Начать повествование можно с очень давних времён. С каких же? Что было с нашими непосредственными предками в течение последних пятисот лет или пяти веков, мы ещё можем узнать по сохранившимся документам. Ведь это было время становления Московского государства, которое оставило нам богатые архивы. Конечно, их надо тщательно изучать для того, чтобы восстановить историю всех наших непосредственных предков. Но такая возможность всё-таки есть у очень многих россиян.
А вот что делали наши предки пять тысяч лет, то есть пятьдесят веков назад, когда произошёл Всемирный потоп, ответить уже сложновато. Хотя с помощью археологов, антропологов и специалистов по ДНК-генеалогии можно попробовать найти более точный ответ. Ну, а что же было с нашими предками пятьдесят тысяч лет, то есть пятьсот веков тому назад? Найти ответ на этот вопрос почти невозможно.
Однако учёные генетики сделали ещё более невозможное. Они позволили нам заглянуть гораздо дальше. Ведь согласно их выводам пути-дороги современного человека и неандертальца разошлись примерно 500 тысяч лет или 5000 веков тому назад. Именно тогда и начинается путь наших праотцов. Специалисты по ДНК-генеалогии этот путь изобразили в виде генеалогического древа отцовской Y-гаплогруппы, где каждое колено обозначается буквами латинского алфавита, начиная с A и заканчивая R. При этом первой буквой A обозначается Y-хромосомный "Адам", а последней буквой R - около половины ныне живущих славян и их родных братьев. Один раз в квартал это генеалогическое древо специалистами уточняется. Таким образом, Y-хромосомный "Адам" - это и есть тот наш праотец, который мог жить примерно 500 тысяч лет тому назад. Потомки остальных тогдашних "Адамов" по отцовской линии до наших дней не дожили.
С чего же начинался путь наших первопредков? Где они жили и чем занимались? Ответить на этот вопрос очень сложно. Учёные пока не могут прийти к единому мнению даже о том, на каком именно континенте они жили в те очень далёкие времена. Одни утверждают, что это происходило в Африке. Другие категорически несогласны с такими выводами и предполагают иное. Пока что самые древние останки тех людей, которые могли быть нашими предками, найдены только на территории Эфиопии, а именно: в формации Боури в местечке Херто. Открытие было сделано в 1997 году группой палеонтологов из Калифорнийского университета под руководством Тима Уайта. Тогда удалось найти сразу три человеческих черепа. Один из них сохранился лучше других. Обладателя этого черепа и назвали Человеком Идалту, то есть Человеком Старейшим. Именно человеком, а не неандертальцем. Он жил примерно 160 тысяч лет тому назад. Его череп несколько отличается от нашего, но, по мнению палеонтологов, именно так могли выглядеть наши предки в те времена. И теперь, если исходить из того места, где были найдены выше названные черепа, то можно предположить, что наши предки в период 500-160 тысяч лет тому назад и даже позднее, скорее всего, могли жить именно в Африке.
Кто-то сегодня придумывает иные земли и материки, где якобы жили наши первопредки. То вспоминают некую Лемурию, где жили люди-гиганты и которая невесть когда затонула вроде бы в Индийской океане. То ведут речь о неком гигантском материке, который когда-то располагался в Северном Ледовитом океане и тоже канул в пучину. То вспоминают ту же легендарную Атлантиду, приписывая ей разные чудеса и располагая её на огромном материке в акватории Атлантического океана, которая тоже якобы погибла безвозвратно. Придумывать, конечно, можно всякое. Бумага всё стерпит, а наивный читатель всё проглотит, да ещё и озолотит автора. Главное писать уверенно и нахально, придумывая на ходу имена разных героев, которых никогда не было, а также историю их героической жизнедеятельности, которая ничего общего не имеет с реальностью. Однако хочется жить всё-таки не во лжи, пусть даже и расписанной красиво. Лично я люблю басни Ивана Андреевича Крылова, а вот басни современных псевдо-историков как-то не привлекают. Хочется ведь восстановить реальную картину прошлой жизни наших предков и оценить их по достоинству. Имеющиеся у нас в руках научные факты о месте жизни Человека Старейшего вынуждают нас сделать однозначный вывод о том, что наши первопредки, скорее всего, начинали жить не в Лемурии, не на Северном полюсе, не в Антарктиде, а в обыкновенной Африке. Но потом всё изменилось.
Ближний Восток - Западная Сибирь
Самая древняя кость современного человека (не неандертальца) была найдена в Западной Сибири на берегу Иртыша вблизи села Усть-Ишим. Это в Омской области. Сначала кость долго изучали в Новосибирске, а потом решили передать её в Оксфорд. Там кость обследовали и определили, что древний сибиряк жил примерно 45 тысяч лет тому назад. Потом кость опять совместно изучали учёные Китая и Германии и передали её в Лейпциг в лабораторию Сванте Паобо, известного антрополога. С его помощью удалось определить, что ДНК усть-ишимского сибиряка содержит очень мало генов неандертальца. Ровно столько, сколько имеется их и у нас, ныне живущих, то есть всего 2,5%. Хотя фрагменты этих генов оказались у него в три раза длиннее, чем у нас. Но так и должно быть, учитывая время жизни этого сибиряка. Ведь по степени родства он был гораздо ближе к неандертальцу, чем мы.
Таким образом, было установлено, что этот усть-ишимский сибиряк не был неандертальцем и своим скелетом от нас мало чем отличался. Мы, конечно, не можем сказать, были ли тогдашние иртышские сибиряки нашими непосредственными предками. Но то, что наши предки в те времена жили уже не в Африке, а на территории Евразии, причём забирались уже так далеко на север Сибири, можно заявить однозначно.
Также при изучении кости усть-ишимского сибиряка было определено, что он или его соплеменники могли быть одновременно предками, как для последующих вслед за ними европеоидов, так и для монголоидов. Разделение же их потомков на европеоидов и монголоидов могло произойти позднее, примерно 30-20 тысяч лет тому назад. Это не просто предположение, а сложный математический расчёт.
В свою очередь, сами усть-ишимские сибиряки теоретически могли быть потомками каких-то представителей семьи Человека Старейшего, которая ещё раньше могла проживать в Африке на территории Эфиопии. Следовательно, предки племени усть-ишимских сибиряков в период 160-45 тысяч лет назад проделали очень длинный путь из Африки, прежде чем попасть в Западную Сибирь. Каким конкретно был этот путь, пока неизвестно. Конечно, он был весьма непростым. Ведь из Африки надо было как-то перебраться на Ближний Восток, потом в Южную и Центральную Азию и только затем уже в Сибирь.
