Когда-то, очень давно, увидев, как мой сосед играет на гитаре, я загорелся желанием познать это искусство. Но не хотел просто играть, но еще и петь под нее. Тогда мне казалось, что гитара за плечом или в руках-это очень сексуально, и любая девушка будет бросаться к тебе в объятия, если сыграть что-нибудь лирическое. Да, все началось с желания, но не заставила себя ждать и госпожа возможность.
Полазив на чердаке у деда, я нашел старую семиструнную гитару, на которой так никто никогда и не играл. Вид у нее был довольно божеский, но кое-где стерся лак, да и дека прогнулась от того, что на гитаре просто забыли "стянуть" струны. Я показал ее другу (который учился играть на "шестиструнке"), и тот, с возгласом "Покатит!" начал чего-то там переделывать. В самом конце этих забавных махинаций и распиливания переднего порога, я получил довольно сносную шестиструнную гитару.
Для начала, было решено учиться мастерству гитариста у одного известного в узких кругах джазмена, но в итоге я отказался от этой затеи, так как было лень разучивать разнообразные гаммы и этюды. В свою очередь, это сыграло заметную роль в моем гитарном образовании, ибо я научился настраивать гитару по камертону и под фортепиано, а так же был выучен нотный стан. То есть, я научился определять на каком ладу какой струны звучит та или иная нота. Для меня это было высшей математикой... Или даже сопроматом....
Вообщем, такая игра была не для меня . Потому, я пошел пытать счастье у дворовых гитаристов.
Дворовые гитаристы-это специфическая каста пьющих пиво людей, которая поет общественно-популярный рок и постоянно матерятся. Но о дворовых гитаристах я напишу позже.
Эти гитаристы играли на классической гитаре, которая, камк мне тогда показалось, была довольно "глуховатой". Это уже потом я понял, что там стооят специальные нейлоновые струны, и назначение этой малышки отнюдь не в том, чтобы петь старый добрый русский рок под гитару.
Так я начал понимать какие существуют виды гитар, и назначение каждой из них.
Классификация гитар. Виды гитар.
В свое время, когда я только начинал обучаться играть, у меня была семиструнная гитара, которая позиционируется как "Русская гитара", и применяется, чаще всего для исполнения русских романсов. Например, великий бард, Высоцкий Владимир Семеныч, всегда играл на "семиструнке", и вы, конечно-же слышали эти прекрасные романсы как то: "Здесь лапы у елей"(ее прекрасно перепели "Чиж и ко"), "Очи черные", "Баллада о любви" и так далее. Звучит, конечно-же шикарно, но предупреждаю,-там совершенно непонятная человеческому разуму техника исполнения, проще говоря - сломай себе пальцы.
Шестиструнная акустическая гитара-это та, на которой и играют дворовые гитаристы. Представляет собой деку, довольно таки женской формы, и конечно же медные струны, количеством в ШЕСТЬ штук. Это гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленного в виде акустического резонатора. Незатейливая, но самая простая в обучении и игре гитара.
Электрогитара-это всемирное зло. На ней круто исполнять разные соло. Да и "тяжелые" рифы играются сносно за счет примочек, которые изменяют первоначальный звук гитары. Представляют собой цельную деревянную деку со встроенными звукоснимателями. На такие гитары ставятся специальные струны для электрогитары. Один из минусов-это то, что гитарку нужно подключить к "Комбику", своеобразному усилителю, чтобы услышать мало-мальски слушабительный звук. Яркий представитель - исполнитель Карлос Сантана. Ну и Джо Кокер, конечно же))
Классическая акустическая гитара. Ее особенность-это шесть нейлоновых струн. Огромный плюс для начинающих-это то, что для зажимания аккордов, в том числе "барэ", не требуется особых усилий, за счет повышенной эластичности струн. Из минусов-то, что она звучит глуховато, и в большой компании, где песни не поют, а орут, приходится нещадно бить по струнам, чтобы извлечь тот звук, который услышат окружающие. Вобщем, гитара предназначена для исполнения на ней специфической испанской музыки, которая в основе своей-довольно сложная в исполнении. Вспомнить лишь Антонио Бандераса в фильме "Десперадос", где он прыгая, играл на классической гитаре "Эль пассо", или там Франсиса Гойу.
Если вы сталкивались с понятием игры "восьмеркой"-это о классической гитаре.
