Попов Борис Иванович : другие произведения.

Необычная встреча

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Не фантастическая, а вполне возможная встреча с "самим собой", то есть со своим двойником (одним из предков)через 1600 лет. Каждый читатель тоже может попробовать найти "самого себя" в далёком прошлом среди своих предков с помощью таблиц Говарда Картера. Это не блажь автора, а непостижимая реальность, приведшая к тому, что, например, мне, как и шестнадцать веков тому назад, опять пришлось строить храм. И если первый храм - так гласят таблицы Говарда Картера - "я", то есть мой двойник строил в Салониках в начале 5 века, и он был посвящён Дмитрию Солунскому, то второй храм строился с моим участием в Калининграде в начале 21 века, и он посвящён Христу Спасителю.


Необычная встреча

  
   Моя жизнь давно уже пересекла экватор и начала свой бег к завершению. За прошедшие годы мне посчастливилось побывать во многих уголках необъятной России, посетить разные страны на разных континентах и даже совершить кругосветное путешествие, но лишь однажды довелось ступить на землю легендарной Эллады. Волею случая это был морской порт Салоники. Ранее он носил название Салунь, а в самые древние времена - Фессалоника. Так звали жену одного из царей Македонии, непосредственного преемника знаменитого Александра.
   Я несколько дней ходил по улицам этого очень старого и многоголосого города, но ни разу не направился в сторону Храма. Тогда мне ещё ничего не было известно ни о нём, ни об эпархе, который его построил. Прошло тридцать лет, большая часть активной творческой жизни, прежде, чем, наконец, встретились: я, Храм и эпарх, но встреча эта была весьма необычной, хотя и заочной.
   Уже шестнадцать веков храм в Салониках носит имя святого Димитрия, того самого, который ещё в начале IV века служил префектом этого города, а потом был казнен гонцами из Рима за свою верность заветам Христа. На Руси этого святого издревле считали покровителем славян, хотя жил он не на Руси, а далеко от неё в Византии. Некоторые славяне, пришедшие на север этой страны из-за Дуная, поселились рядом с Салунью и назвали свою землю Славенией. Позднее Славения и Салунь объединились, поэтому славяне получили возможность свободно приходить в храм святого Димитрия. Для них это был самый первый православный храм, который они видели своими глазами, к стенам которого они могли притрагиваться своими руками. Он невольно превратился в их главное святилище. Сведения об этом Храме и житии святого Димитрия со временем донеслись до всех окраин славянского мира, простиравшегося тогда от Салуни далеко на север вплоть до Ладоги, на запад - до Лабы-Эльбы и на восток - до Волги. Поэтому неудивительно, что Храм и святой Димитрий навсегда вошли в религиозную жизнь этого нового в Европе мира.
   Мало, кто помнит его имя, но главным виновником знаменательного события, произошедшего в славянском обществе, невольно стал тот, кто был вдохновителем создания и организатором строительства Храма в Салуни. Звали его Леонтием, и относился он к роду Папиев. На свет этот человек появился примерно на сто лет позже святого Димитрия, а умер - за пятьдесят лет до прихода славян к границам Византии. В зрелом возрасте Леонтий стал эпархом Салуни, а затем - префектом всего Иллирика. В состав этой провинции Византии входили тогда и Македония, и Греция.
   Кто был непосредственным предком Леонтия, точно сказать нельзя, но первым Папием в Салуни и всей Византии стал Гай Поппей Сабин, римлянин, современник императоров Августа и Тиберия. Хотя он не отличался знатностью происхождения и был родом из племени сабинов - второго по значению в Риме, но, как говорил сам Корнелий Тацит, благодаря близости к принцепсам, безукоризненному исполнению возложенных на него поручений и умению не возвышаться над ними, добился консульства и на протяжении двадцати четырех лет стоял во главе таких важнейших провинций Рима, как Мезия, Ахайя и Македония. В консульство Лентула Гетулика и Гая Кальвизия сенат определил наградить полководца Поппея Сабина триумфальными отличиями за подавление восстания фракийских племен. Дочь Поппея стала женой Публия Сципиона, наместника Рима в Африке, а внучка - женой императора Нерона. Леонтий был достойным преемником спокойного и терпеливого Гая Поппея Сабина и, несмотря на неспокойные времена, сумел успешно завершить строительство Храма святого Димитрия.
   Леонтий не был первым строителем храмов в роду Поппеев. Среди его древнейших предков упоминался ещё один Гай Поппей, который за шесть веков до Леонтия занимался строительством в Риме храма Согласия. Этот храм тоже имел особое значение для окружающих его людей, для всего многонационального европейского государства, простиравшегося тогда от Испании до Македонии.