Племена древних охотников по мере таяния ледника были вынуждены двигаться с юга на север вслед за пасущимися стадами мамонтов и других крупных животных. Поэтому древнее племя усть-ишимских сибиряков могло двигаться на север двумя возможными путями: или вниз по течению реки Ишим, или вниз по течению реки Иртыш. В первом случае племя могло вступить на территорию Западной Сибири со стороны Северного Казахстана и Средней Азии. Во втором случае племя могло двигаться на север со стороны Алтая. При этом надо заметить, что путь некоторых древних племён охотников именно на Алтай, скорее всего, мог лежать опять же через Казахстан и Среднюю Азию:
Чем же занимались тогдашние сибиряки у берегов Иртыша? Ответ на этот вопрос получить можно довольно просто. Выше названная кость человека была найдена среди бивней мамонтов и скелетов бизонов. Её радиоизотопный анализ показал, что человек тогда питался мясом этих животных, а также растительной пищей и рыбой. Поэтому можно сделать однозначный вывод о том, что, скорее всего, в те далёкие времена люди занимались охотой на мамонтов, бизонов и других диких животных, а также ловили рыбу и собирали дикорастущие растения. Никаких других крупных животных в виде динозавров тогда уже и в помине не было.
И теперь представьте: у вас в руках нет ни карабина, ни охотничьего ружья, а вам надо идти охотиться на мамонта. Практически, с голыми руками! Современный человек без ружья не может справиться даже с одним кабаном, а тут идти на стадо мамонтов, которые своими бивнями могли вырвать из земли с корнем любое дерево!? Жуть! Но люди как-то жили, выживали, радовались своим успехам, любовались окружающим миром, заботились друг о друге. Им не нужно было думать о курсе доллара и о других проблемах современной жизни. У них были совсем другие проблемы и задачи. Прежде всего: накормить женщин, детей и стариков; защитить себя от сибирских морозов. И они эти проблемы сообща решали. Мы сегодня должны быть благодарны им за то, что они не вымерли, а сумели выжить в неимоверно трудных условиях, сохранили возможность для жизни своим потомкам, включая и нас, ныне живущих.
Восточная Сибирь
Если продлить вектор движения древних племён охотников из Средней Азии ещё дальше на восток, то мы сможем оказаться в Восточной Сибири на берегах Енисея и Ангары. Какие события происходили здесь после того, как умер выше названный усть-ишимский сибиряк и его соплеменники?
Вот что писали об этом наши археологи ещё в 60 лет тому назад:
"Палеолитические поселения распространены неравномерно: скоплениями или своего рода "гнёздами". Наиболее многочислены стоянки на Ангаре между Иркутском и Балаганском: здесь находятся Мальта, Буреть, Военный госпиталь, Ушканка, Переселенческий пункт, Верхоленская гора, Бадай, Черемушник, Федяево, Красный Яр. Столь же обильны палеолитические поселения на Енисее, где концентрируются двумя группами в районе Красноярска и на юге, в Минусинской котловине. Самая известная группа енисейских стоянок расположена в Красноярске, на Афонтовой горе. Третья большая область распространения палеолита в Сибири находится на Алтае, в бассейне реки Катуни: Сростки, Фоминская, Бектемировская, Урожайная, Усть-Семинская стоянки, Усть-Канская пещера; четвёртая - на реке Лене, между сёлами Бирюльским и Мархачаном; пятая - за Байкалом, в бассейне реки Селенги, от низовьев этой реки и до границы с Монгольской Народной Республикой, в том числе на притоках Селенги, Чикое и Уде".
Однако "Наиболее ранним из памятников этого рода является поселение, найденное в городе Иркутске, где вместе с костями носорога, северного оленя и других животных четвертичного периода были обнаружены орнаментированные изделия из бивня мамонта, а также костяные и каменные орудия, в том числе остроконечники, напоминавшие, судя по описанию, солютрейские остроконечники Европы. К несколько более позднему, солютрейско-мадленскому, времени относятся находки в Бурети, на реке Ангаре, и в селении Мальта на реке Белой - притоке Ангары, где открыты остатки типичных верхнепалеолитических поселений, в которых жили охотники на мамонта, носорога, северного оленя, диких лошадей и быков..."
Откуда же пришли жители всех выше названных древних стоянок? На этот счёт наши археологи тоже уже давно высказывали своё мнение:
"...заселение Сибири палеолитическими людьми происходило не из одного центра и не в одном направлении, а, по крайней мере, из трёх центров, по трём направлениям: из Центральной и Юго-Восточной Азии, из Восточной Европы и Средней Азии".
Чем же занимались палеолитические люди в Восточной Сибири? Опять обратимся за помощью к нашим археологам:
"Также, как все верхнепалеолитические охотники всей приледниковой зоны Европы и Азии, древние обитатели Ангары жили своеобразным полуосёдлым бытовым укладом, совсем не похожим на обычные представления о бродячей беспокойной жизни "диких охотников" каменного века. Они строили для зимнего времени целые посёлки, состоявшие из ряда прочных, рассчитанных на длительное использование жилищ. В Бурети найдены, например, остатки четырёх таких жилищ. В Мальте и Бурети древние жилища размещались рядом друг с другом вдоль берега реки, в первом случае - вдоль реки Белой, во втором - вдоль Ангары. Одинаковым в принципе было и устройство жилищ. Самая характерная и вместе с тем неожиданная особенность этой палеолитической архитектуры - широкое и постоянное применение в качестве строительного материала костей животных, в первую очередь мамонта и носорога, а также рогов северного оленя. Так устроено было, например, одно из жилищ Бурети, сохранившееся под слоем лессовидного суглинка лучше и полнее всех остальных. Оно имело углублённое в землю и несомненно специально для этого выкопанное, прямоугольное в плане основание. Наружу вёл узкий коридор, выходивший к реке. По краям углубления первоначально были в строгом порядке симметрично расставлены бедренные кости мамонта, вкопанные в землю нижними концами и прочно закреплённые внизу для устойчивости плитами известняка. Это были своего рода "столбы" древнего жилища, или опоры для них, та конструктивная основа, на которую опирались его стены и крыша. Таких "столбов" в жилище имелось около двенадцати. В том числе одним из таких "столбов"-упоров служил бивень, а другим - череп мамонта.
Вместе со "столбами" уцелели и остатки каркаса, на который опиралась крыша палеолитического жилища. Внутри дома, на самом его полу оказалось множество рогов северного оленя, несомненно, специально собранных и отсортированных. В ряде случаев рога лежали, перекрещиваясь друг с другом под прямым углом, с определёнными промежутками между стержнями и их отростками, образуя как бы сетку. Отсюда следует, что крыша палеолитичесмкого жилища в Бурети должна была иметь основу в виде ажурной сетки из рогов оленя, перекрещенных и взаимно сплетённых друг с другом не только обмоткой, но и своими переплетающимися отростками.
Причина, почему жители древней Бурети строили свои дома не только из дерева, но и из костей, почему они использовали кости мамонта для устройства таких частей жилища, для которых в наше время применяется именно дерево, объясняется, видимо, своеобразными климатическими и ландшафными условиями того времени. Вокруг Бурети простирался, нужно думать, безлесный район, лежали степи и тундры. По необходимости приходилось для сооружения домов пользоваться тем материалом, который так щедро поставляла охота - основной источник существования палеолитических людей, - костями мамонта и рогами северного оленя".
