Попов Борис Иванович : другие произведения.

Глава 38. Саки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  САКИ
  
   "...на крайнем северо-западе, лежала страна Цюаньжунго, или Цюаньфэнго - Страна пёсьеголовых. У жителей этой страны были пёсьи головы и человечьи туловища. По преданию, они были потомками Хуанди".
   (Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. Стр.206)
  
   У жителей этой страны были пёсьи головы, в шапках пёсьих головы,
   а туловища были человечьи, обыкновенные человечьи.
  
  "У праправнука Хуанди Лунмина родились две белые собаки, которые явились прародителями всех пёсьеголовых. Они питались мясом и поклонялись божеству, похожему на лошадь, но без головы и с красным туловищем. Называлось оно жунсюаньванши - "труп жунского князя Сюань-вана". Рассказывают также, что они были потомками дракона-собаки Паньху. Во время правления Гаосинь-вана Паньху совершил подвиг, убив Фан-вана, и Гаосинь-ван отдал ему в жёны свою любимую дочь. Всё мужское потомство Паньху имело человечьи туловища и пёсьи головы, дочери же были очень красивыми. Жена его, учтиво преклонив колени, подносила мужу вино и угощения. В этой стране водились белые в яблоках кони цзилян - "счастливые", с золотыми глазами и пламенной гривой. Тот, кто ездил на них, мог прожить тысячу лет".
   (Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. Стр.206-207)
  
   "Гаосинь - он же Ди-ку из рода Гаосинь"
   (Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. Стр.260)
  
   Гаосинь - он же Ди-ку, из рода Гаосинь император Ди Ку.
  
   "Ди-ку тоже был из рода Фан".
   (Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. Стр.122)
  
   "Говорили, что Гаосинь-ши (то есть Ди-ку) имел фамилию Фан. Он управлял, используя магическую силу дерева".
   (Цяо Чжоу. Разыскания по древней истории (фрагменты). В кн. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. Стр.300)
  
   Гаосинь - он же Ди-ку, из семьи Фан император Ди Ку.
  
   "Страна Цюаньфэнго называется ещё Страной цюаньжунов - Страной собачьих жунов. Жители её похожи на собак. Там женщина совершает жертвоприношение, преклонив колено, и подносит [вино] и еду. Там есть пёстрые лошади с белым крупом, красной гривой и глазами как золото. Их называют цзилян. Если ездить на них, то можно прожить тысячу лет".
   (Китай. Бо-и. Книга гор и морей. Раздел Хайнэй бэй цзин)
  
   "Сюань-ван (Чёрный князь) - это Се. Говорят, ласточка, спустившись с неба, породила его".
   (Книга песен. Раздел Шан сунн. Песня Чан фа. Комментарий Чжу Си. В кн. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. Стр. 301)
  
   Сюань-ван - князь, цюаньжунов князь, -
   это прародитель Шан-Инь именем Се, Чёрный князь именем Се.
  
   "Когда Паньху убил Жун-вана, Гаосинь отдал ему в жёны красавицу дочь. Она породила мужчин-собак и женщин-красавиц. От них пошла страна Гоуфэн".
   (Китай. Бо-и. Книга гор и морей. Раздел Хайнэй бэй цзин. Примечание Го Пу)
  
  От Паньху дочь родила мужчин-собак,
  от Паньху дочь родила женщин-красавиц.
  Их страна - Гоуфэн, Страна Собак - Гоуфэн.
  
