодицея: колокольный индиктион"
Композитор, кафедральный звонарь старообрядческой церкви (РПСЦ). Тем, кто не любит творчество Шнитке и авангардистов, считает их "распущенными" и "аморальными", советую ознакомиться с творчеством Маркелова. Прослушать пару его симфоний, например. Я прослушал пятнадцать. Какофонии и свободы в музыке Маркелова - не меряно, а ведь Маркелов человек религиозный и служит в одной из самых консервативных церквей мира.
"Мистерия" Скрябина от Немтина и Протопопова
Александр Скрябин (1871-1915) - великий русский композитор. Невоплощенная самим Скрябиным "Мистерия" (симфония звуков, красок, запахов и движений), конкретно - "Предварительное действо" было реализовано спустя 59 лет после его смерти композитором Александром Немтиным (1936-1999). Но оказывается задолго до Немтина (в 1948 году) частично "Мистерию" Скрябина реконструировал малоизвестный русский композитор Сергей Протопопов (1893-1954), что было предсказано философом и богословом, священником РПЦ Павлом Флоренским (1882-1937, расстрелян НКВД на Соловках). "Предварительное действо" Немтина состоит из трёх частей: "Вселенная", "Человечество" и "Преображение". Завершенная Протопоповым версия "Предварительного действа" в 1992-1994 годах была исполнена несколько раз: в Музее Скрябина, в Музее им. Глинки и в Большом зале консерватории.
Чечилия Бартоли
Посмотрел фильм "Господин Никто". Запомнилась сцена, когда главный герой падает с моста в реку на автомобиле... Вот уже в который раз... Под музыку Беллини... "Каста Дива" из оперы "Норма". Заинтересовался этим очень необычным исполнением и специально узнал, кто поёт. Оказалось Чечилия Бартолли, её вокал. Нетребко, Каллас, Кабалье - это всё не моё, это всё, как сказал Шнитке о Шаляпине, пошло. Он даже резче выразился, это я еще мягко. А тут совсем другое - сюрприз. Как надо бы на самом деле исполнять это сегодня, без неоправданных канонов, где они действительно не к месту, и зажимов. В общем, снизойдя от Шнитке к обыденности, как сказал мне один торговец классикой с видом националиста: "Это охуенно, послушай!".*
Танеев и (снова) Скрябин
Тоже "кое-что". Танеев и Скрябин в лице незаконченного фортепьянного концерта первого и фантазии для фортепьяно с оркестром второго. Две редкости. Оба сочинения изданные и исполненные посмертно. При этом оба опуса ранние, написаны ими в молодом возрасте, когда обоим еще и 30-ти не было. Танееву было 19 лет, а Скрябину - 20. Бесконечно красивые вещи: "Фортепьянный концерт" Танеева и "Фантазия для фортепьяно с оркестром" Скрябина.
Могилы Скрябина, Прокофьева и Шостаковича
Открыл для себя, как они выглядят и где находятся. Не раз проходил мимо, оказывается. Теперь намерен побывать там специально с целью посетить места захоронения этих композиторов.
6-я симфония Раутаваара
Послушал труднодоступную 6-ю симфонию финского композитора Эйноюхани Раутаваара для синтезатора и симфонического оркестра. Называется "Винсентиана". Симфония повествует о великом художнике-авангардисте Винсенте Ван Гоге - вынос мозга, как и само творчество Ван Гога.
"Неотвеченый вызов"
Композитор Александр Бакши и его "Неотвеченый вызов". Сочинение для мобильного телефона и оркестра. Уже ставший знаменитым весёлый телефонный звонок от Nokia и другие телефонные мелодии подаются композитором, как некая трагедия в колыбели одиночества и безумства на фоне бешеного ритма будней современности. Что, в принципе, встречается мною не впервые. Нечто подобное проводил в своем творчестве Альфред Шнитке, когда написал свой концерт для фортепьяно и струнных. В нём две привычные мажорные ноты небезызвестного советского звонка Шнитке превратил в эпопею трагизма с могильным оттенком, где то возрастающая, то угасающая злободневная ярость фортепьяно пытается противостоять античному взлету струнного оркестра, но оба так и не приходят к компромиссу.
Пастернак - не поэт
Знаете ли вы, что Борис Леонидович Пастернак изначально не планировал стать поэтом, а начинал свою профессиональную деятельность как композитор? На днях послушал записи его фортепианных сонат. Обе сонаты написаны в духе Скрябина, творчество которого Пастернак очень любил.
Продолжение следует... Следите за анонсами!
*Продавец компакт-дисков классической музыки на московской "Горбушке". Этот же торговец говорил мне следующие, не менее интересные, уже ставшие крылатыми для меня фразы: "Если все будут покупать иностранных композиторов, что же станет с русской музыкой?", "Послушай Брукнера - любимый композитор Гитлера!", "Вагнер - это тягомотина, невозможно выдержать", "Вертинского и Чайковского - не люблю я их", "Послушай 3-ю симфонию Хачатуряна! Он за неё пизды получил!", "4-я симфония Шостаковича - вещь! Ему за неё пизды дали!", "Не люблю я Шнитке", "Благодаря Вам и таким, как Вы, живет классическая музыка!".