Все эти факты свидетельствуют о том, что уже в позднем палеолите наши предки жили не в пещерах, а в домах, которые они строили своими руками. Причём конструкция домов показывает нам, что предки умело и экономно использовали имеющиеся у них в руках разные материалы и отходы. Тогда впервые для строительства домов стали использоваться и каменные плиты:
"Превосходно сохранившиеся в Мальте остатки жилища иного рода, надземного, были исследованы М.М. Герасимовым. Оно было обозначено кольцом из массивных плит известняка, диаметр его был равен 4,5 м. Некоторые из плит ограждения жилища стояли в момент раскопок на ребре, как и 25 тысяч лет тому назад. В полу жилища, почти строго в центре, выкопано очажное углубление в виде чаши, дно которой было выстлано тонкими плитами известняка. С одной стороны очага лежали обломки расщеплённого нефрита, ножевидные пластинки, костяные острия, тонкие стружки бивня мамонта - остатки работы палеолитического скульптора, а выше, над слоем без находок, оказались изображения гагары и лебедя. С другой стороны очага сохранились бусы из бивня мамонта, подвески из кальцита, "пуговицы", орнаментированные резными зигзагами, иглы, шилья, скребки и ножи. Над тонким слоем без находок здесь лежала обычная женская статуэтка".
Изображения птиц, бусы и статуэтка показывают нам, что предки заботились тогда не только об удовлетворении своих физиологических потребностей, но также думали и о духовном, о прекрасном. И умалять их тогдашнюю духовную жизнь никак не следует.
"Внутри жилищ Мальты и Бурети, нередко в самой их середине, горели костры, от которых сохранились остатки очагов, небольшие скопления золы и мелких древесных угольков. Очаг был центром жилища, вокруг него сосредоточена была вся жизнь его обитателей. На кострах очагов готовили пищу. Около них выделывали каменные орудия и оружие из кости и рога, а также удивительные художественные произведения, в том числе не только простые украшения, но и вещи, поражающие мастерством и реалистической правдой образов, созданных художниками ледникового времени.
Среди художественных вещей в Мальте и Бурети имеются уникальные скульптурные изображения одетых в меховую одежду женщин. Эти скульптуры представляют собою ещё один и, пожалуй, наиболее выразительный штрих той необычной картины жизни первобытных арктических охотников на берегах Ангары, о которой рассказывают развалины их жилищ. На скульптурах мы видим древнейшее в мире изображение шитой одежды.
"Одетые" статуэтки из долины Ангары - единственное в своём роде среди всех других женских изображений верхнепалеолитического времени; в Европе на них имеются только отдельные элементы одежды в виде перевязей, браслетов и поясков. На сибирских же статуэтках видна шитая одежда типа мехового комбинезона, шерстью наружу, плотно облегающая тело с головы до ног".
Так люди одевались для того, чтобы ходить по морозу, а вот внутри помещений зимой им приходилось "...сидеть внутри своих жилищ без всякой одежды, совершенно голыми, в лучшем случае с одним только небольшим передником, или "поясом стыдливости"... Сидеть здесь в одежде из шкур невозможно не только из-за тепла,, но ещё и потому, что стоит человеку выйти потом из дому, как одетая на нём, пропитанная влажными парами одежда замерзает, затвердевает подобно древесной коре, перестаёт гнуться и согревать тело. В таком виде обычно и изображали своих женщин мастера палеолитического времени: с одним только узким пояском, игравшим скорее роль украшения, чем одежды, или абсолютно голыми, но зато с роскошной, заботливо сохраняемой причёской, немногим уступавшей, по-видимому, современным образцам этого рода. Волосы женщин из Мальты и Бурети то падают на плечи сплошной массивной грудой, то уложены параллельными друг другу горизонтальными рядами; в других случаях они лежат зигзагообразными уступами..."
Вот так вот! Нет и речи о нечёсаных и немытых волосах тогдашних красавиц. Их причёсками можно было только любоваться. Этот факт также говорит о том, что понятие наших предков о женской красоте сродни нашему.
"Уже первое палеолитическое поселение, открытое в 1871 году в Иркутске у Военного госпиталя, поразило учёных художественными изделиями, неожиданными для ледниковой эпохи и времени грубых, нешлифованных, а только оббитых каменных орудий палеолитического человека. Особенно неожиданны были эти удивительные находки в глубине далёкой и суровой Сибири, вдали от всеми признанных центров художественного развития. В снегах Сибири труднее всего было ожидать столь раннего и по отдалённым временам высокого развития художественного творчества, в данном случае - скульптуры и орнамента...Такое быстрое развитие и в особенности такая трата времени на тщательное изготовление предметов роскоши, излишних при суровом быте человека палеолитической эпохи, в высшей степени любопытна как проявление особой духовной потребности... Мальта и Буреть дали 20 женских статуэток - почти половину "мирового запаса" этих изделий палеолитических скульпторов. Теперь стало ясно, что в Сибири того времени, на берегах Ангары и Байкала, существовал мощный очаг первоначальной художественной культуры... В то время, как в Европе преобладают безликие статуэтки, в Мальте и Бурети лица всех фигурок моделированы объёмно, пластически".
И где же в таком случае находилась тогдашняя культурная столица планеты?
"В Мальте оказалось и единственное пока в Сибири палеолитическое захоронение ребёнка... Могильная яма, овальная в плане, была обставлена в головной части плитами известняка. Ещё одна, самая крупная, плита камня лежала плашмя над скелетом. В целом это сооружение напоминало каменный ящик или стол-дольмен. Труп ребёнка лежал под прикрытием плиты на спине, с вытянутыми вдоль тела руками и ногами, слегка согнутыми в коленях. Тело младенца было осыпано красной охрой, следы которой заметны на костях, а череп покоился на прослойке из толчёного жжёного кровавика - красной охры. Головой костяк был ориентирован на северо-восток, так же, как и многие из позднейших неолитических костяков в долине Ангары. Около черепа лежали куски диадемы-обруча, вырезанного из бивня мамонта. На шее - великолепное, даже по современным понятиям, ожерелье, на пояснице - бляха с орнаментом в виде резных зигзагов "змей". На груди - птичка в позе полёта. На правой руке у плеча был одет браслет из бивня мамонта. Поблизости был положен ориньякского типа нож с боковыми выемками. У ног младенца лежал большой превосходно изготовленный наконечник копья, а вместе с ним мелкие каменные изделия: проколка, пластинка и остриё".
20 ноября 2013 г. в журнале "Nature" были опубликованы результаты генетического исследования скелета этого мальчика. На основании результатов исследования хромосом его скелета генетики сделали следующие выводы:
1). Материнская ДНК мальчика принадлежит к гаплогруппе U, которая преобладает у тех европейцеских женщин, которые ещё раньше жили в районе Костёнок, Дольни Вестонице, Хохле Фелс и Оберкасселя. То есть предки матери ребёнка могли быть родом из Европы.
2). Исследование отцовской Y-хромосомы мальчика не даёт окончательного ответа, но, по мнению некоторых исследователей, эту хромосому можно отнести к основанию гаплогруппы R.
3). Хромосома мальчика является базовой для современных европеоидов, американских индейцев и трёх рас населения Индии. То есть потомки сородичей мальчика со временем превратились в европейцев, американских индейцев и жителей Индии.
4). Скелеты сородичей имеют одновременно европеоидные и монголоидные черты.
На основании этих выводов можно сказать следующее.
