Попов Борис Иванович : другие произведения.

Глава 64. Восточные иноземцы Китая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  ВОСТОЧНЫЕ ИНОЗЕМЦЫ КИТАЯ
  
   Согласно выводам археологов, Тагарская культура племён Минусинской котловины Южной Сибири имеет особое сходство с культурой Аньян, племена которой жили на востоке Китая недалеко от берегов реки Хуанхэ. Если Тагарская культура каким-то образом также была связана с Китаем, как и культуры Карасукская, Пазырыкская и другие, то, следовательно, причины, вызвавшие её появление на юге Сибири, были те же самые. Они обусловили происхождение синхронных ей культур на Алтае, в Туве, Западной Монголии, Восточном Туркестане и на Памире.
   Племена Тагарской культуры появились в Минусе в VII веке до н.э. Перед этим, как мы уже знаем, в 771 до н.э. в Китае произошёл дворцовый переворот, погиб Ю-ван, правитель из династии Чжоу, столица была перенесена из провинции Шэньси на восток в город Лоян провинции Хэнань. При этом исконные земли князей царства Чжоу были отданы князьям царства Цинь.
   В VIII веке до н.э. вся власть при дворе императора Ю-вана находилась в руках огромного могущественного рода Ин-ши. В течение нескольких поколений ни один человек из этого рода не отделялся, чтобы жить самостоятельно. Даже слуги и рабы, а их было несколько тысяч - все ели вместе с хозяевами в одной кухне.
   Описание особенностей этого рода соответствует тому, что утверждают археологи о носителях археологической культуры Аньян, которые в течение нескольких веков на компактной территории в царстве Инь сумели сохранить свою обособленность. Этого можно было достичь лишь таким способом, к какому прибегали члены рода Ин-ши. Поэтому можно предположить, что этот род мог принадлежать к носителям культуры Аньян, возникшей в 1450 до н.э. В то же время, если он являлся инородным по отношению к чжоусцам, шанам и их родичам в других царствах, то, скорее всего, он относился к восточным иноземцах (Дао-и и Дун-и), с которыми мы уже начали знакомиться ранее.
   Фактически с 1401 до н.э. царство Инь всегда имело двойное название - Шан-Инь. Первая часть этого названия связана с династией Шан, которая находилась у власти в Китае с 1766 до н.э. Вторая часть названия царства появилась в тот момент, когда здесь откуда-то извне возникли носители новой археологической культуры. Поэтому в царстве Шан-Инь, скорее всего, было два отличных друг от друга этноса. Один представлял собой шанов, а второй - каких-то восточных иноземцев.
   Судя по последующим событиям, которые произошли после падения царства Инь, тагары, скорее всего, представляли собой какую-то часть восточных иноземцев в лице рода Ин-ши или других родов, которые были вынуждены покинуть Китай в VIII веке до н.э.
   В качестве доказательства нашего предположения можно привести такие факты. Так, например, число царских курганов у племён Тагарской культуры в Минусинской котловине равно четырнадцати. Точно такое же количество мавзолеев было и в царстве Инь. Из этого следует, что число основных племён как в царстве Инь, так и в Минусе во время проживания там тагаров могло быть равно четырнадцати, и все они из Китая попали в Южную Сибирь.
   Магическое число четырнадцать повторяется и при захоронении верховных правителей племён Пазырыкской культуры на Алтае, которые были современниками и соседями тагаров и их возможными попутчиками в прошлом на пути из Китая в Южную Сибирь. В их могильниках под курганами отмечалось захоронение четырнадцати верховых коней. Вероятно, они были принесены в жертву от разных племён, входящих в единый союз с пазырыкцами. Всё это позволяет нам предполагать некую связь между тагарами и пазырыкцами, с одной стороны, и иньцами и чжоусцами - с другой. При этом, если тагары по своей культуре были ближе к жителям царства Инь, то пазырыкцы - к жителям царства Чжоу.
