Попов Борис Иванович : другие произведения.

Глава 18 Предки Рюрика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    о предках самого Рюрика.

ПРЕДКИ РЮРИКА

  
   Итак мы можем подсчитать, что легендарный князь Рюрик, по крайней мере, шестнадцать раз был прямым предком Анны Петровны Засекиной, двадцать восемь раз - Суздальского князя Бориса Константиновича и двадцать раз по различным материнским линиям - Ивана Палицы. Учитывая, что Анна Петровна, Борис Константинович и Иван Палица, в свою очередь, были прямыми предками упомянутых нами Варвары Сергеевны Пушкарёвой и её мужа Александра Петровича Веденисова, то получается, что Рюрик, как минимум, шестьдесят четыре раза был прямым предком их детей и внуков, хотя сами они никогда Рюриковичами по мужской линии не были. Несомненно, что в России подобных потомков Рюрика по различным материнским линиям насчитывается великое множество. А ведь есть ещё и прямые потомки по мужской линии. Таковых в России тоже немало. В XIX веке было известно 186 княжеских фамилий Рюриковичей и 31 фамилия дворян Рюриковичей. Этот факт заставляет нас более внимательно подойти к разгадке тайны происхождения этого легендарного князя. Ведь тем самым мы разгадываем загадку происхождения прямых предков очень большого числа россиян.
   35. Рюрик (ок.825-879), князь Ладожский в 862-864, Новгородский в 864-879.
   "В лето 6368 (860) имаху дань варязи из замория в чуди, на словенех, на мерех и на всех кривичах. А козаре имаху на поле, и на севере, и на вятичах, имаху по белеи от дыма и по северицы...
   6369 (861). Быша варяги из замория и не даша им дани. Тогда же умре словенский князь Гостомысл и почаша людие сами в себе владети, и не бе в них правды, и восташа род на род, и быша в них усобицы, воевати сами на ся. И реша: "Поищем себе князя, иже бы владел и рядил нами по ряду и по праву".
   "Гостомысл имел четыре сына и три дсчере. Сынове его ово на воинах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дсчери выданы быша суседним князем в жёны... Единою спясчу ему о полудни виде сон, яко из чрева средние дсчере его Умилы произрасте древо велико и плодовито и покры весь град Великий, и от плод же его насысчахуся людие всея земли. Востав же ото сна, призва весчуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: "От сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его".
   "Въ тажъ времена въ Новегороде некий старейшина, именемъ Гостомыслъ, скончаваетъ житие, и созва онъ Владальца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: советъ даю вамъ, да послете въ Прусскую землю мудрые мужи, и призовите Князя отъ тамосущихъ Князей. Онижъ, шедше въ Прусскую землю, обретоша Князя Рюрика, суща отъ роду Римскаго Царя Августа, и молиша его съ посланными всехъ Новоградецъ, дабы шелъ къ нимъ княжит"...
   "6370 (862). Положивше совет, поидоша за море к варягом русь, сице бо тии звахуся варязи русь, яко се друзии зовутся свие, друзии же урмани, ингляне, друзии гути, тако сии. Реша русь, чудь и словяне, и кривичи, и вси: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да поидите у нас княжити и владети".
   И избрашася трие братие варяжстии с роды своими, и пояша себе всю Русь. И приидоша к словеном первое, и утвериша город Ладогу. И седе в Ладоге старейший, Рюрик, а другий, Синеус, седе у нас на Белеозере, а третий Трувор, в Изборску. И от тех варяг прозвася Руская земля Новгород; тии суть людие новогородстии словяне издревле. И по городом княжаху от род их. Сии же пришельцы княжат от рода бо варяжска преж бо беша.