   "Рассказывают, что в древние времена, когда правил Гаосинь-ван, у его жены неожиданно заболело ухо. Ровно три года не прекращались боли, сотни лекарей пытались вылечить её, но беќзуспешно. Потом из уха выскочил маленький, напоминающий гуќсеницу шелкопряда, золотистый червячок длиною около трёх вершков, и болезнь тотчас же прошла. Княгиня очень удивилась, посадила этого червячка в тыкву-горлянку и прикрыла блюдом. И кто бы мог подумать, что червячок под блюдом превратится в прекрасного пса, покрытого шерстью-парчой с ослепительно блестящими разноцветными узорами? А так как он появился в тыкве-горлянке под блюдом, ему дали имя Паньгу. Гаосинь-ван, увидев Паньгу, очень обрадовался и с этого времени не отпусќкал его от себя ни на шаг. В то время князь Фан-ван неожиданно поднял мятеж. Гаосинь-ван испугался за судьбу государства и обќратился к сановникам со словами: "Если найдётся человек, котоќрый принесёт мне голову Фан-вана, я отдам ему в жёны свою дочь". Сановники знали, что войско у Фан-вана сильное, победить его трудно, и не решались отправиться навстречу опасности. Расќсказывают, что в тот же день Паньгу исчез из дворца и никто не знал, куда он убежал. Искали несколько дней подряд, но не нашли никаких следов, и Гаосинь-ван был очень опечален.
   Тем временем Паньгу, оставив дворец Гаосинь-вана, прямёќхонько направился в военный лагерь Фан-вана. Увидев Фан-вана, он завилял хвостом и завертел головой. Фан-ван чрезвычайно обраќдовался и, обратившись к своим сановникам, сказал:
   - Боюсь, что Гаосинь-ван скоро погибнет. Даже его собака бросила его и прибежала служить мне. Посмотрите, это принесёт мне успех!
   Фан-ван устроил большой пир по случаю счастливого предзнаќменования. В тот вечер Фан-ван хватил лишнего, захмелел и заснул в своём шатре. Воспользовавшись этим, Паньгу подкрался к нему, вцепился ему зубами в горло, отгрыз голову и стремглав бросился обратно во дворец. Увидел Гаосинь-ван, как его любимый пёс с головой врага в зубах вернулся во дворец, обрадовался безмерно и приказал дать псу побольше мелко нарубленного мяса. Но Паньгу только понюхал блюдо, отошёл прочь и с печальным видом улёгся в углу комнаты. Паньгу перестал есть и всё время лежал без двиќжения, а когда Гаосинь-ван звал его, он не вставал на зов. Так продолжалось три дня. Гаосинь-ван не знал, что и делать, и наконец спросил Паньгу:
   - Пёс, почему ты ничего не ешь и не подходишь ко мне, когда я зову тебя? Неужели ты думаешь получить в жёны мою дочь и рассердился на меня за то, что я не сдержал своего обещания?
  Не в том дело, что я не хочу сдержать обещания, но ведь пёс и в самом деле не может взять в жёны человека. Паньгу неожиданно сказал человечьим голосом:
   - Не печалься об этом, князь, а только посади меня на семь дней и семь ночей под золотой колокол, и я смогу превратиться в человека.
   Очень удивился князь, услышав такие слова, но исполнил эту просьбу и посадил его под золотой колокол, чтобы посмотреть, произойдёт ли превращение.
   Прошёл день, второй, третий... Наступил шестой день. Добрая княжна, с нетерпением ожидавшая свадьбы, из опасения, что пёс умрёт от голода, тихонько приподняла колокол, чтобы посмотреть на Паньгу. Тело Паньгу уже превратилось в человеческое, и только голова всё ещё была собачьей, но превращение тотчас же прекратиќлось и голова уже не могла стать человеческой. Паньгу выбежал из-под колокола, накинул на себя одежды, а княжна надела шапку в форме собачьей головы. Они стали мужем и женой. Потом Паньгу со своей женой ушёл в Южные горы и поселился в пещере среди диких гор, где никогда не ступала нога человека.
   Княжна сняла дорогие и красивые одежды, надела простое крестьянское платье, принялась безропотно трудиться, а Паньгу каждый день уходил на охоту. Так они и жили в мире и счастье. Через несколько лет у них родились три сына и дочь. Однажды они, взяв детей, отправились во дворец навестить тестя и тёщу. А так как у детей ещё не было имён, то они попросили Гаосинь-вана дать им имена. Старшего сына после рождения положили на блюдо, и поэтому его назвали Пань - Блюдо, второго сына после рождения положили в корзину и назвали его Лань - Корзина. Младшему сыну никак не могли придумать подходящего имени. Вдруг небо разверзлось и загрохотал гром, поэтому его назвали Лэй - Гром. Когда дочь стала взрослой, её выдали замуж за отважного воина, и она получила его фамилию - Чжун - Колокол. Впоследствии люди из этих четырёх родов - Пань, Лань, Лэй и Чжун - переќженились между собой и от их сыновей и внуков возник народ, среди которого все почитали Паньгу как общего предка".
   (Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. Стр.31-33)
  
   "Существуют люди, которые называются цюаньжуны - собачьи жуны. Хуанди породил Мяолуна, Мяолун породил Жунъу, Жунъу породил Лунмина, Лунмин породил двух белых собак - кобеля и суку, от которых пошли цюаньжуны. Они питаются мясом. Там живёт красный зверь, похожий на лошадь, но без головы. Его зовут жунсюаньванши - труп жунского князя Сюань-вана".
   (Китай. Бо-и. Книга гор и морей. Раздел Дахуан бэй цзин)
  
   Правитель Хуанди, правитель Авана именем Хуанди,
   породил Мяолуна,
   Мяолун породил Жунъу,
   Жунъу породил Лунмина.
   От Лунмина пошли жуны, цюаньжуны.
  