   Следует обратить внимание и на название древней страны к северу от царства Инь - Чахар (Тшахар). Оно практически совпадает с названием племён тагаров. Согласно китайским документам, здесь могли жить Дун-и, то есть восточные иноземцы, которые когда-то заселяли район поблизости от нынешнего Пекина, а после гибели царства Шан-Инь могли уйти оттуда в Чахар.
   К западу от земли Чахар располагалась страна Ордос, где ранее, по мнению археологов, могли обитать племена Каменноложского этапа Карасукской культуры, очутившиеся в X веке у берегов Енисея в Минусинской котловине.
   Тагары, отделившись от чжоусцев в Минусинской котловине, поначалу могли жить обособленно от них. Однако в V веке до н.э. они оказались под влиянием кочевников Алтая, то есть под влиянием пазырыкцев (потомков чжоусцев), о которых мы говорили выше. Об этом говорит изменение Минусинского "звериного стиля" в искусстве на Алтайский "звериный стиль", некоторые изменения типов погребений, керамики, изделий из металла (ножи, чеканы и другое).
   Конечно, эти изменения не происходили мирно, тагары оказывали сопротивление своим соседям. Об этом свидетельствует рост удельного числа погребений воинов. Так если в VII-VI века до н.э. они составляли 20%, то в VI-V века - уже 50% от числа погребённых. Однако силы были неравны, и они подпали в вассальную зависимость от кочевников. Именно тогда в Минусинской котловине появились царские курганы в урочище Салбык. Их число, как мы уже знаем, было равно четырнадцати. В самом большом кургане - Большой Салбык - о котором мы уже упоминали, было захоронено семь правителей, то есть представители семи поколений.
   Часть тагаров тогда могла уйти в Туву, где в это же время наблюдался неожиданный рост численности населения, увеличение числа захоронений со срубами, которые были свойственны тагарам, и другое. Те же тагары, которые не смогли уйти из Минусинской котловины, могли остаться под властью кочевников. При этом на Алтае, по мнению археологов, в период с V века до н.э. наблюдался расцвет развития культуры и искусства, вероятно связанный с покорением соседних народов, в том числе и тагаров.
   Теперь попробуем проверить возможность наших предположений о родстве тагаров и восточных иноземцев с точки зрения археологии и этнографии. Для этого нам необходимо попробовать рассмотреть всё, что было известно о царстве Инь.
   В древней китайской истории есть сведения о том, что царство Инь возникло после того, как правитель шанов по имени Пань Гэн в 1401 до н.э. привёл своих подданных в район Аньяна, построил здесь столицу Инь и основал новую династию - Инь. При этом он считался одновременно продолжателем династии Шан.
   Таким образом, какая-то часть подданных царства Инь представляла собой шанов, которые до этого были подданными царства Шан. Китайские предания сообщают нам о том, что шаны были скотоводами и ранее много раз меняли место расположения своей столицы. Примерно в XIX веке до н.э. шаны, возглавляемые Шан Цзявэем, перешли реку Хуанхэ, пошли на север к Ордосу в район нынешнего уезда Хусянь провинции Шэньси и полностью разгромили местное княжество Юи или Юху.
   По сведениям археологов, именно в этот период в Китае начинают развиваться луншаноидные археологические культуры Чжэнчжоу, Эрлитоу и Эрлиган. Они характеризуются не только разведением крупного рогатого скота, овец, коз, выращиванием пшеницы, ячменя, сорго, изготовлением чёрно-серой лощеной керамики, триподов типа ли, гончарного круга, скапулимантии (гадания на лопатках баранов), характерных для культуры Луншань, но и появлением некоторых элементов будущей бронзовой культуры Аньян.
  Чёрно-серая лощёная керамика шанов, по мнению археологов, напоминает подобную же керамику Северного Ирана и других районов Западной Азии. Непосредственными предшественниками шанов, скорее всего, являлись племена Восточного Туркестана, для которых характерны те же керамические триподы типа ли и гадательные кости. Вероятно, оттуда и пришли племена шанов.
