Аннотация: всю "наскальную живопись" в виде наколок увековечили на редкомытых руках
ВЕСНА
Бурная ранняя весна приносит массу забот.
Когда огромные айсберговые сугробы выдавливают из-под себя первую жижу, начинается тайная операция по заготовке снега на лето. На пустырях всегда найдется парочка сухих колодцев неизвестного предназначения - они набиваются снегом под завязку, сверху несколько мешков с опилками с ближайшей стройки, дальше самая тяжелая работа - закрыть колодец чугунной крышкой, из за нее-то и приходится посвящать в это дело кучу народа под страшными клятвами, "что прям таки забудут до лета".
Все это лишь для того, чтобы среди жаркого - жаркого лета вывалить на купающихся в фонтане пару корзин снега, и когда визжащие девчонки освободят водный простор, нырнуть туда и с фырканьем плыть, раздвигая сугробы к неописуемому возмущению многочисленных бабулек, под крылышком которых обсыхает вылетевшая из фонтана малышня. А ещё кидаться снежками во дворе, да любой пацан готов "полжизни" отдать, чтобы дали хоть один разочек снежком шмякнуть в стенку и смотреть, как вода с шипением высыхает прямо на глазах.
Но главная примета весны - это тонкий острый дымок, вьющийся из-под увеличительного стекла. Ох, какое же это счастье иметь "увеличиху". На неё занимали очередь, хозяину этого сокровища жилось как Тому Сойеру с его забором. Ему первому давали откусить хлеба с мокрым сахаром, ему подносились "дары" в виде подшипника для самоката, рогатки на лучшей "авиационной резине", непобедимой свинцовой "чики" (для запрещённой игры на деньги), свайки с кусочком меха из собачьей шерсти, чтобы набивать ногой, и даже сомнительное право первого выстрела из нового "поджига" (хотя только дурень может шарахнуть из непроверенного "самопала", держа его в руках).
Узорами и автографами покрывалось всё, что могло гореть, начиная от личного деревянного самодельного оружия, как то: мечи, луки, наганы или ковбойские "Смит энд Вэссоны" (скопированные один в один из "Лимонадного Джо"), и кончая лавочками, качелями и беседками, которые спасала только регулярная последующая покраска под руководством глазастого Домуправа. Причём сначала он, для последующего выяснения, аккуратно срисовывал в блокнот первые попытки юного населения двора оставить свой след на земле.
Более оторванная часть дворовой шпаны под общей кличкой "колхозники", видимо, за неимением прибора для выжигания, "пошли другим путем" и всю "наскальную живопись" в виде наколок увековечили на редкомытых руках - где изображалось восходящее (или заходящее, кто знает) из-за гор солнце с кривыми лучами, а впереди на сползающей набок воде парусник, очень похожий на пилотку из газеты, и всю эту жуть огибает сложночитаемая "какбыкпоссял" надпись УРАЛ. Тут Домуправу крыть нечем. Чем крыть знали родители, так как некоторое время спустя весь несчастный "колхоз" почему-то взялся сводить этот ужас ещё более дурацким способом - с помощью "сухого льда", который прибинтовывался к "шедевру". Шкура от ожога слезала точно, а наколка? А чёрт её знает.
Вообще-то "сухой лед" доставался у тёток-мороженщиц и то, если они быстро распродавали эскимошки. В ящиках частенько можно было заметить атомный дымок не успевшего испариться льда. Он, ловко закатанный в тонкую бумагу, отлично имитировал папироску, чем приводил в неистовство граждан, озабоченных нашим воспитанием: "Вот хулиган! Уши бы ему надрать! А ещё небось пионэр?!" Лёд, конечно, лучше катать во рту, тогда "дыму" больше, но язык немеет, и даже если эскимо кусаешь, всё одно, что вату ешь. Но эскимошки дороговаты - на эту сумму можно сходить утром в кино, ещё и копейка останется, а вот "Томатное" за семь в картонном стаканчике всегда по карману. А добавить пятак, то можно купить прессованный брикетик Какао и грызть понемногу - необыкновенно вкусно! Вообще-то эти брикетики надо заливать кипятком, пробовали - дрянь. Кто-то вместо пять раз виденного кино заворачивал в аптеку за Гематогеном - эти два ряда квадратиков напоминают шоколадку, жующуюся как ириска, но по цене на порядок дешевле. Как-то узнав, что в его состав входит какая-то "сухая кровь" мы первым делом сообщили об этом девчонкам - больше их у аптеки никто не видел.
С весны начинается бурная дворовая "милитаризация", и рогатка тут, как вторая обувь в школу - можно и обойтись, но нехорошо отрываться от коллектива. Ничего позорнее, чем те рогатки, что показывают в кино, я не видел. Из этого безобразия, напоминающего ухват или рогатину на медведя, стрелять?! Из этого застрелить надо бы того отличника-киноконсультанта, просидевшего всё своё дворовое детство на занятиях в музыкальной школе по классу "верховой езды на семиструнном баяне".
Настоящий рогачёк вырезается из любой не хвойной древесины, особенно хороши: яблоня, вишня, груша - да где ж их наберёшся, поэтому нам, например, вполне подходила акация, росшая вдоль трамвайной линии. Акацию ежегодно стригли, потому разветвлений под рогачёк было на любой вкус. Выбираетсяся рогачёк мастерский - на палец ширины, ну для начинающих можно на два - когда между рогачками можно всунуть эти самые два пальца, а что в кино показывают? Да там голову можно просунуть.
