- Мне безумно они надоели! Я уже в пятый комплекс их вожу, им ничего не нравится. Две капризные, вылизанные...
- Я поняла, пап.
- ...Ну, в общем, сплошной сироп. Ненавижу.
- Чая хочешь?
- Не надо. Что у нас поесть?
- Картошка жареная, курица по-царски.
- Опять "бзик добросовестной хозяюшки"?
- Бывает.
- Ладно, неси.
Аня и правда, бывало, переживала такие "бзики". За счет них квартира и была, наверное, почти всегда чистой. Хотя хворостинки жареной картошки никогда не были ровными, и цветы в горшках могли скорее засохнуть, чем загнить от чрезмерного полива. Но отец редко говорил об этом - может, потому, что мало бывал дома, может, потому, что умел довольствоваться малым. "Да ты вообще молиться на меня должен, - заметила как-то она, - Кирилл и Сашка принимают наркотики, как и половина "бэшек". Ну, прости, утрирую - может, треть... Почти все наши пьют, если нет, то уж хотя бы дымят, как паровозы, это точно. Кроме, правда, Иры Жуковой, но она, по-моему, вообще слабоумная. Я - вроде бы нет. Хотя это, наверное, временно". "Я бы не сказал, что ты - нормальная" - заметил отец.
Аня ковыряла еду вилкой, папа жадно уплетал картошку.
- А ведь у меня для тебя не очень хорошая новость, - сказал он с набитым ртом.
- Какая новость?
- Мне придется их пригласить к нам. Все мои проекты - в этом компьютере, и я все никак не перенесу их... Пора ноутбук заводить, но только если я спроважу уже эту сладкую семейку.
- Спровадишь, не волнуйся. - Аня вышла из-за стола.
- Ты куда? Не поела же.
- Не хочу.
- Джинсовку одень! - крикнул отец, когда Аня уже выходила из коридора.
Джинсовку она не забыла, потому что на набережной, куда она пошла, всегда было прохладно. Она шла налегке. Не как всегда, а без школьного рюкзака, без вечной папки под мышкой, даже зонта в ее руках не болталось, и вид у нее был неприкаянный, странноватый, темно-серый. Такая же темно-серая зыбь ползла по поверхности воды, и Аня весьма умело и непринужденно маскировалась под нее. Ее никто не видел, и редкие прохожие игнорировали ее. И ей это нравилось - играла в фантома.
"Следы - пепел, искристый взгляд, а вообще-то меня нет, - развлекала себя она. - И никогда вроде бы и не было. Я вообще живу где-нибудь в костре, прыгаю с пламенем - кто может танцевать лучше огня? Круто... Да, и я кого-то сильно-сильно люблю... Вот только кого?.. Так-так...
Он разжигает костры. Он путешественник! Здорово. Я его уже люблю. Но я - только песня огня, немой блик, что зовет без ответа... Серый... Вера... Мой взгляд - только искры костра, и следы мои... пепел серый... Ты не знаешь, как...
Мой взгляд - только искры костра,
И следы мои - пепел серый;
Ты не знаешь, как боль остра,
Когда хочешь согреть своей верой...
Ничего. Запишу..."
Аня не беспокоилась, что забудет. У нее была феноменальная память, и только за счет этого она училась так, что многим было завидно. Чисто, легко, без усилий. Даже почерк - литой,
выдержанный, и голос такой терпкий, это было особенно заметно, потому что она редко говорила.
Как будто каждый раз, когда она начинала говорить, голос привыкал к речи после долгого молчания.
Ане казалось, что люди идут прямо сквозь нее, хотя никто не проходил даже вплотную к ней. Просто она была настолько прозрачной, и остальные настолько плотные, осязаемые и серые, что вот так вот и казалось... Насквозь.
Про огненного фантома больше не думалось. Люди не могут ходить через огонь.
Сегодня снилось, что кто-то ходит сквозь огонь. Потом снился какой-то парень. Тоже весь в огне, как будто обросший пламенем.
Мама снилась... Аня пошла домой.
