Новый [завет] вера наша в завет Божий [есть] истина.
Значит: слово... к последним дням.
Что [слово] которому не поверили
услышавши... поколение последнее из уст
Священника, которому дал Бог... чтобы
объяснить все слова рабов Его...
полагает Бог всё пришествие для народа своего...
Я подыму халдеев, народ...
----------------------------------------Свитки Мёртвого моря
После оформления необходимых документов друзья вместе с портфелями и чемоданами поднялись, наконец, на лифте в свой гостиничный номер. Это был двухместный номер с видом на шикарную Виа Венето. Распаковав все свои чемоданы и переодевшись, друзья приняли душ, а потом расположились на удобном мягком диване для отдыха. Через некоторое время Судин решил продолжить тот разговор, который они вели ещё в такси.
- Витторио! Меня очень интересует этот Учитель праведности. Что ещё вы можете сегодня рассказать мне о нём? - спросил Судин.
- Профессор Джон Аллегро, - ответил Витторио - говорил также, что члены новозаветной общины считали своего Учителя праведности не Богом, а простым смертным человеком, принадлежащим к священническому сословию.
- То есть Учитель или самый первый Христос по происхождению был самым обыкновенным священником?
- Именно так! Потом некий нечестивый жрец начал преследовать Учителя праведности, чтобы, как пишут древние авторы, "поглотить его в гневе его пыла в доме его изгнания".
- То есть Учитель праведности новозаветной общины был не просто наставником, а ещё каким-то изгнанником?
- Да!
- И дом его изгнания находился в Сирии в земле Дамаска?
- Да!
- Откуда же он был изгнан?
- Как откуда? Конечно, же, из Иудеи!
- Вы в этом уверены?
- Вполне. Ведь именно из Иудеи бежали оставшиеся в живых фарисеи, участники восстания против Александра Янная!
- А я вот засомневался. Вы же сами сказали, что Учитель праведности был приверженцем ессеев, а не фарисеев, а, значит, его могло не быть в числе тех восьми тысяч фарисеев, которые под ночным покровом бежали в Сирию! С ессеями они встретились только после появления в Дамаске!
- Да, это так, но ессеи ведь тоже были родом из Иудеи!
- Большая часть, но далеко не все. Вы же сами рассказывали о сложном национальном составе Кумранской общины!
- Но это совсем не значит, что Учитель праведности не был иудеем!
- Но, Витторио! Надеюсь, вы помните о том, что Иосиф Флавий, известный иудейский историк, происходящий из рода первосвященников-саддукеев, в своё время отошёл от саддукеев и примкнул именно к фарисеям. Причём он сравнивал учение фарисеев с греческой школой стоиков.
- Да, я хорошо помню об этом.
- А не стал ли основателем движения фарисеев или ессеев, как крайних фарисеев, действительно какой-нибудь представитель греческой школы стоиков, ранее проживавший, например, рядом с этрусками в той же Перусии, а потом оказавшийся в изгнании в Дамаске?
- Теоретически это, конечно, вполне возможно.
- Вспомните, когда в Иудее возникло движение перусимов, то есть фарисеев?
- Впервые они вышли на историческую арену Иудеи при князе-первосвященнике Иоанне Гиркане Первом. Он правил в 134-107 годы до новой эры. Однажды после успешного военного похода он, вернувшись в Иерусалим, пригласил к себе во дворец наиболее известных фарисеев. Это и было их первым в истории упоминанием.
- Значит, фарисеи появились в Иудее фактически после того, как в Пергаме ромеи подавили восстание рабов и бедноты, возглавляемых Аристоником, сыном царя, и его идейным вдохновителем Гаем Блоссием, философом-стоиком из города Кумы в Италии. Как вы знаете, они вместе намеревались создать "Солнечное государство", где не будет рабов и угнетённых, где все будут равны. По-моему, движение крайних фарисеев могло возникнуть только под влиянием тех участников этого восстания, которые после освобождения из рабства вначале примкнули к Аристонику, а потом бежали из Пергама в Дамаск.
