Поповская Ирина : другие произведения.

Витражи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

мак []
В И Т Р А Ж И
  
  
  Любовь к витражам у меня началась еще в раннем детстве. Мы жили в доме, на лестницах которого в окнах были витражи. А еще в ванных комнатах, окнами в узкие дворы колодцы. В их проемы тоже были вставлены витражи. Когда меня купали в ванночке, совсем крошкой, - я на них любовалась показывая пальчиком. Мама говорит: "Ты не можешь помнить, годовалые не помнят ничего!" А я помню.
   Мерцающие блики, свет, исходящий изнутри, разливающееся сияние на стенах, убегающие ввысь узоры... они мне даже снились.
  Много лет спустя я пришла в свой дом детства, чтобы сфотографировать витражи. Получилось сфоткать только на лестнице, в парадной. В квартиру, где я жила, не пустили... Теперь в таких домах живут самые богатые люди города, постепенно все квартиры выкупили, коммуналок больше нет.
  Я собрала небольшую коллекцию фотографий витражей в парадных домов Санкт-Петербурга. Вот они:
  
  лестница 2 [] лестница 4 [] лестница 1 []
  
  лестница 3 [] лестница 6 [] лестница 5 []
  
  Витраж в парадной [] Витраж в парадной дома 18, по Знаменской, в Санкт-Петербурге. Архитектор А.С. Хренов.
  
  Более глубокое знакомство с витражами, с техникой изготовления и прочими тайнами мастерства у меня состоялось в художественном училище. Училась я на книжного иллюстратора, но дружила с прикладниками, с "кераммистами" и "витражистами". Часто бывала у них в мастерских, потому сохранилось много фото в процессе сборки витражей. Мне тогда больше нравилась техника фьюзинг, особенно в теме рыбок.
  
  рыба 2 [] рыбы1 [] рыба 3 []
  
  Потом, для своего дома я сделала несколько витражей в этой технике. Собирали витражи конечно профи, в мастерских, но эскизы и картоны я рисовала сама.
  
  ванная на дверь [] в потолке 2 [] ванная на витраж []
  
  Создание витражей в технике фьюзинг отличается тем, что в итоге получается слитная картина без традиционных спаечных швов. На бесцветное стекло выкладывается многослойный цветной рисунок и помещается в специальную печь. Под воздействием оптимальной температуры фрагменты изображения спекаются и выглядят как единое целое. Путем плавки можно объединять дополнительные элементы, например серебристую проволоку, металлические или керамические вкрапления, ракушки, кристаллы и линзы. Мне лично нравятся вставки из различных линз. Мелкие выглядят как роса - играют светом, что делает витраж очень живым, не "пластмассовым". Такой термин в ходу у витражистов. Часто хорошо собранный и прорисованный в эскизе витраж "не работает", не играет светом. Это как в литературе: текст набран добротно и плотно, но не волнует совершенно. Особенно меня раздражают "якобы" витражи - имитация, наклеенная на стекло пленка, распространенный способ украшательства в советские времена.
  
  1 [] в мастерской 2 [] в мастерской 3 [] у витражиста в мастерской []
  
  Стремление красиво обустроить свое жилище было присуще человеку в разные временные эпохи. Мастерами древности было оставлено для нас благородное наследие. Оказывается, загадочную атмосферу в доме можно создать с помощью игры света и бликов от цветных стекол.
  Что такое витраж?
  Это цветное декоративное изображение, предназначенное для оформления каких-либо проемов и рассчитанное на проникновение солнечного света. Однако их можно охарактеризовать и по-другому. Все зависит от техники выполнения и предмета, служащего основанием для декорации.
  Вот, например, витражный плафон в холле, где дневного света нет, но иллюзия его есть. Как будто атриум выходит на перекрытие "лицом к небу". Как такое устроено? С помощью специальных датчиков димеров, что стоят на крыше. Если за стенами дома яркое солнце, витраж, вернее лампочки за ним - горят ярко. Смеркается - вираж "сбавляет громкость света". Включить можно вручную и на полную "громкость" и на слабое мерцающее освещение (ночник). Это очень красиво, как будто лунный свет разливается по дому - на большое его пространство: галереи второго этажа, его холлы, и зимний сад внизу - на первом этаже. Далее за стекла оранжереи на все помещения внизу: гостиную, столовую, кухню и входной холл. Благодаря этому витражу атриум полноценно работает как сильный центр композиции. Фото не передает, как это выглядит на самом деле. Он довольно большой в размере. Сам витраж для жесткости плафона лежит на трех слойном армированном стекле. Конструкция "тяжелая", но выглядит очень легкой и изящной. Как будто парит под потолком.
  