Бас-гитара. Она является очень мощной составляющей любой рок-, фолк-, джаз-, блюз группы, так как она (как видно из названия), обеспечивает басовую партию. То есть, воспроизводит сочные низкие частоты без которых в классной коллективной музыке не обойтись. В принципе, сольно на ней играть не имеет смысла, разве что в ансамблях, где нужна такого рода поддержка, и соло баса в проигрышах. Соглашусь, с ансамблем, в джаз-бенде или рок-банде она звучит круто!! Особенность басгитары - это четыре очень толстых медных струны, на которых играют специальным образом. Термин "Слэп"-это как-раз о бас-гитаре.
Полуакустическая гитара. Это совершенно замечательный и в то же время универсальный вид гитар, на которых можно играть как с подключением к "комбику", так и без. А секрет ее в том, что это, на самом деле, стандартная акустическая гитара, но со "врезаным" в ее деку звукоснимателем. Причем, звукосниматель можно поставить как самому в обычную акустику, так и купить уже полуакустику заводской сборки. Именно на такой играет господин Розембаум))
Это далеко не весь перечень гитарообразных струнных инструментов. Но эти-самые популярные в странах СНГ, да и в Европе..Америке...
Конечно же начинающему гитаристу лучше всего обзавестись шестиструнной акустической эстрадной гитарой. В ней можно сполна прочувствовать мощь и громкость серебристого звука. Такая гитара идеально подойдет и для Начала обучения, игры в компании. Исполнении песен.
Первые шаги.
Обучение игры на гитаре (имеется в виду "Дворовой стиль")
, начинается конечно же во дворе своего или соседского дома. Как правило где-то недалеко от вашего дома собираются 3-5-7 человек, которые по ночам мешают округе спать. Вам, если вы все таки решили вплотную заняться гитарой, стоит идти именно к ним. Такие компании, как правило всегда рады ноым слушателям, и по совместительству,-ученикам.
Для удачного начала ознакомления с гитарной игрой, желательно пойти в ближайший супермаркет\магазин\ларек и купить три литра пива, желательно в литровой таре.
Подход к такой компании тоже должен быть правильный. Запомните, чем больше аудитория, которая слушает гитариста, тем ему приятнее! Стоит сначала постоять в сторонке, как бы невзначай остановившись, и слушать попивая свое пиво. Если вас заметят, то скорее всего попросят сигарету, а затем предложат составить компанию в прослушивании и подпевании. Вы, в свою очередь, не стесняйтесь и с довольным лицом присоединяйтесь к всеобщему веселью. Если у вас все получилось, считайте, что вы уже на полпути к успеху. Вы познакомитесь с кучей хороших ребят, а саамое главное, с вашим новым будущим учителем-гитаристом. Конечно же последует обмен телефонами, узнаете когда и где компания чаще всего собирется, и наблюдайте! Наблюдайте за руками гитариста. Вобщем, в тот же вечер вы можете рассказать гитаристу о своем неимоверном желании научиться играть, и с девяностопроцентной уверенностью могу заявит, что он придложит показать вам несколько простых аккордов. Соглашайтесь, и усердно запоминайте положение пальцев и название аккордов. (Обязательно, прийдя домой, повторите аккорды на своей гитаре, и плевать, что она расстроена. Вам нужно учиться прижимать струны к ладам.)
Не знаю как в другие, но десяток моих знакомых учились играть с песни Виктора Цоя "Звезда по имени солнце". Поделюсь личным опытом, - песня довольно простая, не требующая ни вокальных данных, ни особой прыти в переставлении аккордов. А самое главное-эти аккорды очень простые, да и всегда ее будут подпевать, даже если по началу будете играть полнейшую аритмичную "Лажу". Это все к лучшему, это значит, что вы приятны людям и вас будут слушать.
Настройка гитары. Этот незатейливый процесс, как правило забирает достаточно большое количество времени, если вы начинающий гитарист. С опытом это приходит само, вы начинаете чувствовать-настроена гитара выше или ниже привычного строя, ну и научитесь настраивать ее под себя.
Многие популярные исполнители-виртуозы, представьте себе, не настраивают гитару сами. Для этого у них в штате есть человек-настройщик, который обладает абсолютным слухом, и способный за два десятка секунд идеально настроить гитару.
