Эта библиотека была его вторым домом. Не сосчитать сколько раз он приходил сюда и именно в ней, а не в своей квартире проводил большую часть времени суток. Он любил её огромные залы, их тишину, уют, настольные лампы с зелёными плафонами, их неяркий свет. Увлекшись какой-нибудь проблемой, среди книг он забывал обо всём и всегда жалел, когда вечером надо было покидать её стены, и нельзя остаться в ней ещё хоть на несколько минут, ещё хоть на один час. Даже есть не хотелось. Он был сыт интересующей его информацией. Он с удовольствием задержался бы в библиотеке даже на ночь - оставаясь один на один с самым главным богатством страны, хранящемся, как оказывается, не в стенах государственного банка, а именно в стенах этой библиотеки.
Вот и в этот раз он подошёл к знакомым стеллажам абонемента и стал по карточкам выбирать книги, которые могли понадобиться ему для поиска ответа на мучивший его вопрос. Потом он заказал некоторые из выбранных книг и пошёл искать свободное место. В зале специалистов он садился обычно рядом с себе подобными, такими же увлечёнными любителями поиска истины. Их всегда можно отличить от случайно забредших или массы тех, кто ходит сюда по обязанности перед сдачей зачётов или экзаменов.
В то же время Николай Петрович часто поражался тому, что среди посетителей главной библиотеки страны он ни разу не видел тех теле- и кинокумиров, которые очень часто мелькают ныне перед нами на экранах и учат нас житью-бытью, а ведь они постоянно проходят или проезжают мимо. Где же они эти всезнающие кумиры? Чем занимаются? Как живут? Где черпают необходимую всем нам информацию? Или лжец вторит лжецу, добавляя к чужой лжи свою собственную ложь, безжалостно гася лучину истины и зажигая прожектора фальши? Неужели им так и придётся умереть невеждами? Тусовки этих самовлюблённых пустословов перед телекамерами всегда казались Николаю Петровичу очень скучными и неинтересными. Все свои знания и умения они посвящают сегодня в основном лишь тому, чтобы грубо прерывать трансляцию на телеэкранах серьёзных фильмов, спектаклей и концертов и постоянно пичкать нас разными гамбургерами, найденными на американской мусорной свалке, с начинкой из женских прокладок, тампексов, зубной пасты и жвачных резинок, будто все мы поголовно являемся в первую очередь, как и они, американцы, не людьми XXI века, а некими жвачными животными, бесконечно жующими всю эту дурно пахнущую падаль.
Как всегда, в читальном зале глаза Николая Петровича чаще всего останавливались на дамах, которые сидели тут же рядом и также увлечённо листали книги, одну за другой, что-то выписывали себе в блокнот или тетрадь, что-то относили для копирования на ксерокс. Он украдкой любовался их вдумчивостью, сосредоточенным вниманием, серьёзным видом, одухотворённостью. А одухотворённая физическая красота сидящей рядом женщины всегда вдохновляла его больше всего, прибавляла желания жить, творить, собираться духом на какое-нибудь трудное дело и даже иногда заботиться о своём внешнем виде. Студентки-балаболки, пусть даже и хорошенькие, наоборот, всегда раздражали его своим рассеянным вниманием, шумными разговорами о малозначащих вещах, а также смазливыми взглядами, косившими вслед проходившим молодым людям то в одну, то в другую сторону.
Наконец заказанные книги привезли на тележке, можно взять их в руки и продолжить поиски. Николай Петрович решил начать с изучения самых старых книг. Листая их, он очень быстро нашёл всё, что касалось дальнейшей судьбы Марии Магдалины. Из этих книг следовало, что после прощания с Иисусом Мария Магдалина ходила в Рим, встретилась с императором Тиберием, передала ему жалобу на Понтия Пилата и со словами "Христос воскрес!" вручила ему красное пасхальное яйцо. Потом Мария двинулась в обратный путь и остановилась в Малой Азии в городе Эфес. В нём она и скончалась.
