По сей день началом нашей Руси и годом рождения России считается год призвания славянами на Новгородскую землю князя Рюрика с братьями, то есть 862 год. Пышное празднование тысячелетия России отмечали по этому случаю в 1862 году. Некоторые праздничные мероприятия проводились и в 2012 году, то есть по случаю 1150-летия Руси. Однако справедлива ли эта дата по отношению к нашим первопредкам? Не изменяет ли нам историческая память? Давайте внимательно разберёмся.
Если открыть русские летописи, то в них мы можем, например, прочесть следующие строки:
"В лето 6368 (от Сотворения мира - Б.П.) имаху дань варязи из замория в чуди, на словенех, на мерех и на всех кривичах. А козаре имаху на поле, и на севере, и на вятичах, имаху по белеи от дыма и по северицы...
6369. Быша варяги из замория и не даша им дани. Тогда же умре словенский князь Гостомысл и почаша людие сами в себе владети, и не бе в них правды, и восташа род на род, и быша в них усобицы, воевати сами на ся. И реша: "Поищем себе князя, иже бы владел и рядил нами по ряду и по праву".
6370. Положивше совет, поидоша за море к варягом русь, сице бо тии звахуся варязи русь, яко се друзии зовутся свие, друзии же урмани, ингляне, друзии гути, тако сии. Реша русь, чудь и словяне, и кривичи, и вси: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да поидите у нас княжити и владети".
И избрашася трие братие варяжстии с роды своими, и пояша себе всю Русь. И приидоша к словеном первое, и утвериша город Ладогу. И седе в Ладоге старейший, Рюрик, а другий, Синеус, седе у нас на Белеозере, а третий Трувор, в Изборску. И от тех варяг прозвася Руская земля Новгород; тии суть людие новогородстии словяне издревле. И по городом княжаху от род их. Сии же пришельцы княжат от рода бо варяжска преж бо беша". (Нестор. Дань варягом от словян. Умер Гостомысл. Междуусобия. Совет о избрании. Варяги русь. Варягов разность. Три брата от варяг. Рюрик в Ладоге. Синеус. Трувор)
"Въ лето 6367. Имаху дань Варязи изъ замориа на Чюди, на Словенехъ, на Мери и на всехъ Кривичехъ, отъ мужа по беле векше. А Козарии имаху дань на Полянехъ, и на Северянехъ и на Вятичехъ, по беле векшице отъ дыма... И въ то время въ Новеграде некый бе старейшина именемъ Гостомыслъ, скончаваеть житие, и созва владалца сущая съ нимъ Новаграда, и рече: "советь даю вамъ, да послете въ Прускую землю мудрыя мужи и призовете князя отъ тамо сущихъ родовъ". И въ то же время восташа Кривичи, и Словене, и Чюдь и Меря на Варягы, и изгнаша я за море и не даша имъ дани, начата сами себе владети и грады ставити; и не бе въ нихъ правды, и воста родъ на родь, и бысть межу има брань велика и усобици, и воевати начаша сами на ся. И реша сами къ себе: "поищемъ себе князя, иже бы владелъ нами, и рядилъ ны и судилъ бы во правд"; и послаша къ Немцемъ. И послы же Новоградские шедше во Прусскую землю, обретоша князя Рюрика, оть рода Римьска царя Августа, и молиша его, дабы шёлъ княжити къ нимъ. Князь же Рюрикъ взя съ собою два брата Синеуса и Трувора и племянника своего Олга, и нача мыслити хотя ити на Русь. При сего же Михаила царстве, посылаше за море къ Варягомъ къ Руси; сице бо звахуся Варягы Русью, яко се друзи зовутся Армане, Агляне; тако и си. Реша Чюдь, Словене, Кривичи Варягомъ: "вся земля наша добра есть, и велика, и изобилна всемъ, а нарядникъ въ ней несть; пойдете къ намъ княжити и владети нами"...
Въ лето 6370. И приидоша отъ Немець три браты съ роды своими, и пояша съ собою дружину многу; и пришедъ старейший Рюрикъ седе въ Новеграде, и оть того наречеся времени Великий Новгородъ, а Синеусъ, брать Рюриковъ, на Белеозере, а Труворъ во Изборсце; и начаша воевати всюду. И отъ техъ Варягъ находницехъ прозвашяся Русь, и отъ техъ временъ словеть Русская земля, и суть Новгородстии людие и до нынешняго дне, бе бо Рюрикъ отъ рода Варяжьека, а преже бо беша Словене до Рюрика нарекошася. По двою же лету Синеусъ и брать его Труворъ умроста, и прия всю власть въ Руси Рюрикъ обою брату, и нача владети единъ; и раздая грады своимъ мужемъ: овому далъ Полтескъ, иному Ростовъ, иному Белоозеро и прочимъ. По темь градомъ суть прьвии населници: въ Киеве Варязи, въ Новегороде Словены, и въ Полътьсте Кривичи, въ Ростове Меря, а на Белеозере Весь, въ Муроме Мурома Тоже всеми теми обладаша Рюрикъ". (Никоновская летопись)
Исходя из строк только этих двух летописей, уже можно согласиться с тем, что Русь получила своё имя только после того, как к славянам явились три брата варяжского рода. То есть, действительно, произошло это в 862 году. И вроде бы нет никакой причины сомневаться.