   Что касается княжества Юи, где последним правителем был Мянь-чэнь, то у его народа скота было мало, зато много было зерна и красивых шёлковых тканей. Эти факты свидетельствуют о том, что население княжества Юи было не скотоводческим, а осёдлым, земледельческим.
   Если сверять эти факты с данными археологов, то, скорее всего, в Юи жили племена культуры Яншао. Для них была характерна расписная керамика, подобная Трипольской на Днепре и Анау на юге Туркмении. Часто они изображали орла, сидящего на спине козла. Это роднит данные племена с жителями Элама времен культуры Сузы I (конец IV тысячелетия до н.э.).
   Племена культуры Яншао занимались подсечно-огневым земледелием, выращивали просо, разводили свиней и собак, производили изделия из шлифованного камня и кости, жили в полуземлянках и домах площадью до 60 кв.м., крытых соломой. Богатые дома имели черепичные крыши. Отдельные жилища группировались в посёлки площадью до двадцати четырёх гектар. Учёные до сих пор пока не могут объяснить, каким образом эта культура, родственная Анау и Трипольской, проникла в Китай.
   Последующий процесс смены культуры расписной керамики на чёрную лощеную был замечен не только в Китае, но ранее также в Западной Азии и в северо-восточных окраинах ближневосточной зоны.
  С другой стороны, царство Инь включала в себя ещё один этнос, который и стал основой археологической культуры Аньян. Благодаря ему в 1450 до н.э. в Китае возникает высокоразвитая бронзовая культура, которая при этом занимала очень компактную территорию у берегов реки Хуанхэ в провинции Хэнань в районе нынешнего города Аньян. Причём эта культура не имела местных генетических корней и по многим признакам резко отличалась от всех предыдущих неолитических культур Китая.
   Что было характерно для этой культуры? По расовым признакам её представители отличались от местных аборигенов по всем семи основным измерениям черепа. Их черепной указатель был равен 77,0 (у новгородских славян почти такой же 77,2). Похожий указатель в Южной Сибири имели лишь атипичные карасукцы - 78,3 и тагары - 75,9, то есть граждане царства Инь занимали среднее положение, но так и должно было быть, если они представляли собой смешение шанов (атипичных карасукцев) и тагаров.
   С появлением восточных иноземцев в Китае стали разводить лошадей, причём скаковых, установили культ лошадей. Подобный культ ранее был отмечен только в Стране хеттов и в Митанни, где жили выходцы с острова Крит. Появились колесо, спицы, бронзовые втулки, быстроходные колесницы. Как известно, самая первая в мире колесница появилась в Малой Азии ещё в III тысячелетии до н.э. Начались пышные захоронения лошадей вместе с людьми. Подобные захоронения ранее были известны у хеттов. В наследовании власти правители династии Инь использовали такой порядок, при котором власть переходила от старшего брата к младшему, а не от отца к сыну. Подобный порядок тоже ранее существовал у хеттов.
   Иноземцы сеяли просо, сорго, ячмень, рис, гаолян, пекли хлеб. Имели колодезные поля, рыли длинные каналы. Из бронзы они изготавливали топоры, вилы, лопаты. Всё это напоминает нам хозяйство тагаров Минусы. Следует обратить внимание и на такой слой населения Китая, как бинькэ или гости, то есть свободные наёмные дружинники у феодалов. Такие же служивые были и на Руси и назывались они точно также.
   Именно с появлением иноземцев в Китае начинается бронзовый век. Их предшественники имели лишь редкие изделия кованой меди. Иноземцы первыми в Китае стали изготавливать бронзовые кельты, кинжалы, наконечники копий, особое бронзовое ярмо. От восточных иноземцев китайцы научились технике плавки железа. Сам иероглиф, обозначающий железо, содержит в себе иероглиф, обозначающий этих иноземцев.
