Попов Борис Иванович : другие произведения.

Моисей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    о том, что библейский Моисей (Муса) и греческий Мусей (Эвмолп)- это одно и тоже историческое лицо. Согласно греческим преданиям, он родился не в Египте, а...


Моисей

  
   "...не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов. В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афинян родился Мусей..."
  
   Диоген Лаэртский
  
  
   "И было в тридцатый год,
   в четвертый месяц...
   В пятый день...
   слово Господне к Иезекиилю,
   сыну Вузия,
   священнику в земле Халдейской...
   - Обрати лицо твоё к Гогу в земле Магог,
   князю Роша, Мешеха и Тувала...
   изреки пророчество на Гога и скажи:
   Так говорит Господь Бог:
   вот, Я - на тебя Гог,
   князя Роша, Мешеха и Тувала!
   И поверну тебя,
   и поведу тебя,
   и выведу тебя от краёв севера,
   и приведу тебя на горы Израилевы".
   (Иез. I, 1-3, XXXVIII, 2, XXXIX, 1-2)
  
   Но не сбылось пророчество Иезекииля.
   Не пришел Гог с севера,
   не привел войско своё,
   "коней и всадников,
   всех в полном вооружении",
   ни "боевое полчище, в бронях, со щитами,
   всех опоясанных мечами",
   ни "персов, ефиоплян и ливийцев с ними,
   всех со щитами и в шлемах",
   ни "Гомера со всеми отрядами его",
   ни "дом Тогарма, от пределов севера...",
   ни многие народы с ним.
   И не поднялся, как буря,
   и не пошёл, как туча,
   покрыть землю,
   грабёж учинить,
   сребро взять, злато,
   отнять скот, имущество,
   схватить добычу большую...
   И не пришёл с Гогом брат его Иаван - Ион,
   Великий Ион, Гиперион,
   князь Роша, князь росов.
   А остался на родной земле,
   плавал морями, ходил островами,
   сынов растил и родил Зарю, Зорьку -
   Эос девицу, Эос красавицу.
   А та Астрею, мужу любимому, Понтову внуку,
   сына Борея скоро взрастила у вод Борисфена, Днепра могучего.
   Борей же похитил дочь Эрехтея,
   Оритией звали, царевна Афинская,
   игралась одна на реке Илиссе.
   Оттуда к горе Сарпедона в Гиперборею взлетела,
   где дочерей родила Клеопатру, Хиону,
   да сыновей Калаида и Зета - крылатых.
   Хиона же, старшая дочерь отеческая,
   сошлась с Посейдоном, отпрыском Понта,
   царем финикийцев, эфиопов владыкой,
   "живущих двояко,
   одни, где нисходит Бог светоносный",
   у берегов Антлантиды забытой,
   "другие - где всходит", у Индии дальней.
   От этой любви - сын, родившийся тайно,
   кличут Евмолпом - Прекрасное пение.
   В Египте же Ливия,
   дочерь Эпафова, Нилова внучка,
   сынов самых первых дала Посейдону, Гермесу младому:
   Бела-Рамсеса, Агнон-Агенора.
   Бел правил в Египте,
   Агнон в Финикии.
   Краса Анхиноя, Нилова внучка,
   несла от Бела Сети-Египта,
   Даная, ливийца.
   Кеней, амазонка, сошлась с Посейдоном.
   Их сын Кенеянин
   по воле отцовой -
   долгие годы в стране Мадиамской.
   Сама же погибла в Элладе великой, спасая Тесея.
   Хиона ж Евмолпа, рожденного тайно,
   месяц скрывала, другой да и третий.
   Не в силах таить его доле в подоле,
   тростник собрала,
   смастерила корзинку,
   смолила асфальтом, чёрной смолою,
   вложила младенца, спящего тихо,
   толкнула в пучину.
   - Плыви, дорогой мой!
   Владыка воды Посейдон мореходный
   в волнах Борисфена сына заметил,
