Аннотация: о том, что библейский Моисей (Муса) и греческий Мусей (Эвмолп)- это одно и тоже историческое лицо. Согласно греческим преданиям, он родился не в Египте, а...
Моисей
"...не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов. В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афинян родился Мусей..."
Диоген Лаэртский
"И было в тридцатый год,
в четвертый месяц...
В пятый день...
слово Господне к Иезекиилю,
сыну Вузия,
священнику в земле Халдейской...
- Обрати лицо твоё к Гогу в земле Магог,
князю Роша, Мешеха и Тувала...
изреки пророчество на Гога и скажи:
Так говорит Господь Бог:
вот, Я - на тебя Гог,
князя Роша, Мешеха и Тувала!
И поверну тебя,
и поведу тебя,
и выведу тебя от краёв севера,
и приведу тебя на горы Израилевы".
(Иез. I, 1-3, XXXVIII, 2, XXXIX, 1-2)
Но не сбылось пророчество Иезекииля.
Не пришел Гог с севера,
не привел войско своё,
"коней и всадников,
всех в полном вооружении",
ни "боевое полчище, в бронях, со щитами,
всех опоясанных мечами",
ни "персов, ефиоплян и ливийцев с ними,
всех со щитами и в шлемах",
ни "Гомера со всеми отрядами его",
ни "дом Тогарма, от пределов севера...",
ни многие народы с ним.
И не поднялся, как буря,
и не пошёл, как туча,
покрыть землю,
грабёж учинить,
сребро взять, злато,
отнять скот, имущество,
схватить добычу большую...
И не пришёл с Гогом брат его Иаван - Ион,
Великий Ион, Гиперион,
князь Роша, князь росов.
А остался на родной земле,
плавал морями, ходил островами,
сынов растил и родил Зарю, Зорьку -
Эос девицу, Эос красавицу.
А та Астрею, мужу любимому, Понтову внуку,
сына Борея скоро взрастила у вод Борисфена, Днепра могучего.
Борей же похитил дочь Эрехтея,
Оритией звали, царевна Афинская,
игралась одна на реке Илиссе.
Оттуда к горе Сарпедона в Гиперборею взлетела,
где дочерей родила Клеопатру, Хиону,
да сыновей Калаида и Зета - крылатых.
Хиона же, старшая дочерь отеческая,
сошлась с Посейдоном, отпрыском Понта,
царем финикийцев, эфиопов владыкой,
"живущих двояко,
одни, где нисходит Бог светоносный",
у берегов Антлантиды забытой,
"другие - где всходит", у Индии дальней.
От этой любви - сын, родившийся тайно,
кличут Евмолпом - Прекрасное пение.
В Египте же Ливия,
дочерь Эпафова, Нилова внучка,
сынов самых первых дала Посейдону, Гермесу младому:
Бела-Рамсеса, Агнон-Агенора.
Бел правил в Египте,
Агнон в Финикии.
Краса Анхиноя, Нилова внучка,
несла от Бела Сети-Египта,
Даная, ливийца.
Кеней, амазонка, сошлась с Посейдоном.
Их сын Кенеянин
по воле отцовой -
долгие годы в стране Мадиамской.
Сама же погибла в Элладе великой, спасая Тесея.
Хиона ж Евмолпа, рожденного тайно,
месяц скрывала, другой да и третий.
Не в силах таить его доле в подоле,
тростник собрала,
смастерила корзинку,
смолила асфальтом, чёрной смолою,
вложила младенца, спящего тихо,
толкнула в пучину.
- Плыви, дорогой мой!
Владыка воды Посейдон мореходный
в волнах Борисфена сына заметил,
поднял на судно, повёз к эфиопам, селённым двояко.
Не к тем, что живут у Индии дальней,
и не туда, где брега у атлантов,
а в Нила страну, где Верхний Египет, где Нубия жаркая
и где гойделы, ирландское племя, язык свой учили после скитанья.
Там юная дочь, Бенте-Сикима,
жила и владела,
а мать Амфит-рита, Мерита-амон
потихоньку седела.
Открыла дочь ношу,
узрела младенца.
Он плачет в корзинке.
Сжалилось сердце царственной дщери:
- Зовите служанку,
пусть вскормит младенца.
Девица пошла, призвала евреянку.
Дочь Посейдона той наказала:
- Младенца возьми и вскорми его мне,
дам тебе плату.
Взяла та ребёнка и долго кормила.
"И вырос младенец,
и привела его к дочери фараона,
и был у неё вместо сына,
и нарекла имя ему: Моисей,
потому, говорила она,
что из воды вынула его".
(Исх, II, 10)
И запомнили арабы его Мусой,
а греки - Мусеем-Евмолпом,
прекрасным певцом.
Жил юный Мусей в покоях богатых,
учёных речи слушал мудрейшие,
науки чтил, что ни есть, древнейшие,
службы нёс таинств жреческих,
песни пел складные старой Сидоны,
сестры морехода, дочери Понта, певицы первейшей.
Нам Аристотель, царя Александра учитель,
что в Македонии правил и Персию всю покорил, и Египет,
молвил когда-то Мусеево с радостью слово:
"смертным петь - это приятней всего".