Если некоторые потомки родичей мальчика со временем заселили всю Америку с севера на юг и превратились в американских индейцев, то не надо забывать, что основная масса или 95% этих индейцев относится к мужской гаплогруппе Q.
Если Y-хромосому самого мальчика можно отнести к основанию гаплогруппы R, то, значит, некоторые потомки его родичей со временем заселили всю Западную Евразию и превратились носителей гаплогрупп R1 и R2. А это и славяне, и кельты, и индусы, и башкиры, и киргизы, и таджики и многие другие народы, о которых мне уже приходилось ранее писать в работе "Братья славян".
Но гаплогруппа Q отпочковалась не от гаплогруппы R, а от более старшей гаплогруппы P. От неё же отпочковалась и гаплогруппа R. Поэтому отцовскую хромосому мальчика, который 24000 лет тому назад жил на юге Иркутской области, нужно относить не к основанию гаплогруппы R, а просто к старшей гаплогруппе P.
NO
;
N O P
;
Q R
Здесь N - это предки угрофиннов, якутов и чукчей; O - предки китайцев, корейцев, японцев; Q - предки американских индейцев, а также сибирских кетов и селькупов; R - предки многих жителей Европы, Средней и Южной Азии, включая славян.
Можно было бы на этом остановиться, но тут же возникает следующий вопрос: если предки матери мальчика могли жить в Европе, то где всё-таки могли жить предки его отца?
По поводу происхождения жителей именно Мальты, то, как писали ранее археологи: "...есть ряд оснований, позволяющих сближать Мальту, скорее всего, с ориньякскими памятниками Запада. Этот факт оставляет в силе и подкрепляет давно уже высказанную мысль о том, что культуры древних обитателей Мальты, а, следовательно, и Бурети, генетически связана с палеолитом Европы... Вполне допустимо, следовательно, предположение, что древнейшие обитатели Сибири проникли к берегам Байкала из Восточной Европы в разгар ледникового времени около 24-25 тысяч лет тому назад, принеся сюда и свою культуру арктических охотников верхнего палеолита... охотники Запада шли к Байкалу не сквозь абсолютно пустое пространство. Они несомненно встретили на востоке другие племена, с иной культурой, и взаимно ассимилировали друг друга".
Так думают некоторые археологи. Поэтому отцом мальчика, теоретически, мог быть или бывший европеец, или местный сибиряк.
Однако "...галечный материал позднепалеолитических поселений вызывает в памяти иные, не западные, а южные и восточные аналогии. Через монгольские степи и пустыни Центральной и Средней Азии протягиваются какие-то невидимые нити к высоким нагорьям Тибета и Гималаям, вплоть до Северо-Западной Индии, где уже в раннем палеолите, во время третьего оледенения возникает раннесоанская культура оббитых галек - чопперов... В сибирском же палеолите эти изделия раньше всего и обильнее обнаруживаются на западе - на Алтае (в Усть-Канской пещере) и в Северном Казахстане, а также на юге Енисейского края и в Туве... Культурная и этническая история древнейшей Сибири, следовательно, с самого начала шла не в изоляции, а в живом взаимодействии с другими странами. В неё внесли свой вклад племена Запада, Юга и Востока..."
Можно было бы просто согласиться с этим утверждением профессиональных археологов, но как быть с усть-ишимским сибиряком, который жил в Сибири гораздо раньше - на 12 тысяч лет, чем ориньякцы появились в Европе? Ведь и у ориньякцев, и у усть-ишимцев должна быть одни и те же корни, ведущие к Человеку Старейшему. Поэтому культура усть-ишимцев, конечно же, могла быть похожа на культуру ориньякцев. Но, кроме того, усть-ишимцы ведь жили гораздо ближе к Енисею и Ангаре, чем ориньякцы Франции, и тогда можно утверждать о том, что не было никакого перемещения ориньякцев из Западной Европы в Сибирь. Сходство с ними могло возникнуть гораздо проще: из-за влияния усть-ишимцев. Иными словами: сами же местные сибиряки могли попасть в Восточную Сибирь, следуя не из Европы, а из Индии, перемещаясь через Северный Казахстан, Алтай, Туву и Минусу.
Что касается поселения в Военном госпитале, то: "Изделиями из Военного госпиталя... представлена какая-то совершенно иная, новая художественная струя, иной художественный мир. Не менее важно и наличие здесь листовидных, двусторонне обработанных клинков, напоминающих солютрейские наконечники или ножи Запада, в том числе из Костенок. Не исключено. Что ими представлена новая волна переселенцев с запада - "солютрейцев". То есть позднее к берегам Енисея и Ангары могла всё-таки прийти какая-то группа племён из Европы.
"Однако уже в этих поселениях, чрезвычайно близких по своим особенностям к европейским, обнаруживаются и такие черты культуры, которые не свойственны верхнему палеолиту Европы. Тщательные и широкие раскопки ряда поселений (Афонтова гора в Красноярске, Кайская гора в Иркутске, Шишкине и Макарове на Лене, Ошурково и Няньги на Селенге, Сростки на Алтае) показали, что всюду на этом обширном пространстве Восточной Сибири в верхнем палеолите резко изменяются как формы, так и техника изготовления каменных изделий.
Основная масса каменных орудий представлена здесь вещами совершенно необычного по сравнению с европейскими вида...
Ещё более неожиданным является то обстоятельство, что в верхнем палеолите Сибири обнаруживаются такие технические приёмы и такие орудия, которые в Европе и в Средней Азии известны только в мустьерское время (53000-33000 до н.э. - Б.П.)...
Новейшие открытия выяснили, что сходная с верхним палеолитом Сибири культура в то же самое время существовала в предгорьях Урала (на реке Чусовой), на Алтае и в Северном Казахстане, а также по верхнему течению реки Иртыша". Это утверждение показывает, что местные сибиряки могли быть связаны узким родством с более древним выше упомянутым усть-ишимским племенем охотников.
А что же происходило к югу и востоку от Байкала? "К югу и востоку от Байкала памятники верхнепалеолитической культуры, одинаковые с ангаро-енисейскими, прослежены в бассейне рек Толы и Орхона (на территории МНР). Здесь они вплотную смыкаются с верхним палеолитом Северного Китая.
В Ордосе (Китай, большая излучина Хуанхэ) одним из наиболее замечательных местонахождений верхнего палеолита является стоянка Чжоутунку, где в толще жёлтого лёсса на значительной глубине встречены такие же, как в Сибири, палеолитические кострища, сопровождаемые огромным количеством обработанного камня и массой костей ископаемых животных. Условия залегания ордосского палеолита и фауна указывают на его глубокую древность; здесь найдены кости елона, близкого к мамонту, носорога, газели, дикого быка и фрагменты скорлупы яиц страуса.
...культура восточных племён, взятая в целом, была вовсе не ниже и не примитивнее культуры их западных современников, а в некоторых отношениях, возможно, даже опережала её. Так, на Востоке уже в конце верхнего палеолита, раньше, чем на Западе, или во всяком случае не позже, появилась домашняя собака...