   поднял на судно, повёз к эфиопам, селённым двояко.
   Не к тем, что живут у Индии дальней,
   и не туда, где брега у атлантов,
   а в Нила страну, где Верхний Египет, где Нубия жаркая
   и где гойделы, ирландское племя, язык свой учили после скитанья.
   Там юная дочь, Бенте-Сикима,
   жила и владела,
   а мать Амфит-рита, Мерита-амон
   потихоньку седела.
   Открыла дочь ношу,
   узрела младенца.
   Он плачет в корзинке.
   Сжалилось сердце царственной дщери:
   - Зовите служанку,
   пусть вскормит младенца.
   Девица пошла, призвала евреянку.
   Дочь Посейдона той наказала:
   - Младенца возьми и вскорми его мне,
   дам тебе плату.
   Взяла та ребёнка и долго кормила.
   "И вырос младенец,
   и привела его к дочери фараона,
   и был у неё вместо сына,
   и нарекла имя ему: Моисей,
   потому, говорила она,
   что из воды вынула его".
   (Исх, II, 10)
   И запомнили арабы его Мусой,
   а греки - Мусеем-Евмолпом,
   прекрасным певцом.
   Жил юный Мусей в покоях богатых,
   учёных речи слушал мудрейшие,
   науки чтил, что ни есть, древнейшие,
   службы нёс таинств жреческих,
   песни пел складные старой Сидоны,
   сестры морехода, дочери Понта, певицы первейшей.
   Нам Аристотель, царя Александра учитель,
   что в Македонии правил и Персию всю покорил, и Египет,
   молвил когда-то Мусеево с радостью слово:
   "смертным петь - это приятней всего".
   Рядом с Мусеем дочери жили Бенте-Сикимы:
   самая старшая и наименьшая, может Аида.
   Люба была та, что поменьше,
   но не судьба. Повенчан с другой.
   Только однажды взгляд уронил он,
   сердце забилось трепетной птицой
   и позабыл себя в устремленьях,
   но помешали одежды приникнуть к деве желанной.
   Строгий отец, Эндий-правитель, царь эфиопов,
   изгнал молодого с сыном Исмаром или Ирсамом.
   Буквы одни, но по-разному кличут
   в древней Элладе и Ближнем Востоке.
   И оказался в царстве он Нижнем, древнем Египте,
   где брат Фараон.
   Многие здесь поспешали и зрели,
   слушать младого жреца и прекрасные трели.
   Имя Мусея позже носили те из покоев,
   где дом, где экседра,
   где славно гуляли, где пили и ели,
   где собирались мудрее мудрейших,
   ну а Мусей самый первый из них,
   жрец-повелитель, наместник, жених.
   С тех пор до ныне имя его носят музеи мира всего.
   Тайну познавши Египта жрецов
   и услыхав от них слово кривое,
   что говорили простых заблуждая,
   он воспевал вдохновенно и страстно
   первым средь них, но после Гермеса,
   но не младого, а внука Атланта:
   - Боги не в образе диких животных
   или скота, что пасут пастухи.
   - Боги не те, что бессмертными стали,
   раньше людьми проживали средь нас.
   - Бог есть одно, Бог есть единое.
   Он объемлет вокруг
   землю и море, небо и звёзды,
   всё, что мы называем вселенной
   или природой всего самосущего.
   - Кто в уме здравом дерзнёт создать
   Бога лик, схожий с предметом любым
   из окружения что среди нас?
   - Оставьте попытку сделать сей лик
   и, отделив освященный участок,
   чтите Всевышнего без искажений.
   - Те, кто имеет вещие сны,
   должны почивать в святилище том же,
   но не лишь ради пользы своей,
   но ради пользы всех остальных.
   - Живущие сдержанно, праведной жизнью
   могут надеяться блага божественного,
   дара, знамения,
   но прочие пусть не ждут ничего...
  
