Попробуем теперь найти предков Тагаро, культурного героя Меланезии и Полинезии, и Тагимасада (Йимы, Тхагьямина), морского бога скифов, а также предков правителей восточных иноземцев, которые, если учесть сходство их культуры с хеттской, скорее всего, имели какое-то отношение к странам, расположенным на берегах Средиземного моря.
Если исходить из тех фактов, что примерно в одно и то же время в бассейне Тихого океана возникли родственные культуры Юаньшань на Тайване, Лапита - в Меланезии, Аньян - в Китае, Айнская - в Японии и Ольмекская - в Центральной Америке, то вероятной причиной появления новых племён с одинаковой культурой в разных концах Тихоокеанского региона могло быть, прежде всего, какое-то значительное событие, произошедшее в то время на Земле. Таким событием, скорее всего, могло быть ужасное Девкалионово бедствие, которое случилось в Средиземном море в 1470 до н.э., когда взорвался остров Санторин.
Деметрий из Каллатиса в своём рассказе об этом событии говорил, что большая часть Лихадских островов и Кенея были затоплены морем. В Орее обрушилась стена, обращённая к морю, и около семисот домов. Большая часть Эхина, Фалар и Гераклеи, что в Трахине, были разрушены, а строения в Фаларах уничтожены до основания. Подобная участь постигла жителей Ламии и Лариссы. Скарфея была сброшена волной до основания. При этом утонуло не менее тысячи семьсот душ. Из них больше половины фронийцев. Затем поднялась тройная волна, одна часть которой понеслась к Тарфе и Фронию, другая часть - к Фермопилам, третья - по равнине до Дафнунта в Фокиде. Многие части Алопы, Киноса и Опунта были повреждены. Эон - крепость над Опунтом - была совершенно разрушена. Часть стены Элатеи - сломана. На острове Аталанта после образования в средней его части расселины в центре возник судоходный канал, и некоторые равнины острова были затоплены. Триера, стоявшая на верфи, была поднята волной и переброшена через стену. Наводнением были уничтожены города Орхомен, Элевсин и Афины.
Однако более всего тогда пострадал остров Крит, где были разрушены не только дома рядовых граждан, но и все огромные дворцы местных правителей, а земля покрылась вулканическим пеплом толщиной от двадцати сантиметров до одного метра. Материковые города пострадали меньше. Более того, их население во время потопа могло уйти в глубь материка. Жители острова Крит сделать этого не могли. Для них оставалось единственное: покинуть остров и искать другую землю, на которой они могли бы восстановить своё былое могущество. Поэтому беженцы, практически одновременно очутившиеся в Центральной Америке, Японии, Китае, на Тайване и в Меланезии, могли с определённой степенью вероятности представлять собой бывших жителей острова Крит, а также других островов Средиземного или Эгейского морей, на которых жили племена Эгейской (Крито-микенской) культуры.
Одним из подтверждений нашему предположению о связи восточных иноземцев с жителями древней Греции и острова Крит может служить и тот факт, что, например, все верховные правители Пилоса на юге Пелопоннеса, крупные землевладельцы на Крите и правители Китая в царстве Инь и Чжоу назывались практически одинаково. В Пилосе их называли ванаками, на Крите - ванатайо, а в Китае - ванами. Подобное сходство названий верховных правителей вряд ли было случайным.
Следует обратить внимание и на тот факт, что на Крите в культовых местах использовались треножники. В китайских преданиях в рассказе о первых правителях тоже упоминались подобные треножники.
Перед 1470 до н.э. на этом острове был расцвет Эгейской культуры. Племена этой культуры, по мнению археологов, жили на Крите с 2100 до н.э. Ими были построены большие города: Кносс, Маллия, Фест, Като-Закро, Агия-Триада (Трипур асуров?) и другие. В каждом из них стояли огромные дворцы со многими залами, имеющими богатые украшения из золота, меди, бронзы, драгоценных камней, слоновой кости и фаянса. В этих дворцах были великолепные ванные комнаты и даже водопровод с канализацией. Кроме дворцов жители острова строили большие порты, красивые храмы и некрополи.
Для Эгейской культуры данный период был характерен также появлением гончарного круга и пиктографического письма. В этом отношении эти племена были родственны палайцам, которые жили в Малой Азии, и миниям. Многое из сказанного здесь об Эгейской культуре действительно нашло своё продолжение и в культуре Аньян. Причём археологи отмечают, что Крит в период 2000-1600 до н.э. вместе с Микенами и Троей образовывал единую культуру. Где Микены - это город на территории Греции в Аргосе, а Троя - город на территории Малой Азии.
