Попова Анна Ростиславовна : другие произведения.

"Время" Николая Перовского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не так давно ушел из жизни первый - не побоюсь этого слова - из орловских поэтов...


"Время" Николая Перовского

   В художественном тексте существуют во взаимосвязи лингвистическое время (темпоральность) и художественное время - один из универсальных смыслов текста. Лингвистический аспект категории времени, или лингвистическое время, выражается средствами языка различных уровней: 1) морфологическими средствами - временем глагольных форм: вижу, видел и т.п.; 2) синтаксическими средствами - при помощи глагола-связки быть в предложениях: Она (была/будет) красива; 3) лексическим и фразеологическими средствами - словами различных частей речи и фразеологизмами, семантическая структура которых включает сему "время": час, день, скоро, давно, мигом, одним махом и т.п.
   Художественное время и темпоральность не совпадают, хотя и связаны между собой. "Художественное время и художественное пространство - важнейшие характеристики художественного образа, обеспечивающие целостное восприятие художественной действительности и организацию композиции произведения" [Роднянская, 1987:487]. Временной план произведения, с которым соотносится композиция, - это прежде всего временные рамки описываемых событий, зачастую преподнесенных с нарушением хронологического порядка или естественной длительности времени. Выражению художественного времени способствуют разнообразные средства: это могут быть и сами герои, и детали, создающие колорит определенного времени и т.п. Лингвистическое время служит созданию художественного времени, является лишь одним из средств его выражения.
   Сборник стихотворений Николая Перовского "Время" содержит раздел с совпадающим названием, в котором объединены стихотворения, казалось бы, не всегда соотносимые с привычным пониманием времени - "длительности существования всего происходящего, всех явлений и предметов, измеряемого годами, месяцами, днями, часами и т.п. " (БАС,2:803). Анализ стихотворений данного раздела дает ключ к авторскому видению времени как важной жизненной и философской категории - "одной из основных форм существования материи, проявляющейся в длительности бытия" (БАС,2:803).
   В стихотворениях Николая Перовского представлены все три времени: прошлое, настоящее и будущее.
   Раздел "Время" открывает стихотворение "Встань и иди!", начинающее тему времени как времени будущего. Призыв "Встань и иди!", звучащий в стихотворении, прямо не соотнесен со временем, как известно, глаголы повелительного наклонения обозначают побуждение к действию и не имеют форм времени, но, тем не менее, он обращен в будущее и его действие также ожидается в будущем:
   ...Даже погрязшему в непогрешимости -
   Для покаянья нет места в груди -
   Бог милосердный поможет в решимости:
   - Встань и иди! ("Встань и иди!")
   Этот призыв звучит в стихотворении трижды (мать адресует его ребенку, Бог - "умершему Лазарю" и "погрязшим в непогрешимости"). Отношение к будущему времени, кроме того, выражено и морфологически: глагольной формой будущего времени поможет.
   Тему времени как будущего продолжает стихотворение "Ожидание":
   Ожидание дня, ожидание вечера,
   ожиданье улыбки от первого встречного.
  
   Ожиданье плодов и листвы опадающей,
   ожидание мысли, всю жизнь ускользающей.
  
   Ожиданье любви, ожидание верности,
   ожидание слова, и славы, и вечности...
  
   Ожидание...
   Ожидание предполагает обращенность в будущее. Характерно, что объекты ожидания меняются - от конкретных, привычных, материальных, (улыбка, плоды, листва опадающая) до абстрактных (мысль, любовь, верность...). В финале стихотворения завершающим аккордом звучит слово вечность, по семантике непосредственно соотносимое со словом время, создающее определенное смысловое противоречие, заставляющее задуматься о том, понимается ли вечность как слитые настоящее, прошлое и будущее время или же только как неизмеримая даль будущего. Выразительно завершение стихотворения многоточием, ощутимо передающим незавершенность, ожидание... Таким образом, будущее время в стихотворении передается посредством лексических и пунктуационных средств.
   План прошлого представлен в стихотворениях Н. Перовского как план воспоминаний. Показательно само название одного из стихотворений: "Припомню", где памятные автору события выражены глаголами и деепричастием в прошедшем времени:
   Припомню, как в сиренях полусонных
   я сторожил оконные глазки,
   покуда ты, проснувшись, как подсолнух,
   под солнцем распускала лепестки... ("Припомню")
   Воспоминания лирических героев Н. Перовского разнообразны - они и ясные, просветленные, очень зримо воплощенные в стихотворениях ("Припомню", "Сад-2", "Таволжанка", "Ностальгия по Севастополю"), и горькие - как зачастую бывает при сравнении прошлого и настоящего ("Духовой"):
   Давно из моды вышел духовой.
   Досадно, что прогресс не знает меры,
   Горсад зачах без музыки живой, -
   Как можно танцевать под скрип "фанеры"? ("Духовой")
   Стихотворение "Памятное", посвященное Ивану Рыжову, продолжает тему "памяти", рисуя - по памяти - русскую деревню (интересно, что сами названия стихотворений "Памятное", "Припомню" - близки по семантике и в прошлом однокоренные слова):
   ...Был ты парень деревенский,
   стал ты парень городской,
   зеленя и перелески
   грезят дедовской тоской. ("Памятное")
   В стихотворениях Н. Перовского ярко и многоаспектно представлен, пожалуй, наиболее сложный для художественного воплощения план настоящего - наиболее сложный потому, что его границы очень трудно постичь, поскольку настоящее - это миг, который сразу же становится воспоминанием и переходит в план прошлого. Николай Перовский умеет запечатлеть этот миг и донести его видение до читателей.
   Его настоящее - настоящее поэта - всегда неожиданно:
   ...Что происходит? Вертится земля,
   Играем свадьбы, крестим и хороним...
  