   "6372 (864). Умре Синеус и брат его Трувор, и прия всю власть Рюрик один. И пришед ко Илмерю, и сруби городок над Волховом, и прозва Новгород, седе ту, княжа, раздая волости мужем своим и городы рубити, овому Изборск, овому Ростов, другому Белоозеро, иному Полотск, Смоленск и Муром. И по тем городам находницы суть варязи, а первыи насельницы в Новегороде словяне, в Полоцку кривичи, в Ростове меряне, в Белеозере весь, в Муроме мурома. И теми всеми обладаша Рюрик..."
   "Рюрик по смерти братии облада всею землёю, не имея ни с ким войны. В четвёртое лето княжения его преселися от старого в Новый град великий ко Ильменю, прилежа о росправе земли и правосудии, яко и дед его. И дабы всюду росправа и суд не оскудел, посажа по всем градом князи от варяг и славян, сам же проименовася князь великий... По смерти же отца своего (мужа Умилы - Б.П.) облада варягами, емля дань от них".
   "В старину князьки местами жили. Кто где расширился и овладевал местом, тут и жил. И приехал Юрик-новосёл из северной стороны, из дальней украины, и распоселился жить в Ладоге. Но тут ему место не по люби, и приезжает он в Новгород Великий, и не с голыми рукама, и в союз вступает. И живёт он день ко дню, и неделя к неделе, и год ко году, - и залюбили его новгородцы, что человек он весёлого нраву и хорошего разуму и повышает себя житьём-богатством, а тут и побаиваться стали. Вот зазвонили на суём - в колокол, - и выступает этот Юрик-новосёл: "Что, - говорит, - честное обчество, возьмите меня в совет к себе, и будь я над вами как домовой хозяин. Только можете ли вы за наряд платить мне половину белочьего хвоста?" Сметили и погадали граждане новгородцы и сказали: "Можем и платить будем половину белочьего хвоста"...
   "6377 (869)...Тогда же мнози словяне бегоша от Рюрика из Новагорода во Киев, зане уби Водима, храбра князя словенска, иже не хотяше яко рабы быти варягом".
   "...Аскольд и Рюрик по Днепру ходят и людей наших вызывают на бой... Аскольд не русич, а варяг, и хочет он попрать мощь русскую, но погибнет, делая зло. И Рюрик не русич, потому что он, как лис, рыскал с хитростью в степи и убивал купцов, которые ему доверялись".
   "6383 (875). Родися Рюрику сын, и нарекоша его Игорь".
   "Имел Рюрик неколико жён, но паче всех любляше Ефанду, дочерь князя урманского, и егда та роди сына Ингоря, даде ей обесчаный при море град с Ижарою в вено... Рюрик... бе вельми боля и начат изнемогати; видев же сына Ингоря вельми юна, предаде княжение и сына своего шурину своему Ольгу, варягу сусчу, князю урманскому".
   "6387 (879). Умершу Рюрикови, княжив лет 17, предаде княжение своё Ольгови, от рода ему суща, вдав ему на руце сына своего Игоря, бе бо вельми мал детск".
   "...и поныне помнят этого домового хозяина и в Северной украине, и в Олонецком крае, и в Новгороде".
   Некоторые авторы утверждают что Рюрик - это искажение славянского слова Рарог (Сокол). А это, по их мнению, значит, что Рюрик был не варягом, призванным править в Новгород, а славянином, и поэтому достоин всяческого уважения. В то же время русские летописи упоминают не Рарога, а Рюрика. Древние русские народные предания о князе Юрике-новосёле напоминают нам то, что написано о Рюрике в летописях. Получается, что в народе звали и помнят Рюрика не как Рарога, а как Юрика-Рюрика. Если бы Рюрика звали Рарогом, то тогда бы народ и запомнил его под таким именем, но этого не произошло. Поэтому имя Юрик в преданиях свидетельствует о том, что его действительно называли Рюриком.
   Отдельные современные авторы считают Рюрика простым варягом, безродным бандитом, который совершил насилие над Новгородом и якобы убил всех древних славянских князей во время подавления мятежа против Вадима. Поэтому, по их мнению, Рюрик достоин всяческого порицания. Однако в Иоакимовской летописи прямо написано, что Рюрик ни с кем не воевал. В сагах новгородская земля никогда не называлась славянской, но всегда русской, Рюрик же пришёл туда, как наследник, именно с русью, следовательно имел на эту землю больше прав, чем славянские князья.