На Востоке столь же рано появились принципиально новые способы изготовления охотничьего вооружения и его новые виды. На стоянке Афонтова гора и на Ошурковской стоянке обнаружены древнейшие кинжалы или наконечники из кости с глубокими продольными желобками, в которые были вставлены острые кремнёвые пластины. Всё это свидетельствует о раннем сложении весьма развитой по тем отдалённым временам охотничьей культуры, о значительном прогрессе в развитии охоты, как основного производства древних обитателей Северной и Центральной Азии.
Особенности культуры восточных племён говорят, таким образом, не об отсталости её носителей, а о том, что в этой культуре отразились особые условия их жизни и их собственные самобытные традиции. Очень вероятно, что древняя своеобразная культура верхнего палеолита, следы которой обнаружены на всём пространстве Северной Азии, возникла где-то в центре Азии, всего вероятнее, в Северной Монголии, где больше всего найдено её остатков, а затем распространилась оттуда на юго-восток - к реке Хуанхэ, на север - в Якутию и на запад - к Уралу, а также по направлению к верховьям Иртыша".
То есть племена бывших охотников Восточной Сибири постепенно стали расходиться в разные стороны. И это были предки будущих американских индейцев (гаплогруппа Q), китайцев (гаплогруппа O), угрофиннов (гаплогруппа N) и славян (гаплогруппа R). При этом предки славян и их родных братьев постепенно двигались в юго-западном направлении, то есть на Алтай к верховьям Иртыша. При этом "...в самых поздних палеолитических стоянках Алтая встречаются, например, нуклеусы леваллуазских форм и соответствующие им длинные пластины, сходные с найденными в Кайрак-Кумах на реке Сыр-Дарье у Ленинабада и в Ходжентской пещере вблизи Ташкента".
Казахстан и Средняя Азия
Верхнепалеолитические стоянки Казахстана и Средней Азии образуют несколько отдельных групп. Одна группа стоянок располагается по линии, ведущей от верховий Иртыша к Южному Уралу. К этой группе относятся следующие стоянки:
"Пещера", расположенная на берегу реки Бухтармы в 12 км от её устья. Здесь хорошо сохранился культурный слой, содержащей остатки очага, вокруг которого найдены каменные орудия и множество костей животных. Вместе с костями мамонта и шерстистого носорога обнаружены кости зубра, архара, лошади, марала пещерной гиены, верблюда. Среди орудий труда встречаются скребки на пластинах, пирамидальные нуклеусы, ножевидные пластины, галечные рубящие орудия, отбойники;
стоянка Новоникольская, расположенная на правом берегу Иртыша. Здесь найдены скребки из крупных отщепов, нуклеусы, рубящие орудия из галек, остроконечники с ретушью;
пять стоянок, включая Шульбинку на берегу Бухтарминского водохранилища в районе Курчума. По мнению археологов, индустрия стоянки имеет ряд аналогий с другими памятниками Восточного Казахстана, а также, что важно, с индустриями верхнего палеолита Алтая и Южной Сибири;
стоянки возле Риддера (Лениногорска);
стоянка Ангренсор-2, возле города Экибастуза. Здесь все орудия труда были сделаны из яшмы. Изделия представлены различными нуклеусами. Найдены листовидные наконечники дротиков, скребки, пластинки и отщепы;
стоянка Батпак-7 к северу от Караганды. Здесь найдены кости мамонта, шерстистого носорога и северного оленя. Вместе с ними обнаружены наконечники дротиков, обработанные с двух сторон мелкими сколами, а также скрёбла, отщепы и нуклеусы.
Все перечисленные стоянки вероятно были стоянками одного и того же племени, которое постепенно продвигалось от верховий Иртыша к Уралу.
Вторая группа стоянок расположена к югу от Алтая по направлению к Киргизии и Таджикистану:
многочисленные палеолитические стоянки-мастерские в Северном Прибалхашье в горах Семизбугу и в долинах рек Туранги и Кызыл-Кайнара. Массовый подъёмный материал исчисляется десятками тысяч каменных артефактов относящихся к различным периодам времени, от раннего палеолита до верхнего;
стоянка Кудайколь в Левобережном Прииртышье;
стоянки Бале и Хантау к западу и юго-западу от озера Балхаш;.
стоянка в долине реки Он-Арча на севере Киргизии;
стоянка Таш-Кумыр в Киргизии;
стоянка в ущелье pеки Ходжабакырган в Фергане на юге Киргизии;
стоянка в ущелье реки Хилкиной в Фергане на юге Киргизии;
стоянка Шугноу I в Таджикистане, верхний слой датируется 10700Ђ500 лет до н.э. и характеризуется пластинчатой техникой обработки камня;
стоянка в долине реки Исфары в Таджикистане, здесь найдены призматические пластины и острия с одним выпуклым лезвием того же типа, который встречается в верхнем палеолите Западной Европы и Ближнего Востока;
стоянка Ошхона в Восточном Памире на территории Таджикистана, датируется 9530Ђ130 до н.э.;
стоянка Шахты в Восточном Памире. В мезолитических слоях пещеры Шахты найдено много рогов газели. Концы их оббиты, затуплены и имеют шрамы, показывающие, что эти рога служили наконечниками примитивных мотыг или кирок, употреблявшихся, скорее всего, для выкапывания съедобных корней дикорастущих растений. Керамика и шлифованные орудия тогда ещё не были известны. Единственным домашним животным была в то время собака. А впервые, как уже было отмечено, собака была одомашнена в районе Северной Монголии.
"По всей территории Восточного Памира на высоте 3600-4500 метров над уровнем моря было зафиксировано 60 пунктов с находками каменных орудий, в том числе одна стоянка с сохранившимся культурным слоем (Ошхона) и четырёх крупных местонахождения на поверхности, приравненных к стоянкам (Каратумшук, Кулак-Кесты, Известковый камень, озеро Каракуль) и одна многослойная пещера "Истыкская".
На стоянке Ошхона, расположенном на высоте 4200 метров над уровнем моря, в труднодоступном районе высокогорья, раскопано более 10 тысяч изделий из камня. Они представлены крупными орудиями типа скребел, скребков, выемчатых орудий, которые сохраняют в обработке палеолитические традиции. Мезолитический возраст Ошхоны определяется радиоуглеродной датой - 9530 лет назад...Наибольшие скопления пунктов находок каменных орудий выявлены в районе озера Каракуль и в долине реки Маркансу (долина "Смерти"), по реке Аксу от Тохтамыша до Мургаба и в низовьях реки Аличур. Возраст открытых на Восточном Памире памятников каменного века заключен в основном VIII-V тысячелетиями до нашей эры...
Наскальные изображения - петроглифы, выбитые на скалах или отдельных камнях фигурки животных, людей или целые композиции, представляют отдельную, очень специфическую область археологических исследований на Памире. К настоящему времени как на Восточном так и на Западном Памире открыто более 10 тысяч рисунков на скалах. На Восточном Памире открыты древнейшие в Центральной Азии писанницы - рисунки, сделанные краской. В Гроте Шахты красками двух тонов выполнены замаскированные под птицу человек и животные: кабан, медведь, бык. Фигуры животных достигают 85 см. По своим стилистическим особенностям и сюжету (на одном из рисунков изображено животное, пронзённое стрелами) эти рисунки очень напоминают палеолитические, но ряд особенностей и обстоятельства их нахождения заставляют датировать их мезолитическим возрастом и считать одновременными с маркансуйской мезолитической культурой Памира. Во втором пункте писанниц - сае Куртеке сохранились лишь остатки композиции, но можно различить здесь две сильно стилизованные фигурки людей с поднятыми руками...