Те правители, которые правили до потопа, например, в Аргосе, древним грекам известны. Это были правители пеласгов (людей-птиц):
121. Никтим (ок.1500 до н.э.), царь Аргоса. При нём случился потоп, Девкалионово бедствие. Он остался единственным, кому из сыновей Ликаона удалось спастись. Его современником был Кранай, правитель в Аттике.
Братья:
Меланей, Теспрот, Гелик, Певкетий, Кавкон, Мекистей, Гоплей, Макарей, Македн, Гор, Полих, Аконт, Эвемон, Анкиор, Архебат, Кертерон, Эгеон, Паллант, Эвмон, Канет, Протой, Лин, Коретонт, Менал, Телебой, Фисий, Фасс, Фтий, Ликий, Галифер, Генетор, Буколион, Соклей, Финей, Эвмет, Гарпалей, Портей, Платон, Гемон, Кинет, Леонт, Гарпалик, Герей, Титанай, Мантиней, Клитор, Стимфал и Орхомен. Все они погибли во время потопа вместе с отцом.
Сестра: Каллисто, превращена Зевсом в медведицу. Её сын от Зевса - Аркад. Потомки Аркада жили в городе Тегея, название которого имеет некоторое сходство с именем Тага, основателя правящей династии пеласгов.
122. Ликаон (ок.1525 до н.э.), царь Аргоса. Его современником был Кекропс, правитель Аттики.
123. Пеласг (ок.1550 до н.э.), царь Аргоса. Имя этого правителя позволяет предположить, что он относился к правящей династии пеласгов, происходящей от Тага. Имя Пеласга также напоминает нам имя Пели, основателя древнейшей правящей династии Элама. Его жена Мелибея, дочь Амфиона и Ниобы, дочери Тантала. Их сын Ликаон.
Брат: Аргос II, царь Аргоса. Его жена Исмена, дочь Асопа.
Далее следуют персонажи уже известные нам по материнским родословным Милида:
124. Агенор (ок.1575 до н.э.)
Или Фороней(?), его жена Перимела, дочь Эола, их сын Пеласг.
125. Экбас (ок.1600 до н.э.)
126. Аргос I (ок.1625 до н.э.)
127. Ниоба (ок.1650 до н.э.)
128. Фороней (ок.1675 до н.э.). Согласно преданиям, он дал людям огонь, научил их жить сообществами и пользоваться ремёслами. Эти факты говорят о том, что он являлся культурным героем у местного населения. Сам же он вместе с братом до этого жил, скорее всего, где-то в другом месте, где была более высокоразвитая культура. Как раз в это же время рядом с Аргосом наблюдался расцвет Эгейской культуры на Крите, поэтому не исключена возможность, что до своего прибытия в Аргос Фороней и Эгиалей жили на Крите.
129. Инах (ок.1700 до н.э.). Его именем были названы реки в Аргосе и в Эпире. Поэтому можно предположить, что его родичи жили не только в Аргосе, но и в Эпире. Инах был первым персонажем среди Океанидов в Аргосе. Это ещё раз подтверждает наше предположение о прибытии его с детьми в Аргос откуда-то извне.
Жители Аркадии (пеласги) считали себя потомками внука медведицы. Чуть ранее, чем у пеласгов люди-медведи упоминались и в хеттских текстах. Поэтому можно было бы предположить, что предки жителей Аркадии могли быть в родстве с хеттами. Имя Океан на хеттском языке звучало как Аруна. Поэтому, возможно, Инах был потомком персонажа, которого пеласги называли Тагом, греки - Океаном, хетты - Аруной, а ведийские арии - скорее всего, Варуной. Следует также заметить, что имя Инаха совпадает с названием рода Ин, основанном Бо-и. Отцом последнего был Дае или Тао Гао (ок.2275 до н.э.). Пеласги могли назвать его Тагом. Кроме того, Чжа-ши (ок.2175 до н.э.), потомок Бо-и, действительно создал Страну Птиц, а такой же была и Пеласгия. Поэтому Инах мог быть потомком Чжа-ши, Бо-и и Тао Гао. С другой стороны, археологическая культура царства Шан в Китае совпадает с культурой миниев в Греции и палайцев - в Малой Азии. Следовательно, носители этих культур могли находиться в близком родстве.