- По времени события действительно совпадают.
- Кстати, вспомните! - заметил Судин - В подавлении восстания в Пергаме участвовал Публий Лициний Красс Муциан, который тогда же был верховным жрецом Рима. Вот вам и искомый нечестивый жрец! Может быть, именно его и имели в виду члены новозаветной общины? Кстати, он действительно преследовал человека, находящегося в изгнании, то есть Гая Блоссия. Так может быть Гай Блоссий и есть тот самый Учитель праведности, который находился в Доме своего изгнания в Пергаме, когда бежал из Рима?
- Да, действительно, тоже всё сходится!
- Значит, зачинатели движения фарисеев и ессеев каким-то образом всё-таки могли быть связаны с Гаем Блоссием?
- Так-то оно так, но ведь всем известно, что он после подавления восстания, чтобы не попасть в руки ромеям, сразу же покончил жизнь самоубийством.
- Сам то он покончил, - согласился Судин - но его ученики могли остаться в живых, покинуть, например, Пергам, очутиться в Сирии в земле Дамаска и возглавить новое движение в новом месте, но с теми же целями, продолжая дело своего Учителя праведности - автора самого древнего Коммунистического Интернационала!
- И кто же мог быть учеником Гая Блоссия в Дамаске?
- Этого мы с вами пока не знаем - развёл руками Судин.
- Но мы знаем о том, что какая-то родственница руководителя восстания Аристоника жила в Вифинии в качестве супруги царя Никомеда Эвергета.
- Так может у ней при дворе жили и некоторые преемники Гая Блоссия и будущие основатели новозаветной общины?
- Всё может быть.
- Кого мы знаем из тех, кто жил в то время при дворе Никомеда Эвергета?
- Можно вспомнить некую Хагни, бывшую родом из города Кизика в Пергаме. Она, как вы, наверное, помните, была пленницей и родила от Никомеда Эвергета внебрачного сына Сократа. Его почему-то прозвали потом Христом.
- Вот именно! - воскликнул Судин - Кстати, Никомед Эвергет помогал ромеям в подавлении восстания Аристоника в Пергаме и, наверное, возвращался с победой обратно в Вифинию не с пустыми руками, а с захваченными рабами и пленниками. Возможно, Хагни была одной из этих его пленниц. В таком случае, может быть, она сама или её отец тоже были сообщниками Гая Блоссия?
- Скорее всего, да! Иначе бы Никомед не взял бы её в плен во время подавления восстания.
- В таком случае её сын Сократ Христос мог быть единомышленником и своей матери, и своего деда и Гая Блоссия!
- Конечно!
- А может, он сам как-то связан и с ессеями, с Учителем праведности, которого, как выясняется, возможно, тоже называли Христом?
- Трудно сказать.
- Но смотрите! Его имя Сократ неким образом связывает его со знаменитым философом древности, который носил такое же имя. А как раз с ним было связано первое фундаментальное деление всей истории античной философии на до- и после-Сократовскую. Досократики увлекались натурфилософией, а последователи Сократа, то есть стоики, - этико-политическими темами, главной из которых была, конечно же, тема воспитания добродетельного человека и гражданина. И, если именно мать дала своему сыну имя Сократа, то случайно ли она это сделала?
- Выходит, что нет! Всё совпадает!
- То есть, вполне возможно, что Сократ Христос даже по своему происхождению был обязан продолжать дело стоика Гая Блоссия.
- Очень может быть!
- Вспомните, сестра Сократа в Кизике была убита из-за каких-то денег. Потом Сократа преследовали какие-то жители Кизика. Наверное, это были далеко не бедняки.
- Да, уж конечно!
- Так, может быть, Сократ Христос, находясь в Кизике, вовсе не молчал, а продолжал повторять слова Гая Блоссия о равенстве, о государстве равных, потому его и преследовали местные богатеи.
- Вообще-то в ваших доводах что-то есть!
- А потом в Греции на острове Эвбея он вместе с неким Корнелием, бежавшим из Рима, участвовал в расследовании каких-то преступлений, совершённых ромеями.