Дело упрощается, если у вас есть фортепиано дома, в школе, в институте... По скольку принцип извлечения звука на фортепиано-это удар молоточком о струну, то мы слышим приблизительно похожий на гитарный звук вибрирующей струны. Первая струна гитары (самая тонкая) должна соответствовать ноте Ми первой октавы на фортепиано. И пошло-поехало по картинке (Рис-1).
Следующий способ,-это настройка под механический камертон. Камертон представляет собой или небольшой диск в который нужно подуть, чтобы извлечь определенный звук. Или это может быть небольшая такая "Вилочка" с двумя прутиками, которая при ударе о что-либо металлическое, за счет резонанса, звучит в соответствии определенному звуку, например Ми (все та же самая тонкая струна).
Но самый простой способ-настройка под электронный тюннер. Он может быть как портативный, так и выстроенный в процессор-примочку(для электро и полуакустических гитар), так и скачан програмно на компьютер. Фишка его заключается в том, что тюннер улавливает с помощью микрофона, и показывает какой звук струны вы извлекаете, да на сколько нужно "подтянуть", или "опустить" струну. (Очень точная и удобная вещь.)
Механический, и электронно-портативный камертон вы можете приобрести за 10-15, максимум 20 долларов в любом музыкальном магазине.
Но по личному опыту могу заявить, что пока Вы не научились настраивать (процесс не из легких)гитару, лучше это поручить другому, опытному гитаристу. Сами же в это время смотрите на его манипуляции и учитесь.
Иногда, достаточно настроить по камертону первую струну (самую тонкую), а последующие можно настраивать по незатейливой технике, но для этого вам нужен будет классический строй шестиструнной гитары
Теперь о самом строе шестиструнной гитары. Он такой:
1. струна - Ми
2. струна - Си
3. струна - Соль
4. струна - Ре
5. струна - Ля
6. струна - Ми
Итак, настраиваем первую струну под заветную "Ми" с помощью любого эталонного прибора (камертона). Затем, на второй струне зажимаем пятый лад, и звучание второй струны (с зажатым пятым ладом), должен звучать в унисон с "открытой" (не зажатой) первой струной. Это добивается подтягиванием или опусканием струны с помощью колка второй струны. Если вы добились звучания в унисон, то пора настраивать третью. Третья струна зажимается на 4-м ладу (внимание, не на 5-м, а на ЧЕТВЕРТОМ, и звучание должно быть в унисон с открытой второй. Четвертая струна на 5-м ладу должна звучать в унисон с открытой третьей. Пятая струна с зажатым пятым ладом-в унисон четвертой, а шестая струна (опять же с зажатым 5-м ладом) с открытой пятой.
В унисон струны звучат тогда, когда частота их колебаний совпадаем, и наше ухо не слышит диссонанса.
Итак, моей целью не является написать определенный самоучитель по игре на гитаре каких в интернете тысячи (при чем, на разных языках), я хочу простым и доступным языком объяснить как проще начать обучение игры на гитаре в современных условиях. На самом деле, сколько я не перечитывал самоучители, ничего хорошего я не наашел. Начинать учиться играть нужно "с рук". Чтобы вам показали как, где и какие струны зажимать, как проводить или бить по струнам, положение рук при зажатии аккордов, самые быстрые и практичные способы переставления аккордров. Самоучитель не покажет как лучше, он покажет как нужно. Но у каждого человека есть и физиологические особенности, а иногда просто терпения не хватает перечитать огромный буклет самоучителя. Дворовой учитель и улыбнется и покажет и расскажет, укажет на ошибки и простимулирует какой-нибудь похвалой. И даже составит компанию в распитии пива под это дело.
Кстати, по ходу обучения можно выучить кучу слов разных песен, которые гитарист будет петь! Вобщем, от обучения у дворовых учителей одни плюсы!!!
Для начала, нгужно научиться зажимать аккорды! Это не так просто как на первый взгляд. Если не верите, для примера, попробуйте нарезать колбасу колечками с помощью одних только ног. Не удобно? То то же! Так что вперед и с песней, и никто не научится управлять вашими пальцами кроме вас, а это приходит с практикой. Так что еще один совет-практикуйтеь. Практикуйтесь постоянно, везде и на разных гитарах, в разных компаниях, в любую подходящую и не очеень минуту!