   Наиболее древним из упоминаемых в преданиях строителей в роду Поппеев, наверное, был Эпей-строитель, участник Троянской войны и победитель кулачных боев. Именно ему, по предложению знаменитого Одиссея, было поручено изготовить всем известного Троянского коня. Этот конь и решил исход той долголетней войны в пользу спартанцев и их союзников. А в Спарте, по преданиям, и жили предки сабинов.
   Как же всё-таки произошла моя встреча с Храмом и с эпархом из Салуни? Что было в ней удивительного?
   Мы встретились все вместе совсем в другом городе. Не в Салониках и даже не в Греции, а далеко от неё - в столице России. Однажды я с недоверием листал непонятные таблицы с голыми цифрами, якобы составленные древними мудрецами. Кроме цифр в них не было ничего. По ним выходило, что ранее, много веков назад, я уже прожил свою жизнь, а в ХХ веке родился вторично. По ним также выходило, что в прошлой жизни я появился на свет в Византии, причем через сто лет после святого Димитрия, и занимался строительством зданий и храмов.
   К этим выводам таблиц можно отнестись по-разному. Первая моя реакция была естественной, то есть скептической. Но потом вспомнилось, что и в ХХ веке мне почему-то пришлось стать строителем, как таблицы и предрекали. Впервые о своём желании быть им я заявил ещё в школе на уроке литературы, когда мне было лишь девять лет. Откуда возникло это желание, неизвестно. Как мне думалось до сих пор, по той простой причине, что первые годы моей жизни прошли среди многочисленных развалин Второй Мировой, и мне подсознательно хотелось их все восстановить. Из моих ближайших предков никто и никогда не был профессиональным строителем, поэтому не было и семейной традиции. По окончании школы в возрасте четырнадцати лет я самостоятельно поступил в строительный техникум. Когда меня спрашивали о том, почему я это сделал, то отвечал просто:
   - Мне нравится профессия строителя!
   Потом были институт, научная работа, сложная техническая система строительства объектов на морском побережье и шельфе, должность генерального конструктора...
   Я решил проверить правильность выводов таблиц на своём брате. Тот, в отличие от меня, профессиональный музыкант, получил специальное образование, сочиняет стихи, музыку, поёт, играет на различных инструментах. И что же? Таблицы подтвердили, что и в прошлой жизни брат тоже был развлекателем, музыкантом. Выходит, что в отношении профессий выводы таблиц могут соответствовать истине?! Всё дело лишь в звёздах, в их расположении над головой в момент рождения?! А если вселенная, это лик Всевышнего, то - в повороте его лика к новорожденному?!
   Затем я решил проверить правильность тех же таблиц в определении места рождения. Для этого пришлось подвергнуть проверке супругу и внука. Согласно таблиц, выходило, что супруга в прошлой жизни якобы родилась на севере Китая. Вроде бы этого никак не могло быть, но тут я вспомнил о том, что её предки по отцовской линии, действительно, жили на Амуре, то есть на границе с Северным Китаем. Получается, что таблицы и тут говорили правду. Потом я вспомнил о том, что мой старший внук родился на Дальнем Востоке, но таблицы показывали, что и в прошлой жизни он родился там же. Значит и в отношении места рождения выводы таблиц также могут соответствовать истине?! Непостижимо!
   Подсчеты и рассуждения позволяли сделать вывод о том, что в таблицах что-то есть, но что именно и в какой их части? Мысль об этом занимала меня некоторое время. Мне даже удалось расшифровать некоторые их закономерности, но лишь самые начальные. Потом я стал разбирать свои черновики, посвященные тем предшественникам, которые жили в Византии и могли быть моими предками. Среди них оказался лишь один, чей год рождения совпадал с годом моего рождения в прошлой жизни. Возможно, это просто случайность, но это был Леонтий, эпарх Салуни. С другой стороны, он был единственным среди всех моих вероятных предшественников, кто занимался строительством, в том числе храма. Возможно, это тоже случайность, но две случайности подряд... Неужели Леонтий - это я в прошлом? Однако мне не хотелось спешить с выводами. Прежде всего, я подумал о том, что Леонтий - это, наверное, один из моих прямых предков по отцовской линии, таких ведь много было до меня. И никак он не может быть моим вторым или, вернее, первым Я. Но самое удивительное в моём знакомстве с Леонтием было ещё впереди.