На Западном Памире наибольшее скопление петроглифов зафиксировано около кишлаков Лянгар и Кишт, где исследованиями 1972 года выявлено 5878 рисунков и в урочище Выбыст-Дара у кишлака Дебаста - 1203 рисунка. Сотнями исчисляются рисунки на других пунктах, например, Чартым, Даршай, Наматгут и другие. В ряде пунктов на Бартанге, Ванче и Кокубельсу количество изображений не превышает нескольких десятков или даже нескольких рисунков. Несмотря на сложность определения возраста наскальных изображений, исходя из опыта изучения петроглифов Центральной Азии, выделены шесть возрастных групп, древнейшие из которых относятся к заключительным этапам каменного века: мезолиту и неолиту (VIII-IV тысячелетия до нашей эры)..."
При этом следует заметить, что стоянка Шугноу оказывается "тяготеет к сибиро-монгольским памятникам". Это свидетельствует о том, что племя, которое располагалось в Киргизии и Таджикистане, ранее могло проживать у берегов Енисея и Ангары.
Третья группа стоянок образует отдельное скопление в Южном Казахстане у хребта Каратау:
стоянка у родника Айдарлыбулак в 10 км к северо-западу от посёлка Сулеймансай. Здесь обнаружены два нуклеукса конической формы в виде усечённого конуса и два скребка небольшого размера дисковидной формы;
стоянка в 1,5 км от озера Куйганколь. Здесь собран ряд артефактов, в том числе нуклевидное орудие, от которого скалывались широкие пластины и отщеп, имевший с одного конца ретушь;
Ачисайская верхнепалеолитическая стоянка, расположена на левом берегу реки Турлан (западнее поселка Чулак-курган) в 2 км севернее Турланского перевала через хребет Каратау и в 28 км западнее посёлка Чулаккурган. "...здесь были произведены разведочные раскопы в суглинистой толще высокой надпойменной террасы. На глубине 7,5-7,8 м от поверхности террасы было найдено 15 кострищ с расположенными вокруг обломками костей животных (бизонов, лошади, горного барана и других). Среди множества каменных изделий встречены призматические и конусовидные нуклеусы, скребки, ножевидные пластины, проколки";
Сорколь, расположена в 25 км к востоку от села Байкадам в 1,5 км от озера Сорколь. "На втором террасовидном уступе было найдено множество верхнепалеолитических орудий: нуклеусы, главным образом, одноплощадочные призматической и конусовидной формы, пластины со следами ретуши и неподработанные пластины, скребки, скребло и другие орудия. Подавляющая часть артефактов патинизирована в той или иной мере. Сырьём для производства орудий служили серовато-чёрные мелкозернистые кремни, которые добывались и обрабатывались на месторождении в 10-15 км к югу и юго-западу от стоянки";
Комплекс стоянок обнаружен в урочище Ушбулак у соответствующих родников в 36 км к северо-западу от города Каратау (Ушбулак I-VI). "На стоянках 1, 2 были собраны десятки конусовидных и призматических нуклеусов, сотни ножевидных пластин со следами ретуши на некоторых из них. Материалы стоянки Ушбулак 3б содержат карандашевидные и конусовидные нуклеусы, концевые скребки, четыре проколки, отщепы, изготовлявшиеся из чёрного и белого мелкозернистого кремня. Также находки на стоянках Ушбулак 4, 5 характеризуются наличием 15 кремневых пластинок, отщепов, призматического нуклеуса. Орудия, найденные здесь, были принесёнными палеолитическими охотниками. Стоянки Ушбулак I-V, по-видимому, существовали с ранней поры позднего палеолита";
Верхнепалеолитическая пещера Ушбас. "В раскопе, доведённом до скального дна пещеры, были обнаружены боковые резцы, отщепы из чёрного кремня, костные остатки носорога, бизона, ископаемой сайги, лисицы, корсака... Было выделено три культурных слоя, из которых средний и нижний собственно относятся к позднему палеолиту. Каменных орудий труда обнаружено не было. Особое внимание привлекает удлинённый алевролитовый отщеп с 10 пропилами. На основе сравнения со схожими находками в Грузии, в Моравии (пещеры Пекарна, Бычи Скала) был сделан вывод, что предмет является счётной биркой позднепалеолитического человека";
Стоянка имени Ч. Валиханова, расположена на правом берегу реки Арыстанды в 2 км к северо-западу от села Карасу, "раскопки... выявили наличие шести культурных слоёв. Хотя в целом стоянка датирована мустьерским периодом, верхний слой (слой 1)... относят к позднепалеолитическому периоду. Слой 1 был вскрыт на площади 1200 м. кв. Культурные остатки были зафиксированы на глубине 2,3 м. Мощность слоя составила 8-12 см, при наличии всего 537 каменных изделий. Для изделий характерно преобладание призматических нуклеусов, пластин со следами использования, скребков с полукруглым рабочим краем. Особенностью стоянки является сосуществование позднепалеолитических форм типично мустьерских (дисковидные нуклеусы двусторонней обработки)".
Если продолжать путь от верховий Иртыша через хребет Каратау в этом же направлении ещё дальше, то можно прийти к Самаркандской палеолитической стоянке:
"...раскопки полностью подтвердили, что поселение в центре Самарканда относится ко времени верхнего палеолита... Установлено, что культурные остатки залегают в трёх строго разграниченных слоях... Самый нижний культурный слой залегает в тёмной глине с включением ила. Здесь обнаружены многочисленные каменные изделия из кремня и других пород. Обнаружены следы от большого костра, остатки ископаемой фауны, красная краска. Средний слой залегает также в тёмной глине. И здесь найдены многочисленные каменные изделия, остатки фауны, в том числе челюсть ископаемого верблюда, следы от большого костра, красная краска. На глубине 2,15 м были раскопаны крупные топоровидные орудия весом до 600 г. Верхний культурный слой раскрыт на площади 6 м2. Здесь собрано большое количество разбитых и обугленных костей животных, краска, остатки от костров, каменные изделия. Найдены и крупные каменные орудия (похожие на топоры) весом до 900 г. Исключительный научный интерес представляет найденное кремневое тесло с хорошо оформленным округлым лезвием. Обитатели Самаркандской палеолитической стоянки занимались охотой, они жили в жилищах, сооружённых из глины и камыша, отпечатки которого были обнаружены в глине во многих местах. Материал для изготовления своих каменных изделий они приносили с берегов реки Зеравшан, примерно за 8 км. Изготовление каменных изделий производилось на месте стоянки... Найденные на стоянке массивные каменные изделия носят иной характер, чем каменные изделия верхнепалеолитических памятников Восточной и Западной Европы. Каменный инвентарь Самаркандской стоянки и сибирско-китайской области палеолита имеют много общих черт".
Последнее утверждение показывает, что племя, которое располагалось на территории Южного Казахстана и Узбекистана, тоже ранее могло проживать в районе Енисея и Ангары. Обращает на себя внимание также тот факт, что свои жилища племя уже начинало строить не из костей животных и каменных плит, а из более удобных строительных материалов, которые нередко используются даже в настоящее время - камыш и глина. Это позволяло разнообразить конструкции жилищ и строить их гораздо быстрее. А, кроме того, камыш, как хороший теплоизоляционный материал, лучше защищал жилища от холода и жары.
Что касается самой Самаркандской стоянки, то она моложе стоянок сибирско-китайской области, так как "...отложения с культурными слоями формировались после образования позднеголодностепской террасы, т.е. около 16 тыс. лет назад".
Позднее рядом на территории Узбекистана появляются стоянки Обишир V, Мачай и наскальные рисунки Зараут-Сая.
Приведённая здесь подробная информация о верхнепалеолитических стоянках, когда-то располагавшихся на территории Казахстана и Средней Азии, показывает нам существование в то время трёх разных племён. Одно племя из Верхнего Прииртышья медленно продвигалось в сторону Урала, другое - в сторону Памира, а третье - в сторону Южного Казахстана и Узбекистана. Налицо разделение какого-то более древнего племени на три части, на три потока. Если всё-таки речь идёт о представителях гаплогруппы R, то тогда в сторону Урала, скорее всего, могло перемещаться племя R1b. Ведь именно на этом пути в Башкирии сегодня наблюдается очень высокий удельный вес носителей гаплогруппы R1b.
В сторону Памира и далее могло перемещаться племя R2. Так как наибольший процент носителей гаплогруппы R2 проживает сегодня именно в Индии. В таком случае получается, что в Южном Казахстане и Узбекистане могло проживать третье племя, то есть племя R1a. Ранее все эти племена могли жить вместе в верховьях Иртыша, следовательно, где-то здесь их пути могли и разойтись. Причём навсегда. Произошло это вероятно около 16000 лет тому назад.
У берегов Каспия
Долго двигалось племя R1a с территории среднеазиатского междуречья, пока не достигло берегов Каспия. Здесь археологами обнаружены следующие верхнепалеолитические стоянки:
Кизил-Лай, "отсюда происходят 4 острия со скошенным концом, напоминающих боковые резцы, но без вертикального резцового скола, 5 острий в форме клинка перочинного ножа, тонких, узких; с затупленным краем, 5 правильных ножевидных пластин с ретушью по краю, и, наконец, несколько десятков отщепов и осколков. Из 18 скребков часть сделана на коротких сечениях пластин или же на отщепах. Два из них - двойные, приближаются к форме параллелограмма. Четыре проколки на тонких пластинках, с тонким миниатюрным жальцем, 7 призматических нуклеусов небольших размеров (меньше 4 см длины). Два из них очень правильных очертаний, эпипалеолитического, или даже неолитического облика с фасетками от откалывания правильных пластинок с параллельным огранением. Остальные - обычного верхнепалеолитического облика. Все нуклеусы имеют выщербинки и подправку по краям площадки и несомненно использовались подобно нуклевидным орудиям - скребкам и скобелям".
Стоянка Эрек, здесь эпипалеолитические черты выражены ещё сильнее. "Отсюда происходит несколько десятков миниатюрных отщепов и сечений пластинок размером 1-3 см длины, 4 правильного сечения пластинки с параллельным огранением и тщательной ретушью по краю и два концевых скребка на коротких сечениях пластинок";
Стоянка Каскыр-Булак, здесь найдено "несколько десятков пластинок и отщепов, два концевых скребка на коротких сечениях пластинок, округлый скребок около 3 см в поперечнике, крупная массивная пластина с ретушью неолитического облика, а также сломанная трапеция довольно крупных размеров (1х3 см)".
Для всех перечисленных стоянок характерно наличие отдельных эпипалеолитических черт кремневой техники (орудия на сечениях пластинок, острия в форме клинка перочинного ножа, трапеция).
Стоянка Камышлы на северном побережье Балханского залива, здесь найдено "несколько десятков отщепов и правильных ножевидных пластинок, а также довольно массивный призматический нуклеус неправильных очертаний, служивший орудием, скол с рабочей части подобного же нуклевидного орудия, два концевых скребка, две пластины с тщательной ретушью по краю, отщеп с такой же ретушью и атипичное резцевидное орудие".
Стоянка Ахча-Куи, здесь найдено "несколько ножевидных пластинок с лёгкой подретушовкой по краю и резец на углу сломанной пластинки и тщательно отретушированное острие (или обломок наконечника)".
Стоянка Нижние Игды на правом берегу Узбоя, здесь найдено "несколько пластинок с ретушью по краю, срединная проколка на узкой правильной пластинке и обломок острия подтреугольных очертаний, напоминающий тип Шательперрон".
Перечисленные каменные изделия позволяют сделать вывод о дальнейшем совершенствовании технологии обработки камня и появлении даже признаков неолита: "Техника обработки кремня, характер заготовок (нуклеусы, пластинки), формы орудий - всё это свидетельствует о верхнепалеолитическом или эпипалеолитическом возрасте. Все стоянки не тяготеют к современному берегу Каспийского моря, а связаны с береговым валом древнекаспийского бассейна и не заходят за него на запад". При этом археологи обращают внимание на то, что культура всех этих стоянок имеет родственные связи с культурой верхнепалеолитических стоянок Южного Казахстана, в том числе с Ачисайской стоянкой. Это ещё раз может доказывать тот факт, что стоянки на берегу Каспия могли быть образованы тем же племенем, которое ранее обитало на территории Южного Казахстана и Узбекистана.
Рядом, но уже на территории Ирана обнаружена древняя стоянка Али Таппех. Археологи датируют её 12350-10900 годами до н.э. Стоянка Али Таппех расположена в 30 км от берега Каспийского моря и относительно недалеко от туркменских стоянок. Поэтому, возможно, эта стоянка была образована тем же племенем, которое ранее располагалось на туркменском берегу Каспия, но позднее. А это, скорее всего, могло быть племя R1a. В таком случае нашим предкам могло понадобиться примерно 3000 лет для того, чтобы преодолеть расстояние от верховий Иртыша до Каспия. Немалый срок! Не век, не десять веков, а около тридцати! Сколько воды за это время утекло, сколько разных событий произошло.
Вокруг стоянки располагаются горы с густыми лиственными и хвойными лесами и альпийскими лугами. Здесь тогда могли водиться олени, овцы и козы, крупный рогатый скот, газели, антилопы, свиньи, каспийские тюлени, водоплавающие птицы, рыба, моллюски. Они же приручали газелей, а также использовали тюленей. Следовательно, местные жители могли пользоваться на море и какими-то плавсредствами. Известны геометрические микролиты включая треугольники и трапеции, возможно, с запечёнными лезвиями. Есть также шлифовальные камни. Изготавливались костяные орудия. От Али Таппех уже рукой подать было до Анатолии.
Анатолия
Самое древнее верхнепалеолитическое поселение на территории Турции - это Hallan ;emi Tepesi (Халлан Чеми Тепези). Оно возникло в верховьях реки Тигр на восточном берегу недалеко от Армении. Самый древний слой датируется 10010-9450 до н.э., а самый поздний 9655-9288 до н.э. То есть это поселение возникло после того, как прекратило своё существование поселение Али Таппех.