В то же время потомками внука медведицы, как мы уже знаем, считали себя и подданные Пуру, сына Тангуна, которые жили ещё дальше, в Корее, и впервые появились там в 2333 до н.э., то есть родичи пеласгов когда-то заселяли не только Европу, Северную Африку, Ближний Восток и Южную Азию, но даже Дальний Восток. Это свидетельствует о весьма тесной взаимосвязи древних народов друг с другом и об их более динамичных перемещениях в пространстве и времени, чем мы могли предполагать ранее. Поэтому Мэн Си мог быть родичем Инаха не только теоретически, но и практически. В Греции и на Крите его могли называть Миносом.
С определением родословной правителей Крита сложнее, чем с родословной правителей Аргоса, ведь все их потомки после Девкалионова бедствия покинули остров, и после них никаких свидетельств о родстве не осталось, если не считать надписей на незнакомом языке, оставшихся на обломках развалин.
В то же время, если судить о родословной правителей Аргоса и учитывая, что у них на протяжении нескольких веков вместе с жителями Крита и Пилосского государства была единая культура, то можно сделать вывод о том, что племена острова Крит до 1470 до н.э. тоже могли относиться к пеласгам, и родословная их правителей тоже могла восходить к Тагу (Океану, Аруне, Варуне) по отцовской или по материнской линиям.
Что касается троянских правителей, то известны лишь те из них, кто жил после 1470 до н.э. Причём все они были родом с Крита. Так Дардан, основатель династии троянских царей, попал в Трою с острова Самофракии, но его отец Зевс ранее жил на острове Крит, а на Самофракии очутился лишь после потопа. Тевкр, царь Мисии и тесть Дардана, переселился в район Трои вместе со своим отцом Скамандром-Ксанфом, который до потопа тоже жил на острове Крит.
Всё это может свидетельствовать о том, что бывшие жители Крита в то время действительно должны были стремиться перебраться с острова в какое-нибудь другое место. Следовательно, Зевс и Скамандр-Ксанф могли быть братьями предков тагаров по несчастью. Не исключена возможность, что они даже могли быть родичами Тагаро.
У Геракла, который относился к династии правителей Микен, согласно преданиям, был сын Телеф, царь Мисии, а по материнской линии - потомок Пеласга. Его сын Эврипил помогал троянцам, но был убит Неоптолем. Потомки Эврипила, то есть жители Мисии, называли себя росами. Вероятно, сами троянцы, которым помогал Эврипил, тоже могли называть себя росами. Ведь предки мисийцев и троянцев когда-то вместе жили на острове Крит.
Какие ещё потомки были у Геракла?
Детьми Геракла от Деяниры стали Гилл, Ктесипп, Глен, Онит. Потомками Гилла и его жены Иолы были: Клеодей, Аристомах, Аристодем, Еврисфен, Эгий, Эхестрат, Леобот, Дорисс, Гегесилай, Архелай, Телекл, Алкамен, Полидор, Еврикрат, Анаксандр, Еврикратид, Леонт, Анаксандрит и Леонид. Последний известен как герой спартанцев в войне с персами.
Другой ветвью, ведущей от Гилла, была родословная царей Спарты: Пританий, Полидект, Евном, Харилай, Никандр, Феопомп, Анаксандрид, Архидам, Анаксилай, Левтихид, Гиппократид, Гегесилай и Менар. Сыном Менара был Левтихид, военачальник и наварх в войне спартанцев с персами.
Сыном Геракла и Омфалы стал Агелай. Потомками Агелая были цари Лидии (Меонии), которые правили в течении пятьсот пяти лет или двадцати двух поколений. Среди них известны: Нин, Агрон, первый царь Сард в Лидии, Атис, Лид, Крез, Мирс и Кандавл.
Из названных царей у Атиса было два сына: Лид и Тиррен. Лид остался в Лидии, а Тиррен основал в Италии страну Тиррению, в которой было двенадцать городов. Отличался Тиррен великим разумом, даже родился седым. Его подданные поддерживали культ Геракла. Римляне называли их этрусками, но сами себя они считали росами. Получается, что Геракл и его сын Авенций, рождённый в Италии, тоже могли быть росами. Однако они жили позже Девкалионова потопа и поэтому не могли быть предками Тагаро и Тагимасада, но могли быть их потомками.
Среди этрусков тоже был известен человек по имени Таг, пророк, который оставил своё учение в книгах, переведённых позднее в стихотворной форме на латинский язык. Наряду с правилами гадания оно содержало сведения о молниях, землетрясениях и чудесах плодородия. Позднее Таг отождествлялся с "подземным Гермесом", считался сыном Гения и внуком Юпитера.