   "После смерти Сюань-вана правителем стал его сын Ю-ван".
   (Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. Стр.251)
  
   Ю-ван был императором царства Чжоу в 781-771 до н.э. В 776 на него нападали лю-цзи-чжи-жуны. Против них воевал генерал Бо-ши, но был убит. Потом против них воевал князь Ши-фу, но был пленён.
   (С.Георгиевский. Первый период китайской истории)
  
   "Бао Сы - любимая наложница Ю-вана - была безродной сироќтой. Во дворец князя её отдал один человек из княжества Бао, коќторый таким путём откупился от какого-то наказания. Подобно тысячам других женщин-рабынь, прислуживавших во дворце, она вначале не привлекала ничьего внимания. Но вот однажды, - когќда это случилось, неизвестно, - Ю-ван, любитель красавиц и жадќный до удовольствий, прогуливаясь по женским покоям, наткнулќся на неё, и она приглянулась ему. Ю-ван, как говорится, поднял этот прекрасный цветок из мрачной долины прямо на синие облака, но её нисколько не радовали ни богатство, ни роскошь, ни любовь Ю-вана, чужого ей человека. Она всегда была печальна, тосковала и чувствовала себя очень одинокой и беззащитной в этом мире. Ведь у неё не было ни отца, ни матери, ни братьев и она ничего не знала о своём происхождении. Привыкший к льстивым улыбкам и угодќливости женщин, Ю-ван, глядя на эту необыкновенно красивую, но замкнутую девушку, почувствовал, что в ней есть что-то необычное, и его любовь стала ещё сильнее. Она родила Ю-вану сына по имени Бо-фу.
   В то время государыней была Шэнь-хоу, дочь князя из удела Шэнь. У неё был взрослый сын по имени Ицзю. Ицзю давно уже был объявлен законным наследником. Когда родился Бо-фу, Ю-ван решил разжаловать Шэнь-хоу, убить наследника и сделать госудаќрыней свою любимую наложницу Бао Сы. Рассказывают, что одќнажды Ю-ван и наследник Ицзю гуляли в парке. Ю-ван как будто нечаянно выпустил из клетки тигра, надеясь, что он съест Ицзю. К счастью, наследник оказался храбрым. Он крепко упёрся ногами в землю и, глядя в упор на тигра, громко прикрикнул на него. Этот окрик очень походил на тот, с которым к нему обращались его укротители. И тигр, который уже выпустил когти и оскалил зубы, прижал уши, покорно лёг на землю и не смел шевельнуться. Ю-ваќну на этот раз не удалось избавиться от наследника. Но через некоторое время он всё-таки лишил государыню титула и изгнал наследника. Государыней он сделал Бао Сы, а наследником объяќвили Бо-фу. Один из придворных историков, Бо Ян, видя, что при дворе всё идёт кувырком, начал внимательно просматривать хроќники и в одной из них обнаружил короткое предание, из которого ему стало ясно, что государыня Бао Сы "была оборотнем". Он не удержался от громкого восклицания:
   - Смута наступила! Государство Чжоу обречено на гибель, спастись нельзя!..
   В Бао Сы, если смотреть на неё глазами Бо-яна, действительно можно было найти что-то от оборотня. Самым ярким доказательстќвом этого являлось то, что она не любила смеяться. Император её любил, дал ей высокое положение и большое богатство, обходился с ней внимательно и почтительно. Казалось, она должна была бы веселиться и смеяться даже во сне, но на её лице никогда не появляќлось и тени улыбки. Государь испробовал тысячу разных способов и сотни планов, чтобы заставить её рассмеяться, но все его попытки были тщетны. С точки зрения простых людей, это можно было объяснить, только приписав ей колдовские чары. И через тысячи лет нам тоже нелегко разгадать эту загадку. Кто может понять раќдость и горе, спрятанные в глубине сердца раба? Быть может, это было вызвано надоедливой любовью или позором унижения, которое она испытала? Трудно ответить, как было на самом деле, и не нужно пытаться найти отгадку.
   Итак, Ю-ван всяческими способами хотел заставить Бао Сы засмеяться, но всегда терпел неудачу. Впоследствии он придумал способ, который показался ему очень мудрым, а на самом деле был очень недальновидным.