Через несколько веков поселение Hallan ;emi Tepesi также прекратило своё существование, но недалеко, на западном берегу реки Тигр появилось поселение ;ay;n; (Чайоню). Найденные здесь металлические изделия по радиоуглеродному анализу имеют возраст 9200Ђ200 и 8750Ђ250 годы до н.э. Это поселение, возможно, является центром, где человек впервые начал использовать металл, и центром, где была впервые одомашнена свинья. В окрестностях Чайоню до сих пор растут дикие предшественники культурной пшеницы и других одомашненных злаков, составлявших основу земледелия местных племен.
Примерно в эти же века (9300-8600 до н.э.) существовало и поселение Cafer Hoyuk (Чафер Хойук). Оно тоже располагалось к западу от Халлан Чеми Тепези, но уже в верховьях реки Евфрат.
Затем появляется и в 8600-8000 годы до н.э. существовало поселение Neval; ;ori (Невалы-Чори). Оно тоже располагалось на реке Евфрат, но ниже по течению от Чафер Хойука.
Потом появилось и в 8200-7400 годы до н.э. существовало поселение A;;kl; H;y;k (Ашикли Хойук). Оно располагалось уже в Центральной Анатолии далеко к западу от Невалы Чори.
И, наконец, затем появилось уникальное поселение ;atalh;y;k (Чатал-Хююк).
"Согласно уточнённой хронологии, поселение возникло здесь примерно в 7250 г. до н.э. и просуществовало более тысячи лет, вплоть до 6150 г. до н.э. (или с 6500 по 5750 г. до н.э. по относительной хронологии: именно эта датировка фигурирует в книгах и статьях Мелларта и других авторов, опубликованных до 1989 г.).
Следующее по времени поселение, которое появилось на территории Анатолии, было уже поселение Hacilar (Хаджилар).
"Хаджилар - город меньших размеров, примерно из 50 домов, расположен в 220 км к западу от Чатал-Хююка; его раскопки также проводил Мелларт. Его возникновение более или менее совпадает с закатом Чатал-Хююка, а существование охватывает всю первую половину VI тыс. до н.э. В этот же период происходил подъём неолитической культуры Юго-Восточной Европы - групп сескло, старчево и караново, обладавших собственным стилем в керамике и скульптуре".
Итого нашим предкам потребовалось около 5000 лет или 50 веков, чтобы переместиться вдоль всей Анатолии с востока на запад.
"Антропологическое исследование около 300 обнаруженных в Чатал-Хююке костяков ещё не закончено. По предварительным отчётам, его население делилось на длинноголовых евроафриканцев (54,2%), длинноголовых протосредиземноморцев (16,9%) и круглоголовых (брахицефальных) альпийцев (22,9%). У наиболее многочисленной группы прослеживается сходство с верхнепалеолитическим типом из Комб-Капелль (Южная Франция), который характеризуется как средиземноморский вариант кроманьонца".
Следует напомнить, что "АЛЬПИЙСКАЯ РАСА (кельтская) - выделяется некоторыми антропологами в составе европеоидной расы для населения ряда горных районов Европы (Швейцария и прилегающие области Франции, Германии, Австрии и Италии). Характерны брахикефалия, широкое лицо, тёмные глаза и волосы".
При этом "современные славяне как раз-то и являются в основном круглоголовыми (брахицефальными)".
"Вслед за Меллартом следует подчеркнуть, что основная часть населения по-прежнему мало отличалась по типу от своих верхнепалеолитических предков".
"Неолит начинается с "неолитической революции". Начнём и мы наше путешествие в прошлое с неолитической революции в местечке по имени Чаёню, далеко на востоке Анатолии (илл.1), за 10 тысяч лет до нашего времени. В Восточной Анатолии находятся корни Чатал-Гююка.., анатолийской цивилизации и анатолийского коммунизма...
Социальная революция
Понятие "Неолитической революции" было сформулировано в 1936 г. марксистским археологом Гордоном Чайлдом... для обозначения перехода от кочевых охоты и собирательства к осёдлому образу жизни, связанному с производством средств питания...
Однако, как выявилось несколько лет назад, революция производительных сил была связана с настоящей социальной революцией, революционным преобразованием общественных отношений.
В Чаёню в Восточной Анатолии... можно ясно проследить различные стадии неолитической революции в последовательной смене слоёв поселений. Хотя ни одна из основополагающих инноваций (домостроительство, сельское хозяйство, скотоводство) не возникла в самом Чаёню, временная последовательность прихода новой техники в поселение точно соответствуют той последовательности, в какой она появлялась (пусть и в других местах). Самые нижние слои (8800-8500 гг. до н.э.) свидетельствуют о наличии устойчивого осёдлого образа жизни на базе охоты и собирательства.., в более верхнем слое (около 8000 г. до н.э.) обнаруживаются первые (импортированные) семена.., ещё выше засвидетельствовано наличие первой отары овец ок. 7300 г. до н.э... С наличием осёдлости, сельского хозяйства и скотоводства мы имеем вместе все три основополагающие инновации первой стадии неолитической революции производительных сил...
Но этот технический прогресс осуществляется в деструктивном, патриархальном и иерархическом и крайне жестоком обществе. В одном из упомянутых строительных слоёв Чаёню, помимо жилых домов и амбаров, имелось ещё "особое строение" площадью 8 на 12 метров - большое прямоугольное сооружение без окон, которое было врыто в горный склон и завершало поселение с востока... Перед этим храмом... располагалась прямоугольная площадь размеров в 1500 кв.метров, окаймлённая каменными монолитами высотой до 2 метров... В целом, сооружение, подавлявшее своей монументальностью.
С северной стороны площадь замыкали 3 больших господских дома с одинаковыми фасадами, ориентацией и с равным расстоянием друг от друга. Эти дома стояли на более высоком постаменте на массивных фундаментах из больших, обтёсанных камней и имели тщательно сложенные стены, веранду с каменными лестницами. В этих трёх домах концентрировалось общественное богатство: большие блоки из горного хрусталя, каменные скульптуры, раковины из Средиземного моря и даже из Красного (!) моря.., а также импортированное оружие высокого качества.
В западной части поселения дома были вполовину меньше, куда худшего качества, без дополнительного украшения, и построены они были не по единому плану. Там были найдены лишь немногие инструменты, необходимые для жизни...
Всё сырьё, необходимое для производства орудий труда и добываемое путём торговли с далеко отстоявшими местностями - кремень и обсидиан - были обнаружены исключительно в домах, расположенных возле храма. Там они были сложены блоками, тяжестью до 5 кг. (Стоит упомянуть, что готовые изделия весят всего 4 г.!). Но никаких следов отходов, возникающих при обработке камня, никаких следов какой-либо производственной деятельности.
Диаметрально противоположной была ситуация в бедных кварталах на Западе. Здесь не было обнаружено сырья, но на улицах валялись отходы от обработки кремня и обсидиана. Всё это означает, что имелась небольшая группа людей, которая имела богатства, не работая, и большая группа людей, которая работала, но не владела богатствами: существовали классы!..