Николай Петрович задумался:
- В этих книгах нет ни слова о Плащанице. Значит, она так и осталась лежать в пустом гробу, высеченном в скале? Вряд ли. Надо посмотреть, что написано о Марии Магдалине в тех книгах, которые вышли совсем недавно. Может быть, в них есть отчёты о новых исследованиях, новых материалах?
И он принялся читать эти книги. Однако вскоре Николай Петрович пришёл в недоумение:
- Что за чертовщина!
В недавно вышедших книгах он нашёл такое, что в корне противоречило всем прежним сообщениям о судьбе Марии Магдалины до и особенно после распятия Иисуса. В них доказывалось, например, что Мария Магдалина была не просто любимой ученицей Иисуса, но даже его любовницей и женой. Она же якобы имела от Иисуса детей. Да не одного, а троих: дочь Фамарь и двух сыновей: Иисуса Младшего и Иосифа. Причём все трое были рождены после воскрешения Иисуса. Среди их потомков назывался даже Леонардо да Винчи! То есть Иисус якобы никогда не возносился на небо, а преспокойно жил вместе с Марией Магдалиной на земле обычной супружеской жизнью и прятался от людей, своих учеников и последователей?!
- Это правда или совершеннейший вздор?
Николай Петрович был явно озадачен: как могли так разниться факты из жизни Марии Магдалины? Кто же прав, а кто нет? Древние христиане или современные агностики, или, лучше сказать, чернокнижники? И Николай Петрович продолжил чтение. Через некоторое время в этих же новых книгах он прочёл, что эта самая Мария Магдалина якобы много лет была верной женой Иисуса, прожила долгую
жизнь и умерла на юге Франции в Сент-Боме. Тут Николай Петрович рассмеялся:
- Как говорил когда-то в одной из юморесок наш Аркадий Райкин: "И фамилия его (вернее её!) была не Петухов, а Уточкин!" Не могла же Мария Магдалина одновременно жить и умереть и в Эфесе, и в Сент-Боме. Если она умерла всё-таки в Эфесе, то в Сент-Боме умерла совершенно другая Мария! При желании, наверное, можно даже определить, какая именно Мария!
Древние всё же были ближе нас к тогдашним событиям и знали о них больше наших современных фантазёров, причём во всех подробностях. Тем более о точном месте кончины Марии Магдалины. А вот нынешние, падкие до сенсаций авторы, журналисты газет и журналов, радио и телевидения готовы подхватить любую "утку" и сделать из неё предмет для саморекламы и обогащения. В ход идёт любой повод, не останавливаются ни перед чем. Кажется, что готовы не то что Иисуса или Магомета, но даже собственную мать расписать в красках так, что всем дурно и тошно станет. И это они называют свободой слова? Позор! Для них нет ничего святого!
Но что же всё-таки делать с Плащаницей? По-моему, надо проверить, не упоминалась ли она в Эфесе, где окончила свой земной путь Мария?
И Николай Петрович опять вернулся к старым книгам и начал искать в них всё, что было написано об Эфесе.
Когда-то в этом городе жил великий Гераклит. Николай Петрович помнил его строки: "Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнём, мерами загорающимся и мерами потухающим". Словно Гераклит лучше Коперника, Канта или Циолковского хорошо знал о тех процессах, которые постоянно происходят во вселенной, когда, например, вспыхивают сверхновые звёзды или галактики и угасают старые. Эти процессы стали известны нынешним астрономам лишь сравнительно недавно, а Гераклит упоминал о них почти две с половиной тысячи лет назад. Откуда он черпал эти знания? От ещё более древних халдеев? А те от кого? От дарвиновских обезьян? Как бы не так! Вот главная загадка истории нынешней цивилизации!
