Попов Борис Иванович : другие произведения.

Глава 57. Боруссы, Урал и Сибирь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  БОРУССЫ, УРАЛ И СИБИРЬ
  
   Вернёмся теперь к вопросу определения предков Кишека, вождя боруссов. В I-II веках н.э., как упоминал Птолемей, они вместе со своими соплеменниками находились на самом востоке Сарматии у Рипейских (Уральских) гор. Получается, что боруссы до своего прихода к Днепру, по крайней мере, двести лет жили у этих гор, и Кишек мог быть их последним вождём на той земле. Это утверждение Птолемея подтверждается некоторыми данными археологов. Так "клиновидные кресты" на накладках уздечных ремней из конских захоронений боруссов на юге Балтики имеют сходство, прежде всего, с раннемадьярскими древностями, а, как известно, мадьяры в IX веке пришли в Западную Европу с территории Башкирии, то есть с Урала, где как раз и жили когда-то боруссы. К сожалению, других упоминаний непосредственно о боруссах у историков того времени нет, и поэтому след их предков теряется в глубине веков. В то же время для восстановления их предыдущей истории мы можем воспользоваться последними данными археологии.
   По сведениям археологов первые сарматы, которые откуда-то с востока пришли к берегам Чёрного моря, а это были савроматы, имели культуру и физический тип сходный с племенами алтайско-саянских кочевников пазырыкского этапа. Это позволяет отождествить савроматов с пазырыкцами. В то же время сарматские памятники Южного Приуралья, где во II веке н.э. жили боруссы, имели много аналогий с племенами кочевников Алтая более позднего - шиверского этапа. Поэтому шиверцев можно отождествить с теми сарматами, которые жили по соседству с боруссами. По аналогии мы можем также предположить, что боруссы когда-то тоже могли жить на Алтае рядом с пазырыкцами и шиверцами. Причём здесь они также могли соседствовать с ними с восточной стороны.
   Племена кочевников пазырыкского этапа жили на Алтае в V-III веках до н.э. Они вели подвижный образ жизни. Для них были свойственны погребения с курганами над могилами. Причём в могилах вместе с человеком они хоронили и верховых коней. Известны царские захоронения пазырыкцев, в которых погребалось по четырнадцать верховых коней. Их число, скорее всего, соответствовало числу племён, подчинённых усопшему правителю.
   На рубеже III и II веков до н.э., когда савроматы (пазырыкцы) пришли к Днепру и Бугу, они легко справились со скифами, применяя тяжёлую кавалерию. Их правителем в то время был царь Сайтафарн из племени саев. Среди других племён савроматов упоминались фиссаматы и савдараты. В 179 до н.э. у савроматов царствовал Гатал, а после его смерти - его жена Амага.
   В последующем среди сарматских племён назывались языги, роксаланы, сираки и аорсы. Последние жили на Нижней Волге. Среди правителей роксалан упоминался царь Тасий, который в конце II века до н.э. помогал скифскому царю Палаку, сыну Скилура, воевать против Херсонеса. Царём у сираков был Абеак, который жил в столице Успу. У аорсов одним из царей был Спадин. Затем появились аланы. Их тоже относили к сарматам. По мнению Аммиана Марцелина, они являлись потомками массагетов.
   К северу от пазырыкцев на Оби в районе Бийска и Барнаула в VII-I веках до н.э. проживали племена Большереченской археологической культуры, в отличие от пазырыкцев живущие не в кибитках и юртах, а ведущие осёдлый образ жизни и занимающиеся пастушеско-земледельческим хозяйством. Их поселения включали в себя землянки и полуземлянки площадью до 200 кв.м. и более. Они изготавливали бронзовые топоры-кельты, ножи, стрелы. На юге эти племена были вынуждены постоянно обороняться от набегов пазырыкцев.
   По сведениям китайцев в 201 до н.э. племена хунну впервые совершили военный поход в Саяны. Это событие сильно повлияло на дальнейшую жизнь большереченцев, так как их соседи на востоке, а это были племена Тагарской археологической культуры, обитавшие в Минусинской котловине, бежали от хунну на запад в Томское Приобье, бассейн реки Чулым и к большереченцам. Именно этот период в жизни большереченцев отмечался изготовлением железных кинжалов и боевых чеканов, которые ранее были известны у тагаров. Не без влияния последних во II веке до н.э. неожиданно в лучшую сторону изменились и отношения большереченцев со своими южными соседями-скотоводами. В результате повысилось благосостояние осёдлого населения, а мужчин стали хоронить, как и у кочевников, вместе с верховым конём. Правда к тому времени изменения произошли и у южан: племена Пазырыкской культуры ушли на запад, а на их место пришли новые племена, относящиеся к Шиверской культуре.
