В И Т Р А Ж И
Любовь к витражам у меня началась еще в раннем детстве. Мы жили в доме, на лестницах которого в окнах были витражи. А еще в ванных комнатах, окнами в узкие дворы колодцы. В их проемы тоже были вставлены витражи. Когда меня купали в ванночке, совсем крошкой, - я на них любовалась показывая пальчиком. Мама говорит: "Ты не можешь помнить, годовалые не помнят ничего!" А я помню.
Мерцающие блики, свет, исходящий изнутри, разливающееся сияние на стенах, убегающие ввысь узоры... они мне даже снились.
Много лет спустя я пришла в свой дом детства, чтобы сфотографировать витражи. Получилось сфоткать только на лестнице, в парадной. В квартиру, где я жила, не пустили... Теперь в таких домах живут самые богатые люди города, постепенно все квартиры выкупили, коммуналок больше нет.
Я собрала небольшую коллекцию фотографий витражей в парадных домов Санкт-Петербурга. Вот они:
Витраж в парадной дома 18, по Знаменской, в Санкт-Петербурге. Архитектор А.С. Хренов.
Более глубокое знакомство с витражами, с техникой изготовления и прочими тайнами мастерства у меня состоялось в художественном училище. Училась я на книжного иллюстратора, но дружила с прикладниками, с "кераммистами" и "витражистами". Часто бывала у них в мастерских, потому сохранилось много фото в процессе сборки витражей. Мне тогда больше нравилась техника фьюзинг, особенно в теме рыбок.
Потом, для своего дома я сделала несколько витражей в этой технике. Собирали витражи конечно профи, в мастерских, но эскизы и картоны я рисовала сама.
Создание витражей в технике фьюзинг отличается тем, что в итоге получается слитная картина без традиционных спаечных швов. На бесцветное стекло выкладывается многослойный цветной рисунок и помещается в специальную печь. Под воздействием оптимальной температуры фрагменты изображения спекаются и выглядят как единое целое. Путем плавки можно объединять дополнительные элементы, например серебристую проволоку, металлические или керамические вкрапления, ракушки, кристаллы и линзы. Мне лично нравятся вставки из различных линз. Мелкие выглядят как роса - играют светом, что делает витраж очень живым, не "пластмассовым". Такой термин в ходу у витражистов. Часто хорошо собранный и прорисованный в эскизе витраж "не работает", не играет светом. Это как в литературе: текст набран добротно и плотно, но не волнует совершенно. Особенно меня раздражают "якобы" витражи - имитация, наклеенная на стекло пленка, распространенный способ украшательства в советские времена.
Стремление красиво обустроить свое жилище было присуще человеку в разные временные эпохи. Мастерами древности было оставлено для нас благородное наследие. Оказывается, загадочную атмосферу в доме можно создать с помощью игры света и бликов от цветных стекол.
Что такое витраж?
Это цветное декоративное изображение, предназначенное для оформления каких-либо проемов и рассчитанное на проникновение солнечного света. Однако их можно охарактеризовать и по-другому. Все зависит от техники выполнения и предмета, служащего основанием для декорации.
Вот, например, витражный плафон в холле, где дневного света нет, но иллюзия его есть. Как будто атриум выходит на перекрытие "лицом к небу". Как такое устроено? С помощью специальных датчиков димеров, что стоят на крыше. Если за стенами дома яркое солнце, витраж, вернее лампочки за ним - горят ярко. Смеркается - вираж "сбавляет громкость света". Включить можно вручную и на полную "громкость" и на слабое мерцающее освещение (ночник). Это очень красиво, как будто лунный свет разливается по дому - на большое его пространство: галереи второго этажа, его холлы, и зимний сад внизу - на первом этаже. Далее за стекла оранжереи на все помещения внизу: гостиную, столовую, кухню и входной холл. Благодаря этому витражу атриум полноценно работает как сильный центр композиции. Фото не передает, как это выглядит на самом деле. Он довольно большой в размере. Сам витраж для жесткости плафона лежит на трех слойном армированном стекле. Конструкция "тяжелая", но выглядит очень легкой и изящной. Как будто парит под потолком.