Однако сразу же возникает вполне естественный вопрос: а почему именно Русью стала называться земля и в Новгороде, и в Полоцке, и в Ростове, и на Белеозере, и в Муроме и даже в Киеве? Раз в 862 году был призван именно Рюрик, значит, и вся объединённая им упомянутая земля должна была получить от него имя Рюриковии, а не Руси. И сегодня мы бы все вместе справедливо отмечали 1150-ю годовщину этой Рюриковии. Причём же, спрашивается, здесь Русь? Откуда она возникла? Из какого небытия?
В поисках ответа на эти вопросы вернёмся опять к следующим строкам приведённых выше русских летописей.
"6370. Положивше совет, поидоша за море к варягом русь, сице бо тии звахуся варязи русь, яко се друзии зовутся свие, друзии же урмани, ингляне, друзии гути, тако сии". (Нестор. Совет о избрании. Варяги русь. Варягов разность)
"И реша сами къ себе: "поищемъ себе князя, иже бы владелъ нами, и рядилъ ны и судилъ бы во правд"; и послаша къ Немцемъ. И послы же Новоградские шедше во Прусскую землю, обретоша князя Рюрика, оть рода Римьска царя Августа, и молиша его, дабы шёлъ княжити къ нимъ. Князь же Рюрикъ взя съ собою два брата Синеуса и Трувора и племянника своего Олга, и нача мыслити хотя ити на Русь. При сего же Михаила царстве, посылаше за море къ Варягомъ къ Руси; сице бо звахуся Варягы Русью, яко се друзи зовутся Армане, Агляне; тако и си". (Никоновская летопись)
Из этих строк следует, что земля славян, кривичей, меря, веси и муромы после 862 года стала носить имя той Руси, имя той страны, где прежде жили варяги-русь и где перед 862 годом княжил Рюрик со своими братьями. В таком случае получается, что Русь, как страна варягов-русь, существовала и до 862 года! Славяне, кривичи, меря, весь и мурома просто приняли на себя имя этой страны.
Где же располагалась та Русь? За каким морем от Новгорода?
В Никоновской летописи прямо указано место расположения древней Руси - это была Прусская земля. На этой земле жили "Немцы".
В IX веке Прусская земля занимала побережье Балтийского моря между Неманом и Вислой. Следовательно, автор Никоновской летописи немцами мог называть только тех, кто во времена Рюрика жил от Новгорода за Балтийским морем рядом с Неманом, у берегов этой реки. Тевтонских рыцарей тогда ещё там не было. Ныне же у берегов Немана, на территории бывшей Пруссии расположена Калининградская область Российской Федерации. Иными словами: именно на территории этой области когда-то, перед 862 годом располагалась древняя Русь, страна варягов-русь.
Но так следует из русских летописей. А есть ли какое-либо подтверждение указанных строк русских летописей о пребывании Рюрика в Пруссии, например, в западноевропейских источниках? Оказывается, такое подтверждение можно найти в Германии, например, в Ксантенских анналах:
"844... В том же году король Людовик выступил с войском против вендов. И там погиб один из их королей по имени Гестимус, остальные же [короли] пришли к нему и принесли клятву верности. Когда он ушёл, они тотчас нарушили её.
845... король Людовик, собрав большое войско, отправился в поход против вендов. Когда язычники узнали об этом, они, со своей стороны, отправили в Саксонию послов, и преподнесли ему дары и передали ему заложников и просили о мире. И тот предоставил мир и вернулся в Саксонию. После этого на разбойников нашла чудовищная смерть, при этом также и вождь нечестивцев, по имени Регинхери, который грабил христиан и святые места, умер, поражённый Господом. Тогда, посоветовавшись, они бросили жребий, которым их боги должны были указать средство к спасению, но жребий выпал без результата. Когда же некий пленный христианин посоветовал им бросить жребий перед христианским богом, они это сделали и их жребий выпал удачно. Их король по имени Рорик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных христиан, которых имели". (Ксантенские анналы)
Как видно, в этих анналах в середине IX века, то есть во времена Рюрика, в Германии упоминались и венды, и их король Гестимус, и их вождь Регинхери и даже король Рорик.
Страной Вендов в IX веке германцы и скандинавы называли ту страну, которая располагалась к северу от Польши на юге Балтийского моря между Одером и Вислой. То есть эта страна в те времена граничила с Пруссией и располагалась непосредственно к западу от неё. Именно на этой земле правили вначале Гестимус, потом Регинхери, а после него и Рорик. Если Рорик или Рюрик правил не только в Пруссии, как писали русские летописцы, но и в Стране Вендов, как писали германские хронисты, то, значит, во времена Рорика-Рюрика варяги-русь жили не только в Пруссии, но и в Стране Вендов. То есть тогда и Пруссия, и Страна Вендов представляли собой единое целое. И это была страна, где в то время правили варяги-русь, а их представитель Рорик или Рюрик был даже королём этой единой страны.
Когда же возникла самая древняя Русь? В каком веке? Опять заглянем в русские летописи.
"Пръвый князь въ Руси Рюрикъ, отъ рода суща Августа, кесаря Римьскаго; а се о нёмь писание положимъ. Обладающу Августу всею вселенною, и нача ряды покладати на вселенную, постави брата своего Патрекия Египту, Агустолия брата своего Александрии властодръжца, Акириниа Сирии положи властодръжца, Ирода Антинатра царя постави Евреомъ во Иерусалиме, а Асию всю поручи Евлегерду сроднику своему, Илирика брата своего въ повръшия Истра постави, Ипиона постави въ Затоцехъ Златыхъ, иже ныне наричются Угрове, а брата своего Пруса въ березехъ Вислы рекы во градъ Мадборокъ, и Торунъ, и Хвоиница, и преславы Гданескъ и иныхъ многыхъ градовъ, по реку глаголемую Немонъ, впадшую въ море, и до сего часа по имени его зовется Прусская земля. А оть Пруса четвёртое на десять колено Рюрикъ". (Никоновская летопись).
В "Бархатной книге" эти строки опять повторяются: "Егда всесильный и единый от Троицы Господь наш Иисус Христос изволи вочеловечитися от Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и во время Его святительного на землю пришествия, Августу Цесарю Римскому, обладающу всею вселенною, и раздели вселенную в содержание братии своей... Брата ж своего Пруса постави в березех Вислы реки, в град Мадборок и Турун и Хвоиницы и преславный Гданеск, и иных многих градов по реку, глаголемую Немон, впадшую в море; и до сего числа по имени его зовётся Пруская земля. А отъ Пруса 14 колено Рюрик".
Есть ещё и Сказание о князьях Владимирских: "Август же начят дань покладати на вселенней. Постави брата своего Патрикиа царя Египту; Августалиа, другаго брата своего, постави Александрии властодержца; Ирода же Антипатрова асколонитянина за многия ради его почести постави царя над июдеи в Иерусалим; Асию же поручи Евлагерду, сроднику своему; Алирика же, брата своего, постави в поверши Истра; и Пиона постави во Отоцех Златых, иже ныне наричются Угрове; а Пруса, сродника своего, в брезе Вислы реце во граде Марборок, и Турн, и Хвоини, и пресловый Гданеск, и ины многи грады по реку, глаголемую Немон, впадшую в море. И жит Прус многа времена лет и до четвёртаго роду; и оттоле и до сего времяни зовётся Прусьская земля".
Подобное предание было известно и Екатерине II из каких-то других источников:
"...Рюрик со братиею произошли от Пруса, двоюродного брата кесаря Августа, и будто их предки пришли из Италии купно, со Полемоном, или Публием Ливоном, князем Римским, и с ними двести пятьдесят благородных римлян, в числе которых были первейших родов Урсины, Коломны, Кесарины и Кентавры, в кораблях морем Средиземным около Гишпании и Португалии сквозь Зунт в Варяжское море". (Императрица Екатерина II. О величии России. Записки касательно Российской истории. Стр.165)
Если исходить из всех перечисленных строк, то получается, что Пруссия была основана во времена императора Августа, то есть в I-м веке н.э. Причём основана она была неким Прусом, прямым потомком которого и был Рюрик. Кроме того, Прус назывался родственником императора Августа, а иногда даже его родным или двоюродным братом.
Как известно, у Августа не было братьев по крови. Однако сам он был усыновлён Гаем Юлием Цезарем, хотя приходился Юлию внучатым племянником по материнской линии. Поэтому братом Августа мог считаться, например, и Цезарион, сын Гая Юлия Цезаря и Клеопатры, царицы Египта. Теоретически, Прус тоже мог быть подобным родственником Августа, то есть не кровным, а ставшим таковым посредством усыновления Гаем Юлием Цезарем самого Августа.
Если Прус действительно считался двоюродным братом Августа, как писала об этом Екатерина II, то таковым же двоюродным братом Августа мог считаться, например, и Помпилиуш, упоминаемый в Великой Польской хронике. Причём этот Помпилиуш имел непосредственное отношение к той земле, которую называли Страной Вендов: "Глава 4. О Лешке третьем. Во времена этого Лешка Юлий Цезарь, стремясь подчинить славянские царства власти римлян, вторгся во владения лехитов. Вышеупомянутый Лешек, в меру своих сил сопротивляясь ему со своими храбрейшими лехитами, трижды с ним сразился, перебив очень много народа из войска Юлия Цезаря. Он также в Персии, завязав сражение, победил некоего тирана по имени Красс который командовал парфянами, и приказал налить ему в рот растопленного серебра, говоря при этом: "Ты жаждал серебра, пей его". Юлий Цезарь, находясь в пределах Славонии, выдал за этого Лешка свою сестру [Юлию] и дал ему в качестве приданого землю Баварии. Юлия же по воле своего супруга построила две сильнейшие крепости, одну из которых назвала по имени брата "Юлий", теперь [она] называется "Любуш", а другую "Юдин" - теперь "Волин". Когда она от своего мужа Лешка родила сына и сообщила об этом своему брату Юлию Цезарю, находившемуся в то время в Славонии, тот, обрадовавшись рождению племянника, дал ему имя Помпилиуш. Но, когда Юлий в сопровождении лехитов вернулся от славян в Рим победителем и после того, как лехиты вернулись домой, римляне очень разгневались на него [Цезаря] за то, что он отдал Баварию под власть лехитов. Тогда Юлий свой дар - Баварию - взял обратно. Вследствие этого Юлия, сестра его, была удалена от Лешка, короля лехитов, а сын её, вышеупомянутый Помпилиуш, остался у отца. Этот Лешек, отвергнув жену Юлию, от других жён и наложниц породил двадцать сыновей, которым дал приморские земли как княжества и графства. Имена этих сыновей следующие: Болеслав, Казимир, Владислав, Вроцислав, Одон, Барйим, Пшибыслав, Пшемыслав, Якса, Семиан, Земомысл, Богдал, Спицигнев, Спицимиж, Збигнев, Собеслав, Вышимир, Чешмир и Вислав. Некоторые крепости и города, которые они основали, они назвали своими именами; каждому отец отдал по княжеству возле Северного моря вплоть до Вестфалии, Саксонии, Баварии и Тюрингии. Помпилиуша как первородного назначил над всеми королём и приказал короновать его. Полагают, что во времена этого Лешка родился от Девы Христос. Во времена императора Нерона, правителя римлян, наисчастливейший основатель королевства лехитов Лешек в покойной старости, исполнив долг плоти, скончался.
Глава 5. О Помпилиуше первом. Этому Лешке наследовал сын его Помпилиуш. Он был старшим, и братья его, названные выше поимённо, такое выказывали ему послушание и такую проявляли братскую любовь, что, узнав, как он слабеет, они поспешно направились к нему в Крушвицу. Там они нашли его мёртвым и сына его, молодого Помпилиуша, назначили королём. Когда последний короновался, они немного пробыли у него, дали ему присягу в верности и счастливо вернулись по домам".
Указанные строки хроники показывают нам, что в Стране Вендов действительно правил один из "двоюродных" братьев Августа. Поэтому не исключено, что рядом с ним и Прус мог быть подобным же родственником Августа.
С другой стороны, сам Прус носил династийное имя правителей Вифинии - страны на юге Чёрного моря. Подтверждение связи Пруса с этой страной можно найти в строках средневекового прусского историка Луки Давида, который писал буквально следующее: "от времени Августа, учёные мужи из примыкавшей к Пафлагонии области Вифинии прошли далеко на север до венедов и алан в Ливонии. За морем они встретили народ ульмигеров, язык которых был никому непонятен, кроме венедов". (Лука Давид. Судавская книжечка). Эти строки показывают нам, что Прус не только был родственником Августа, но и каким-то образом был связан с Вифинией.
Последний царь Вифинии - Никомед - не имел детей, умер бездетным и завещал свою страну Риму. Произошло это за несколько десятилетий до н.э. Однако Ниса, жена Никомеда, имела сына. Возможно, это был сын Сократа Христа, сводного брата Никомеда, которого Ниса в своё время настраивала пойти войной на Никомеда. Не исключено что Прус, основатель Пруссии на берегу Балтики, мог быть усыновлён потомком этого сына Нисы и Сократа Христа.
Что вынудило "учёных мужей" из Вифинии в I-м веке н.э. покинуть свою родину и устремиться в далёкую Прибалтику к венедам или вместе с венедами, неизвестно. В то же время литовские предания могут объяснить нам эту причину.
"...по Клавдию сын его Нерон; так был окрутный, же и власную матку свою и научителя своего Сенеку без причины казал забити и килкокрот казал мЂсто Рим запалити не для чого иншого, тылко, абы ся на огонь смотрЂл и тЂшил. Княжатом и паном римским и всей речи посполитой великие кривды и утиски чинил, a так кождый подданый для великой окрутности его не был маетковь и здоровя своего безпечен. И так многие, покидавши маетности свои, утЂкали до инших панств, шукаючи покою. B той час одно княжа римское, Палямон, Неронов повинный, зобравшися з жоною и дЂтми своими и поддаными, зо всЂми скарбы, з которым было o пятьсот от шляхты римской, также з жонами и дЂтми, взявши з собою едного австронома, пошли в окрутах Mopeм, шукаючи собЂ мЂстца слушного, где бы мЂлы И посЂлитися и мешкати в покою. A межи тою шляхтою были четыри домы найвышшии: перший з гербу Катовруса Доспронгус, другий з гербу Колюмнов Просперце Спримнус, Корсинус и Улиянус, и Гектор з гербу Рожей. И так оный немалый час по мору ходячи, пришли в Межиземское море и дошли реки Кисага, a тою рекою в самое море Окиян (мает быти море Балтицкое або Венедицкое), a морем Окияном вышли до устя реки в Корлянского моря, где Немен рЂка в тое море впавши (недалеко от Клойпеды або Ланела, замку велми оборонного пруского), до мора Балтицкого або Венедицкого впадает. A потом Немном вошли в море Курляндское або Немново, a то для того зовется, ижь Немен в тое море Курляндское впадает дванатцетма мЂсци, a кождое называют своим прозвизском, межи которыми называют едно усте Гексия. Оны пошли ку горЂ против воды, на поле: Дубаса река..." (Летописи. Том 32. Хроника Литовская и Жмойтская)
Эти строки можно дополнить Материалами для родословия князей Гедеминовичей:
"Публий Либа Палемон, великий князь гертурский (этруский - Б.П.) пришёл в страну Литовскую в 16 году. Прочие 4 князя: Дорспрунг герба Книтавр; Проспер Искарин герба Колюмн, се есть столб; Илион Урсин, герб Медведь, Гекипор Гастолер, герб Кринтий. Плыли из реки Тивер в Тиренское море, Междоземное, в западные страны, в Немецкий океан между Англией и Фландрией, королевство Датское в Зунд, море Балтийское в Немень". (Смольянов В.Н. Материалы для родословия князей Гедиминовичей).
Похожая информация имеется и в Хронике Быховца: "А князь по имени Аполлон (Полемон), который тоже забрался в то место... И было с ним пятьсот человек римских дворян, и между ними на острове оказалось четыре рода римских дворян: из герба Китовраса Довспрунк, из герба Колюмнов Прешпор Цезарин, а из герба Урсеинов Юлиан, а из герба Розы Торого. И пошёл морем между землей, и взял с собой одного астронома, который астроном понимал по звёздам, и пошли на кораблях морем на север, и обойдя Францию и Англию, и вошли в королевство Датское, а в королевстве Датском вошли в море океан, и морем океаном дошли до устья, где река Неман впадает в море океан..." (Хроника Быховца)
Среди тех, кто бежал от Нерона вместе с Полемоном, следует обратить внимание на выше названного Прешпора или Проспера Цезарина из герба Колюмн. Во-первых, только имя этого Проспера имеет самое большое сходство с именем Прус. Во-вторых, прямые потомки по мужской линии и Проспера и Пруса, а это Гедиминовичи и Рюриковичи, относятся к одной и той же гаплогруппе N1c1. Это свидетельствует о том, что у Гедиминовичей и Рюриковичей был общий предок. Поэтому здесь мы наблюдаем не только сходство имён, но и сходство на генетическом уровне.
Самое существенное: Проспер назван в преданиях ещё и Цезарином. То есть он происходил из рода Цезарей, а, значит, мог считаться близким родственником императора Августа. С другой стороны, его прозвание Цезарин говорит о том, что хотя он и происходил из рода Цезарей, но был усыновлён представителем какого-то другого рода. О каком роде может идти речь? На имя рода указывает его первое имя Прешпор или Проспер, по-нашему Прус. Получается, что Цезарин был усыновлён неким Проспером-Прусом. И, если этот усыновитель был потомком Прусиев из страны Вифинии, то Проспер-Прус Цезарин мог быть усыновлён им в то время, когда они оба ещё жили в самой Вифинии.
Среди современников Гая Юлия Цезаря упоминались разные Цезари. Например, Секст Юлий Цезарь и Луций Юлий Цезарь. Первый в 48 году до н.э. служил наместником в Сирии, а в 47 году был убит восставшими помпеянцами. Второй был помпеянцем. В 49 до н.э. Помпей послал его к диктатору Гаю Юлию Цезарю в Африку с миром. Там Луций пробыл шесть лет, но в 43 году был убит солдатами диктатора с согласия императора Августа. Теоретически Прус Цезарин мог быть сыном или внуком Секса Юлия Цезаря или Луция Юлия Цезаря. Оба они погибли в междоусобной войне. Поэтому семья одного из них могла бежать от преследования и какое-то время скрываться в Вифинии, где и произошло желанное усыновление. Вифиния располагалась гораздо ближе к Сирии, чем к Африке, поэтому Прус Цезарин, скорее всего, мог быть потомком именно Секста Юлия Цезаря.
О реальной связи Рима с Пруссией во времена именно Нерона в своё время писал римский историк Плиний Старший: "И поныне жив ещё римский всадник (Квинт Атилий Прим - Б.П.), посланный туда (в Пруссию - Б.П.) для приобретения янтаря Юлианом, ведавшим устройством гладиаторских игр при принцепсе Нероне. Он обошёл местные торговые пункты и берега и привёз такое количество янтаря, что сетки, защищающие балкон от диких зверей, скреплены были янтарём, а вся арена и носилки для убитых гладиаторов и всё прочее снаряжение, необходимое для игр, были сделаны из янтаря, чтобы создать разнообразие в самой пышности каждого отдельного дня этих игр". (Плиний Старший. Естественная история. Главы 42, 45)
Слова Плиния Старшего о тесной связи Рима с Пруссией подтверждают и нынешние археологи: "Именно этому времени соответствуют находки на могильнике Доллькайм (к юго западу от современного Зеленоградска) деталей римского воинского снаряжения, прежде всего - нагрудных знаков отличия легионеров ("фалер") и римских воинских поясов". (Кулаков В.И. Дорогами Ульмеригии. Стр.32)
"На рубеже 1 век до н.э. - 1 век н.э. происходит распад культуры западно-балтийских курганов... С этого времени можно говорить о возникновении самостоятельной этно-языковой общности, известной в раннем средневековье под именем "пруссы". Античными историками этот народ упомянут под именем "эстии"...
Показателем далёких торговых связей эстиев являются находимые в погребениях и кладах римские бронзовые монеты. Основное их число чеканено при императоре Траяне (53-117 гг. н.э.)... На территории Калининградской области, в основном на Самбии, как в погребениях, так и вне комплексов обнаружено большое количество предметов римского импорта - римские керамические и металлические сосуды, оружие, украшения". (Кулаков В.И. Забытая история пруссов. Стр.8,10)
Таким образом, если Прус покинул Рим в одной компании с Публием Полемоном, как пишет об этом Екатерина II, то произойти это, действительно, могло в I-м веке н.э., а точнее - в 16 году н.э. И, хотя та же Екатерина II считает эту информацию просто басней, но все археологические факты, а также летописи и хроники разных стран утверждают обратное. Следовательно, датой рождения Пруссии можно считать именно 16 год н.э. И если Прус был прямым предком варяга-руси Рюрика, а Пруссия тождественна Руси, стране варягов-руси, то и Рюрикова Русь тоже могла брать своё начало в 16 году н.э.
Подтверждение этому факту можно найти в древней Дании: "Узнав, что несколько посланников, которых он (Фроди, король Дании во времена Иисуса Христа - Б.П.) направил в Руссию чтобы наложить дань, были убиты ужасной смертью из-за предательства жителей, Фроди был уязвлён двойной несправедливостью и осадил их близлежащий город Ротель. Решив, что протекающая река может помешать ему захватить город, Фроди разделил массы воды, создав новые потоки таким образом, чтобы превратить русло неизвестной глубины в проходимые броды; не снижая скорости, вихри, ослабленные разделением, раскручивали свои волны вперёд теперь более слабыми потоками, и изгибались на всём их узком протяжении, медленно утончаясь и превращаясь в мелководье. Таким образом Фроди переправился через реку; и город, который был слабо защищён, он победил, а его солдаты разрушили город без сопротивления. Сделав это, Фроди направил свою армию к городу Палтиска. Думая, что нет силы, могущей одолеть его, Фроди заменил войну на хитрость. В темноте он вошёл в неизвестное потаённое место, только несколько человек знали секрет, и, чтобы уменьшить опасения врага, приказал сообщить в округе о своей смерти; похороны были проведены, и курган был насыпан, чтобы дать повод рассказам. Даже солдаты сожалели о его предполагаемой смерти с трауром, который тоже был секретной уловкой. Этот слух дошёл до Веспасина, правителя города, и привёл к потери мужества и ослаблению защиты, как будто победа была уже за ним, а враг получил шанс на передышку, и легко поразил его". (Саксон Грамматик. Деяния датчан. Книга II)
Эти строки древнего датского историка свидетельствует о том, что Русь действительно начала упоминаться именно в I веке н.э. Следовательно, в 2016 году нашей Руси исполнится ровно 2000 лет.
Остаётся последний вопрос: почему же наша страна носит всё-таки имя Руса, а не Пруса? Если и Пруссия, и Руссия возникли синхронно, и если основателем и той, и другой был один и тот же персонаж, то можно было бы говорить о возможном тождестве Пруссии и Руссии. Однако разница всё же есть. Тогда почему же она возникла?
В русских летописях существует предание о Русе. Вот оно:
"...Рус вселися на месте некоем разстояннем Словенска Великаго, яко стадий 50 у соленого студенца, и созда град между двема рекама, и нарече его во имя свое Руса, иж и доныне именуется Руса Старая. Реку же ту сущую едину прозва во имя жены своея Порусии, другую ж реку имяноваво имя дщери своея Полиста. И инии градки многи Словен и Рус поставиша. И от того времени по имяном князей своих и градов их начахуся звати людие сии словяне и руси. От создания мира до потопа лет 2242, а от потопа до разделения язык 530 лет, а от разделения язык до начала создания Словенска Великаго, иже ныне Великий Новъград, 327 лет. И всех лет от сотворения света до начала словенскаго 3099 лет. Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко. Тамо бо берущи дорогою скорою звери, рекомаго дынка, сиречь соболь.
Хождаху ж и на Египетъския страны воеваху, и многое храбрьство показующе во еллинских и варварских странах, велий страх от сих тогда належаше..." (Сказание о Словене и Русе и городе Словенске. Полное собрание русских летописей. Том 31)
О каком Русе в данном случае идёт речь? О том, кто был современником Словена (или Славена). В Болгарии его называли стомогильным Слав-царём. Именно от этого вождя и получили все последующие славяне своё имя. Но если Рус, основатель Старой Руссы, был современником Славена, то он должен был жить в VI веке н.э. Как раз в это время, по данным археологов, в районе Старой Руссы и Новгорода возникает славянская археологическая культура новгородских сопок.
Названный Рус, коли он впервые появился у озера Ильмень уже будучи женатым и имея дочь Полисту, ранее должен был жить где-то в другом месте. Имя его жены Порусии указывает на то, что до своего прихода к озеру Ильмень Рус мог жить на территории Пруссии. Что же могло вынудить Руса покинуть землю той Русии-Прусии, которая упоминалась датчанами несколькими веками раньше, и уйти от неё далеко на север?
Согласно прусским летописям, в 521 году королём всей Пруссии был всенародно избран Видевут, прямой предок нашего Петра I по мужской линии и тогдашний вождь кимбров. Представители этого племени чуть ранее в количестве 46 тысяч человек на плотах приплыли к берегам Пруссии с острова Кимбрия (ныне Готланд). Вероятно, именно по этой причине Рус был вынужден покинуть родную землю и уйти от неё на север. В таком случае Старая Русса могла быть основана Русом в том же году, то есть в 521.
Однако раз Руссия упоминалась датчанами ещё в I веке н.э., то она должна была носить своё имя не в честь основателя Старой Руссы, а в честь совсем другого Руса, в честь того, кто жил на несколько веков раньше. На сколько же веков раньше?
Если в I веке н.э. основателем Руссии-Пруссии был Прус Цезарин, то именно он мог назвать свои владения Русью. И это он сделал не в честь себя, а в честь какого-то более древнего героя, носившего имя Рус. Чьё же имя носила самая древняя страна под названием Русь? Имя какого Руса? Следы его теряются в глубине веков. Но, двигаясь осторожно в эту глубь, можно попытаться найти ответ и на этот вопрос.
Если Прус Цезарин прибыл на юг Прибалтики из Вифинии, то искомого Руса следовало бы искать именно здесь. Такой же вывод можно сделать и после прочтения следующих строк летописца Нестора: "...бысть язык славенеск, от племени Афетова, нарицаеми норцы, яже суть славяне, иже живяху близь Сирии и в Пафлагонии". (Нестор. Славяне от Афета) В I веке до н.э. независимая Вифиния как раз и включала в себя западную часть Пафлагонии. Так что всё сходится и у Луки Давида, и у Нестора.
В то же время среди правителей Вифинии никогда не было персонажа, носившего имя Рус. Самым первым же был Прусий. Его в своей "Географии" упоминал ещё Страбон: "3... Пруса расположена на Мисийском Олимпе. Город обладает прекрасным государственным устройством, граничит с фригийцами и мисийцами. Он был основан Прусием, воевавшим с Крезом". (Страбон. География. Книга ХII, глава IV).
Коли самый первый Прус был современником Креза, царя Лидии, то, значит, он жил в середине VI века до н.э. Откуда появился этот Прусий, из какого племени он происходил, Страбон не пишет. Однако Геродот, который жил на несколько веков раньше, в своей "Истории" называет несколько племён, покорённых тогда Крезом: "28... Вот имена этих народностей: лидийцы, фригийцы, мисийцы, мариандины, халибы, пафлагонцы, фракийцы в Финны и Вифинии, карийцы, ионяне, дорийцы, эолийцы и памфилы". Поэтому самый первый Прусий мог быть представителем какого-то одного из перечисленных племён.
Выделяя пафлагонцев, можно отметить, что самым первым царём у них, согласно Страбону, был некто Пилемен. В какие века он жил, неизвестно. Однако его имя практически совпадает с именем Полемона, последнего царя Понта, и с именем того Полемона, вместе с которым Прус оказался в Южной Прибалтике. Только Полемон держал свой путь в устье Немана, а Прусий - в устье Вислы.
Из других племён, покорённых Крезом, можно обратить внимание и на племя халибов. Тот же Страбон, упоминая это племя, писал следующее: "19. Современные халдеи в древности назывались халибами". То есть халибы и халдеи - это одно и то же племя. Ранее, как пишет Страбон, халдеи жили в Ассирии и пользовались большим почётом.
Во времена самого первого Прусия на месте Ассирии как раз под ударами мидийцев погибло государство Наири. Нам оно больше известно под названием Урарту. Поэтому халдеям пришлось покинуть свою страну. Некоторые из них оказались в Вавилонии, другие бежали на север к южным берегам Чёрного моря. Вспоминая халдеев Вавилонии, Страбон писал следующее: "6. В Вавилонии выделены особые поселения для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются преимущественно астрономией... Есть несколько родов халдеев-астрономов: одни называют их орхенами, другие - борсиппенами, и несколько других - разными именами; они делятся как бы на разные секты с различными учениями по одним и тем же вопросам. Математики упоминают некоторых из этих людей, например Кидена, Набуриана и Судина. Селевк из Селевкии - также халдей, как и несколько других замечательных людей".