   Что происходит? Пасмурный пейзаж,
   осенний дождь припал к пустынным долам, -
   зачем же мой усталый карандаш
   обводит рифмы звездным ореолом?! ("Что происходит")
   Настоящее может предстать краткой зарисовкой, акварельным наброском:
   Зрелой осени прохлада,
   запах вянущей травы,
   в золотых аллеях сада
   отсвет блеклой синевы... ("Осенние строфы")
   Стихотворение содержит только назывные предложения (вспоминается фетовское "Шепот, легкое дыханье..."). Но, в отличие от известного стихотворения А.А. Фета, где всё - движение, смена мгновенных состояний, стихотворение Н. Перовского - это статическое изображение разных граней одной природной картины.
   Картины настоящего могут быть и горькими, безрадостными - так, например, в стихотворении "Хутор" дается описание хутора, а точнее, того, что от него осталось:
   Над горами навоза и мусора
   Разжиревшие стаи ворон
   На крестовом пиру похорон ("Хутор")
   Слово похороны семантически связано с понятием времени - и эта связь создает особенную картину настоящего - такого настоящего, за которым не высвечивается будущего.
   Возможно, самым ярким, ключевым к теме настоящего является стихотворение "Теперь...", представляющее собой не безличные события ("Что происходит"), не картины-зарисовки, в которых автор присутствует скрыто, только через собственное видение мира, а монолог, написанный от первого лица:
   Стучусь в распахнутую дверь
   и спотыкаюсь на пороге,
   мне скоро семьдесят - теперь
   в тупик ведут мои дороги... ("Теперь")
   Представления о времени как о настоящем, прошлом и будущем совпадают с распространенным "житейским" пониманием времени. Показательно, что в стихотворениях Н. Перовского время, кроме того, выступает как особая категория, как действующее лицо, которое предстает и как сторонний наблюдатель нашей жизни, и как ее участник:
   Время шутя проникает в любую лачугу и крепость -
   вечный свидетель зачатий, смертей и стирки белья,
   лепит из наших ничтожных страстей героический эпос
   и надзирает за нами в тюремном кругу бытия ("Время")
   Время у Н. Перовского - одновременно - и свидетель, надзирающий за нами, то есть некая непонятная человеку пассивная сила, и в то же время активный участник событий, который лепит из наших ничтожных страстей героический эпос...
   В стихотворениях раздела "Время" присутствует еще одно нестандартное воплощение времени - извечного течения, движения, связывающего эпохи:
   Слава вечная герою
   сорока земных колен,
   он вчера разрушил Трою,
   а сегодня Карфаген.
  
   И опять пастух и пахарь -
   кто останется живой -
   поднимают жизнь из праха,
   а в семье растет герой... ("Герой")
   Любопытно намеренное смешение временных пластов (...он вчера разрушил Трою, а сегодня Карфаген). Наречия вчера и сегодня создают уникальное художественное время данного произведения - тесную связь, казалось бы, далеких по времени и от нас, и друг от друга событий. Становится неважным, вчера ли, сегодня это происходило, поскольку, по мысли автора, в мире все время существовала циклическая последовательность созидания/разрушения.
   Близкое понимание времени мы находим в стихотворении "Война". Начало стихотворения - действительно, о войне, военных реалиях:
   ...За войсками идут фуражиры -
   всех и всяческих войн старожилы...
   За войсками идут проститутки,
   по прохладцу плетутся штабы...
   за войсками идут мародеры,
   пожинают мертвецкий барыш...
   Тем неожиданнее далее вырисовывается мысль, что в войну вовлечено все человечество:
   ...и бомжи, и могильные воры,
   и хозяева банков и бирж,
  
   За войсками идут, за войсками -
   инженеры, поэты врачи,
   летописцы в обнимку с веками...
   все мы жертвы и все палачи.
   В финале стихотворения перед нами предстает идея вечной войны, войны, не соотнесенной с конкретным временем, войны, затрагивающей каждого, войны не только в привычном смысле - военных действий, но и войны, идущей в душах людей.
   Стихотворения Николая Перовского раздела "Время" позволяют увидеть своеобразное воплощение художественного времени, преподнесенное на необычном материале - текстах, являющих собой поэтическое осмысление категории времени. Таким образом, в рассмотренных стихотворениях Н. Перовского присутствуют три "времени": лингвистическое, художественное и собственно авторское, время как уникальный образ, определивший название раздела. Время в понимании Н. Перовского предстает, во-первых, как линейный отрезок, подразделенный на прошлое, настоящее и будущее, и, кроме того, как некий действующий субъект, как нерасчлененная субстанция, объясняющая цикличность всего происходящего в мире.
  

Использованная литература

      -- Перовский Н. М. Время. Стихи и поэмы. - Орел: "Вешние воды", 2005. - 140 с.
      -- Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Литературный энциклопедический словарь. - М.: "Советская энциклопедия", 1987. - С.487-489.

Использованные источники и принятые сокращения

   Словарь современного русского литературного языка. - Т. 1-17. - М., Л.: Издательство АН СССР, 1948-1965 (БАС).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"