- Это могли быть, например, преступления, совершённые в Риме против Тиберия Гракха и его брата, единомышленников Гая Блоссия, а также преступления, совершённые ромеями позднее при подавлении восстания Аристоника в Пергаме и при лишении независимости Пергама, связанной с подделкой документов о царском наследстве в пользу Рима.
- Так что, всё сходится?
- Всё, что вы говорите, очень интересно. Но это касается только связи Сократа Христа с Гаем Блоссием и Аристоником. А вот в отношении какой-либо связи Сократа Христа с Дамаском, с фарисеями, ессеями или членами новозаветной общины, этого я пока сказать не могу.
- А как же отнестись тогда к словам того же Исидора Гиспальского, который много веков тому назад сообщал нам о том, что "Ессеи говорят, что сам Христос был тем, кто научил их всяческому воздержанию"? То есть именно Христос был учителем ессеев. И это, конечно, же, был не тот Христос, который носил имя Иисуса, а какой-то совершенно другой Христос, который жил раньше Иисуса, причём, жил именно во времена Сократа Христа!
- Может быть, это просто случайное совпадение.
- Тогда давайте вспомним вывод известного вам богослова Августа Неандера о том, что ессейское учение заимствовано от халдеев. Например, ессеи, в отличие от иудеев, даже руководствовались халдейским солнечным календарём, а не лунным.
- Ну и что?
- А то, что учителем ессеев в Дамаске мог быть не просто Христос, а Христос из рода халдеев! А таким халдеем как раз и был Сократ Христос!
- Но это мог быть совсем другой халдей, например, вавилонский, который жил намного раньше и не имел никакого отношения к Сократу Христу!
- Но такой Христос, как вы сами знаете, никогда не упоминался ни в одной из книг Святого Писания. А вот тот же Иосиф Флавий писал о ессеях кое-что ещё очень интересное. Вы не забыли?
- Что вы имеете в виду?
- "Это секта (ессеев), образ жизни которой устроен по образцу школы греческого мудреца Пифагора". Значит, и тот другой Христос вовсе не был тем халдеем, который жил в Вавилоне и являлся очевидцем пленения иудеев, а он был тем халдеем, который уже познакомился с греческими идеями, с идеями Пифагора, а, значит, и жил намного позднее, а именно: после бегства фарисеев от Александра Янная в землю Дамаска!
- Но это совсем не обязательно!
- Хорошо, но посмотрите! Если верить Титу Ливию, известному римскому историку, то Сократ Христос был свергнут с престола в 89 году до новой эры, а потом исчез в неизвестном направлении.
- Да, это так.
- Вскоре после этого в Дамаске появился Учитель праведности.
- Точно.
- И по своему происхождению он был халдеем.
- С этим следует согласиться.
- Мог он носить имя или прозвище Христос?
- Мог!
- Так, может быть, исчезновение халдея Христа в Вифинии и появление халдея Христа, как Учителя праведности, в Дамаске вовсе не случайно совпали во времени? Может быть, это был один и тот же человек?
- Теоретически это, конечно, возможно, но никаких практических доказательств для подобного утверждения мы не имеем. Может быть, пока только одно слово "Перушим", если его толковать как слово Прусия, но это слово появилось в Иудее за несколько десятилетий до исчезновения Сократа Христа.
- Ну, хорошо! Пусть появление в Иудее фарисеев никак не связано с Сократом Христом, но оно всё равно могло быть связано с Прусией!
- Теоретически, могло, но это ничего не меняет!
- Подождите! Подождите! А кем был тот раб, который носил имя Христа и которого Марк Цицерон упоминает наряду с Гнем Помпеем в своём письме в Рим к Марку Целию Руфу? Этот раб жил в Риме почти через сорок лет после исчезновения Сократа Христа. А Гней Помпей был как раз тем самым человеком, который нанёс окончательное поражение царю Понта Митридату Евпатору, чьим союзником был Сократ Христос, а потом пошёл на юг, в 64 году до нашей эры покорил всю Сирию и захватил Дамаск, где когда-то в изгнании жил Учитель праведности. Не оттуда ли мог происходить этот раб, носящий имя Христа?