   Однажды я опять ездил в столицу, и мне удалось зайти в одну из главных библиотек страны, заказать в ней книги по истории Византии. Их было много. Я листал одну за одной, переписывал интересующие меня факты. Вдруг на одной из страниц неожиданно для себя увидел фотографию. Это была копия мозаики, выполненной в храме святого Димитрия и расположенной на южном столбе при входе в алтарь. На ней древний мастер изобразил троих мужчин. Один из них, судя по надписи под фотографией, - святой Димитрий, другой - епископ Иоанн, а третий... Да, это был тот самый Леонтий, эпарх! Мозаика сохранила для потомков их лики. Но кто из них кто?
   Я смотрел на них, изучая фигуры и черты лица. И лишь один из них притягивал меня к себе. Может это и был Леонтий? Однако, убедиться в правильности вывода было нельзя, так как описания к снимку не было. В то же время, мой избранник имел похожие черты. Такие же низкий лоб, морщины на нём, залысины на голове, а ведь это была не фотография, а мозаика, которая не может достаточно точно воспроизвести изображение. В противном случае, вероятно, удалось бы найти больше сходства.
   Тем не менее, выражение серьёзных глаз Леонтия было видно хорошо. Они - это очень сложный мир. Прежде всего, его глаза выражали и сдержанность, и решимость одновременно. В них не было такого сострадания, как, например, у соседнего епископа Иоанна, или такой чистоты, как, например, у святого Димитрия, но не было даже и тени жестокосердия, чванливости, высокомерия и пренебрежения. Главное, в них можно было увидеть стремление к истине, какой бы она ни была, даже суровой и беспощадной. Мне тоже не раз приходилось слышать обвинения в свой адрес о суровости или даже жестокости некоторых моих мыслей и слов, но каждый раз то была не суровость или жестокость по отношению к собеседнику или к самому себе, а правда жизни. Жестокость человека и жестокость жизни - это разные вещи. Говоря неприятную истину, мне всегда хотелось заставить собеседника или себя самого посмотреть правде в глаза и собраться силами для принятия мужественного решения. Ведь это самый короткий путь к успеху в жизни, даже если он ведёт прямо на эшафот, как однажды привёл к нему святого Димитрия.
   Я продолжал смотреть в глаза своего избранника и отметил для себя, что этот человек - реалист. Он готов к разным испытаниям, и в его силах преодолеть их, не ожидая поблажек. Именно такой человек может добиться своей цели, именно он мог довести строительство Храма до завершения. Во всех этих перечисленных качествах он очень близок мне, понятен и является моим единомышленником. В правой руке он держит чертежи, а в левой - металлический жезл, знак государственной власти. В правой - цель, в левой - средство.
   Как оказалось, чувства не обманули меня, это действительно было изображение Леонтия. Так неужели Леонтий - это я, а я - это Леонтий?
   Если Леонтий - это я в прошлом, то почему до сих пор я ничего не помнил о нём? Если я - это Леонтий в будущем, то почему до сих пор сам Леонтий ничем не напоминал мне о себе, о своём прошлом? В том числе, о Храме, Салуни, Византии? Но тут я подумал о том, что неправ. Ведь каким-то образом он всё же давал мне знать о себе, как о строителе, когда я был ещё ребёнком, затем когда был подростком и взрослым мужем. В моих многочисленных путешествиях дух Леонтия хотя и однажды, но всё же привёл меня именно в Салоники, где когда-то он жил. И даже в моём литературном творчестве с трудом, но он вынудил таки меня неосознанно описать в своей самой первой книге путь к некоему Храму предков, а в многолетних поисках найти и самого Леонтия. Значит незримая связь между нами всё-таки существовала всегда? Всё дело лишь в том, насколько чувствительны мы к тому неосязаемому миру предков, созданному ими в ноосфере, окружающей нас и нашу Землю?
   Как же теперь относиться мне к самому себе: как к себе или как к Леонтию? Я - это я или Леонтий? Я один или нас двое? Нас двое или ещё больше? Что же в действительности представляет из себя моя жизнь, жизнь окружающих меня людей? Как увидеть её настоящее лицо? Может следует заняться разгадкой тайны попавших мне в руки таблиц? А может ответ надо искать в биографиях наших далёких предков? Ведь познакомившись с ними заочно, мы сможем понять их дела, чаяния, стремления. И если их души сегодня витают вокруг нас и возможно тонкое общение с ними, то знание истории, наверное, сможет помочь нам образовать вместе с ними некую гармоничную целостность и добиться преемственности наших совместных деяний. Не в этом ли смысл нашей жизни? Если это так, то не поступить ли нам ещё проще: хотя бы иногда попытаться прислушаться к их голосам, звучащих в нас самих среди сегодняшнего шума дневной суеты?
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"