Описать устройство рогатки сложнее чем пулемёта, но я делаю это по соображениям элементарной техники безопасности правого глаза. Повторюсь, что ту декоративную "рогатку" из кино по-настоящему даже натянуть страшно, ведь она обязательно сломается, и кусок палки на резине прилетит в тот самый глаз. Придётся, видимо, раскрыть тайну "золотого сечения" идеальной карманной рогатки, тогда может хоть один дилетантский глаз, оставшийся целым, скажет спасибо, устами хозяина, конечно.
Во-первых, для похода за рогаткой необходим перочинный ножик (название осталось со времен, когда гусиными перьями писались "вечные произведения", сейчас наоборот - вечными перьями пишутся "гусиные"). Конечно, сто лет уже никакие перья не "очиняют", перья давно металлические со звездочкой или под номерами - вот Љ"23, например, был для школьников под строжайшим запретом из-за неправильного нажима, и по "Чистописанию" "неуд." гарантирован. Но на кой нам это чистописание? Мы, кажется, рогатку ищем. Тогда ещё нужен спичечный коробок, он то и есть то самое "золотое сечение". Объясняю для ясности: у коробка есть высота, ширина, толщина и этого достаточно. Увидел ты подходящий куст или ветку - не спеши строгануть, приложи коробок и прикинь: толщина веток - это толщина коробка, ширина будущего маленького рогачка - это ширина той же коробки, потом остается как можно дальше вытянуть вкладыш со спичками (лучше без них, чтобы не рассыпать) и получите общую длину всей рогатки. Ручка должна быть короткой, но толстенькой, и вообще, когда дело коснётся техники стрельбы то, одним словом, из руки будет торчать только самый верх рогатки. Итак, вырезаем пару-тройку рогаток, ну за одной и ходить в такую даль не стоило, а во-вторых двух одинаковых изделий не получается. Очищаем от коры и там, где будет крепиться резина, делаем ножичком круговые неглубокие канавки.
Всё. Грубые деревянные работы закончены. Заранее, конечно, нужно иметь пару полосок резины ( один чёрт знает, где она достаётся, но у меня её всегда было завались), она называлась "авиационной", хотя родом была скорее из аптеки. Главное - эту широкую резину располосовать на три пары узких шириной с толщину спичечного коробка. Хозяин рулона этой резины в лучшем положении, так как он берёт две крайние полоски, а остальные как нарезали, так уж нарезали. Вообще, если этот этап прошёл успешно, считай, что рогатка у тебя в кармане.
Кожанка (это куда снаряд вкладывается) делается из курток, стелек, кошельков сумок и ещё из кучи не нужных кожаных изделий - главное, чтобы обрезки этих изделий больше никогда не попадались родителям на глаза, иначе тут же выяснится, что именно это - самая необходимая вещь и что теперь просто выйти не в чем. На коже размером с тот же коробок, но с закруглёнными уголками, пробиваются ( не прорезаются ) или прожигаются гвоздиком два маленьких отверстия по краям, чтобы скрученный конец резины только-только протиснуть. Замшевая сторона внутрь (тогда снаряд не скользит), а кожаная наружу для руки, чтобы наоборот скользила.
Наступает момент, когда без помощника не обойтись. Он должен натягивать продёрнутую сложенную вдвое резину, а уж хозяин мягкой медной (не слишком тонкой - она режет) проволочкой, какой полно в радиоприёмниках очень старшего поколения, аккуратно обматывает "авиационную" резину, и теперь, если отпустить, она намертво соединится с кожанкой. То же проделывается на рогатке, где отпущенная резина плотно садится в свои канавки. Надеюсь излишне говорить, что резиновые хвостики должны быть снаружи, что полоски резины должны быть совершенно одинаковыми, что каждое лишнее переделывание портит резину, что длина натянутой рогатки - это вытянутая рука и до щеки, не длиннее, лучше уж короче, но тогда страдают дальность и точность. Остальное уже невозможно передать на словах - опыт приходит с практикой. Это как вождение автомобиля - хоть год изучай в теории, а сядешь за руль...
Во время стрельбы вся рогатка практически утоплена в левой руке и опирается на её же большой палец, и когда, наконец-то, снаряд отпускается, рогатка сама уходит вперед вниз, и камень, или что там было, просвистывает беспрепятственно над тем местом, где только что был рогачёк. Повторяю для "моцартов" - не сквозь рогатку! Теперь главное! Это не какое-то холодное или огнестрельное - это просто "убийственное" оружие в радиусе нескольких десятков метров в умелых руках "снайпера". Запомни: "Не целься в человека, иначе он калека!"
Рогатка - это произведение коллективного творчества со строгой индивидуальной ответственностью! А эта самая длинная, подробная и единственная инструкция в мире создана под впечатлением услышанного рассказа о том, как находчивый боцман заранее изготовил для всей безоружной команды сухогруза, дело было кажется в Южно-Китайском море, рогатки, с помощью которых они гайками в темноте успешно отбили нападение подкравшихся на катерах и пытавшихся захватить корабль пиратов. Поэтому в каждом коллективе должен быть хотя бы один такой "боцман с сухогруза", бурное детство которого помогло оставить без пищи стаю возмущённых акул.