От Геракла происходила и династия царей некоторых скифов, так как сыновьями Геракла якобы являлись Агафирс, Гелон и Скиф, ставшие вождями некоторых скифских племён. Сам Геракл когда-то владел Эрикийской землей на западе Сицилии.
Факты из жизни потомков Геракла свидетельствуют о том, что правители лидийцев, спартанцев, этрусков, сицилийцев, греческих скифов и греческих персов - это всё потомки одного древнего рода, представители которого когда-то жили вместе, а потом разошлись в разные стороны. Некоторые из них сами себя называли росами.
Если перевести знаменитый диск, найденный в городе Фест на Крите и датируемый 1700 до н.э., то есть периодом расцвета Эгейской культуры, то на нём можно прочесть следующие строки:
"Це горсы чеи бе же ни щош. Це горсы нно по чеи. В место ноувыйа ще вы йу още. Мсте. Чве вы посылеше. Мсто. Споры бе же ни щеше. Мсто. Чве вы посылеше. Теси цепойу. Бо йеа щиче нинощи. Ни место вийа. За мощь в бодоще рыйеть. Жое е чедо йо въйеде вчеи. Бодо лапо жое бо понийа. Бо выси быше забоди е мы. Йде вы побо чедо бо, нивы бо. Лепо жощь. Забоди е мы. Чедо е, иза е. Забоди е че шеше. Рысийунийа черые выочи. Никодо де йо, це целеше. Йедиме. Ни йеде бо. Ле же мы. Вы чеи боти. Рысичеи д вы почи, в кодъри шьлемы. Ропо же. Ни бодо ще. Бо йа мы".
Крит. Женщина со змеями. Среднеминойский III период
На основании этого текста можно заключить, что на острове Крит приблизительно в 1700 до н.э. жили какие-то рысичи, изгнанники из некой Рысиюнии. По мнению лингвистов, текст диска не имеет отношения к крито-минойскому письму. Сам диск, по мнению археологов, был изготовлен не на Крите, а в каком-то другом месте. Если исходить из сходства археологических культур, то наиболее близкой к культуре Крита являлась культура хеттов в Малой Азии и Усатовская культура Северного Причерноморья. Поэтому предки росов перед своим появлением на Крите могли жить или в Малой Азии, или в Северном Причерноморье. Этот вывод совпадает с армянскими преданиями о Пайаписе Каалия.
С другой стороны, как мы уже знаем, примерно в 1500 до н.э., а точнее - после Девкалионова бедствия, рысичи появились в долине реки Инд, а вместе с ними и критские бусы, каппадокийские печати. Примеры с этрусками, мисийцами, троянцами и пеласгами говорят нам о том, что рысичи могли быть тождественны росам. В таком случае Тагаро, Тагимасад и их подданные в лице восточных иноземцев тоже могли называть себя росами.
Хотя Тагаро и его близкие после потопа могли покинуть Средиземноморье и отправиться далеко на Восток, но у них остались родичи в Лидии, Мисии, Трое и Этрурии. Теперь становится понятным, почему статуарные оссуарии тохаров в Приаралье были так удивительно похожи на этрусские, ведь и те и другие были изготовлены бывшими соплеменниками, принадлежавшими к одному и тому же племени росов. Также понятно, почему некоторые языковеды сравнивали этрусский язык с туранским.
Этот же факт показывает нам, что мы в своим поисках предков восточных иноземцев, скорее всего, находимся на верном пути и предками будущих жителей долины реки Инд (культура Джхукара), Меланезии и Тайваня (в лице тахуров), страны Чахар (в лице дао-и) и острова Кюсю (в лице цугару), Китая (в лице восточных иноземцев), Минусинской котловины (в лице тагаров), Восточного Туркестана и Приаралья (в лице тохаров) действительно могли быть бывшие жители острова Крит, то есть бывшие росы или рысичи.
Правители Крита всегда назывались владыками морей. Самым знаменитым из них после Девкалионова бедствия был Минос, сын Астерия (Зевса) и Европы. Согласно Диодору, Астерий был сыном Тектама, который вторгся на Крит и женился на дочери Кретея, сына Эола и внука Эллина. Сам Тектам являлся сыном Дора и внуком того же Эллина. Отцом Эллина был Девкалион, очевидец выше указанного потопа. Поэтому все названные предки Миноса жили намного позже 1470 или 1520 до н.э. и из них никто не мог быть предком Тагаро и Тагимасада.