Сны были единственным напоминанием о маме, только когда она снилась, Аня
спохватывалась и звонила ей. Мама проявляла необыкновенную чуткость во время этих редких телефонных диалогов, и Ане казалось, что если бы мама была в этот момент рядом, то всей
душой стремилась бы посморкать ее, смоченным слюной носовым платком вытереть "какую-то пакость" с щеки и укутать в сто шерстяных кофточек. Но сама мама никогда не звонила. Может, потому и была так внимательна по таким случаям, что ей было стыдно... По крайней мере, Аня переживала каждый раз, когда ей снилась "напоминалка", словно это она бросила маму, а не наоборот.
В четверг мама приехала. Отец ожидал, что Аня удивится, но этого не случилось, хотя он впервые Аню не предупредил о том, что мама приедет.
- Что же ты не предупредила? - спросила Аня не слишком заинтересованно, - Я бы приготовила что-нибудь...
- Да знаем мы твою готовку! - рассмеялась мама, но ни отец, ни Аня не смеялись, и она быстро и неловко замолчала. - Шучу.
- Ага, - сказала Аня зачем-то. Не клеился разговор.
Папа ушел на кухню. Мама пила чай, Аня не притрагивалась, как в голливудских фильмах герои зависают перед тарелкой еды или чашкой, когда собираются сказать что-то типа "между нами все кончено" или "у нас будет ребенок".
- Пей, пей, - озабоченно сказала мама, пододвигая поближе к Ане ее чашку, - Тебе надо горячего, ты что-то охрипла...
- У меня всегда такой голос, мама, - сказала Аня своим совсем не хриплым, но очень уж странным голосом. - Ты забыла?
Мама не ответила. Неудобно.
- Что твои стихи? Как пишется?
Какое неуклюжее слово - "пишется"...
- Как слышится, так и пишется, - проговорила Аня. Мама нахмурилась сосредоточенно - не поняла. Зато Аня понимала... Все, что слышала, она записывала. Слышала, как кто-то диктовал. В последний раз - огненный мальчик в костровом сонном измерении. Диктовал жарким, рыжим голосом минорные, угольные строки.
Маме было совсем неловко, Аня видела. Ей было бы сейчас интересней думать про пепел и искры, но какая-то несвойственная ей вежливость подтолкнула продолжить разговор. В конце концов, мать бывает здесь редко. Ей скучно здесь.
- У тебя новые сережки, - сказала она, - Где те, что я тебе подарила на тридцатилетие? Ты их носишь?
"Ревниво прозвучало... Глупо".
- Ношу, ношу, конечно. Просто сегодня они не вписывались... В общий стиль. А как тебе эти? Нравятся?
- Почему ты ушла?
Ушат холодной воды. Пинок в солнечное сплетение.
- Тебе мы были в тягость? Я? Папа? Не бойся, я не обижусь, мне просто интересно. Только не надо деликатничать, боясь меня расстроить. У меня сегодня такое миролюбивое настроения, что я могу мурлыкать и тереться у ног.
- Как тебе сказать... Тебе самой не казалось, что наши линии, они совершенно... Параллельны... Что я параллельна тебе, мне параллелен отец, и вообще, такая дисгармония, что порой кажется, будто живешь отдельно от вас, только при этом зависишь... Не легче ли жить отдельно и НЕ зависеть?
- Интересно говоришь... - сказала Аня в пространство. Но парень, объятый пламенем, интересней... Она чуть не сказала это в слух, и тогда поняла, что ей пора, как говорит отец, "уйти в изолятор" - пошататься где-нибудь, совершенно свободно ото всех, совершенно без мыслей о чем-либо реальном, полностью провалиться в сон - Аня ходила по привычным дорогам родного захолустного райончика на московской окраине, как сомнамбула, не думала - пребывала в совершенно другом месте. Она подобрала ключи со стола, нацепила тяжелые мрачные кроссовки и пошла к выходу, столкнувшись в дверном проеме с отцом. Он нес торт-мороженое.
- Ты куда? - растерялся он, - В изолятор, что ли?
Аня не любила, когда он подшучивал. И вышла.
- Ты маму что, провожать не будешь? - крикнул он. И так понятно, что нет.
Он сел.
- Какой такой изолятор? - спросила она обеспокоено - но с куда меньшим волнением, чем когда говорила с Аней.
- Ну, я так называю... Просто она иногда уединиться любит.
- И когда - "иногда"?
- Да когда в голову взбредет. В школу уходит на три часа раньше, или оттуда возвращается к ночи. Бывает, что среди ночи поднимается и гуляет.
- А эти ее прогулки... Ты не знаешь, с кем она... Что делает...
- Зина, в самом деле... - раздраженно сказал он, - Не трахается она ни с кем! А если и
так... Какое наше дело? Она не пострадает, если лишится нашего с тобой внимания, как это ни грустно слышать. Но я могу тебя заверить: она одна. Сочиняет, я думаю.
- Ты читал?
- Не знаю, куда она кладет бумаги, а попросить мне неловко. Вдруг откажет.
И оба они знали, как боятся любого ее, даже самого незначительно отказа.
Мадам и Мамзель Сироп притащились в субботу на утренний чай, и отец встретил их, когда Аня еще спала. Вернее, встала она рано, но провалялась все утро в постели, додумывая продолжения стихов про огненного фантома. Часу в одиннадцатом фантом смотался, испугавшись звона чашек и веселого женского смеха на кухне. Аня быстро законспектировала все изыски огненного мальчишки и, сказав ему многозначительное: "До встречи", надела отцовский свитер до колена поверх его же футболки, чуть покороче, и прошла в кухню. Отец ей безумно обрадовался:
- О! Вот и она. Познакомьтесь, Антонина Евгеньевна, Лизочка - это моя Аня.
- Такая славненькая... - протянула Антонина Евгеньевна, разглядывая Анин свитер, выплывавшие из-под него длинные, вполне женские ноги. Отец делал отчаянные знаки лицом и губами, показывая чудеса искусства мимической пантомимы. Похоже, он говорил что-то вроде "Твою мать, я урою тебя! ЧТО ЭТО ЗА ВИД?!" - и так далее. Аня села за стол, коротко улыбнулась гостям и принялась жевать бутерброд. Когда Аня проснулась, ей, помниться, хотелось съесть бутерброды с шоколадным маслом, а не с колбасой, но в течение последних пяти минут сахар в крови явно резко вскочил, и потянула на соленое, как беременную, а то и похлеще - иначе, скорее всего, стошнит. От папы сочувствия можно было не ждать - видимо, он собирался вместо разноса просто игнорировать ее, по крайней мере, до ухода гостей.
- ...Итак, что я могу сказать про этот жилой комплекс... Это Митино, вам должно понравиться - ведь вы хотели подальше от старого места... Так вот, рядом - торговый центр, квартиры трехкомнатные, по цене не отличается от предыдущего, но планировка куда более продуманная, санузел раздельный... Комнаты просторные...
- ...В туалете есть где душе разгуляться... - проговорила Аня, потягивая зеленый чай.
Гостьи уставились на нее. Отец - тоже...
- Э... Ха-ха... Это она у меня так шутит... Да... Подросток, Антонина Евгеньевна... Вам ли не понять... Аня, может ты пойдешь в свою комнату?
- В СВОЮ КОМНАТУ! - рявкнули его глаза. Аня улыбнулась и пошла в свою комнату. Отец - талант, и он продаст этим двум десертным сукам квартиру даже после этой ее выходки, и даже еще больше будет собой гордиться. Все к лучшему.
У себя особо делать было нечего. Пока нового ничего в голову не пришло, нужна была зацепка. Аня включила телевизор.
"Музыкальный" канал. Голос евнуха вещает о десятке кинопоцелуев (кому интересно?). Рассказывают про "Титаник".
Красивейшую, сильнейшую сцену фильма опошлили, заявив, что... Что "до того, как корабль канул в пучину, парочка успела свить на нем любовное гнездышко" и что "Джек и Роза превратили "Титаник" в корабль Любви"! Писец. Корабль Любви.
Может, не читали "Небо в алмазах"?
Или просто фильм не смотрели?!
Куда им...
Аня выключила телевизор и стала разбирать бардак на столе. Том Мураками заботливо убрала на полку, сгребла и положила в ящик стола диски. Из кучи черновиков безошибочно, с одного взгляда отобрала все нужное, остальное полетело в корзину. Среди бумаг нашлось и "Сердце огненного фантома".