  
плафон []
  
  Издавна витражи служили украшением для соборов и монастырей, но со временем они проникли в общественные и жилые помещения. Подлинные произведения искусных мастеров сохранены во Франции, Англии и Германии. Было время, когда интерес к витражу был утрачен. В начале XVIII века, после продолжительного времени забвения, придворные мастера Западной Европы усердно работали над восстановлением старых технологий. В начале XX столетия витражная техника обрела широкий размах и стремительно шагнула вперед. Значительно расширилась и сфера их применения. В технике витража выполняются украшения для оформления зеркал, мебели, дверных проемов, потолков, светильников и ювелирных изделий.
  
  Мне особенно полюбился архитектурный прием сочетания витража с зеркалом, которое ставится также как стекло в шинку, утонченным фацетом краем. Обычно в центре. Вокруг зеркала - витраж, пропускающий солнечный свет. Таким образом, витраж с зеркалами (с двух сторон) украшают сразу два помещения, и функционально при этом работают как зеркала.
  
  стр 6 [] гостевой туалет [] витраж с зеркалом [автор пожелал остаться неизвестным]
  
  Также мне нравятся витражные плафоны в потолках и перекрытиях.
  В своем доме я спроектировала и воплотила витраж в атриуме.
  А также несколько витражей в холлах и гардеробных.
  
   плафон 2 [] плафон в душе []
  
  Очень украшают витражи межкомнатные пространства - увеличивая их визуально и давая возможность дополнительного дневного освещения. Как правило, они более прозрачны, сдержаны в цветовой гамме, а то и вовсе бесцветные - пескоструйные.
  
  столовая [] фрагмент []
  
  Это еще один вид витражей, чаще используется во фрамугах и дверных полотнах. В работе используются стекла, прошедшие предварительную обработку. Таких способов существует немало. Сюда относятся различные методы резки, гравировка и шлифовка. Чтобы создать имитацию деформированного стекла, его обрабатывают с помощью химических реактивов. Такой способ называют травлением. Подобный эффект достигается путем воздушной струи с песком, которая направляется на поверхность стекла.
  
  2 [] песк1 [] травка []
  
  Иногда пескоструйный витраж тонируют золотом или серебром.
  Сейчас стало модным смешение техник, когда пескоструйные стекла украшают фьюзингом.
  
  песк дверь [] песк дверь 2 [] 2 []
  
  Идеи, которые были воплощены современными профессионалами, значительно расширили технологическое исполнение узоров. Например, ранее для скрепления стеклянных отрезков использовались свинцовые перемычки. С металлической фольгой, пришедшей им на смену, работать стало гораздо удобнее. За счет своей гибкости она делает изделие более эластичным и позволяет складывать фрагменты рисунка с применением выпуклостей или впадин. Соединительные контуры, выполненные таким способом, выглядят тоньше и изящнее.
  
  с дубовыми листьями [] с маками [] васильки []
  
  По технике исполнения, несмотря на многогранность такого мастерства, все-таки из них можно выделить 4 основных типа: готический (классика), фьюзинг, витражи Тиффани, а также имитация классических произведений, о чем я говорила выше.
  Готический стиль, классика, уже несколько веков использовался для заполнения больших проемов в соборах. Материалов этой темы в интернете очень много, я не стала включать эти фото в свою экспозицию. Любой может прогуглить и посмотреть.
  Я показываю те фотоматериалы, которые вы увидеть вряд ли сможете. Витражи находятся в частном пространстве, более того, в помещениях табуированных для гостей, людей посторонних. Это ванные комнаты, гардеробные, холлы при спальных и т.п.
  
   вид из холла квартиры [автор пожелал остаться неизвестным]
  
  Выгнутый витраж размером четыре на три метра, подобного пока никто не повторил в таком масштабе - собран их очень толстого фацетированного гнутого стекла. Отделяет кабинет от холла, из которого открытые арки входов ведут в гостиные салона. Таким образом солнечные лучи пронизывают пространство все дневное время: от восхода, с одной стороны дома, до заката - с другой. В Питере летом день длится долго, а зимой - коротко - потому особенно ценно его полнота приема!
  Но вот что интересно: витраж при дневном свете свободно пропускает его и прозрачен, при этом блики радужные идут от фацетов. А вот вечером, когда в холле зажигают свет, а в кабинете (за стеклом) его нет, то витраж становится выгнутым зеркалом! Это физическое свойство выгнутого стекла. Так написал мне автор, что прислал фото квартиры. Точнее, это салон-приемная одного американского торгового представительства в Петербурге.
  
  два помещения - один витраж [автор пожелал остаться неизвестным]
  
  Витраж по-настоящему украсит помещение только в том случае, если он максимально впишется в интерьер. Популярные стили витражей: модерн, классический, готический и изображения египетского направления. Узоры в виде абстракции подходят для многих дизайнов интерьера.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"