После чтения книг Николай Петрович выяснил, что для первых христиан Эфес был далеко не рядовым городом. Кроме Марии Магдалины в нём жил апостол Павел, причём целых три года. Он очутился в Эфесе тоже, как когда-то и Мария Магдалина, возвращаясь из Рима. В этом же городе Павел написал своё первое апостольское послание к жителям Коринфа. Он жил тогда в доме у Онисифора. Этот человек был учеником Павла и одним из семидесяти новых апостолов. Когда Павел через несколько лет оказался в заточении в Риме, то Онисифор прибыл туда и служил ему.
"Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня, и не стыдился уз моих" - так говорил о нём Павел.
После казни своего учителя Онисифор вернулся из Рима в Малую Азию и какое-то время служил епископом недалеко от Эфеса в Колофоне, затем в Кесарии, потом на берегу Чёрного моря в Парии. Здесь во время очередного гонения на христиан он был схвачен и безжалостно замучен.
Как выяснил Николай Петрович, вместе с апостолом Павлом в Эфес прибыли некие Акила и Прискилла. Когда-то, при императоре Калигуле, который правил после Тиберия, эта семейная пара проживала в Риме, и в их доме была одна из самых первых домашних христианских церквей. При императоре Клавдии, который пришёл к власти после Калигулы, начались гонения на христиан, поэтому Акила и его жена были изгнаны из Рима, и им пришлось перебраться в Коринф. Через некоторое время они и здесь опять устроили домашнюю церковь в своём доме и даже принимали у себя апостола Павла. После ухода вместе с апостолом из Коринфа в Эфес они и на новом месте вновь устроили домашнюю церковь. Так бы они и жили мирно среди своих единомышленников коммунной, но во время одного из очередных гонений на христиан Акила был схвачен и обезглавлен. Как всё-таки страшились даже в те века призрака коммунизма, пусть даже и апостольского!
Появлялся в Эфесе и некто Аполлос Александриец. Павел упоминал его в своём первом послании к жителям Коринфа. Его называли "мужем красноречивым и сведущим в Писаниях". Он получил наставления от Павла, от Акилы и его жены Прискиллы, потом ушёл в Коринф, вернулся обратно и служил епископом неподалёку от Эфеса в Смирне и в Кесарии. Как он окончил свою жизнь, Николай Петрович узнать не смог.
Впоследствии в Эфесе появляется Иоанн Богослов, один из самых знаменитых апостолов и евангелистов. Он некоторое время спокойно жил в городе и занимался апостольской деятельностью. Однако при императоре Домициане пламя гонений на христиан из Рима распространилось и на Эфес. Иоанна тогда схватили и в оковах отправили в Рим. По дороге его хотели отравить ядом, но яд на него не подействовал. Потом Иоанна бросили в котёл с кипящим маслом, но масло на него тоже не подействовало. Тогда император сослал Иоанна на остров Патмос, расположенный в Эгейском море. Неизвестно, сколько бы ему пришлось там маяться, но император Домициан вскоре умер, гонение на христиан прекратилось, а Иоанн возвратился в Эфес. Здесь он прожил ещё несколько лет, пережив всех учеников Иисуса, и скончался в царствование императора Траяна в возрасте 94 лет.
Познакомившись со всеми этими фактами пребывания в Эфесе Марии Магдалины, апостолов Павла, Иоанна Богослова, а также Онисифора, Аполлоса, Акилы и Прискиллы, Николай Петрович так и не нашёл в книгах никаких упоминаний о Плащанице.
- Если бы Плащаница была в Эфесе, то о ней обязательно кто-нибудь бы упомянул. Где же её искать? Какой путь она совершила перед тем, как попасть в Турин? - вновь и вновь спрашивал себя Николай Петрович и мучился оттого, что не знал не только ответов, но и того, где их искать.
И, недовольный результатами своих сегодняшних поисков, он почувствовал необходимость встречи с каким-нибудь опытным сыщиком вроде английского Шерлока Холмса или американского Ната Пинкертона. Но где его взять? Нынешние пинкертоны давно уже не блещут. Ведь они тоже участвуют в невиданном доселе дележе барышей.