   С другой стороны, в русских летописях Рюрик назван не безродным бандитом, а потомком Пруса, брата императора Августа, который правил на берегах Вислы и Немана: "Егда всесильный и единый отъ Троицы Господь нашъ Иисус Христосъ изволи вочеловечитися отъ Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и во время Его святительного на землю пришествия, Августу Цесарю Римскому, обладающу всею вселенною, и раздели вселенную въ содержание братии своей... Братажъ своего Пруса постави въ березехъ Вислы реки, въ градъ Мадборокъ и Турунъ и Хвоиницы и преславный Гданескъ, и иныхъ многихъ градовъ по реку, глаголемую Немонъ, впадшую въ море;и до сего числа по имени его зовется Пруская земля. А отъ Пруса 14 колено Рюрикъ".
   Однако, согласно родословной Августа, императора Рима, у него не было брата Пруса. Известна лишь его сестра Октавия. Историками Рима упоминались Прусии, правители Прусиады, располагавшейся в Малой Азии, но они жили намного раньше Августа, и потому никто среди них не мог быть его братом. Кроме того, вышеназванный Прус был предком Рюрика в четырнадцатом колене, он должен был жить примерно за 14 x (от 25 до 30)=350-420 лет до Рюрика, то есть в пределах 410-530 годов - на несколько веков позже Августа.
   Есть ещё одна версия происхождения Рюрика. В Мекленбурге (Германии) существует легенда, согласно которой, ободриты (поморские славяне) послали трёх своих князей, детей князя Годлава (Годослава), княжить на Русь. Некоторые историки считают, что может быть Рюрик был одним из них. Но, согласно Иоакимовской летописи, Умила, мать Рюрика, была замужем за князем, который правил по соседству к северу от Новгорода. Ободриты же жили далеко от Новгорода, да к тому же в противоположной стороне, на юге.
   В летописях франкских упоминался Рёрик, брат Гериольда, сын Хемминга, вождь датчан во Фрисландии и Южной Ютландии или король нормандский. В 845 он участвовал в походе на Рейн против германцев, затем совершил поход в Англию, где разграбил Лондон. В 850 взял Дуурстед, в 870 он упоминался вновь, когда ездил к сыновьям Карла Великого. В 882 году Фризские владения Рёрика перешли к его племяннику. Некоторые историки считают, что Рёрик и Рюрик - это одно и то же лицо. Однако у датчан нет никаких сведений о пребывании Рёрика на Руси. Во-вторых, его владения были во Фризии, то есть к западу от Дании, а не к востоку. В-третьих, его отец Хемминг умер в 837, а отец Рюрика после 864. Все приведённые факты говорят о том, что Рюрик и Рёрик могли быть разными людьми.
   В Ксантенских анналах в 845 году упоминался ещё один похожий персонаж: Рорик, король вендов и ободритов. Он пришёл к власти сразу после кончины предыдущего вождя - Регинхери, который мог быть его отцом. Регинхери известен тем, что возглавлял варягов во время осады Парижа, поэтому он сам и его сын могли быть варягами, в том числе варягами-русь. Однако Регинхери, как наиболее вероятный отец Рорика, умер в 845, а отец Рюрика, как мы уже отмечали, после 864. Поэтому Рорик не может быть отождествлён с Рюриком.
   Таким образом, история сохранила вполне определённые сведения о Рюрике и его современниках, однако разные измышления на этот счёт продолжают иметь место. Скорее всего, это связано с тем, что восстановлению истины до сих пор мешали идеологические причины. Одни пытались во что бы то ни стало доказать славянство Рюрика, другие - его тождество с датским Рёриком. (продолжение смотрите на сайте http://www.proza.ru/2008/01/04/585)
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"