   Иноземцы первыми в Китае применили звериный стиль искусства, причём не только в бронзе, но и в резьбе по камню: яшме, мрамору, используя шумерские прототипы. Впоследствии этот стиль распространился от Южной Сибири вплоть до Чёрного моря. После появления иноземцев в Китае возникла цивилизация городского типа, началось строительство домов-дворцов, мавзолеев, городских стен, осуществление богатых захоронений в гробницах с сопогребением большого числа лиц. Подобные погребения ранее были известны далеко на западе, например, в Уре.
   Иноземцы первыми в Китае стали применять календарь. Причём он был в точности похож на халдейский, а астрологический календарь - на вавилонский. Иноземцы были первыми, кто в Китае стал широко использовать письменность. Это была иероглифическая письменность, схожая с протоиндийскими, египетскими, шумерскими, хеттскими и критскими иероглифами. Причём сразу же появились книги и каноны. Что касается самого китайского языка, то в нём, кроме древнегерманских слов, можно, как доказывают некоторые лингвисты, найти ещё и слова халдеев и следы санскрита.
   Особое внимание следует обратить на тот факт, что китайская пятитоновая музыкальная система имеет сходство, прежде всего, с пентатоникой русских народных песен. Подобная музыкальная система встречается также и у шотландских горцев.
   Археологам известны два этапа развития культуры Аньян: ранний в Чжэнчжоу, Эрлитоу и поздний - в Аньяне. Ранний этап в Чжэнчжоу характерен тем, что напоминает предыдущую археологическую культуру Луншань, то есть культуру лощёной чёрно-серой керамики и скотоводства. В нём нет ещё бронзы, но появилась иньская круглодонная керамика. Вероятно, здесь жили не восточные иноземцы, а шаны-скотоводы.
   Ранний этап в Эрлитоу характерен наличием небольших изделий из бронзы, новым методом (метод хан-ту) строительства зданий, в том числе больших с колоннами, необычной керамикой (тетраподы дин и пань, триподы цзя, горшок-паровик цзэн) с изображением драконов и монстров, но сохранившей луншаньские прототипы. Вероятно здесь тоже жили шаны, но они уже начали заниматься теми ремёслами, которые переняли у иноземцев.
   Ранний этап в Эрлигане характерен развитой керамической индустрией тагарского типа и бронзовыми изделиями, в том числе сосудами, боевыми топорами и чеканами. Поздний этап в Аньяне характерен резкими изменениями в культуре, о которых шла речь выше. Вероятно здесь жили уже не шаны (бывшие луншаньцы), а восточные иноземцы И, представляющие иной этнос.
   По мнению некоторых синологов, шаны (луншаньцы) также, как и чжоусцы, имели культуру, схожую с культурой андроновцев, которые появились в районе Арала почти в то же самое время, что и племена культуры Луншань в Китае. Поэтому можно предположить, что общими предками шанов, чжоусцев и андроновцев могли быть одни и те же племена, которые, судя по векторам движения племён, жили где-то в Средней Азии.
   В самых древних китайских преданиях упоминается древняя страна Западное Чжоу, где жили родичи китайского, то есть Восточного Чжоу. Поэтому можно предположить, что Западное Чжоу образовали племена андроновцев.
   Сходную с андроновской культуру имели, как уже отмечалось, и племена Срубной культуры (черепной указатель 73,4 как у правителей Шан-Инь), проживавшие вначале между Волгой и рекой Урал, а потом у берегов Чёрного моря. А вот восточные иноземцы, если судить по выше приведённым особенностям их культуры, каким-то образом больше были связаны с хеттами. Впоследствии после разгрома царства Инь преемники иноземцев в царстве Чжоу не смогли сразу продолжить традиции высокохудожественного бронзового литья.