   Он приказал зажечь на сторожевой башне сигнальный огонь и громко бить в барабаны. Тогда и на всех других таких башнях зажгли огни и забили в барабаны. Настоящее название сторожевой башни - башня сигналов о бедствии. Если сигнальный огонь о бедствии зажигали днём, то огонь называли также "волчий дым", так как для разжигания его брали волчий помет. По преданию, дым даже на ветру поднимался прямо вверх и его можно было видеть на очень большом расстоянии. Вечером зажигали обычный сигнальќный огонь: на башне устанавливали "журавль", на журавль вешаќли железную клетку, а в клетку клали хворост. Когда хворост заќжигали, получался факел высотой до облаков. От столицы и до самых границ - всюду на главных дорогах строили такие сигнальќные башни, и на каждой башне сидел наблюдатель. Если на граниќце становилось неспокойно, то известие об этом передавалось в столицу, а если в столице возникали беспорядки, то об этом сообщаќлось на окраины. Эту систему передачи сигналов государственной важности преступный Ю-ван превратил в забаву.
   Когда загорелся сигнал бедствия, князья, увидев огонь, быстро собрали свои отряды и, хотя они и не знали, что случилось в столиќце, выступили из всех областей на помощь правителю. Когда же они прибыли в столицу, то выяснилось, что там ничего не случиќлось. Это было похоже на то, как будто маленький мальчик расшеќвелил муравейник, отнял у муравьев пищу, которую они тащили к себе, и заставил их повсюду искать её. И вот они, толкаясь, сбиваются в кучу, выясняют, в чём дело, а затем, недовольные и разочарованные, разбегаются в разные стороны. Увидев всё это, Бао Сы, которую Ю-ван, чтобы развеселить её, взял с собой на стоќрожевую башню, громко расхохоталась. Представьте только себе, как на перекрестках больших дорог смешивались кони и люди, знамена перепутывались, командиры громко кричали, воины галќдели и злились! В одном направлении сошлось несколько отрядов и получился затор, возникли скандалы и столкновения. Неразбериќха была такая, что кони и люди смешались и не могли разойтись друг с другом. И в то же самое время верхом на лошадях прибыли разведчики из пограничных отрядов. Они соорудили площадки на деревьях, спрятались и высматривали оттуда врага. Это действительно было очень смешно, поэтому-то Бао Сы расхохоталась. А глупый правитель, увидев очаровательную, несравненную улыбку красавицы, обрадовался тому, что нашёл способ развлекать её и себя. И потом каждый раз, когда он хотел заставить Бао Сы заќсмеяться, он приказывал зажечь огонь на сигнальной башне. Однако с каждым разом одураченных князей приходило все меньше и меньше, и смех Бао Сы с каждым разом тоже становился менее весёлым. В конце концов наступил такой день, когда человека устроившего эту глупую комедию, постигло жестокое наказание.
   Шэнь-хоу, дядя бывшей жены государя Ю-вана, был очень влиятельным князем. Его чрезвычайно разгневало то, что Ю-ван без всякой причины выгнал жену и неоднократно замышлял убийќство наследника Ицзю. Когда Ю-ван назначил негодяя Шифу из царства Го первым министром, возникло всеобщее недовольство. Шэнь-хоу воспользовался этим и объединил племена западных И, цзэн и собачьих жунов и выступил в поход против Ю-вана. Ю-ван затрепетал от ужаса и поспешно приказал зажечь сигнальные огќни, чтобы вызвать подкрепление. Но ни один воин не пришёл на помощь. Ю-ван, бежавший вместе с Бао Сы на восток, был убит у подножия горы Лишань (в современной провинции Шэньси, на юго-востоке уезда Линьтунсянь), а Бао Сы была захвачена в плен племенем собачьих жунов и отправлена на запад. Остальные князья вместе с Шэнь-хоу поддержали наследника Ицзю и провозгласили его Сыном неба. Его назвали Пин-ван. Чтобы избежать беспокойств со стороны племени собачьих жунов, которое с каждым днём становилось всё могущественнее, Пин-ван перенёс столицу из гоќрода Хаоцзин на восток, в Лои. С того времени государство Чжоу пришло в ещё больший упадок. Название его существовало, но в действительности династия уже погибла".
   (Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. Стр.251-256)
  
  В 713 до н.э. некий Бо-ван, правитель царства Бо, участвовал в битве возле Таншэ против Нингуна, князя удела Цинь, потерпел поражение и бежал к жунам.
  