Мой взгляд - только искры костра,
И следы мои - пепел серый;
Ты не знаешь, как боль остра,
Когда хочешь согреть своей верой.
Когда жгу твое сердце рукой,
Лишь оно леденеть стало,
Не узнаешь, любовью какой
Плавят сердца ледяные кристаллы.
Ты не бойся холодных ночей;
Я тебе совсем не знакома,
Ты не видишь, что все горячей
Сердце огненного фантома.
Я танцую в костре, но меня Ты не видишь в отблесках света,
И я - только песня огня,
Немой блик, что зовет без ответа.
Нужно что-то новое. Зацепки нет... Не за что ухватиться - пусто. Промежуточное состояние. Ужас.
В понедельник Аня, придя в школу, подошла к Тане Малаховой, сунула ей свою тетрадь по истории и помятый листок:
- На, можешь списать. Посмотри вот это, что ты скажешь?
Сказать, что Тане с Аней было друг на друга глубоко наплевать - не сказать ничего. С таким же успехом Аня могла бы обратиться к любому человеку в классе - просьбу выполнил бы любой, но Аня не выносила стихотворению приговора, пока не советовалась с кем-то, все равно, с кем. Из чистого любопытства - как правило, ни Танино, ни чье-либо еще мнение ничего не решало.
- Ну... - протянула Таня, разглядывая стихотворение. - Я не знаю... Что ты, в самом деле, меня спрашиваешь? Кто у нас поэт?
- Я здесь вообще не вижу поэтов, - нахмурилась Аня, - Вообще, оно как? По-моему, ничего...
- Ну так и поступай по-твоему, а я то что, советчик тебе, что ли? - без раздражения сказала Таня, - Ты извини, мне надо к уроку готовиться.
И она открыла Анину тетрадь. Аня забрала стихотворение и села за свою парту. Она сидела с Темой Ильинским. Из тех подгрупп, на которые Аня делила свой класс - Наркоманы (Кирилл и Сашка), Пьющие, Курящие и Ира Жукова - Тема Ильинский относился к Пьющим.
- Дыхни, - сказала она строго. Тема дыхнул. - У-у-у... - протянула она, - Я, кажется, сама теперь пьяная. Хрен ли ты пиво с утра пьешь? Забыл, какой у Григорьевны нюх?
- Да мне глубоко по фени, - заметил Тема слегка пьяным голосом, - Я ж немного...
- Я бы тебе сказала, да бесполезно.
- Знаешь, что! - чересчур умным в его положении тоном сказал Темка: - Писала свои стишш-ки... Вот и пиши! Н-да.
И он подпер потяжелевшую голову кулаками.
Начался урок.
Конечно, думала Аня не о конных войсках. И вся королевская конница, и вся королевская рать... Пытались войной восстановить хрупкую власть своего короля. Бесполезно - Шалтай-болтай сам в конечном итоге собирался, взлетал на стену и шатался там до своего нового падения.
Анин всадник был другим. Ни от короля, ни от конницы он не зависел. Нет южной звезды, горячей его взгляда, и нет в мире сердца свободней его... Он верит лишь в ночь в непролазных лесах... Полночный воитель.
Нет южной звезды горячей его взгляда,
И нет в мире сердца свободней его,
И кроме коня никого с ним нет рядом,
Он видел весь мир, что так мал для него.
Везде побывав, он нигде не был дважды,
И помнит - всего он еще не узнал,
И только ветра утолят его жажду,
И он, кроме них, никого не признал.
Нет силы мощней той, что им управляет,
И смеха, что чист, словно грома раскат,
Руки нет сильней, что коня укрощает,
Который горяч, точно алый закат.
Завидуют боги - он их победитель,
Он верит лишь в ночь в непролазных лесах,
Лишь в битву с грозою - полночный воитель,
И северный ветер в его волосах...
- И тогда для Сталина... Сталина!!! - прогорланила Дарья Григорьевна, клонившись над Аниной партой, - Я для вас в пятый раз повторять не буду!
Она вырвала из Аниных рук листок и положила на свой стол. Победитель богов уныло
сидел на учительском столе и угрюмо смотрел своими звездными глазами на историчку.
- Чего это ты так на меня так смотришь? - поинтересовалась Дарья Григорьевна, но Аня не ответила. За всадника было обидно.
Папа устроил-таки семейство Сироп, маму и дочку, в жилом комплексе в Митино, получил гонорар и купил в кредит ноутбук...
"Господи, о чем я думаю?! Какая скука...".
Всадник пожал плечами, слез со стола и ушел в открытую дверь класса. Больше его не было.
На перемене Аня подошла к учительскому столу. Рядом с ним, повернувшись к Ане спиной, Дарья Григорьевна писала что-то на доске. Аня забрала свой листок со стола - училка ничего не заметила. Аня ушла из класса.
В голове снова крутились мысли об отце. Что может быть скучнее, чем продажа недвижимости? Кажется, что в большинстве случаев чем прибыльнее профессия, тем скучнее. Адвокатура хотя бы... К любой рекламе, даже самой качественной, Аня относилась с презрением. Даже самое искусное вправление мозгов - это прежде всего вправление мозгов. А креаторы! Смотря какие, конечно... Ане как-то на глаза попался каталог одной раскрученной косметической фирмы... Названия оттенков губной помады (зачем они вообще нужны, когда заказывается косметика через цифровой код?) - это просто страх и ужас. "Наивный беж", "Малиновая фантазия", "Вишневая симфония"...
Боже мой.
Сама Аня совершенно не видела для себя вариантов профессии, кроме того, чем она занимается. Стихи она писала тоннами и томами. По стихотворению в день - в среднем. Как фабрика, точно, буквально по часам производила очередное стихотворение. Ящик стола уже ломился от ее тетрадей и блокнотов с черновиками.
- Я только это умею, пап, - сказала Аня, - Я просто больше ничего не умею.
- Анечка, да ты понимаешь, что ты жизнь свою губишь! - с отчаянной жалостью убеждал ее отец, - Ты хочешь выбрать для себя самую неблагодарную профессию на свете! При том, что в тебя знания и способности помещаются, как в совершенно безразмерную тару...
- Да какие знания? Какие способности?!
- Ну... Да хотя бы твой голос.
Аня пошла в вокальную студию. Как только она поздоровалась с педагогом, та просто расцвела.
- Такой специфический голос... Спой мне что-нибудь, что знаешь. Мне важно не что ты споешь, а как ты это слышишь.
Аня спела. Учительница опустила глаза. Аня и сама поняла уже, что петь не может. Как обычно голоса гениальнейших певцов потрясающе звучат, когда они поют, так в жизни они совершенно нейтральны. Анин голос, совершенно уникальный в речи, мгновенно посерел, как только она запела. Больше в студию к разочарованной учительнице вокала она не пошла.
- Ты - красавица... - сказал отец. Аня хмыкнула. Она сама всегда знала, что у нее есть, и чего у нее нет. Красоту заменяла изысканность. Это говорили все - не сговариваясь. Ну, правда, говорили только про изысканность, про то, что она что-то заменяла, молчали, но это была элементарная тактичность.
- Мы оба с тобой знаем, что ты врешь, - сказала Аня.
- Пойди в модельное агентство и проверь сама, что они тебе скажут. Если тебя примут в школу моделей - я буду платить, лишь бы ты занималась стабильной деятельностью.
Он понял, что зря это сказал. Любая стабильность у нее приравнивалась к скуке. Но в агентство она пошла.
- Так-так-так... - проговорил фотограф, придирчиво разглядывая Аню. Софиты действовали на нервы не меньше, чем голубой визажист с шелковым шарфиком, сопливо болтавшимся на его шее. - Фигурка - вполне... Ноги - подиумные, но росточком... Нет, ростом ты подкачала, Аннет... Только фото. Очень изысканная внешность... Пропорции, изгиб шеи, линия носа. Так-так...
Сделали пробы.
Фотографии были замороженными, как треска на рынке, и это было ясно, как божий день. Движение, так выгодно передававшее всю ее изысканность, было грубо остановлено, из него вырывали кадр - кадр с пустыми глазами и скучными позами. Если бы она приняла такую позу на мгновение, задумавшись и посмотрев секунду на окно, увидевший ее имел бы все шансы влюбиться по самые уши.
Унылые, тоскливо-неподвижные фотографии.
Что-то совсем другое, но тем же смыслом ей впаривал фотограф, хотя Ане и так все было ясно.
Ей было все равно. Она настолько мало думала о том, что будет завтра, словно ее завтра
касалось не ее. Даже меньше. Папа боялся, мать - тоже. А Аня не боялось. Было сейчас, были лужи на асфальте, было линованное самолетами небо, линованные листы, была синяя река, сжатая серым бетоном набережной, как скудные строки тетрадных листков зажимают течение динамичных синих чернильных строк. А им так тесно на плоской бумаге.
Завтра, конечно же, будет не хуже. О плохом не думалось.
Мысли были в совсем другом месте. Где-то на прохладном морском берегу. Серое небо, серое море - вовсе не скучный серый цвет. Черные сосны, а она сидела под ними и ждала кого-то. Ждала не мучительно, а вдохновенно, как ждут того, кто должен появиться с минуты на минуту. Он не появляется. Но появится - обязательно. Все кругом размыто, и такой же размытый - тот, кого она ждет. Все мысли какие-то акварельные. Пахнет весной...
Весной...
Воскресным днем, часов в двенадцать, Аня пришла с прогулки, бросила листок в комнате на столе, заперла комнату и улеглась на диван. И заснула.
Отец вошел в комнату и увидел Аню. Он уже несколько лет не видел ее спящей - она спала у себя, и всегда запиралась. Черты у нее были очень очерченными, она походила на законченный, совершенный рисунок тушью. Ключ от ее комнаты лежал рядом с ней. Он взял его и пошел в ее комнату. В ней он был, когда они в последний раз делали у нее ремонт - шесть лет назад.
Комната изменилась. Остались обои, осталась мебель - но и мебели не было толком видно. Стол, небольшой комод, телевизор - все завалено какими-то тетрадями, листами, обрывками - попадались даже записки на салфетках. Он прочитал пару таких записок. Первая:
Ты не знаешь, как боль остра
Другими чернилами, чуть ниже:
не погибну у конца дороги.
Вторая:
Здесь нет никого.
Только мы с тишиной.
Бардак, какого он в жизни не видел. И в ее мыслях, видимо, ничуть не лучше. Видок - как в квартире умалишенного. Или гения, что бесило почему-то больше. Здесь воняло чем-то не таким.
Как будто и правда, живет кто-то потусторонний. Даже не с другой планеты - откуда-то из черной дыры, из параллельного. А сюда загремел по ошибке. Фатальная ошибка... Не знаешь, как боль остра...
Здесь сразу узнаешь... Здесь страшно.
- Тебе что-то нужно? - спросила Аня. Он так и подскочил.
- Ключи увидел... Не сдержался. Да ты не волнуйся, я же не съем ничего... - он попытался рассмеяться и вышел, прикрыв за собой дверь - прикрыл не до конца, и в узкую щель увидел, как Аня садится за стол, пролистывает какую-то тетрадь, вырывает оттуда несколько листов, остальное бросает в урну. Что-то записывает.
Он не был уверен, что многие ее одноклассники вот так же сидят в заваленной бумагами комнате и строчат что-то в бесчисленных тетрадях. Аня посмотрела на него. Он закрыл дверь. В комнате не осталось никого - только она с тишиной.
Аня не вышла из комнаты ни через час, ни на утро, ни спустя сутки. Отец стучал к ней в дверь, уговаривал, отходя на время от ее двери, из-за которой и на следующий вечер не было слышно ни звука, недоумевал - как она там живет? Без еды. Одна. В тишине. Без своих прогулок - он никогда не предполагал, что она может без них жить.
Он снова подошел к двери. Непроницаемая тишина. И никого... У него самого давно бы съехала крыша.
Телевизор не включала, музыку - тоже. Что она сейчас слушает? Сама уходит на какие-то подработки, куда - он не знает. Сама на эти деньги покупает себе диски. Не предположить даже, что за диски. Никогда не говорила.