   Эти слова возмущали довольных
   прежним жильём и сокрытым ученьем.
   Ждали лишь повода выгнать ослушника
   и возвратить прежних мыслей спокойствие.
   Случай представился, Мусей разгневался,
   когда страж избивал иноверного.
   Встал на защиту наш жрец новоявленный,
   прочь он прогнал злодея усердного.
   Снова в дороге изгнанной случилося
   мудрому мужу тогда оказаться.
   Брат Фараон не стерпел в нём соперника
   и повелел из страны убираться.
   Шёл наш упрямый в страну Мадиамскую,
   где жил другой брат, Кенеевый отпрыск.
   Тот не содействовал догмам египетским
   и возвещал всё, что знал, без сокрытия.
   Вот почему наш певец неуступчивый
   здесь и нашёл своё место спокойное.
   Люди с округи к нему вновь стекались
   истины знаний воспеть собирались.
   Скоро родные ещё раз сроднились,
   зятем Мусей стал у брата старейшего,
   то Рагуил Иофор сын Кенеин.
   Дочерь Сепфора сына родила,
   верно то был Елизар наименьший.
   Всё хорошо, но остались мучения
   тонкой души Хазарсифа изгнаника.
   Стопы свои он направил в Египет,
   чтобы увлечь тех, кто был с ним един,
   с ними же братьев молочных, не кровных.
   Там убедил он разумных немало
   и согласились уйти вместе с ним.
   Тяжким был путь с Аароном, вождём иноверных скитальцев,
   через пески и безводную землю под солнцем пекущим.
   Многие пали, другие терпели лишенья, болели, роптали.
   "И упрекали Марьям и Аарон Моисея
   за жену Ефиопку, которую взял", (Чис, XII, 1) он когда-то.
   Так их пути разошлись и в душе, и в пустыне.
   "И сказал ему Господь:
   вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову...
   Я дам тебе увидеть её глазами твоими,
   но в неё ты не войдёшь" (Втор, XXXIV, 4)
   Взглянул Мусей-Моисей на землю дальнюю лишь только раз
   и оставил братьев молочных своих у границы её.
   "И умер там Моисей, раб Господень,...
   и никто не знает места погребения его
   даже до сего дня". (Втор, XXXIV, 4)
   Первосвященник, а места могилы евреи не знают...
   Верно правы были древние греки:
   не умер Мусей-Моисей в той земле,
   а уплыл вместе с сыном Исмаром-Ирсамом прочь
   на Дунай, в Борея страну.
   Там его видели после Египта, страны Мадиамской.
   Потомок Атланта Тегирий, властитель Фракийский,
   дочь свою отдал в жёны Исмару.
   Сам же Мусей жить рядом с ним стал и вещее петь гражданам местным.
   Снова о боге, вселенной, её совершенье.
   Имя Евмолпа-Прекрасное пенье он там заслужил.
   Люди опять потекли к Моисею за правдой,
   но думы о предках его, о Борее, Иване, смутили.
   Владыка Тегирий почуял беду и соперника рядом с собою.
   Был уличён наш певец и бежал в Элевсин, что Афинский.
   Принят тепло, ведь прослышали там о великом Мусее,
   помнили бабку его, что Оритией звали.
   Родом была из Афин да колена царей величайших.
   Внук её право имел на престол после них.
   Войско пошло на столицу всего государства,
   стал повелителем в нём наш певец и мудрец.
   Рядом другие правители рода того же.
   Старший Данай из Египта да Кадм с Финикии,
   всё Посейдона сыны или Понтовы внуки,
   братья гойделов ирландских, атлантов забытых.
   Войны затихли,
   в поле хлеба поспевали,
   а на лугах мирно овцы паслись повсеместно.
   Люди в покое детишек рожали, растили,
   слушали пенье Евмолпа о самом насущном.
   Но прилетел из Фракии гонец-письмоносец,
   прямо к Мусею печальная весть поступила.
   Молвил Тегирий, что сына Исмара не стало,
   сам он уж стар, а наследников взрослых всё нету.
   Просит Евмолпа вернуться в родную страну он.
   Долго мыслитель судил да рядил об известьи,
   всё же отправился в путь он довольно неблизкий.
   Дорога таких не туда, где легко, беззаботно,
   стопы ведут их всегда к новым судьбы испытаньям.
   Там, где нужнее они,
   где другие отступят в испуге иль лени.
   Долго он шёл, но успел к изголовью больного.
   Обнял Тегирий пришедшего слабой рукою
   и передал ему власть на Борея престоле.
   Вновь зазвучали во Фракии вещие песни Евмолпа,
   и подрастали Исмаровы дети, внуки Мусея.
   Годы прошли, пролетели, сыны уж большие.
   Можно часть ноши на них положить, отдыхая порою,
   но не до отдыха, снова в раздумьях мудрейший.
   Из Элевсина пришёл делегат от народа.
   Жители звали на помощь его вместе с войском фракийским
   против Афин, Эрехтея младого с сыном Кекропсом.
   Быстро в поход наш Евмолп собирался,
   боясь подвести обратившихся с просьбой.
   И устремился с бойцами он в новую битву.
   Грозный соперник для Эрехтея младого явился.
   В страхе любого пути он искал к победе желанной.
   Выхода не было, и в мученьях на страшную жертву решился.
   Младшую дочь, что беспечно летала и пела лугами,
   что всех милее казалась ему, заколол он,
   острым ножом проникая до самого сердца.
   С воплем вознёс Эрехтей бездыханное тело над шлемом
   и повернулся к полкам изумленным.
   Стояли к сраженью...
   Жертва, решимость царя воину каждому стала знаменьем,
   ринулись в бой они скоро и смело, неудержимо.
   Копья вонзались в щиты и кольчуги героев Евмолпа.
   Сам избегал до поры, но не смог увернуться
   в раз он последний от быстрого взмаха меча супостата.
   Охнул и дух испустил, повалившись на землю,
   вечный изгнанник, рождённый в стране Борисфенской у Понта,
   отзывчивый друг элевсинцев, а также фракийцев,
   друг эфиопов, ливийцев, гойделов, Египта народов,
   друг финикийцев, страны Мадиамской, арабов, евреев.
   Всех он любил, и судьба повелела
   с жизнью расстаться в момент исполнения просьбы соседа,
   что очутился опять в затрудненье великом.
   Здесь он погиб и повержен в Фалере,
   а над могилой начертана надпись такая:
   "Здесь, в фалерской земле, покоится в этой гробнице
   Бренным телом своим отпрыск Евмолпа Мусей".
   Да, он погиб, но для народов не умер.
   Прорицатели были в почете всегда и считались
   власти достойными царской, великой.
   Ведь объявляли при жизни и даже со смертью
   долгие годы, века
   нам указанья богов.
   Были такими Амфиарай и Трофоний,
   Орфей песнопевный;
   бог гетов, которым служил Пифагоров Замолксий.
   И среди них Моисей-Хазарсиф незабвенный,
   что после смерти долго стерёг земляков опасением лиха.
   От него начинался род афинян Евмолпидов,
   первосвященников род Элевсинских мистерий,
   тех, что Деметра, богиня земли плодородной, подвигла
   истину молвить пытливым в их испытаниях жизнью.
   Жил Моисей, и сегодня велик он
   честной наукой, стремленьем к истине правой,
   словом разумным и вещим,
   пеньем красивым.
   Нам ещё долго придётся им восхищаться,
   учиться законам
   тем, что оставил для нас после смерти своей.
   Жизни картина намного богаче была, чем мы думали прежде,
   всем нам урок и задача оставшихся дней.
  
   "И было в тридцатый год,
   в четвертый месяц...
   В пятый день...
   слово Господне к Иезекиилю,
   сыну Вузия,
   священнику в земле Халдейской...
   - Обрати лицо твоё к Гогу в земле Магог,
   князю Роша, Мешеха и Тувала...
   изреки пророчество на Гога и скажи:
   Так говорит Господь Бог:
   вот, Я - на тебя Гог,
   князя Роша, Мешеха и Тувала!
   И поверну тебя,
   и поведу тебя,
   и выведу тебя от краёв севера,
   и приведу тебя на горы Израилевы".
   Но не сбылось пророчество Иезекииля.
   Не пришел Гог с севера и брат его Иаван с войском,
   а являлся отпрыск Ивана, сын Посейдона-Гермеса, Хионы.
   Имя Хазарсиф носил он в Египте древнейшем,
   он же Мусей-Моисей по прозванью - Из Моря Спасённый,
   и по прозванью Евмолпий - Прекрасное Пенье.
   С миром являлся, отцом всех народов достойных.
  
   "...не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов. В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афинян родился Мусей... Мусей... первый, по преданию, учил о происхождении богов и первый построил шар; он учил, что всё на свете рождается из Единого и разрешается в Едином... Вот таким образом началась у эллинов философия..."
   Диоген Лаэртский
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"