Кто же жил на острове Крит и в Пилосском государстве перед потопом? Среди критских правителей упоминались десять персонажей. Имена известны только у восьми: Перита (он был вторым правителем, а первым, скорее всего, мог быть Радамант), потом правили Кенайо, Изаийо, Ниметийо, Иеретийо, Сукеро, Ануто и Азината. В Пилосском государстве это были Апий, Апикота, Тавесий, Отово, Акито, Кеко, Атано, Апикаразоро, Пако, Акеро и Отавео. Всего одиннадцать басилеев или ванаков, то есть божественных правителей. Все вместе они могли править около двухсот пятидесяти лет, то есть примерно с 1750 до н.э. или именно с того момента, с которого на Крите наблюдался расцвет Эгейской культуры. Вполне возможно, что ванаки или ванатайо относились к какой-то новой династии, основанной именно в это время. Кто был основателем этой династии, учёным пока неизвестно, возможно, это был некто Ван. Учитывая, что у древних греков никогда не было героев с именем на букву "В", возможно, они его знали под именем Ион, например, Гиперион (Великий Ион). Предки финикийцев могли называть его Элиун (Бог Иун). В библейских преданиях был известен Иаван, потомки которого стали греками, жителями Ионии и Финикии. Поэтому первопредком всех ванаков мог быть персонаж, носящий имя Иаван, Гиперион или Элиун.
С другой стороны, согласно сведениям Страбона, Минос подражал в своих деяниях какому-то древнему Радаманту, правителю Крита до Девкалионова бедствия, носившему одно имя с братом Миноса. Возможно, этот Радамант был одним из предков ванаков, а также Тагаро, Дардана и Скамандра.
Прародителем всех скифов, а, также тагаров назывался некий Папай. Его имя встречалось в древней истории народов Евразии всего дважды. Один Папай или Папайос Химерогенес (Пайапис Каалиа) известен как титанид, правитель страны между Понтом и Океаном (Атлантическим), который воевал с Арамом, правителем армян, в Каппадокии. В 1772 до н.э. он потерпел поражение и был изгнан оттуда на остров в Азийском (Средиземном) море.
Другой персонаж по имени Папай известен у хаттов, которые тоже жили в Каппадокии. У них этот персонаж был богиней. Причём она упоминалась в паре с Иштуштайем или Эстаном, богом солнца, то есть она могла быть супругой Эстана.
Далее. Если предки скифов (тагаров) жили на острове Крит, то, скорее всего, Папайос после Каппадокии мог попасть и на Крит. Начало его изгнания на остров совпадает со временем появления на Крите выше указанного Фестского диска и с расцветом на острове Эгейской культуры. Поэтому мы можем предположить, что ранее названный Радамант мог быть каким-то родственником Папайоса.
Согласно преданиям древних греков, Радамант являлся современником Калипсо, дочери Атланта, рядом с которой на острове Огигия (Ирландия) жили феаки. Скорее всего, они были потомками Феа (ок.1775 до н.э.), сына Сру. Поэтому Радамант действительно мог жить после 1775 до н.э., то есть почти в то же время, что и Папайос.
Имя богини Папайи весьма сходно с именем Папы, матери Тагаро, поэтому мы вправе предположить, что они обе могли принадлежать если не к одному и тому же роду, то, по крайней мере, к одному и тому же племени. При этом следует обратить внимание на тот факт, что у кавказцев мать называется папой, а отец - мамой. У индоевропейских народов всё наоборот. Это свидетельствует о том, что, как на культуру хеттов и жителей острова Крита, так и на культуру восточных иноземцев и потомков Тагаро, оказали своё влияние одни и те же племена хаттов. Это и могло привести к появлению в бассейне Тихого океана и в Южной Америке ранее упомянутых кавказоидов.
Теперь ещё раз вспомним о том, что скифы (а может быть и тагары) называли Папайа своим прародителем. Таковым он мог стать лишь в том случае, если бы прибыл в какое-то новое место, установил там свою власть и образовал новую династию. Таковым местом рождения правящей династии предков скифов мог быть остров Крит или страна Пуро, куда он входил.
Косвенным доказательством пребывания Папайа в Пуро является и тот факт, что жители Аркадии считали себя потомками медведя, а ранее люди-медведи упоминались, прежде всего, в хеттских текстах.