Не тех ли самых "учёных мужей", прибывших из Вифинии, упоминал и Лука Давид, прусский историк? Между прочим, одно из княжеств Пруссии носило название Судовии. Её название очень похоже на имя астронома Судина, а ведь он мог быть современником Пруса. С другой стороны, и литовские предания, приведённые выше, упоминали какого-то тогдашнего астронома, который сопровождал Полемона и его друзей на пути в Прибалтику. Может быть, в данном случае речь как раз и идёт о Судине?
Учёным должны быть известны тригонометрические Прусские таблицы, изданные в Европе в Средние века. Именно эти таблицы, составленные вручную многими поколениями потомственных математиков, использовал потом для доказательства своих астрономических выводов знаменитый Николай Коперник. Имя Коперника нами не забыто, а имена безвестных прусских математиков канули в лету. Тем не менее, связь древней Пруссии с халдеями-математиками и астрономами налицо.
Но вернёмся к халдеям и к той стране, где они жили перед тем, как бежать на юг в Вавилонию или на север, к берегам Чёрного моря, то есть в Пафлагонию и Вифинию. Название их страны не в форме Урарту, а в форме Наири очень знаменательно. Ведь оно указывает нам на то, что искомыми норцами, упоминаемыми летописцем Нестором, как раз и могли быть бывшие жители Наири, то есть наирцы. Как многим известно, верховным богом в Наири был бог Халди. От него и пошли потом все выше названные халдеи.
С другой стороны, одним из династийных имён правителей Наири было имя Руса. Известно несколько правителей, носящих такое имя. Самым последним из них был уже четвёртый Руса. Именно он стал свидетелем гибели своей страны. Именно он был современником того Прусия, который вдруг неизвестно откуда появился в Вифинии. Что это: простое совпадение нескольких фактов или всё-таки закономерность?
Норцы и наирцы? Руса и Русь? Неизвестный астроном в Прибалтике и халдеи-астрономы? Судовия и Судин? Пилемен в Пафлагонии и Полемон у берегов Немана? Прусии в Вифинии и Прус на берегах Вислы? И т.д. и т.п.
Беженцы из страны Наири только тогда могли бы называть себя русами, если бы их вождём во время исхода продолжал оставаться последний Руса. Иначе они бы никогда не вспоминали его. Причём при условии, что этот Руса не только выводил их в безопасное место, но и помог им обосноваться на новом месте.
Есть ли в древних манускриптах Ближнего Востока какое-нибудь упоминание о подобном событии, которое было бы как-то связано с беженцами, ведомыми Русой? Оказывается, в Библии можно найти упоминание о сынах некого Рассиса. Они жили в Нагорной стране недалеко от Киликии близ Сирии. Причём эти сыны были впервые упомянуты там как раз во времена четвёртого Русы:
"В восемнадцатом году, в двадцать второй день первого месяца, последовало в доме Навуходоносора, царя Ассирийского, повеление - совершить, как он сказал, отмщение всей земле. Созвав всех служителей и всех сановников своих, он открыл им тайну своего намерения и своими устами определил всякое зло той земле. И они решили погубить всех, кто не повиновался слову уст его. По окончании своего совещания, Навуходоносор, царь Ассирийский, призвал главного вождя войска своего, Олоферна, который был вторым по нём, и сказал ему: так говорит великий царь, господин всей земли: вот, ты пойдёшь от лица моего и возьмёшь с собою мужей, уверенных в своей силе, - пеших сто двадцать тысяч и множество коней с двенадцатью тысячами всадников, - и выйдешь против всей земли на западе за то, что не повиновались слову уст моих... Олоферн, выйдя от лица господина своего, пригласил к себе всех сановников, полководцев и начальников войска Ассирийского, отсчитал для сражения отборных мужей, как повелел ему господин его, сто двадцать тысяч, и конных стрелков двенадцать тысяч, и привёл их в такой порядок, каким строится войско, идущее на сражение... И с ним вышли союзники в таком множестве, как саранча и как песок земной, потому что от множества не было и счёта им. Пройдя путь трёх дней от Ниневии до передней стороны равнины Вектелеф, они поворотили от Вектелефа, близ горы, лежащей по левую сторону верхней Киликии. Оттуда, взяв всё войско своё, пеших и конных и колесницы свои, он отправился в Нагорную страну; разбил Фудян и Лудян и разграбил всех сынов Рассиса...". (Библия. Книга Иудифи. Глава II. Строки 1-28)
Куда же могли бежать сыны уже почившего к тому времени Рассиса после нападения многочисленных войск Навуходоносора? Им только и оставалось, что бежать из Нагорной страны ещё дальше на север и северо-запад от Вавилона, то есть в сторону Пафлагонии и Вифинии.
Вот, оказывается, что можно узнать о предыстории Руси, если внимательно относиться к каждому, даже самому малому историческому факту. Когда же всё-таки родилась наша Русь? И главное, чьё же имя она носит со дня своего основания и до сих пор?