   Захоронения с конём, как мы уже отмечали, появились на юге Балтийского моря в середине V века н.э., то есть в период возможного прихода туда боруссов. Эта особенность позволяет нам предположить родство боруссов именно с племенами Большереченской культуры, которые, с одной стороны, тоже, как и боруссы, не были кочевниками, а с другой стороны, жили по соседству с сарматами к северо-востоку от них и совершали захоронения с верховым конём. По сведениям антропологов в указанный период у большереченцев изменились и расовые черты. Они значительно приблизились к тагарским.
   Коренные большереченцы были потомками племён Ирменской культуры, которые жили на той же территории в X-VIII веках до н.э. Ирменцы занимались скотоводством и земледелием. Стадо у них включало в себя крупный и мелкий рогатый скот, а также лошадей. Их удельный вес в стаде занимал соответственно 47, 41 и 12 процентов. В качестве жилищ использовались землянки площадью 100-150 кв.м. Они имели пирамидальную конструкцию стен с земляной кровлей. Грани пирамиды были выложены из бревен, уложенных друг на друга вдоль стен землянки. Для погребений ирменцев были характерны мелкие могилы под курганами с дёрновым покрытием, с трупоположением на правом боку и трупосожжением.
   По мнению археологов, сложение Ирменской культуры было результатом воздействия на местное андроновское и андроноидное население носителей Карасукской культурной традиции, которые пришли в Верхнее и Томское Приобье из Минусинской котловины ещё раньше. Родственные Ирмену культуры были обнаружены также в Красном Яре и Еловке. При этом антропологи отмечают сильное отличие расовых признаков большереченцев от всех иных племён Минусинской котловины за исключением карасукцев. Это позволяет говорить о преемственности на раннем этапе большереченского и ирменского этноса карасукскому.
   Что касается племён Позднеирменской культуры, то они в VIII-VII веках до н.э. проживали к западу от большереченцев в Барабе на реке Омь. Затем они были ассимилированы племенами Саргатской культуры, которая продолжала традиции домостроительства ирменцев и существовала до I-II веков н.э., а потом исчезла в неизвестном направлении вместе с остальными племенами Саргатской культуры, проживавшими до III века н.э. к западу вплоть до Урала. По мнению специалистов, саргаты, скорее всего, представляли собой угров. Возможно, в последующем на территории нынешней Башкирии они образовали Великую Венгрию, о которой шла речь в одной из предыдущих глав. В этом случае вождями племён саргатской культуры могли быть ранее упомянутые:
  77. Тогора (ок.150 до н.э.), его имя совпадает с названием Тагарской археологической культуры. Это говорит о том, что сам он мог происходить из племени тагаров.
  ...
  97. Билер (ок.650 до н.э.)
  98. Кеар (ок.675 до н.э.)
  99. Каве (ок.700 до н.э.)
  100. Калед (ок.725 до н.э.)
  101. Дама (ок.750 до н.э.)
  102. Бор (ок.775), патриарх венгров (саргатов?). Его жена Лю-сзи, дочь Ю-вана, правителя царства Чжоу в 781-771 до н.э.
   Боруссы, как поздние большереченцы, представляли собой смесь нескольких этносов одновременно: андроновского, карасукского и тагарского со значительным преобладанием последнего. Следует обратить внимание на название Ирменской культуры. То ли случайно, то ли нет, но оно совпадает с именем Ирмера, предка Славена, упоминаемого в Велесовой книге.
   Рассмотрим теперь каждый этнос отдельно. Андроновцы жили в Верхнем и Томском Приобье в XIII-X веках до н.э. В их погребениях практически полностью отсутствует оружие, поэтому можно предположить, что они пришли сюда без столкновений с местным населением, которое тогда представляли племена Самуськинской археологической культуры. Скорее всего, самуськинцы ранее покинули эти места и ушли на север в тайгу.
   Андроновцы использовали тягловую лошадь, занимались примитивным земледелием, изготавливали литые изделия из бронзы. В качестве таких у них впервые появились сейминско-турбинские копья и кельты. Их жилищами были землянки площадью до 250 кв.м. Вокруг могил они устраивали круглые ограды. При захоронении применяли как трупоположение, так и сожжение.
   Андроновцы имели долихокранные черепа, средний рост, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, белый цвет кожи с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос выдающийся вперёд, прямой, часто орлиный, светлые глаза. В этом отношении они больше были похожи на германцев.
   В Европе родственной для Андроновской культурой считается синхронная ей Срубная культура, племена которой обитали почти там же, где и племена Древнеямной культуры, то есть между Волгой и Днепром, но позже. Впоследствии племена Срубной культуры были вытеснены из Северного Причерноморья племенами Катакомбной культуры.
   Карасукские племена обитали в Минусинской котловине с XIII века до н.э. В это время У Дин (1324-1265 до н.э.), правитель царства Шан-Инь в Китае, совершал множество походов в соседние земли против жунов и Ди. Причём их культура сформировалась в очень короткий срок. Она имела десять локальных групп. Эти факты говорят о том, что в Минусинскую котловину откуда-то извне пришли неизвестные дотоле племена, и их число могло быть равно десяти. Кроме Минусы они расселились также и на территории Кемеровской области. Численность карасукцев была в несколько раз больше, чем численность андроновцев, и они вскоре заселили всю территорию котловины.
   С появлением карасукцев, особенно на более позднем, каменноложском этапе, возникшем около Х века до н.э., в истории развития Сибири, Монголии и Казахстана начинается новый качественный период. Он связан с тем, что именно каменноложцы впервые начали использовать верховую лошадь, а также подняли технологию литья из бронзы на очень высокий уровень. Они использовали двухстворчатые формы, виртуозную технику, присадки мышьяка и олова. Поражают их медные рудники. Например, только в Джезгазгане по подсчётам специалистов было добыто около миллиона тонн медной руды. Металлические изделия каменноложцев быстро распространились вплоть до Поволжья. Именно у них впервые появилось новое оружие - копьё. Для их керамики были характерны такие геометрические узоры, которые потом встречались в Дандыбае (Центральном Казахстане) и Северном Тагискене (Приаралье).
   Карасукцы в основном занимались скотоводством, в их стаде на первом месте был крупный рогатый скот, потом овцы и лошади. Начали они заниматься и земледелием, поэтому они имели не только временные, но и постоянные поселения и жилища в виде землянок площадью 150-160 кв.м. Погребения они производили в каменных ящиках. Их могильники имели до тысячи могил.
   В отличие от ранних карасукцев для каменноложцев были характерны новые типы ножей и кинжалов, сходные с китайскими в Аньяне (Восток Китая). Отмечаются широкие культурные связи каменноложцев с Забайкальем вплоть до Якутска, а также с Монголией, Ордосом (Север Китая) и Аньяном. По мнению археологов, предки карасукцев могли прийти в Минусу с юга, а именно: из Ордоса, с берегов реки Хуанхэ, где они проживали ещё в середине II тысячелетия до н.э.
   На Северном Алтае в верховьях Оби, Бие и Катуни особняком существовала ещё одна карасукская культура. Для неё было характерно отсутствие каменных ящиков в погребениях и сильное влияние андроновцев. Позднее на её основе могла образоваться Ирменская культура, о которой мы говорили выше.
   По расовым признакам карасукцев можно было разделить на два вида: классических и атипичных. Первые были брахиоидными европеоидами (черепной указатель 82,4) памиро-ферганского типа с некоторыми признаками монголоидности. По мнению Л.Н.Гумилёва, китайцы называли их по имени Ди. Для них они были "рыжеволосыми дьяволами".
   Скифов тоже называли рыжими, они были голубоглазыми, но имели иное строение черепа. В этом случае остается предположить, что их предками были не классические, а атипичные карасукцы. Это подтверждается также тем, что у скифов были такие же, как и у карасукцев, огромные курганы, достигающие в диаметре 350 метров. На их вершинах устанавливались вертикальные каменные изваяния. Под курганами устраивались могилы в виде срубов, катакомб, каменных камер. Отдельные катакомбы достигали глубины четырнадцати метров.
   Кроме того, скифы имели похожие поселения, оружие (копья, ножи и кинжалы карасукского типа, топоры-секиры, клевцы), повозки на двух или четырёх колесах со спицами, верховых коней, звериный стиль в искусстве, лощёную карасукскую чёрно-серую посуду.
   Атипичные карасукцы тоже были европеоидами, но имели мезокранные черепа смешанного типа (черепной указатель 78,3). Подобное строение черепа позднее встречалось у новгородских (черепной указатель 77,2) и поморских славян (боруссов).
   Атипичные карасукцы появились лишь в позднекарасукское время, то есть на каменноложском этапе. Высказывается мнение, что это могло произойти под влиянием предков тагаров, которые уже тогда появились в Минусе. Указывают и на возможность возвращения из северной тайги в Минусу ранее вытесненных отсюда племён Афанасьевской культуры. Однако их численность была очень мала в сравнении с карасукцами и не могла оказать на них сколько-нибудь заметного влияния. Поэтому вероятнее первое предположение. Позднее здесь жили и брахиоидные тагары. Возможно, это были потомки карасукцев, оставшиеся в Минусе после ухода их основной массы куда-то на запад перед VII веком до н.э.
   Что касается племён собственно Тагарской культуры, то они проживали в Минусе в VII-III веках до н.э. Лишь в 201 до н.э. они были вынуждены уйти отсюда на запад, спасаясь от хунну. Известны их поселения также и на территории Кемеровской области на границе с большереченцами.
   С их появлением в Минусе наблюдается резкий переход керамической посуды с круглодонной посуды кочевников на плоскодонную посуду земледельцев, а первобытных бронзовых изделий - на изделия высокого художественного качества. Некоторые из них идентичны архаичным скифским, которые в то же самое время наблюдались в Северном Причерноморье. Это позволяет предположить некоторое родство архаичных скифов и тагаров, которые хотя и жили очень далеко друг от друга, но вероятно когда-то были соседями.
   Для тагаров характерны временные оборонительные убежища диаметром до двухсот метров и неукреплённые постоянные посёлки площадью до девяти гектар. Причём убежища они стали строить лишь на последнем этапе, вероятно потому, что им приходилось обороняться от набегов таштыкских племён, двигающихся на них с востока.
   В качестве жилищ использовались землянки, полуземлянки и наземные жилища площадью около 40 кв.м. Последние строились из камня и глины. Существовали и рубленные бревенчатые дома с четырёхскатной крышей, крытые соломой по способу среднерусских изб. Иногда встречались и юрты, схожие со скифскими и сарматскими. Это говорит о том, что тогда в Минусе жили, по крайней мере, два различных этноса.
   Видное место в хозяйстве тагаров занимало земледелие. Причём обработанная земля не разделялась на мелкие куски, а образовывало единое поле. Это говорит о высокой степени коллективности ведения хозяйства и отсутствии частной собственности на землю. Для обработки земли применялись мотыги и кельты. Земля сбивалась в узкие грядки, орошаемые водой. Для орошения пашень, грядок, лугов и для водопоя скота использовались каналы, достигающие длины 15-20 километров. Для их устройства производились очень большие объёмы земляных работ. Местами приходилось устраивать каналы в скале, выламывая камень в одних местах и строя подпорные стенки - в других. Для такого грандиозного строительства должны были объединяться силы нескольких поселков.
   Занимались тагары и разведением крупного рогатого скота, овец и лошадей. Их удельный вес в стаде занимал соответственно около 45, 44 и 11 процентов. Специальной отраслью у них была металлургия. Известны тагарские медные рудники, медеплавильни и целые металлургические комплексы. Кроме того, тагары добывали и обрабатывали россыпное золото.
   Предметы домашнего обихода они изготавливали из тканей, кожи, дерева, кости, керамики и бронзы. Для одежды использовали малицеобразные костюмы. В качестве оружия применяли бронзовые кинжалы, чеканы, втоки, секиры, боевые топоры, лук и стрелы.
   Широко представлен у тагаров "звериный стиль" искусства, распространившийся потом также у скифов и племён Андроновской археологической культуры. В Минусе его происхождение могло быть связано с влиянием Китая, где звериный стиль был известен на несколько веков раньше. Наиболее часто встречающимися изображениями на бронзовых изделиях были стоящий медведь и козёл, которых не было у предшествующих карасукских племён, но зато они наблюдались в Ордосе. Ожерелья дополнялись пастовыми и бронзовыми изображениями раковины Ciprea moneta.
   Захоронения тагаров производились в необычных плоских курганах с менгирами - вертикально врытыми камнями высотой до 3-4 метров. На них иногда высекались изображения людей и животных, а также знаки. Последнее может свидетельствовать о наличии у тагаров письменности. Всего у них известно более тысячи курганов.
   Среди захоронений встречались и огромные царские курганы. Их насчитывается четырнадцать штук. Все они были расположены в урочище Салбык в шестидесяти километрах к северу от города Абакана. Эти курганы представляли собой гигантские четырёхгранные земляные пирамиды, подобные египетским, окружённые мегалитическими оградами и менгирами. Наиболее крупным из них является курган Большой Салбык, который представлял собой насыпь пирамидальной формы высотой 25-30 метров, окружённый каменной оградой 70х70 метров. Высота ограды достигала 2,5-2,8 метра. Камень для стен его ограды привозили за двадцать километров, а стелы - с берегов Енисея, за семьдесят километров. Построен он был примерно в V-IV веках до н.э. Могилы под курганами представляли собой ямы с бревенчатыми срубами или каменными ящиками. В могилах, как и ранее у большинства большереченцев, не было ни одного погребения верхового коня.
  Самоназвание людей тагарской культуры или имя, которым их называли другие народы, до сих пор было неизвестно. Судя по данным археологических исследований, тагары могли быть предками боруссов. В подтверждение наших рассуждений следует обратить внимание и на местные топонимы. Оказывается, до сих пор в ареале обитания тагаров имеется топоним, который полностью совпадает с названием боруссов. Речь идет о горном хребте Борус, расположенном в Западных Саянах на правом берегу Енисея, склоны которого опускаются на южную часть Минусинской котловины. Всё это свидетельствует о том, что до сих пор мы находились на правильном пути в поиске предков боруссов.
  
  
  
  Тагар
  
   Какие ещё племена жили рядом с тагарами?
   В период VIII-II веков до н.э. в Туве к югу от Минусы жили племена Уюкской археологической культуры. Её ареал охватывал не только Туву, но также северо-западную часть Монголии и восточную окраину Алтая. Занимались они кочевым скотоводством, охотой, добывали руду, плавили медь, изготавливали изделия из золота. Умели они осуществлять каменное и деревянное строительство. В верованиях уюкцев значительное место занимало почитание явлений природы и окружающего мира, существовал культ солнца, огня и воды. По расовым признакам представители этих племён относились к европеоидам, имеющим удлинённый овал лица, тяжёлые подбородки, длинный и прямой нос. Антропологи отмечают их сходство с тагарами.
   Следует также отметить тот факт, что именно в Туве был открыт поразительный памятник культуры уюкцев VIII века до н.э. Это курган Аржан, где помимо двенадцати человек было похоронено и сто шестьдесят верховых коней. Причём, по мнению специалистов, эти кони происходили не только из Тувы, но также из Минусинской котловины, Алтая, Монголии и Казахстана. Это говорит о том, что когда-то в этом кургане был похоронен правитель огромного племенного союза родичей уюкцев, занимающих территорию всех перечисленных регионов. Тагары тоже входили в этот союз.
   Рядом с Тувой на территории Монголии жили племена Чандманьской археологической культуры. Они занимали Убсунурский аймак и Улангом. По мнению археологов, их культура была родственна Уюкской в Туве, Тагарской - в Минусе, Пазырыкской - на Алтае, а также культурам кочевников в Казахстане, Киргизии и на Памире. У них тоже был развит звериный стиль искусства. Для него было характерно изображение барса и других зверей, причём более реалистичное, чем у других кочевников. Известны также их оленные камни и стелы.
   Возвращаясь к боруссам и хребту Борус, можно обнаружить, что похожее название имеют также пески Бориг-Дэл, расположенные к югу от Тувы на территории Монголии, где в то время жили чандманьцы, входящие в один союз с уюкцами и тагарами. Если предположить, что хребет Борус и пески Бориг названы в честь одного и того же человека, то тогда можно прийти к выводу о том, что в кургане Аржан был похоронен не кто-нибудь, а именно Борус или Бориг (Бор-риаг или Бор-король), верховный правитель огромного союза племён тех времен. Если верить венгерским преданиям, то это мог быть:
  102. Бор или Борус (ок.775), патриарх венгров (а также боруссов? тагар?), верховный правитель кочевников Алтая, Тувы, Центрального и Восточного Казахстана, похоронен в уникальном царском кургане Аржан, расположенном в Туве в Уюкской долине. Диаметр этого кургана составлял сто двадцать метров. Одновременно в этом же кургане было захоронено пятнадцать представителей знати и сто шестьдесят коней. Основная масса бронзовых псалиев, набор наконечников стрел, различные бляшки из клыков кабана, найденные в кургане Аржан, чрезвычайно близки к комплексам, известным в Северном Причерноморье и относимым к предскифскому периоду, то есть к периоду до VII века до н.э. Это позволяет предположить что тогдашние кочевники Тувы могли быть родичами племён Срубной культуры, которые появились у берегов Чёрного моря примерно в 1500 до н.э. Они тоже хоронили умерших в срубах под курганами. Перед этим, примерно с конца III тысячелетия до н.э., они жили в Нижнем Поволжье. Родственную культуру вместе с этими племенами, по мнению археологов, имели и андроновцы. Его жена Лю-сзи, дочь Ю-вана, правителя царства Чжоу в 781-771 до н.э.
  Наше предположение о родстве боруссов с саргатами, а также с тагарами, уюкцами и чандманьцами подтверждается и прямыми соответствиями археологических материалов. Так бронзовые детали пояса, обнаруженного в захоронении борусского воина в урочище Ирзекапинис (Могилы гребцов) у нынешнего Зеленоградска Калининградской области, датируемого VIII веком, имеют аналогии, прежде всего, в настенной живописи кочевников Восточного Туркестана, где ранее жили уюкцы.
  Кроме того, развитие торговли янтарем в Китае началось именно с V века, то есть с того времени, как боруссы появились в Южной Прибалтике. Этот факт свидетельствует о том, что боруссы и китайцы могли иметь древние торговые связи друг с другом ещё до V века.
   Историкам известны племена тохар, которые проживали в Восточном Туркестане, то есть к югу от Тувы со II века до н.э. По сведениям лингвистов они говорили на языке близком прежде всего к литовскому. Поэтому, вероятно, на том же наречии говорили и их родичи в лице уюкцев и чандманьцев.
   Впоследствии под натиском хунну некоторые тохары были вынуждены уйти из Восточного Туркестана в Среднюю Азию, где во II веке до н.э. участвовали в захвате Бактрии и Северной Индии, а в III-IV веках н.э. вошли в состав эфталитов или "белых гуннов". Статуарные оссуарии Хорезма тех времен поразительно напоминали этрусские в Италии.
   По языку и архитектуре тохары, как и литовцы, имели сходство также с хеттами, проживавшими в Малой Азии, а в трипольском поселении Коломийщина на Украине наблюдался даже хетто-тохарский тип спиральной планировки расположения жилищ в поселениях. Последнее свидетельствует о том, что когда-то тохары должны были иметь контакт не только с предками хеттов, но и с потомками трипольцев.
   Однако вернёмся к тагарам и предкам Бора. Если карасукцы, по мнению многих археологов, перед их появлением в Саянах проделали длинный путь из Ордоса, расположенного у берегов реки Хуанхэ к северу от Великой Китайской стены, и появились в этой котловине раньше, чем там оказались тагары и раньше, чем уюкцы появились в Туве, а чандманьцы - в Монголии, то где же в этом случае жили предки тагаров? Не могли же многочисленные карасукцы пройти через их головы. С другой стороны, наоборот, именно тагары двигались за карасукцами, преследуя их по пятам. Выходит, что до XIII века до н.э., когда карасукцы ещё жили в Ордосе, предки тагаров могли жить даже восточнее или южнее Ордоса, если двигаться к исходу вектора движения карасукцев. Возможно ли это?
   Как уже отмечалось, атипичные карасукцы каменноложского этапа имели культуру, некоторые черты которой имели сходство с археологической культурой Аньяна. Ещё больше черт этой культуры обнаруживается у тагаров, которые появились позже. Поэтому в одной из следующих глав нам придётся отправиться в Китай в район Аньяна.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"