- Ромеи перед появлением этого раба в Риме действительно воевали тогда только на Ближнем Востоке, поэтому раб Христос мог происходить из Сирии.
- Но если этот раб происходил оттуда, то в честь кого из своих родителей он мог носить своё имя? В честь Иисуса Христа? Нет, Иисус ещё не родился. До его рождения было, по крайней мере, ещё около шестидесяти лет. Вам известен какой-нибудь другой Христос, который жил бы до этого раба и носил бы такое же прозвище, кроме Сократа Христа?
- Нет, не известен!
- Так, значит, этот раб Христос мог носить своё имя только в честь Сократа Христа, если это не сам Сократ?
- Вообще-то это допустимо.
- Вот вам и недостающее звено в доказательстве связи Сократа Христа с Сирией и Дамаском!
- Свитки Кумранских пещер действительно упоминают тогдашнее противоборство иудеев с ромеями, но это ещё не доказывает, что упоминаемый раб Христос, даже как бывший житель Дамаска, мог быть тем самым искомым Учителем праведности.
- Но если ромеи захватывали Дамаск, то могли они захватить в плен самого Учителя праведности, который был последователем ненавистного им Гая Блоссия, или кого-то из потомков Учителя и превратить того или иного в раба?
- Могли.
- И вот в Риме откуда-то с востока появляется раб, носящий имя Христос. Разве не такое же мессианское имя, скорее всего, мог носить Учитель праведности новозаветной общины?
- Наверное, такое. Об этом даже говорят некоторые историки, изучающие Кумранские свитки.
- Ну, так что, всё сходится?
- Но мне хотелось бы найти какие-нибудь другие, более конкретные доказательства этому допущению.
- А нельзя ли найти такие доказательства в документах самой новозаветной общины?
- Пока ничего похожего не обнаружено.
После этих слов коллеги поднялись со своих мест, вышли из номера и пошли в ресторан ужинать. На первом этаже отеля было несколько разных ресторанов. Они выбрали китайский ресторан и вошли в него, проходя мимо висящих бумажных шарообразных фонариков и стоящих с обеих сторон у входа улыбающихся и кланяющихся им молодых китаянок в национальных одеждах.
Выбрав круглый стол в самом дальнем углу зала, коллеги уселись за него, вытерли руки и лицо горячими влажными полотенцами и принялись по картинкам изучать красочное меню.
- Мне очень нравится китайская кухня, - заметил Судин - мне доводилось несколько раз бывать в Китае и познакомиться с ней, так сказать, поближе. Я даже научился есть палочками и с удовольствием их использую, когда бываю в китайских ресторанах.
- А я, к сожалению, ни разу не был в Китае, но тоже люблю иногда зайти в какой-нибудь местный китайский ресторанчик и побаловать себя некоторыми изысканными китайскими блюдами.
- Я вас отлично понимаю, Витторио! Ведь пицца и спагетти никогда не заменят нам некоторых китайских блюд, например, супа с сомом и баклажанами, который китайцы настоятельно рекомендуют для восстановления сил, или нежных лягушачьих лапок, запечённых в тесте. Мне несколько раз доводилось пробовать даже насекомых.
- Ну и как?
- Для приличия попробовал, но восторга, в отличие от китайцев, не испытывал. Одно блюдо было наполнено какими-то засушенными жуками. Их надо поглощать прямо с лапками и крыльями, запивая пивом. По вкусу они напоминали очень мелкую вяленую рыбу. Второе блюдо было наполнено жирными личинками каких-то гусениц. Я съел несколько штук, а потом перестал. Уж больно жуткое зрелище они собой представляли. А китайцы, в отличие от меня, уплетали эти личинки за обе щёки, полностью высасывая их внутренности.
- Да! Мы к этому непривычны.
Тут к сидевшим друзьям подошёл вежливый официант с напомаженными волосами, и они заказали ему несколько китайских блюд с рисом, овощами и чёрными грибами.