Рядом с Мусеем дочери жили Бенте-Сикимы:
самая старшая и наименьшая, может Аида.
Люба была та, что поменьше,
но не судьба. Повенчан с другой.
Только однажды взгляд уронил он,
сердце забилось трепетной птицой
и позабыл себя в устремленьях,
но помешали одежды приникнуть к деве желанной.
Строгий отец, Эндий-правитель, царь эфиопов,
изгнал молодого с сыном Исмаром или Ирсамом.
Буквы одни, но по-разному кличут
в древней Элладе и Ближнем Востоке.
И оказался в царстве он Нижнем, древнем Египте,
где брат Фараон.
Многие здесь поспешали и зрели,
слушать младого жреца и прекрасные трели.
Имя Мусея позже носили те из покоев,
где дом, где экседра,
где славно гуляли, где пили и ели,
где собирались мудрее мудрейших,
ну а Мусей самый первый из них,
жрец-повелитель, наместник, жених.
С тех пор до ныне имя его носят музеи мира всего.
Тайну познавши Египта жрецов
и услыхав от них слово кривое,
что говорили простых заблуждая,
он воспевал вдохновенно и страстно
первым средь них, но после Гермеса,
но не младого, а внука Атланта:
- Боги не в образе диких животных
или скота, что пасут пастухи.
- Боги не те, что бессмертными стали,
раньше людьми проживали средь нас.
- Бог есть одно, Бог есть единое.
Он объемлет вокруг
землю и море, небо и звёзды,
всё, что мы называем вселенной
или природой всего самосущего.
- Кто в уме здравом дерзнёт создать
Бога лик, схожий с предметом любым
из окружения что среди нас?
- Оставьте попытку сделать сей лик
и, отделив освященный участок,
чтите Всевышнего без искажений.
- Те, кто имеет вещие сны,
должны почивать в святилище том же,
но не лишь ради пользы своей,
но ради пользы всех остальных.
- Живущие сдержанно, праведной жизнью
могут надеяться блага божественного,
дара, знамения,
но прочие пусть не ждут ничего...
Эти слова возмущали довольных
прежним жильём и сокрытым ученьем.
Ждали лишь повода выгнать ослушника
и возвратить прежних мыслей спокойствие.
Случай представился, Мусей разгневался,
когда страж избивал иноверного.
Встал на защиту наш жрец новоявленный,
прочь он прогнал злодея усердного.
Снова в дороге изгнанной случилося
мудрому мужу тогда оказаться.
Брат Фараон не стерпел в нём соперника
и повелел из страны убираться.
Шёл наш упрямый в страну Мадиамскую,
где жил другой брат, Кенеевый отпрыск.
Тот не содействовал догмам египетским
и возвещал всё, что знал, без сокрытия.
Вот почему наш певец неуступчивый
здесь и нашёл своё место спокойное.
Люди с округи к нему вновь стекались
истины знаний воспеть собирались.
Скоро родные ещё раз сроднились,
зятем Мусей стал у брата старейшего,
то Рагуил Иофор сын Кенеин.
Дочерь Сепфора сына родила,
верно то был Елизар наименьший.
Всё хорошо, но остались мучения
тонкой души Хазарсифа изгнаника.
Стопы свои он направил в Египет,
чтобы увлечь тех, кто был с ним един,
с ними же братьев молочных, не кровных.
Там убедил он разумных немало
и согласились уйти вместе с ним.
Тяжким был путь с Аароном, вождём иноверных скитальцев,
через пески и безводную землю под солнцем пекущим.
Многие пали, другие терпели лишенья, болели, роптали.
"И упрекали Марьям и Аарон Моисея
за жену Ефиопку, которую взял", (Чис, XII, 1) он когда-то.
Так их пути разошлись и в душе, и в пустыне.
"И сказал ему Господь:
вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову...
Я дам тебе увидеть её глазами твоими,
но в неё ты не войдёшь" (Втор, XXXIV, 4)
Взглянул Мусей-Моисей на землю дальнюю лишь только раз
и оставил братьев молочных своих у границы её.
"И умер там Моисей, раб Господень,...
и никто не знает места погребения его
даже до сего дня". (Втор, XXXIV, 4)
Первосвященник, а места могилы евреи не знают...
Верно правы были древние греки:
не умер Мусей-Моисей в той земле,
а уплыл вместе с сыном Исмаром-Ирсамом прочь
на Дунай, в Борея страну.
Там его видели после Египта, страны Мадиамской.
Потомок Атланта Тегирий, властитель Фракийский,
дочь свою отдал в жёны Исмару.
Сам же Мусей жить рядом с ним стал и вещее петь гражданам местным.
Снова о боге, вселенной, её совершенье.
Имя Евмолпа-Прекрасное пенье он там заслужил.
Люди опять потекли к Моисею за правдой,
но думы о предках его, о Борее, Иване, смутили.
Владыка Тегирий почуял беду и соперника рядом с собою.
Был уличён наш певец и бежал в Элевсин, что Афинский.
Принят тепло, ведь прослышали там о великом Мусее,