Кроме того, надо учесть, что сохранившиеся надписи с именами правителей Крита называют нам такие имена, как Кенайо, Изаийо, Ниметийо, Иеретийо. Кроме того, среди богов Крита были известны Зивийо, Заперитойо и Упойо. Как мы видим, все имена названных персонажей имели такое же окончание, какое имело и имя Папайоса, чего не наблюдалось в других местах. Поэтому носители этих имён могли принадлежать к одному и тому же роду. И, наконец, следует ещё раз обратить внимание на сходство имени Папайоса (Пайаписа) с именем Апия, первого правителя Пилосского государства.
Таким образом, наше длинное морское путешествие из Тихого океана через Индийский океан и Средиземное море привело нас непосредственно в Каппадокию, где жили хетты. Однако этого и следовало ожидать, ведь ещё археологи отмечали поразительное сходство культуры Аньян в Китае с культурой хеттов Малой Азии. Нам теперь ясна причина такого сходства.
Кроме того, не следует забывать и о том, что язык хеттов, прежде всего, похож именно на тохарский. С другой стороны тохарский язык родственен санскриту, само название которого указывает на остров Крит. То есть данные лингвистов также подтверждают возможность перемещения носителей культуры хеттов в Китай через Крит.
Ещё один факт. Тохары имели письменность и использовали письмо брахми. Происхождение его до сих пор не выяснено, но оно такое же слоговое и линейное, как и критское письмо перед 1470 до н.э. Кроме того, некоторые значки этого письма в какой-то мере похожи на финикийское и кипрское письмо, а те, в свою очередь, некоторые лингвисты выводят из критского линейного письма. Всё это является ещё одним основанием для предположения связи тохаров с Критом и хеттами.
Мы должны помнить и о едином хетто-тохарском типе спиральной планировки жилищ. То есть архитектура тоже подтверждает путь некоторых племён из Каппадокии на Крит, а потом на Дальний Восток и в Океанию.
Следует вспомнить и о физическом типе хеттов. По мнению археологов, они относились к светловолосым кавказоидам. Точно такими же, по их мнению, были подданные Тагаро в Полинезии, их потомки в Южной Америке среди племён культуры Котос и восточные иноземцы в Китае. Это ещё раз подтверждает наши предыдущие выводы.
В результате родословная предков Тагаро может принять следующий вид:
122. Тагаро (ок.1475 до н.э.), культурный герой Океании.
Или То Карвуву(?), правитель на Филиппинах.
Или Кирта(?), предок царей Митанни, современник Тагаро. Имя Кирта похоже на название острока Крит. Его имя, если в нём поменять местами слоги, можно представить и в виде Такир, то есть Тагар.
Родня(?): Тевкр, сын Скамандра-Ксанфа, выходца с острова Крит, и нимфы Идеи. Жил во Фригии. Имя Тевкра имеет сходство с именем То Карвуву. Племя тевкров ещё до Троянской войны переправлялось через Босфор и покоряло Фракию, достигая берегов Ионического моря и реки Пеней на юге.
123. Атеа (ок.1500 до н.э.), согласно преданиям народов Океании, был отцом Тагаро и его братьев. Его жена Папа или Фаахоту (Пахота?).
Или Отавео(?), последний ванатай в Пилосском государстве и на острове Крит перед Девкалионовым бедствием.
124.Акеро (ок.1525 до н.э.), ванак в Пилосском государстве и на острове Крит. Его имя напоминает нам имя Тагаро, То Карвуву и Кирты. Его предшественниками в Пилосе и на Крите были ванаки:
125.Пако (ок.1550 до н.э.)
126.Апикаразоро (ок.1575 до н.э.)
127.Атано (ок.1600 до н.э.). Его имя имеет сходство с именем Таны, богини земледелия в Юго-Восточной Азии, а также оно очень похоже на имя Отана, одного из Семи персов, и на имя бога Вотана. При этом следует отметить, что некоторые потомки Атано могли жить в том же Асгарде (Трое), что и Вотан.
128. Кеко (ок.1625 до н.э.)
129. Акито (ок.1650 до н.э.)
130. Отово (ок.1675 до н.э.)
131. Тавесий (ок.1700 до н.э.)
132. Апикота (ок.1725 до н.э.)
133. Апий (ок.1750 до н.э.), первый правитель Пуро.
Или Апий(?), пророк, врачеватель и прорицатель. Однажды пришёл в Аргос и очистил эту страну от чудовищ и всякой скверны. Само государство Пуро могло получить своё название в честь одного из своих первых правителей. Среди тех, кто имел похожее имя, известен только один - Перита. Это был самый первый из известных басилеев Крита. Поэтому именно он и мог стать основателем Пуро.
Отцом Апия греки называли самого Аполлона. На Крите он носил имя: