В этой главе мы попробуем найти предков Вотана по материнской линии. Чтобы начать наши поиски, обратим внимание на те сведения о первых германцах, которые оставили нам древние греки и римляне.
Геродот, V век до н.э.: германии - это персидское племя, оно помогало царю персов Киру в 553 до н.э. воевать с Мидией.
Гай Юлий Цезарь, I век до н.э.: германские племена - это батавы, вангионы, гаруды, кересы, кондрусы, латовики, маркоманны, неметы, свебы (их царь Ариовист, предводитель Кимберий, его брат Насуя), сегны, седусии, сугамбры, тенктеры, тулинги, убии, усипеты, херуски и эбуроны. Земледелием германцы занимались мало. Земельных участков для посева у них не было.
Страбон, конец I века до н.э.-начало I века н.э.: германские племена - это бруктеры, гамабривии, гермондоры, кавки, кампсианы, каульки, коадуи, лангобарды, ланды, марсы, свевы, сугамбры (их вождь Мелон, его брат Беториг, у того сын Девдориг), тубаттии, усипы, хавбы, хаттуарии, хатты (их вождь Укромир, его дочь Рамис, жрец Либес), херуски (их вождь Сегимунт, сын Сегеста, его сестра Туснельда, жена Армения, другого вождя херусков, их сын Тумелик. Ещё один вождь Сегимер, его сын Сесифак). Правитель Марабод у маркоманнов, бутонов, зумов, лугиев, мугилонов, сибинов, семнонов. Земледелием германцы не занимались, передвигались на повозках, строили хижины временного характера. Савроматы жили отдельно от них над Понтом (Чёрным морем).
Корнелий Тацит в конце I-начале II века н.э.: Германия - это слово ещё новое. Тогдашние тунгры незадолго до этого называли себя германиями. Они первые прогнали галлов с территории Германии на запад за Рейн, и их именем была названа эта земля. Германцам были присущи русые волосы, голубые глаза, рослые тела. Поклонялись они Альбрунне и Нерте, матери-земле. Её святилище находилось на каком-то острове в Балтийском море. Своими предками они считали Туисто, его сына Манна и внуков, от которых произошли ингевоны, гермионы и истевоны. Германцы занимались скотоводством, причём в стаде больше было мелкого скота, а быков мало. Умерших они сжигали и никаких громоздких надгробий не делали. Среди германских племён Тацит называл такие, как: авионы, англии, ангриварии, батавы (ветвь хаттов), бруктеры, буры, вангионы, варины, гермундуры, готоны, дульгубины, квады (царь Тудр), лангобарды, лемовии, лугии (гарии, гелизии, гельвеконы, манимы, наганарвалы - их боги Алки), маркоманы (правитель Маробод), марсигны, наристы, неметы, нервии, нуитоны, певкины, ревдигны, ругии, свардоны, свебы (их царь Ванний, из племени квадов, его дети Вангион и Сидон), свионы, тенктеры (конники), треверы, трибоки, узипы, фенны, фризы, хавки, хазуарии, хамавы, хатты, херуски (их потомок Италик), эвдосы, бастарны (из-за смешанных браков они приобретали безобразные черты сарматов). Сарматы вместе с квадами налагали на германцев подати, а сами проводили всю жизнь на повозке и на коне.
Если верить Страбону и Тациту, то сарматы отличались от германцев своим физическим типом и образом жизни, жили к востоку от них, но заставляли платить подати. Согласно сведениям антропологов, среди германцев в основном были распространены два физических типа людей: одни - светловолосые, светлолицые, голубоглазые и сероглазые, а другие - рыжеволосые, светлолицые и голубоглазые. Оба типа имели высокий рост с долихоцефалией черепов. Второй тип был ближе к племенам скифской группы. Поэтому самые первые германские племена могли представлять собой изначально смешение каких-то двух этносов, один из которых мог иметь некоторое отношение к племенам скифской группы, то есть к сарматам.
Что касается древнегерманского языка, то он относится к индоевропейской семье языков. Более того, по мнению немецких языковедов Зеусса, Я.Гримма, Шлейхера и других, древнегерманский язык имел значительные совпадения с древнеславянским языком. Причём, по их мнению, эти совпадения были настолько значительны, что можно сделать вывод о существовании в прошлом единого славяно-германского народа. Сам древнеславянский язык начал дробиться на диалекты лишь в конце I тысячелетия до н.э. Поэтому его разделение с древнегерманским могло возникнуть ещё раньше, то есть приблизительно в первой половине того же тысячелетия.
В то же время особенностью германского языка среди других индоевропейских языков является, прежде всего, применение им особых мореходных терминов, совершенно отличных от таких же терминов, применяемых в других языках индоевропейцев, а также применение фрикативных согласных и их передвижение. Особые мореходные термины древних германцев свидетельствуют о том, что их предки могли являться мореходами в каком-то удалённом от других индоевропейских племён регионе, например, в Тихом океане.
Если некоторые племена древних германцев имели какое-то отношение к скифам, то надо отметить, что у многих историков до сих пор вызывает удивление тот факт, что у скифов был свой морской бог Тагимасад. Ведь многие представляют скифов лишь кочевниками, а отнюдь не мореходами. Этот факт позволяет предположить, что Тагимасад мог быть мореходом в той далёкой стороне, откуда пришли скифы в Европу. Такой стороной действительно мог быть Тихий океан.
В то же время, если скифы и там были кочевниками, как и их первый царь Таргитай, то имя Тагимасада они могли узнать у какого-то другого народа, с которым они могли тесно общаться на Дальнем Востоке у берегов Тихого океана. Если исходить из последующего за этим общением разделения древнегерманского и древнеславянского языков, то тем народом, у которого они могли заимствовать морского бога и морские термины, мог быть древнеславянский народ.
К сожалению, письменные памятники древних славян до сих пор практически неизвестны. Поэтому судить об их древних мореходных терминах нет возможности. До сих пор самой первой книгой на Руси считалось Евангелие, появившееся в XI веке. Хотя это неправомерно, так как новгородские берестяные грамоты могут свидетельствовать о значительном распространении письменности среди самых широких слоев населения и более древнем периоде появления письменности у славян. Что касается того языка, на котором говорили славяне в XI веке, то он уже существенно отличался от древнеславянского и древнегерманского.
Первые письменные памятники древнегерманского языка известны с III века н.э. Они были написаны рунами. Вероятно, предки славян тоже использовали руническое письмо. Согласно исландским сагам, Вотан, верховный бог германцев, получил магические руны от Бельторна, своего деда по матери. Это может свидетельствовать о том, что Вотан до встречи с Бельторном не знал руны и вероятно, если он жил на территории Троады, то умел читать и писать по-гречески и латыни.
Если верить исландским сагам, то руническую письменность германцы имели ещё тогда, когда жили в Малой Азии. В то же время, по мнению лингвистов, самые первые руны появились в верховьях Енисея, то есть в районе Минусинской котловины, Алтая и Тувы.
Ранние верхнеенисейские руны применяли слоговый принцип. Причём в слоговых знаках использовались согласные и гласные звуки. В этом отношении это письмо имело сходство с письмом брахми. Гипотезу о том, что руническое письмо, возможно, произошло от тохарского брахми, впервые выдвинул ещё в 1973 специалист по рунам Э.Ховдхауген. Эта письменность на юге Енисея использовалась не только ради создания надмогильных текстовых памятников, но и широко применялась в самых разнообразных сферах древней жизни, в том числе в бытовой, духовной и личной. Всё это свидетельствует о том, что те племена Малой Азии, которые использовали руническую письменность племён Южной Сибири, могли быть потомками некоторых из этих племён.
Перечисленное дает нам повод предположить, что Бельторн относился к тому племени, которое пришло в Малую Азию из Южной Сибири. Среди племён Южной Сибири, которые относились к рыжеволосым и голубоглазым людям, были известны скифы, сарматы и саки. Поэтому племя Бельторна, возможно, относилось к этой группе племён.
Согласно северным сагам, Вотан имел владения в Стране Турок и воевал с ванами. Эти сведения дают нам повод предположить, что его владения могли располагаться рядом с территорией бывшего Ванского царства в районе озера Ван, хотя сам он жил в городе Асс, находившемся на крайнем западе Малой Азии. Указанные владения Вотан мог получить не от своего отца, который, скорее всего, тоже жил в городе Асс, а от своей матери и её отца Бельторна. Поэтому племя Бельторна вероятно обитало в районе озера Ван.
Здесь действительно когда-то жили некоторые племена царских скифов и саков. Что касается последних, то некоторые их племена когда-то захватывали земли в этом районе. Впоследствии они получили название Сакасены. Эти саки, возможно, относились к сакам-тиграхауда.
Другие саки принимали активное участие в войнах персов с греками. Например, в битве при Марафоне они стояли в центре войска вместе с персами. Участвовали они и в морской битве при Фермопилах. Историки отмечали боевое отличие их конницы. Эти саки носили плотные островерхие тюрбаны, которые стояли прямо. Их называли амиргийскими саками. Своё название они, скорее всего, получили от Омарга, царя Скифии за Танаисом у Бактрии, предания о котором существовали уже во времена Александра Македонского. По мнению историков, эти саки жили к востоку от Персии, в том числе в районе Памира и Тяньшаня. Их ещё называли саками-хаумаварга. Впоследствии они были потеснены племенами юечжи и тохаров.
В Таджикистане в настоящее время известны, так называемые, памирские таджики. Они отличаются от остальных таджиков своим физическим типом и языком. Что касается физического типа, то для них характерны светлый цвет кожи, волос и глаз. Что касается языка, то мнению некоторых таджиков он больше похож на немецкий, чем на иранский. Учитывая наш предварительный вывод о возможном кровном родстве саков и германцев, мы можем предположить, что в данном случае мы имеем дело с потомками тех амиргийских саков, которые не ушли в Персию, а остались на Памире.
Особенность языка памирских таджиков позволяет нам говорить о том, что все саки, скорее всего, говорили на языке близком к германскому. Таким образом, племя Бельторна могло относиться к каким-то сакам, предки которых когда-то могли жить в Южной Сибири и пользоваться рунами.
Если вернуться к Вотану, то можно вспомнить о том, что его соплеменники назывались асами. Их племена были известны древним историкам. Они вместе с тохарами, сакаравлами и пасианами отняли у греков Бактрию. Возможно, под именем асов скрываются какие-то племена скифо-сакской группы. Не исключена возможность, что это были саки-тиграхауда.
Если верить Тациту, то самыми первыми племенами германцев были гермионы, ингевоны и истевоны. Остальные племена, вероятно, получились путём дробления этих трёх групп. Число названных групп племён германцев совпадает с числом племён, которые жили на территории Персии в районе озера Ван и могли быть предками германцев. Поэтому мы можем предположить, что это совпадение неслучайно.
К гермионам относились такие племена, как свевы, маркоманы, квады, гермундуры, тюринги, лонгобарды, херуски; к ингевонам - фризы, англы, саксы и хауки; а к истевонам - хатты, убии, батавы, хамавы, тубанти, тенктеры, сугамбры, бруктеры, ангриварии и франки. Позднее появились восточно-германские племена в лице готов, гепидов, бургундов, ругиев, лугиев, вандалов и других; и северо-германские племена в лице гаутов, свеев, герулов, ютов и данов.
Название гермионов позволяет нам предположить, что они могли быть родом из Малой Азии, где протекала река Герм. Название ингевонов напоминает нам повествование исландских саг о конунге Инге, сыне вана Ньорда, и о приходе его отца в Страну Саксов вместе с богом Вотаном и ванами, народом, который мог ранее жить в Ванском царстве (Урарту) у озера Ван в Стране Турок. Эти предположения не противоречат сведениям Геродота о германиях, персидском племени, так как и река Герм, и озеро Ван когда-то относились к владениям Персидского царства.
Следует также обратить внимание на слово вон в названиях ингевонов и истевонов. Оно могло означать, что оба эти племени когда-то могли жить в Ванском царстве. С другой стороны, известно, что ванами называли правителей Китая династий Шан-Инь и Чжоу, поэтому в данном случае название племени ингевонов могло бы означать, что его члены были подданными вана по имени Инге (Англа?), истевоны - вана Исте (Эстана?), а гермионы - вана Гермия.
Кто может скрываться под именем Гермия? Существует предание о том, что первые племена германцев были образованы бывшими воинами Александра Македонского, победителя персов. Попробуем проверить эту версию.
Как известно, учителем Александра был знаменитый Аристотель (384-322 до н.э.). Родственником и учеником последнего был также и некто Гермий, правитель города Асс в Малой Азии. Через его владения протекала река Герм. Здесь же впоследствии жил и Вотан, верховный бог германцев, возможно, потомок Гермия. Хотя последний служил евнухом у своего господина, но в то время слово евнух не означало физического уродства, а употреблялось в значении помощник, слуга.
В своё время Гермий пригласил к себе Аристотеля и выдал за него замуж дочь своего брата. Затем Гермий плавал на остров Родос, где был схвачен и отправлен в Персию. Там его казнили. Аристотелю тогда удалось бежать к Александру Македонскому. Впоследствии Александр занял бывшие владения Гермия. Поэтому мы вправе предположить, что бывшие подданные Гермия - гермионы - действительно могли участвовать в войне против персов на стороне Александра. Для этого у них была веская причина. Впоследствии некоторые из них могли покинуть город Асс и уйти в Македонию, а потом и дальше вверх по течению Дуная. При этом, если Вотан был их земляком, то он тоже в конечном итоге мог присоединиться к ним.
В то же время, учитывая, что германии упоминались ещё при царе Кире, который правил в 558-529 до н.э., то выше указанный Гермий мог быть потомком более древнего Гермия и принадлежать к правящей династии, основанной в более древние времена.
До 553 до н.э. германии являлись подданными Астиага (Иштувега), царя Мидии. Затем они присоединились к Киру, царю персов, и помогли ему установить власть над Мидией. В 546 до н.э. Кир захватил земли в районе реки Герм, поэтому предки местных германиев могли попасть сюда лишь после этого события. Учитывая, что земляки Вотана называли себя асами, то гермионы и асы - это могли быть разные названия одного и того же племени.
Далее, если предположить, что гермионы и ингевоны являлись родственными племенами, то, возможно, предки ингевонов жили там же, где и предки гермионов, то есть на территории Мидии в районе озера Ван.
Рядом в Каппадокии когда-то жили хатты, поклонявшиеся Тару, богу грозы. Племя с подобным названием (хатты, ветвь истевонов) позже появилось и в Германии, где поклонялось Тору, тоже богу грозы. Сходство названий этих племён и имён их богов, скорее всего, было неслучайным, поэтому оно позволяет нам сделать вывод о том, что предки истевонов тоже, как гермионы и ингевоны, по крайней мере, с 553 до н.э. жили в районе озера Ван.
Теперь перейдем к ингевонам. Существует две версии происхождения Инге, их первопредка. Согласно одной, он был сыном Вотана, а согласно другой - сыном Ньорда, правителя ванов. Ваны - это бывшие жители Ванского царства. Среди них были известны племена хурритов, урартов и митаннийцев. По мнению историков, правящая династия этой страны была родом из какого-то индоевропейского племени, возможно, ранее правившего в Митанни. Последним царем Урарту был Руса III. Он правил в 605-590 до н.э. Затем его страна была захвачена мидийцами.
Какие события происходили в том районе перед 605 до н.э.? В 614 до н.э. пришедшие туда скифы разгромили Ассирию и захватили Маннейское (Умман-манду) и Ванское царства (Урарту). В 595-594 до н.э. мидийский царь Киаксар (Увахштра) заманил на пир скифских вождей и всех их убил. После этого указанные царства превратились во владения Киаксара.
Среди тех племён, которые входили в подчинение мидийцам вскоре после этого убийства, были племена персов, пасаргадов, марафиев, маспиев, панфиалеев, дерусиеев и германиев. Возможно, часть их них представляла собой бывших хурритов, урартов и митаннийцев.
Если проанализировать состав перечисленных племён, то можно отметить следующее. Во-первых, персы и пасаргады жили к югу от Мидии задолго до появления скифов у границ Мидии. Поэтому они не могли быть недавними скифами, ванами или маннейцами (а также хурритами, урартами и митаннийцами). Марафии и маспии вместе с персами и пасаргадами относились к основным племенам царства Кира, поэтому они тоже вряд ли могли относиться к указанным трём племенам. Следовательно, бывшими гражданами Маннейского, Ванского и Скифского царств, скорее всего, могли быть панфиалеи, дерусиеи или германии.
Из них, если судить по названиям племён, германии могли быть каким-то образом связаны с Маннейским царством, которое было основано киммерийцами в 641 до н.э. Их вождём тогда являлся Тугдамма (Лагдамис). Киммерийцы захватили страны Сака (Сакасену) и Гутиуму. А вот дерусиеи, судя по их названию, скорее всего, жили на территории бывшего Ванского царства, где когда-то правителями были цари, носящие имя Рус.
Следует также отметить, что среди германских племён, упомянутых выше, были известны племена херусков (ветвь германиев), которые имели некоторое сходство с названием племени дерусиеев. Поэтому дерусиеи могли находиться в очень близком родстве с германиями.
В итоге наших рассуждений получается, что предками германских племён, возможно, были персидские племена германиев, дерусиеев, а также и тех скифов (царских), которые в VII веке до н.э. оказались у границ Урарту. Государство, которое они здесь образовали, называлось Ишкуза. Его первым правителем якобы был Ишпакаи. Он являлся союзником мидийцев, царём которых был в то время Каштариту, и киммерийцев, которые жили в Маннейском царстве вместе с саками (саксами?). Вместе с ними Ишпакаи участвовал в войне с Ассирией, во время которой был убит.
Его наследник Партатуа изменил мидянам и маннейцам и перешёл на сторону ассирийцев. Он женился на дочери ассирийского царя Ассархедона и у него родился сын Мадий. В 650-640 до н.э. ассирийцы вместе со скифами, которых возглавлял Мадий, разбили киммерийцев, возглавляемых Лагдамисом. А сын Мадия по имени Сандакшатр разбил фракийцев. В 623-622 до н.э. Мадий спас Ниневию, столицу Ассирии, от войск Киаксара, царя мидийцев. Затем скифы дошли до границ Египта. Фараон Псамметих (ум.610 до н.э.) с трудом откупился от Мадия. В 614 до н.э., как мы уже знаем, скифы разгромили Ассирию и захватили Маннейское и Ванское царства.
Выше изложенные факты позволяют нам прийти к выводу о том, что ингевоны, в том числе саксы, скорее всего, относились к сакам-тиграхауда, которые приблизительно в 673 до н.э. на территории Армении основали страну Сакасену, а затем были покорены киммерийцами. В Германии они появились вместе с ванами и Вотаном, правителем асов (асиев). Отсюда следует, что саксы могли являться потомками асиев, а сами асии могли быть тождественны сакам-тиграхауда. Гермионы - это тоже потомки асиев. Вероятно, они пришли в Германию вместе с херусками, потомками дерусиеев.
И, наконец, истевоны и среди них хатты - это древние племена Малой Азии и Закавказья, прежде относящиеся к иберо-кавказской языковой семье, но затем покорённые хеттами, чьим языком был один из индоевропейских языков.
В итоге родословная предков Вотана по материнской линии может принять следующий вид:
71. Вотан (ок.100 до н.э.)
72. Бестла (ок.125 до н.э.), её муж Фритвальд. Их дети: Вотан, Вили и Ве.
73. Бельторн (ок.150 до н.э.), раскрывал перед Вотаном тайны рунической письменности.
...
96. Саксон (ок.725 до н.э.), если исходить из сходства его имени с названием Сакасены, то именно он мог быть одним из её основателей в 673 до н.э. и одним из вождей саков-тиграхауда, пользующихся рунами.
Братья:
Вандал, первопредок вандалов, буквально - скитальцев, скифов.
Богвар, первопредок богваров (баварцев).
97. Ногве или Ингевон (ок.750 до н.э.), первопредок ингевонов, мог править саками на севере Ирана. Его дети: Вандал, Саксон и Богвар (или Борус). Их потомками были богвары, вандалы, саксы и туринги.
Братья:
Арменон или Гермион, первопредок гермионов, мог править саками на западе Ирана в Керманшахе. Его дети: Гот, Валагот, Гепид, Бургунд и Лангобард. Их потомками были готы, валаготы, гепиды, бургунды и лангобарды.
Хессицион или Истевон, первопредок истевонов. Его дети: Франк, Роман, Бритт и Аламан (или Албан). Их потомками были франки, романы, бритты и аламанны.
98. Алан (ок.775 до н.э.), правитель саков-тиграхауда и/или саков, которые за морем, то есть аланов. Дети Алана: Хессицион (Изиокон), Арменон и Ногве. Согласно Неннию, Алан первым из потомков Иапета прибыл в Европу, а его преемники расселились по всей её территории. Однако до сих пор было известно, что аланы пришли в Европу лишь в III веке до н.э. Ранее эти аланы входили в племенной союз сарматов, которые жили в Приаралье.
99. NN (ок.800 до н.э.), правитель племени саков в Приаралье.
Или NN(?), жил в Италии, его жена Рея Сильвия, дочь Нумы Помпилия. Их сын Алан. По мнению археологов, статуарные оссуарии саков Приаралья действительно очень похожи на статуарные оссуарии этрусков в Италии. Это обстоятельство позволяет нам предположить, что или отец Алана мог совершить путешествие из Приаралья в Италию или, наоборот, сам Алан или кто-то из его потомков совершил путешествие из Рима к Приаралью.
...
126. Алан (ок.1475 до н.э.), его потомками могли быть аланы.
127. Фетебир (ок.1500 до н.э.), его сын Алан.
128. Огомун или Агнаман (ок.1525 до н.э.), его сын Фетебир.
Или Манн(?), первопредок ингевонов, гермионов, истевонов.
129. Той (ок.1550 до н.э.), его сын Огомун или Агнаман.
Или Туисто(?), согласно германским преданиям, двойное двуполое земнородное божество. Его сын Манн.