   "Саки, шаки, - название ираноязычных скотоводческих племён 1-го тысячелетия до н.э. - первых веков н.э. В клинописных надписях, у античных авторов, в китайских хрониках, а также в индийских, тибетских и восточнотуркестанских источниках применялось для обозначения различных племён и народов... Древнеперсидские надписи различали 3 группы сакских племён (локализация их до сих пор остаётся спорной): саки-хаумаварга (амюргии античных авторов), саки-тиграхауда ("с остроконечными шапками") и саки-тьяй-парадарайя ("заморские")".
   (Советская историческая энциклопедия. Том 12. Стр.467)
  
  "Будда - эпитет Сиддхартхи Гаутамы, являющегося, согласно буддийской традиции, основателем буддизма. По буддийским преданиям, Будда жил с 623 по 544 до н.э. или на 60 лет позже. Преданиями ему припысывается рождение в царской семье в роде Готамы (отсюда одно из его имён - Гаутама) из племени шакьев, проживавшем в Северной Индии, недалеко от Непала (отсюда одно из его прозвищ Шакья-Муни - отшельник из племени шакьев)".
   (Советская историческая энциклопедия. Том 2, стр. 790-791)
  
   Будда был родом из племени шакьев, саков-шакьев.
   Саки были ираноязычные, племена ираноязычные.
   Ираноязычными были и скифы, белые скифы,
   среди которых родился Боян, вещий Боян.
  
   "РАННЕСАКСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI века до н.э.). В Семиречье, как и в других частях евразийского пояса степей, раннесакские памятники изучены недостаточно. Они представлены единичными могилами с довольно бедным инвентарем, а также отдельными находками изделий "скифской триады".
   Могилы имеют три разновидности: обычные грунтовые ямы, подбои и каменные ящики... Захоронения различаются также ориентировкой погребённых: на запад, северо-запад и северо-восток...Иногда умершего сопровождало погребение верхового коня в отдельной яме. В могиќлу ставили ритуальную пищу - мясо барана. Инќвентарь погребений беден и однообразен, оружие отсутствует. В могилах находят предметы конской упряжи с характерными стремевидными удилами, пряжками и ворворками. В этот период, особенно к концу его, в Семиречье уже были известны изделия прикладного искусства, выполненные в так называеќмом зверином стиле. В быту население употребляло простые бронзовые ножи, деревянные и костяные гребни. Лепная круглодонная посуда, частично изќготовленная на матерчатом шаблоне, резко отличаќлась по форме и отсутствию орнамента от керамики позднебронзового века. Случайно найденные бронзоќвые и железные акинаки с бабочковидным переќкрестьем, а также наконечники стрел ромбовидной формы со втулкой и некоторые другие изделия по аналогии с раннескифскими относят к раннесакскому периоду. Таким образом, все три компонента знаќменитой "скифской триады" - оружие, уздечный набор, звериньй стиль - уже представлены в культуќре саков Семиречья раннего периода.
   Памятники этого периода встречены в четырёх пунктах Семиречья и Тянь-Шаня... Следует отметить близость культуры саков Семиречья кульќтурам Центрального Казахстана.., Приаралья... и Алтая... Скифо-сакская культура появилась, как считают некоторые археологи.., в сложившихся формах в разных частях Великого пояса степей Евќразии, от Tyвы (Аржан) до Украины (Высокая Могила), почти одновременно, в VIII в. до н.э. Этот процесс сложения культуры ранних кочевников заќхватил, очевидно, Семиречье и Тянь-Шань...
   САКСКИЙ ПЕРИОД (V-III века до н.э.). По сравнению с раннесакским периодом количество археологических памятников сакского времени увеќличилось во много раз, что свидетельствует о значительном росте численности населения края. Почти все основные районы Семиречья и Тянь-Шаня были обжиты саками именно в это время...
   Иссыкская группа объединяет могильники и мноќгочисленные клады, обнаруженные в долинах рек на северном склоне Заилийского Алатау, включая совќременную территорию г. Алма-Ата. Здесь находиќлись один из крупнейших районов сосредоточения сакских племён и важный центр сакской металлурќгии. Именно здесь обнаружено наиболее богатое из всех известных на территории Средней Азии и Казахстана погребение знатного сака в кургане Иссык. Могильник Иссык находится на левом берегу р. Иссык, на северной окраине одноимённого города, в 50 км к востоку от г. Алма-Ата. Это большой моќгильник, вытянутый вдоль реки и состоящий преимуќщественно из крупных, так называемых царских, курганов. Всего их 40. Знаменитый курган Иссык... Размеры кургана (диаметр 60 м, высота 6 м) впечатляют... Погребальная камера... представляет собой пряќмоугольный сруб из пяти рядов бревен... Сверху сруб был перекрыт накатом из брёќвен. На деревянном полу, на матерчатой подстилке, украшенной золотыми бляшками, лежал погребёнќный в богатом парадном одеянии и при полном вооружении... Всего в могиле оказалось около 4 тысяч золотых высокохудожественных изделий. На погребённом был короткий кожаный кафтан, сплошь обшитый фигурными украшениями, а под ним - нательная рубаха, рукава которой были украшены мелкими золотыми бляшками. Поверх кафтана был надет парадный пояс с массивными бляќхами и к нему подвешены железный меч - справа, кинжал - слева. Штаны по швам и сапоги с длинќными голенищами также украшены золотыми бляшќками.
   ...вдоль стен стояли группами глиняные, деревянные, бронзовые и серебряный сосуды... Глиќняные краснолощёные кувшины и круглодонные мисќки с различной профилировкой закраин изготовлены на гончарном круге. Из дерева сделаны прямоугольќные блюда с невысоким бортиком, миски и черпак. Особый интерес вызывает серебряная чаша с надписью из 26 знаков.., которая, ...по всей вероятности, представќляет первую надпись на сакском языке. В кургане был похоронен мужчина 16-18 лет, относящийся к европеоидному типу с примесью монголоидных черт...
   Другой исследованный в Иссыке курган по размеќрам не уступает описанному выше...в нём сохранились бляшки из золотой фольги, два глиняных кувшина и бронзовая курильќница...
   Иссыкские курганы дают наглядное представление о глубоком социальном неравенстве у саков Семиречья. Об этом можно судить по богатству и пышности поќгребального обряда. Сооружение подобных усыпальниц стало возможным в результате накопления огќромных богатств в руках родовой знати... Особенно важное символичеќское значение имел головной убор из кургана Исќсык - сложного устройства, украшенный множестќвом золотых фигурок коней, барсов, горных козлов, птиц и деревьев. Вся эта композиция олицетворяла главное солнечное божество сакского пантеона. Иссыкский вождь - "золотой человек" - в парадном сверкающем облачении и ритуально магическом гоќловном уборе - это солнечный бог-воин...
   Можно думать, что общество саков, возглавляемое "золотым человеком", являлось союзом племён (вроде авестийской "дахью"), раннегосударственным объединением, в котором власть верховного сакрального вождя ещё ограничивалась родовыми учреждениями и не была абсолютной".
   (Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. Стр.76-78)
  
  "64...Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны, плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами. Кроме того, у них были ещё сагарисы - [обоюдоострые] боевые секиры. Это-то племя (оно было, собственно, скифским) называли амиргийскими саками. Персы ведь всех скифов зовут саками".
   (Геродот. История. Книга седьмая. Полигимния)
  
  "4. Саки совершали набеги подобно киммерийцам и трерам: одни набеги более дальние, другие же - на близкое расстояние. Так они захватили Бактриану и завладели лучшей землёй в Армении, которой они оставили название от своего имени - Сакасена..."
   (Эллада. Страбон. География. Книга XI. Глава VIII)
  
  В стране у озера Ван, в Урарту у озера Ван,
  после Русы правил Аргишти, второй именем Аргишти,
  в 714-685 тот правил, до нашей эры правил.
  На него нападали германии, не просто, а индогермании.
  
   "125... Племён персидских много...Вот эти племена, от которых зависят все остальные: персы, пасаргады, марафии, маспии. Из них самые благородные - пасаргады, к которым принадлежит также род Ахеменидов (откуда произошли персидские цари). Другие персидские племена - это панфиалеи, дерусиеи, германии. Все упомянутые племена занимаются земледелием..."
   (Геродот. История. Книга первая. Клио)
  
   Германии были саками, не персами, а саками,
  из Сакасены саками, из Сакасены саксами.
  
  "9. После царя (Ксеркса - Б.П.) взял слово Мардоний: "Владыка,- сказал он,- ты - самый доблестный из всех прежде бывших и из будущих персов. Слова твои прекрасны и совершенно истинны. Особенно же [прекрасно] то, что ты не позволишь издеваться над нами презренным ионянам, живущим в Европе. Действительно, весьма странно, если мы не покараем эллинов, напавших на нас первыми, в то время как саков, индийцев, эфиопов, ассирийцев и множество других народов, которые не причинили нам, персам, никаких обид, мы покорили и поработили только из желания преумножить и расширить нашу державу".
   (Геродот. История. Книга седьмая. Полигимния)
  
  "Германцы древние - обширная группа племён и народов, принадлежавших к индоевропейской семье языков...
   В течение 6-1 веков до н.э. постепенно продвигаясь на юг и запад, германцы заняли территорию между нижним Рейном и Вислой, Дунаем и Балтийским и Северным морями, Южную Скандинавию".
   (Советская историческая энциклопедия. Том 4. Стр.392)
  
  "2...слово Германия - новое и недавно вошедшее в обиход, ибо те, кто первыми переправились через Рейн и прогнали галлов, ныне известные под именем тунгров, тогда прозывались германцами. Таким образом, наименование племени постепенно возобладало и распространилось на весь народ; вначале все из страха обозначали его по имени победителей, а затем, после того как это название укоренилось, он и сам стал называть себя германцами".
   (Рим. Корнелий Тацит. О происхождении германцев)
  
   "17... Из рода Иафетова первым прибыл в Европу Алан с тремя сыновьями, имена коих были: Хессицион, Арменон и Ногве. У Хессициона было четыре сына, а именно: Франк, Роман, Бритт и Аламан. У Арменона было пять сыновей: Гот, Валагот, Гепид, Бургунд и Лангобард. У Ногве было три сына: Вандал, Саксон и Богвар. От Хессициона произошли четыре народа: франки, латины, аламанны и бритты. От Арменона - пять: готы, валаготы, гепиды, бургунды и лангобарды. От Ногве - четыре: богвары, вандалы, саксы и туринги. Эти народы расселились по всей Европе".
   (Британия. Ненний. История бриттов)
  
   "2... существуют различные мнения: согласно одним, саксы берут своё начало от датчан и норманнов, а согласно суждению других, как я слышал в юности от одного человека, говорившего об этом, от греков, либо, как говорят подобные [толкователи], саксы суть остаток Македонского войска, которое, следуя за Александром Великим, вследствие внезапной смерти последнего, рассеялось по всему миру. Впрочем, нет сомнения, что [саксы] были древним и благородным народом, о них говорится в речи Агриппы к иудеям словами Иосифа и утверждается в изречении поэта Лукана".
   (Саксония. Видукинд Корвейский. Деяния саксов. Книга первая)
  
  "2... В древних песнопениях, - а германцам известен только один этот вид повествования о былом и только такие анналы, - славят порождённого землёй бога Туистона".
   (Рим. Корнелий Тацит. О происхождении германцев)
  
   Славят Туистона, бога Туистона.
  
   "Туисто (Tuisto, двойное, двуполое существо...), в древнегерманской мифологии (по Тациту) земнородное божество, сыном которого является Манн, первый человек".
   (Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2. Стр.533)
  
   Туисто - Байцюань, двуполый Байцюань.
  
  "2... Манну они приписывают трёх сыновей, по именам которых обитающие близ Океана прозываются ингевонами, посередине - гермионами, все прочие - истевонами".
   (Рим. Корнелий Тацит. О происхождении германцев)
  
   Сыном Туистона был Манн - Агнаман.
  Потомками Манна или Агнамана ингевоны были близ Океана,
  посередине - гермионы, все прочие - истевоны.
  