Издавна витражи служили украшением для соборов и монастырей, но со временем они проникли в общественные и жилые помещения. Подлинные произведения искусных мастеров сохранены во Франции, Англии и Германии. Было время, когда интерес к витражу был утрачен. В начале XVIII века, после продолжительного времени забвения, придворные мастера Западной Европы усердно работали над восстановлением старых технологий. В начале XX столетия витражная техника обрела широкий размах и стремительно шагнула вперед. Значительно расширилась и сфера их применения. В технике витража выполняются украшения для оформления зеркал, мебели, дверных проемов, потолков, светильников и ювелирных изделий.
Мне особенно полюбился архитектурный прием сочетания витража с зеркалом, которое ставится также как стекло в шинку, утонченным фацетом краем. Обычно в центре. Вокруг зеркала - витраж, пропускающий солнечный свет. Таким образом, витраж с зеркалами (с двух сторон) украшают сразу два помещения, и функционально при этом работают как зеркала.
Также мне нравятся витражные плафоны в потолках и перекрытиях.
В своем доме я спроектировала и воплотила витраж в атриуме.
А также несколько витражей в холлах и гардеробных.
Очень украшают витражи межкомнатные пространства - увеличивая их визуально и давая возможность дополнительного дневного освещения. Как правило, они более прозрачны, сдержаны в цветовой гамме, а то и вовсе бесцветные - пескоструйные.
Это еще один вид витражей, чаще используется во фрамугах и дверных полотнах. В работе используются стекла, прошедшие предварительную обработку. Таких способов существует немало. Сюда относятся различные методы резки, гравировка и шлифовка. Чтобы создать имитацию деформированного стекла, его обрабатывают с помощью химических реактивов. Такой способ называют травлением. Подобный эффект достигается путем воздушной струи с песком, которая направляется на поверхность стекла.
Иногда пескоструйный витраж тонируют золотом или серебром.
Сейчас стало модным смешение техник, когда пескоструйные стекла украшают фьюзингом.
Идеи, которые были воплощены современными профессионалами, значительно расширили технологическое исполнение узоров. Например, ранее для скрепления стеклянных отрезков использовались свинцовые перемычки. С металлической фольгой, пришедшей им на смену, работать стало гораздо удобнее. За счет своей гибкости она делает изделие более эластичным и позволяет складывать фрагменты рисунка с применением выпуклостей или впадин. Соединительные контуры, выполненные таким способом, выглядят тоньше и изящнее.
По технике исполнения, несмотря на многогранность такого мастерства, все-таки из них можно выделить 4 основных типа: готический (классика), фьюзинг, витражи Тиффани, а также имитация классических произведений, о чем я говорила выше.
Готический стиль, классика, уже несколько веков использовался для заполнения больших проемов в соборах. Материалов этой темы в интернете очень много, я не стала включать эти фото в свою экспозицию. Любой может прогуглить и посмотреть.
Я показываю те фотоматериалы, которые вы увидеть вряд ли сможете. Витражи находятся в частном пространстве, более того, в помещениях табуированных для гостей, людей посторонних. Это ванные комнаты, гардеробные, холлы при спальных и т.п.
Выгнутый витраж размером четыре на три метра, подобного пока никто не повторил в таком масштабе - собран их очень толстого фацетированного гнутого стекла. Отделяет кабинет от холла, из которого открытые арки входов ведут в гостиные салона. Таким образом солнечные лучи пронизывают пространство все дневное время: от восхода, с одной стороны дома, до заката - с другой. В Питере летом день длится долго, а зимой - коротко - потому особенно ценно его полнота приема!
Но вот что интересно: витраж при дневном свете свободно пропускает его и прозрачен, при этом блики радужные идут от фацетов. А вот вечером, когда в холле зажигают свет, а в кабинете (за стеклом) его нет, то витраж становится выгнутым зеркалом! Это физическое свойство выгнутого стекла. Так написал мне автор, что прислал фото квартиры. Точнее, это салон-приемная одного американского торгового представительства в Петербурге.
Витраж по-настоящему украсит помещение только в том случае, если он максимально впишется в интерьер. Популярные стили витражей: модерн, классический, готический и изображения египетского направления. Узоры в виде абстракции подходят для многих дизайнов интерьера.
|