   Все перечисленные факты, с одной стороны, показывают нам роль восточных иноземцев в истории развития Китая, в совершении культурной революции бронзового века. С другой стороны, мы видим и слагаемые их культуры, заимствованные, скорее всего, у хеттов, халдеев и других народов далеко на западе. В-третьих, нужно отметить близость восточных иноземцев и шанов к тем народам, которые впоследствии пришли в Западную Монголию, Туву и в Минусу. Как мы убедились ранее, у них совпадало очень многое: расовые признаки, "звериный стиль" в искусстве, письменность, названия, имена и другое. При этом тагары Минусы, в первую очередь как земледельцы, скорее всего, были потомками непосредственно восточных иноземцев И, а не скотоводов шанов или чжоусцев.
   Вероятно, шаны и восточные иноземцы отличались не только своей культурой, физическим типом, но и языком. Если шаны и чжоусцы, а впоследствии и саки могли говорить на языке близком к древнегерманскому, то племена, которые относились непосредственно к восточным иноземцам и тагарам, могли говорить на другом языке.
   В китайских исторических документах похожее с тагарами название имели племена тухоло, во II веке до н.э. пришедшие в Казахстан и Среднюю Азию с северо-востока, то есть, возможно, из Минусинской котловины, где жили тагары. По мнению лингвистов, они говорили на двух диалектах. Один имел сходство с литовским и хеттским, другой - с санскритом. Поэтому восточные иноземцы, возможно, тоже говорили на одном из этих диалектов.
   Вместе с тем в период царства Шан-Инь племена с названием тухоло или с другим подобным названием никогда не упоминались. Вероятно, они носили другое название. Чтобы определить это название, вспомним о том, что восточные иноземцы, скорее всего, попали в царство Шан-Инь со стороны моря. Во время правления династии Шан-Инь такие племена в Китае действительно были известны. Их называли Восточные И, то есть Восточные иноземцы (Дун-и) или иноземцы с острова (Дао-и).
   Согласно китайским источникам, Ди Синь (ок.1230 до н.э.), правитель из династии Инь, якобы окончательно покорил племена восточных И. Другой правитель из династии Инь по имени У-и был известен тем, что при нём начался упадок царства Инь, а Восточные И всё более усиливались, переселились в Хуай и Дай и постепенно заселили срединные земли, то есть Китай. Здесь Хуай - это земли между реками Янцзы и Хуанхэ, а Дай - земли между Пекином и Датуньфу, расположенные по соседству со страной Чахар.
   Получается, что во время царствования правителей династии Инь действительно откуда-то с востока в Китай проникали племена И, которые, скорее всего, и могли быть носителями археологической культуры Аньян, так как никаких других подобных племён китайские источники не упоминают. Причём часть этих племён могла двигаться в Китай с какого-то острова, расположенного поблизости от устья реки Янцзы, в которую впадает река Хуайхэ (не путать с Хуанхэ). Такими ближайшими островами являются Кюсю (Япония) и Тайвань.
   Восточных И называли также южными тунгусами. Согласно древней китайской истории, они проживали на территории страны Чаосянь в Корее ещё перед 2200 до н.э. и тогда же ходили водным путём в столицу Китая для торговли и политических сношений. Как раз именно на эту территорию в конце XII века до н.э. и ушёл Кый-чжа из царства Шан-Инь и создал страну Чаосянь. Его потомок Чжунь, который упоминался в 206-202 до н.э., потерпел поражение от китайцев и вместе со своими людьми, а это были потомки шанов, бежал из Кореи в Японию, где победил местных маханьцев и основал своё владение в стране Хань.
   В то же время островные племена И вряд ли могли быть тунгусами, так как они заселяли Китай далеко к югу от Чаосяни. Скорее всего, они принадлежали к какому-то иному этносу, связанному с хеттами и Месопотамией.
   С другой стороны, в Корее был известен Дом Бо-цзи. Его первопредок и основатель происходил из восточных иноземцев. При этом остров Тайвань (Тхайвань) находился в зависимости от этого Дома. Это может свидетельствовать о том, что между Кореей и Тайванем, южными тунгусами и островными племенами И могла существовать какая-то тесная родственная связь. К сожалению других сведений о племенах И в Китае пока не найдено, поэтому факты об их происхождении следует искать в другом месте.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"