   "Все германские народности распадаются на три большие группы: западную, восточную и северную. Западно-германская группа занимает почти всю нынешнюю Германию, Голландию и часть Ютландского полуострова. Народности, входящие в её состав, связаны общим этногоническим преданием: они ведут свой род от бога Tuisco (Tuisto?), y которого был сын Mannus (первый человек), имевший, в свою очередь, трёх сыновей, родоначальников трёх ветвей западно-германской группы: ингевонов, герминонов и истевонов (имена их эпонимов, восстановляемые различно, представляют собой, вероятно, прозвища богов Fro, Zio и Wuotan). Ингевоны живут на берегу Океана (т.е. Немецкого моря); они составляют зерно позднейшей "нижненемецкой" ветви, и в их состав входят, между прочим, фризы (в нынешней северной и средней Голландии и на востоке, за Эмсом), хауки (также на берегу Немецкого моря между Эмсом и нижней Эльбой), саксы (на правом берегу нижней Эльбы), англы (к северу от саксов?). Герминоны занимают среднегерманскую полосу (впоследствии средне и верхненемецкие народы?). В их состав входит могущественное племя свевов (имя которых сохранилось в Швабии), делившееся на много мелких народностей, связанных общим религиозным культом; центр этого культа находился в нынешнем Бранденбурге, где жили свевы-семноны. К свевам принадлежали, между прочим, маркоманы (в Богемии, занятой ими в начале 1 века по Р.Х.) и квады (в нынешней Моравии и северо-западной Венгрии). В состав герминонской группы входят ещё гермундуры, занимавшие обширную область между средним и верхним Майном и средней Эльбой (из них вышли потом тюринги). Наконец, герминонскими же народностями следует, вероятно, считать лангобардов, на левом берегу средней Эльбы, и херусков, от Тевтобургского леса до Гарца. Название истевонов обнимало, вероятно, прирейнских германцев, между которыми следует отметить, как наиболее сильные народности, хаттов (на правом берегу Рейна; предки позднейших гессенцев), убиев (главный город - нынешний Кёльн, древний Ubiorum civitas, с 50 г. по Р.Х. Colonia Agrippinensis) и батавов (на островах, образуемых нижним Рейном); сюда же относятся множество мелких народностей - хамавы, тубанты, тенктеры, сигамбры, бруктеры, ангриварии и т.д. Они все появляются в области нижнего Рейна и вошли впоследствии в состав салийских и рипуарских франков. Восточно-германская группа занимает области между Одером и Вислой, несколько заходя за первую реку на юге и за вторую - на севере. Важнейшими представителями её являются готы (на востоке от нижней Вислы, приблизительно до Немана; они ещё не распались на ост- и вестготов) и ближайшие их родичи - гепиды (около устьев Вислы); на западе от последних - ругии (в нынешней северной Померании), южнее - бургунды (между средней Вислой и Одером, в нынешней Познани); ещё южнее - лугийские народы, к которым принадлежат вандалы в нынешней Силезии. К той же восточной группе принадлежат, вероятно, бастарны (см. выше) и скиры. Северно-германская, или скандинавская, группа (у Плиния - Hilleviones) занимает южные области Скандинавского полуострова (средние и северные заняты ещё финнами), Датские острова и северную Ютландию. В её состав входят гауты (в южной Швеции, ныне Götarike; они ничего общего с материковыми готами не имеют), свеи (севернее гаутов), даны (на Датских островах), герулы (впоследствии выселившиеся на материк) и юты (?). Это расположение германские народы сохраняют до второй половины II века, если не считать незначительных передвижений на запад. Цепь укреплений на прирейнской и придунайской линиях сдерживала германские народности в прежних границах. Но быстрый рост населения заставил, наконец, германцев прорвать эту цепь. Наступательное движение, продолжавшееся до шестого века включительно, носит название великого переселения народов. Успех движения был обеспечен переменами, происшедшими в государственной жизни германцев: вместо множества мелких народностей 1 века мы находим к началу III века в западно-германской группе лишь несколько племенных названий: алеманов - на Майне и среднем Рейне (с 213 г.), франков, на нижнем Рейне (ок. 242 г.), саксов, в более широком значении (в конце III века), тюрингов - на месте древних гермундуров (в начале V века); наконец, последними выступают баювары (баварцы) на среднем Дунае, в конце VI века...
   Как фонетика, так и морфология и лексикон прагерманского языка доказывают принадлежность последнего к индоевропейской семье. Из других ветвей этой семьи наиболее близка к германской ветвь славяно-литовская. Совпадения тут настолько значительны, что привели к гипотезе о едином славяно-германском пранароде и праязыке (она впервые высказана Zeuss'ом, за ним пошли Я. Гримм, Шлейхер и другие)".
   (Россия. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"