Не включает. Молчит. Может, можно услышать шорох ручки о бумагу - надо прислушаться... Не слышно. Черт возьми! Убийственно тихо!
- Аня! - позвал он, - Аня, может, ты выйдешь хоть на минуту?
Возможно, она и выходила, пока он спал... почему не отвечает?
- Аня!!! - уже не в шутку гневно прокричал он, - Ты ведешь себя...
Слов не подобрать? Аморально? Глупо? Антиобщественно? Нелепо?
НЕЕСТЕСТВЕННО.
Вышла она утром. Обычное воскресное утро, с запахом кофе и яичницы, банально-светлое кухонное утро с голосом свистящего чайника и мотора подъезжающего к магазину грузовика.
Аня, как обычно, неслышно покинула свое логово, выскользнула на кухню в своей длиннющей футболке. Как обычно налила себе зеленого чая и села за стол. Отец постукивал пальцами по краю стола. Ясно, говорить хочет. Аня набила рот бутербродом, чтобы как можно дольше ничего ему не отвечать.
- Как ты провела время? - натянуто спросил он. Аня показала указательный палец: мол, подожди минуту. Не торопясь, дожевала и сказала:
- Спасибо, ничего. А что?
- Ты не выходила?
- Выходила. Я гуляла.
- Когда? - допытывался он.
- Ночью, - уклончиво ответила она.
- Чем занималась?
Аня удивленно посмотрела на него. Перебор. Обычно он задавал меньше вопросов, и теперь она либо рассердится, либо обидится.
- Я тебя напрягла? Я делала что-то, что тебе мешает?
- Ты поступила... М-м... Жестоко...
Она пожала плечами.
- Ты в школу не пойдешь завтра?
- Не знаю. Это - завтра.
- А что сегодня? Изолятор?
Зря пошутил. Злится... Наблюдать за ней - как за диким животным. Перестаешь контролировать человеческий диалог. Просто готовишься к реакции.
- Ты там был? - спросила она. - Хоть раз?
- Н-нет... - растерялся он.
- И не будешь, - сказала она. Что это означало, он понятия не имел. Хорошо это, плохо - не понять. Решил не спрашивать. В ее измерении этого не понимает, наверное, только последний дебил.
Аня лежала, глядя в потолок.
Ей не бывало скучно. В голове никогда не бывало вакуума, всегда были мысли. Или картины. Потрясающие картины. Полусны, полулюди, полубоги...
Сейчас она ходила по воскресеньям на подработку - раздавала листовки. И ей совсем не было скучно стоять шесть часов на площади с пачкой листовок. Думала-то не о листовках.
Что происходит в недрах...
По потолку ползла длинная трещина. Откуда взялась?
Красивый излом... Аня думала, на что это больше похоже - на трещину в сухой, как кожа древней старухи, пустынной земле, или на молнию, выбелившую небо до штукатурной белизны.
Она заплакала. Ей вдруг так захотелось плакать... Не было ни горечи, ни ослепительного счастья, какие иногда посещали ее, разбивая какой-то барьер и выпуская наружу потоки не беспричинных, а неопределенных слез. Просто было столько всего - магма текла в жилах, и как будто внезапно сигнал боли дошел до ее сознания - очень поздно. Всегда ведь жила...
И плакала - в голос, почти визжа, слепла от кричащего удушья в горле. Никогда, никогда такого не было. НЕ БЫЛО!
Как будто связали. Свободы, обычной свободы будто не стало.
- Но ведь НИЧЕГО НЕ ПРОИЗОШЛО! - воскликнула она воющим голосом, подавившись слезами. Ничего, что могло бы заставить плакать. Почему же я плачу... Будто произошло что-то страшное, но забыла, что, помнила только то, что нужно плакать.
Час? Два? Секунды...
Не понятно. Но все прекратилось. Слезы кончились. Спазмы отпустили. Приснилось?
Да нет. Вот, листки промокли... Все растеклось.
Побывала в черной дыре.
Червоточина, черные черви...
Пиковые черти зубы свои точат.
Что будет, что будет со мной, когда точить закончат?!
Точка.
Стой! Подожди... Наведи в мыслях порядок. Успокойся.